Шаг в правильную сторону. Проект многоцелевого «Каракурта» (ПЛО)

Современная концепция развития военно-морского флота России предполагает строительство кораблей самых разных классов, однако в некоторых деталях Россия является законодательницей мод в нынешнем кораблестроении. Именно российский ВМФ с началом нового тысячелетия годов стал получать новейшие корабли любопытной конструкции. Небольшие по водоизмещению и по размерам корабли обладали огромной огневой мощью. Первым пробным шаром стало строительство кораблей проекта 21631 типа «Буян», которые на Западе были причислены к классу корветов. Продолжением успешного проекта стали корабли проекта 22800, в конструкции которых удалось реализовать все самые последние разработки.

Российские крылатые ракеты морского базирования «Калибр» дали реальный толчок для возрождения забытого класса кораблей – малых ракетных кораблей. Маленькие, хорошо вооруженные корабли, способные действовать одновременно на реках и на море, представляют эффективный инструмент сдерживания военной угрозы. Нынешние российские корветы типа «Каракурт», небольшие и могучие корабли, во многом схожи со своими предшественницами – канонерскими лодками. Не отличаясь большими размерами, вооруженные мощной артиллерией – эти корабли были эффективными боевыми средствами во многих флотах.

Малые ракетные корабли – российское ноу-хау

Сегодня концепция строительства малых ракетных кораблей для отечественного флота реализуется уже на основании полученных реальных результатов и фактов. Идея в том, что корабль класса «река-море», имеющий небольшое водоизмещение может нести средства вооружения огромной мощности. Благодаря появлению крылатой ракеты «Калибр-НК» это стало возможным. К тому же опыт строительства небольших кораблей класса – корвет у отечественных кораблестроителей был. Сначала были малые артиллерийские корабли проекта 21630 типа «Буян», строившиеся для нужд Каспийской военной флотилии. Далее проект получил развитие по пути усиления боевых возможностей кораблей. Улучшенный проект 21631 типа «Буян-М» уже предполагал строительство боевых кораблей не с обычной артиллерией, а вооруженных ударным ракетным комплексом.

Последующее успешное боевое применение малых ракетных кораблей в качестве ударной силы только утвердило руководство флота в правильности выбранного пути развития малых сил флота. С малых ракетных кораблей Каспийской военной флотилии «Углич», «Великий Устюг» и «Град Свияжск» 7 октября 2015 года были совершены пуски крылатых ракет «Калибр-НК» по целям Исламского Государства на территории Сирии. Ракеты, пролетев 1,5 тыс. км, поразили заданные цели. Эта операция прекрасно показала, что небольшие корабли в нынешних условиях могут представлять собой внушительную боевую силу. И это несмотря на то, что данный тип кораблей строился преимущество для действия во внутренних и в прибрежных акваториях.

Стало ясно, что при внесении некоторых изменений в конструкцию МРК, эти небольшие и грозные суда смогут действовать и на удаленных морских театрах. В данном случае брались во внимание сразу три весомых аргумента:

  • корабли такого класса могут быть построены на небольших судостроительных заводах;
  • высокие темпы строительства боевых судов;
  • сравнительно невысокая стоимость строительства в сравнении с постройкой более крупных океанских кораблей.

Тем более, что за счет малых ракетных кораблей Россия могла за короткий период существенно нарастить свою военно-морскую мощь на южном фланге. Техническим решением поставленной задачи стал корвет проекта 22800. Эти небольшие военные корабли, обладающие хорошей мореходностью и огромной огневой мощью, могут стать серьезной ударной силой отечественного флота на данный период. Новый проект получил и соответствующее название – «Каракурт». Небольших размеров, малозаметный корабль может нанести смертельный удар любому противнику как на море, так и на суше.

Каракурт – это ядовитый паук, обитающий в засушливых регионах. Несмотря на небольшие размеры, насекомое может нанести смертельный укус. Яд паука поражает центральную нервную систему, приводя к параличу сердечной мышцы и органов дыхания.

От «Скорпиона» до «Буянов»

Желание получить современные мореходные МРК, сконструированные по методике «дешево и сердито», позволяющие за достаточно короткие сроки создать действующие под «зонтиком» береговой ПВО ударные корабельные группировки, стало посещать флотское командование еще в «лихие девяностые». Это явилось отправной точкой для появления в Центральном морском конструкторском бюро «Алмаз» в начале «двухтысячных» идеи постройки серии ракетно-артиллерийских катеров проекта 12300 (шифр «Скорпион»).

