После Первой мировой войны во всем мире истребители создавались по бипланной или полуторапланной схеме. На рубеже 30-х годов стали появляться истребители-монопланы. Специалисты долго не могли решить, какой из двух схем отдать предпочтение.
В 1932 г. по решению ЦК ВКП(б) и советского правительства конструкторские бюро приступили к проектированию маневренных и скоростных истребителей обеих схем.
В феврале 1933 г. конструкторская бригада под руководством Н.Н. Поликарпова занялась созданием одноместного маневренного истребителя-биплана, получившего обозначение ЦКБ-3.
Уже в октябре летчик-испытатель В.П. Чкалов выполнил на опытном образце первый полет. Именно с этого времени началась совместная работа двух выдающихся советских авиаторов — конструктора Н.Н. Поликарпова и летчика-испытателя В.П. Чкалова. Летные испытания проводились на Центральном аэродроме Москвы и были успешно завершены в последних числах декабря. В течение следующего 1934 г. серийное производство истребителей, получивших название И-15, освоили на московских авиазаводах №1 и №39.
Самолет И-15 обладал для своего времени хорошей аэродинамикой и рационально выбранными параметрами компоновки. Хорошая энерговооруженность, обеспечиваемая в широком диапазоне высот достаточно мощным двигателем М-22 (мощность 480 л.с.) с нагнетателем, отличные пилотажные качества, малый вес конструкции и довольно эффективное вооружение обеспечивали высокую боеспособность И-15.
Обычно вооружение И-15 состояло из двух 7,62-мм синхронных пулеметов ПВ-1 с боезапасом 1500 патронов. В перегрузку можно было установить либо еще два таких же пулемета, либо четыре держателя Дер-32для 10-кг бомб под крылом. В 1938 г. на отдельных истребителях И-15 было установлено по два 12,7-мм пулемета БС.
За характерную форму верхнего крыла истребитель И-15 часто называли «Чайкой». Примыкавший к фюзеляжу центроплан верхнего крыла создавал столь значительную боковую поверхность, что самолет мог летать с креном до 90° — практически на боку. В бою на виражах (время разворота — 8 с!) на нем можно было зайти в хвост любому из существовавших тогда истребителей. По отзывам летчиков, самолет был на редкость простым в управлении. По скорости полета он превосходил первый образец истребителя-моноплана И-16 (ЦКБ-12) с двигателем М-22.
Однако, начиная с самого первого, опытного образца, отношение к И-15 было неоднозначным. Изогнутое верхнее крыло типа «чайка», примененное с целью уменьшения лобового сопротивления и улучшения обзора, не получило единодушного одобрения у военных. Считали, что такое крыло недопустимо ухудшало обзор вперед—вбок, особенно при взлете. Специалисты утверждали, что если крыло сделать обычным, то улучшатся обзор и путевая устойчивость, которая оценивалась как недостаточная — наблюдалось небольшое рыскание, примерно 1—2°, мешавшее прицеливанию и стрельбе.
Многочисленные попытки Поликарпова с помощью продувки самолета в аэродинамической трубе, а также путем непосредственных демонстраций в полете доказать необоснованность таких утверждений ни к чему не привели.
В 1935 г. было принято решение прекратить серийный выпуск истребителя И-15. Н.Н. Поликарпову предложили коренным образом улучшить самолет и ввести в схему машины новый («нормальный») центроплан.
И-15бис (И-152), подготовленный к серийному выпуску осенью 1937 г., был именно таким, каким его желали видеть военные. Конструкцию всего самолета усилили. Был установлен более мощный 9-цилиндровый двигатель М-25В (750 л.с.) с односкоростным нагнетателем.
Самолет стал тяжелее на 300 кг, из-за чего ухудшились его маневренность и, несмотря на рост мощности, скороподъемность. По сравнению с «Чайкой», увеличилось аэродинамическое сопротивление верхнего крыла. Тем не менее по характеристикам маневренности и скороподъемности И-15бис был одной из лучших машин своего времени.
Несмотря на то, что истребитель И-15бис оказался явно устаревшим уже к началу своего производства, он все же стал участником нескольких войн. Самолет применялся во время боевых действий в Испании, Китае и на Халхин-Голе, а также активно использовался в первые месяцы Великой Отечественной войны в качестве штурмовика (до 1942 г.).
