Полноприводный бортовой грузовик ГАЗ 3308 с рабочим название «Садко» начал массово сходить с конвейера Горьковского автозавода в декабре 1997 года. Правда, прототип этого двух с половиной тонного полноприводника горьковчане создали ещё за 2 года до этого, собрав его под индексом ГАЗ-3309П. Машина была логичным развитием знаменитой «Шишиги» с её двигателем, расположенным под кабиной (что делало автомобиль опасным для водителя при подрыве на мине), и первоначально была ориентирована, как и ГАЗ-66 «Шишига», на армию. Мосты и трансмиссия используются те же, что и на ГАЗ-66-40. А вот капотный вариант кабины взяли от разработанного ранее Газ-3309, правда, крылья над колёсами сделаны с увеличенными арками, что облегчило доступ к амортизаторам и приводам во время техобслуживания и ремонта.
4.1. Общие данные
Модель автомобиля | ГАЗ-33081 (с дизельным двигателем) | ГАЗ-3308 (с двигателем ЗМЗ-5231) |
Тип автомобиля | Двухосный грузовой, с приводом на обе оси | |
Грузоподъемность автомобиля, кг | 2000 | |
Полная масса автомобиля, кг | 6300 | 5950 |
Масса автомобиля в снаряженном состоянии (без дополнительного оборудования), кг | 4065 | 3710 |
Габаритные размеры, мм: | ||
— длина | 6250 | |
— ширина (по платформе) | 2340 | |
— высота (по кабине без нагрузки) | 2570 | |
— высота (по тенту без нагрузки) | 2780 | |
База, мм | 3770 | |
Колея передних колес, мм | 1820 | |
Колея задних колес, мм | 1770 | |
Дорожный просвет автомобиля, мм | 315 | |
Радиус поворота автомобиля по оси следа переднего внешнего колеса, м | 11 | |
Наибольшая скорость с полной нагрузкой, без прицепа, на горизонтальных участках ровного шоссе, км/ч | 85 90–95 | |
Расход топлива при движении с постоянной скоростью, л/100 км | ||
— 40 км/ч | 13,5 | — |
— 60 км/ч | 17 | 22 |
Угол свеса (с полной нагрузкой),°: | ||
— передний | 48 | |
— задний | 32 | |
Наибольший угол преодолеваемого автомобилем подъема при полной массе автомобиля, °, не менее | 31 | |
Глубина преодолеваемого брода по твердому дну, не более, м | 1,0 | |
Погрузочная высота, мм | 1360 |
История модели и назначение
Дебютное поколение ГАЗ 3308 появилось в 1997 году. Машину позиционировали в качестве сменщика автомобиля ГАЗ 66, морально устаревшего к тому времени. При этом конструкторы Горьковского Автозавода постарались оставить лучшие качества предшественника в новой модели.
Попытки создания ГАЗ 3308 предпринимались уже в конце 1980-х годов. Тогда разработчики пытались унифицировать имеющуюся версию ГАЗ 66. В 1990 году состоялась премьера военного ГАЗ 3301, отличительной чертой которого стал новый дизель. Однако из-за распада СССР планы по созданию принципиально новой модели пришлось отложить, а производство ГАЗ-66 продолжилось.
Разработка ГАЗ 3308 вскоре возобновилась, но с меньшими темпами. Новые требования рынка и армии делали необходимым создание автомобиля с улучшенными характеристиками. От бескапотной компоновки, характерной для ГАЗ 66, решено было отказаться из-за высокой опасности для водителя, малого уровня комфорта, плохой эргономики и сложностью в ремонте. В итоге была разработана совершенно новая по виду кабина, часть элементов которой были позаимствованы у машины ГАЗ 3309.
Первый прототип модели с индексом ГАЗ 3309П Горьковский Автозавод представил в 1995 году. Спустя 2 года стартовало серийное производство автомобиля ГАЗ 3308. Вскоре начался экспорт грузовика в некоторые страны СНГ.