Имея полное водоизмещение всего в 465 тонн, «Скорпионы» должны были нести 100-мм универсальную артустановку А-190Э со скорострельностью 80 выстрелов в минуту, зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Каштан-1», а главное — 4 противокорабельные ракеты «Яхонт» вертикального старта с дальностью стрельбы 300 км и массой боевой части 200 кг.

Предсерийный «Скорпион» заложили 5 июня 2001 года в Рыбинске на стапелях открытого акционерного судостроительного общества «Вымпел». Изначально планировалось сдать катер заказчику уже в 2005 году, но… Сначала достройку «Скорпиона» притормозил недостаток финансирования, а позже военные и вовсе потеряли к детищу «Алмаза» интерес. Объяснялось это тем, что «Скорпион» был «узко заточен» под действия лишь против надводных целей.

В то же время Опытное конструкторское бюро «Новатор» имени Люльева Л. В. уже успешно заканчивало работу над созданием ракетного комплекса «Калибр». Широкая ракетная номенклатура «Калибра» позволяла поражать не только надводные, но и наземные цели.

При этом из того же универсального корабельного стрельбового комплекса можно было осуществлять запуск и сверхзвуковых противокорабельных ракет, являвшихся главным убойным «козырем» малютки-«Скорпиона». Стоит отметить, что дальность пуска «Калибров» превышала 500 км, что де-факто нарушало условия Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД). Но поскольку «Калибры» декларировались как ракеты морского, а не сухопутного базирования, де-юре они РСМД не нарушали.

В общем, военному руководству захотелось получить нечто более универсальное и дальнобойное, чем «Скорпион», пусть и по большей цене. Как результат, первенец проекта 12300 так и остался недостроенным, ибо в него «Калибр» никак не влезал! Зато у Зеленодольского проектно-конструкторское бюро имелся как опыт создания первого в России ракетного корабля с «Калибрами», «Татарстана» проекта 11661К, так и строившиеся 500-тонные малые артиллерийские корабли проекта 21630 (шифр «Буян»), спроектированные для каспийской акватории.

В отличие от «Скорпиона», переделать под «Калибры» «Буяны» с попутным увеличением тоннажа кораблей почти вдвое оказалось заметно проще. Что «зеленодольцы» с благословения государства и сделали, получив на выходе уже знакомые нам «Буяны-М».

Форсированная по срокам постройка столь компактных, но обладавших высоким ударным потенциалом боевых кораблей вызвала у аналитиков массу вопросов. Последние исчезли лишь 7 октября 2015 года, когда, как уже говорилось, 3 «Буяна-М» и «Татарстан» отстрелялись из акватории Каспия по целям в Сирии «Калибрами».

Но, при всех имеющихся у проекта 21631 плюсах, в ходе эксплуатации «Буянов-М» на Черном море у зеленодольских МРК обнаружились и минусы, перечисленные нами в начале статьи.

Рождение проекта и строительство судов

Проект 22800 можно смело назвать одной из самых смелых и удачных отечественных разработок в области военного кораблестроения. Основная идея проекта – создание корабля ближней морской зоны небольшого водоизмещения с развитым вооружением, которое включает оборонительные и ударные системы. Отталкиваясь от предыдущего проекта МРК типа «Буян», конструкторами было предложено ограничить водоизмещение новых кораблей 800 тоннами. Корабли должны стать универсальными боевыми единицами, способными решать широкий спектр боевых задач, как в составе флотского соединения, так и самостоятельно.

Как и прежде, разработкой проекта занималось Санкт-Петербургское ЦКБ «Алмаз». Это предприятие имеет огромный опыт создания военных кораблей всех классов и типов. Конструкторы старались использовать имеющиеся инженерно-технологические наработки по предыдущим аналогичным проектам. За образец брались ракетные катера проекта 12300 и малые ракетные корабли проект 21631 типа «Буян-М». Планировалось, используя конструктив уже имеющихся кораблей, повысить мореходность нового корабля. Предполагалось строить корабли нового проекта в трех модификациях: патрульно-сторожевой вариант, противолодочный и ударный вариант.

