Зенитная самоходная установка Flakpanzer 38(t) / Panzerkampfwagen 38(t) für 2 cm FlaK 38 (Германия)

Эта статья включает в себя список общих ссылок , но он остается в основном непроверенным, поскольку в нем отсутствуют соответствующие встроенные ссылки

. Пожалуйста, помогите улучшить эту статью, добавив более точные цитаты.
( Декабрь 2008 г. )( Узнайте, как и когда удалить этот шаблон сообщения )

Тип самоходной зенитной установки

Flakpanzer
38 (т)
ТипСамоходная зенитная установка
Место происхождениянацистская Германия
История обслуживания
В сервисе1944–1945
ВойныВторая Мировая Война
История производства
Произведено1943–1944
№ построен141
Характеристики
Масса9800 кг (21600 фунтов)
Длина4,61 м (15 футов 1 дюйм)
Ширина2,15 м (7 футов 1 дюйм)
Высота2,25 м (7 футов 5 дюймов)
Экипаж4
Броня10 мм — 15 мм
Основное вооружение1 x 2 cm FlaK 38 L / 65 1040 патронов
Двигатель1 x Praga AC, 6-цилиндровый бензиновый двигатель 147 л.с. (110 кВт)
Мощность / вес15 л.с. / тонна
ПриостановкаЛистовая рессора
Рабочий диапазон210 км (130 миль)
Максимальная скорость42 км / ч (26 миль / ч)

Flakpanzer

38 (т)
, официально названный Flakpanzer 38 (т) Ауф Selbstfahrlafette 38 (т) Ausf M ( Sd.Kfz. 140)
, был немецкий самоходная зенитка используется в Второй мировой войны . Иногда его неправильно называют Gepard, что может привести к путанице с несвязанным Flakpanzer Gepard .

История[править]

Судьбу сражений Второй мировой войны нередко решали танковые клинья, взламывавшие оборону, как консервный нож жестянку. Борьба с танками становилась приоритетной задачей, и для неё выделялись все доступные средства, в том числе авиация. В свою очередь, это требовало создания эффективных зенитных средств, способных сопровождать танковые соединения. Оптимальным решением представлялась установка зениток на танковые шасси — это сразу же снимало проблему обеспечения подвижности, равной танкам. Одними из первых созданием высокомобильных зенитных самоходных установок (ЗСУ) озаботились немцы. Разработка таких машин началась в 1940 году.

Пару лет вермахт обходился самоходными зенитками на полугусеничных шасси. Новую попытку создать ЗСУ на танковой базе немцы предприняли лишь два года спустя, причём решение принималось при непосредственном участии Гитлера. В мае 1943 года на совещании по вопросам проектирования сверхтяжёлого танка Maus он предложил включить в состав вооружения супертанка 37-мм спаренную зенитку флотского образца. Военные встретили эту идею прохладно, но проигнорировать её не могли — как-никак, предложил сам фюрер.

Дальнейшее обсуждение привело к мысли, что зенитку необязательно водружать на Maus, целесообразнее создать отдельную ЗСУ, способную прикрывать не только Maus, но и другие типы танков. Подходящего по грузоподъёмности шасси, способного выдержать 37-мм спарку, в наличии не оказалось. В начале сентября 1943 года Гитлер, скрепя сердце, был вынужден согласиться на «временную» ЗСУ, вооружённую 20-мм одноствольным автоматом — таким же, как и на Flakpanzer I.

В 1939 году Чехословацкая армия создала новый танк LT vz.38. Эти танки имели очень хорошо сбалансированную огневую мощь, броню и мобильность, были просты в уходе и имели высокую надежность. После оккупации Чехии и Моравии немецкое управление вооружениями сухопутных сил (Waffenamt) заинтересовалось этими танками и немцы взяли на свое попечение весь заказ, над которым работало «ČKD». В немецкой армии танк получил обозначение PzKpfw 38(t). В качестве базы для новой зенитки выбрали шасси именно этого известного лёгкого танка чехословацкой разработки, адаптированное для самоходной артиллерии путём перемещения моторного отделения в среднюю часть машины, а боевого — в корму.

На базе танка было построено множество других боевых бронированных машин. Зенитный танк Flakpanzer 38 (t) – последняя установка, разработанная на базе шасси танка PzKpfw 38(t) модификации M или L. Согласно тех. заданию, обстрел зенитной установки должен был быть круговым.

15 октября 1943 года по личному указанию Гитлера в Праге поручили изготовить 150 зенитных самоходных установок, оснащенных одной 20-миллиметровой автоматической пушкой, однако ещё до завершения проектирования заказ был уменьшен до 140 единиц. В ноябре 1943 года первая установка вышла их заводского цеха, а до конца года заказчику была передана 101 зенитный самоходка. Оставшиеся 40 единиц техники поставили в январе–феврале 1944 года.

