Экспонат под названием МАЗ 543 разрабатывался как лучший полноприводный автомобиль, который по конструкции не отличался от мировых аналогов. Самое интересное, что этот четырехосный гигант создан исключительно из деталей отечественного производства.
Изначально перед инженерами стояла задача разработать ракетоносец, позже база 543-го стала универсальной для самых разных систем и дополнительной техники. В результате тяжелый автомобиль стал одним из самых востребованных в военно-автомобильном комплексе СССР.
Появление нового советского военного автомобиля МАЗ-543
После того, как на Минском автомобильном заводе было освоено производство МАЗов 537 серии, из Ярославля в Минск была направлена группа инженеров, задачей которых стала разработка нового военного автомобиля, используя для этого базу и наработки, которые использовались при создании МАЗ-537.
Автомобиль МАЗ-543 начали разрабатывать уже в конце 1950-х годов. Для этого специальное конструкторское бюро №1, под руководством Шапошникова использовало все свои накопленные с 1954 года знания. С помощью инженеров из Ярославля уже к 1960-му году был готов проект шасси МАЗ-543. Советское правительство весьма оперативно отреагировало на эту новость и 17 декабря 1960 года издало постановление, которое обязало развернуть производство шасси МАЗ-543 в кратчайшие сроки.
Через 2 года первые 6 образцов шасси МАЗ-543 были готовы. Два из них сразу отправили в Волгоград, где на на шасси МАЗ-543 были установлены опытные пусковые ракетные установки и баллистические ракеты Р-17, с жидкостным реактивным двигателем.
Первые готовые ракетоносцы были отправлены на полигон в Капустном Яру в 1964 году, где и были проведены первые конструкторские испытания. В процессе проведения испытаний шасси МАЗ-543 показало себя с хорошей стороны, так как СКБ-1 имело опыт по разработке подобных машин с 1954 года.
Инструкция по эксплуатации
Учитывая оригинальность конструкции и особенности эксплуатации шасси, производитель рекомендует для обеспечения надежной и безопасной работы тщательно изучить инструкцию по эксплуатации и безукоризненно выполнять все ее требования. К управлению транспортного средства допускаются водители, изучившие и сдавшие экзамены по знанию технической базы, мер безопасности и вождению данного вида техники.
Экипаж состоит из 2 человек. После получения новой машины ее необходимо обкатать. После первой 1 тыс. км пробега выполняют крепежные работы, соответствующие техническому обслуживанию (ТО-1), а также проверяют крепления центральных редукторов к раме. Через каждые 2 тыс. км пробега проводят первые 2 смены масла в баке.
Перед запуском мотора прокачивают смазочную систему электромаслозакачивающим насосом на давлении не менее 2,5 кгс/см². Насос в работающем состоянии запрещается держать более 1 минуты, также нельзя удерживать стартер во включенном положении более 5 секунд. Повторное его включение разрешается через 25-30 секунд.
Если температура воздуха ниже 5°С, коленчатый вал не проворачивают, двигатель не запускают без предварительного подогрева. После включения подогревателя через 1-2 минуты на ощупь проверяют равномерность нагрева котла. По завершении работы агрегата повторный пуск возможен через 30 минут. После мойки при температуре окружающей среды ниже 5°С его запускают на 3-5 минут для удаления воды из нагнетателя.
После продолжительной стоянки транспорта при -15°С, когда смазочная жидкость густеет, отключают гидромеханическую трансмиссию с повышающей передачей.
При движении переключение передач в планетарной КП осуществляют последовательно с высшей на низшую. При езде по хорошей дороге на второй и третьей передачах блокируют гидротрансформатор. Задний ход включают после полной остановки техники. При движении по дорогам с твердым покрытием или по сухим грунтовым дорогам в раздаточной коробке включается прямая передача, при перемещении в сложных условиях — понижающая.
Вынужденная остановка машины на подъемах или спусках с уклоном более 7° требует использования не только ручного тормоза, но и механического привода правого главного тормозного цилиндра, при чем стоянка на приводе не должна превышать 4 часа, иначе устанавливают горные упоры: на подъеме — под оба колеса заднего моста, на спуске — переднего моста.
Все модели военных МАЗов не предназначены для гражданских перевозок и хозяйственных нужд. Они изготавливаются мелкими сериями только по госзаказам для нужд армии. На вторичном рынке машины не продаются, в аренду не сдаются. Поэтому цену и стоимость аренды невозможно узнать.
Неожиданное решение по выбору компоновки кабины МАЗ-543
Новый ракетный комплекс, получивший название «Темп-с», имел очень длинную ракету (12 380 мм), поэтому длины шасси явно не хватало. Было принято решение сделать специальную выемку посередине кабины, но реализовать это не удалось. Так как оставалось только удлинять раму, главный конструктор Шапошников принял весьма смелое и неординарное решение – разделить большую кабину на две изолированных, между которыми размещалась головная часть ракеты.
Подобное разделение кабины ещё ни разу не применялось на подобной технике, но такой способ оказался единственным правильным решением. В дальнейшем, большинство предшественников МАЗ-543 имели кабины такого типа. Ещё одним оригинальным решением явилось использование нового материала для создания кабин МАЗ-543. Они были сделаны не из металла, а из полиэфирной смолы, которая была армирована стеклотканью.
Хотя сразу же нашлось множество скептиков, утверждавших, что недопустимо использовать для кабины материал, напоминающий пластик, проведённые испытания кабины доказали обратное. Во время проведения испытаний под ударной нагрузкой развалился испытательный стенд, а сама кабина уцелела.
Специально для кабины были разработаны навесные бронепластины. Так как МАЗ-543 должен был в обязательном порядке вписываться в железнодорожный формат, кабины получили по 2 места каждая, причём места располагались не в ряд, а друг за другом.