Всего было построено 2408 машин И-15бис. В 1939 г. серийное производство самолета было прекращено, и заводы перешли на выпуск истребителя И-153.
Технические данные И-15бис (И-152)
- Экипаж: 1 чел.
- Максимальная взлетная масса: 1648 кг
- Размеры: длина х размах крыла: 6,7 х 10,2 м
- Силовая установка: колич. двиг. х мощность: 1 (М-25В) х 750 л.с.
- Максимальная скорость полета на высоте 3500 м.: 379 км/ч
- Скороподъемность (средняя): 12 м/с
- Практический потолок: 9800 м
- Дальность полета: до 770 км
- Вооружение: 4 х 7,62-мм пулемета ПВ-1 (или 2 х 1 2,7-мм пулемета БС)
- Максимальная бомбовая нагрузка: до 150 кг (6 х 25 кг)
Брунетская операция
В ночь с 5 на 6 июля 1937 года началось крупнейшее наступление республиканцев Принимавшие в нем участие И-16 базировались на аэродромах Алкалале-де-Хенарес и Бараяс
6 июня в бою с истребителями FIAT был поврежден И-16 Г Хозяинова из эскадрильи И Девотченко — летчик при этом выпрыгнул с парашютом
На следующий день в небе над Севильей-ла-Нуэва и Брунете были сбиты два CR-32 из 19-й эскадрильи Asso de Bastoni
С 8 июля в боевую работу включилась еще одна эскадрилья И-16, которой командовал ГПлещенко В подразделении были собраны в основном летчики из ленинградской бригады Эскадрилья базировалась на аэродроме Манзанарес-де-ла-Сиерра
В течение последующих двух дней успеха в воздушных боях не сумела добиться ни одна из сторон
10 июля истребители И-16 из эскадрильи ГПлещенко сбили CR-32 с бортовым номером 3-56 Еще два поврежденных неприятельских истребителя вышли из боя Нов этот день на аэродром не вернулся И-16 Ф Колосова В последующих боях эскадрилья Плещенко несла самые большие потери — к концу Брунетской операции в эскадрилье осталось только два исправных самолета и два летчика
12 июля в воздушном бою сошлись звено И-16 и звено FIAT CR-32 Один из франкистских истребителей был уничтожен, но оставшиеся сумели сбить все И-16 В их числе оказались командир эскадрильи А Минаев и американец А Баумлер — они выпрыгнули с парашютами и приземлились в расположении своих войск
На следующий день Ф Тинкер сбил новейший немецкий истребитель Bf-109B, который пилотировал унтер-офицер Гвидо Хюнесс Немецкий истребитель упал в окрестностях Виллаверде
14 июля И-16 летали на прикрытие ударных самолетов P-Z, но защитить их они не смогли — позднее франкистские истребители CR-32 из Patrulla Azuf сбили пять P-Z
Через четыре дня И-16 уничтожили один Bf-109B, которым управлял унтер-офицер Харбах Пилот воспользовался парашютом и после приземления попал в плен В этот же день республиканцы потеряли два И-16 из эскадрильи Г Плещенко
Отразив наступление республиканских войск, 18 июля 1937 года франкисты перешли в контрнаступление Воздушные бои приняли еще более ожесточенный характер 19 июля противники потеряли по одному самолету (И -16 и Не-51) 20 и 22 июля было сбито по одному И-16 из эскадрильи Г.Плещенко 24 июля И-16 перехватили выполнявший разведывательное задание бомбардировщик Дорнье Do-17P, однако тот, получив серьезные повреждения, сумел все же дотянуть до своего аэродрома 25 июля 1937 года после взятия франкистами Брунете сражение завершилось
8 июля в ходе Брунетской операции республиканцы получили очередную партию из 31 истребителя И-16 и нескольких двухместных УТИ-4 Последние попали в авиашколу в Эль-Кармоли
Особенности конструкции:
- Передняя часть фюзеляжа закрывалась легкосъемными панелями из дюралюминия, что обеспечивало удобный доступ к агрегатам и вооружению;
- Стальные профилированные ленты-расчалки обеспечивали каждой полукоробке крыльев необходимую жесткость и прочность;
- Кабина — открытая, с откидными дверцами. Бронеспинка кресла прикрывала от огня с задней полусферы;
- Хвостовая часть фюзеляжа обшивалась полотном, натянутым на легкий каркас из алюминиевых профилей;
- Металлический каркас киля, стабилизатора и рулей обтягивался полотном;
- Стабилизатор подкреплялся V-образными подкосами;
- Как и у предшественника — истребителя И-15 (ЦКБ-3), на И-15бис шасси было убирающимся, консольного типа, с масляно-воздушной амортизацией, Чтобы уменьшить сопротивление в воздухе, устанавливались съемные каплевидные обтекатели. Зимой самолет снабжался специальными обтекаемыми лыжами с резиновыми амортизаторами;
- На самолете использовался двухлопастный металлический винт фиксированного шага;
- Капот туннельного типа с жалюзи;
Каталонская кампания
17 декабря франкисты возобновили свое наступление, нанося удар в направлении Барселоны.