Зенитный танк был самым лёгким среди установок, созданных на базе танка 38(t), его вес составлял 9,7 т, за счёт чего машина имела наилучшую проходимость и развивала наибольшую максимальную скорость. Однако единственная пушка неспособна была обеспечить достаточную плотность огня во время ведения огня по воздушным целям, даже в случаях, когда использовались группа машин. Однако необходимо учитывать, что Flakpanzer 38(t) – промежуточный вариант. Машины данного типа на вооружении подразделений нескольких дивизий находились относительно короткое время. Кроме SdKfz 140, существовал ещё один зенитный танк на шасси 38(t), но не известны обстоятельства его создания. Согласно заводской документации от 1944 года предусматривалось переоборудование 2 машин не установленного типа в зенитные самоходные установки.

Зенитная самоходная установка Flakpanzer 38(t) / Panzerkampfwagen 38(t) für 2 cm FlaK 38 (Германия)

Зенитные самоходные установки Flakpanzer I позволили частично решить важную проблему, но не смогли оказать заметного влияния на ход боев. К такому результату привело малое число подобных машин (всего 24 единицы), а также устаревшие шасси середины тридцатых годов с малыми остатками ресурса. Как результат, часть ЗСУ этого типа была потеряна в боях, а последние машины попали в котел под Сталинградом. Там они сначала стали трофеем Красной армии, а потом превратились в металлолом. Тем не менее, Вермахт по-прежнему нуждался в самоходной системе, способной защитить войска от нападения с воздуха. Следующей попыткой построить такую машину стал проект Flakpanzer 38(t). Интересен тот факт, что новый проект «Флакпанцера» стартовал только в первой половине 1943 года – лишь через пару лет после начала работ по машине Flakpanzer I и через несколько месяцев после потери последних подобных самоходок. По некоторым данным, это было связано с особенностями обстановки на фронте. Немецкая авиация все еще удерживала господство в воздухе, а с задачами противовоздушной обороны справлялись и буксируемые системы. По этой причине разработка новой ЗСУ считалась желательной, но не являлась первоочередной задачей. Однако со временем ситуация на фронтах изменилась, что привело к соответствующим последствиям.

В первой половине 1943 года фирма Böhmisch-Mährische Maschinenfabrik AG (BMM, ныне Českomoravská Kolben-Daněk), работавшая в оккупированной Праге, приступила к созданию новой самоходки с зенитным вооружением. С целью выполнения поставленной задачи было решено широко применять существующие агрегаты. В частности, базой для боевой машины должно было стать имеющееся шасси, созданное на базе одной из предыдущих разработок. Вооружение так же не следовало разрабатывать с нуля: было решено использовать существующую автоматическую пушку, аналогичную примененной на Flakpanzer I.


ЗСУ Flakpanzer 38(t). Фото Panzer-archiv.de

Главным элементом перспективной машины должно было стать гусеничное шасси Selbstfahrlafette 38(t) Ausf.M. Эта машина представляла собой переработанное шасси легкого танка Pz.Kpfw.38(t) с измененной компоновкой и переделанным корпусом. К середине войны исходный легкий танк уже не в полной мере соответствовал требованиям к боевым машинам, однако все еще мог использоваться в качестве основы для вспомогательной техники. Исходя из такой логики, чешские специалисты разработали измененное шасси, которое планировалось использовать при строительстве различных самоходных артиллерийских установок и другой техники.

В новом проекте планировалось оснастить базовое шасси некоторыми дополнительными агрегатами, которые превратили бы его в зенитную самоходную установку. Прежде всего требовалось предусмотреть монтаж зенитного орудия и защиты для расчета. При этом имелась возможность сократить необходимые переделки шасси, использовав максимальное число готовых агрегатов.

Многоцелевое гусеничное шасси Selbstfahrlafette 38(t) Ausf.M представляло собой переработанный вариант базового танка Pz.Kpfw.38(t) чехословацкой разработки. Эта машина сохраняла большую часть черт исходного танка, но отличалась некоторыми особенностями конструкции. Самое главное отличие заключалось в компоновке корпуса. Предполагалось, что такое шасси будет использоваться при строительстве самоходных артиллерийских установок с кормовым расположением боевого отделения. В связи с этим моторный отсек был перенесен из кормы корпуса в его среднюю часть, что позволило высвободить объем для размещения вооружения и экипажа. Остальные агрегаты шасси были максимально унифицированы с танком.


Легкий танк Pz.Kpfw.38 (t). Фото Wikimedia Commons

Чехословацкий легкий танк имел бронирование толщиной до 25 мм и мог защитить экипаж от стрелкового оружия или малокалиберных артиллерийских систем. В передней части корпуса шасси Selbstfahrlafette 38(t) Ausf.M находились агрегаты трансмиссии, взаимодействующие с ведущими колесами, а также рабочее место механика-водителя. Непосредственно за ними размещался моторный отсек с бензиновым двигателем мощностью 150 л.с., соединенным с передними агрегатами трансмиссии при помощи карданного вала.

