Эволюция Ми-8. Как легендарной «восьмерке» удается идти в ногу со временем


В год 60-летия первого полета Ми-8 рассказываем об истории этой знаменитой машины и ее современных модификациях

В Национальном центре вертолетостроения им. М.Л. Миля и Н.И. Камова завершились опытно-конструкторские работы по усовершенствованию вертолета Ми-8МТВ-5-1. По данным холдинга «Вертолеты России» (входит в госкорпорацию «Ростех»), обновленная машина отвечает всем современным требованиям армейской авиации Воздушно-космических сил РФ. Следующий этап — серийное производство и поставка в войска.

Рождение легенды

Вертолет Ми-8 (на первых этапах разработки В-8) создавался в рамках проекта модернизации многоцелевого вертолета Ми-4, выпускавшегося с начала 1950-х годов. Сперва «воcьмерку» планировалось оснастить газотурбинным двигателем вместо поршневого, улучшить эргономику и повысить грузоподъемность. В итоге коллектив разработчиков под руководством конструктора Михаила Миля создал новый летательный аппарат: силовая установка была перенесена из носовой части в пространство над салоном, кабина пилотов оснащена более обширным остеклением, вместо четырехопорного установлено трехопорное шасси.

Пассажирский вертолет В-8, 1962 год

Источник изображения: © Е.Полонский/ТАСС

9 июля 1961 года в воздух поднялся первый опытный экземпляр В-8 с одним турбовинтовым двигателем АИ-24В и четырехлопастным винтом. 2 августа 1962 года прототип В-8А с двумя двигателями ТВ2-117 и пятилопастным винтом впервые оторвал от земли летчик-испытатель Николай Лёшин, а 17 сентября того же года машина совершила первый полноценный полет.

Новинку показали на воздушном параде в Тушино, а затем выставили на ВДНХ как образец новейших технологий в вертолетостроении. Серийное производство Ми-8 стартовало в марте 1965 года в Казани.

Технические характеристики ЛТХ МИ-8 1965 года

  • Годы производства: с 1965 года.
  • Всего изготовлено: около 12 тыс.шт.
  • Боевое применение: военные конфликты второй половины XX века.
  • Экипаж – 3 человека, десант – до 28 человек.
  • Взлетная масса – 12 т.
  • Размеры: длина (с винтами) – 25,3 м, высота (с рулевым винтом) – 5,5 м, диаметр несущего винта – 21,3 м.
  • Вооружение: 1×12,7-мм или 7,62-мм пулемет, точки подвески для неуправляемых авиационных ракет и бомб.
  • Двигатели газотурбинные.
  • Максимальная скорость – 260 км/ч.
  • Практический потолок – 4,2 км.
  • Дальность полета – 425-480 км.

Фото вертолета

Видео о МИ-8

Вертолет 100 профессий

Спрос на Ми-8 превзошел все ожидания: в 1970-м даже пришлось запускать второе серийное производство в Улан-Удэ. Первыми все преимущества новой машины оценили на «гражданке». Ми-8 способен работать в условиях труднодоступной для других видов транспорта местности, садиться и взлетать с небольших неподготовленных площадок. Машину с такими размерами и грузоподъемностью очень ждали в отдаленных регионах страны, в местах, где велась добыча полезных ископаемых, добраться до которых можно было лишь по воздуху.


Цех окончательной сборки вертолетов Ми-8, Улан-Удэ, 1993 год

Источник изображения: © Владимир Матвиевский/ТАСС

В 1968 году на вооружение принимается военная модификация Ми-8. Первые боевые вертолеты были предназначены для перевозки личного состава и вооружения, десантирования подразделений морской пехоты, эвакуации раненых, огневой поддержки, подавления огневых точек противника, постановки помех. Со временем применение Ми-8 в вооруженных силах расширилось, появились вертолеты-минеры, летающие мастерские, заправщики и даже амфибии.

