В каких случаях может применяться оружие частным охранником
Февраль 18, 2022 — 00:11
0 745
Применение оружия в охране
В каких случаях может применяться оружие частным охранником
Частные охранники, осуществляющие охрану вверенного им объекта, также могут применить огнестрельное оружие. Это им позволяет «Закон о частной детективной и охранной деятельности».
В статье 16 настоящего закона есть точное определение, в каких именно случаях частный охранник может выстрелить, не предупреждая о том злоумышленника:
- Если промедлив, охранник может лишиться жизни или здоровья.
- Если нарушитель своими действиями может причинить непоправимый вред.
Здесь, естественно, может возникнуть вопрос: какие именно действия злоумышленника могут нести угрозу для жизни и здоровья охранника. Четкого перечня таких действий в законе нет. Охранник должен исходить из здравой логики, а также собственного житейского и профессионального опыта.
Понятно, что если злоумышленник пытается задушить охранника, либо вытолкнуть его из автотранспорта, либо реально пытается сбить его машиной, либо пытается отобрать оружие, то тут, скорее всего, и впрямь следует применить огнестрельное оружие без предупреждения.
В той же мере охранник имеет право выстрелить, не предупреждая, если злоумышленник, к примеру, намерен бросить гранату, привести в действие взрывное устройство, причинить неотвратимый вред множеству людей каким-либо другим преступным способом.
Закон в данном случае не слишком конкретен, и такая неконкретность способна натолкнуть охранника на такие действия, совершив которые, он понесет затем ответственность перед законом.
Кстати, непременно следует иметь в виду, что применять оружие (хоть с предупреждением, хоть никого не предупреждая) охранник вправе когда он непосредственно исполняет профессиональные обязанности – охрану вверенного ему объекта либо имущества, и когда он обладает достаточной профессиональной квалификацией.
В соответствии с законом, только охранники, у которых высшая квалификация (6 разряда) могут носить, а, следовательно, и применять оружие.
В обычной жизни охранник должен руководствоваться другими законами, как полагается обыкновенному гражданину.
В заключение: обороняться огнестрельным оружием в РФ – дело довольно-таки неблагодарное и опасное. Даже полицейские и военнослужащие могут ответить за его неправильное применение, а что уж говорить об обычных гражданах или частных охранниках. Это надо делать лишь в самых крайних и неотвратимых случаях.
Лучше пожертвовать охраняемым или личным имуществом, чем (что весьма вероятно) отвечать перед законом за превышение пределов необходимой самообороны.
Юридическая консультация 24/7
Сегодня нормативные правовые акты, регулирующие порядок применения оружия, являются неотъемлемой частью национальных законодательств развитых государств.
В Российской Федерации единого правового акта, регламентирующего порядок применения огнестрельного оружия нет. О применении оружия говорится в ряде российских законах и подзаконных нормативных правовых актах: в федеральных законах «О полиции», «О государственной границе Российской Федерации», «О ведомственной охране», «О федеральной службе безопасности», «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», «О федеральной фельдъегерской связи», «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», «О государственной охране», «О судебных приставах», «О таможенном регулировании в Российской Федерации», «О прокуратуре Российской Федерации», «О следственном комитете Российской Федерации», «Об оружии», «О недрах», «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», «О гидрометеорологической службе», «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»; в инструкции по организации учета, хранения и выдачи боевого ручного огнестрельного стрелкового оружия в органах прокуратуры Российской Федерации, в уставе военной полиции вооруженных сил Российской Федерации, в Постановлении Правительства «Об утверждении порядка применения оружия и боевой техники при защите государственной границы Российской Федерации в подводной среде» и этот список далеко не исчерпан. Порядок, запреты и условия применения огнестрельного оружия федеральными органами исполнительной власти, юридическими лицами с особыми уставными задачами, имеющими на вооружении боевое и служебное оружие: сравнительно-правовой анализ
В обществе регулярно вспыхивают дискуссии о степени допустимости применения огнестрельного оружия для защиты жизни, здоровья, имущества и законных прав граждан. Одни призывают ужесточить действующее законодательство и разрешить применять оружие только в случаях угрожающих жизни и здоровью граждан, другие — наоборот, призывают увеличить «радиус возможностей» применения огнестрельного оружия, дабы обеспечить защиту своих конституционных прав в полном объеме. Эти дискуссии являются отражением ситуации не только в стране, но и ситуации в мире, где также сформировались две полярные точки зрения на обсуждаемый вопрос. Учитывая значительный общественный интерес, мы провели анализ правовых норм, регламентирующих применение оружия, сотрудниками федеральными органами исполнительной власти, должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц с особыми уставными задачами, чтобы выяснить какую позицию занял российский законодатель в данном вопросе.
