Машина связи МС-1 (15В82) комплекса «Пионер УТТХ» в кузове 2212 на шасси МАЗ-543А
Ее полная масса с боезарядом и экипажем составила 43,7 т. На шоссе САУ развивала скорость 60 км/ч и имела запас хода 650 км. С ноября 1992-го и до конца мая 1993 года в Крыму проводились государственные испытания береговой батареи из двух комплексов «Берег», после чего в одностороннем порядке их включили в состав военно-морских сил Украины. После решения взаимных притязаний в 1996 году комплекс «Берег» был поставлен на вооружение ВМФ Российской Федерации и в августе 2003 года заступил на боевое дежурство.
Самоходное 130-мм орудие А222-С1 противокорабельного артиллерийского комплекса «Берег». 1987 год
Машины связи, обнаружения и управления
Обширнейшая гамма различных автономных радиотехнических и командных машин узкоспециализированного назначения создавалась в СССР с начала 1960-х годов с ориентацией на обеспечение максимально скрытного и эффективного боевого применения перспективных подвижных стратегических ракетных систем. Все эти мобильные средства монтировали на шасси МАЗ-543А и 543М, оборудованные типовыми обитаемыми кузовами со специальным оборудованием, автономными агрегатами питания, антенными устройствами, средствами боевого охранения и системами жизнеобеспечения. При несении дежурства в малонаселенных регионах источниками энергии служили мобильные электростанции или промышленная электросеть, а для отдыха и питания боевого расчета использовались подвижные столовые и общежития.
Машина связи МС-1 (15В82) комплекса «Пионер УТТХ» в кузове 2212 на шасси МАЗ-543А
К средствам универсального назначения можно отнести машины связи различной комплектации Краснодарского приборного завода (КПЗ), носившие обобщенные наименования МС-1 и МС-2 и рассчитанные в первую очередь на применение в составе подвижных командных пунктов различных СРК РВСН. Машина связи № 1 или МС-1 применялась для организации тропосферной радиосвязи с высшими звеньями управления. Первоначально ее коротко– и ультракоротковолновое ламповое оборудование размещалась в аппаратной среднеразмерного остекленного кузова 2212 на шасси 543А, во втором отсеке находилось помещение боевого дежурства со стойками и ящиками для оружия, в третьем – два автономных дизель-генератора АДА-12 мощностью по 12 кВт. Кузов снабжался отопителями, фильтровентиляционной установкой или кондиционером, на крыше устанавливали несколько телескопических и штыревых антенн. Впервые в варианте 15В57 машина МС-1 применялась в командных пунктах СРК «Темп-2С», «Пионер» и «Пионер-К». Затем в исполнении 15В82 входила в СРК «Пионер УТТХ», а в дивизионах комплексов «Тополь» служила в варианте 15В179 с модернизированным оснащением на электронной базе. В составе подвижного запасного командного пункта 15В119 ракетной дивизии «Выбор» она находилась под индексом 15В133.
Машина связи № 2 или МС-2, более известная как тяжелая радиорелейная радиостанция Р-406ВЧ «Торф-2» высшего командного звена, была разработана в 1960 году по заказу РВСН и принята на вооружение в 1963-м. Совместно с другими средствами она входила в состав подвижных командных пунктов системы РВСН и служила для организации радиорелейной связи с Генеральным штабом, штабами армий и фронтов, для организации связи и управления в подразделениях ракетных комплексов на марше, в районах дислокации и контроля за работоспособностью всех элементов комплексов. Первые образцы МС-2 монтировали на шасси 543А, но с середины 1970-х годов ее основой стал автомобиль МАЗ-543М. Их аппаратная с ультракоротковолновым комплексом приемопередающих устройств 15Э1061 «Брелок» и помещение дежурного расчета находились в двух отсеках короткой герметизированной кабины управления, представлявшей собой переднюю часть типового кузова-фургона 6702. На открытой задней секции рамы автомобиля размещалось складное антенно-мачтовое устройство с комплектом из двух тарельчатых антенн тропосферной связи. В составе РВСН впервые под индексом 15В75 машину МС-2 включили в полковой подвижный командный пункт «Барьер» СРК «Темп-2С» и «Пионер», вариант 15В175 входил в комплекс «Тополь». В подвижном запасном командном пункте 15В119 ракетной дивизии «Выбор» она имела обозначение 15В134.
«Воентелеком» представил уникальную машину связи «Тигр-УС» на форуме «Армия-2017»
На вопросы корреспондента телеканала «Звезда» о новинках компании, представленных на форуме, отвечает гендиректор «Воентелекома» Александр Давыдов.
– Чем занимается «Воентелеком» и что входит в зону компетенции компании?
– «Воентелеком» традиционно занимается чувствительными сегментами российской экономики. В интересах Вооруженных Сил России мы занимаемся вопросами информационной безопасности и телеком-инфраструктуры. Наши специалисты делают это на основе отечественных доверенных решений – это то, что отличает нас от большинства игроков на рынке.
– В чем состоит инновационность оборудования, которое производит «Воентелеком»?
– Мы в отличие от многих российских и зарубежных игроков не стараемся повторить то, что было сделано в мире до нас, а стараемся идти на опережение, предвосхищая те технологические тренды, которые ожидают нас в будущем.
Соответственно, наша концепция и то, что мы сегодня здесь представляем, – это в значительной степени рывок вперед для наших вооруженных сил. Это впервые импортонезависимая платформа, которую мы предлагаем нашей армии, это аппаратная платформа российской разработки, на которой может сегодня строиться любая система связи или автоматизированная система управления вооруженными силами. Она может быть использована как в стационарных эшелонах системы связи, так и в полевых компонентах.
