В 2015 году Казанским вертолетным заводом запланирован старт серийного выпуска вертолета Ми-38. Фото новой машины и ее макетов в натуральную величину представлены еще в 1989 году во время международной аэрокосмической выставки в Ле-Бурже. Проектные работы начались двумя годами ранее, но лишь в начале девяностых предприятие приступило к сборке первого опытного экземпляра. На этом трудности, однако, не закончились. Потребовалось более десятилетия для того, чтобы перед этой машиной замаячила перспектива конкретного практического воплощения. Дело в том, что вертолет Ми-38 задуман как смена заслуженного и любимого авиаторами многих стран (и в первую очередь российских) ветерана Ми-8. Задача ответственная, но есть надежда, что новичок не подкачает.
Заменить Ми-8 – задача сложная
Ми-8 стал одним из массовых винтокрылых летательных аппаратов за всю историю мировой авиации. Первый его опытный экземпляр, еще одномоторный, поднялся в воздух в год полета Гагарина. Работали над конструкцией долго и тщательно. Вертолет получился практически идеально соответствующим требованиям, предъявляемым к машинам грузо-пассажирского класса. Его можно использовать для самых разных целей, как гражданских, так и военных. Построено двенадцать тысяч единиц Ми-8 нескольких десятков модификаций. Диапазон применения широк, от сельскохозяйственного до десантно-штурмового назначения. Эксплуатантами стали более полусотни стран в разных климатических поясах планеты — от Арктики до экватора и далее до Антарктики. Среди стран, закупивших этот вертолет, – США, Канада, Южная Корея, Финляндия.
Ми-8 производятся и закупаются по сей день. Машина очень надежна, неприхотлива и проста в обслуживании. Управлять ею легко и приятно. Превзойти этот шедевр – задача амбициозная. Вертолет Ми-38 должен быть еще лучше, причем намного. Топливная эффективность, не столь важная в начале шестидесятых, сегодня становится одним из главных авиационных параметров. Она по сравнению с Ми-8 должна вырасти вдвое, а лучше втрое.
Предыстория создания новой винтокрылой машины
Еще в начале 80-х годов в Советском Союзе стало понятно, что технологический ресурс вертолетного парка гражданской авиации подходит к концу. Несмотря на то, что имеющаяся на оснащении «Аэрофлота» и других ведомств, машина Ми 8 справлялась со своими функциями, стране требовался новый вертолет. Конструкция Ми «восьмого» была практически безупречной. Удачная компоновка вертолета, хорошая авионика и надежные двигатели обеспечили этой машине долгую и продуктивную жизнь. Однако время не стоит на месте. Даже такой надежный и простой в обслуживании летательный аппарат, каким являлся Ми 8, нуждался в замене. Необходимо было расширять линейку средних вертолетов, способных трудиться в самых разных отраслях.
Впервые о создании новой машины заговорили на одном из основных профильных предприятий страны. Специалисты Казанского вертолетного завода, который являлся филиалом конструкторского бюро Миля, смогли в 1983 году предоставить первые эскизные наброски и чертежи вертолета будущего. При беглом знакомстве с технической документации становилось ясно, что новая машина будет принципиально новым летательным аппаратом. Несмотря на это, , которая выступала основным заказчиком новой винтокрылой машины, предъявляла к проекту более высокие технические требования.
До 1987 года шла борьба конструкторских мнений с требованиями заказчика. В результате последующая разработка перспективного вертолета была перенесена в столицу, где за разработку проекта взялись специалисты Московского отделения КБ Миля. Все работы в этом направлении возглавил А.Н. Иванов.
Впервые о новом советском вертолете узнали на Парижском авиасалоне в Ле-Бурже, который проходил в 1989 году. Уже тогда было видно, что СССР, вероятно, удастся создать конкурентоспособную винтокрылую машину. Следует отметить, что на то время в экономике страны стали проявляться первые негативные явления, что неизбежно отразилось на темпах строительства новой авиационной техники. За два последующих года сумели создать только натурный макет нового вертолета, который презентовали на московском авиашоу в августе 1992 года. Это мероприятие проходило уже в новой стране. Великая авиастроительная держава – Советский Союз в декабре 1991 года прекратил свое существование.
В начале 90-х, в самый трудный период в истории развития вертолетостроительной отрасли, российским авиастроителям удалось сделать немало. В 1993 году, несмотря на полное отсутствие финансирования работ, разработчикам удалось собрать первые две опытные машины. С этого момента начинается медленное движение по пути создания нового многоцелевого вертолета для нужд отечественной гражданской авиации.