В соответствии со ст. 5 федерального закона «Об оружии» боевое оружие стоит на вооружении следующих федеральных органов исполнительной власти: Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной фельдъегерской службы Российской Федерации, Федеральной миграционной службы, Службы специальных объектов при Президенте РФ, Федерального агентства специального строительства, Федеральной службы войск национальной гвардии, Федеральной службы исполнения наказания, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной таможенной службы, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 федерального закона «Об оружии» служебное оружие предназначено для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц с особыми уставными задачами, к которым относятся:
- частные охранные организации;
- организации ведомственной охраны;
- стратегические предприятия, осуществляющие эксплуатацию магистральных нефтепроводов и газопроводов;
- банки, выполняющие особо значимые для государства функции;
- Главный центр специальной связи федерального органа исполнительной власти;
- организации, которые осуществляют функции охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания;
- организации специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, осуществляющих деятельность на труднодоступных станциях;
- государственные учреждения, которые осуществляют государственный лесной контроль и надзор;
- организации, проводящие полевые работы по региональному геологическому изучению недр и геологическому изучению, включающему поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в иных малонаселенных и труднодоступных местностях.
Соответственно огнестрельное оружие вправе применять сотрудники федеральных органов исполнительной власти, должностные лица государственных органов и работники юридических лиц с особыми уставными задачами, которым оно выдается и которые наделены правом использовать его для пресечения противоправных деяний. Проанализировав указанные нормы, можно отметить, что при применении огнестрельного оружия всем сотрудникам необходимо:
- предупредить о намерении применить оружие и предоставить время для выполнения требований, а в исключительных случаях, когда промедление с применением огнестрельного оружия создает непосредственную опасность для жизни или здоровья граждан либо сотрудника или может повлечь иные тяжкие последствия, действовать без предупреждения;
- стремиться в зависимости от характера и степени опасности преступления, степени опасности лиц, его совершивших, и силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой вред, причиняемый при этом, был минимальным;
- обеспечить лицам, получившим телесные повреждения в результате применения огнестрельного оружия, первую помощь;
- доложить по подчиненности о каждом случае применения огнестрельного оружия;
- уведомить прокурора о каждом случае ранения или смерти в результате применения огнестрельного оружия.
Во всех нормативных правовых актах, регулирующих применение оружия, имеют место нормы, устанавливающие запрет на его применение. Положения законов ограничивают применение огнестрельного оружия сотрудниками исчерпывающим перечнем случаев. Запрещается применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, когда могут пострадать посторонние лица, а также в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев, когда перечисленные лица оказывают вооруженное или групповое сопротивление либо совершают вооруженное или групповое нападение, угрожающее жизни или здоровью граждан или сотрудника. Исключение составляют сотрудники войск национальной гвардии Российской Федерации и сотрудники федеральной службы безопасности, которым разрешено применять оружие при значительном скоплении людей, в целях предотвращения (пресечения) террористического акта, освобождения заложников, отражения группового вооруженного нападения на критически важные и потенциально опасные объекты или объекты, здания, помещения, сооружения органов государственной власти.
Основания применения оружия — это определенные условия, при возникновении которых, возникает право на применение сотрудником огнестрельного оружия. В условиях применения оружия, перечисленных в законах, имеет место быть либо состояние необходимой обороны, либо крайней необходимости, либо ситуация задержания лица, совершившего преступление. Случаи применения оружия напрямую зависят от специальных функций и задач, выполняемых тем или иным федеральным органом исполнительной власти, юридическим лицом с особыми уставными задачами. Так, сотрудники Генеральной прокуратуры и Следственного комитета Российской Федерации имеют право применять оружие только при отражении нападения на них, либо при защите членов семьи и личного имущества от преступных посягательств и только в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. При этом применение оружия в состоянии необходимой обороны не должно причинять вред третьим лицам.
