AC-130 — тяжёловооруженный самолет поддержки сухопутных подразделений

Военный самолет Lockheed AC-130 Spectre был создан американскими инженерами на базе модели Lockheed С-130. Оснащением дополнительного оборудования и необходимого для ведения боевых действий вооружения занималась всемирно известная организация «Боинг». Самолет АС-130 принимал активное участие в боевых действиях Вьетнамской войны.


Lockheed AC-130 Spectre

AC-130 — тяжёловооруженный самолет поддержки сухопутных подразделений

Самолет АС-130 Spectre/Spooky – это переработанная версия всем известного военно-транспортного самолета Lockheed C-130 Hercules, предназначенная для огневой поддержки разведывательно-диверсионных подразделений и сухопутных войск. Самолет может использоваться для выполнения самостоятельных операций, которые связаны с нанесением авиаударов по наземным объектам в глубоком тылу противника, а также защиты авиабаз, изоляции отдельных районов боевых действий, разведки и наблюдения, контроля и управления в тактическом звене. Всего было разработано несколько модификаций данной машины, которые отличаются набором артиллерийского вооружения и радиотехнических средств. В настоящее время на вооружении Командования специальных операций ВВС США находится 21 подобный самолет: 13 самолетов AC-130U Spooky приняты на вооружение в 1995 году и 8 самолетов AC-130H Spektr на вооружении с 1972 года. Работа над последней модификацией AC-130U началась 6 июля 1987 года с контракта на общую сумму в 155,2 млн долларов. Полная же сумма, затраченная на реализацию данного проекта, к концу 1992 года составила 523,9 млн долларов. Ганшип AC-130U был спроектирован фирмой Rockwell путем модернизации военно-транспортного С-130Н. По внешнему виду новый Gunship отличается от базовой модели наличием на левом борту фюзеляжа стволов пушек и соответствующих люков и амбразур, а также далеко выступающих обтекателей антенн. От своего предшественники AC-130H новая модификация отличалась в первую очередь использованием более совершенного вооружения и радиоэлектронного оборудования.

Комплекс вооружения AC-130U (от носа к хвосту):

— 25-мм пятиствольная пушка Гатлинга General Electric GAU-12/U (скорострельность 1800 выстрелов/мин, боезапас 3000 снарядов); — 40-мм пушка Бофорс L-60 Bofors (скорострельность 100 выстрелов/мин, боезапас 256 снарядов); — 105-мм гаубица M-102, спроектирована на базе стандартной армейской гаубицы (скорострельность 6-10 выстрелов/мин, боезапас 98 снарядов).


Главным отличием от AC-130H Spektr является использование пятиствольной 25-мм артустановки вместо 20-мм «Вулкана». Несмотря на то, что пушка Гатлинга имеет большую массу (122 кг против 116 кг у «Вулкана») и большую массу боеприпасов, она обеспечивает более высокую начальную скорость снарядов (1200 м/с против 1030 м/с), благодаря чему удалось добиться увеличения дальности ее применения с 2,7 км до 3,7 км, а также точности стрельбы. Дополнительно рассматривается вопрос о вооружении самолета ПТУР Hellfire.

Во время атаки Ганшип AC-130U выполняет над целью вираж с тем расчетом, чтобы цель всегда находилась в центре разворота. На данной модификации «воздушного линкора» все пушки выполнены подвижными, поэтому летчикам уже нет необходимости строго выдерживать траекторию самолета для осуществления максимально точной стрельбы. Дополнительно к этому менее предсказуемая траектория движения самолета повышает его выживаемость. Помимо этого, модификация AC-130U научилась одновременно обстреливать 2 цели. При ведении огня в неблагоприятных погодных условиях или в ночное время пушки могут наводиться при помощи цифрового радара управления огнем Hughes AN/APQ-180, инфракрасной станцией переднего обзора (угол обзора 180o) Texas Instruments AN/AAQ-117 или телекамерой GEC-Marconi ALLTV (all-light-level TV).