Всего с 1960-х выпущено около 100 модификаций этой универсальной машины. Сегодня легендарные «восьмерки» можно увидеть по всему миру — вертолет поставлялся более чем в 80 стран. Конструкция Ми-8 оказалась настолько успешной, что производство и совершенствование вертолета не прекращается до сих пор.

Катастрофы Ми-8 в мирное время

Разбирая катастрофы и аварии на Ми-8, случившиеся вне боевых действий можно константировать, что основные лётные происшествия произошли: из-за человеческого фактора – 41,5%; отказ авиатехники – 37,7%; плохие метеоусловия – 7%; по другим причинам – 14%.

Вот наиболее характерная катастрофа по причине человеческого фактора. При полёте над городом Грозный 10 марта 2005 года в Чеченской народной республике вертолёт Ми-8 зацепился за высоковольтную линию электропередач. Погибли 15 человек, одному удалось выжить.

Вот ещё одна подобная, но более резонансная катастрофа. 28 апреля 2002 года возле посёлка Ермаки в условиях плохой видимости Ми-8 врезался в линию электропередач. На борту находился губернатор Красноярского края Александр Лебедь и его ближайшее окружение. Вместе с главой края погибли 9 человек.

Ми-8

Случай человеческой халатности подтверждает следующая катастрофа. При перелёте из Сургута в Лянтор 30 августа 2001 года, выпавший трос из открытой двери Ми-8 попал в район рулевого винта и его отбросило в несущий винт. Машина стала неуправляемой, перевернулась и рухнула в болото. Погибли пять человек.

В таких случаях, как говорится, комментарии излишни.

Ми-8МТВ-5М

В конце августа Казанский вертолетный посетил министр обороны России Сергей Шойгу, которому была продемонстрирована модернизированная версия военно-транспортного вертолета Ми-8МТВ-5-1, стоящего на вооружении российской армии.

Военно-транспортный вертолет Ми-8МТВ-5-1, на основе которого создан Ми-8МТВ-5М

Источник изображения: © Донат Сорокин/ТАСС

Ми-8МТВ-5-1 поставляется силовым структурам РФ с 2011 года. По данным Ростеха, он предназначен для широкого спектра задач, среди которых перевозка грузов до 4 т и участие в поисково-спасательных операциях. Одним из главных отличий Ми-8МТВ-5-1 стало то, что вертолет может прекрасно ориентироваться даже в полной темноте. В кабине пилотов установлено светотехническое оборудование, которое в комплексе с очками ночного видения позволяет летать в темное время суток на предельно малых высотах, взлетать и садиться на неподготовленные площадки.

Среди конструктивных особенностей фюзеляжа Ми-8МТВ-5-1 — расширенная левая дверь. Вместо стандартных створок, откидывающихся вручную, — аппарель, которая открывается с помощью гидравлического привода, что значительно сокращает время подготовки вертолета к погрузке и выгрузке.

Новая версия — Ми-8МТВ-5М, которую показали министру обороны, получила самое современное бортовое оборудование: многофункциональный дисплей, цифровой автопилот, современный комплекс связи и вспомогательную силовую установку ТА-14 отечественного производства.

Ми-8МТВ-5М также способен выполнять ночные полеты с применением очков ночного видения, а его системы навигации и контроля метеорологической обстановки интегрированы в единое информационное поле. Современный комплекс средств связи унифицирован со всеми поставляемыми в интересах Минобороны России вертолетами и обеспечивает функцию обмена данными между машинами. Вертолеты Ми-8МТВ-5-1, находящиеся в эксплуатации, могут быть доработаны до облика модернизированного Ми-8МТВ-5М.

