Организация трофейного автопарка
Советские бойцы рядом с автомобилями Opel Blitz и Olympia
Использование трофейных автомобилей частями РККА началось с первых дней войны. По самым скромным оценкам в первые полгода, немцы потеряли 35 тысяч грузовиков и 25 тысяч легковых машин. В результате зимнего контрнаступления под Москвой, Красная армия захватила 15 тысяч машин. Обычно трофейные автомобили включались в состав захвативших их частей. Из них формировались внештатные автобатальоны, где количество автомобилей регламентировалось только их наличием.
Зачастую в руки красноармейцев машины попадали в сильно поврежденном, требующем ремонта состоянии. В таком случае машины не подлежавшие ремонту на месте, отправлялись в тыл на ремонтные базы НКО и предприятия автопромышленности. К примеру МосЗИС за время пока функционировал цех трофейных автомобилей, восстановил 14 тыс. автомашин. Негодные к восстановлению трофеи, разбирались на запчасти, которые отправлялись на фронтовые склады автобронетанковой техники, остальное распиливалось на метал.
Опель Блитц на марше
В ходе успешных действий Красной армии на Волге в 1942-1943 гг. было захвачено 80,5 тыс. машин. Причем 70% из них подлежали восстановлению. Однако к концу лета 1943 года, эвакуация трофейных автомобилей на автозаводы уже не производилась. Автопредприятия занимались ремонтом и обслуживанием отечественной и ленд-лизовской техники. Восстановлением вражеских автомобилей занимались фронтовые базы и мастерские. После ремонта они в первую очередь отправлялись в механизированные соединения.
Достоверно не известно сколько трофейных автомобилей служили в Красной армии. К концу войны в войсках их доля оценивалась в 9,1% (около 60,5 тыс. автомобилей).
Сергей Шумаков
На страницах нашего портала мы уже рассказывали и советском военном грузовике ЗиС-5 , и о труженике фронтовых дорог американском Студебекере. Однако без внимания остался основной грузовик основного противника, и это не замедлили заметить наши читатели, которые с тех пор так и просят нас рассказать об основном грузовике Вермахта. Выполняя эти многочисленные просьбы, мы сегодня и расскажем об автомобиле Opel Blitz.
А рассказ об этом автомобиле мы начнем с одной интересной и поучительной истории. В 1944 году, во время операции «Багратион», отступающий от советских войск немецкий батальон остановился в одном белорусском селе. В батальоне к тому времени оставалось 16 исправных автомобилей. И вот ночью, когда немцы расположились в селе на ночлег, местные пацаны спёрли у каждого из автомобилей заводные ручки. На рассвете гул наступающих «тридцатьчетверок» разбудил немцев. Те кинулись к машинам, чтобы немедля броситься наутёк, но завести не смогли. Через полчаса русские танки окружили село с трех сторон, и немцам пришлось отходить в пешем порядке. Шестнадцать единиц техники достались наступавшим советским войскам. Такое могло произойти лишь потому, что автомобиль Opel Blitz не был оснащен электростартером и имел зажигание от магнето.
Значение грузового автомобиля в войну трудно переоценить. Танки и бронетранспортёры без них беспомощны. Это показали уже первые дни войны. Мало кто знает, что войска Юго-Западного фронта уже 23 июля 1941 года перешли в контрнаступление, которое успешно продолжалось до 28-30 числа. И немцы побежали. Более того, 8-й мехкорпус, соединившись с 15-м в районе Дубно, и наши танкисты взяли в окружение 11-ю и 16-ю немецкие танковые дивизии. Однако в самый разгар операции у наших танков закончилось и горючее, и снаряды, из-за чего экипажам пришлось бросить танки и отходить к Киеву пешком по лесам. Всё это произошло из-за того, что хозяйственники ошиблись в расчетах, предоставив каждой танковой дивизии лишь 160
ЗиС-5 и полуторок. Но даже эти автомобили к началу войны не успели мобилизовать из народного хозяйства.