Впервые о новой разработке отечественного оборонпрома широкая публика узнала летом 2015 года, когда впервые был продемонстрирован макет нового корабля. Спустя пять месяцев, в декабре того же года были заложены первые две единицы МРК «Ураган» и «Тайфун». Головной корабль получил название в память о первом сторожевом корабле отечественной постройки «Ураган». Заказ на строительство новых боевых судов для отечественного флота получил Петербургский судостроительный . В планах флотского командования постройка 18 судов этого класса, которые будут строиться сразу на нескольких судостроительных заводах. Для судоверфи «Пелла» в планах на ближайшие годы определено строительство 7 боевых кораблей проекта 22800, которые должны использовать производственные мощности других судостроительных предприятий. Если первые суда были заложены в Санкт-Петербурге на производственной площадке в Отрадном, то два последующих серийных корабля уже строятся на производственных мощностях судостроительного . Строительство остальных корабли в соответствии с Госзаказом было распределено следующим образом:

  • ССЗ «Море» г. Феодосия»;
  • ССЗ «Залив» г. Керчь;
  • Зеленодольский судостроительный завод г. Зеленодольск Республика Татарстан;
  • Амурский судостроительный завод г. Комсомольск на Амуре.

Распределение госзаказа на постройку малых ракетных кораблей сделано не случайно. В каждом отдельном случае можно говорить о том, что постройка судов ведется в рамках программы пополнения Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского флотов. Следом за первыми двумя судами, которыми должен пополниться Балтийский флот, на верфях в Отрадном заложили уже два следующих МРК «Шквал» и МРК «Буря», место службы которых еще не определено. Первыми кораблями, которыми может пополниться Черноморский флот должны стать корабли в ударном варианте исполнения «Шторм» и «Охотск», заложенные в Феодосии в 2016-17 гг.

Производственные мощности Зеленодольского судостроительного завода уже загружены строительством двух «каракуртов», МРК «Муссон» и «Пассат». Готовы к началу строительства и три других корабля, контракты на постройку которых, уже подписаны. Прорабатываются технологические возможности Амурского судостроительного завода для начала постройки судов нового поколения, которые, по планам военного флотского командования, в количестве 6 единицы будут переданы Тихоокеанскому флоту РФ.

Строительство новых ракетных кораблей ведется активными темпами. В июле-декабре 2022 года планируется сдача приемной комиссии первых двух кораблей проекта 22800 «Ураган» и его аналог, ракетный корабль «Тайфун». В данном случае прослеживается преемственность поколений военных кораблей. Практически 88 лет назад на Николаевской верфи в Ленинграде было начато строительство сторожевых кораблей типа «Ураган», которые стали на тот период основным ядром молодого советского флота. Сегодня новые ракетные корабли проекта 22800 продолжают славную традицию своих предшественников.

«Калиброносные байдарки»

Практически одновременно с «калибризацией» флота российскому военному руководству пришлось решать еще одну задачу. Ситуация на Черном и Средиземном морях после воссоединения Крыма с Россией настойчиво требовала экстренного усиления Черноморского флота. Причем в первую очередь, ударными единицами.

Поскольку физически ускорить ввод в строй предназначенных для пополнения КЧФ фрегатов проекта 11356 и дизель-электрических подводных лодок проекта 636 не представлялось возможным, Минобороны пошло на неожиданный шаг. Исходно создававшиеся для Каспийской флотилии МРК проекта 21631 (шифр «Буян-М») «Серпухов» и «Зеленый Дол» решено было отправить на Черное море.

Конечно, это являлось паллиативным решением. «Буяны-М» были спроектированы для действий в закрытой акватории Каспийского моря. Они имели габаритные ограничения, вызванные необходимостью вписаться в габариты шлюзов, а также проходить под пролетами мостов Волго-Балтийского водного пути.

В общем, МРК проекта 21631, с их водометными движителями, пониженными мореходностью и автономностью, для действий в Черном и, тем более, Средиземном море подходили не особо. Но то обстоятельство, что каждый из «Буянов-М» мог нести 8 дозвуковых «Калибров» или сверхзвуковых «Ониксов», продолжительное время в глазах военных искупало вышеперечисленные недостатки. Тем более что ударный потенциал данных МРК равнялся таковому у фрегатов проекта 11356, вчетверо (!) превосходящих «Буяны-М» по своему водоизмещению.