В 2003 году «Садко» пережил первое небольшое обновление. Внешние изменения оказались минимальными. В линейке агрегатов появился турбодизель «Д-245.7», соответствующий классу «Евро-2». Зимой 2013 года начался выпуск модификаций с турбодизелем ЯМЗ-53442 («Евро-4»).
Летом 2014 года прошла премьера обновленной версии ГАЗ 3308, названной «Садко Next» и имеющей грузоподъемность в 3000 кг.
Автомобиль поставлялся в различных исполнениях. Наиболее популярные из них:
- базовый ГАЗ 3308 с карбюраторным агрегатом «ЗМЗ-5231.10»;
- ГАЗ 3308 «Егерь» с удлиненной 5-местной 2-рядной кабиной от ;
- ГАЗ 33081 – версия с мотором «ММЗ Д-245.7» с турбонаддувом;
- ГАЗ 33081 «Егерь 2» с 5-местной 2-рядной кабиной;
- ГАЗ 33082 – модель с турбодизелем ГАЗ-562;
- ГАЗ 33086 «Земляк» – 4-тонный автомобиль с двухскатной ошиновкой заднего моста;
- ГАЗ 33088 с агрегатом «ЯМЗ-53442» с турбонаддувом;
- МТП-1 – машина техпомощи на базе ГАЗ 3308.
Последняя модификация ГАЗ 3308 от предшественника практически не отличается. Компоновка кузова и кабины выполнена практично, а фары и поворотники имеют традиционную круглую форму. Они размещаются отдельно и не встраиваются в бампер. Повреждение одного из приборов не сказывается на работе остальных. Модульная конструкция позволяет в кратчайшие сроки осуществлять замену нужного элемента.
4.2. Двигатель и его системы
Модель | Д-245.7 Е2 | ЗМЗ-5231 | |
Тип | Дизельный, 4-тактный, с турбонаддувом, охлаждением наддувочного воздуха, жидкостного охлаждения | Бензиновый, 4-тактный карбюраторный, жидкостного охлаждения | |
Число и расположение цилиндров | 4, вертикальное в ряд | 8, V-образное | |
Порядок работы цилиндров | 1–3–4–2 | 1–5–4–2–6–3–7–8 | |
Направление вращения коленчатого вала | Правое | ||
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм | 110×125 | 92×88 | |
Рабочий объем, л | 4,75 | 4,67 | |
Степень сжатия | 17 | 7,6 | |
Номинальная мощность нетто, кВт (л. с), не менее: | |||
при частоте вращения коленчатого вала 2400 мин-1 | 86,2 (117,2) | — | |
при частоте вращения коленчатого вала 3200 мин-1 | — | 83 (112,8) | |
Максимальный крутящий момент нетто, Н*м (кгс*м): | |||
при частоте вращения коленчатого вала 1300–1600 мин-1 | 413 (42) | — | |
при частоте вращения коленчатого вала 2200–2250 мин-1 | — | 290 (29,5) | |
Минимальная устойчивая частота вращения коленчатого вала на холостом ходу, мин-1 | 800 | 600 | |
Система вентиляции | Открытая | Закрытая | |
Топливный насос высокого давления (ТНВД) | Рядный, 4-плунжерный, золотникового типа, 773–20.05Э2 со всережимным регулятором оборотов, подкачивающим насосом и электромагнитом останова | — | |
Топливоподкачивающий насос | Плунжерного типа для ручной и автоматической подкачки топлива | — | |
Форсунки | ФДМ-22; 455.1112010–50 или 172.1112010–11.01 закрытого типа; давление начала впрыска 27,0-1,2 МПа (240 кгс/см2) | — | |
Карбюратор | — | К-135Г, двухкамерный, балансированный, с падающим потоком | |
Ограничитель частоты вращения | — | Пневмоцентробежного типа | |
Подогрев рабочей смеси | — | Жидкостный | |
Топливные фильтры: | |||
— грубой очистки | Фильтр-отстойник с сетчатым фильтрующим элементом | Фильтр-отстойник с щелевым фильтрующим элементом | |
— тонкой очистки | Неразборный, с фильтрующим бумажным элементом | ||