Современные МАЗы
МАЗ 543 (МАЗ 7310 или «Ураган») заменили со временем семейством машин «Оплот». Правда, их производство так и не приняло форму «серийного». Их разработали для установки на них ещё более мощного вооружения. Благодаря созданию их предшественников, удалось выпустить новые автопоезда, способные перевозить грузы в 75-100 тонн. Конструктора Б.Л. Шапошника удостоили звания Героя социалистического труда. Он стал лауреатом Ленинской и Госпремии СССР. Сейчас вся производимая продукция имеет маркировку МЗКТ вместо привычной МАЗ.
Модели автомобилей производят для коллекционеров в Казани в масштабе 1 к 43. Их выполняют из металла и пластика. В игре «Дальнобойщики» использовали модель МАЗ 7310 для создания грузовика «Шторм». А в игре Spin Tires это же транспортное средство назвали Е 7310.
Технические характеристики МАЗ-543
При проектировании МАЗ-543 было применено немало оригинальных конструкторских решений:
- Оригинальная рама состояла из 2-х гнутых лонжеронов повышенной упругости. Для её производства использовались технологии сварки и клёпки;
- Для того, чтобы обеспечить необходимую плавность хода, была выбрана независимая подвеска рычажно-торсионного типа;
- Весьма оригинальной была и трансмиссия. Четырёхступенчатая гидромеханическая КПП позволяла переключать передачи без разрыва мощности;
- Проходимость машине обеспечивали 8 ведущих колёс, каждое из которых имело систему автоматической подкачки. За счёт регулировки давления в шинах, можно было добиться высоких показателей проходимости даже на самых сложных участках бездорожья;
- Танковый двигатель Д-12А-525 обеспечивал автомобиль необходимым запасом мощности. Объём этого 12-цилиндрового 525 сильного движка составлял 38 880 литров;
- Автомобиль имел 2 топливных бака ёмкостью по 250 литров каждый. Имелся также дополнительный бак из алюминия на 180 литров. Расход топлива мог составлять от 80 до 120 литров на 100 км;
- Грузоподъёмность шасси составила 19,1 тонн, причем собственный вес автомобиля был около 20 тонн, в зависимости от модификации.
Габариты шасси МАЗ-543 были продиктованы размерами ракеты и пусковой установки, поэтому они были заранее обозначены в техническом задании:
- Длина МАЗ-543 была 11 265 мм;
- Высота – 2 900 мм;
- Ширина – 3 050 мм.
Благодаря раздельным кабинам, на шасси МАЗ-543 удалось без проблем поместить пусковую установку «Темп-С».
Двигатель и коробка передач
МАЗ 543, технические характеристики которого схожи с МАЗ 537, имеет также аналогичный двигатель, но с прямым впрыском топлива и очистителем воздуха. Он имеет V-образное расположение двенадцати цилиндров, механический всережимный регулятор частоты вращения, работает на дизеле. Прототипом дизельного мотора стал В2, используемый в танках во время войны. Объем составляет 38,8 л. Мощность двигателя – 525 л. с.
Гидромеханическая передача, используемая в МАЗ 543, позволяет облегчить вождение, повысить проходимость на бездорожье и долговечность двигателя. Она состоит их трех частей: четырехколесного, одноступенчатого гидротрансформатора, трехступенчатой автоматической коробки передач и системы управления.
В машине установлена механическая раздаточная коробка, у которой есть две ступени с межосевым дифференциалом.
Базовая модель МАЗ-543
Самым первым представителем семейства автомобилей МАЗ-543 было базовое шасси, обладающее грузоподъёмностью в 19,1 тонн, которое так и называлось-МАЗ-543. Первые шасси под этим индексом были собраны в количестве 6 экземпляров в 1962 году. Всего за всю историю производства было выпущено 1 631 экземпляров.
Некоторое количество шасси МАЗ-543 были отправлены в армию ГДР. Там их оснастили тентованными цельнометаллическими кузовами, которые можно было использовать как для перевозки грузов, так и для транспортировки личного состава. Дополнительно МАЗы оснастили мощными прицепными устройствами, что превратило их в мощные балластные тягачи. Те автомобили, которые не использовались в качестве тягачей, были переоборудованы в мобильные мастерские или ремонтно-эвакуационные машины.
МАЗ-543 изначально создавался в целях размещения на его шасси тактических ракетных комплексов. Первым комплексом, который был размещён на шасси МАЗ-543, стал «ТЕМП». После этого, на шасси МАЗ-543 стали монтировать новую пусковую установку 9П117.
Ещё на базе МАЗ-543 монтировались следующие комплексы и системы:
- Береговой ракетный комплекс «Рубеж»;
- Пункты боевого управления;
- Специальный войсковой автокран 9Т35;
- Станции связи;
- Дизельные автономные электростанции.
Встречалось и другое специфическое оборудование, смонтированное на базе МАЗ-543.
Послевоенный период
После окончания Второй мировой войны в СССР всерьез взялись за разработку отечественных тяжелых тягачей для армии и развивающегося народного хозяйства. В 1951 году автозавод в Ярославле освоил производство трехосных автомобилей ЯАЗ-210Г с платформой и мощной лебедкой. Широкомасштабный выпуск этих машин наладить не удалось, и к тому же тягачи не могли пройти по бездорожью, особенно в сезон дождей или весенней распутицы.
Таким образом, задачи по созданию тяжелых транспортных средств по-прежнему требовали решения, тем более что в стране разворачивалось бурное промышленное строительство, а в военном ведомстве зарождались стратегические ракетные комплексы, которым была необходима мобильность. Бронетанковые войска также нуждались в надежных тягачах большой грузоподъемности.
Особенности МАЗ-543А
В 1963 году была выпущена опытная модификация шасси МАЗ-543А. Данная модель предназначалась для монтажа СПУ ОТРК «Темп-С». Модификацию МАЗ-543А начали выпускать в 1966 году, а серийный выпуск наладили только в 1968 году.
