Самолет целеуказания и связи Fieseler Fi 156 Storch

В 1940 году Третий Рейх посетила делегация советских авиаконструкторов. Они смогли ознакомиться со многими образцами боевых самолётов Люфтваффе, некоторые даже закупили для дальнейшего изучения. Но только один образец вызвал такой интерес, что его захотели не просто изучить, а полностью скопировать.

И это был не истребитель или бомбардировщик, а легкомоторный разведчик «Шторх», разработанный . Этот самолёт обладал рядом уникальных для своего времени особенностей, которые позволили ему стать лучшим в своём классе, и остаться в производстве даже после войны.

История создания

В 1930 году бывший лётчик-истребитель Герхард Физелер основал фирму имени себя, занявшуюся постройкой спортивных самолётов. И уже в 1934 году биплан «Тигр» его конструкции победил в мировом чемпионате по аэробатике. А в 1935 году компанию Физелера пригласили участвовать в объявленном Рейхсминистерством авиации конкурсе.

В рамках конкурса надо было создать лёгкий самолёт, способный выполнять функции разведчика, корректировщика и машины связи. К этому моменту на фирме Герхарда Физелера уже производились лёгкие монопланы с развитой механизацией крыла, способные летать с очень малой скоростью и взлетать с минимальным разбегом.

В итоге уже на следующий 1936 год самолёт, названный «Шторх» («Аист») совершил первый полёт.

При этом соперники по конкурсу подготовили свои машины только в 1938 году, когда Fi.156 уже запустили в серию.

Литература

  • Шторх, Андрей Карлович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • История русской экономической мысли, т. 1, ч. 2. — М., 1958. — С. 111—116
  • Здобнов Н. В.
    История русской библиографии до начала XX в., 3 изд. — М., 1955. — С. 144—147.
  • // Месяцеслов и общий штат Российской империи на 1835. Часть первая. — СПб.: Типография при Императорской Академии наук, 1835. — С. 434.
  • Павлов В. А.
    Статистик, библиограф, политэконом: О стоявшем у истоков этих дисциплин в России ученом Андрее Карловиче (Генрихе Фридрихе фон) Шторхе (1766—1835) // Московский журнал. — 2016. — № 4 (304). — С. 2—11.

Конструкция

Самолёт «Шторх» представлял собой лёгкий подкосный высокоплан. Фюзеляж – ферма, собранная из стальных труб и обтянутая полотном. Крыло имеет силовой набор из дерева и тоже обтянуто полотном. Обе консоли крыла крепятся к каркасу фонаря, и, через стальные подкосы – к лонжерону фюзеляжа. На крыле установлены неподвижные дюралевые предкрылки, щелевые закрылки, и элероны, за счёт отклонения, также выполняющие роль закрылков.

При перевозке самолёта крылья можно было сложить назад. Основа киля – продолжение труб фермы фюзеляжа, рули и стабилизатор – деревянные. Обтяжки киля и рулевых поверхностей полотняные.

На мотораме, закреплённой в передней части фермы фюзеляжа, на эластичных амортизаторах установлен 8-цилиндровый мотор As.10C мощностью в 240 л.с. Он закрыт алюминиевым капотом. В корне левого крыла расположены два топливных бака. Винт – деревянный, неизменяемого шага.

«Основные стойки шасси соединяются раскосами с фюзеляжем и корнем крыла, и имеют мощную амортизацию.

На большинстве «Шторх» хвостовая стойка шасси представляет собой костыль, но отдельные модификации имели хвостовое колесо. В любом случае хвостовая стойка тоже имела амортизацию.

Двух- или трёхместная кабина отличалась большой площадью остекления, которое даже выступало за габариты фюзеляжа, чтобы обеспечить обзор нижней полусферы.

При этом в качестве каркаса остекления выступала также и ферма фюзеляжа.

Для ведения фоторазведки оборудование устанавливалось в задней части кабины, доступ к нему осуществлялся с помощью застёжки в полотняной обтяжке. Для обороны задней полусферы Fi.156 несли пулемёт MG15 калибра 7,92мм. Опытные «штурмовые» модификации имели пулемётные установки в боковых окнах.