В состав радиоэлектронного оборудования Ганшипа AC-130U входят:

— Многофункциональная РЛС AN/APG-80 (модификация РЛС, используемой на истребителе F-15). Данная радиолокационная станция обеспечивает картографирование местности, обнаружение и дальнейшее сопровождение подвижных целей, разведку погоды и ориентирование по радиомаякам. Также станция может использоваться для выполнения навигационных задач. Высокая разрешающая способность РЛС при слежении за земной поверхностью достигается при помощи использования синтезированной апертуры антенны, которая размещается на носу самолета с левой стороны. — Инерциальная навигационная система. — Оптикоэлектронный индикатор летчика, который отображает боевую обстановку на фоне лобового стекла кабины. — Аппаратура спутниковой навигационной системы НАВСТАР. — 4 бортовых компьютера IBM IP-102, обладающие тройной цифровой шиной данных MIL-STD-1553B

Система индивидуальной защиты Ганшипа AC-130U состоит из:
— станции радиоэлектронного подавления ITT Avionics AN/ALQ-17, расположенной в основании стабилизатора; — 90 ИК-ловушек и 300 дипольных отражателей MJU7 или 180 M206 в 3-х установках, размещаемых под фюзеляжем; — ИК-системы AN/AAR-44; — приемника Loral AN/ALR-56M, служащего для обнаружения радиолокационного облучения.

Экипаж самолета AC-130U Spooky включает в себя 13 человек: 2 пилота, штурман, 2 наблюдателя, 4 оператора радиоэлектронных средств, офицер управления огнем и 3 стрелка. Пятеро членов экипажа (офицер управления огнем и операторы) располагаются в центре управления боевым применением – специальной бронированной капсуле в средней части фюзеляжа. Все они имеют доступ к 5 индикаторам, на которых отображается информация различных радиоэлектронных подсистем ганшипа (телевизионной, инфракрасной, радиолокационной, навигационной и радиоэлектронной борьбы). Индикаторы расположены в отсеке в виде буквы П, что позволяет каждому из членов экипажа в случае необходимости со своего рабочего места считывать информацию с любого индикатора, что значительно сокращает необходимость ведения переговоров.

В то время, когда самолет находится в непосредственной зоне боевых действий, общее целеуказание осуществляется офицером управления огнем. Два наблюдателя, один из которых размещается в хвостовой, а другой в передней части самолета, осуществляют визуальное наблюдение, предупреждая о возможной воздушной угрозе справа по курсу самолета, своевременно оповещая о ней остальной экипаж.


Для поддержания работоспособности экипажа во время длительных полетов за кабиной пилотов был смонтирован специальный звукоизолированный отсек, в котором расположены места для отдыха. Помимо всего прочего, самолет AC-130U обладает возможностью проведения дозаправки топливом в воздухе, а также может оснащаться навесной бронезащитой из композитных материалов, которая применяется при выполнении особо опасных заданий.

ТТХ самолета

Длина – 34.37 м., высота – 11.66 м., размах крыла – 40.41 м. Максимальная взлетная масса – 79 380 кг. Мощность двигателей (Allison T56-A-15) 4 шт. – 4 508 л.с. Максимальная скорость – 602 км/ч, крейсерская скорость – 556 км/ч, скорость сваливания – 185 км/ч. Дальность полета с полными баками, включая внешние с грузом 7 081 кг. – 7 876 км. Запас топлива во внутренних баках – 26 344 л., топлива во внешних баках (2 шт.) – 5 146 л., суммарный запас – 36 636 л. Практический потолок –10 060 м. Разбег – 1091 м., пробег – 518 м.

Боевое применение

Первой серьезной задачей, которая встала перед американскими ганшипами, стали операции в Индокитае во время Вьетнамской войны. Американцы использовали данные самолеты для охоты за автотранспортом на тропе Хо Ши Мина. Все АС-130, используемые во Вьетнаме, числились за 16-й эскадрильей специального назначения, которая была расположена на авиабазе Убон. Регулярные полеты над тропой самолеты осуществляли во время так называемых «сухих сезонов». В 1969-1970 году над тропой летало лишь 2 самолета. В дальнейшем их число непрерывно возрастало. Ганшипы летали на задания только в период сухого сезона, в мае во Вьетнаме начинались дожди, и на 6 месяцев движение любого транспорта на пути из Лаоса в Южный Вьетнам прекращалось естественным путем.

Основываясь на боевом опыте, который был получен в 1969-1970 году, ВВС США выработали следующие критерии оценки повреждений автотранспорта:

— автомобиль считался уничтоженным, если получал прямое попадание 40-мм снарядом пушки «Бофорс» или загорелся; — автомобиль считался поврежденным, если получал попадание 20-мм снарядом или 40-мм снаряд разрывался в радиусе 3 метров от него.