Специально для размещения нового ракетного комплекса база новой модели была немного увеличена. Хотя на первый взгляд никаких отличий не видно, на самом деле конструкторы немного увеличили передний свес авто, передвинув кабины вперёд. Благодаря увеличению переднего свеса на 93 мм, получилось удлинить полезную часть рамы до 7 метров.
Новые модификации МАЗ-543А в первую очередь предназначались для установки на их базы пусковой установки «Темп-С» и системы залпового огня «Смерч». Примечательно, что хотя пусковые установки «Темп-С» давно сняты с вооружения Сухопутных войск России, системы залпового огня «Смерч» до сих пор находятся на вооружении российской армии.
Модификация МАЗ-543А выпускалась до середины 2000-х годов. Всего за эти годы было выпущено около 2 600 шасси. В дальнейшем на шасси МАЗ-543А устанавливалось следующее оборудование:
- Автокраны различной грузоподъёмности;
- Командные пункты;
- Комплексы связи;
- Электростанции;
- Различные мастерские.
Кроме вышеперечисленного, на базе МАЗ-543А устанавливалось и другое специфическое военное оборудование.
Основные модификации
На сегодня существует две основные модели и несколько мелкосерийных вариантов исполнения.
МАЗ 543 А
В 1963 году была представлена первая модернизированная версия МАЗ 543А, с незначительно увеличенной до 19,4 т. грузоподъемностью. Немного позже, а именно с 1966 года на основе модификации А (гостиница) стали выпускать разные вариации военной техники.
Как таковых отличительных особенностей от базовой модели не так много. Первое, что можно заметить — сдвинутые вперед кабины. Это позволило добиться увеличения полезной длины рамы до 7000 мм.
Нужно сказать, что производство этой версии было массовым и протянулось вплоть до начала 2000-х годов. Всего с конвейера сошло не более 2500 штук.
В основном транспортные средства служили ракетоносцами для перевозки ракетного вооружения и всевозможного оборудования. Вообще, шасси было универсальным и предназначалось для установки надстроек самых разных типов.
МАЗ 543 М
Золотая середина всей линейки 543, лучшая модификация, создана в 1974 году. В отличие от своих предшественников этот автомобиль имел только одну кабину с левой стороны. Грузоподъемность была самой большой, она составляла без учета веса самого автомобиля до 22200 кг.
В целом серьезных конструктивных модификаций не наблюдалось. На базе МАЗ 543 М выпускалось и создается до сих пор самое грозное вооружение и всевозможные дополнительные надстройки. Это СЗО «Смерч», ЗРК С-300 и т. д.
За все время завод выпустил не менее 4,5 тысяч штук серии М. С развалом СССР серийный выпуск был остановлен. Оставалось только производство незначительных партий по заказу государства. К 2005 году количество сошедших с конвейера сошло в общей сложности 11000 всех возможных вариаций на базе 543-го семейства.
На шасси был разработан в 90-м году военный грузовой автомобиль с цельнометаллическим кузовом МАЗ 7930, на который устанавливается более мощный двигатель (500 л. с.). Запуск серийного производства версии, получившей название МЗКТ 7930, не остановил даже факт распада СССР. Выпуск продолжается и по сей день.
Мелкосерийные модификации
За более чем 50 лет истории этой модели выпускались различные модификации в ограниченном количестве. Серийный выпуск налажен не был, т. к. необходимости в этом не было.
Например, МАЗ 543 Б был предназначен для транспортировки усовершенствованной ракетной установки 9К72. Для массовой серии М, основой послужила опытный образец серии В.
Для хозяйственных нужд и тылового обеспечения выпускались модификации с индексом П. Это были учебные и пожарные автомобили или модели для перевозки прицепов и тяжелых орудий артиллерии. Всего около 250 штук.
Нередко в составе автопоезда из двухосных тягачей МАЗ 5433 и серийного номера 8385 можно встретить бортовой модуль МАЗ 543 7310 и некоторые другие модели.
Незначительная партия МАЗ 543 Ураган была спроектирована также для пожарных служб. Этих гигантов и сегодня можно встретить на взлетных площадках стран СНГ. Пожарная техника оснащалась емкостью для воды объемом 12 тысяч литров и цистерной с пенообразователем на 900 литров.
Такие машины были незаменимы для ликвидации возгораний на таких объектах. Главный минус всех автомобилей этой серии в большом расходе топлива. Если первые модели «кушали» до 100 литров на 100 километров, то современные версии расходуют до 125 литров на то же расстояние.
Различные опытные образцы и мелкосерийные машины, выпущенные на базе МАЗ-543
Так как в начале 70-х годов появились модернизированные пусковые установки, отличающиеся увеличенными габаритами, стал вопрос о разработке новых модификаций шасси МАЗ-543. Первой опытной разработкой стал МАЗ-543Б, собранный в количестве 2-х экземпляров. Они послужили шасси для установки модернизированной пусковой установки 9П117М.
Так как новые пусковые установки требовали более длинного шасси, вскоре появилась модификация МАЗ-543В, на основе которой в будущем был спроецирован МАЗ-543М. Модификация МАЗ-543М отличалась наличием всего одной кабины, которая была значительно сдвинута вперёд. Подобное шасси позволило размещать на своей базе более габаритные установки или оборудование.
Для различных транспортных операций как в армии, так и в народном хозяйстве, была разработана мелкосерийная модификация МАЗ-543П. Данная машина была двойного назначения. Её использовали как для буксировки прицепов и артиллерийских орудий, так и в качестве учебных машин.
Существовали также практически неизвестные модификации, которые были выпущены в единичных экземплярах в качестве опытных моделей. К ним относится модификация МАЗ-543Д, имеющая многотопливный дизельный двигатель, который мог работать как на дизельном топливе, так и на бензине. К сожалению, из-за сложности производства, данный двигатель так и не вошёл в серийное производство.