Воздушный фильтр | Сухого типа, с бумажным сменным фильтрующим элементом, сигнализатором предельной засоренности | Сухого типа, с бумажным сменным фильтрующим элементом, с регулируемой подачей воздуха | |
Система смазки | Комбинированная, под давлением и разбрызгиванием | ||
Масляный радиатор | Полнопоточный, включен постоянно или жидкостно-масляный теплообменник, встроенный в двигатель | Неполнопоточный, отключаемый | |
Масляный фильтр | Неразборный, с бумажным фильтрующим элементом | Полнопоточный, со сменным фильтрующим элементом | |
Система охлаждения | Жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, с расширительным бачком | ||
Антитоксичные системы | — | Нейтрализатор-глушитель с кислородным датчиком | |
Система вентиляции картерных газов открытая | Система вентиляции картерных газов закрытая, с принудительным отсосом газов | ||
Система наддува | Газотурбинная, с одним турбокомпрессором С14–179–01 или ТКР6.1, с радиальной центростремительной турбиной, центробежным компрессором и воздушным охладителем наддувочного воздуха трубчато-пластинчатого типа | — | |
Свечи накаливания | 11720720 ф.АЕТ, Словения | — |
4.3. Трансмиссия
Модель автомобиля | ГАЗ-33081 | ГАЗ-3308 |
Сцепление | Однодисковое, сухое, фрикционное, с демпфером крутильных колебаний в ведомом диске. Привод сцепления — гидравлический | |
С диафрагменной нажимной пружиной | С периферийными нажимными пружинами | |
Коробка передач | Механическая, 5-ступенчатая, с постоянным зацеплением шестерен, полностью синхронизированная (кроме I передачи и заднего хода) | |
— передаточные числа | ||
I передача | 6,55 | |
II передача | 3,933 | |
III передача | 2,376 | |
IV передача | 1,442 | |
V передача | 1,000 | |
Задний ход | 5,735 | |
Раздаточная коробка | Механическая, с прямой и низшей передачами. Передаточное число низшей передачи — 1,982 | |
Ведущие мосты | Главная передача — коническая, гипоидного типа. | |
Передаточное число — 6,83 (ГАЗ-3308), 5,5 (ГАЗ-33081). Дифференциал — кулачкового типа. Поворотные кулаки переднего моста имеют шарниры равных угловых скоростей. |
Цена нового и б/у ГАЗ 3308
Новый ГАЗ 3308 предлагается в нескольких модификациях, заметно различающихся по цене. Наиболее распространенными в настоящее время являются модели «Садко» и «Земляк». Первая в базовой комплектации со 125-сильным агрегатом обойдется в 1,655 миллиона рублей. Стоимость грузовика «Земляк» со 117-сильным мотором начинается от 1,403 миллиона рублей. Дополнительные опции или другие надстройки могут существенно повысить цену.
Подержанных ГАЗ 3308 на российском рынке довольно много. Модели 2003-2005 годов будут стоить от 220000 до 450000 рублей, версии 2007-2009 годов – от 500000 до 750000 рублей.
4.4. Ходовая часть
Рама | Штампованная, клепаная, с передними удлинителями лонжеронов и задними бамперами |
Колеса | Дисковые, с ободом 228Г-457, с бортовыми и разрезным замочным кольцами |
Шины | Пневматические, радиальные, размером 12.00 R18 модели КИ-115А |
Установка передних колес: | Угол развала колес — 0°45′ |
Угол бокового наклона шкворня — 9° | |
Угол наклона нижнего конца шкворня вперед — 3°30′ | |
Схождение колес — 2–5 мм | |
Передняя и задняя подвески | С продольными полуэллиптическими рессорами, с гидравлическими телескопическими амортизаторами двухстороннего действия, с резиновыми рессорами сжатия в задней подвеске |
Конструкция
Вездеход ГАЗ-3308 имеет капотную компоновку, построен на рамном шасси.