Универсальное шасси сохранило ходовую часть базовой машины. На каждом борту имелось по четыре опорных катка, сблокированных попарно, с подвеской на основе листовых рессор. Ведущие колеса располагались впереди, направляющие – сзади. В составе ходовой части также присутствовали четыре поддерживающих ролика (по два на борт), на которых лежали передняя и средняя части верхней ветви гусеницы. Дополнительная поддержка задней половины не предусматривалась: она должна была лежать на задних опорных катках и переходить на направляющее колесо.

В корме базового шасси предложили устанавливать рубку для размещения вооружения и оружия. Над бортами имеющегося корпуса следовало надстраивать конструкцию сложной многоугольной формы, состоящую из 10-мм броневых листов. Лобовые листы такой рубки устанавливались под углом к вертикали с наклоном назад, а борта и корму выполнили клинообразными. Все элементы рубки состояли из двух пластин, соединенных петлями. Таким образом, при необходимости экипаж мог опускать верхние лобовые или бортовые листы, увеличивая углы горизонтальной и вертикальной наводки.

Внутри кормовой надстройки поместили тумбу для монтажа автоматической пушки FlaK 38 калибра 20 мм вместе с частью исходного лафета. Орудие сохранило возможность круговой наводки по горизонтали. Вертикальное наведение могло производиться в пределах от -5° до +90°, что позволяло стрелять как по воздушным, так и по наземным целям. Лафет орудия, почти полностью заимствованный у исходной буксируемой конструкции, имел собственное рабочее место наводчика с ручными приводами наведения, прицел и броневой щит для защиты от обстрела спереди.


Одна из серийных машин. Фото Panzernet.net

Орудие FlaK 38 имело нарезной ствол калибра 20 мм длиной 65 калибров и предназначалось для атаки самолетов противника на малых высотах. Пушка могла вести огонь с темпом до 450 выстрелов в минуту (практическая скорострельность не более 180-200 выстрелов в минуту) и поражать цели на дальностях до 2,2 км. В боекомплект могли входить снаряды нескольких типов, в том числе осколочно-фугасные, бронебойные и т.д. Подача боеприпасов осуществлялась из сменных магазинов емкостью 20 снарядов.

Управлять новой самоходкой должен был экипаж из четырех человек. При этом управление шасси доверялось лишь одному водителю, а за обслуживание орудия должен был отвечать расчет их трех человек.

Ввиду применения шасси, основанного на конструкции легкого танка, готовая боевая машина получилась сравнительно компактной и не отличалась большим весом. Боевую массу определили на уровне 9,8 т, длина составляла 4,6 м, ширина – 2,13 м, высота – 2,25 м.

Проектирование зенитной самоходки на базе шасси Selbstfahrlafette 38(t) Ausf.M завершилось в середине 1943 года. Вскоре был построен первый прототип, который использовали во время испытаний. В целом, машина показала себя неплохо. Имеющийся двигатель позволял разгоняться на шоссе до 40-42 км/ч, а на пересеченной местности максимальная скорость сокращалась вдвое. Запас хода, в зависимости от трассы, составляла 140-185 км. При удельной мощности более 15 л.с. на тонну самоходка могла преодолевать различные препятствия. Благодаря имеющейся подвижности машина имела возможность передвижения и работы в одних боевых порядках с танками и другой бронетехникой, состоящей на вооружении.


Вид сверху. Фото Panzernet.net

Использованная 20-мм автоматическая пушка FlaK 38 уже активно эксплуатировалась зенитными соединениями и успела хорошо зарекомендовать себя. Тем не менее, ввиду роста скоростей авиации реальная эффективность этого вооружения постепенно падала. В отдаленной перспективе вооружение ЗСУ всего одной автоматической пушкой уже не выглядело достаточным. Однако в случае с новым проектом фирмы BMM это сочли приемлемым. Вероятно, одними из главных доводов в пользу новой самоходки являлись фактическое отсутствие альтернатив и острая необходимость в подобных средствах защиты от нападения с воздуха.

Осенью 1943 года прототип зенитной самоходки прошел все испытания, после чего новую технику приняли на вооружение. По правилам немецкой номенклатуры техники сухопутных войск, ЗСУ получила сложные обозначения Panzerkampfwagen 38(t) für 2 cm FlaK 38 («Шасси Panzerkampfwagen 38(t) для 2-см пушки FlaK 38») и Sonderkraftfahrzeug 140 («Машина специального назначения, модель 140»). Кроме того, по аналогии с предыдущим проектом, появилось обозначение Flakpanzer 38(t) – «Зенитный танк на базе Pz.Kpfw.38(t)». В разных источниках и документах на равных используются все эти обозначения.