У немцев же на обеспечение только пехотной дивизии предназначалось около 500 грузовиков, а танковые и моторизованные дивизии обеспечивались 1600-1800 автомобилями. Вот почему у немцев горючее и боеприпасы почти никогда не заканчивались, а у наших до самого 1943 года постоянно были перебои с подвозом.
Автомобиль Opel Blitz считается лучшим трехтонным грузовым автомобилем Вермахта и, в то же время, это единственный грузовик, который выпускался на протяжении всей войны вплоть до поражения Германии. Производство осуществлялось на специально построенном автозаводе фирмы Opel в Бранденбурге – «образцовом национал-социалистическом предприятии». С 1944 г. к выпуску этого автомобиля подключилась и фирма Daimler-Benz. Из выпущенных 129 795 трехтонных грузовиков «Опель-Блиц» примерно сто тысяч были поставлены Вермахту и войскам СС, остальные использовались в оборонных отраслях народного хозяйства Германии.
Один из Блитцев, захваченных в
Битве за Москву
На Opel Blitz был установлен шестицилиндровый карбюраторный райхенмотор (Reihenmotor – рядный двигатель) от легкового автомобиля Opel Admiral рабочим объемом 3626 кубических сантиметров. Диаметр его цилиндра составлял 90 мм, ход поршня – 95 мм. При 3120 оборотах в минуту мотор выдавал 73,5 лошадиных силы мощности, что совпадало с аналогичным показателем у ЗиС-5, но при меньшем в 1,41 раза рабочем объеме. Картер двигателя был алюминиевым, а блок и головка были выполнены из серого чугуна. На 100 километров пути автомобиль расходовал 26 литров по асфальтированному шоссе и 35 литров на грунтовке. 84-литровый топливный бак обеспечивал 320-километровый запас хода. В трансмиссии использовались сухое однодисковое полуцентробежное сцепление и пятиступенчатая коробка передач.
Главным же достоинством автомобиля была высокая скорость – по хорошей дороге Opel Blitz шел со скоростью 90 км/ч, в то время как ЗиС-5 развивал всего 50. Причиной такого преимущества было использование в главной передаче того же передаточного числа, равного 43/10, что и в Адмирале. Однако это решение привело к тому, что резко ограничило вес буксируемого прицепа, и вообще исключило возможность использования прицепа на бездорожье.
Степень сжатия также имела легковушечную величину – шесть единиц, что требовало применять бензин первого сорта и поэтому практически исключало использование трофейного бензина на Восточном фронте. Поэтому в январе 1942 года начался выпуск модификации с уменьшенной степенью сжатия в двигателе, приспособив его, таким образом, для использования 56-го бензина, и увеличенным передаточным числом в главной передаче. Мощность снизилась всего до 68 л.с., но скорость упала до 80 км/ч. А для того, чтобы сохранить прежний запас хода объем топливного бака увеличили до 92 литров, поскольку расход возрос до 30 литров по асфальту и до 40 по грунтовке.
Поскольку руководство GM, которому принадлежал тогда Опель противилось выпуску военной продукции, к началу войны Опель Блитц опоздал – до 1940 года выпускался лишь гражданский вариант. Но в 1940 году предприятие было национализировано, и военный Блитц стал поступать в войска.
Во фронтовых частях вермахта и войск СС грузовики Opel Blitz использовались не только для перевозки личного состава и грузов, но и как шасси для установки 20- и 30-мм зенитных автоматических пушек. На базе этого же шасси было создано множество специальных машин – передвижных радиостанций, санитарных автомобилей, различных мастерских, автобусов и т.д. Кроме грузовика «Опель-Блиц» грузоподъемностью 3 тонны, выпускались унифицированные с ним автомобили меньшей грузоподъемности и с менее мощным 55-сильным двигателем от легкового 2,5 литрового Опель-Капитана. На это пошли ради снижения расхода топлива. С этой же целью на Блитц устанавливался также и дизельный двигатель от Mercedes-Benz 260 D (о нём – ТуТ). Этот двигатель при диаметре цилиндра в 95 мм и ходе поршня, равном 100 мм 100 мм, имел рабочий объем 2545 куб. см. Степень сжатия равнялась 20,5 единицам. При 3000 оборотах в минуту он выдавал всего-навсего 45 л. с., что для трёхтонного грузовика было явно маловато. Один из вариантов был оснащен газогенератором. Другой работал на метиловом спирте – чем дольше шла война, тем меньше хватало бензина.
