Командно-штабная машина «Свитязь» на базе БТР-70Дi-02


ГАЗ-14-05 «Чайка»: Привет из прошлого

Р-145БМ
Р-145БМ «Чайка» 4-й отдельной гвардейской танковой Кантемировской ордена Ленина Краснознамённой бригады
Р-145БМ «Чайка»
КлассификацияКомандно-штабная машина
Боевая масса, т10,475
Экипаж, чел.5
История
Производитель
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса, мм7220..7560
Ширина, мм2825
Высота, мм3360
База, мм4240
Колея, мм2370
Клиренс, мм475
Бронирование
Тип бронипротивопульная
Подвижность
Тип двигателя2 х ГАЗ-40П
Мощность двигателя, л. с.2 х 90
Запас хода по шоссе, км500
Колёсная формула8 × 8 / 4
Тип подвескииндивидуальная торсионная
Преодолеваемый подъём, град.30
Преодолеваемый ров, м2,0
Преодолеваемый брод, мплавает
Медиафайлы на Викискладе

Р-145БМ «Чайка»
— советская командно-штабная машина. Создана на базе бронетранспортёра БТР-60ПА.

ВОСЬМИКОЛЕСНАЯ «ЧАЙКА»

Командно-штабная машина (КШМ) Р-145БМ «Чайка-БМ» создана на базе бронетранспортера БТР-60ПА и предназначена для обеспечения управления и организации радиосвязи на подвижных пунктах управления по одному коротковолновому (КВ) и двум УКВ каналам как в движении, так и на стоянке. При этом по одной из радиостанций может вестись скрытая связь с применением засекречивающей аппаратуры связи (ЗАС). КШМ может работать как в системе спутниковой связи УС ПУ, так и автономно.

Корпус бронемашины имеет: командирское отделение в передней части и аппаратное — в задней. В командирском отделении находятся пульты командира, офицера связи и водителя, громкоговоритель, радиостанция со штырьевой антенной и телескопическая мачта. В аппаратном отсеке расположены радиостанции с блоками питания, согласующее устройство к радиостанции со штырьевой антенной, пульт радиста, симметрирующий и согласующий блоки, выносное согласующее устройство к радиостанции Р-130М «Самшит» и устройство Р-012М.

КШМ Р-145БМ армии ГДР


Командно-штабная машина на базе БТР-60ПА Вооруженных сил республики Беларусь


Командно-штабная машина на базе БТР-60П на территории Рязанского высшего военного командного училища связи
КШМ Р-145БМ позволяет поддерживать надежную двухстороннюю связь на среднепересеченной местности при движении и на стоянке с помощью коротковолновой радиостанции Р-130М с однополосной модуляцией на расстоянии 75 — 350 км. Помимо этого, имеются две УКВ-радиостанции с частотной модуляцией: Р-111 «Бином-М» и широкодиапазонная с автоматической перестройкой на одну из четырех заранее подготовленных частот Р-123МТ «Магнолия». Первая позволяет поддерживать уверенную связь на расстоянии 35 — 75 км, а вторая — на расстояние 20 — 40 км. Для скрытой связи предусмотрена ЗАС Т-219.

В Советском Союзе машина поступала в штабы танковых, мотострелковых, артиллерийских полков и соединений.

Колонна бронетехники во главе с КШМ Р-145БМ
КШМ Р-145РБ широко применялись во время войны в Афганистане и в Чечне. Но к тому времени БТР-60П, на шасси которого была сделана командно-штабная машина, морально устарел. В ходе боев Р-145БМ часто выходили из строя.

Более того, эти машины были очень заметны, особенно в населенных пунктах, поэтому боевики стремились вывести их из строя в первую очередь. Это приводило к нарушению управления войсками.

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ КШМ Р-145БМ

После распада Советского Союза много Р-145БМ осталось в его бывших республиках, включая Украину, но об их применении в боях против Донецкой и Луганской народных республик не сообщалось.

Ныне она используется, в частности, в Вооруженных Силах республики Беларусь.

