Работы по проектированию «Урагана»
В СССР активно трудились над постройкой боеспособных кораблей на базе погружённых под воду крыльев. Ещё в 30-е годы взяли начало первые эксперименты над такими проектами. Уже в 1937 конструкторы ЦАГИ начали устраивать настоящие испытания созданных «крылатых» катеров. После завершения Второй Мировой, в конце 40-х начале 50-х годов работы над такими кораблями были возобновлены. Лучшие советские конструкторские и инженерные умы были увлечены идеей снижения трений о воду путём подъёма корпуса судна над ватерлинией.
В процессе испытаний советскими инженерами были созданы корабли на основе подводных крыльев для небоевого применения. В этом направлении СССР завоевал своё признание по всему миру.
«Кометы», «Ракеты» и «Метеоры» стали для советского судостроения некой визитной карточкой.
Спросом пассажирские судна пользовались популярностью далеко за пределами страны и экспортировались даже в западные государства. Естественно, подобные успехи так и остались бы недостижимыми. Если бы не разработка военных ракетных кораблей на подводных крыльях. Все вложенные силы советского конструкторского бюро были полностью вознаграждены под конец 50-х годов. Закончились все работы по улучшению технического и механического оснащения торпедного большого катера 206М «Шторм», после чего его запустили в широкое производство. Параллельно с этим стремительно развивались и малые ракетоносные катера.
Всемирное любопытство к данным судам возникло после случившегося в 1967 году морского боя. Тогда пара египетских ракетоносных катеров типа «Комар», произведённых в СССР, отправили на корм рыбам эсминец «Элайт», принадлежащий Израилю.
Этот случай стал первым в истории, когда корабль потопили при помощи противокорабельных снарядов.
Советский Союз преследовал идею объединения «крылатых» судов с передовыми ракетными установками, которые смогут быстро передвигаться по воде, даже по нынешним меркам. Дабы скорее реализовать эту затею в работу запустили малый ракетоносный катер. В последствии получивший название «Ураган».
Стартовало проектирование судна в 1964 году в стенах ЦКБ-5. Их задачей было создание корабля, который обязан развивать колоссальную скорость за счёт глубокопогружённых крыльев. Возглавлял труды над перспективным проектом В.М. Бурлаков, под началом которого также был создан прототип гражданского судна «Тайфун», основанного на принципе погружённых в воду крыльев.
Получившийся в итоге пассажирский корабль спустился на воду в 1969 году и выполнял свои функции до 70-х годов в составе речного пароходства. Все достигнутые результаты в ходе опытной эксплуатации «Тайфуна» были тщательно проанализированы и применены для совершенствования конструкторских особенностей «Урагана». Следует отметить, что гражданская версия могла развивать предельную скорость до 50 узлов, что является весьма внушительным показателем.
Единственный завершённый экземпляр ракетного судна «Ураган», который позже получил маркировку МРК-5 и собранный в Ленинграде, в 1976 году вошёл в стадию активных военных испытаний.
В декабре следующего года МРК официально оказался в Балтийском флоте. На протяжении целого года судно находилось в экспериментальном использовании, после которого был перенаправлен на Чёрное море. До берегов Севастополя катер сумел добраться в 1979 году, став частью 166-й дивизии Черноморского флота, прослужив там до своего исключения из состава в 1990 году.
Служба[ | ]
Морской парад в Санкт-Петербурге, 26 июля 2022 года.
Головной малый ракетный корабль проекта 22800 «Мытищи» вошел в состав Балтийского флота ВМФ Российской Федерации 17 декабря 2018 года[9].
В период с 25 по 30 июня 2022 года принимал участие в МВТФ «Армия-2019» на площадке форума в Кронштадте[10].
В период с 10 по 14 июля 2022 года принял участие в работе «МВМС-2019»[11].
28 июля 2022 года участвовал в Главном военно-морском параде[12].
С 1 по 9 августа 2022 года принимал участие в учениях «Океанский щит — 2019»[13].
Технические особенности МРК-5 «Ураган»
Ещё в ходе своего строительства новейшее ракетное судно буквально поражало искушённое воображение своими возможностями. В нём применялись самые передовые технические решения, да и габариты у катера были внушительными. На этапе своей полной готовности «Ураган» был крупнейшим кораблём на земном шаре, использовавшим глубокопогружённые крылья. В сравнении же с наводными судами, МРК никак нельзя было назвать великаном. Он обладал водоизмещением от 342 до 432 тонн.
