«Пришлось впервые столкнуться с танками Т-34» – что говорили немцы о советском танке

Главная » Реальная история » Малоизвестные и нереализованные проекты танков и другой бронетехники » Немецкие варианты переделки Т-34

Малоизвестные и нереализованные проекты танков и другой бронетехникиНереализованные проекты танков Третьего Рейха и Германии.

boroda 10.12.2018 4078

13

в Избранноев Избранномиз Избранного 8

Этот материал уже когда то был на сайте. Но потом исчез при обрушении в 2010. Вот решил его восстановить специально для того что бы его вставить в книгу Т-34 — лучший танк Второй Мировой Войны.

Как известно в течении всей войны обеим сторонам конфликта удавалось захватывать довольно большое количество трофеев, в том числе и танков. И обе стороны старались их использовать уже в своих армиях. Наши в несколько меньших объёмах, а вот немцы старались не терять ни одной более-менее боеспособной машины. Да ведь это и понятно, в конце войны в Германии был каждый танк на счету, да и знаменитая немецкая бережливость, я думаю, так же всем известна.

Представляю вашему вниманию некоторые варианты переделки немцами наших танков. Хочу сразу объяснить необходимость в этих переделках. Дело в том что в германии не выпускали боеприпасы под наше вооружение и поэтому для того что бы использовать захваченную технику самым простым вариантом было поменять наше вооружение на своё.

Танк Т-34-88.

Такие машина выпускались летом 1944 года на заводе в Либаве. Предположительно их было сделано 18 штук. На эти машины вместо нашей 85 мм пушки устанавливались 88 мм орудия с повреждённых Тигров. С конца 1944 этот танк был использован в Курляндии в 12 танковой дивизии. Цвет танка не изменялся. Для лучшей идентификации на башне рисовали большого креста.

Танк Т-34-88.


Танк Т-34-88.

Наклонная броня

Читатель мог убедиться, что относительно В-2 немецкие танковые двигатели развивались своим путём, да и «Пантера» от «Даймлер-Бенц» никак не тянет на копию советских танков, не говоря уже о проекте MAN. А вот влияние Т-34 на развитие бронезащиты скорее недооценено, что довольно странно. Одно дело какая-нибудь безвальная коробка передач, упрятанная внутри, другое дело корпус и башня, геометрия которых во многом и определяет внешний вид танка. Но обо всём по порядку.

Немцы, разумеется, знали о наклонной броне и до осмотра Т-34. Ещё в 30-е годы они разработали целый ряд корпусов с бронелистами под рациональными углами для колёсных и гусеничных автомобилей. В качестве примера приведём лёгкий подвозчик боеприпасов Sd.Kfz.252, серийное производство которого велось в 1940 году. Ещё более выразителен внешний вид полугусеничного истребителя танков 7,5-cm Selbstfarlafette L/40,8, работы по которому начались ещё в 1934 году. За счёт активного использования обратного наклона брони его корпус чем-то напоминает поздние советские тяжёлые танки.


Внешний вид 7,5-cm Selbstfarlafette L/40,8 говорит сам за себя

При всём этом немецкие танки того же периода описываются фразой «коробка на коробке». Долгое время немцы экономили на броне в пользу небольшого веса и высокой подвижности, поэтому ранние немецкие танки были защищены лишь от пуль и осколков, и никакого смысла экспериментировать с геометрией не было. Зато инженеры с удобством компоновали узлы и рационально, как им казалось, использовали внутренний объём корпуса.

Кроме того, корпуса многих ранних немецких танков состояли из нескольких частей: нижней ванны (Wanne) и верхней надстройки (Aufbau), а также надстройки над моторным отделением. Это упрощало сборку танка и его капитальный ремонт. Возьмём производство Pz.Kpfw.III. Сначала на ванну монтировались подвеска, двигатель, трансмиссия и другие агрегаты, и только затем сверху ставилась надстройка с башней. Конечно, это намного проще, чем проталкивать трансмиссию через башенный погон, да и переделки корпуса при создании самоходных установок требуются небольшие: нужно лишь заменить подбашенную надстройку на рубку. Однако эта схема не сочетается с корпусом по типу Т-34, поскольку верхние наклонные бронелисты будет нарушать уязвимый стык.