Н. ВАСИЛЬЕВ

Рекомендуем почитать

  • БРОНЕАВТОМОБИЛИ ДЫРЕНКОВА Наряду с танкостроением, в Советском Союзе в 1930-е годы достаточно бурно развивалось и бронеавтомобилестроение. Если в предыдущее десятилетие на вооружение приняли лишь один броневик -…
  • Почему автокран так необходим в работе Рано или поздно многие организации сталкиваются с необходимостью транспортировки, разгрузки и погрузки, а также поднятия на высоту крупногабаритных и тяжелых грузов. Аренда автокрана в…

Содержание

Основным предназначением Р-145БМ является организация радиосвязи в подвижных пунктах управления [1] .

Броневой корпус и башня

Внутренняя часть корпуса машины имеет два отсека. В передней части машины находится командирское отделение, в задней — аппаратное [2] .

В командирском отсеке находятся [2] :

  1. Пульты командира;
  2. Пульт офицера;
  3. Пульт водителя;
  4. Громкоговоритель;
  5. Радиостанция со штыревой антенной;
  6. Телескопическая мачта.

В аппаратном отсеке размещены [2] :

  1. Радиостанции и блоки питания к ним;
  2. Согласующее антенное устройство к радиостанции Р-111 со штыревой антенной;
  3. Пульт радиста;
  4. Блок симметрирующий и согласующий;
  5. Выносное согласующее устройство к радиостанции Р-130М;
  6. Устройство Р-012М

Средства наблюдения и связи

Р-145БМ поддерживает надёжную двустороннюю связь на среднепересечённой местности [1] .

В машине установлены следующие радиостанциями [3] :

  1. Р-130М;
  2. Р-111;
  3. Р-123МТ.

Р-130М

Таблица ТТХ составных частей радиостанции Р-130М [3]
Тип антенныДальность действия, кмДиапазон частот, МГцХарактер работы
Антенна зенитного излучения, симметричная752,00 — 10,50На стоянке и в движении
Антенна зенитного излучения, несимметричная451,50 — 10,50На стоянке и в движении
Антенна симметричный диполь3501,50 — 10,99На стоянке

Командно-штабная машина Р-145БМ «Чайка» представляет собой подвижный комплекс, смонтированный на базе бронетранспортера БТР-60ПА (БТР-60ПУ), и включающий в себя сдвоенный симплексный вариант УКВ радиостанции Р-111, УКВ радиостанцию Р-123МТ, КВ радиостанцию Р-130М, устройство вызова Р-012М, аппаратуру СА, комплект коммутационной аппаратуры, комплект антенно-мачтовых устройств и систему электропитания.

Экипаж машины состоял из четырех человек. Машина поступала в штабы танковых, мотострелковых, артиллерийских полков и соединений.

Р-145БМ

имеет 3 отсека: передний (командный), средний (аппаратный) и задний (силовой). — в переднем отсеке оборудованы два рабочих места командира, рабочее место офицера и рабочее место водителя, размещены радиостанция Р-123МТ, аппаратура коммутации и служебной связи; — в среднем отсеке имеются два рабочих места радистов и размещены: радиостанции Р-130М, Р-111, СА, аппаратура коммутации и служебной связи; — в заднем отсеке установлены два двигателя типа ГАЗ-23Ф, система отбора мощности от левого двигателя БТР с генератором Г-290 бортовой сети КШМ, система отбора мощности от правого двигателя БТР с генератором Г-2906 бортовой сети БТР и другое оборудование.

Радиостанции Р-111, Р-123МТ и Р-130М могут работать независимо и одновременно при выборе частот по таблице вариантов рабочих частот.

Управление радиостанциями в радиотелефонном режиме может осуществляться с двух рабочих мест радистов-операторов, двух рабочих мест командира, одного рабочего места офицера и с двух телефонных аппаратов ТА-57, подключенных к командно-штабной машине с помощью двух проводных линий длиной до 500 м каждая.

Работа через аппаратуру СА производится с одного рабочего места радиста-оператора, двух рабочих мест командира и с одного телефонного аппарата ТА-57.

Обеспечивается циркулярная и избирательная передача и прием сигналов вызова по четырем радиостанциям КШМ с помощью устройства Р-012М.