Также интересен прототип МАЗ-543Т, так называемый «Тропик». Данная модификация была специально предназначена для эксплуатации в горных и пустынных местностях.
Особенности МАЗ-543М
В 1976 году появилась новая, самая популярная модификация МАЗ-543. Прототип модели, которая была названа МАЗ-543М, проходил испытания в течение 2-х лет. Данный автомобиль был принят на вооружение сразу же после своего дебюта. Данная модификация стала самой удачной в семействе МАЗ-543. Её рама была самой длинной в классе, а грузоподъёмность автомобиля была повышена до 22,2 тонн. Самое интересное в этой модели было то, что все узлы и агрегаты были абсолютно идентичны узлам других моделей семейства МАЗ-543.
Самые мощные советские пусковые системы, зенитные пусковые системы и различные артиллерийские комплексы устанавливались именно на шасси МАЗ-543М. Также на это шасси устанавливались различные специальные надстройки. За всё время выпуска модификации МАЗ-543М было выпущено более 4 500 единиц автомобилей.
Большой интерес представляет перечень специфических средств обеспечения, установленных на шасси МАЗ-543М:
- Передвижные общежития, предназначенные для проживания 24 человек. В данных комплексах имеются системы вентиляции, микроклимата, водоснабжения, связи, микроклимата и отопления;
- Передвижные столовые для боевых расчётов.
Данные автомобили использовались в отдалённых районах СССР, где не было населённых пунктов и мест для проживания.
После распада Советского Союза серийное производство автомобилей МАЗ-543 всех трёх модификаций было практически прекращено. Их производили строго на заказ небольшими партиями вплоть до середины 2000-х годов.
В 1986 году лицензия на сборку МАЗ-543 была продана китайской компании Wanshan, которая выпускает их до сих пор.
(MAZ/MZKT)
Минск СССР/Беларусь 1954-
С середины 50-х гг. Минский автомобильный завод (МАЗ) являлся главным научно-производственным центром СССР, где разрабатывалась и выпускалась тяжелая полноприводная автомобильная техника для Советской армии. Решение об организации на недавно введенном в строй заводе специального конструкторского бюро № 1 (СКБ-1) для создания принципиально новых автомобилей было принято Советом Министров СССР 25 июня 1954 г. в рамках постановления об организации на всех основных автомобильных и тракторных заводах СССР специальных конструкторских бюро для проектирования военной техники. Минское СКБ возглавил Борис Львович Шапошник (1902-1985), работавший до войны главным конструктором московского автозавода ЗИС.
Тягач МАЗ-528, 4х4,1955 г.
Балластный тягач МАЗ-535А, 8х8,1958 г.
Тягач МАЗ-538 (ИКТ-С), 4х4,1960 г.
МАЗ-535А с межконтинентальной ракетой Р-36,1968 г.
На МАЗе в конце 40-х гг. он взялся за разработку карьерного самосвала. Первый 25-тонный МАЗ-525 собрали осенью 1950 г., доказав способность молодого предприятия создавать нетрадиционные виды сверхтяжелой колесной техники.
Первоначально главной задачей СКБ была разработка 4-осных тягачей для буксировки тяжелых артиллерийских систем, но вскоре они послужили основой уникальных многоосных шасси для стратегических ракетных комплексов и тяжелого вооружения, обладавших высокой мобильностью и возможностью передвигаться практически по любой местности и в любых погодных условиях, превосходя по ряду параметров гусеничные машины. По своим возможностям и качеству изготовления в свое время они представляли лучшие образцы советской автомобильной техники, но долгое время сведения о них носили гриф «секретно».
Первой машиной, изготовленной в СКБ в 1955 г., был тягач МАЗ-528 (4х4) со 165-сильным дизелем ЯАЗ-206, предназначенный для буксировки прицепов и работы с бульдозерным отвалом. Он стал прототипом универсального 375-сильного тягача МАЗ-538 (4х4), известного как средний инженерный колесный тягач ИКТ-С. Его особенностями являлись гидромеханическая коробка передач, подвеска передних управляемых колес на жестком балансире, бесподвесочное крепление задних колес и кабина с двухсторонними органами управления.
При комплектации различным навесным оборудованием он использовался как колесный путепрокладчик ПКТ и траншее копатель ТМК, а также мог работать с разнообразным оснащением при движении как передним, так и задним ходом. В 1956 г был построен опытный образец одноосного тягача МАЗ-529 для работы в составе самоходного скрепера. Пройдя приемочные испытания, в 1958 г. вариант МАЗ-529В с двухтактным 120-сильным дизельным двигателем ЯАЗ-М204А и 4-ступенчатой коробкой передач приняли к серийному производству на Могилевском автозаводе (МоАЗ). В 60-е гг. его использовали в качестве тягача-установщика стратегических ракетных комплексов на стартовую позицию и буксировки тяжелого оборудования.
В первый период главной задачей СКБ было создание 4-осных тягачей МАЗ-535 и МАЗ-536 (8х8) для буксировки артиллерийских систем массой 10 и 15 т соответственно, но с формированием приоритета Советской армии на более мощные машины для доставки бронетехники и монтажа тяжелого ракетного вооружения работы по 536-й модели заменили проектированием седельного тягача МАЗ-537. Для их производства весной 1959 г. при МАЗе было образовано Производство специальных колесных тягачей (ПСКТ).
МАЗ-537 (8х8) с межконтинентальной ракетой Р-9А, 1958/66 гг.
Пусковая установка 9П117М ракетного комплекса 9К72 на шасси МАЗ-543, 8х8,1965 г.
Пусковая установка 9П120 ракетного комплекса 9К76 «Темп-С» на шасси МАЗ-543, 8х8,1966 г.