В дальнейших планах модернизации вертолетов серии Ми-8/17 для военно-транспортных версий, поставляемых различным заказчикам, — улучшение летно-технических характеристик за счет применения новой несущей системы. Машины будут оборудованы лопастями вертолета Ми-38 и Х-образным рулевым винтом. На этапе проектирования лопастей для Ми-38 они испытывались на «восьмерке». Таким образом, это техническое решение уже опробовано и будет внедряться в серию Алексей Белых, управляющий директор Казанского вертолетного завода

яКЕДСЧЫХЛ БЮФМШЛ ЩРЮОНЛ ЛНДЕПМХГЮЖХХ лХ-8 ЯРЮКН НЯМЮЫЕМХЕ ЕЦН БШЯНРМШЛХ ДБХЦЮРЕКЪЛХ рбг-117бл, ОЕПБШЕ НАПЮГЖШ ЙНРНПШУ ОПНЬКХ ХЯОШРЮМХЪ Б 1985-Л. гЮ ДБЮ ЦЮДЮ Б нйа лХКЪ ЯНГДЮКХ МНБСЧ АЮГНБСЧ ЛНДЕКЭ лХ-8лрб

(
лХ-17-1б
Б ЩЙЯОНПРМНЛ БЮПХЮМРЕ), ЯОНЯНАМСЧ БГКЕРЮРЭ Х ЯЮДХРЭЯЪ МЮ БШЯНРЮУ ДН 4000 Л Х КЕРЮРЭ МЮ БШЯНРЮУ ДН 6000 Л. йПНЛЕ ОНРНКЙНБ, БНГПНЯКХ ЯЙНПНОНДЗЕЛМНЯРЭ, ДЮКЭМНЯРЭ Х Р. Д. мНБЮЪ АЮГНБЮЪ ЛНДЕКЭ НРКХВЮКЮЯЭ ЯНБПЕЛЕММШЛ НАНПСДНБЮМХЕЛ, БЙКЧВЮЧЫХЛ ЛЕРЕНПЮДХНКНЙЮЖХНММСЧ ЯРЮМЖХЧ Х ПЮДХНЯРЮМЖХЧ ДЮКЭМЕИ МЮБХЦЮЖХХ, ХЛЕКЮ АПНМХПНБЮМХЕ, ОПНРЕЙРХПНБЮММШЕ АЮЙХ Я ОЕМНОНКХСПЕРЮМНБШЛ ГЮОНКМХРЕКЕЛ, МНЯНБНИ Х ЙНПЛНБНИ ОСКЕЛЕРШ ойр, ЬЕЯРЭ ОНДБЕЯМШУ АЮКНВМШУ ДЕПФЮРЕКЕИ Х ЬЙБНПМЕБШЕ СЯРЮМНБЙХ ОНД НПСФХЕ ДЕЯЮМРМХЙНБ.

я СВЕРНЛ «ЮТЦЮМЯЙНЦН» НОШРЮ ОНБШЯХКХ ФХБСВЕЯРЭ ВЮЯРЕИ Х ЮЦПЕЦЮРНБ БЕПРНКЕРЮ, Ю ДКЪ АЕГНОЮЯМНЯРХ ЩЙЯОКСЮРЮЖХХ МЮ лХ-8лрб СЯРЮМНБХКХ ПЮГПЮАНРЮММСЧ ЯНБЛЕЯРМН Я ТПЮМЖСГЯЙХЛХ ТХПЛЮЛХ ЯХЯРЕЛС ЮБЮПХИМНЦН ОПХБНДМЕМХЪ. я 1988-ЦН МЮВЮКНЯЭ НЯБНЕМХЕ ЯЕПХИМНЦН ОПНХГБНДЯРБЮ лХ-8лрб (лХ-8лрб-1) Б йЮГЮМХ. аЮГНБСЧ ЛНДЕКЭ ЛНФМН ХЯОНКЭГНБЮРЭ Б РПЮМЯОНПРМНЛ, ДЕЯЮМРМНЛ, ДЕЯЮМРМН-ЬРСПЛНБНЛ, ЯЮМХРЮПМНЛ, ОЕПЕЦНМНВМНЛ БЮПХЮМРЮУ, Ю РЮЙФЕ Б БЮПХЮМРЮУ БЕПРНКЕРЮ НЦМЕБНИ ОНДДЕПФЙХ Х ОНЯРЮМНБЫХЙЮ ЛХМ.