Введение

Fi 156C-3, использовавшийся I/JG 54 “Grunehertz” в качестве курьерского самолета. Восточный Фронт, зима 1941 – 1942 года.
Везде, где войска Вермахта можно было найти на земле, “Шторьх” можно было найти в воздухе.

Физелер Fi-156 “Шторьх” в период Второй мировой войны был основным немецким легким многоцелевым самолетом. Известный английский историк авиации Уильям Грин так описал Физелер Fi 156 “Шторьх” (Storch- аист): “…непритязательный, несколько причудливый подкосный моноплан с развитой механизацией крыла, с просто бросающимся в глаза “консерватизмом” внешнего вида и с торчащими длинными стойками шасси, призваными гасить большие вертикальные скорости при посадке, тем не менее, пожалуй, наиболее полно удовлетворял задачам связного армейского и легкого разведывательного самолёта середины тридцатых годов”.

Разработанный Генрихом Физелером, асом Первой Мировой войны (22 победы), и его главным конструктором Рейнхольдом Мевесом, которые специализировались в создании самолётов укороченного взлёта и посадки (УКВР), Физелер Fi 156 “Шторьх” был обречён стать одним из самых удачных самолётов такого типа, успешно справлявшегося со своими задачами. Снова, цитируя Уильяма Грина: “… говорили, что везде, где можно было найти Вермахт, обязательно можно было найти “Шторьх”.

Лёгкий фюзеляж прямоугольного сечения имел каркас из стальных труб с полотняной обшивкой. Двухлонжерное деревянное крыло было обтянуто полотном, а хвостовое оперение имело обшивку из фанеры. Вдоль всей передней кромки крыла шел алюминиевый предкрылок. Всю заднюю кромку крыла занимала посадочная механизация – внутренняя панель представляла собой щелевой закрылок, а внешняя – статически сбалансированный щелевой элерон.

“Шторьх” получил своё название за характерные стойки шасси со свечными стальными пружинами и масляными демпферами. Верхние концы стоек крепились к нижней точке пирамидальных подкосов по бортам фюзеляжа. На самолёте использовалась хвостовая опора, хотя на некоторые “Шторьхи” в конце войны устанавливали хвостовое колесо.

Трехместная кабина обеспечивала отличный обзор – боковые панели остекления из плексигласа выступали над фюзеляжем под большим углом. Верхняя центральная часть крыла, составлявшая потолок кабины, также была покрыта плексигласом, так что по круговому обзору “Шторьх” не имел себе равных.

Физелер Fi 156 был оснащён 8-цилиндровым (перевёрнутое V) мотором воздушного охлаждения Аргус As 10С взлётной мощностью 240 л.с., вращавшим деревянный винт Шварц диаметром 2,60 м с металлической передней кромкой лопастей. Максимальная скорость самолёта составляла 175 км/ч на уровне моря, крейсерская – 150 км/ч на высоте 1000 м. Запас топлива в 150 литров, размещавшийся в двух баках в ценриплане, обеспечивал дальность полёта 400 км на крейсерской скорости.

Проведённые испытания показали, что небольшой маневренный самолёт может великолепно противостоять истребителям. Последние, вооруженные фотокинопулемётами, не смогли сделать ни одного кадра “Шторьха”, летевшего со скоростью 54,7 км/ч.

Темпы выпуска Fi 156 составляли 227 самолётов в 1939 году, 216 – в 1940 году, а в 1941 году почти удвоились – 430 машин. Всего Люфтваффе получила 2871 “Шторьх”, небольшое количество этих самолётов было передано союзникам Германии – Болгарии, Хорватии, Финляндии, Венгрии, Италии, Румынии и Словакии – все они воевали на Восточном фронте.

Что удивительно, но “Шторьх” никогда не использовался на Восточном фронте для ночных атак, подобно советскому биплану По-2.

Модификации

Первая серия «Шторх» — А – была небольшой, всего в 10 единиц. Следующая партия – B, состоящая из самолётов с улучшенной аэродинамикой, тоже массовой не стала. Затем в серию параллельно пошли Fi.156C-1 и C-2 – трёхместный связной самолёт и двухместный разведчик с оборонительным пулемётом. Было собрано около 300 машин обоих вариантов.