Первый опытный образец тягача МАЗ-535 был построен в 1956 г., через год появился вариант «535А» с усиленной рамой, выпускавшийся до 1969 г. и использовавшийся для буксировки артиллерийских орудий, баллистических ракет и тяжелого оборудования. Он заложил основу конструкции большинства последовавших за ним тяжелых машин. Позади его стальной 4-местной кабины размещался дизельный двигатель Д-12А V12 (38880 см::, 375 л.с.) с непосредственным впрыском топлива, четырьмя клапанами на каждый цилиндр и двумя верхними распределительными валами в каждом блоке, являвшийся модификацией известного танкового мотора В-2. В состав трансмиссии собственной конструкции входили гидротрансформатор, планетарная 3-ступенчатая коробка передач, 2-ступенчатая раздаточная, межосевые и межколесные самоблокирующиеся дифференциалы и планетарные колесные редукторы.
Подвеска была независимой рычажно-торсионной с гидроамортизаторами, управление двумя передними мостами осуществлялось с помощью гидроусилителя, односкатные колеса снабжались камерными шинами с централизованной системой регулирования внутреннего давления (от 0,7 до 2,0 кгс/см?). Характерной внешней особенностью ряда машин была третья фара в центре передней панели, служившая для подсветки дороги
для прибора ночного видения. Тягач имел колесную базу (расстояние между крайними мостами) – 5770 мм, кузов на 7 т балласта и 15-тонную лебедку, развивал скорость 60 км/ч, преодолевал подъемы крутизной 30° и 1,3-метровый брод. Седельный вариант «535В» отличался балансирной подвеской задних мостов без упругих элементов, отсутствием лебедки и системы подкачки шин. На буксируемом им полуприцепе размещалась стартовая установка для запуска самолета-разведчика Ту-123 комплекса «Ястреб».
Более мощный седельный тягач МАЗ-537 предназначался для работы с низкорамными полуприцепами для доставки гусеничной техники массой до 50 т, тяжелого вооружения и ракет в составе автопоездов полной массой до 75 т. От модели «535В» он отличался увеличенной до 525 л.с. мощностью двигателя, колесной базой 5600 мм, новыми шинами и постом управления. Тягачи «537Г» и «537Д» снабжались лебедкой и электрогенератором соответственно, а МАЗ-537А являлся балластным тягачом На опытном шасси «537Б» монтировалось оборудование прототипа первой ракетной пусковой установки. Его испытания доказали, что колесные пусковые системы практически всегда, кроме редких случаев, превосходят гусеничные, что открыло широкую дорогу производству такой техники. В 1963 г. конструкторская документация на тягач МАЗ-538 была передана на Курганский завод колесных тягачей (КЗКТ), а в 1964 г. -на МАЗ-537, что позволило СКВ МАЗа сконцентрироваться на изготовлении более современной военной техники.
В 1960-61 гг. в СКВ были созданы первые варианты 4-ос-ных машин второго поколения для установки тяжелого вооружения, выпускающиеся до сих пор. Базовым стало 19-тонное шасси МАЗ-543 (8х8), долгое время служившее основой всей последующей программы. Его главными достоинствами были невысокая собственная масса, широкое использование высоколегированных сталей, усиленная клепано-сварная рама повышенной упругости, выполненная из тонкого низколегированного стального листа.
Шасси МАЗ-543А с установщиком пускового контейнера ТУАП-2
Пусковая установка 9А52-2 системы залпового огня 9К58 «Смерч» на шасси МАЗ-543М, 8х8,1988 г.
Пусковая установка 5П85СУ ракетного комплекса С-300ПМУ на шасси МАЗ-543М, 1989 г.
Шасси имело колесную базу 7,7 м (расстояние между средними мостами – 3300 мм, база обеих тележек – по 2200 мм), независимую рычажно-торсионную подвеску всех колес и систему регулирования давления воздуха в шинах (1,0-3,5 кгс/см2). Автомобиль был рассчитан на работу при температуре от -40 до +50 °С, а внешне отличался двумя 2-местными стеклоплас-тиковыми кабинами с вентиляцией, отоплением, шумо-изоляцией и переговорными устройствами. 7 ноября 1965 г. на параде в Москве впервые появились пусковые установки 9П117М оперативно-тактического ракетного комплекса 9К72, смонтированные на шасси МАЗ-543 с гидравлическим подъемным устройством для приведения 11-метровой баллистической ракеты в боевое положение и двумя дополнительными кабинами управления, размещенными с обеих сторон машины между средними мостами. На этом же шасси, но без боковых кабин, монтировалось оборудование пусковой установки 9П120 комплекса 9К76 «Темп-С».
В 1965 г. построили опытный образец седельного тягача МАЗ-544, работавшего с полуприцепом МАЗ-5246 с гидроприводом колес для монтажа еще более тяжелого оборудования. В 1966 г. начался выпуск многоцелевого шасси МАЗ-543А с увеличенной за счет перекомпоновки моторного отсека монтажной площадью. На нем устанавливали оборудование для транспортировки и перегрузки ракет и ракетных контейнеров в шахтные пусковые колодцы, командные комплексы и средства обеспечения боевого дежурства, включая полевые столовые и общежития. Это шасси послужило базой транспортно-заряжающей машины (ТЗМ) 9Т234-2 с гидрокраном для загрузки 12 реактивных снарядов в пусковую систему залпового огня 9К58 «Смерч».
С 1976 г. выпускалось специальное 22-тонное шасси МАЗ-543М полной массой 43,5 т для монтажа тяжелого вооружения и боевого снаряжения, которое внешне отличалось одной левой 2-местной кабиной и перекомпонованным моторным отсеком с частично размещенными на месте правой кабины узлами и системами, что позволило еще больше увеличить полезную монтажную площадь. Наиболее известным вооружением на этом шасси стала пусковая установка 9А52-2 для самой мощной отечественной реактивной системы залпового огня 9К58 «Смерч», созданная в 1987 г. в ГНПП «Сплав» под руководством А. Н. Ганичева и выпускающаяся на АО «Мотовилихинские заводы» в Перми. Она смонтирована на поворотной платформе и состоит из 12 трубчатых направляющих для запуска реактивных 800-килограммовых снарядов калибра 300 мм на расстояние до 70 км, поражая площадь 63 гектара.