К осени 2016 года Министерству обороны РФ стало понятно, что дальнейшее присутствие МРК проекта 21631 в составе Черноморского флота перестает себя оправдывать. Черноморский регион уже достаточно плотно контролировался наземной группировкой и авиацией ВС РФ, базирующимися в Крыму. Одновременно КЧФ начал получать фрегаты и подводные лодки, т.е. новые «калиброносцы» с куда лучшей, чем у «Буянов-М», мореходностью и автономностью.

По этой причине «Серпухов» и «Зеленый Дол» были отправлены на Балтику, более подходившую «Буянам-М» по условиям базирования и эксплуатации. Это избавило «калиброносные байдарки», как за глаза называли на Черном море МРК проекта 21631, от службы «на грани подвига».

Актуальную для всего отечественного ВМФ проблему скорейшего пополнения корабельного состава новыми «калиброносцами» с более приемлемыми показателями автономности и мореходности, чем у «Буянов-М», теперь должны были решить уже находившиеся в постройке МРК проекта 22800.

Чтобы понять, откуда эти корабли взялись, нам придется мысленно вернуться лет на 16 назад.

Особенности кораблей проекта 22800

Все суда проекта, которые сегодня строятся в рамках Государственного заказа, должны быть переданы флотам до 2022 года. Корабли, которые будут строиться на Дальнем Востоке должны быть готовы к 2022 году.

По мнению военных экспертов, МРК типа «Каракурт» – это суда класса «река-море», которые усовершенствованы в соответствии с новой оперативно-тактической обстановкой, сложившейся на флангах. В целом, новые суда являются универсальными боевыми единицами и должны стать важным компонентом для укрепления обороноспособности РФ на море.

Строительство мореходных небольших платформ с комплексом ударных вооружений может нейтрализовать создавшуюся угрозу военно-морским силами РФ в Европейской части и на Дальнем Востоке. Ракетная компонента, которая является основным коньком данного проекта, позволяет накрывать любые цели в радиусе 1500-2000 км. В зону действия ракетных комплексов «Калибр» морского базирования входят практически все сухопутные и морские объекты в Западной Европе и на тихоокеанском побережье. Из района Каспийского моря малые ракетные корабли способны накрывать цели в районе Персидского залива. Другими словами, обладая многочисленной группировкой кораблей подобного класса, Российский Военно-Морской флот становится способным ответить на любые внешние угрозы.

Основное новшество, которым отличается этот проект, – улучшенные мореходные качества судов. Корабли, несмотря на принадлежность к классу судов «река-море», тяготеют больше к корветам – судам, способным свободно действовать в акваториях прибрежных морей. При сравнительно скромных размерах: длина судна 67 метров и ширина 11 метров, корабли могут выдерживать волнение силой до 6-7 баллов. Этому способствовало увеличение осадки кораблей до 4 метров. Дальность действия малых ракетных кораблей проекта 22800 осталась такой же, как и у корветов проекта 21631 и составила 2500 миль. Зато увеличилась автономность плавания, которая выросла до 15 суток.

Интересным выглядит и корпус корабля. Геометрия палубных надстроек и обводы корпуса разработаны с учетом малой заметности. В качестве основного конструктивного материала использованы специальные сплавы, способные снизить радиолокационную заметность корабля на экранах радаров. Наличие на корветах типа «Каракурт» нового и совершенного радиолокационного и навигационного оборудования делает эти корабли зрячими и скрытными.

Что касается систем вооружения, то новые корабли флота имеют комбинированную систему вооружений. Основной акцент делается на ударный противокорабельный ракетный комплекс «Оникс» и на крылатые ракеты «Калибр-НК», которыми оснащаются суда. Установки вертикального пуска располагаются в корпусе основной настройки, сразу за боевой рубкой. Такое расположение пусковых установок ракетных комплексов позволяет выгодно использовать остальные палубные пространства корабля. В комплексе с ударными средствами вооружений, новые строящиеся корабли будут оснащаться противовоздушным комплексом «Панцирь-М». В его задачи входит создание мощной и эффективной противовоздушной обороны корабля от воздушного нападения любого вида. На первых двух судах МРК «Ураган» и «Тайфун» функции ПВО выполняют артиллерийские установки Ак-630М и переносные ПЗРК «Игла».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]