Потом их заменил Fi.156C-3 – модель общего назначения, способная выполнять обе функции.

Было выпущено более полутора тысяч таких «Шторх». 117 экземпляров серии D представляли собой самолёт, адаптированный для эвакуации раненых. Собирали «Физелер» не только на предприятии Герхарда Физелера, но и во Франции и в Чехословакии. В этих странах производство сохранилось и после войны, а французы использовали свои модификации «Шторх» вплоть до конца 50-х годов.

Страны-операторы модели[ | ]

Fi 156 с двигателем Argus As 10 ВВС Испании. S14 (Fi 156) ВВС Швеции.

  • Болгария
  • Камбоджа (в послевоенный период)
  • Хорватия
  • Чехословакия (в послевоенный период)
  • Финляндия — два самолёта Fi-156 имелось в составе авиаполка LeR-1 военно-воздушных сил Финляндии к началу финской войны 1939—1940[3]
  • Франция (в послевоенный период)
  • нацистская Германия
  • Греция (в послевоенный период)
  • Венгрия
  • Италия
  • Лаос (в послевоенный период)
  • Норвегия (в послевоенный период)
  • Польша (в послевоенный период)
  • Румыния
  • Словакия
  • Южный Вьетнам (в послевоенный период)
  • СССР
  • Испания
  • Швеция
  • Швейцария
  • Великобритания
  • Югославия

Применение и лётно-технические характеристики

Самолёт «Шторх» применялся на протяжении Второй Мировой Войны на всех её фронтах. Его использовали как разведчик, артиллерийский корректировщик, для вывоза раненых и в качестве персонального транспорта. Самый известный эпизод с участием Fi.156 вообще относится к разряду спецопераций – «Шторх» использовали для вывоза из заключения низложенного диктатора Бенито Муссолини.

Трофейные «Физелеры» охотно использовали союзники – один из таких, например, стал персональным самолётом фельдмаршала Монтгомери. Известен и курьёзный случай – «Шторх» встретился с американским корректировщиком «Пайпер» L-4. Огнём из личного оружия американцы принудили немцев к посадке и на земле взяли в плен.

Самолёт «Шторх» был в своём роде уникальным летательным аппаратом, но машины аналогичного назначения, разумеется, существовали не только в Германии.

В США, например, адаптировали для решения подобных задач лёгкий гражданский высокоплан «Каб» .

Fi.156 StorchPiper L-4
Длина, м9,96,7
Размах крыла, м14,210,7
Максимальная скорость, км/ч175137
Дальность полёта, км385400
Разбег, м68107
Пробег, м55125

«Пайпер» был неплохим самолётом в своём классе и хорошо справлялся с обязанностями. Но сравниться с «Физелером» по возможностям короткого взлёта и посадки он не мог. Этим и объясняется уважение к трофейным Fi.156.

А чем же окончилась попытка скопировать немецкий «Шторх» в Советском Союзе? Отечественный аналог, названный попросту «Аист», в конце 1940 года начали готовить к серийному производству в Эстонии. После начала войны уничтожены были даже опытные образцы, и в итоге пришлось возобновлять выпуск устаревших бипланов У-2.

Самолёт «Шторх» остался в эксплуатации и после того, как устарел для военной службы.

Их использовали, например, как горноспасательные и сельскохозяйственные. Более того, в настоящее время для частного рынка производятся уменьшенные и полномасштабные реплики «Физелеров», предназначенные для домашней сборки.

Военное применение[ | ]

С началом немецкого наступления на Западе летом 1940 г. «Шторх» начали применять как санитарный и спасательный самолет, вывозя сбитых пилотов-истребителей из самых неблагоприятных точек. В составе специальных спасательных эскадрилий «Шторхи» использовались для этих целей на протяжении всей войны[1].

«Шторх» был персональным самолетом Роммеля и Кессельринга, но после того, как «Шторх» сбили, Роммель пересел на более быстрый «фокке-вульф-189».