Шасси снабжено дополнительной кабиной для экипажа и систем управления, а также гидравлическими опорами для вывешивания задней части машины при стрельбе. На МАЗ-543М монтируются также 130-мм артиллерийская система «Берег», ракетный комплекс береговой обороны «Рубеж» и зенитные установки серии С-300П войск ПВО, разработанные в ЦКБ «Алмаз». На переломе 80~90-х гг. для комплексов С-ЗООПМУ и С-ЗООПМУ-1 на шасси «543М» были разработаны основные и дополнительные пусковые установки 5П85СУ и 5П85ДУ с контейнерами на 4 ракеты, способные одновременно поражать несколько целей, летящих со скоростью 4300 км/ч на высоте 25~27 км. С 1997 г. их модернизированные варианты используются для комплекса С-300ПМУ-2 «Фаворит», поражающего сразу 36 целей, а также для новой более эффективной системы С-400 «Триумф».
Пусковая установка 5П85ТЕ2 комплекса С-300ПМУ-2 «Фаворит» на шасси МАЗ-543М, 1997 г.
Ракетный комплекс РК-55 на шасси МАЗ-79111, 8х8,1978 г.
Танковоз МАЗ-74101, 8х8,1978 г.
Седельный тягач МАЗ-74103 с топливозаправщиком ТЗ-90,1978 г.
В 1970 г. по требованиям военного заказчика началось проектирование еще более мощных тягачей третьего поколения «Оплот» с полезной нагрузкой до 22 т, оснащенных 650-сильным дизельным двигателем Д-12А, гидромеханической 4-ступенчатой коробкой передач, усиленной подвеской и шинами повышенной слойности и грузоподъемности. Этими работами руководил заместитель главного конструктора СКБ-1 Владимир Ефимович Чвялев. Опытные образцы новой техники прошли необходимый цикл испытаний и были приняты на вооружение. В 1978 г. начался выпуск шасси «7911»,
«79111» и «79112», предназначенных для замены моделей «543», «543М» и «543А» соответственно. В эту гамму входили также балластный тягач «7311» и серия седельных машин «7410». Она включала базовый тягач «7410», работавший с топливозаправщиком ТЗ-30 или 30-тонным полуприцепом с гидроприводом колес, модель «74103» с нагрузкой на седло 27 т для буксировки топливозаправщиков ТЗ-60 и ТЗ-90, а также танковоз «74101» с третьей кабиной для экипажа перевозимой бронетехники и 3-осным полуприцепом со всеми управляемыми колесами. На шасси «79111» и «79112» монтировали пусковую установку 9А52 и оборудование заряжающей машины 9Т-234 системы залпового огня 9К58 «Смерч», а также новый тяжелый ракетный комплекс РК-55. Из-за технических проблем и неготовности КЗКТ к серийному производству новой техники провести полную замену второго поколения на третье так и не удалось.
Особую страницу истории отечественного автомобилестроения занимают многоосные шасси минского СКВ для транспортировки и запуска баллистических межконтинентальных ракет, поступавших на вооружение советских Ракетных войск стратегического назначения (РВСН).
Шасси МАЗ-547В, 12X12,1973 г.
Шасси МАЗ-547А, 12X12,1972 г.
Запуск стратегического ракетного комплекса «Пионер» на шасси МАЗ-547В, 1974 г.
Стратегический ракетный комплекс «Пионер-3» на шасси МАЗ-547А, 12X12,1985 г.
Первым в 1970 г. появился опытный образец шасси МАЗ-547 (10×8), а в 1972-74 гг. началось изготовление 58-тонных шасси «547А» и «547В» (12×12) с нагрузкой на ось 15 т, оснащенных 650-сильным танковым дизелем В-38 V12, гидромеханической 4-ступенчатой коробкой передач, рядом деталей из титановых листов и отливок, а также независимой гидропневматической подвеской каждого колеса. Модель «547А» имела две выдвинутые вперед кабины, шасси «547В» получило вторую кабину для оператора, смещенную назад. Машины длиной более 15 м могли преодолевать подъемы крутизной 15° и брод глубиной 1,1 м, имели клиренс 475 мм, радиус поворота – 22~25 м и запас хода 530 км. В полном боевом снаряжении они могли передвигаться со скоростью 40 км/ч. Эти шасси, снабженные комплексом управления, мощными гидравлическими опорами и подъемным устройством для приведения ракетного оружия в боевое положение, послужили базой первых грунтовых мобильных пусковых установок (ГМПУ), осуществлявших боевое дежурство в движении, в любых дорожных и климатических условиях и потому становившихся практически неуязвимыми для противника. Их оборудование разрабатывал и изготовлял Волгоградский .
Зимой 1976 г. на боевое дежурство поступил первый советский мобильный стратегический ракетный комплекс «Темп-2С» на шасси «547А». В марте на вооружение был принят комплекс «Пионер» на шасси «547В» с транс-портно-пусковым контейнером для баллистической ракеты РСД-10 средней дальности (до 4,7 тыс. км), модернизированные варианты которого в 80-е гг. монтировали на шасси «547А» и 710-сильные «7916» грузоподъемностью 63 т. Оба комплекса стали жертвами эпопеи разоружения Советского Союза второй половины 80-х гг.: первый был ликвидирован по договору ОСВ-2, второй -в соответствии с двусторонним соглашением между СССР и США по ракетам средней и меньшей дальности (РСД-РМД). Развитием машин 547-й серии в 1978 г. были экспериментальные шасси «547Б» с алюминиевой рамой и тягач «547Э» с 800-сильной газовой турбиной и электрогенератором, подававшим ток на 12 мотор-колес.