В общей сложности имелось 16 типоразмеров этого грузовика. Для повышения проходимости стандартного трехтонного Opel Blitz S был разработан и производился серийно его полугусеничный вариант Maultier – мул. В конце войны с целью сокращения трудозатрат и экономии металла при производстве грузовиков конструкция некоторых деталей была упрощена, автомобили выпускались с эрзац-кабиной, изготовленной, как и у ЗиС-5, из дерева.
Предыдущие дни в русской истории:
Почему руль слева? Деградация ядерных сил США Подвиг героев-панфиловцев Стоит ли жалеть японцев? Как Англия любила Россию Зарплаты в странах СНГАвтомат Ширяева АО-27 Английские танки Японские танки → Русские танки → Американские танки → Балатонская операция Берлинская операцияБитва за Кавказ Бой на Рогачёвском шоссе Бой у станицы КущёвскойБронепоезда Великой Отечественной Введение погон в Красной Армии Взятие Будапешта Взятие Вены Взятие Кёнигсберга Войсковицкий бой Зиновия Колобанова Восточно-Прусская операция Выборгская наступательная операция Вяземская воздушно-десантная операция Вяземский котёл Днепропетровская операция Дорога жизни Елецкая операция Житомирско-Бердичевская операция Знамя Великой Победы Керченско-Феодосийская десантная операция Конец армии Паулюса Контрнаступление советских войск под Москвой Контрудар под Сольцами Корсунь-Шевченковская операция Котельниковская операция Курская битва Львовско-Сандомирская операция Малая земля Нападение Германии на СССР Нижне-Силезская операция
Знаки различия служебных категорий РККА 1924-35
Знаки различия РККА 1935-40 | Знаки различия РККА 1940-43 |
Смотрите также: | |
Численность и процент русских по регионам РФ | |
Стоит ли жалеть японцев? | |
Народы России, их численность и процент | |
Советские асы второй мировой | |
Без пакта Молотова-Риббентропа обойтись было нельзя | |
Золотые запасы стран мира | |
Золотовалютные резервы стран мира | |
Нужен ли России золотой рубль? | |
Как разбогатела Америка | |
Рейтинг стран мира по численности вооружённых сил | |
Кто и как продавал Аляску | |
Почему мы проиграли Холодную войну | |
Тайна реформы 1961 года | |
Как остановить вырождение нации | |
Почему в 1944 году депортировали чеченцев и ингушей | |
В какой стране пьют больше всех? | |
В какой стране больше всего убийств? | |
Как жил русский рабочий до революции? | |
Чему равен советский рубль в нынешних деньгах | |
Что Россия экспортирует и что импортирует | |
История московского трамвая | |
Мультфильм «Гостья из Будущего-2» | |
Первый в мире автомат и его изобретатель | |
Советские цены на автомобили и мотоциклы в рублях и зарплатах |
Opel Blitz в СССР
Красноармейцы ремонтируют Opel Blitz, 1944 год
Следует отметить, что номенклатура автопарка вермахта была весьма и весьма разнообразной. Помимо автомобилей собственного производства у немцев имелись британские, французские, чехословацкие, итальянские и другие машины из разных стран Европы. Не отличались единообразием и немецкие автомобили. Перед началом войны в вермахте насчитывалось около 30 моделей грузовиков военного типа и множество разнообразных гражданских моделей. Все это усложняло поиск запасных частей и ремонт. На этом фоне небогатый советский грузовой автопарк, по сути состоящей из двух моделей: ГАЗ-АА/ММ и ЗИС-5, выглядел как благо.