21 декабря с аэродрома Вальс на перехват группы бомбардировщиков Не.111Е из К/88 взлетели два звена истребителей И-16. Как выяснилось, Не 111 шли под большим истребительным прикрытием Перевес сил оказался значительным, так что сорвать бомбардировку республиканцам не удалось В схватке республиканцы потеряли один И-16 и еще два были серьезно повреждены
На следующий день в короткой схватке И-16 сбили CR-32 с бортовым номером 3-103, летчик при этом погиб.
24 декабря летчики И-16 сбили еще один CR-32, который пилотировал сержант Джузеппе Марин из 25-й эскадрильи группы La Cucaracha.
26 декабря 1938 года И-16 сбили самолет командира группы La Cucaracha подполковника Дуччио Тессари
28 декабря звено И-16 из третьей эскадрильи в составе Франциско Тарасоны, Хоче Вальсы и Мануэля Монтиллы атаковало над Кастельданой группу бомбардировщиков SM 79 и истребителей CR-32. Итальянцы потеряли один CR-32 Летчик Альдо Гасперини погиб
Двумя днями позже самолеты третьей эскадрильи, сопровождавшие И-15, сбили очередной CR-32
4 января 1939 года четвертая эскадрилья атаковала группу бомбардировщиков Не.111Е При этом республиканцы сбили один бомбардировщик На следующий день И-16 четвертой эскадрильи провели бой с Bf 109D, в ходе которого один из И-16 получил серьезные повреждения Вечером того же дня звено И-16, патрулировавшее морское побережье недалеко от Барселоны, было неожиданно, со стороны солнца, атаковано Bf 109. При этом немцы сбили один И-16 с бортовым номером СМ-222 Ближе к вечеру пара Лопес де Санта-Мария и Лучано Табернеро Герре-ро атаковала группу Не.111Е, шедшую в сопровождении Bf-109D, сбив в ходе скоротечного боя один Bf 109D.
25 января в воздух с аэродрома Ла-Гаррига поднялись последние пригодные к полетам И-16 Истребителям предстояло сопровождать И-15. В воздухе республиканцы встретились с CR-32 из «La Cucaracha», сбив два из них — сержанта Луиджи Катены и капрала Марино Маси
Истребитель Маси стал последним CR-32, сбитым И-16 в воздушном бою гражданской войны в Испании.
На заключительном этапе войны потери республиканцев в воздушных боях были очень большие. Так к 31 декабря в шестой эскадрильи «Москас» осталось три исправных самолета, в четвертой — 8. Общее количество исправных И-16 не превышало 20 машин.
26 января франкисты вошли в Барселону.
В последующие дни республиканская армия распалась на мелкие отряды, прокладывающие себе путь к французской границе. Воздушные бои фактически прекратились.
Уцелевшие самолеты республиканцев концентрировались на аэродромах Фигуэ-рас и Виллаюга. Аэродромы подвергались ударам франкистской авиации. В конечном итоге во Францию удалось перелететь всего двум И-16, остальные были уничтожены на земле в результате налетов или приведены в неисправное состояние летчиками и техниками. Некоторое количество исправных истребителей И-16 франкисты смогли захватить на других аэродромах. Всего в руках националистов оказалось 52 истребителя И-16, последние два из них списали только в 1954 году.