После принятия нового «Флакпанцера» на вооружение фирма BMM получила заказ на серийное строительство такой техники. Это предприятие в течение нескольких последних лет строило танки Panzerkampfwagen 38(t), а также сравнительно недавно развернуло производство универсальных шасси Selbstfahrlafette 38(t) Ausf.M. Таким образом, никакие серьезные проблемы с производством самоходок не ожидались. Тем не менее, по объективным причинам, таким как загрузка другими заказами, темпы производства новой ЗСУ на практике оставляли желать лучшего. В соответствии с заключенным контрактом, в течение нескольких следующих месяцев пражский завод должен был построить 150 новых боевых машин.


ЗСУ с откинутыми бортами. Фото Panzernet.net

[/center]

В течение нескольких первых месяцев серийного производства предприятие BMM смогло выполнить большую часть заказа. До конца января было построено и передано войскам 87 зенитных самоходок. После этого производство продолжилось, но его темпы постоянно снижались. Последние серийные Flakpanzer 38(t), по разным данным, вышли из сборочного цеха в 1944 году. В общей сложности войска получили 141 машину нового типа из 150 заказанных.

В сентябре 1944 года выпуск ЗСУ Panzerkampfwagen 38(t) für 2 cm FlaK 38 был окончательно прекращен. Причиной этого стало развертывание серийного производства новой противотанковой самоходки Jagdpanzer 38(t), порученного BMM. Завод не мог одновременно строить обе машины в требуемых количествах, из-за чего зенитные самоходные установки были сняты с производства. Кроме того, к осени 44-го на вооружение были приняты новые образцы техники аналогичного назначения с более высокими характеристиками. После развертывания их полноценного производства и перевооружения войск необходимость в более старой технике могла полностью отпасть.

Серийные боевые машины нового типа отправлялись служить в различные подразделения германской армии. Не теряя времени, сухопутные войска бросали самоходки в бой с авиацией противника. Имея вооружение в виде одной 20-мм автоматической пушки, подобная техника могла противостоять налетам, однако в некоторых случаях огневая мощь могла быть приемлемой только при одновременной боевой работе нескольких машин. Одновременно с этим зенитные бронемашины в некоторых случаях могли использоваться для поражения сухопутных войск противника, прежде всего легкой техники и пехоты. В таком случае достигалась определенная эффективность огня, но присутствовал риск подвергнуться ответному обстрелу с фатальными последствиями. Несмотря на все проблемы, эксплуатация ЗСУ Flakpanzer 38(t) продолжалась на безальтернативной основе.


Американские солдаты отдыхают после боя. На заднем плане разбитая ЗСУ Flakpanzer 38(t). Нормандия, 1944 г. Фото Wikimedia Commons

По имеющимся данным, свою службу ЗСУ Panzerkampfwagen 38(t) für 2 cm FlaK 38 начали на Восточном фронте, а после десанта в Нормандии некоторое число таких машин было переброшено в Западную Европу. По понятным причинам, зенитные вооружения, в том числе и на самоходных шасси, являлись приоритетной целью ударной авиации союзников. Из-за этого зенитные подразделения, вооруженные «Флакпанцерами-38», постоянно несли потери. С развитием наступления войск антигитлеровской коалиции потери только усиливались.

В некоторых источниках упоминается, что к началу зимы 1944 года в строевых частях Германии оставалось не более десятка боеспособных машин Flakpanzer 38(t) из почти полутора сотен построенных. Вскоре после этого сохранявшиеся в строю самоходки разделили судьбу мене удачливых собратьев, погибших немного ранее. К концу войны в Европе или немного ранее все ЗСУ этого типа были уничтожены в боях при тех или иных обстоятельствах. До нашего времени ни одна такая машина не дожила.

Проект Flakpanzer 38(t) / Panzerkampfwagen 38(t) für 2 cm FlaK 38 / Sd.Kfz.140 стал продолжением немецких работ по тематике зенитной самоходной артиллерии для противовоздушной обороны войск на марше и на позициях. В сравнении с предыдущим проектом Flakpanzer I новая машина получилась достаточно удачной и имела массу преимуществ. Кроме того, ей удалось пойти в серийное производство в куда больших объемах. Тем не менее, и 24, и 141, и даже 150 боевых машин с автоматическими пушками не могли серьезно повлиять на ход боев в Европе. Для эффективного противостояния авиации противника Германии требовалось гораздо большее число зенитных самоходок, строительство которых, однако, было почти невозможным или крайне затруднительным. Как следствие, со временем антигитлеровская коалиция завоевала превосходство в воздухе и тем самым значительно приблизила победу.