мЮ ГЮБНДЕ Б сКЮМ-сДЩ лХ-8лрб ОНЬЕК Б ЯЕПХЧ Б 1991-Л Я МЕАНКЭЬХЛХ ХГЛЕМЕМХЪЛХ Б НАНПСДНБЮМХХ ОНД НАНГМЮВЕМХЕЛ лХ-8юлр (ЩЙЯОНПРМШИ ЬХТП — лХ-171). сКЮМ-СДЩМЯЙХЕ БЕПРНКЕРНЯРПНХРЕКХ ОНЯРПНХКХ СФЕ МЕЯЙНКЭЙН ЯНРЕМ РЮЙХУ ЛЮЬХМ. б 1997-Л лХ-171 Б пНЯЯХХ ОНКСВХК ЯЕПРХТХЙЮР РХОЮ, Ю ДБЮ ЦНДЮ ЯОСЯРЪ — ЯЕПРХТХЙЮР РХОЮ Б йХРЮЕ ОН ЮЛЕПХЙЮМЯЙХЛ МНПЛЮЛ FAR-29 Б ОЮЯЯЮФХПЯЙНЛ Х ЦПСГНБНЛ БЮПХЮМРЮУ ДКЪ ОНКЕРЮ МЮД ЯСЬЕИ Х БНДМНИ ОНБЕПУМНЯРЭЧ.

бЯКЕД ГЮ лХ-8лрб-1 Б 1990-Е МЮ ЙЮГЮМЯЙНЛ ГЮБНДЕ ОНЯКЕДНБЮКХ АЮГНБШЕ ЛНДХТХЙЮЖХХ лХ-8лрб-2 Х лХ-8лрб-3. б ХУ ЙЮАХМЕ ПЮГЛЕЫЮКНЯЭ ДН 30 ДЕЯЮМРМХЙНБ. щРХ ЛЮЬХМШ ХЛЕКХ СЯХКЕММНЕ АПНМХПНБЮМХЕ, ЛНДЕПМХГХПНБЮММШЕ ЯХЯРЕЛШ. мЮ лХ-8лрб-3 ХГ ЬЕЯРХ АЮКНВМШУ ДЕПФЮРЕКЕИ НЯРЮКНЯЭ РНКЭЙН ВЕРШПЕ, МН ОПХ ЩРНЛ ВХЯКН БНГЛНФМШУ БЮПХЮМРНБ ОНДБЕЯЙХ БННПСФЕМХЪ СБЕКХВХКНЯЭ Я 8 ДН 24. бЕПРНКЕРШ ОНКСВХКХ ПСКЕБНИ БХМР Я СБЕКХВЕММНИ УНПДНИ КНОЮЯРЕИ Х ОНБШЬЕММНИ ФЕЯРЙНЯРЭЧ ОПНБНДЙХ СОПЮБКЕМХЪ, ЯХЯРЕЛС АЕЯОЮПЮЬЧРМНЦН ДЕЯЮМРХПНБЮМХЪ Х АНПРНБСЧ ЯРПЕКС АНКЭЬЕИ ЦПСГНОНДЗЕЛМНЯРХ.