Машина предназначена для перевозки грузов или людей по дорогам с твердым покрытием, а также по бездорожью.
Конструкция автомобиля допускает применение при температуре до минус 45⁰С. Часть машин оснащена предпусковым подогревателем, пульт управления которого размещен под капотом на усилителе боковины.
Рама
На вездеходе ГАЗ-3308 применена стальная рама, набранная из штампованных элементов. Детали соединены между собой заклепками. На фронтальной части лонжеронов установлены удлинители. На передней части лонжеронов имеются буксировочные приспособления, представляющие собой П-образную вилку со вставленным в отверстия шкворнем. Задняя поперечина оснащена дополнительной шкворневой вилкой, приспособленной для установки прицепа.
На боковых частях лонжеронов вездехода установлены кронштейны, предназначенные для фиксации топливных баков вместимостью по 105 л. Баки расположены за кабиной вездехода. Нормальным топливом является бензин марки А-80. Завод разрешает применение бензина А-92 с увеличением угла опережения зажигания.
Двигатель
На вездеходе ГАЗ-3308 применен бензиновый 8-цилиндровый двигатель ЗМЗ-5231. Мотор базируется на силовом агрегате от ГАЗ-53/66. Отличием является увеличенный до 92 мм диаметр цилиндров, что позволило довести рабочий объем до 4670 см³.
За счет объема вырос крутящий момент, который составляет 290 Н*м. Максимальная мощность мотора 113 л.с., достигается при 3200 об/мин. Ранние версии машины оснащались 130-сильным мотором без нейтрализатора.
Для соответствия экологическим требованиям двигатель оснащен каталитическим нейтрализатором, расположенным в глушителе.
Нейтрализатор оборудован лямбда-зондом, подающим сигналы в электронный блок управления. Блок корректирует работу двигателя путем регулировки момента зажигания.
Трансмиссия и подвеска
Вездеход ГАЗ-3308 комплектуется однодисковой муфтой сцепления. Ведомый диск имеет в конструкции демпфер, снижающий вибрации, возникающие при вращении коленчатого вала.
Крутящий момент от сцепления подается на первичный вал 5-ступенчатой коробки передач. Коробка не имеет повышающей скорости, оснащена синхронизаторами на всех передачах кроме первой и реверса. Тяговый диапазон расширен путем установки 2-скоросного редуктора с прямым и пониженным рядом. Редуктор распределяет крутящий момент между мостами.
Передний и задний мост вездехода унифицированной конструкции, оснащены гипоидной главной парой и кулачковым дифференциальным механизмом. На переднем мосту смонтированы поворотные кулаки, оснащенные шарнирами равных угловых скоростей.
Часть ГАЗ-3308 оснащены дополнительным редуктором отбора мощности, установленным на картере коробки передач. Редуктор имеет одну передачу. Выходной вал редуктора связан карданной передачей с лебедкой, смонтированной между передними удлинителями лонжеронов рамы.
Мосты вездехода ГАЗ-3308 установлены на листовых рессорах, дополненных гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия.
Сзади имеются дополнительные резиновые буферные рессоры, работающие на сжатие.
Тормозная система
На вездеходе применяются пневмогидравлические тормоза, дополненные антиблокировочной системой. Тормоза имеют два независимых контура, каждый из которых обслуживает свою ось. На ГАЗ-3308 применена система дублирования контуров. Встречаются автомобили без системы АБС.
Блок АБС оснащен тремя каналами и пневматическим усилителем. Каждый канал имеет отдельный тормозной цилиндр. Подача воздуха выполняется от одноцилиндрового компрессора, установленного на двигателе. На раме установлены четыре рабочих ресивера с объемом 20 литров (3 шт.) и 5 литров (1 шт.). На каждом колесе расположен отдельный барабанный тормоз, оснащенный автоматическим регулятором зазора.
Вспомогательная тормозная система применяется для удержания ГАЗ-3308 на стоянке. Рабочий барабан расположен на трансмиссии вездехода, управляется тросовым приводом от рычага в кабине.
Рулевое управление и шины
Вездеход ГАЗ-3308 оснащен рулевым управлением с гидравлическим усилителем. Редуктор состоит из винта, соединенного с рулевым валом, и шариковой гайки. Рулевая колонка регулировки не имеет, закрыта сверху пластиковым кожухом. Рулевое колесо двухспицевое, пластиковое. Управление светотехникой, дворниками и звуковым сигналом выполняется двойным подрулевым переключателем.
На вездеходе ГАЗ-3308 установлены пневматические шины размерности 12,00R18.
В стандартной поставке применяется резина модели КИ-115А с радиальным расположением корда. Стальные диски оснащены кольцами разрезной схемы. При помощи колец выполняется фиксация шины.
Шины оснащены системой регулировки давления, которая позволяет повысить проходимость ГАЗ-3308. Изменение давления выполняется вращением регулятора, установленного в кабине.
Кабина
Автомобиль ГАЗ-3308 оснащен полностью металлической кабиной с двумя распашными дверями. В салоне кабины установлены два раздельных сидения, предназначенных для водителя и одного пассажира. Сидение водителя может настраиваться по расстоянию до педалей, а также по углу установки спинки. Дополнительно сидение отклоняется назад при помощи специального регулировочного болта, размещенного на передней части рамы подушки.
В стандартное оснащение кабины вездехода ГАЗ-3308 входят ремни безопасности инерционной схемы. Для отопления кабины применяется жидкостный обогреватель, подключенный к системе охлаждения двигателя. Подача воздуха выполняется вентилятором. Воздуховоды выведены на ветровое стекло, в ноги, а также на боковые стекла дверей. В летнее время циркуляция воздуха обеспечивается опусканием стекол в дверях или поворотом угловых форточек.
За кабиной ГАЗ-3308 на поперечных и продольных брусьях установлена платформа. По желанию заказчика платформа выполнена из металла или древесины. Платформа может комплектоваться съемными боковыми решетками и дугами для тента.
Габариты платформы:
- длина – 3390 мм;
- ширина – 2145 мм;
- высота борта (бокового) – 900 мм.
В оснащение платформы входит осветительный плафон и кнопка зуммера, установленного в кабине водителя. Боковые борта зафиксированы, откидывается задний борт. Вдоль боковых бортов установлены откидные скамьи.
Между боковыми бортами имеется предохранительный ремень, проходящий выше кромки заднего борта. Передний борт платформы ГАЗ-3308 используется для установки кронштейна запасного колеса. Подъем и опускание запасного колеса выполняются механической тросовой лебедкой.
Приборы
Перед водителем ГАЗ-3308 расположен щиток приборов, на котором установлены стрелочные индикаторы, контрольные лампы и несколько переключателей. Перечень приборов:
- в центре установлен спидометр, оснащенный счетчиком общего пробега;
- справа расположены манометры, измеряющие давление в шинах и давление в контуре тормозов передней оси;
- ниже расположены амперметр и указатель давления в контуре тормозов заднего моста;
- слева установлен термометр системы охлаждения, оборудованный красным индикатором аварийного состояния системы;
- рядом расположен манометр системы смазки со встроенным световым индикатором аварийного падения давления;
- ниже имеется указатель уровня топлива с индикатором резервного остатка (срабатывает при остатке 12 литров бензина).