Сборка Pz.Kpfw.III Ausf.G на

Постепенно немцы перешли на цельные корпуса. Уже на VK 30.01 (H) и VK 36.01 надстройка выполнялась заодно с «ванной», однако инженеры по привычке следовали старым формам. Тем более, у них были разработаны смотровые приборы и пулемётные установки для брони, установленной под небольшим углом в 9°. Лишь знакомство с Т-34 подтолкнуло немецких инженеров к переоценке своего подхода. Нельзя сказать, что, раз немцы не использовали наклонную броню на танках, то они о ней не знали, ведь если знали бы, то обязательно пустили знания в ход. Можно привести немало случаев того, как именно наглядный пример подталкивал к использованию. Скажем, в СССР перешли к сварным корпусам после знакомства с немецкими сварными конструкциями. Значит ли это, что во всём Советском Союзе никто не мог догадаться, что два куска металла можно сварить электродом? Конечно, нет. Здесь мы видим аналогичный случай.

Влияние Т-34 на разные фирмы было разным. У MAN на VK 20.02 получился самобытный корпус с наклонной бронёй. Корпус «Пантеры» от «Даймлер-Бенц» внешне получился довольно похожим на Т-34, но с рядом существенных различий. А вот попала под сильное впечатление от советского танка. Стоит отметить, что речь идёт о раннем Т-34, у которого лобовая часть башни выполнялась из цельного гнутого бронелиста — изначально лобовую деталь корпуса тоже делали гнутой, но от этого быстро отказались. Этот момент очень заинтересовал инженеров «Крупп». Например, лоб корпуса Tiger H1 состоял из четырёх бронелистов, а у Tiger P — и вовсе из шести. Если лобовую часть выполнять всего лишь из одного гнутого листа, то можно упростить сборку и свести число сварных швов к минимуму.


Проекция лба тяжёлого танка Pz.Kpfw. Löwe. Обратите внимание: весь лоб корпуса сделан из одной детали, гнутой в двух местах

У инженеров «Крупп» уже был опыт использования гнутых бронелистов. Ещё при разработке VK 30.01 (P) они предложили цилиндрическую башню, в которой борта и корма выполнялись из одного подковообразного гнутого листа. Не удивительно, что после осмотра Т-34 они решили широко внедрить эту идею. Уже в январе 1942 года Фердинанд Порше предложил переделать корпус Tiger P с наклонной бронёй. В ответ подготовила проект корпуса для VK 45.02 (P) с единой гнутой лобовой деталью, установленной под углом 55°. Переход на новый корпус планировался со 101-го по счёту танка, но из-за остановки сборки Tiger P он так и не состоялся. Примерно в то же время по аналогии переделали и корпус сверхтяжёлого Löwe — он тоже получил лоб из одного гнутого бронелиста.

Существенное влияние Т-34 на танковый отдел долгое время во многом игнорировалось. До сих пор можно встретить рисунки и модели VK 45.02 (P) и Löwe с лобовой частью корпуса из верхнего и нижнего бронелистов со сварным швом. Между тем, на чертежах никакого шва нет, а деталь предполагалась цельной.

Танк Т-34-75.

Этот танк воевал так же в Курляндии. Количество таких машин неизвестно. Как видите, за основу этого танка послужила одна из первых модификаций Т-34 1941 года. На этой машине была установлена вместо нашей 76 мм пушки немецкая короткоствольная 75 мм пушка KwK 37 (L/24) с танка PzKw IV.


Танк Т-34-75


Танк Т-34-75

ЗСУ Т-34-88

Этот вариант переделки насколько известно существовал в единственном экземпляре. Его проделал некто Эрнест Альбер – главный механик 286 пехотного полка СС. Как видите, на шасси Т-34 была установлена зенитная 88 мм пушка, которая была грозным оружием как в борьбе с бронетехникой, так и авиацией. Эта машина была в составе 286 пехотного полка СС, и была захвачена в апреле 1945 года недалеко от Франкфурта-на-Одере.


ЗСУ Т-34-88


ЗСУ Т-34-88


ЗСУ Т-34-88


ЗСУ Т-34-88

ЗСУ Т-34-20.

Эту переделку осуществил так же Эрнест Альбер для своего подразделения. На этой машине вместо стандартной башни была смонтирована платформа с тремя 20 мм автоматическими пушками. Машина так же была захвачена на юго-западе от Франкфурта-на-Одере.


ЗСУ Т-34-20


ЗСУ Т-34-20


ЗСУ Т-34-20


ЗСУ Т-34-20

Башни: до и после

Ранний Т-34 повлиял на немецкое танкостроение не только формой корпуса, но и подходом к проектированию башни. Этот вопрос заслуживает отдельного разбора. Долгое время немцы создавали танковые башни довольно просто: они более-менее равномерно «обкладывали» башенный погон бронёй со всех сторон, поэтому ранние башни при виде сверху напоминали квадрат или цилиндр с широкой лобовой частью.