лХ-8лрб-3 Б 1991-Л ОНЯКСФХК ОПНРНРХОНЛ ДКЪ ЩЙЯОНПРМНИ ЛНДХТХЙЮЖХХ лХ-172, ОПНЬЕДЬЕИ Б 1994-Л ЯЕПРХТХЙЮЖХЧ Б ХМДХИЯЙНЛ ЮБХЮПЕЦХЯРПЕ ОН ЮЛЕПХЙЮМЯЙХЛ МНПЛЮЛ FAR-29. бЯЕ СЯНБЕПЬЕМЯРБНБЮМХЪ, НОПНАНБЮММШЕ МЮ ЩРХУ ЛНДХТХЙЮЖХЪУ, Б 1992-Л БМЕДПХКХ Х МЮ МНБНИ ДЕЛНМЯРПЮЖХНММНИ ЛНДЕКХ лХ-17л. йПНЛЕ РНЦН, МЮ МЕИ СЯРЮМНБХКХ ЛЕФДСМЮПНДМСЧ МЮБХЦЮЖХНММСЧ ЯХЯРЕЛС Х СЯНБЕПЬЕМЯРБНБЮММСЧ пкя, СБЕКХВХКХ АНЙНБШЕ ДБЕПХ, Ю ГЮДМХИ ЦПСГНБНИ КЧЙ ОЕПЕДЕКЮКХ ОН РХОС лХ-26 (ЯН ЯРБНПЙЮЛХ СЛЕМЭЬЕММНЦН ПЮГЛЕПЮ Х НОСЯЙЮЧЫХЛЯЪ РПЮОНЛ-ЮООЮПЕКЭЧ). аНКЭЬНИ КЧЙ Б ОНКС ОНГБНКХК СЯРЮМНБХРЭ ЯХЯРЕЛС БМЕЬМЕИ ОНДБЕЯЙХ ЦПСГНОНДЗЕЛМНЯРЭЧ 5 Р.

щРЮ ДЕЛНМЯРПЮЖХНММЮЪ ЛНДЕКЭ ОНЯКСФХКЮ НЯМНБНИ ДКЪ ЯНГДЮМХЪ Б 1997-Л лХ-8лрб-5 (лХ-17лд), ОНКЭГСЧЫЕИЯЪ АНКЭЬХЛ СЯОЕУНЛ МЮ ЛЕФДСМЮПНДМНЛ ЮБХЮЖХНММНЛ ПШМЙЕ. оН ДНЦНБНПС Я ЙЮМЮДЯЙНИ ТХПЛНИ ЙЮГЮМЯЙХЛХ БЕПРНКЕРНЯРПНХРЕКЪЛХ РЮЙФЕ ОПНПЮАЮРШБЮЕРЯЪ ЯНБЛЕЯРМЮЪ ЛНДХТХЙЮЖХЪ лХ-17йт. б 1998-Л ДНПЮАНРЮММШЕ БЮПХЮМРШ лХ-171 Х лХ-172 ОНКСВХКХ НРЕВЕЯРБЕММШИ ЯЕПРХТХЙЮР РХОЮ ОН ЮЛЕПХЙЮМЯЙХЛ МНПЛЮЛ FAR-29. хЛ ОПХЯБНЕМШ НАНГМЮВЕМХЪ лХ-171ю Х лХ-172ю.

оНЯКЕ ПЮГБЮКЮ яяяп ЩЙХОЮФХ лХ-8 ОПНДНКФЮЧР ХЯОПЮБМН БШОНКМЪРЭ ЯБНИ МЕКЕЦЙХИ БНХМЯЙХИ ДНКЦ Б ЦНПЪВХУ РНВЙЮУ пНЯЯХХ Х ямц. «бНЯЭЛЕПЙХ» ЬХПНЙН ХЯОНКЭГНБЮКХЯЭ БН БПЕЛЪ ЙНМТКХЙРНБ Б мЮЦНПМНЛ йЮПЮАЮУЕ, Б юАУЮГХХ Х Б рЮДФХЙХЯРЮМЕ. сМХЙЮКЭМШЕ БШЯНРМШЕ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙХ лХ-8лрб ЯДЕКЮКХ ХУ МЕГЮЛЕМХЛШЛХ Б БШЯНЙНЦНПМШУ ПЮИНМЮУ. рНКЭЙН НМХ ЛНЦСР НАЕЯОЕВХРЭ АНЕБШЕ ДЕИЯРБХЪ МЮ БШЯНРЮУ ЯБШЬЕ 3500-4000 Л.