Тягач МАЗ-547Э, 12X12,1978 г.
Ракетный комплекс «Пионер-3» на шасси МАЗ-7916,12X12,1986 г.
Шасси МАЗ-7912,14X12.1979 г.
Стратегический ракетный комплекс «Тополь» на шасси МАЗ-7917,14X12,1989 г.
В середине 70-х гг. наступил следующий этап разработки многоосных шасси, когда специалистам СКВ приходилось решать задачи, не разработанные даже в теории. С первой же проблемой они столкнулись при создании в 1978 г. шасси МАЗ-7912 (14×12) с нечетным количеством осей, когда вся нагрузка могла приходиться на один средний мост, который сделали неведущим с увеличенным ходом подвески, выдерживавшим тройную нагрузку.
Использование легких и прочных материалов позволило довести отношение грузоподъемности шасси к собственной массе до рекордного значения 2,2. В 1985 г. под руководством В. Е. Чвялева, нового главного конструктора УГК № 2 Минского автозавода, начался выпуск 7-осного шасси МАЗ-7917 (14×12) грузоподъемностью 63 т и длиной 17 м, оборудованного дизелем В-58 V12 мощностью 710 л.с. и 8 передними управляемыми колесами. На этих шасси монтировали ракетные комплексы «Старт-1» для коммерческих запусков ракет-носителей и новый стратегический комплекс «Тополь» с 20-метровой межконтинентальной твердотопливной ракетой РС-12М со стартовой массой более 45 т Их первые запуски состоялись зимой 1983 г., а на вооружение систему «Тополь» приняли в декабре 1988 г.
Шасси МАЗ-7908, 8х8,1986 г.
Шасси МАЗ-7929,10X8,1988 г.
Шасси МАЗ-7906,16X16,1984 г.
Шасси МАЗ-7904,12X12,1984 г.
В процессе перестройки в СССР, принесшей конверсию, потерю крупных военных заказов и развал военной промышленности, СКБ МАЗа продолжало активно трудиться над созданием перспективных образцов военной техники. Среди них были Зб-тонное шасси «7908» (8х8) с 710-сильным мотором и гидромеханической трансмиссией, короткобазное 27,5-тонное шасси «7909» (8х8) и 35-тонное «7929» (10×8), оснащенные 420-сильным дизелем и механической 9-ступенчатой коробкой передач Ярославского моторного завода (ЯМЗ).
Наибольший интерес представляют многоосные шасси специального назначения,составившие семейство «Целина-2» и служившие для доставки сверхтяжелых грузов в частях РВСН и на космодроме Байконур. Самым мощным и тяжелым было 220-тонное шасси МАЗ-7904 (12×12) полной массой 360 т с габаритной шириной 6,8 м, оборудованное тяговым 12-цилиндровым судовым дизелем мощностью 1500 л.с. и дополнительным 330-сильным мотором для отбора мощности, двумя гидромеханическими трансмиссиями и всеми односкатными колесами диаметром 3 м.
150-тонное шасси «7906» (16×16) получило один 1500-сильный силовой агрегат, а самой необычной советской машиной по праву можно признать транспортер «7907» (24×24) грузоподъемностью 150 т, имевший по 8 передних и задних управляемых колес. На нем установили танковый газотурбинный двигатель мощностью 1200 л.с, вращавший электрогенератор переменного тока, от которого ток через тиристоры поступал на электромоторы с воздушно-масляным охлаждением, укрепленные на раме и приводившие каждое колесо этой уникальной машины.
Шасси МЗКТ-7930, 8х8, 1998 г.
Седельный тягач МЗКТ-74295 с трейлером «93783», 1996 г.
Седельный тягач МЗКТ-742953 (8х8) с трейлером «99943», 2000 г.
В 1991 г, после образования независимой Республики Беларусь, на базе производства колесных тягачей УГК-2 МАЗа было создано самостоятельное предприятие – Минский завод колесных тягачей (МЗКТ), продукция которого известна под торговой маркой «Волат» (Vo-lat). Во времена полного отсутствия военных заказов и государственного финансирования, создавшими реальную опасность утраты уникального производства, там разработали обширную гамму унифицированных полноприводных шасси модульной конструкции двойного назначения с агрегатами отечественного и иностранного производства. В самые трудные времена специалисты МЗКТ не забывали и о новой военной тех
нике, развивавшей основные конструктивные принципы прежних машин.
В начале 90-х гг. для замены серии «543» появилось шасси МЗКТ-7930 (8х8) грузоподъемностью 22~24т, выпускающееся с 1998 г. и в начале 2000-х гг. принятое на вооружение Российской армии. На нем использованы 500-сильный дизель ЯМЗ-846.10 V8 с турбонаддувом, 2-дисковое сцепление ЯМЗ-151 и механическая 9-ступенчатая коробка передач ЯМЗ-202, а также новая однообъемная 3-местная кабина, которая впервые появилась в 1988 г. на шасси «7929». МЗКТ-7930 и его экспортный вариант «79306» с 544-сильным дизелем «Дойц» (Deutz) и автоматической коробкой передач «Эллисон» (Allison) служат для монтажа новейших образцов вооружения и оборудования. Среди них пусковая установка 9П78-1Э высокоточного оперативно-тактического ракетного комплекса «Искандер-Э» и транспортно-заряжа-ющая машина для него, ракетная система береговой обороны «Бал-Э», трехкоординатная радислокационная станция 96Л6Е для зенитно-ракетных комплексов С-300П, тяжелый мос-тоукладчик ТММ-6, штабные комплексы и др. Модернизированный в 1994 г. седельный тягач «74106» (8х8) с нагрузкой на сцепное устройство 23 т используется для буксировки полуприцепа «9988» с радиолокатором обнаружения 64Н6Е, входящим в системы С-200 и С-300. Одновременно с ним появилось модернизированное шасси «79161» (12×12) с 710-сильным дизелем.