С-3 и C-5 интенсивно использовались в Средиземноморье и Северной Африке с пылевыми фильтрами и снаряжением для выживания в пустыне[1]. Параллельно с С-серией с конца 1941 г. выпускалась специализированная D-серия для спасательных эскадрилий в пустыне. В правой части кабины у этих самолётов был устроен большой открывающийся вверх люк без остекления[1].

Случай с Муссолини[ | ]

В 1943 г. с помощью «Шторха» был освобожден Бенито Муссолини, заблокированный в отеле на пике Гран Сассо Массив в Абруцци-э-Молизе, располагавшемся на высоте 3000 м и доступном только по подвесной дороге. Первоначально ответственный за операцию гауптштурмфюрер СС Отто Скорцени планировал вывезти дуче на вертолёте «Фокке-Ахгелис» Fа 223, но тот в последний момент вышел из строя. «Шторх» смог приземлиться на небольшой площадке у отеля и с перегрузкой при взлёте всё-таки вывез Муссолини из заточения[1].

Я прицелюсь глазами ястреба, полетит стрела как птица удод

С точки зрения жителя России бельгийские и люксембургские Арденны могут показаться слегка холмистой местностью, изобилующей дорогами, однако у генералов третьего рейха на этот счёт имелось особое мнение.

Нет, замысел ударить через считающуюся танконепроходимой местность, конечно, казался смелым, и англо-французы этого наверняка не ждали. Но только район был и в самом деле того… не очень по части коммуникаций. И, если у каких-то бельгийцев нашлось бы героизма больше, чем на пять минут хорошего боя, или французы вспомнили бы Наполеона, — могло получиться совсем нехорошо. А чтобы получилось хорошо — стоило подстраховаться. Например, высадить тактический десант прямо за линией обороны бельгийских пограничных частей, чтобы перехватить основные коммуникации — будущиепанцер-штрассе» для двух танковых дивизий. Заодно и бельгийские военные, узнав, что немцы уже в их тылу, стали бы куда сговорчивей насчёт белых флагов.

Подходящая для дел часть нашлась без проблем. Моторизованный полк Великая Германия» ещё во время польской кампании хотели использовать как десантную часть. Некоторые подразделения полка даже успели отправиться в Нижнюю Силезию для прохождения курса парашютной подготовки. Но покавеликогерманцы» осваивали парашюты, планы поменялись — до районов предполагаемого десантирования немецкие танки добрались по земле.

Немецкие Panzer II в Западной Бельгии, май 1940-го

Теперь, весной 1940 года, солдатамВеликой Германии» выпал шанс доказать, что их учили не зря. Согласно замыслу командования, два тактических десанта в районе деревень Ниви(Nives) и Витри(Witry) должны были захватить эти узловые точки, не допустив подхода бельгийских и французских частей и обеспечив успешное наступление 1-й и 2-й танковых дивизий вермахта.

Для операции собрали сотню лёгких самолётов Fieseler Fi 156 Storch(«Аист»), способных взлетать с пробега всего 60 метров, а садиться при встречном ветре на ещё меньшем отрезке. Правда, имелась и ложка дёгтя — кроме пилотааист» мог поднять лишь двух десантников. Проблему решили тупо в лоб. Для переброски 400 человек из III Schutzen-Bataillon IRGD оберлейтенанта Гарски и Sturmpionier-Bataillon 43 оберлейтенанта Махлера в специально созданную Aufklärungsgruppe 156 стянули сотнюаистов», которые должны были сделать два рейса.

Важность операции была настолько велика, что её детали обсуждались на самомверху» и даже удостоились записи в дневнике начальника Генерального штаба Сухопутных войск Ф. Гальдера. 26 февраля 1940 года

От 350 до 400 человек(парашютистов) в двух группах сосредоточены в Крайльсхейме. За день до наступления должны быть переброшены в Битбург. Задача — открыть дорогу 19-му корпусу западнее Бастони. Самолёты „шторх“»

26 февраля 1940 года. От 350 до 400 человек(парашютистов) в двух группах сосредоточены в Крайльсхейме. За день до наступления должны быть переброшены в Битбург. Задача — открыть дорогу 19-му корпусу западнее Бастони. Самолёты „шторх“».