Внешнее сравнение Ми-8 и Ми-38
На первый взгляд есть много сходного в общих принципах, по которым построены вертолеты Ми-8 и Ми-38. Фото машины демонстрирует определенную преемственность, проявленную в расположении главных узлов и агрегатов. Фюзеляж выполнен по полумонококовой схеме, с плоским полом и округлым аэродинамическим потолком. Шасси неубираемые, трехопорные, несущий винт пятилопастный. Кабина пилота в нижней части непрозрачна, в отличие от фонаря Ми-8. Форма носовой части заострена, вверху над ней нет привычных выступающих обтекателей воздухозаборников турбин. Рулевой винт четырехлопастный. Объемные топливные баки, расположенные у Ми-8 по бортам в нижней части фюзеляжа, спрятаны внутрь Ми-38. Технические характеристики, однако, у этих двух сравниваемых машин существенно отличаются.
Концепция нового вертолета
Новая машина, в соответствии с принятой нумерацией изделий КБ, получила обозначение – многоцелевой вертолет Ми 38. Впервые отечественный летательный аппарат создавался с оглядкой на существующие международные нормы и стандарты в области экологии и безопасности полетов. Строительство новой винтокрылой машины сдвинуло с мертвой точки процесс внедрения сертификации вертолетной техники – отечественный аналог американских и европейских стандартов пригодности воздушных судов к полетам. В Российской Федерации прекрасно отдавали отчет важности вопроса по созданию новых образцов вертолетной техники. Чтобы работы по модернизации вертолетного парка и новые разработки двигались быстрее, в России была принята программа развития вертолетостроительной отрасли.
Вертолет создавался для следующих целей:
- перевозка пассажиров во всех вариантах («эконом-класс», «бизнес-класс»);
- перевозка грузов различного назначения, как внутри салона, так и на внешней подвеске;
- эксплуатация в медицинско-санитарном варианте;
- поисково-спасательная версия.
Основным заказчиком для многоцелевого вертолета является Министерство гражданской авиации. Этой машиной планируется обновить вертолетный парк, представленный сегодня машинами Ми 8 и Ми 17. Более старая машина Ми «восьмой» может быть модернизирована в соответствии с новыми требованиями. Аналогичные требования по модернизации выдвигаются к вертолету Ми 17. Однако в случае с новой машиной речь идет о вертолете нового поколения, среднего класса. Летно-технические характеристики вертолета Ми 38, которые заложены в проект, говорят о том, что машина будет превосходить все однотипные модели по грузоподъемности, по скороподъемности, по уровню технической безопасности полетов и по пассажировместимости.
Винтокрылая машина создавалась с расчетом последующей эксплуатации в разных климатических условиях. Российская машина должна будет стать рабочей лошадкой гражданской авиации для высокоширотных полярных областей, для регионов с жаркими, морским и с переменчивым горным климатом.
Огромный технологический потенциал, который разработчики заложили в конструкцию вертолета, в сочетании с упрощенной схемой технического обслуживания позволяют машине иметь более широкую сферу эксплуатации. Ми «тридцать восьмой» представляет интерес для всех ведомств, которые, так или иначе, сталкиваются с необходимостью высокомобильных воздушных перевозок. По уровню автоматизации новая российская машина признана самым автоматизированным летающим комплексом. На борту воздушного судна будет устанавливаться пилотажно-навигационное оборудование, обеспечивающее полет в автоматическом режиме, включая взлет, посадку и зависание на определенной высоте. Машина является перспективной разработкой, о чем говорит большой интерес, который проявляют к Ми 38 военные. В перспективе предполагается использовать вертолет и в военных целях. Комплекс радиолокационного оборудования и комплекс вооружений для данной модели находится в стадии разработки и проектирования.
Технические показатели
Во-первых, выросла практическая дальность. При полном запасе топлива, равном 3796 литров, вертолет Ми-38 может пролететь 800 км (у Ми-8, в зависимости от модификации, этот показатель колеблется от 425 до 590 км). Стала объемнее грузовая кабина, ее размеры составляют 8630 мм (длина), 2400 мм (ширина) и 1850 мм (высота). Грузоподъемность достигла 6 тонн. Выросла и скорость: у Ми-8 она составляла в среднем 225 км/ч, что на 65 км/ч ниже, чем у Ми-38. Технические характеристики новой машины выгодно отличаются и в плане потолка, в 2012 году на ней был установлен мировой рекорд, составивший 8600 м, но в следующем году выяснилось, что и вертолет-ветеран Ми-8МСБ, если его оснастить двигателями нового типа ТВ3-117ВМА-СБМ1В, тоже кое на что способен. Он поднялся на новую рекордную высоту в 9150 метров. Скороподъемность, однако, осталась «непобитой»: за 6 минут набрать три тысячи метров может только Ми-38. Характеристики этой машины, таким образом, обещают ей долгую и успешную карьеру и в Аэрофлоте, и в ВВС, и за рубежом.