4.6. Тормозное управление
Рабочая тормозная система | Двухконтурная, с раздельным торможением осей, с пневмогидравлическим приводом, с антиблокировочной системой (АБС) АБС — 3-канальная, с модулятором и пневмоусилителем, с главным тормозным цилиндром в каждом канале. Пневматическая часть привода включает компрессор, воздухоосушитель с регулятором давления и ресиверы (3 шт. — по 20 л, 1 шт. — 5 л). Тормозные механизмы — колодочные, барабанного типа |
Стояночная тормозная система | Трансмиссионная, с механическим тросовым приводом с вилочным разжимным механизмом. Тормозной механизм — колодочный, барабанного типа |
Запасная тормозная система | Каждый из контуров рабочей тормозной системы |
4.7. Электрооборудование
Модель автомобиля | ГАЗ-33081 | ГАЗ-3308 |
Система проводки | Однопроводная, отрицательные выводы источников питания и потребителей соединены с корпусом автомобиля | |
Напряжение в сети, В | 24 | 12 |
Генератор | 5101.3701–01 или ГГ273В1–3 переменного тока, со встроенным выпрямителем и регулятором напряжения | Г-287 переменного тока, со встроенным выпрямителем |
Аккумуляторная батарея | 6СТ-55А3 или 6СТ-55А13 или 6СТ-55 Титан или 6СТ-55А73 (все по 4 шт.) | 6СТ-75А1 или 6СТ-77А (но 1 шт.) |
Стартер | AZJ 3381 или 6СТ 230Р | СТ-230-А1 или 8802.3708 |
Регулятор напряжения | — | 2702.3702 |
Система зажигания | — | Батарейная, бесконтактная |
Катушка зажигания | — | Б116–03 или 4715.3705 |
Датчик-распределитель | — | 24.3706–10 |
Коммутатор | — | 131.3734 или 131.3704–01 или 90–3734 или 94–3734–01 |
Свечи зажигания | — | АИР |
Стеклоочиститель | 711.5205 | 20.5205 |
Фара | 62.3711–19 | 62.3711–18 |
Указатели поворота | 511.3726–10 | 51.3726–10 |
Передние фонари | ПФ130–3712Г или ПФ130АБ-3712–01 | ПФ130–3712 В или ПФ 130А-3712 |
Задние фонари | 354.3716 — правый 355.3716 — левый | 356.3716 — правый 357.3716 — левый |
Фонарь заднего хода | ФП135–3716-Г или 2112.3711–02 | ФП135–3716-В или 2102.3711–02 |
Задний противотуманный фонарь | 2462.3716 | 2452.3716 |
Задние контурные фонари | 262.3712010 | 263.3720010 |
Передние контурные фонари | 441.3712010 или 4612.3712010 | 44.3712010 или 4602.3712010 |
Боковые габаритные фонари | 4802.3731000–03 | 4802.3731000–02 |
Указатель попорота боковой | 551.3726010–10 | 51.3726010–10 |
Блок управления Микас 11 V8 двигателем | — | 281.3763000–02 |
Реле электромагнитное | — | 85.3747000 или 90.3747000–10 или 113.3747010–10 |
Датчик абсолютного давления | — | 45.3829000 или ЛГФИ.406231.004 |
Датчик кислорода | — | 25.368889 |
Применение
Вездеход ГАЗ-3308 «Садко» пришел в армии на смену «шишиге» и используется для доставки личного состава и военных грузов. На базе шасси могут устанавливаться закрытые фургоны типа «кунг», предназначенные для размещения оборудования или в качестве штабных машин. Бортовой армейский ГАЗ-3308 применяется для буксировки 120 мм орудий 2Б16 «Нона-К» и перевозки расчета.
Гражданские автомобили используются в роли грузовиков для доставки грузов по бездорожью. Машины востребованы в роли вахтовых автомобилей. На базе ГАЗ-3308 создан ряд пожарных автомобилей, которые используются для борьбы с возгораниями в отдаленных районах. Примером пожарной машины может служить автоцистерна АЦ-1,0-30.
Существуют варианты «Садко» с двухрядной кабиной, применяемые в коммунальных службах.
По заказу возможно изготовление специальных фургонов. Примером машины такого типа может служить ГАЗ- 3308 «Тайга».