Сравнительно небольшая длина судна (всего 56,6 метра) при ширине 10,17 м., мгновенно увеличивалась до величины в 21,14 м. при извлечении крыльев из воды. Осадка на максимальном ходу была равна 2,35 м., а управлялся «Ураган» командой из 34 человек, семь из коих имели офицерские звания.
Корпус нового судна был изготовлен из специального сплава алюминия и магния, а подводные крылья создавались из высокопрочного сплава титана. Размер этих крыльев можно представить себе по увеличению ширины корабля при их поднятии или по нескольким фотографиям, хранящимся в судостроительных музеях. При поднятии каждое из крыльев уходило в сторону на 45 градусов, а автоматизированные системы точного регулирования подъёма, позволяли МРК сохранять баланс относительно высоты над ватерлинией, дифферента или крена.
Судно приводилось в движение современным газотурбинным двигателем высокой мощности, имеющим на себе две турбины. При помощи редукторов передавалось вращение на винты, которые устанавливались в кормовых колонках крыльев для обеспечения гребли. Каждая колонка несла на себе по паре гребных винтов. Предельная мощность двигателя составляла 36 тыс. лошадиных сил. Таких мощностей целиком хватало уникальному катеру для обеспечения скорости в 56-60 узлов.
Для приведения в движение «Урагана», при поднятых над водой крыльевых колонках, применялся силовой дизельный двигатель, имевший мощность всего в 2200 лошадиных сил. Он имел всего пару дизелей, призванных работать строго для питания водомётных движителей. В видоизменённом состоянии предельная скорость доходила до 9-10 узлов.
Продовольственные запасы в трюмах позволяли экипажу автономно существовать на протяжении 5 суток. При скорости около 45 узлов, продолжительность хода МРК колебалась около 700 миль, а при снижении скорости до 8,5 узлов, можно было преодолеть расстояние в полторы тысячи миль. Для судна на базе глубокопогружённых крыльев, «Ураган» мог похвалиться очень внушительной мореходностью. Этот показатель, при движении с опущенными крыльями, оценивался в приличные 5 баллов. При таком морском волнении МРК-5 удерживал скорость на уровне 55 узлов. При водоизмещающем состоянии корабля, мореходность достигала 7 баллов.
Постройка головного сторожевого корабля «Ураган»
Постройка головного корабля завершилась в конце лета 1930 г., и 27 августа в акватории Северной судостроительной верфи провели его испытание на остойчивость. При осадке носом 1,60 м и кормой 1,75 м, что соответствовало водоизмещению 328 т, начальная поперечная метацентрическая высота составила 0,54 м. Ровно через месяц, 27 сентября, корабль с заводской командой совершил свой первый, хотя и кратковременный, выход в море. Было пройдено 5 миль и израсходовано 7,9 т нефти. 30 сентября произвели испытание артиллерии, при этом из каждого 102-мм орудия сделали по 11 выстрелов. Общая вместимость носового и кормового погребов была определена в 408 патронов.
«Гроза» — один из «ураганов» в годы Второй Мировой войны
22 октября «Ураган» вышел в море на заводские ходовые испытания. Поскольку на них получили только 485 об/мин гребных валов вместо положенных 630, на следующий день испытания повторили. На это раз число оборотов в минуту составило 540… Успехом это было назвать трудно, но за неимением ничего другого, корабль показали приемной комиссии.
27 октября испытания продолжили — корабль с членами комиссии на борту вышел в море для проведения 4-часовых испытаний на полный ход. При съемке с якоря осадка составила 2,28 м носом и 2,16 м кормой, что соответствовало водоизмещению 484 т, а это на 84 т (то есть на 21%!) превышало проектное. Всего «Ураган» выполнил четыре пробега на мерной миле между маяками Нерва — Большой Сомерс. Средняя скорость составила 25,78 уз при 577 об/мин гребных винтов. Средняя валовая мощность, замеренная на муфтах турбин торзиометрами Чатборна, оказалась равной 6820 л.с. За время испытания корабль прошел 288 миль и израсходовал 34 т топлива.