ПЮГПЮАЮРШБЮЕРЯЪ ОН ГЮЙЮГС ЦПЮФДЮМЯЙНИ ЮБХЮЖХХ ДКЪ ГЮЛЕМШ ОЮПЙЮ РПЮМЯОНПРМН-ОЮЯЯЮФХПЯЙХУ лХ-8 Х лХ-17. оН ЯПЮБМЕМХЧ Я лХ-17 БЕПРНКЕР лХ-38 ХЛЕЕР АНКЕЕ БЛЕЯРХРЕКЭМСЧ ЦПСГНОЮЯЯЮФХПЯЙСЧ ЙЮАХМС Х АНКЕЕ ЩПЦНМНЛХВМСЧ ЙЮАХМС ОХКНРНБ, ПЮЯЯВХРЮММСЧ МЮ ЩЙХОЮФ ХГ ДБСУ ВЕКНБЕЙ. пЮГПЮАНРЙЮ БЕПРНКЕРЮ лХ-38 БЕДЕРЯЪ Б ПЮЛЙЮУ ЯНБЛЕЯРМНЦН ОПЕДОПХЪРХЪ «EБПН-лХКЭ». мЮ ОЕПБНЛ ЩРЮОЕ ЯНГДЮЕРЯЪ БЮПХЮМР БЕПРНКЕРЮ Я ДБХЦЮРЕКЕЛ Pratt&Whitney Canada PW-127T/S. лХ-38 — БЕПРНКЕР МНБНЦН ОНЙНКЕМХЪ, ЯОНЯНАЕМ НАЕЯОЕВХРЭ МНБШИ СПНБЕМЭ ЯРЮМДЮПРНБ ЙНЛТНПРЮ Х АЕГНОЮЯМНЯРХ ОПХ БШОНКМЕМХХ ОЮЯЯЮФХПЯЙХУ ОЕПЕБНГНЙ Х ЯОЕЖХЮКЭМШУ ПЮАНР ОН ЙЮРЕЦНПХХ ю (FAR-29).
мЮГМЮВЕМХЕ. лХ-38 — ОПЕДМЮГМЮВЕМ ДКЪ ОЕПЕБНГЙХ ОЮЯЯЮФХПНБ (БЙКЧВЮЪ VIP ОЕПЕБНГЙХ), ОЕПЕБНГЙХ ЦПСГНБ БМСРПХ ЙЮАХМШ Х МЮ БМЕЬМЕИ ОНДБЕЯЙЕ, ОНХЯЙНБН-ЯОЮЯЮРЕКЭМШУ НОЕПЮЖХИ, Ю РЮЙФЕ ДКЪ ЩБЮЙСЮЖХХ АНКЭМШУ. лХ-38 ХЛЕЕР БЛЕЯРХРЕКЭМСЧ ЙЮАХМС, ДБЕПЭ-РПЮО ОН КЕБНЛС АНПРС Х ЦПСГНБСЧ ЯДБХЦЮЕЛСЧ ДБЕПЭ ОН ОПЮБНЛС АНПРС. б ДБЕПХ ОН ОПЮБНЛС АНПРС ЛНФЕР СЯРЮМЮБКХБЮРЭЯЪ АНПРНБЮЪ КЕАЕДЙЮ ЦПСГНОНДЗЕЛМНЯРЭЧ ДН 300 ЙЦ. б ЖЕМРПЕ ОНКЮ ХЛЕЕРЯЪ КЧЙ, Б ЙНРНПНЛ СЯРЮМЮБКХБЮЕРЯЪ ЯХЯРЕЛЮ БМЕЬМЕИ ОНДБЕЯЙХ, ПЮЯЯВХРЮММЮЪ МЮ ЦПСГШ БЕЯНЛ ДН 7000 ЙЦ. йНЛТНПРЮАЕКЭМШИ ОЮЯЯЮФХПЯЙХИ ЯЮКНМ МЮ 30 ЛЕcР Я ЬЮЦНЛ ЙПЕЯЕК 0,765 Л Х ЛХМХЛЮКЭМНИ ЬХПХМНИ ОПНУНДЮ — 0,38 Л. б ОЮЯЯЮФХПЯЙНИ ЙЮАХМЕ ОПЕДСЯЛЮРПХБЮЕРЯЪ АСТЕР, НРДЕКЕМХЕ Я ОНКЙЮЛХ ДКЪ ПЮГЛЕЫЕМХЪ АЮЦЮФЮ, РСЮКЕР. дКЪ ЯНГДЮМХЪ ЙНЛТНПРМШУ СЯКНБХИ Б ЙЮАХМЕ ЩЙХОЮФЮ Х ЦПСГНОЮЯЯЮФХПЯЙНИ ЙЮАХМЕ БЕПРНКЕР НАНПСДСЕРЯЪ ЯХЯРЕЛНИ ЙНМДХЖХНМХПНБЮМХЪ Х БЕМРХКЪЖХХ. оЮЯЯЮФХПЯЙЮЪ ЙЮАХМЮ НАНПСДСЕРЯЪ ЯОЕЖХЮКЭМШЛХ БШУНДЮЛХ Х КЧЙЮЛХ ДКЪ АШЯРПНЦН ОНЙХДЮМХЪ Б ЮБЮПХИМНИ ЯХРСЮЖХХ, ДКЪ ОЮЯЯЮФХПНБ Х ЩЙХОЮФЮ ОПЕДСЯЛЮРПХБЮЧРЯЪ ЯОЮЯЮРЕКЭМШЕ ФХКЕРШ, БЕПРНКЕР НАНПСДСЕРЯЪ ЯОЮЯЮРЕКЭМШЛ ОКНРНЛ Х ЮБЮПХИМН-ЯОЮЯЮРЕКЭМНИ сйб-ПЮДХНЯРЮМЖХЕИ, Б ЯЮМХРЮПМНЛ БЮПХЮМРЕ Б ЦПСГНОЮЯЯЮФХПЯЙНИ ЙЮАХМЕ ЛНЦСР АШРЭ ПЮГЛЕЫЕМШ 16 МНЯХКНЙ. оПЕДСЯЛНРПЕМН НАНПСДНБЮМХЕ БЕПРНКЕРЮ ЯХЯРЕЛНИ ЮБЮПХИМНЦН ОПХБНДМЕМХЪ. лХ-38 НЯМЮЫЮЕРЯЪ МНБЕИЬХЛ ОХКНРЮФМН-МЮБХЦЮЖХНММШЛ ЙНЛОКЕЙЯНЛ, ОНГБНКЪЧЫХЛ НЯСЫЕЯРБКЪРЭ ЯРЮАХКХГЮЖХЧ СЦКНБШУ ОНКНФЕМХИ БЕПРНКЕРЮ Б ОНКЕРЕ ОН ЙПЕМС, ЙСПЯС Х БШЯНРЕ, ЙНМРПНКЭ ПЮАНРШ ДБХЦЮРЕКЪ, РПЮМЯЛХЯЯХХ, ЙНМРПНКЭ ПЮАНРШ ОПХАНПМНЦН НАНПСДНБЮМХЪ. лХ-38 НЯМЮЫЕМ ЯОСРМХЙНБНИ МЮБХЦЮЖХНММНИ ЯХЯРЕЛНИ. дКЪ НРНАПЮФЕМХЪ ХМТНПЛЮЖХХ ЙЮАХМЮ ЩЙХОЮФЮ НАНПСДНБЮМЮ ЖБЕРМШЛХ ЛМНЦНТСМЙЖХНМЮКЭМШЛХ ДХЯОКЕЪЛХ. оНКСВЕМХЕ ПЮДХНКНЙЮЖХНММНИ Х ПЮДХНРЕУМХВЕЯЙНИ ХМТНПЛЮЖХХ НАЕЯОЕВХБЮЕРЯЪ Я ОНЛНЫЭЧ МЮБХЦЮЖХНММНЦН ЛЕРЕНКНЙЮРНПЮ. мЮ лХ-38 ОКЮМХПСЕРЯЪ ПЕЮКХГЮЖХЪ РЕУМНКНЦХХ НАЯКСФХБЮМХЪ ОН ЯНЯРНЪМХЧ. сДЕКЭМЮЪ РПСДНЕЛЙНЯРЭ РЕУМХВЕЯЙНЦН НАЯКСФХБЮМХЪ ЯМХФЕМЮ ОН ЯПЮБМЕМХЧ Я БЕПРНКЕРНЛ лХ-8 ОПХЛЕПМН Б 2 ПЮГЮ ГЮ ЯВЕР БЯРПНЕММНИ ЯХЯРЕЛШ ЮБРНЛЮРХГХПНБЮММНЦН ЙНМРПНКЪ ХЯОПЮБМНЯРХ АНПРНБНЦН НАНПСДНБЮМХЪ Х ДБХЦЮРЕКЕИ, ЯНЙПЮЫЕМХЪ ЙНКХВЕЯРБЮ СГКНБ ЯЛЮГЙХ.