Боевые возможности КШМ Р-145 БМ:

— одновременное и независимое ведение связи в движении и на стоянке радиостанциями основного комплекта, — взятие управления подготовленной к работе в режиме А радиостанцией самостоятельно любым членом экипажа непосредственно со своего рабочего места; — дистанционное управление в режиме А двумя радиостанциями КШМ по двум линиям ДУ с вынесенных телефонных аппаратов ТА-57 на расстояние до 500 м; — дистанционное управление в режиме Б одной из радиостанций КШМ с вынесенного ТФ аппарата на расстояние до 500 м, — взятие командиром и офицером управления подготовленной к работе радиостанции (в режиме Б — только командиром), по заказу через радиста рабочего места Р1; — громкоговорящий прием работы радиостанций КШМ на первом рабочем месте командира и в аппаратном отсеке; — сигнализацию в командном отсеке о готовности к работе радиоканала в режиме Б; — сигнализацию о режиме работы и занятости радиоканала в режиме Б; — внутреннюю избирательную связь между всеми членами экипажа; — циркулярную внутреннюю связь командирами офицера с членами экипажа; — работу радиостанций КШМ с однотипными радиостанциями в любое время года и суток, на среднепересеченной местности, в зависимости от условий работы, выбранных частот и типа применяемых антенн на расстояния: Р-130М — до 350 км; Р-111 — до 75 км.

Время развертывания и подготовки КШМ для выхода на связь 1-35 мин. (в зависимости от типа применяемых антенн и источников электропитания).

Сохранившиеся экземпляры

Болгария — Национальный военно-исторический музей в Софии. Россия: Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге. Технический музей Г.К. Сахарова в Тольятти Музей Техники Вадима Задорожного (фото) Чехия — Национальный военный музей в Замарди. Украина — Постамент у института связи.

Командно-штабная машина «Свитязь» на базе БТР-70Дi-02

Командно-штабная машина (КШМ) «Свитязь», на базе БТР-70Ді – колесная, плавающая, бронированная машина, со всеми ведущими колесами, оборудована двумя мощными дизельными двигателями FPT “IVECO” (Евро-3). Владеет высокими динамическими качествами, повышенной проходимостью и плавностью хода. Оборудована фильтро — вентиляционной установкой, кондиционером, обогревателем, системами освещения.

КШМ «Свитязь» предназначена для обеспечения управления войсками и организации связи в оперативно-тактическом звене управления в движении, на плаву и на остановке, как автономно, так и в составе узла связи.

Опытные образцы КШМ «Свитязь» прошли предварительные испытания и сейчас готовятся к государственным испытаниям, которые пройдут в октябре-ноябре. «Свитязь» разрабатывался как логическое продолжение комплексной аппаратной связи (КАС). Если КАС развертывает инфраструктуру узла связи пункта управления, то КШМ сможет подключаться к этим сетям передачи данных и нарастить их.

С помощью «Свитязя» управление подразделениями будет осуществляться по радио, а также по таким достаточно новым для армии видам связи как WiMAX и WiFi. Также будет обеспечиваться видеонаблюдение объектов и передача видеоинформации. В «Свитязе» впервые используется передача данных по радио с помощью IP-протоколов. При разработке КШМ несколько раз менялись подходы к структуре машины. И последняя версия должна получиться удачной.

КШМ именно на базе БТР-70 выбрана в качестве основной для украинской армии. База БТР-4 в лучшем случае будет использоваться в качестве базы для перспективной КШМ «второго этапа». Как известно, в 2012 году Украина заявила поставку одного БТР-70Di в Судан, и считается, что это была как раз КШМ на его базе. Вполне может быть, что речь идет об одном из опытных образцов «Свитязя».

Стандарты систем связи:

НАТО: STANAG 5066 EUROCOM: ITU-T G.703.2048KBPS Телеф.сеть ISDN: 2-х пров. 4-х пров.

СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Специальное оборудование включает системы связи, автоматизации и технического обеспечения:

Радиостанция KB P-1150 Радиостанции УКВ Р-030У Коммутатор LAN типа А-101 Маршрутизатор А-201 Радиошлюз Р-1261 с VoIP Сервер Средства навигации Автоматизированные рабочие места

Командно-штабная машина обеспечивает:

радиотелефонную связь и передачу данных с рабочих мест с корреспондентами KB и УКВ радиосетей радиотелефонную связь и передачу данных из вынесенных рабочих мест радиотелефонную связь между корреспондентами радиосетей и абонентами телефонной сети передачу данных между ПЭВМ корреспондентов радиосетей и ПЭВМ ПУ голосовую связь между рабочими местами КШМ передачу данных в локальной вычислительной сети КШМ доступ к телефонной сети пункта управления организацию двух вынесенных рабочих мест дистанционное управление средствами КШМ из вынесенных рабочих мест.