Модификации И-15бис
И-15бис (И-152). Самолет имел смешанную конструкцию, во многом аналогичную конструкции И-15, которая отличалась высокой прочностью. Верхнее крыло было прямым, без «чайки». На истребителе устанавливался двигатель М-25В мощностью 750 л.с. Кольцо Тауненда вокруг головок цилиндров мотора было заменено капотом, полностью закрывавшим их. Кресло пилота оборудовалось бронеспинкой.
На И-15бис устанавливались четыре синхронных пулемета ПВ-1. Некоторые машины имели крупнокалиберные (12,7-мм) пулеметы БС. При нанесении ударов по наземным целям использовавшийся в качестве штурмовика И-15бис нес до 150 кг бомб различного калибра на наружной подвеске.
ДИТ (двухместный истребитель тренировочный). Был создан в 1938 г. на базе истребителя И-15бис. Обладавший почти теми же летными характеристиками, что и обычный И-15 бис, имевший облегченное вооружение (два пулемета ШКАС100 кг бомб), самолет был идеальным летающим стендом для будущих летчиков-истребителей. Серийный выпуск истребителей ДИТ планировалось наладить на подмосковном заводе № 207 — бывшем «Дирижаблестрое». Однако, пока велись подготовительные работы, было реализовано правительственное решение о выпуске на этом ]бомбардировщика Су-2[/anchor], первоначально известного как СЗ-3 (сталинское задание — 3). Таким образом, ДИТ серийно не выпускался.
И-15бис ТК. Вариант был создан в 1939 г. Для повышения мощности и высотности двигателя истребитель оборудовали двумя турбокомпрессорами ТК-3. При этом взлетная масса самолета увеличилась на 140 кг, и в результате при испытаниях заметных изменений летных качеств помимо увеличения потолка и скорости на большой высоте отмечено не было.
И-15бис с гермокабиной. Вариант построен в 1939 г. на базе серийной машины И-15бис, на которую была установлена первая в СССР герметическая кабина регенерационного типа инженера Щербакова. Кабина жесткой клепаной конструкции с защитными слоями снаружи и изнутри вставлялась в сварную ферму фюзеляжа. Полукруглый купол имел девять иллюминаторов. Общая масса составляла 78 кг. Испытания показали, что созданная гермокабина вполне удачна, но на самолет с потолком 9800 м устанавливать ее нерационально.
И-15бис с ПВРД. Этот вариант стал первым в СССР самолетом, на котором были установлены и испытаны прямоточные воздушно-реактивные двигатели (ПВРД). Зимой 1939 г. проведены испытания опытного образца, на которых удалось получить незначительный прирост скорости.
Бои за Теруэль
1937 год завершился тяжелыми боями за Теруэль. Наступление республиканской армии, начавшееся 15 декабря, явилось полной неожиданностью для франкистов Перед началом наступления авиация республиканцев была стянута на аэродромы провинции Кастеллон и Валенсия. В боях участвовали пять эскадрилий И-16 Стоявшая в первые дни наступления плохая погода препятствовала действиям авиации с обеих сторон, но уже 21 декабря республиканские войска вошли в Теруэль Это заставило Франко отказаться от очередного наступления на Мадрид и бросить все силы на Теруэльский фронт
В это время, учитывая успех под Те-руэлем, республиканское командование решило провести смену состава в истребительных эскадрильях. 3 января большая часть советских летчиков убыла через Францию в СССР. На смену им прислали новую группу Времени на полноценную подготовку нового состава эскадрилий противник не дал.
29 декабря началось контрнаступление франкистов на Теруэль Несколько улучшившиеся погодные условия позволили самолетам противоборствующих сторон подняться в небо В этот день легкие бомбардировщики франкистов Не-45 и Не-46 под прикрытием истребителей CR-32 из группы 2-С-З пытались нанести удар по республиканским частям. Однако истребители И-15 и И-16 сумели перехватить самолеты противника на подходе к цели. Бой закончился потерей франкистского CR-32 с бортовым номером 3-87, а у республиканцев подбили один И-16
На следующий день И-16 опять сошлись в бою с CR-32 из группы 2-С-З, сопровождавшими Ro-37bis, Не-45 и Не-46 При этом франкисты сумели сбить два республиканских истребителя.