йНМЯРПСЙЖХЪ. бЕПРНКЕР НДМНБХМРНБНИ ЯУЕЛШ ХЛЕЕР СДКХМЕММШИ ТЧГЕКЪФ, Б «ХМЯРПСЙЖХХ ЙНРНПНЦН ОПХЛЕМЪЧРЯЪ РПЕУЯКНИМШЕ ОЮМЕКХ Х ДЕРЮКХ ХГ ЙНЛОНГХРМШУ ЛЮРЕПХЮКНБ. ьЕЯРХКНОЮЯРМЮЪ БРСКЙЮ МЕЯСЫЕЦН БХМРЮ НАНПСДНБЮМЮ ЩКЮЯРНЛЕПМШЛХ ОНДЬХОМХЙЮЛХ ДКЪ ЙПЕОКЕМХЪ МЕЯСЫЕЦН БХМРЮ. пЮГЛЕЫЕМХЕ ДБХЦЮРЕКЕИ ГЮ ЦКЮБМШЛ ПЕДСЙРНПНЛ ЯМХФЮЕР СПНБЕМЭ ЬСЛЮ Б ЙЮАХМЕ Х ОНБШЬЮЕР АЕГНОЮЯМНЯРЭ ОПХ ЮБЮПХИМНИ ОНЯЮДЙЕ. кНОЮЯРХ МЕЯСЫЕЦН Х ПСКЕБНЦН БХМРНБ ХГЦНРЮБКХБЮЧРЯЪ ХГ ЯРЕЙКНСЦКЕОКЮЯРХЙЮ МН РЕУМНКНЦХХ МЕОПЕПШБМНИ МЮЛНРЙХ. дКЪ ГЮЫХРШ НР НАКЕДЕМЕМХЪ КНОЮЯРХ МЕЯСЫЕЦН Х ПСКЕБНЦН БХМРНБ, Ю РЮЙФЕ ОЕПЕДМХЕ ЯРНХКЮ ЙЮАХМШ ЩЙХОЮФЮ, ОПХЕЛМХЙ БНГДСЬМНЦН ДЮБКЕМХЪ Х ОЕПЕДМЪЪ ВЮЯРЭ ОШКЕГЮЫХРМНЦН СЯРПНИЯРБЮ НАНПСДСЧРЯЪ ЩКЕЙРПНРЕОКНБНИ ОПНРХБННАКЕДХМХРЕКЭМНИ ЯХЯРЕЛНИ. яХЯРЕЛЮ ЩКЕЙРПНЯМЮАФЕМХЪ ДСАКХПНБЮММЮЪ. цХДПЮБКХВЕЯЙЮЪ ЯХЯРЕЛЮ БЕПРНКЕРЮ ЯНЯРНХР ХГ РПЕУ ЮБРНМНЛМШУ ЦХДПНЯХЯРЕЛ. оНД ЦПСГНБШЛ ОНКНЛ ПЮГЛЕЫЮЧРЯЪ 6 ЛЪЦЙХУ РНОКХБМШУ АЮЙНБ НАЫЕИ ЕЛЙНЯРЭЧ 3796 К. дКЪ ОЕПЕЦНМНВМШУ ОНКЕРНБ ДЮКЭМНЯРЭЧ ДН 1300 ЙЛ Б ЦПСГНБНИ ЙЮАХМЕ БЕПРНКЕРЮ ЛНФЕР СЯРЮМЮБКХБЮРЭЯЪ ДНОНКМХРЕКЭМШИ РНОКХБМШИ АЮЙ. уПНМНКНЦХЪ ЯНГДЮМХЪ. мЮВЮКН ОПНЕЙРХПНБЮМХЪ — 1981 Ц. оПЕГЕМРЮЖХЪ ЛНДЕКХ Б кЕ аСПФЕ — 1989 Ц. лЮЙЕР — ЮБЦСЯР 1991 Ц. оПЕГЕМРЮЖХЪ МЮРСПМНЦН ЛЮЙЕРЮ — лНЯЮЩПНЬНС — 1992 Ц. мЮВЮКН ХГЦНРНБКЕМХЪ ДБСУ НОШРМШУ ЩЙГЕЛОКЪПНБ — 1993 Ц. оПЕГЕМРЮЖХЪ ДНПЮАНРЮММНЦН ЛЮЙЕРЮ — люйя-95.