Наиболее распространенным немецким грузовиком был трехтонный Opel Blitz 3,6-36S. По общей конструкции это автомобиль не стал откровением для наших механиков. Стандартный двухосный грузовик с задним или полным приводом и двухскатной ошиновкой задней оси. За двухместной цельнометаллической кабиной находилась бортовая платформа на которой можно было перевозит до 3 т грузов. Opel Blitz оснащался шестицилиндровым бензиновым двигателем рядного типа с карбюратором Solex и пусковым устройством. В отличие от отечественных грузовиков холодный запуск Опеля проходил без нажатия на педаль акселератора. Кроме того бортовое электрооборудование грузовика работало при напряжении 12В, в отличие от 6В на наших машинах. Подвеска классическая рессорная с гидравлическими амортизаторами, была довольно вынослива в наших условиях. Тормоза в отличие от советских машин с гидравлическим, а не механическим приводом.
В РККА Opel Blitz считался весьма комфортной и надежной машиной. Водители ценили его за просторную кабину закрытого типа и мягкий ход. Кроме того грузовик относительно безболезненно потреблял низкокачественный бензин и масло. При своевременном и грамотном техническом обслуживании Opel Blitz служил довольно долго, порой до конца войны, а после ее окончания он в немалых количествах пополнил гражданские автохозяйства.
Дизайн и модификации
Внешность автомобиля отличается от собратьев, хотя архитектурно они идентичны. Спереди примерно идентичная оптика, стыкованная с углубленной радиаторной решеткой. От Zafira машину легко отличить огромными неокрашенными бамперами, куда устанавливаются противотуманные фары.
Профиль детализирован подчеркиванием раздутия колесных арок и выпуклой нижней частью порога. Внизу красуется черный молдинг. Есть пассажирская версия Combi где сбоку появляются стекла, а внутри естественно сиденья. Это будет более утилитарная пассажирская машина, чем Zafira Life.
Сзади совершенно ничего удивительного – ровная форма с простыми вертикальными фонарями и стандартным выпуклым пластиковым бампером.
Если говорить об электрической версии, то ее дизайн иной. Здесь другие окрашенные бампера с большой черной вставкой, где помимо ПТФ добавят диодные ДХО. Профилю добавляют небольшую диодную полосу, а сзади немного меняют бампер.
Размеры Опель Виваро
Покупателю предложены разные модификации разного размера и соответственно грузоподъемности.
Габариты:
- длина – от 4600 до 5300 мм;
- ширина – 1920 мм;
- высота – 1940 мм;
- колесная база – от 2925 до 3275 мм;
- объем грузового отсека – от 4,6 до 6,6 кубометров.
В максимальной версии фургон способен выдержать 1,4 тонны веса, плюс можно таскать прицеп весом до 2,5 тонны.
В народном хозяйстве
Грузовик Opel Blitz на переправе, 1944 год
По мере того как армия начала насыщаться все большим количеством новых отечественных и ленд-лизовских грузовиков, трофейные машины постепенно списывались в пользу народного хозяйства. Первые партии грузовиков отправились в тыл уже в 1944 году, но основной поток пришелся на два послевоенных года. Opel Blitz осели в разных регионах СССР. В основном немецкие трехтонки можно было встретить в западных регионах СССР: Прибалтике, Белоруссии, Украине. Куда в меньших количествах они встречались в центральных областях РСФСР, а за Урал и на Дальний Восток попали и вовсе единицы.
Демобилизованные Opel Blitz зачастую представляли собой малопригодные к серьезной работе, давно выработавший свой ресурс автомобили. Они восстанавливались с применением советских и немецких узлов и агрегатов, причем различных марок. К концу 1940-х едва ли можно было найти оригинальный Opel Blitz. Окончательно трофейные трехтонки исчезли из автохозяйств к середине 1950-х, к тому времени их сменили куда более совершенные отечественные ГАЗ-51 и ЗИС-150.