17января огнем с земли был подбит один И-16, советский летчик сумел выпрыгнуть с парашютом из потерявшего управление истребителя, но попал в плен
18января состоялся воздушный бой истребителей И-16 с франкистскими Bf 109В из 2.J/88, которыми командовал Вольфганг Шелман Противникам удалось сбить по одному самолету.
20 января произошло два крупных воздушных боя, в которых с каждой из сторон участвовало до 50 самолетов. Республиканцы при этом смогли сбить семь истребителей противника, потеряв два И-16.
7 февраля группа СБ-2, летевшая под прикрытием И-16 эскадрильи Девотченко, была внезапно атакована истребителями Bf 109В из 1 J/88 и 2.J/88 В ходе завязавшегося воздушного боя было потеряно четыре бомбардировщика, несколько самолетов получили значительные повреждения и совершили посадку вне своих аэродромов Два Bf 109В из франкистских эскадрилий были сбиты истребителями И-16 и один — стрелком-радистом из экипажа СБ-2 Никифорова Такие потери бомбардировщиков вынудили республиканское командование на месяц вывести эскадрильи СБ-2 с фронта
7 февраля стало дебютным днем для немецких пикирующих бомбардировщиков Ju-87A Вот как описывает это событие Евгений Степанов «От замыкающей группы бомбовозов отделилась тройка одномоторных машин какой-то неизвестной конструкции Войдя в пике, они устремились к земле Выйдя из пике, фашисты вновь устремились вниз К земле потянулись их пулеметные трассы. Что за самолет? Истребитель? Бомбардировщик9 В прицел вписалась горбатая пилотская кабина, я открыл огонь и, рванув ручку на себя, проскочил над фашистом. В тот же момент пущенная немцем очередь разнесла на моем истребителе приборную доску. Одна из пуль разорвала рукав летной куртки. «Чудом жив остался, — мелькнуло в голове. Значит там кроме пилота еще и стрелок ..». Только на следующий день нам сказали, что фашисты применили новый пикирующий бомбардировщик «Юнкерс-87».
Характерной особенностью Теруэльской операции стало успешное использование республиканцами ложных аэродромов. Как вспоминал Александр Гусев, за период с 15 декабря по 25 января 1938 года ни одна бомба не упала на действующий аэродром его эскадрильи. Зато истребители И-16 сбили три бомбардировщика противника во время налетов на ложные аэродромы
В течение всего февраля, несмотря на плохие погодные условия, в окрестностях Теруэля разворачивались жестокие воздушные бои. 22 февраля националисты захватили Теруэль, и накал боев начал спадать
Боевое использование самолётов И-15
Истребители И-15 и И-15бис показали себя как надежные боевые машины. В начальный период гражданской войны в Испании республиканские летчики успешно воевали на И-15 с фашистскими истребителями Heinkel He-51 и Fiat CR.32, а также с машинами других типов, находившимися на вооружении войск генерала Франко.
Самолеты И-15 активно использовались республиканцами в качестве ночных истребителей, а затем и штурмовиков. Советский летчик-доброволец М. Якушин 27 июня 1937 г. провел на И-15 первый в истории ночной воздушный бой с фашистским бомбардировщиком и сбил его.
Малоизвестный биплан И-15 испанские газеты поначалу называли американским истребителем . Признавать, что «арийская» чудо-техника терпит поражение в боях с русскими, «азиатскими» самолетами, фашистам не хотелось. Позже И-15 стали называть «Чатос» (по-испански «курносый»), и он вошел в историю как один из лучших истребителей своего времени. Особо прославил эти самолеты своим летным и тактическим мастерством летчик А.К. Серов. Действия его эскадрильи во время уничтожения аэродрома «Гарапенильос» и блокады итальянской дивизии «Литтория» вошли в военные учебники по авиационной тактике.