В начале ноября провели учебные стрельбы, и в ходе завершающих испытаний 22 ноября 1930 года, худо-бедно сумели повторить результаты от 27 числа. На этом испытания «Урагана» были закончены. В акте испытаний констатировалось, что расчетные параметры проекта: скорость в 29 узлов при суммарной валовой мощности турбин 7500 л.с. и водоизмещении в 400 т. достигнуты не были. Не было также 37-мм автоматов с ленточным питанием, 12,7-мм пулеметов и радиостанции. Дымовая завеса, устройство для сброса глубинных бомб и параваны также испытаны не были, ввиду того, что их просто не успели изготовить и смонтировать в срок.
Тот же камуфляж, что и на фото выше, но на этот раз это «Шторм»
9 декабря Наморси Р.А. Муклевич наложил на акт испытаний резолюцию: «Утверждаю. Судно принять условно. В течение зимы устранить все дефекты, отражающиеся на скорости хода и добиться ее увеличения. Достигнутые результаты считать неприемлемыми», а 14 декабря в акватории Северной верфи на «Урагане» состоялся торжественный подъем военно-морского флага, после чего он был зачислен в дивизион сторожевых кораблей Морских сил Балтийского моря.
К сожалению, ни за зиму, ни на следующий год, ни даже на всех последующих 5 кораблях 1-ой серии Проекта №2, отмеченные дефекты устранены не были. Причем начиная с третьего корабля («Смерч»), в актах даже перестали отмечать этот факт.
Впрочем, со спуском на воду «Вихря» (6-й корабль), комиссия все же призвала судостроителей, если не к ответу, то хотя бы взяться за голову: «Предлагается Северной верфи и ЦКБС-1 ответить на вопрос о причинах недобора скорости на всех сторожевых кораблях, подкрепив его цифровыми материалами». Начался серьезный разбор полетов.
Боевой потенциал «Урагана»
Невзирая на свои небольшие габариты, малый ракетоносный катер «Ураган» нёс на себе очень серьёзное и смертоносное вооружение. Ключевые боевые способности судна представляли две объединённые пусковые противокорабельные установки П-120 «Малахит».
Выпускаемые ими ракеты могли достигать цели на расстоянии в интервале от 15 до 150 километров.
Ракеты системы «Малахит» имели стартовый вес в 5,4 тонны при боевой части весом в 0.8 тонны. Также присутствовала возможность монтажа установок для пуска ядерных снарядов мощностью до 2 мегатонн. Диаметр такой ракеты был равен 0,8 метров, длина 8,84 метра при размахе крыла в 2,5 метра. Противокорабельные снаряды «Малахит» были выполнены по дозвуковому принципу, а максимальная скорость полёта ракеты превышала 1100 км/ч.
Кроме ракетного комплекса, на борту «Урагана» располагалась и зенитная установка – двухбалочная ЗРК системы «Оса-М» с комплектом в два десятка ракет. От сухопутных образцов данного комплекса, корабельная установка отличалась тем, что одновременно могла запускать всего две ракеты за один залп. Это вооружение позволяло разить цели при высоте до 4 км и расстоянии в 15 км.
В качестве артиллерийского оружия на борту МРК-5 выступала шестиствольная установка АК-630, стреляющая снарядами калибра 30 мм. Это вооружение применялось для поражения воздушных целей врага, а также для противостояния лёгким наводным противникам. Предельная дальность стрельбы этого орудия, имеющего скорострельность в 5000 выстрелов в минуту, достигала 4000 метров.
Судьба проекта 1240 «Ураган»
Принято считать, что экспериментальный корабль поражал своими блестящими мореходными характеристиками, благодаря которым показал себя очень устойчивым и скоростным судном. Вот только его ключевым недостатком было затруднение при эксплуатации, ввиду сложности управления и обслуживания. Оборудованный передовой аппаратурой и средствами автоматического управления, «Ураган» оказался непостижимо сложным инструментом для моряков-срочников, составлявших основу флота. Чтобы эффективно использовать ракетоносный катер в бою, требовалась опытная команда, каждый член которой должен быть профессионалом своего дела.
Некоторые источники предпочитают придерживаться мнения, что из-за неудовлетворительной обученности молодых матросов, которым поручали управление сложными в усвоении механизмами МРК-5, постоянно случались поломки на борту судна.