По материалам сайтов: https://achtungpanzer.com/ https://armor.kiev.ua/ https://panzer-archiv.de/ https://panzernet.net/

Конструкция[править]

Корпус и бронирование[править]

Компоновка Flakpanzer 38(t) на примере игры «War Thunder».
Flakpanzer 38 использовал перекомпонованное шасси лёгкого танка Pz 38(t), применявшееся также для создания ряда других САУ. Flakpanzer 38 имел компоновку с расположением трансмиссионного отделения в лобовой части корпуса, отделения управления за ним, моторного отделения в средней части корпуса и боевого — в кормовой. Экипаж ЗСУ состоял из четырёх человек — механика-водителя, размещавшегося в отделении управления; командира, выполнявшего также функции наводчика пушки, заряжающего и радиста, размещавшихся в боевом отделении.

Конструкция самоходки была весьма простой, хотя и не столь примитивной, как у Flakpanzer I. Самоходку собирали на заклепках даже несмотря на то, что к концу 1943 года старался больше использовать сварку. Толщина брони корпуса не превышала 10-25-мм. Бронеколпак механика-водителя изготавливался литьем, как на ранних САУ и истребителях танков. 20-мм одноствольная зенитка устанавливалась на Flakpanzer 38(t) в открытой сверху рубке восьмигранной в плане формы (верхние части стенок рубки могли откидываться вниз) из 10-мм бронелистов. Такое решение обеспечивало гораздо лучшую защиту расчёта, чем у Flakpanzer I. Рубка зенитной установки по сравнению с рубкой истребителя танков или САУ сдвинута назад и имела гораздо меньшую высоту. Открытый верх рубки образовывали 10-миллиметровые бронелисты. Броня рубки обеспечивала защиту от осколков и пуль расчёт. При этом экипаж оставался незащищенным от воздушных атак. Кормовые и бортовая стенки рубки откидывались в горизонтальное положение. Данная конфигурация боевого отделения давала возможность вести огонь по наземным целям из 20- миллиметровой автоматической зенитной пушки Flak 38 при максимальном угле снижения -5 градусов. Непосредственно перед пушкой устанавливалось две рамы, которые ограничивали угол снижения при ведении огня вперед. Это сделали, чтобы исключить возможность поражения снарядами передней части корпуса установки. Благодаря заднему расположению рубки стало возможным увеличить съемные надмоторные панели для упрощения техобслуживания. В то же время усложнился доступ к радиатору резко, теперь чтобы добраться до него приходилось снимать в нижней части рубки несколько панелей.

Бронирование Flakpanzer 38(t)
Тип бронистальная катаная поверхностно закалённая
Лоб корпуса (верх)20 мм / 20°
Лоб корпуса (середина)10 мм / 65°
Лоб корпуса (низ)20 мм / 15°
Борт окрпуса15 мм / 0°
Корма корпуса10 мм / 45°
Крыша корпуса8 мм
Лоб рубки10 мм / 20°
Борт рубки10 мм / 17 — 25°
Корма рубки10 мм / 25°

Вооружение[править]

2 cm Flak 38 которая устанавливалась в ЗСУ.
Единственным вооружением Flakpanzer 38 являлась 20-мм автоматическая зенитная пушка 2.0 cm FlaK 38 (нем. 2,0 cm Flugzeugabwehrkanone 38 — 2-см зенитная пушка образца 1938 года), разработанная . Орудие размещалось на полу в передней части боевого отделения на тумбовой установке, позволявшей её круговое вращение и вертикальную наводку в пределах −5…+90°. Длина ствола — 65 калибров, а эффективная дальность огня — 2200 м. Теоретическая скорострельность пушки составляла 420-480 выстрелов в минуту, но на практике не превышала 100–120 выстрелов в минуту. Предел износа ствола достигался примерно через 10 000 — 12 000 выстрелов. Боепитание осуществлялось из 20-зарядных магазинов. Принцип действия механизмов автомата FlaK 38 — использование силы отдачи при коротком ходе ствола.

Для наводки пушки использовался телескопический прицел Schwebekreis-Visier Erdzielfernrohr 3×8

, обеспечивавший увеличение 3× и поле зрения в 8°.

Боекомплект пушки составлял 1040 унитарных выстрелов в обоймах по 20 штук: 36 с зенитными 2 cm Br.Spgr

и 16 бронебойных
2 cm Pzgr
.

Изображение

Название

Описание

ТТХ вооружения зенитной пушки Flak 38 L/65[2]

Panzergranate 39 (PzGr.39)

  • Тип снаряда: бронебойный
  • Калибр: 20 × 138 мм
  • Длина снаряда: 85 мм
  • Вес б/п: 0,33 кг
  • Начальная скорость снаряда: 830 м/с

Panzergranate 40 (PzGr.40)

  • Тип снаряда: бронебойный
  • Калибр: 20 × 138 мм
  • Длина снаряда: 85 мм
  • Вес б/п: 0,14 кг
  • Начальная скорость снаряда: 900 м/с

Sprenggranate (SpGr)

  • Тип снаряда: зенитный
  • Калибр: 20 × 138 мм
  • Длина снаряда: 85 мм
  • Вес б/п: 0,3 кг
  • Начальная скорость снаряда: 830 м/с

Двигатель и трансмиссия[править]

В средней части корпуса устанавливался рядный 6-цилиндровый карбюраторный двигатель Praga AC жидкостного охлаждения, мощностью 150 л.с. Удельная мощность – 15,3 л. с./т. Запас хода по шоссе – 185 км. Запас хода по пересечённой местности – 140 км. В передней части корпуса устанавливалась трансмиссия механического типа. КПП: 5 вперёд, 1 назад.