Все остальные сотрудники имеют право применять оружие в случаях: для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья; для пресечения попытки завладения оружием, специальными грузами, транспортными средствами, средствами связи, боевой техникой и др.; для отражения группового или вооруженного нападения на объекты, здания, помещения, сооружения, транспортные средства и иные объекты; для предупреждения о намерении применить оружие, подачи сигнала тревоги или вызова помощи. Так же всем сотрудникам, за исключением судебных приставов и сотрудников органов федеральной фельдъегерской связи, разрешено применять оружие для остановки автомобильных и железнодорожных транспортных средств, водных и воздушных судов путем их повреждения, если они создают реальную опасность жизни и здоровью граждан или должностных лиц или не подчиняются их неоднократным требованиям остановиться после предупредительных выстрелов; для обезвреживания животных, угрожающих жизни и здоровью граждан или сотрудников.
Сотрудники войск национальной гвардии, министерства внутренних дел, министерства обороны, сотрудники федеральной службы безопасности, федеральной службы охраны, федеральной службы исполнения наказаний, имеют право применять огнестрельное оружие так же в случаях: для освобождения заложников, пресечения террористических и иных преступных посягательств; для задержания лиц, застигнутых при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающихся скрыться либо оказывающих вооруженное сопротивление; для пресечения побега из мест принудительного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.
Самым большим объемом полномочий по применению огнестрельного оружия обладают сотрудники войск национальной гвардии и сотрудники федеральной службы безопасности. Им, помимо перечисленных выше случаев применения оружия, разрешено так же использовать оружие для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности. Сотрудники войск национальной гвардии, министерства обороны имеют право применять оружие во всех случаях, когда разрешено применение боевой и специальной техники, а также имеет право применять оружие без предупреждения при отражении нападения с использованием оружия, боевой и специальной техники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских или речных судов.
Все нормы и положения о применении огнестрельного оружия сотрудниками, основаны на следующих руководящих принципах:
- определения предупреждения, которое в определенных случаях подаются перед выстрелом из огнестрельного оружия;
- запрещения применения огнестрельного оружия и боеприпасов, которые наносят чрезвычайно серьезные ранения или служат источником неоправданного риска;
- отчетности во всех случаях, когда сотрудники применяют огнестрельное оружие при исполнении служебных обязанностей;
- контроля хранения и выдачи огнестрельного оружия, включая процедуры, обеспечивающие подотчетность сотрудников за выданное им огнестрельное оружие и боеприпасы;
- обеспечения применения огнестрельного оружия лишь в определенных обстоятельствах и таким образом, чтобы максимально уменьшить возможность причинения чрезмерного ущерба;
- определения обстоятельств, на основании которых сотрудники уполномочены иметь при себе огнестрельное оружие;
- определения видов огнестрельного оружия и боеприпасов, которые разрешены для использования сотрудниками.
Таким образом, мы видим, что законодатель довольно строго и четко определяет порядок применения оружия, дает исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых запрещено применять оружие и конкретно определяет условия и пределы применения оружия, которые обусловлены выполняемыми сотрудниками задачами и функциями. В заключении хотелось бы отметить, что применение огнестрельного оружия сотрудниками, за которыми данное право закреплено нормативными правовыми актами, регламентируется не только специальными ведомственными законами, устанавливающими основания, порядок и условия применения оружия, но и нормами уголовного законодательства, закрепляющими обстоятельства, исключающие преступность данного деяния. Соблюдение всех условий имеет важное значение не только для достижения оптимального результата при пресечении преступных деяний, но и для правовой оценки действий сотрудников.
ГОРЯЧЕВА Наталья Юрьевна кандидат юридических наук, доцент кафедры огневой и тактико-специальной подготовки Уфимского юридического института МВД России
Понравилась статья, поделитесь с коллегами.
0