Антенный пост комплекса «Печора-2М» на шасси МЗКТ-80211,2002 г.
Пусковая установка 5П73-2М ракетного комплекса «Печора-2М» на шасси МЗКТ-8021, 6х6, 2002 г.
Ремонтно-эвакуационная машина МЗКТ-790986. 8х8, 2003 г.
Среди новых образцов военной автотехники, созданной во второй половине 90-х гг., был автопоезд для перевозки бронетехники массой до 60 т, состоявший из седельного тягача МЗКТ-74295 (8х8) с удлиненной гражданской кабиной со спальным местом и низкорамного полуприцепа «93783». Автомобиль оборудован 425-сильным дизелем ЯМЗ-8424, коробкой передач ЯМЗ-202, передней торсионной и задней балансирной рессорной подвесками. В 1997 г. для вооруженных сил ОАЭ был изготовлен уникальный капотный тягач «74135» (8х8) с 788-сильным дизелем «Дойц» V12, автоматической 6-ступенчатой коробкой передач «Эллисон» и 4-дверной кабиной со спальным местом, который прошел испытания с разными полуприцепами. В 2004-06 гг. появились варианты с двигателем «Мерседес-Бенц» (Mercedes-Benz) V12 мощностью 796 л.с, предназначенные для работы с 70-тонным полуприцепом «99942» и 60-тонным прицепом «83721» в составе трехзвенного автопоезда полной массой более 205 т и длиной 38 м, развивающие скорость 82 км/ч.
В 2002 г. завод приступил к выпуску перспективного поколения бескапотных шасси для монтажа военного оборудова ния и вооружения. Его основой являются базовые модели «8022» (4х4) и «8021/80211» (6х6) грузоподъемностью 10,0 и 18,5 т с односкатной ошиновкой всех колес, гидромеханической 5-ступенчатой коробкой передач «Эллисон» и вынесенной в передний свес рамы 2-местной кабиной с кондиционером. Шасси «8021» и «80211» различаются установкой дизельного двигателя ЯМЗ (400 л.с.) соответственно за кабиной или под нею, вариант «8022» снабжен 250-сильным силовым агрегатом, расположенным под кабиной. Трехосные шасси служат для монтажа пусковой установки 5П73-2М зенитно-ракетного комплекса С-125-2М «Печора-2М» и антенного поста, на 2-осном установлен пункт управления УНК-2М. Такая же кабина в 7-местном варианте монтируется на седельном тягаче «742953» (8х8) с 680-сильным двигателем «Мерседес-Бенц» V8, 6-ступенчатой коробкой передач «Эллисон» и широкопрофильными шинами с регулировкой внутреннего давления.
В сцепе с 70-тонным полуприцепом «99943» автопоезд полной массой 125 т способен двигаться со скоростью 62 км/ч. Для перевозки и перегрузки контейнеров используется 12-тонное шасси «69272» (8х8), для буксировки тяжелых систем вооружения служит 15-тонный балластный тягач «74132» (8х8) с 650-сильным мотором ЯМЗ-8401 V12, а базой тяжелых ремонтно-эвакуационных машин является созданное в 2003 г. шасси «790986» (8х8) с 544-сильным дизелем «Дойц» и 13-тонным гидрокраном.
После распада СССР подразделения РВСН в странах ближнего зарубежья были упразднены, а новая демократическая Россия приняла доктрину тотального разоружения. К этому времени уже был создан еще более мощный стратегический комплекс «Тополь-М» с ракетами РС-12М-2 массой 47 т и длиной боевой части с ядерными боеголовками около 18 м, для которого потребовались и принципиально новые ГМПУ. В качестве их базы МЗКТ предложил внешне одинаковые 8-осные шасси «7923» и «7922» (16×16) с гидропневматической подвеской, тремя передними и тремя задними управляемыми мостами и двумя вынесенными в передний свес кабинами. На первом использовались газовая турбина мощностью 1000 л.с, генератор переменного тока и электрическая трансмиссия с синхронными электродвигателями с масляным охлаждением. Второе шасси «7922» с дизелем ЯМЗ-847.10 V12 (25,9 л, 800 л.с) и гидромеханической 4-ступенчатой коробкой передач в 1995 г. было принято за базу новой мобильной пусковой установки «79221» (16×16). Времена экономических реформ нанесли военно-промышленному комплексу России непоправимый ущерб: ракеты «Тополь-М» шахтного базирования поступили на дежурство лишь в конце 1997 г., их пробные запуски с ГМПУ начались в сентябре 2000 г., а решение о присвоении им статуса основы ядерного потенциала России и наиболее совершенного российского оружия XXI века состоялось в 2003 г. после корректировки военных приоритетов. Развертывание новых систем на ГМПУ началось в 2006 г.
Шасси МЗКТ-79221, 16X16,1995 г.
Пусковая установка ракетного комплекса «Тополь-М»
Пусковая установка ракетного комплекса «Тополь-М» на шасси МЗКТ-79221,16X16, 2003 г.
Оглавление
Пожарные автомобили МАЗ-543 «Ураган»
Пожарные автомобили МАЗ-543 «Ураган» были разработаны специально для несения службы на советских аэродромах. Многие автомобили этой серии до сих пор эксплуатируются на аэродромах СНГ. Пожарные МАЗ-543 имеют резервуар для воды на 12 000 литров. Также имеется цистерна для образования пены на 900 литров. Подобные характеристики делают данные автомобили незаменимыми помощниками в случае возникновения внезапного пожара на аэродроме. Единственным минусом является высокий расход топлива, который достигает 100 литров на 100 км пробега.
В настоящее время автомобили семейства МАЗ-543 постепенно заменяются новыми автомобилями МЗКТ-7930, хотя этот процесс идёт очень медленно. Сотни МАЗ-543 продолжают нести боевое дежурство в армиях России и СНГ.