Сухой сезон 1970-1971 годов принес самолетам АС-130H наибольший успех. С покрашенным в черный цвет брюхом и камуфляжем сверху, ночные охотники записали на свой счет около 12 741 уничтоженных и поврежденных автомобилей. Правда, стоит отметить, что данная цифра очень условна, так как еще более 5 000 грузовиков записали на свой счет экипажи других самолетов. При этом, по данным американской разведки, весь автопарк Вьет Конга состоял из 18 000 машин. То есть, исходя из отчетов, за зиму летчики уничтожили все грузовики, а некоторые и по нескольку раз, если говорить терминологией развитого социализма, в отчетах пилотов явно имели место приписки.

Однако уже в 1972 году ситуация изменилась, разведка США обнаружила на тропе первые советские комплексы ЗРК С-75. Над самолетами АС-130 автоматически нависла смертельная угроза, так как от ракет «земля-воздух» неуклюжим винтокрылым машинам спасения не было. Но отменить полеты американцы не решились, уж очень эффективна была деятельность ночных охотников.

Расплата за это наступила 31 марта, когда АС-130, вооруженный 105-мм пушкой, был сбит огнем зениток с радиолокационным наведением, 15 членов его экипажа выжили и были эвакуированы на большую землю вертолетами, но уже через 2 дня ракета комплекса С-75 отправила на землю второй ганшип, экипаж которого погиб полностью. Потеря двух дорогостоящих машин заставила американцев отказаться от полетов, 2 апреля 1972 года была поставлена точка в использовании данных машин во Вьетнаме.


После Вьетнама самолеты АС-130 надолго остались без работы, прервав свой простой в октябре 1983 года в ходе вторжения США на Гренаду. Экипажи ганшипов подавили несколько батарей малокалиберной зенитной артиллерии Гренады, а также обеспечивали огневое прикрытие высадки десантников. Следующей операцией с их участием стало «Правое дело» — вторжение США в Панаму. В этой операции целями АС-130 стали авиабазы Рио-Хато и Паитилла, аэропорт Торриджос/Тосамен и порт Бальбоа, а также ряд отдельных военных объектов. Боевые действия продлились недолго — с 20 декабря 1989 года по 7 января 1990 года.

Американские военные назвали эту операцию предназначенной специально для ганшипов. Почти полное отсутствие ПВО и очень ограниченная территория конфликта сделали АС-130 королями воздуха. Для экипажей самолетов война превратилась в тренировочные полеты со стрельбой. В Панаме экипажи АС-130 отработали свою классическую тактику: 2 самолета входили в вираж таким образом, что в определенный момент времени находились в двух противоположных точках окружности, при этом весь их огонь сходился на поверхности земли в круге диаметром 15 метров, буквально уничтожая все, что вставало на пути. Во время боевых действий самолеты летали и в дневное время.

Во время «Бури в пустыне» 4 самолета АС-130Н из состава 4-й эскадрильи сделали 50 боевых вылетов, общий налет превысил 280 часов. Главной целью ганшипов было уничтожение пусковых установок баллистических ракет Scud и РЛС раннего обнаружения воздушных целей, однако ни с тем ни с другим они не справились. Во время операции выяснилось, что в условиях пустыни, в жару и насыщенном песком и пылью воздухе инфракрасные системы самолетов оказались абсолютно бесполезны. Более того, один АС-130Н во время прикрытия наземных войск в бое за Аль-Хафи был сбит иракским ЗРК, весь экипаж самолета погиб. Данная потеря подтвердила известную еще со времен Вьетнама истину – в районах, насыщенных средствами ПВО, таким самолетам делать нечего.

Основные задачи военно-воздушного судна

Основными задачами, с которыми должен был справиться военный транспорт, были следующие:

  1. В первую очередь данная модель рассматривалась как самолет огневой поддержки, способный при необходимости «прикрыть» наземные войска.
  2. Патрулировать вражеские территории и атаковать их.
  3. В точности наносить авиаудары по ранее отмеченным вражеским объектам, причем как находящимся на земле, так и в воздухе.
  4. Осуществлять стратегическую оборону баз.

Работать над созданием самого мощного в те времена самолета (на фото) инженеры-конструкторы начали в начале 1965 года. По окончании работ военно-воздушные силы Америки хотели увидеть совершенно новую модель воздушного транспорта с максимально улучшенными показателями относительно продолжительности полетного времени, взлетной массы и даже максимальной скорости передвижения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]