Характеристики шасси

Масса 12250 кг Экипаж 2 чел. Десант 3 чел. Длина 7595 мм Ширина 2800 мм Высота 2300 мм Дорожный просвет 490 мм Максимальная скорость по шоссе 100 км/ч Скорость передвижения по воде 10 км/ч Запас хода по шоссе 860 км

Источники: https://bmpd.livejournal.com/631503.html https://warfiles.ru/show-40569-raskryty-podrobnosti-o-novoy-ukrainskoy-kshm-svityaz.html https://btrmz.com/ru/ptodukt/lightbtr/btr70/svitaz

Бронетранспортер БТР-60

Первый в мире серийный массовый четырехосный колесный полноприводной плавающий бронетранспортер, положивший начало целому семейству отечественных бронированных машин. Разрабатывался в ОКБ ГАЗа с 1956 года. Принят на вооружение Советской Армии приказом МО № 0202 от 13 ноября 1059 года. Серийное производство осуществлялось на ГАЗе с 1960 по 1967 год.

СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:

БТР-60П (ГАЗ-49) — базовый вариант. Открытый сверху сварной несущий корпус, снабженный съемным брезентовым верхом. Для ведения огня из личного оружия десанта в бортах имеются 6 амбразур. Вооружение: пулемет СГМБ (позже ПКБ) на специальном кронштейне на лобовом или бортовых листах корпуса. Дневные приборы наблюдения Б-1, приборы ночного видения ТКН-1 и ТВН-2. Два двигателя ГАЗ-49 мощностью 90л.с. каждый. Через самостоятельную трансмиссию от правого двигателя приводятся в действие колеса первого и третьего мостов; от левого двигателя — колеса второго и четвертого мостов. Движение на плаву- с помощью водометного движителя реактивного типа. Боевая масса машины 9,9 т. Экипаж 2 человека, десант 14 человек. Радиостанция Р-113. Серийное производство с 1960 по 1963 год.

БТР-60ПА (ГАЗ-49А) — полностью бронированный герметичный корпус. Для посадки и высадки экипажа и десанта в крыше имеются четыре люка. Повышена надежность работы отдельных узлов ходовой части и силовой передачи. Боевая масса 10,2 т. Десант 12 человек. Серийное производство с 1963 по 1966 год.

БТР-60ПА1 — усовершенствованные агрегаты силовой установки и силовой передачи. Боевая масса 10,3 т. Радиостанция Р-123. Серийное производство в 1965 -1966 годах.

БТР-60ПА

БТР-60ПБ

БТР-60ПБ (ГАЗ-49Б) — наиболее удачная и самая массовая модификация. На крыше корпуса размещена вращающаяся башня со спаренной установкой пулеметов КПВТ и ПКТ и оптическим прицелом ПП-61А (позже ПП-61АМ). Вертикальный угол обстрела +30°…-5°. Система ПАЗ. Серийное производство с 1966 по 1976 год.

Бронетранспортеры семейства БТР-60 стали поступать в войска в начале 60-х годов, быстро вытесняя БТР-152 из дивизий «первого эшелона». Несколько позже эти машины пошли на вооружение морской пехоты и пограничных войск. Всего же, по западным данным, было изготовлено 25 ООО БТР всех модификаций.

На базе БТР-60 выпускалось значительное количество машин специального назначения. Это, в первую очередь, БТР- 60ПУ-машина управления звена «батальон — полк» на базе БТР-60П или БТР-60ПА; в ее стандартное оснащение входят радиостанции Р-130, Р-107, Р-123 и радиоприемник Р-311. БТР-60ПУ-12- подвижной командный пункт подразделений и частей ПВО сухопутных войск, БТР- 60ВВС — военно-воздушных сил, полевые телефонные станции БТР-60П-238БТ, БТР-60П-239БТ, БТР-60П-240БТ, БТР- 60П-241БТ и машина-укладчик полевого телефонного кабеля БТР-60ЛБГС; радиостанции различной мощности и назначения — БТР-60 Р-137Б, БТР-60 Р-140БМ, БТР-60 Р-145, БТР-60 Р-145БМ, БТР-60 Р- 156, БТР-60 Р-975 и БТР-60 Р-975М1, зарядная станция БТР-60 3-351БР. Все эти машины, как правило, не имели башен и штатного вооружения. Подвижной командный пункт на базе БТР-60ПБ оснащался башней ТКБ-0149, в которой устанавливались пулемет ПКТ и приборы наблюдения.