яНЯРНЪМХЕ. б 1994-1999 ЦЦ. ОПНБЕДЕМН ПЮАНВЕЕ ОПНЕЙРХПНБЮМХЕ, ГЮБЕПЬЕМЮ ОНЯРПНИЙЮ НОШРМШУ НАПЮГЖНБ ДКЪ ЯРЮРХВЕЯЙХУ Х ДХМЮЛХВЕЯЙХУ ХЯОШРЮМХИ. б 2001 Ц. ОПНБЕДЕМШ КЕРМШЕ ХЯОШРЮМХЪ ЙНЛОКЕЙРЮ КНОЮЯРЕИ МЮ КЕРЮЧЫЕИ КЮАНПЮРНПХХ, ЯНГДЮММНИ МЮ АЮГЕ БЕПРНКЕРЮ лХ-17. б ЯЕПЕДХМЕ 2003 Ц. МЮ йЮГЮМЯЙНЛ БЕПРНКЕРМНЛ ГЮБНДЕ ГЮБЕПЬЕМЮ ОНЯРПНИЙЮ ОПНРНРХОЮ ╧1 ДКЪ МЮВЮКЮ КЕРМШУ ХЯОШРЮМХИ. оНЯКЕ ОПНБЕДЕМХЪ ГЮБНДЯЙХУ ХЯОШРЮМХИ СВЮЯРМХЙЮЛХ НАЗЕДХМЕМХЪ АСДЕР ОПХМХЛЮРЭЯЪ ПЕЬЕМХЕ Н ЯРПНХРЕКЭЯРБЕ ДПСЦХУ ОПНРНРХОНБ, ЯПНЙЮУ ЯЕПРХТХЙЮЖХХ Х МЮВЮКЕ ЯЕПХИМНЦН ОПНХГБНДЯРБЮ.
22 ДЕЙЮАПЪ 2003 Ц. МЮ ЮЩПНДПНЛЕ йЮГЮМЯЙНЦН БЕПРНКЕРМНЦН ГЮБНДЮ ЯНЯРНЪКЯЪ ОЕПБШИ ОНКЕР ЛМНЦНЖЕКЕБНЦН БЕПРНКЕРЮ МНБНЦН ОНЙНКЕМХЪ лХ-38. еЦН БШОНКМХКХ КЕРВХЙХ-ХЯОШРЮРЕКХ лбг ХЛ. лк.лХКЪ б.м.йНБРЮМХМ Х ю.л.йкхлнб. оНКЕР ОПНДНКФЮКЯЪ 6 ЛХМСР. мЮ ЯКЕДСЧЫХИ ДЕМЭ БЕПРНКЕР ДЕЛНМЯРПХПНБЮКХ Б БНГДСУЕ НТХЖХЮКЭМШЛ КХЖЮЛ пт: БХЖЕ-ОПЕЛЭЕПС а.яюКЕЬХМС, цЕМЕПЮКЭМНЛС ДХПЕЙРНПС ╚пНЯЮБХЮЙНЯЛНЯЮ╩ ч.м.йНОРЕБС Х ДП.
кру:
лНДХТХЙЮЖХЪ | лХ-38 |
дХЮЛЕРП МЕЯСЫЕЦН БХМРЮ, Л | 21.10 |
дХЮЛЕРП ПСКЕБНЦН БХМРЮ, Л | 3.84 |
дКХМЮ,Л | 25.22 |
бШЯНРЮ ,Л | 5.56 |
ьХПХМЮ, Л | 4.50 |
лЮЯЯЮ, ЙЦ | |
ОСЯРНЦН | 8300 |
МНПЛЮКЭМЮЪ БГКЕРМЮЪ | 14200 |
ЛЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ БГКЕРМЮЪ | 15600 |
рХО ДБХЦЮРЕКЪ | 2 црд PW-127T/S |
лНЫМНЯРЭ, К.Я. | 2 У 2500 |
лЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ ЯЙНПНЯРЭ, ЙЛ/В | 285 |
йПЕИЯЕПЯЙЮЪ ЯЙНПНЯРЭ, ЙЛ/В | 275 |
оЕПЕЦНМНВМЮЪ ДЮКЭМНЯРЭ, ЙЛ | 1350 |
оПЮЙРХВЕЯЙЮЪ ДЮКЭМНЯРЭ, ЙЛ | 820 |
пЮДХСЯ ДЕИЯРБХЪ, ЙЛ | 325 |
оПЮЙРХВЕЯЙХИ ОНРНКНЙ, Л | 5200 |
яРЮРХВЕЯЙХИ ОНРНКНЙ, Л | 2500 |
щЙХОЮФ, ВЕК | 2 |
оНКЕГМЮЪ МЮЦПСГЙЮ: | 32 ОЮЯЯЮФХПЮ ХКХ 5000 ЙЦ ЦПСГЮ Б ЙЮАХМЕ ХКХ ДН 6000 ЙЦ ЦПСГЮ МЮ ОНДБЕЯЙЕ |
дНО. ХМТНПЛЮЖХЪ : |
тНРНЦПЮТХХ: | оЕПБШИ ОНКЕР лХ-38 |
оЕПБШИ НАПЮГЕЖ лХ-38 | |
оЕПБШИ НАПЮГЕЖ лХ-38 | |
хЯОШРЮРЕКЭМШИ ОНКЕР лХ-38 Б ЮБЦСЯРЕ 2004 ЦНДЮ | |
хЯОШРЮРЕКЭМШИ ОНКЕР лХ-38 Б НЙРЪАПЕ 2004 ЦНДЮ | |
лХ-38 МЮ люйяЕ | |
лХ-38 МЮ люйяЕ |
яУЕЛШ:
лХ-38 |
бЮПХЮМРШ НЙПЮЯЙХ:
лХ-38 |
яОХЯНЙ ХЯРНВМХЙНБ: |
йЮРЮКНЦ «бЕПРНКЕРМШИ ЛХП пНЯЯХХ 2003» лНЯЙНБЯЙХИ БЕПРНКЕРМШИ ГЮБНД ХЛЕМХ л. к. лХКЪ. рПЮМЯОНПРМН-ОЮЯЯЮФХПЯЙХИ БЕПРНКЕР лХ-38 лЮЙЯХЛ яРЮПНЯРХМ. бЯЕ БЕПРНКЕРШ лХПЮ. лХКЭ лХ-38 лХП юБХЮЖХХ. мНБШИ РПЮМЯОНПРМШИ БЕПРНКЕР лХ-38 юБХЮЖХЪ Х бПЕЛЪ. оЕПБШИ ОНКЕР БЕПРНКЕРЮ лХ-38 е.х.пСФХЖЙХИ. бЕПРНКЕРШ |
сЦНКНЙ МЕАЮ. 2004
Технологические новшества материалов