Салон
Основная кабина имеет 3 посадочных места и по сути интерьер полностью соответствует Зафире. Кресла максимально простые, имеют подогрев и по сути все.
Водитель Opel Vivaro 2020-2021 получает максимально простой 3-спицевый руль с несколькими кнопками. Приборная панель аналоговая с центральным бортовым компьютером, вполне информативным. На центральной консоли интересен только большой сенсорный дисплей мультимедиа. В остальном ничего удивительного, кроме массы ниш для мелочей.
Передние пассажирские кресла трансформируются и открывается нижняя часть стойки. Это позволит перевозить длинные грузы, вместив часть в пассажирскую кабину.
В пассажирской версии сзади появятся сиденья. Они удобные, но дополнительного комфорта в виде простых откидных столиков нет. Практичность фургона остается, можно сложить все кресла и получить ровный пол для груза, правда вместимость сильно сократится.
Технические характеристики
Покупателю предлагается два дизельных мотора BlueHDI в нескольких модификациях. Они все турбированные с впрыском Common Rail и 16 клапанами.
- Базовый – 1,6-литровый агрегат с двумя версиями: 95 л.с. и 210 H*m момента, либо 115 л.с. и 300 H*m крутящего момента. Динамика его не раскрывается, а по расходу обещается 6,5 литров в городе и 5,7 литра по трассе.
- Альтернатива – тот же двигатель, только уже 2-литрового объема. Предлагается 155-сильная и 177-сильная версия. Крутящий момент равен 370 и 400 H*m соответственно. Расходует мотор больше – 7,2 литра в городе и 5,1 литра по трассе.
Базовый двигатель стыкуется с 5-ступенчатой механикой, остальным ДВС кроме самого мощного ставят 6-ступенчатые. Топовый ДВС стыкован с 6-ступенчатым автоматом, но его не устанавливают российским моделям.
Платформа естественно от Зафиры (EMP2), поэтому подвеска идентичная – независимая конструкция на стойках МакФерсон спереди и многорычажная архитектура сзади. Настроено все немного жестковато, что нормально для минивэнов. Тормозная система вкруг дисковая, а усилитель руля электрический.
Электрическая версия
Vivaro-e двигается за счет единственного электромотора, стыкованного с передней осью. Установка выдает 136 лошадиных сил и 260 Н*m крутящего момента. Питается агрегат от аккумулятора на 50 или 75 кВт*ч (на выбор), расположенного под грузовым отсеком.
Заявлено, что аккумуляторы Opel Vivaro-e не съедают простор отсека, зато дают снижение центра тяжести, улучшая управляемость автомобиля. Аккумуляторы в спокойном режиме способны проехать 230 и 330 км в зависимости от емкости.
Заряжаются они также по-разному: 30 минут до 80% у 50 кВт*ч и 45 минут у 75 кВт*ч. От обычной розетки естественно заряжаться машина будет дольше, хотя можно ускорить процесс купив трехфазную зарядку 11,3 кВт, вместо базовой 7,4 кВт.
Французы (да, не немцы) дают покупателю 8-летнюю гарантию на аккумуляторы.
Цена
В России предлагается по сути две комплектации. Базовая стоит 1 669 900 рублей, а максимальная версия обойдется в 1 819 900 рублей.
Разница небольшая, да и оснащение практически не будет отличаться.
Цену можно увеличить опциями:
- кондиционер (удивительно);
- Hands free;
- металлик;
- лючок в перегородке;
- защита картера мотора.
Суммарно опции встанут в 190 тысяч рублей, что очень дорого.
Да, тут есть претензии к оснащению, но это все-таки утилитарная коммерческая машина. Аналоговая модель намного дороже, ведь там есть все комфортные функции (плюс 1 миллион рублей). Так что для бизнеса Opel Vivaro 2020-2021 – это неплохой вариант, но конкурентов изучить стоит.