нМХ ЬХПНЙН ХЯОНКЭГНБЮКХЯЭ БН БПЕЛЪ ЙНМРПРЕППНПХЯРХВЕЯЙХУ НОЕПЮЖХИ Б вЕВМЕ. б 1995-Л ГДЕЯЭ ДЕИЯРБНБЮКХ МЕЯЙНКЭЙН ЩЯЙЮДПХКХИ лХ-8, ЙНРНПШЕ ХЯОНКЭГНБЮКХЯЭ ОПЕХЛСЫЕЯРБЕММН ДКЪ ОЕПЕАПНЯЙХ КХВМНЦН ЯНЯРЮБЮ, ЕЦН ГЮЛЕМШ МЮ ОНГХЖХЪУ, ОНДБНГЮ АНЕОПХОЮЯНБ Х ОПНДНБНКЭЯРБХЪ, БШБНГЮ ПЮМЕМШУ Х АНКЭМШУ, Ю РЮЙФЕ ЩБЮЙСЮЖХХ АЕФЕМЖЕБ Х НЙЮГЮМХЪ БЯЕЯРНПНММЕИ ЦСЛЮМХРЮПМНИ ОНЛНЫХ МЮЯЕКЕМХЧ.
кру:

лНДХТХЙЮЖХЪлХ-8лрб
дХЮЛЕРП ЦКЮБМНЦН БХМРЮ, Л21.30
дХЮЛЕРП УБНЯРНБНЦН БХМРЮ, Л3.91
дКХМЮ,Л18.42
бШЯНРЮ ,Л5.34
лЮЯЯЮ, ЙЦ
ОСЯРНЦН7381
МНПЛЮКЭМЮЪ БГКЕРМЮЪ11100
ЛЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ БГКЕРМЮЪ13000
рХО ДБХЦЮРЕКЪ2 црд йКХЛНБ рб3-117бл
лНЫМНЯРЭ, ЙбР2 У 1639
лЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ ЯЙНПНЯРЭ, ЙЛ/В250
йПЕИЯЕПЯЙЮЪ ЯЙНПНЯРЭ, ЙЛ/В230
оПЮЙРХВЕЯЙЮЪ ДЮКЭМНЯРЭ, ЙЛ500
яЙНПНОНДЗЕЛМНЯРЭ, Л/ЛХМ540
оПЮЙРХВЕЯЙХИ ОНРНКНЙ, Л6000
яРЮРХВЕЯЙХИ ОНРНКНЙ, Л3980
щЙХОЮФ, ВЕК2-3
оНКЕГМЮЪ МЮЦПСГЙЮ:ДН 24 ОЮЯЯЮФХПНБ ХКХ 12 МНЯХКНЙ Я ЯНОПНБНФДЮЧЫХЛХ ХКХ 4000 ЙЦ ЦПСГЮ Б ЙЮАХМЕ ХКХ 4000 ЙЦ МЮ ОНДБЕЯЙЕ
дНО. ХМТНПЛЮЖХЪ :
тНРНЦПЮТХХ:нДХМ ХГ ОЕПБШУ лХ-8лрб (c) Egor
лХ-8лрб-1 (Я) бЮДХЛ
лХ-8лрб-1 (Я) чПХИ бКЮДХЛХПНБХВ
лХ-8лрб-2 (c) бЮДХЛ
лХ-8лрб-2 (c) юМРНМ оЕРПНБ
лХ-8лрб-2 (c) юКЕЙЯЕИ кХРБХМНБ
лХ-8лрб-2 (c) юМЮРНКХИ аСПЖЕБ
яОХЯНЙ ХЯРНВМХЙНБ:
бЮДХЛ лХУЕЕБ. лХ-8 — 40 КЕР Б ЯРПНЧ йПШКЭЪ пНДХМШ. б. еПЛНКЮЕБ б. бЕПРНКЕР лХ-8 йПШКЭЪ пНДХМШ. мХЙНКЮИ бЮЯХКЭЕБ. мЕЯРЮПЕЧЫХЕ «БНЯЭЛЕПЙХ» йПШКЭЪ пНДХМШ. бЮДХЛ лХУЕЕБ. лМНЦНЖЕКЕБНИ БХМРНЙПШК XXI БЕЙЮ бЮДХЛ лХУЕЕБ. лбг ХЛ. л.к.лХКЪ 50 КЕР е.х.пСФХЖЙХИ. бЕПРНКЕРШ Russianplanes.net. лХКЭ лХ-8лрб