В ходе воздушных сражений выявлялись не только сильные и слабые стороны боевых самолетов, но и совершенствовалась тактика воздушного боя, разрабатывались новые приемы борьбы в воздухе. Так, в Испании наши летчики стали использовать тесное взаимодействие скоростных истребителей И-16 и маневренных И-15. Задача состояла в том, чтобы догнать врага и завязать бой, после чего И-15 сковывали боем истребители противника, а И-16 атаковали вражеские бомбардировщики. Такая тактика оказалась весьма эффективной и впоследствии применялась нашими летчиками в Китае и Монголии. Именно «испанские» успехи И-15 дали этому уже снятому с производства самолету «вторую жизнь» и фактически предрешили появление И-15бис.
До окончания войны в Испанию поступили более 20 новых машин И-15бис, но принять активное участие в боевых действиях они не успели. После поражения республиканцев эти машины в числе прочих самолетов вошли в состав авиации франкистов.
Боевое крещение И-15бис приняли в небе Китая. Они были отправлены в Китай в числе другой советской техники с целью оказания помощи китайскому народу в борьбе с японскими войсками. Самолеты применялись там совместно с И-16 — согласно тактике взаимодействия маневренных и скоростных истребителей. Очень скоро обе машины получили китайские прозвища: И-15бис называли «чижом», а И-16— «ласточкой». Главным оружием «ласточек» была скорость, да и маневренные «чижи» летали быстрее большинства японских самолетов. Основной противник наших «птиц» — истребитель И-95 (Ю-10) — уступал им и в маневренности, и в скороподъемности.
Самолеты И-15бис также принимали активное участие в боевых действиях на реке Халхин-Гол (Монголия) весной-летом 1939 г. Ко времени возникновения этого конфликта японские ВВС в дополнение к истребителям И-96 (А5М) получили на вооружение новые И-97 (Ki-27). Это ограничило боевые возможности истребителя И-15бис — он уступал этим самолетам в скорости.
Истребители И-15бис принимали участие и в советско-финляндской войне 1939—1940 гг. Во время войны бывали случаи вынужденных посадок. Самолет И-15бис, имевший неубирающиеся шасси (зимой — лыжи), не мог приземлиться на «брюхо», поэтому в случае посадки за линией фронта часто оставался невредимым. Так финнам достались в разное время пять «бисов», которые вошли в состав финских ВВС, где использовались в основном для тренировки летного состава. Три самолета из состава этой пятерки продолжали свои полеты до начала 1945 г.
Подразделения И-15бис активно использовались в первый период Великой Отечественной войны до замены этих машин новыми скоростными истребителями и штурмовиками.
В эти труднейшие месяцы войны полки и эскадрильи, вооруженные машинами И-15бис, неоднократно успешно выполняли задания командования — вели воздушные бои, наносили удары по наземным частям и аэродромам противника. 27 июня 1941 г. командир эскадрильи 147-го авиаполка старший лейтенант Л.И. Иванов, используя отличную маневренность И-15бис, завязал бой с семью самолетами, сопровождавшими бомбардировщики. Воспользовавшись этим, летчики эскадрильи успешно атаковали фашистские бомбардировщики и не пропустили их к цели. В неравном длительном бою Л. Иванов, виртуозно пилотируя свой самолет, сбил один немецкий истребитель и повредил другой. В июле 1941 г. отважному летчику было присвоено звание Героя Советского Союза.
В дальнейшем боевое применение устаревшего И-15бис ограничивалось ведением штурмовых действий. Большинство этих самолетов было передано в штурмовые авиаполки. Личный состав умело использовал свойства надежных, хорошо освоенных машин в боях с врагом. Бомбовая нагрузка была небольшой — до 150 кг, поэтому 82-мм реактивные снаряды на И-15бис обычно устанавливались на стандартных направляющих.
12 августа 1941 г. семь истребителей И-15бис 65-го штурмового авиаполка нанесли бомбово-штурмовой удар по колонне противника в районе Паннилы (Карельский фронт). Шесть самолетов Bf-109 пытались помешать советским летчикам. В ходе завязавшегося напряженного боя командир эскадрильи капитан М. Краснолуцкий нижним крылом своего самолета «обрезал» хвостовое оперение Bf-109, но из боя не вышел, так как его поврежденный И-15 остался управляемым. Противник, потеряв еще два самолета, ушел на свой аэродром.