4.8. Специальное оборудование (устанавливается на части автомобилей ГАЗ-33081)
Коробка отбора мощности | Механическая. Имеет две передачи — для наматывания и разматывания троса |
Лебедка | Тяговая, однобарабанная, горизонтальная. Тип редуктора — червячный, с глобоидной модифицированной передачей, с нижним расположением червяка и автоматическим тормозом. Передаточное число редуктора — 24. Длина троса — 50 м. Привод лебедки — карданным валом от коробки отбора мощности. Предельное тяговое усилие на тросе 29,4 кН (3000 кгс) при полностью намотанном тросе (верхний ряд навивки) и 39–44 кН (4000–4500 кгс) — при полностью размотанном тросе (нижний ряд навивки) |
4.9. Кабина и платформа
Кабина | Металлическая, двухместная, двухдверная |
Платформа | Металлическая или деревометаллическая, со съемными решетками и дугами, тентом, с плафоном для освещения и кнопкой для звуковой сигнализации, с задним откидывающимся бортом, с продольными боковыми откидными сиденьями, с предохранительным ремнем над задним бортом |
Размеры платформы (внутренние), мм: | |
— длина | 3390 |
— ширина | 2145 |
— высота бортов | 900 |
4.10. Основные данные для регулировок и контроля
Модель автомобиля | ГАЗ-33081 | ГАЗ-3308 |
Зазоры между стержнями клапанов и коромыслами на холодном двигателе, мм | ||
— впускных | 0,25-0,05+0,30 | 0,20–0,30 (0,15–0,20)* |
— выпускных | 0,45-0,05+0,30 | 0,20–0,30 (0,15–0,20)* |
Давление масла** (при температуре масла 80–85° С), КПа (кгс/см2): | ||
— при номинальной частоте вращения коленчатого вала 2400 мин -1 | 250–350 (2,5–3,5) | — |
— при движении на прямой передаче со скоростью 60 км/ч | — | 250–350 (2,5–3,5) |
— на минимальных оборотах холостого хода | 80 (0,8) | 90 (0,9) |
Оптимальная температура жидкости в системе охлаждения двигателя, °С | 80–90 | |
Минимальная частота вращения коленчатого вала на режиме холостого хода, мин -1 | 800 | 600 |
Зазор между электродами свечей, мм | — | 0,85–1,0 |
Регулируемое напряжение, В | 27,1–30,1 | 13–15,2 |
Прогиб ремней привода вентилятора и генератора при нажатии с усилием 4 даН (4 кгс), мм | 12–17 | 10–15 |
Прогиб ремней компрессора и насоса гидроусилителя рулевого управления при нагрузке 3,4–4,4 даН (3–4 кгс), мм | — | 15–20 |
Свободный ход педали сцепления, мм | 10–30 | 40–55 |
Полный ход педали сцепления, мм | 190–200 | |
Свободный ход педали тормоза, мм | 5–10 | |
Суммарный люфт рулевого колеса при работающем двигателе в положении, соответствующем прямолинейному движению, °, не более | 10 | |
Давление воздуха в шинах, КПа (кгс/см2): | ||
— передних колес | 340–360 (3,5–3,7) | |
— задних колес | 440–460 (4,5–4,7) | |
Перемещение рычага привода стояночного тормоза при приложении усилия 55–60 даН (55–60 кгс) | 15—20 зубьев |
* Допускается у крайних клапанов обоих рядов (впускных 1 и 8, выпускных 4 и 5 цилиндров). ** Для контроля, регулировке не подлежит.
Перспективы
С 2014 года ГАЗ все активнее использует весьма комфортабельную кабину от Газели Некст. Уже представлен и наследник Садко с этой приставкой.
Но, несмотря на это, ветеран не собирается уходить в отставку. Во-первых, он дешевле. Во-вторых, в нем меньше импортных деталей (хотя, двигатель одинаковый, да и шасси лишь модернизировано). Судя по данным производителя, ТТХ ГАЗ 3308 изменились несущественно. Ну и армии комфорт военнослужащих не важен, а потому можно с уверенностью сказать, что туда еще долго будут поступать машины 3308 именно старого, «заслуженного» поколения, которое выпускается уже без малого 20 лет.