Ходовая часть[править]

Ходовая часть Flakpanzer 38 типа «Кристи» не претерпела изменений по сравнению с базовым танком и состояла из четырёх одиночных обрезиненных опорных катков диаметром 775 мм, направляющего колеса диаметром 535 мм с механизмом натяжения, и литого сдвоенного ведущего колеса с 19 зубьями. Опорные катки были сблокированы в тележки по два в балансирных тележках, подвешенных на полуэллиптических рессорах. В верхней части корпуса находились два маленьких поддерживающих катка[3].

Гусеница Flakpanzer 38 — стальная, мелкозвенчатая, двухгребневая, цевочного зацепления. Каждая гусеница состояла из 94 траков шириной 293 мм и с шагом 104 мм. Удельное давление на грунт – 0,64 кг/см².

Преодолеваемые препятствия:

  • Подъём – 30 град.;
  • Стенка – 0,75 м;
  • Ров – 1,8 м;
  • Брод – 0,90 м.

Средства наблюдения и связи[править]

Радиооборудование – одна радиостанция Fu 5.

Общие характеристики Flakpanzer 38

  • Страна Германия
  • Тип техники ЗСУ
  • Ранг 1
  • Боевой рейтинг в аркадном режиме 2
  • реалистичном режиме 2
  • симуляторном режиме 2

Больше параметров

Расширенные параметры

Аркадный режим

  • Масса 9.8 тонн
  • Цена 6 300€
  • Награда 30%
  • Бонус к исследованиям 106%
  • shot_freq 480 Выстрелов в минуту
  • Цена тренировки экипажа 1 800€
  • Заметность 77 %
  • Время перезарядки 3.9 с
  • Бесплатных ремонтов 10
  • Мощность 213 л. с. при 2600 об/мин
  • Макс. скорость 46 км/ч
  • Преодолеваемый подъем 40°
  • Цена ремонта 370€
  • Орудие 20-мм пушка FlaK38 (Боезапас: 1080)
  • Поворот башни 30.8°/с
  • armor_piercing_100 46 мм
  • armor_piercing_500 45 мм
  • armor_piercing_1000 33 мм
  • Наборов оружия 1
  • Время бесплатного ремонта 20м.
  • Бронь корпуса (корма) 10 мм
  • Бронь корпуса (борт) 15 мм
  • Бронь корпуса (лоб) 20 мм
  • Бронь башни (корма) 5 мм
  • Бронь башни (борт) 5 мм
  • Верт. углы наводки (макс) 90°
  • Верт. углы наводки (мин) -10°
  • Бронь башни (лоб) 7 мм

Реалистичный режим

  • Масса 9.8 тонн
  • Цена 6 300€
  • Награда 50%
  • Бонус к исследованиям 106%
  • shot_freq 480 Выстрелов в минуту
  • Цена тренировки экипажа 1 800€
  • Заметность 77 %
  • Время перезарядки 3.9 с
  • Бесплатных ремонтов 10
  • Мощность 133 л. с. при 2600 об/мин
  • Макс. скорость 42 км/ч
  • Преодолеваемый подъем 40°
  • Цена ремонта 370€
  • Орудие 20-мм пушка FlaK38 (Боезапас: 1080)
  • Поворот башни 20.8°/с
  • armor_piercing_100 46 мм
  • armor_piercing_500 45 мм
  • armor_piercing_1000 33 мм
  • Наборов оружия 1
  • Время бесплатного ремонта 33м.
  • Бронь корпуса (корма) 10 мм
  • Бронь корпуса (борт) 15 мм
  • Бронь корпуса (лоб) 20 мм
  • Бронь башни (корма) 5 мм
  • Бронь башни (борт) 5 мм
  • Верт. углы наводки (макс) 90°
  • Верт. углы наводки (мин) -10°
  • Бронь башни (лоб) 7 мм