С середины 70-х годов на вооружении артиллерийских частей состоят машины управления командира батареи 1В18 «Клен-1» и командира дивизиона 1В19 «Клен-2», а также их модернизированные образцы 1В18-1 и 1В19-1. Активно эксплуатировалась в войсках машина технической помощи МТП-2.

БТР-60 принимали участие в операции по вводу войск стран Варшавского договора в Чехословакию в 1968 году, в советско-китайском пограничном конфликте в районе о.Даманский в 1969 году. В последнем случае БТР применялись для совместной с танками атаки окопавшегося на острове противника и понесли тяжелые потери. В частях Ограниченного контингента советских войск в Афганистане в основном использовались машины управления на базе БТР-60. К середине 90-х годов в частях Российской Армии этих боевых машин практически не осталось, их можно встретить лишь в пограничных войсках.

По советской лицензии в Румынии выпускался бронетранспортер ТАВ-71 (БТР- 60П) и ТАВ-71 М (БТР-60ПБ). В отличие от советских машин, румынские имели более мощные двигатели и больший угол вертикального наведения пулеметов. Помимо Румынии, ТАВ-71М состояли на вооружении в Югославии.

1В18 «Клен-1»

БТР-60ПУ

БТР-60ПУ-12

БТР-60 Р-145

Из стран Варшавского договора БТР- 60ПБ находились только в армиях ГДР и Болгарии, однако активно поставлялись Советским Союзом в страны Ближнего Востока, Африки и Юго-Восточной Азии, где широко применялись в боевых действиях.

По состоянию на 1995 год БТР-60 разных модификаций (в основном БТР-60ПБ) имелись в армиях Алжира, Анголы, Афганистана, Болгарии, Ботсваны (24 единицы), Вьетнама, Гвинеи, Гвинеи-Биссау, Египта, Замбии (10), Израиля, Индии, Ирака, Ирана, Йемена, КНДР, Камбоджи, Конго (28), Кубы, Лаоса, Ливии, Литвы (10), Мали, Мозамбика (80), Монголии, Никарагуа (19), Сирии, Финляндии (110), Эстонии (20), Эфиопии. Кроме того, они еще состоят на вооружении в армиях многих стран СНГ.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БТР-60ПБ
БОЕВАЯ МАССА, т: 10,3. ЭКИПАЖ, чел.: 2. ДЕСАНТ, чел.: 8.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина — 7220, ширина — 2825, высота по корпусу — 2055, высота по башне — 2420, база — 4240, колея — 2370, дорожный просвет — 475.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пулемет КПВТ калибра 14,5 мм, 1 пулемет ПКТ калибра 7,62 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 500 патронов калибра 14,5 мм, 2000 патронов калибра 7,62 мм.

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: перископический прицел ПП-61АМ.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса 9…11, борт -7…9, корма — 7, башня — 7.

ДВИГАТЕЛЬ: два ГАЗ-49, 6-цилиндровых, карбюраторных, рядных, жидкостного охлаждения; суммарная мощность 180 (2×90) л.с. при 3600 об/мин, рабочий объем 6960 (3480×2) см3

.

ТРАНСМИССИЯ: два сухих однодисковых демпферных сцепления, две четырехскоростных коробки передач с коробками отбора мощности на водометный движитель, две раздаточные коробки (на правой смонтирована коробка отбора мощности на лебедку), карданная передача с шестью карданными валами, четыре главные передачи, четыре дифференциала, восемь колесных редукторов.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: колесная формула 8×8, размер шин 13,00-18″, давление воздуха в шинах регулируется от 0,5 до 2,5 кг/см2

, подвеска рычажно-торсионная независимая, амортизаторы гидравлические, телескопические, двойного действия, по два у колес 1-й и 4-й осей и по одному у колес 2-й и 3-й осей, колеса 1-й и 2-й осей управляемые.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: по суше -80, на плаву -10.

ЗАПАС ХОДА: по суше — 500 км, на плаву — 12 часов.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. — 30; ширина рва, м — 2; высота стенки, м — 0,5.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-123.

Оглавление

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]