Один из первых построенных Т-34. И лоб башни, и лоб корпуса выполнены из цельных гнутых бронелистов

Башня ранних Т-34 была совсем другой — с узкой лобовой частью, небольшой маской пушки и кормовой нишей. Эти решения были очень актуальными для немцев, активно применявших дифференцированное бронирование. Понятно, что вес брони зависит от толщины листа и от его площади; значит, если свести площадь самых толстых бронелистов к минимуму, то при прочих равных можно облегчить танк. Самая толстая броня обычно во лбу, поэтому узкая лобовая часть башни Т-34 привлекла внимание немецких конструкторов. Присмотрелись они и к кормовой нише: она не только уравновешивала танковые орудия, которые становились всё больше и тяжелее, но и была подходящим местом для боеукладки первой очереди.

Осмотрев ранний Т-34, инженеры «Крупп» испытали небывалый катарсис и во многом пересмотрели своё понимание башен. В результате башня VK 45.02 (P) совмещала в себе лучшие советские и немецкие идеи: наклонную броню, гнутый лоб минимальной площади, компактную маску орудия, развитую кормовую нишу с боеукладками и новую командирскую башенку с перископами вместо щелей. Несмотря на установку более тяжёлого орудия, усиление бронезащиты и наличие боеукладок, башня VK 45.02 (P) была всего на две тонны тяжелее старой башни Tiger P1 и H1 — вот насколько важна продуманная геометрия! По аналогии «Крупп» спроектировала и башни для ранних вариантов «Мауса». Даже в итоговом варианте у построенной в металле башни лоб выполнялся в виде единой гнутой детали по типу ранних Т-34.


Чертёж ранней башни VK 45.03. От башни VK 45.02 (P) она отличается заменой электрического привода на гидравлический

Однако не всё было так радужно. При сборке ранних башен VK 45.02 (P) потрескалось 8 лобовых деталей из 15. Хотя их контуры красиво смотрелись на бумаге, технологичность была под вопросом. Тем временем требования к защите всё росли и росли, поэтому «Крупп» увеличила толщину лобовой детали до 180 мм и отказалась от гнутой формы. Так появилась башня «Королевского Тигра», а старые башни со 100-мм лбом пошли на первые 50 танков.

для VK 30.01 (D) тоже спроектировала башню по типу Т-34, с узкой лобовой частью и небольшой маской орудия. В отличие от «Крупп», она обошла грабли и с самого начала выбрала плоскую лобовую деталь. В целом, башня «Даймлер-Бенц» была прогрессивнее, чем у «Рейнметалл», однако работы по ней шли с задержкой в 3–4 месяца, да и погоны у них были несовместимы (1600 мм против 1650 мм). Поэтому от неё отказались, а серийные «Пантеры» получили башню «Рейнметалл» с широкой лобовой частью.


Примерно так выглядела бы Panther II с новой башней. Как видно, маска орудия по сравнению с обычной башней «Пантеры» была полностью переработана. В башне Schmalturm лобовая часть стала ещё уже

И всё же новый подход победил. На Panther II переработала конструкцию башни, сузив лобовую часть и полностью переделав маску. Эта башня известна под названием Turm-Panther (Schmale Blende), то есть «башня с узкой маской». Когда проектирование нового среднего танка зашло в тупик, наработки по башне передали на «Даймлер-Бенц».

Та развила свои старые идеи и спроектировала довольно удачную башню Schmalturm, т.е. «узкую башню». Она была дешевле и технологичнее штатной башни «Пантеры», весила на 100 кг меньше при лучшей защите (лоб толще на 20 мм, борта и корма — на 15 мм) и предусматривала установку дальномера. Однако работы по ней начались слишком поздно, поэтому немцы так и не успели перейти к производству Pz.Kpfw.V Ausf.F с новыми башнями.


Башня VK 16.02 создавалась с оглядкой на ранний Т-34, особенно это заметно на виде сверху

Кроме того, с оглядкой на ранний Т-34 «Даймлер-Бенц» разработала башню для лёгкого танка VK 16.02. Позже её хотели ставить на разведывательный танк «Лукс», но эти задумки так и остались на бумаге. Зато облегчённый вариант этой башни нашёл своё применение на бронеавтомобиле Sd.Kfz.234. Вывод очевиден: влияние на разработку башен было очень существенным.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]