сЦНКНЙ МЕАЮ. 2018

Арктическая «восьмерка»

Серийное производство арктической машины — Ми-8АМТШ-ВА — началось в 2015 году на Улан-Удэнском авиационном заводе (У-УАЗ, входит в холдинг «Вертолеты России»).

Морозоустойчивый вертолет был создан специально для Арктики и Крайнего Севера. Среди главных особенностей конструкции — уникальная система подогрева агрегатов, благодаря которой даже при -60 °С двигатели вертолета заводятся с пол-оборота. Ми-8АМТШ-ВА также оснащен улучшенной теплоизоляцией фюзеляжа.

Арктический вертолет Ми-8АМТШ-ВА

Источник изображения: © Кирилл Кухмарь/ТАСС

Летать на большие расстояния (до 1400 км) машина может благодаря внешним дополнительным топливным бакам. В целях безопасности экипажа и пассажиров на борту размещены специальные морские спасательные костюмы.

Вертолеты этой модификации налетали в Арктике уже несколько тысяч часов и отлично себя зарекомендовали в суровых северных условиях. Уникальная система подогрева агрегатов трансмиссии позволяет вертолету оперативно запустить двигатели даже в самый сильный мороз, что крайне важно для организации экстренных вылетов спасателей Алексей Козлов, управляющий директор Улан-Удэнского авиационного завода

На прошедшем Восточном экономическом форуме было подписано первое соглашение на поставку четырех арктических вертолетов МЧС России. «Это соглашение важно для развития системы безопасности в Арктической зоне. Такие вертолеты незаменимы при тушении природных пожаров, могут выполнять санитарную эвакуацию и доставку спасателей в труднодоступную местность. Они предназначены для работы в условиях северных широт, для которых характерны низкие температуры и высокая ветровая нагрузка. Новые вертолеты поступят на вооружение создаваемых арктических звеньев МЧС России для защиты населения и территорий Арктического региона Российской Федерации и обеспечения безопасности Северного морского пути», — отметил замглавы МЧС России Виктор Яцуценко.

Штурмовой спецназовец

Транспортно-десантные операции, огневая поддержка, обеспечение действий сил специального назначения — вот лишь неполный список того, что может новый военно-транспортный вертолет Ми-8АМТШ-ВН.


Военно-транспортный вертолет Ми-8АМТШ-ВН

Источник изображения: © Николай Новичков/ТАСС

Машина разработана на базе Ми-8АМТШ, известного под грозным именем «Терминатор». Опытный образец этого типа впервые продемонстрировали широкой публике на выставке МАКС-2017.

По данным производителя, благодаря бортовому комплексу обороны, титановой и кевларовой броне вертолет получил повышенную боевую живучесть и защищенность. Броня укрывает не только экипаж и наиболее важные агрегаты вертолета, но и грузовую кабину с десантниками. Для удобства их высадки Ми-8АМТШ оборудован двумя сдвижными дверями и дополнительными люками.

На борту машины пулеметы калибра 12,7 мм, неуправляемые ракеты, бомбы различного калибра, а также комплекс управляемых ракет с обзорно-прицельной системой, что позволяет вести борьбу с воздушными и наземными целями, уничтожать огневые точки и бронетехнику противника.