Библиография

  • Шторх А.К.
    Курс политической экономии, или Изложение начал, обусловливающих народное благоденствие. — ИД Экономическая газета, 2008. — ISBN 978-5-900792-37-8.
  • Storch H. F.
    Statistische Übersicht der Statthalterschaften des russischen Reichs nach ihren merkwürdigsten Kulturverhältnissen in Tabellen. Riga: Hartknoch, 1795. (содержит весьма ценный и хорошо сгруппированный материал для суждения о политических и экономических условиях русской жизни в конце XVIII в.)
  • тот же материал в более обширном виде представлен в 9-томном труде: «Historisch-statistische Gemälde des russischen Reichs am Ende des achtzehnten Jahrhunderts, Bd 1—8, (Suppl. 1—2) mit Karten», Рига—Лейпциг, —1803, где мы находим весьма полное и точное описание русского хозяйственного строя того времени.
  • Продолжением к этому труду служит «Russland unter Alexander I», 27 выпусков, СПб.—Лейпциг, —);
  • «Le revenu national considéré sous un nouveau point de vue» (; в изданиях Академии наук, там же напечатаны были 4 его статьи о теории ценности и одна о найме);
  • «Considerations sur la nature du revenu national» (П., ; и на немецком языке, Галле, ; составляет 5-й том его курса);
  • «Zur Kritik des Begriffs vom Nationalreichtum» (СПб., ).

Командир карту достал, сейчас дорогу спрашивать будет

Итак, согласно плану, десантников разделили на две боевые группы, каждая из которых имеласвою» деревню в качестве цели. Первую, под командованием оберлейтенанта Гарски, с его штабом и ротой станковых пулемётов предстояло высадить около деревни Витри с помощью 56аистов». Вторую, под командованием гауптмана Крюгера, 42аиста» должны были доставить к деревне Ниви. Для снабжения десантников оставался резерв из двухаистов» и трёхтётушек Ю»(Ju-52), а в случае серьёзных проблем на помощь прилетели бы ещё и пикировщики Ju-87 VIII. Fliegerkorps генерала-майора фон Рихтгофена.

На ту же тему Пять поворотных моментов операцииБагратион»: как немцы потерпели самое крупное поражение

Десятого мая 1940 года в 5:20 утра две стаиаистов» начали взлёт с аэродромов Докендорф и Битбург. Через пятнадцать минут они пересекли границу Германии с Люксембургом. Fi 156 был далеко не самым скоростным самолётом в люфтваффе, но и Люксембург не отличался протяжённостью территории — уже в 5:50 немцы влетели в воздушное пространство Бельгии.

Насчёт случившегося дальше описания разнятся. Кто-то пишет про выстрел случайно проснувшегося бельгийского зенитчика, кто-то про низкую облачность, кто-то пеняет на то и другое сразу. Зато в описании дальнейших событий разногласий нет — ведущий самолёт группы Крюгера отклонился в сторону от намеченного маршрута и пересёк курс группы Гарски. Поскольку в небе места всё же чуть больше, чем на земных дорогах, обошлось без столкновений, но самолёты перемешались, а бо́льшая частьаистов» группы Гарски увязалась за Крюгером.

В итоге приземлившийся неподалёку от Витри Гарски обнаружил, что в его распоряжении есть только девять солдат и два MG 34. Более того, даже сообщить о случившимся не получалось, поскольку радиостанция группы тоже улетела в неизвестном направлении. Благоразумно решив, что для занятия намеченной цели этого как-то маловато, оберлейтенант решил выполнить хотя бы одну из поставленных задач — перекрыть дорогу Нойфшато–Мартелинген.

Fieseler Fi 156 Storch

Гауптман Крюгер в это время отчаянно пытался понять, что вообще происходит и где он оказался. Выяснилось, что ведущий его группы потерял ориентировку и сел на луг около деревушки Леглиз, в 14 километрах от Ниви. Остальные увязавшиеся за ним самолёты приземлись в радиусе трёх километров вокруг него, причём частьаистов» увязла в прямом смысле слова — луг оказался болотистым.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]