Симуляторный режим

  • Масса 9.8 тонн
  • Цена 6 300€
  • Награда 70%
  • Бонус к исследованиям 106%
  • shot_freq 480 Выстрелов в минуту
  • Цена тренировки экипажа 1 800€
  • Заметность 77 %
  • Время перезарядки 3.9 с
  • Бесплатных ремонтов 10
  • Мощность 133 л. с. при 2600 об/мин
  • Макс. скорость 42 км/ч
  • Преодолеваемый подъем 40°
  • Цена ремонта 520€
  • Орудие 20-мм пушка FlaK38 (Боезапас: 1080)
  • Поворот башни 20.8°/с
  • armor_piercing_100 46 мм
  • armor_piercing_500 45 мм
  • armor_piercing_1000 33 мм
  • Наборов оружия 1
  • Время бесплатного ремонта 37м.
  • Бронь корпуса (корма) 10 мм
  • Бронь корпуса (борт) 15 мм
  • Бронь корпуса (лоб) 20 мм
  • Бронь башни (корма) 5 мм
  • Бронь башни (борт) 5 мм
  • Верт. углы наводки (макс) 90°
  • Верт. углы наводки (мин) -10°
  • Бронь башни (лоб) 7 мм

Статистика по Flakpanzer 38 за 1 месяц

Эта статистика собирается по игрокам заходившим на наш сайт и не может применяться для указания на проблемы разработчикам, так как не является полной.Аркадный режим

  • Количество битв 230
  • Процент побед 70.22%
  • Воздушных фрагов за битву 0.25
  • Воздушных фрагов за смерть 0.24
  • Наземных фрагов за битву 3.79
  • Наземных фрагов за смерть 3.46

Реалистичный режим

  • Количество битв 533
  • Процент побед 63.27%
  • Воздушных фрагов за битву 0.46
  • Воздушных фрагов за смерть 0.43
  • Наземных фрагов за битву 2.21
  • Наземных фрагов за смерть 2.11

Симуляторный режим

  • Количество битв N/A
  • Процент побед N/A
  • Воздушных фрагов за битву N/A
  • Воздушных фрагов за смерть N/A
  • Наземных фрагов за битву N/A
  • Наземных фрагов за смерть N/A

Боевое применение[править]

В соответствии со своим предназначением, ЗСУ Flakpanzer 38(t) поступали на вооружение танковых дивизий вермахта и войск СС. Поставки ЗСУ начались в ноябре 1943 года. Одну установку 16 декабря осмотрел Гитлер, отдавший приказ немедленно принять в самые короткие сроки зенитные танки на вооружение танковых дивизий. Ими комплектовались танковые взводы ПВО (Panzer-Flugabwehr-Zug) в составе танковых полков. Согласно штату K.St.N. 1195, такой взвод насчитывал двенадцать ЗСУ, сведённых в три группы по четыре установки. На практике чаще всего восемь зениток оставляли в распоряжении командира полка, а остальные распределяли по две между двумя танковыми батальонами, составлявшими полк.

Формировать зенитные взводы начали с феврале 1944 года, на формирование взвода отводили 10 дней. Согласно планам, каждые десять дней должны были формироваться два взвода, состоящие из двенадцати зенитных танков. В каждом взводе имелось три отделения по четыре машины в каждом. Как правило, две группы находились в распоряжении штаба дивизии, остальные зенитные танки были предназначены для противовоздушной обороны штабов танковых полков.

Первыми их получили 2-я и 21-я танковые дивизии (ТД), 130-я учебная ТД, а также три танковые дивизии войск СС: 9-я «Гогенштауфен», 10-я «Фрундсберг» и 12-я «Гитлерюгенд». Однако в мае 1944 года взводы ПВО 9-й и 10-й ТД СС передали в состав 1-й ТД СС «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер» и 2-й ТД СС «Дас Райх». В середине июня 1944 года полный взвод Flakpanzer 38(t) получила и воевавшая в Нормандии 17-я панцергренадерская дивизия СС «Гётц фон Берлихинген». В сентябре это соединение пополнилось ещё восемью ЗСУ, предназначавшимися для дивизии «Фрундсберг», но «приватизированными» панцергренадерами.

На вооружении 10-й ТД СС в апреле 1944 года числились машины с шасси №2894, №2897, №2898, №2908, №2910, №№2920–2923, №№2927–2929 – единственные номера машин конкретного подразделения зафиксированные документально. В июле 1944 года 9-ю и 10-ю танковые дивизии SS перебросили во Францию, однако, данных о переброски с ними зенитных установок нет. Одновременно с дивизиями, которые находились на Восточном фронте и во Франции, то есть весной 1944 года, зенитные танки (36 штук) также получили четыре дивизии находящиеся в Италии. Это были взводы ПВО 26-й танковой дивизии, 29-я и 90-я панцергренадёрские дивизии, а также авиационная полевая дивизия «Герман Геринг», находившаяся на территории Польши (самоходки придали штабу её 2-го танкового батальона). Некоторое количество Flakpanzer 38(t) оставили в резерве. Последняя отправка таких ЗСУ в войска была зафиксирована в январе 1945 года, когда шесть Flakpanzer 38(t) получила бригада сопровождения фюрера (Führer-Begleit-Brigade).