В основе новой несущей системы вертолета — усовершенствованный винт с цельнокомпозитными лопастями современной аэродинамической компоновки. Его применение в сочетании с более мощными двигателями позволило повысить маневренность, скорость полета, получить новые характеристики при работе в высокогорье и жарком климате. Еще одна важная особенность Ми-8АМТШ-ВН — более эффективный Х-образный рулевой винт.

Вертолет оснащен гиростабилизированной оптико-электронной системой, дополненной поисковым прожектором с инфракрасным спектром, двухдиапазонным светотехническим оборудованием и адаптирован под применение очков ночного видения. Многие боевые задачи могут выполняться в автоматическом режиме благодаря интегрированному пилотажно-навигационному комплексу и цифровому автопилоту. Во время полета он уменьшает нагрузку на экипаж.

Технические характеристики ТТХ вертолета МИ-8

  • Необходимый экипаж: 3 человека.
  • Максимальная скорость полета: 250 км/ч.
  • Максимальная высота полета: 4700 м.
  • Максимальная транспортная дальность полета: 445 км.
  • Максимальная пассажирская дальность полета: 500 км.
  • Масса вертолета: 6600 кг.
  • Максимальный вес груза на подвеске: 3000 кг.
  • Вес заправляемого топлива: 2800 кг.
  • Длина вертолета : 25,24 м.
  • Двигатель: 2 х ТВ2-117А
  • Максимальная мощность двигателя: 1700 л.с.
  • Расход топлива: 0,680 т/час.

Новое «сердце» для гражданской машины

Многоцелевой вертолет Ми-171А2 — одна из самых современных модификаций вертолетов типа Ми-8/17, результат глубокой модернизации сертифицированной за рубежом гражданской модели Ми-171А1. Обновление получили несущая система с трансмиссией, электронная начинка и «сердце» машины — двигатель.

Многоцелевой вертолет Ми-171А2

Источник изображения: © Роман Азанов/ТАСС

Турбовальный двигатель ВК-2500 разработан Объединенной двигателестроительной корпорацией (ОДК) в рамках программы импортозамещения. Агрегат пришел на смену украинскому ТВ3-117, которым оснащались вертолеты Ми-8/17 поздних серий. Сегодня на Ми-171А2 устанавливаются моторы последней модификации ВК-2500ПС-03 — гражданская версия двигателей, применяемых на боевых ударных вертолетах Ми-28Н.

Основные отличия нового двигателя — современная российская электронная система автоматического управления и противопомпажная защита. Блок автоматического регулирования и контроля БАРК-78, разработанный «ОДК-Климов», позволил увеличить мощность двигателя на чрезвычайном режиме, обеспечить поддержание режимов в более широком диапазоне температур наружного воздуха, повысить ресурсы и показатели топливной экономичности.

Как отмечают разработчики, винтокрылые машины с такими двигателями надежно защищены от отказа силовой установки, которая может возникнуть из-за мощных потоков воздуха или сильного снижения давления в условиях жаркого климата и в высокогорных районах.

В Ми-171А2 была модернизирована и система бортового оборудования. Применение цифрового комплекса КБО-17 концерна «Радиоэлектронные технологии», созданного по принципу «стеклянной кабины» с пилотажно-навигационным комплексом и видеокамерами, улучшило обзор при работе с внешней подвеской. Кроме этого, на вертолете применены современные системы предупреждения столкновения с землей, другими воздушными судами и препятствиями.

«В настоящее время Ростех проводит работы по расширению характеристик вертолета Ми-171А2 в части возможности взлета, посадки и перевозки пассажиров в условиях горной местности на высотах до 5 000 метров над уровнем моря, — рассказал ТАСС первый заместитель генерального директора Ростеха Владимир Артяков. — Для каждого пассажира и бортпроводника будет установлен комплект индивидуального кислородного оборудования. Проведение испытаний с последующим одобрением Росавиацией главного изменения в сертификат вертолета запланировано на 2022 год, после чего будет проводиться процедура валидации данной опции в авиационных властях Индии и других стран».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]