С точки зрения построения системы связи в стационарном эшелоне мы уже далеко продвинулись. Мы не только разработали и произвели наши технические средства, но и интегрировали их в систему государственного оборонного заказа, поэтому у нас здесь совершенно конкретные успехи. Наши технические средства обладают конкурентными преимуществами, они находятся на мировом уровне и даже где-то превосходят зарубежные аналоги.
– Одна из ваших новинок – аппаратная платформа связи на базе бронеавтомобиля «Тигр». Расскажите про него подробнее.
– «Тигр-УС» – это, по сути, портация тех стационарных решений фиксированной связи, которые нам удалось установить за последние два года в полевой компонент. Это технология, которая позволяет нам все услуги, которые мы традиционно привыкли получать из Интернета, перенести в полевую систему связи. До настоящего времени этого еще не было в нашей стране. Сегодня мы получили подвижный узел связи, совмещенный с командно-штабной машиной. То есть мы можем обеспечить наши ВС унифицированной платформой предоставления всех услуг связи и выполнения абсолютно всех боевых задач.
Мы в том числе представляем линейку отечественных телекоммуникационных средств, на которых можно строить любые сети связи любой сложности, причем не только в специализированных сегментах и чувствительных с точки зрения информационной безопасности системах, но и в системах гражданских.
Это касается основных наших операторов, корпоративных сетей, того, где мы традиционно отдаем наш рынок зарубежным вендорам (поставщикам). Сегодня мы готовы предложить альтернативные решения на основе результатов отечественной науки и отечественной промышленности.
– К чему стремится компания?
– Мы стремимся стать заметным игроком на рынке не только с точки зрения компании, не только в плане бренда, но и с точки зрения решения государственных задач. Поскольку тот, кто обладает телекоммуникационными технологиями, обладает миром и конкурентными преимуществами. Поэтому задача минимум – стать полноценным игроком на рынке, задача максимум – решить государственные задачи в чувствительных секторах экономики.
Мы работаем сейчас над системами искусственного интеллекта, потому что все создающееся в плане инфраструктуры нуждается в надежном, оперативном и безопасном управлении. Мы активно смотрим в эту сторону, строя автоматизированные системы и системы на основе искусственного интеллекта.
Об уникальных возможностях специальной машины связи «Тигр-УС» отвечает первый заместитель генерального директора АО «Воентелеком» Олег Савицкий:
– Над какими последними разработками вы трудитесь?
– В настоящее время «Воентелеком» занимается комплексным оснащением стационарной сети Министерства обороны РФ новым коммуникационным оборудованием. Мы значительно продвинулись в этом вопросе и полностью перешли от импортного (китайского и американского) оборудования к отечественному.
Стоит отметить, что первым этапом этой работы было оснащение Крымского полуострова российским оборудованием. В течение двух месяцев мы обеспечили привязку Крыма за счет использования станций широкополосного доступа к материку РФ, минуя Украину. А уже в течение полутора лет мы обеспечили связью все воинские части и подразделения, дислоцированные в Крыму.
Сейчас мы фактически совершили революционный скачок к программно определяемой архитектуре сетевых технологий. Кроме того, мы работаем над системой передачи данных от рядового до высшего руководителя. Сегодня такая сквозная передача информации осуществляется различными способами. Мы же разработали концепт и в течение двух месяцев разработали аппаратную, которая представлена на базе бронированного автомобиля «Тигр». Такая аппаратная способна обрабатывать информацию и привязываться к стационарной сети в движении до 150 Мбит, используя широкополосный доступ к станции связи, а также спутниковой связи C- и Ku-диапазона.
На стоянке мы обеспечиваем связь в том числе привязкой к опорной сети за счет использования станции широкополосного доступа. С помощью ретранслятора связь обеспечивается на расстоянии до 150 км. Суммарный поток информации составляет до 150 Мбит/с. Платформа может быть трансформирована для использования мобильных сот, станции телефонной связи на более чем 1000 абонентов. Также она может использоваться как система хранения данных – мини-ЦОД. Данная машина не имеет привязки к какому-то звену управления. Это как ноутбук, который вручили командиру стрелкового батальона или командиру дивизии. В зависимости от боевых задач загружается то или иное приложение, которое обеспечивает их выполнение. Другими словам она обеспечивает телефонную связь, видеоконференцсвязь, передачу данных и электронной почты, в том числе и передачу информации, которая составляет государственную тайну.
Она может обеспечить конференцсвязь в закрытом режиме из любой точки страны с Национальным центром управления обороной.
На вопросы о балансе производства гражданской и военной техники отвечает директор по развитию АО «Воентелеком» Евгений Жилков.
– Какие решения, используемые в военной сфере, компания производит для гражданского сектора?
– Так как мы являемся основным поставщиком оборудования Министерства обороны РФ, мы за это время сформировали определенную кооперацию в промышленности, откуда взяли свои лучшие образцы и предлагаем их военному ведомству с определенными доработками в части информационной безопасности. Имея этот опыт и те решения, которые хорошо ложатся в инфраструктуру Минобороны, мы предложили их на коммерческом рынке компаниям транспортного и банковского секторов. Оказалось, эти решения очень востребованы в этих секторах экономики.
Для гражданского рынка мы делаем широкополосный доступ, обеспечиваем беспроводную связь и закрываем потребность в маршрутизации и коммутации. Это самые больные моменты, которые у нас есть в промышленности в России.
Также мы выполняем работу по контрактам Минобороны по жизненным циклам оборудования. У нас действуют отдельные контракты по разработке, внедрению, настройке, пуску, наладке, использованию и даже утилизации оборудования. Мы обладаем опытом использования оборудования на всем жизненным цикле. Предлагая подобные решения, мы значительно экономим заказчику затратную часть. За пять лет экономия средств на эксплуатацию оборудования может составлять до трех-четырех раз.