Прошли те времена, когда летательные аппараты во всем мире делали только из дюраля. Вертолет Ми-38 изготовлен с широким применением пластиковых и композитных материалов. Лопасти обоих винтов имеют многослойную структуру, выполнены намоточным методом, что обеспечило их высокую эластичность и практически неограниченный срок использования (как минимум в течение всего времени эксплуатации машины). Полимерный материал также использован в изготовлении втулок несущего и рулевого винтов (установлены так называемые эластомерные подшипники), в результате чего смазка этим узлам не требуется. При изготовлении несиловых элементов фюзеляжа (капотов, кокпита, приборных досок, наружной поверхности рампы и балочных обтекателей) применены трехслойные сэндвичные панели. Комбинированная обшивка состоит из внешнего металлического и внутреннего полимерно-сотового слоев.
Силовая установка
В идеале мощность, требуемая для эффективной эксплуатации машины, составляет 5000 л. с. Ее развивают два двигателя. Существовало два варианта комплектации силовой установки Ми-38. 2 турбовальных двигателя «Пратт энд Уитни Кэнада» развивают нужное усилие, обеспечивая требуемые экономические показатели. Управляет их работой бустерная система, обладающая тройным резервированием. Такая схема диктовалась высоким экспортным потенциалом новой машины. В 1990 году предполагалось, что она будет производиться специально созданным СП «Евромиль», акционерами которого станут завод им. Миля, Казанский вертолётный и НПО им. В.Я.Климова. Надежды, однако, не оправдались, европейский концерн через 13 лет покинул состав правления совместного предприятия, хотя продолжает сотрудничать с ним на взаимовыгодных условиях. Скорее всего, серийные образцы будут комплектоваться климовскими моторами ТВ7-117В, которые не хуже заокеанских аналогов, хотя обладают несколько меньшей мощностью (2 х 2350 = 4700 л.с.,) но вполне успешно смогут поднимать Ми-38. Вертолет, характеристики которого пострадают от этого незначительно, останется независимым от импортных поставок.
Приборы
Современный комплекс авионики ИБКО-38 разработан и изготовлен , в нем осуществлена технология «прозрачной кабины». Это означает, что благодаря приборам экипаж сможет иметь круговой обзор, визуально оценивая обстановку вокруг воздушного судна и под ним. Рабочие места пилотов снабжены пятью жидкокристаллическими дисплеями, вычислительный комплекс осуществляет цифровое управление режимами двигателей и всего бортового оборудования. Автопилот также работает на основе БЭВМ. Навигация оснащена допплеровским спидометром. В носовой части расположена РЛС, помимо пространственного положения машины оценивающая и метеоусловия. Есть также отдельная телекамера, позволяющая контролировать положение груза на внешней подвеске. Массовые и центровочные характеристики оцениваются автоматически.