Как бы там ни было, экспериментальный «Ураган» так и не пошёл в массовое производство, оставшись единственным в своём роде. Очень огорчает тот факт, что корабль не смог дожить до нынешних дней. После того как МРК вывели из состава флота в 1992 году, он пошёл на дно в севастопольской Стрелецкой бухте из-за возникшего пожара. Позже останки катера подняли и порезали на металлолом.
Не забывайте комментировать и делиться своим мнением о данной технике.
Работа над ошибками проекта №2
Сказать по правде, детальный анализ причин перегрузки «ураганов» и как следствие, недобора ими скорости, больше напоминает анализ нерадивого студента при сдаче курсового. 17,6 тонн веса добавилось в ходе строительства из-за «уточненного расчета» конструкции корпуса. 11,7 тонн составил опять же «уточненный» вес радиостанций, прожекторов, проводки, и т.п. «мелочей». Но венцом всего были даже не просто забытые конструкторами вес масла и котельной воды, что давало в сумме ещё 11 «лишних» т., а расчет запаса топлива в 10 т., при емкости цистерн в 115 тонн!
«Гроза» — сторожевик проекта «ураган»
Ошибки были найдены, однако ничего поделать с 6-ю уже готовыми «ураганами» было нельзя. Тогда применили совершенно нечестное, но прагматичное решение: не изменяя корабли, просто пересчитали нормативы загруженности и вместо изначальных 400 тонн водоизмещения, за «нормаль» приняли 467 т. – водоизмещение при условии загрузки корабля топливом на 12 часов ходу. Однако даже и такие «поддавки» с Проектом №2, на деле ничего не решали – вес снаряженного судна никак не удавалось уменьшить ниже 500 тонн, а это, даже с учетом «поблажки» в 67 т., все равно обеспечивало судну постоянную перегрузку.
Откуда шли «лишние» тонны? Комиссии относили их на неконтролируемое увеличение веса корпусных конструкций во время изготовления и последующей стапельной сборки. Одним словом, корабли были не только плохо спроектированы, но и собраны далеко не идеально.
Неверными оказались и расчеты пароотдачи (за счет чего турбина выдавала намного меньше запланированной мощности) и конструкция винтов судна. Иными словами, улучшить что-либо в «ураганах» 1-ой серии без кардинальной переделки буквально всех жизненно важных систем корабля было нереально. Проще было закрыть на недостатки глаза и пользоваться тем, что есть.
Знаете ли вы, что…
…в годы Великой Отечественной войны были разработаны специальные агитационные бомбы
с корпусом из дерева, чтоб не калечить солдат противника.
Впрочем, дефекты всплывали один за другим и после испытаний. Из-за частых поломок лопаток турбины, на всех кораблях кроме «Урагана» (первого, имеющего лопатки произведенные в Германии) и «Вихря» (последнего, где применялась другая технология), то есть на «Тайфуне», «Смерче», «Циклоне» и «Грозе», их высоту пришлось уменьшить, а это дало потерю ещё на 1000 л.с. мощности.
В довершение, по заключениям комиссии, корабли получились валкими, при сильном ветре маневрировали с трудом, при заднем ходе теряли управляемость. Впрочем, для действий на Балтике (а для этого они и строились) «ураганы» вполне подходили, прочность их корпусов была вполне сносной, непотопляемость удовлетворительной.
Впервые примененная в отечественном судостроении смешанная система набора, по мнению комиссии, себя полностью оправдала и «дала очень легкий, достаточно прочный и невибрирующий корпус». При проектировании особое внимание уделили антикоррозийной защите корпуса судна. Для этого методом Шоота производилась гальваническая оцинковка листов обшивки, палубы, внутреннего дна, набора и переборок на некоторую высоту. Оцинковке подвергались также и головки заклепок.
Вместе с тем отмечалось, что краска в подводной части держится плохо, поэтому рекомендовалось ежегодное докование для осмотра обшивки. По этой же причине часть корпуса ниже ватерлинии на дальневосточных кораблях (II и III серий) покрывалась кузбасслаком.
Стоимость каждой единицы изначально оценивалась (1927 год) в 500 000 рублей. В следующем году в наряде № 262 появляется уже другое число — 1,165 млн. Однако, когда позднее провели повторные расчеты, с учетом постройки уже не только 1-ой, но и двух других серий, выяснилось, что средняя стоимость 1-го «урагана» 2,809 млн. руб., т.е. почти в шесть раз дороже, чем это предполагалось вначале.