В действующей армии И-15бис находились на ряде фронтов до конца 1942 г., после чего их начали передавать в учебные подразделения. До конца войны эти самолеты оставались на вооружении только на Дальнем Востоке, где выполняли скорее миссию сдерживания, чем реальной боевой силы.
Именные эскадрильи
Как правило, боевые эскадрильи, в которых воевали советские летчики-добровольцы, имели обычные для ВВС Испанской республики номера. Например, эскадрилья, в которой воевал Михаил Якушин и которой командовал знаменитый летчик Анатолий Серов, именовалась 1-й авиационной эскадрильей 26-й авиационной группы. Но некоторые советские командиры заслужили право на то, чтобы их эскадрильи стали «именными», они назывались по фамилиям своих лидеров. Так, на фронтах Испании сражалась эскадрилья капитана Павла Рычагова, которая после его возвращения на родину стала именоваться эскадрильей старшего лейтенанта Александра Осадчего, а когда уехал и он, – эскадрильей капитана Ивана Еременко. Существовали также «именные» эскадрильи таких легендарных летчиков, как комбрига Бориса Туржанского, капитана Сергея Тархова (позднее — эскадрилья капитана Константина Колесникова), старшего лейтенанта Александра Минаева и капитана Валентина Ухова. Всего же в республиканских ВВС было 14 «именных» эскадрилий советских летчиков-добровольцев.
Советские летчики, участники первого воздушного боя 4 ноября 1936 года, на аэродроме Сото под Мадридом. В верхнем ряду второй слева — Павел Рычагов
Выпуск самолётов И-15 (1934 — 1939 гг.)[1]
ВСЕГО: | 94 | 288 | 2 | 270 | 104 | 1304 | 3062 | |
Модель | Завод | 1934 | 1935 | 1936 | 1937 | 1938 | 1938 | ВСЕГО |
И-15 | №1 | 60 | 273 | 2 | 335 | |||
И-15 | №39 | 34 | 15 | 49 | ||||
И-15 бис | №1 | 270 | 1104 | 1304 | 2678 |
ПРИМЕЧАНИЯ
- Приводится по изданию: История отечественной авиапромышленности. Серийное самолётостроение, 1910-2010 гг./Под общ.ред. Д.А. Соболева. М.: РУСАВИА, 2011. -432 с.: ил., с. 147 []
Война
Но самым главным испытанием для лётчиков с опытом боевых действий в Испании стала Великая Отечественная война. 22 июня 1941 года полк входил в состав ВВС Северного фронта и базировался на аэродроме Горелово под Ленинградом. Первая победа пришла 6 июля 1941 года. Лейтенант Дмитрий Титоренко на истребителе И-16 сбил немецкий двухмоторный самолёт-разведчик Юнкерс-88D. Карта, полученная со сбитого немецкого самолёта, позволила предотвратить атаку немцев на сеть советских аэродромов. В боях под Ленинградом лётчики полка сбили 63 самолёта противника и ещё 13 повредили. Ещё 40 машин пилоты уничтожили в результате штурмовых действий на аэродромах противника. В этих боях сам полк понёс тяжёлые потери: 57 самолётов было сбито, 30 лётчиков погибли.
В 1944 году советские лётчики закрепили за собой господство в воздухе, а в 19-м полку освоили тактику «свободной охоты». Чёткой задачи «охотникам» не ставилось, им определялся квадрат, в котором они действовали. Опытные лётчики сами принимали решения, вступать в бой с противником или лучше отступить.
Знаменитый ас, первый в истории трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин считал, что «свободная охота» – высшая форма деятельности для воздушного бойца. Лётчики полка выполнили около 3500 таких боевых вылетов.
Именно с 22 марта – дня формирования легендарного 19-го отдельного истребительного полка, ведёт свою историю и 237-й гвардейский Проскуровский центр показа авиационной техники. Всем нам известные по трансляциям парадов на Красной площади пилотажные группы «Русские витязи» и «Стрижи» – прямые потомки «свободных охотников» времён Великой Отечественной войны.
Обложка: https://ria.ru