Вопросы безопасности
Для успешного прохождения международной сертификации любой авиапроизводитель должен обеспечить выполнение ряда условий международной организации ИКАО. Всего на настоящий момент произведено четыре опытных экземпляра. Последний Ми-38 (ОП-4) отличается от предыдущего наличием топливной системы, выдерживающей сильные удары о грунт. Таким образом, достигается высокий уровень пожаробезопасности. Шасси, гасящие импульс от столкновения с землей при высоких скоростях снижения, также являются мерой повышения живучести экипажа и пассажиров при возникновении внештатной ситуации, но они были конструктивно предусмотрены уже при разработке предыдущих экземпляров (ОП-2 и ОП-3) вертолета Ми-38.
2014 год стал датой завершения всех испытательных мероприятий и окончанием предварительных проектных работ. После запуска серийного производства усовершенствование конструкции, несомненно, будет продолжено, в том числе и в аспекте повышения безопасности эксплуатации.
[править] Примечания
- [1]
- [2]
- [3]
- [4]
- [5]
- [6]
- [7]
- [8]
- [9]
- [10]
- [11]
- [12]
- [13]
Ми-38 | |
История | XX век • XXI век |
Европа | Австрия • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия • Румыния • Сан-Марино • Северная Македония • Сербия • Словакия • Словения • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония |
Азия | Абхазия • Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • Китай • КНДР • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Палестина • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Южная Корея • Южная Осетия • Япония |
Америка | Антигуа и Барбуда • Аргентина • Багамы • Барбадос • Белиз • Боливия • Бразилия • Венесуэла • Гаити • Гватемала • Гондурас • Гренада • Доминика • Доминиканская Республика • Канада • Колумбия • Коста-Рика • Куба • Мексика • Никарагуа • Панама • Парагвай • Перу • Сальвадор • Сент-Винсент и Гренадины • Сент-Китс и Невис • Сент-Люсия • Суринам • США • Тринидад и Тобаго • Уругвай • Чили • Эквадор • Ямайка |
Африка | Алжир • Ангола • Бенин • Ботсвана • Буркина Фасо • Бурунди • Габон • Гамбия • Гана • Гвинея • Гвинея-Бисау • Джибути • ДР Конго • Египет • Замбия • Западная Сахара • Зимбабве • Кабо-Верде • Камерун • Кения • Коморы • Конго • Кот-д’Ивуар • Лесото • Либерия • Ливия • Маврикий • Мавритания • Мадагаскар • Малави • Мали • Марокко • Мозамбик • Намибия • Нигер • Нигерия • Руанда • Сан-Томе и Принсипи • Сейшельские Острова • Сенегал • Сомали • Судан • Сьерра-Леоне • Танзания • Того • Тунис • Уганда • ЦАР • Чад • Экваториальная Гвинея • Эритрея • Эсватини • Эфиопия • ЮАР • Южном Судане |
Австралия и Океания | Австралия • Новая Зеландия • Палау • Вануату • Кирибати • Маршалловы Острова • Науру • Папуа — Новая Гвинея • Самоа • Соломоновы Острова • Тонга • Тувалу • Федеративные Штаты Микронезии • Фиджи |
Темы | Разработка • Производство • Комплектующие и материалы • Сравнение с аналогами |
Источник — «»
Категории: Ми-38 | Комплектующие
Погрузочно-разгрузочные опции
Уже при разработке базовой модели специалисты КБ им. Миля понимали, что, коль скоро ими создается многоцелевая машина, ее следует приспособить к решению максимально широкого круга задач. Для этого нужно продумать возможность достаточно простой постройки профильных модификаций на основе основной схемы. Для начала нужна пассажирская машина (в этом варианте она вмещает 32 человека). О потребностях вооруженных сил также не стоит забывать, Министерство обороны – заказчик выгодный и надежный. Народному хозяйству также потребуется замена Ми-8, следовательно, грузовая модификация тоже нужна. МЧС пригодится санитарный вертолет. А дальше – время покажет.
Во всех случаях машине нужны простые, надежные и удобные средства погрузки и такелажа. Всем этим оснащен вертолет Ми-38. Фото грузового салона поражает продуманностью расположения всех узлов, предназначенных для решения этой задачи. Грузовая рампа имеет ширину 1800 мм, она снабжена подъемным механизмом с дистанционным гидроуправлением. В проеме боковой грузовой двери смонтирована универсальная лебедка высокой (300 кг) грузоподъемности, а перемещения внутри салона облегчаются благодаря съемным роликовым дорожкам.