В боях на Западном фронте танковые взводы ПВО понесли тяжёлые потери, причём не только от вражеской авиации, но и от сухопутных войск. В первый день высадки в Нормандии войск союзников, 6 июня 1944 года, некоторые зенитные взводы попали под массированный удар авиации. Танкисты-зенитчики следующие два месяца пытались отражать нападения союзной авиации, которая господствовала в небе над Францией. К концу июля в Нормандии, согласно рапортам, было потеряно 12 Flakpanzer 38(t). Данные потери были небольшими, если учесть накал и масштабы сражения. В течение осени это количество возросло до 84 — то есть погибли почти все машины этого типа, отправленные во Францию. К декабрю 1944 года на Западном фронте оставалось лишь девять Flakpanzer 38(t): три во 2-м батальоне 3-го танкового полка СС (дивизия «Дас Райх») и шесть в 17-м танковом батальоне СС (дивизия «Гётц фон Берлихинген»). Чуть лучше ситуация складывалась в Италии: здесь по состоянию на 15 марта 1945 года находился 21 исправный Flakpanzer 38(t).

С увеличением поставок более эффективных машин противовоздушной обороны на шасси PzKpfw IV, оснащенных одной автоматической пушкой калибра 37 мм или четырьмя пушками калибра 20 мм, танки SdKfz 140 начали сниматься с вооружения боевых частей первой линии. Несмотря на это, в некоторых дивизиях ЗСУ SdKfz 140 оставались на вооружении вплоть до конца 1944 года. В результате ударов с воздуха зенитные танки понесли значительные потери, которые не восполнялись.

Эксплуатация и боевое применение зенитного танка Flakpanzer-I

Все 24 ЗСУ «FlakPanzer»-I поступили на вооружение 614-го моторизованного зенитного батальона сухопутных войск (Fla.-Bataillon 614). Батальон был сформирован в Апьтварпе, в одном из центров формирования подразделений ПВО сухопутных войск, в районе Штеттина. В период переделки боевой машины велась теоретическая и практическая подготовка личного состава, прибывшего из запасных зенитных частей. Как моторизованное подразделение батальон располагал довольно разнородным автомобильным парком, собранным из реквизированных немецких и трофейных французских и английских машин.

В конце августа 1941 года батальон железнодорожным транспортом проследовал через Берлин, Дрезден, Будапешт, Прагу, в Румынию в район Ясс. Оттуда начался «долгий марш» в 600 км протяженностью — в предполагаемый район боевых действий на южном участке Восточного фронта.

Сначала на батальон были возложены задачи по охране мостов через Днепр. Целесообразность использования зенитного танка чрезвычайно успешно реализовалась применением его в качестве орудийной платформы для 2-cm Flak, поражающей многие воздушные цели.

Однако весьма проблематичным представляется постоянное использование его против наземных целей: так же как и при использовании штурмовых орудий, в этом случае было необходимо взаимодействие с собственной пехотой. Но под огнём противника она часто оставалась лежать и не могла обеспечить защиту зенитных танков от флангового огня.


Зенитный танк «FlakPanzer»-I (модель)

Опаснейшим противником экипажа зенитного танка были при этом расчёты противотанковых ружей, ведущие огонь из хорошо оборудованных траншей. Советские подразделения имели на вооружении значительное количество таких ружей (14,5-мм ПТРД и ПТРС), которые легко пробивали 13-мм броню Panzer I Ausf.A на расстоянии 500 м. А трассирующий след при стрельбе из 20-мм зенитки Flak 38, который действовал на противника деморализующе, давал возможность легкого визуального обнаружения танка в наземном бою.

Реальность часто преподносит нам сюрпризы. Так было и с Flakpanzer-I — «зенитным танкам» большую часть всей своей недолгой боевой истории пришлось выполнять роль артиллерии поддержки для пехотных частей, для подавления огневых точек и борьбы с легкой бронетехникой.

Закончилась история 614-й зенитного батальона и его техники (да и всей 6-ой армии в состав которой он входил) зимой 1943 года в Сталинграде.

Эмблемой 614-го моторизованного зенитного батальона было изображение барабана, причем у каждой роты барабан был разного цвета. Белый — 1 -я рота, красный — 2-я рота, жёлтый — 3-я, зеленый — штаб батальона.

Оценка машины[править]

Flakpanzer 38(t) стал первой гусеничной ЗСУ, производившейся в Германии в заметном количестве. Несмотря на слабое бронирование, обусловленное малой грузоподъёмностью шасси лёгкого танка, самоходная зенитка завоевала репутацию довольно эффективного боевого средства. Преимущества новой ЗСУ над Flakpanzer I ограничивались, пожалуй, лишь лучшей защитой расчёта и более высокой подвижностью. Вооружение оставалось прежним, столь же слабым и не отвечавшим требованиям времени. Именно это обусловило малое распространение Flakpanzer 38(t). Согласно рапорту о боевых действиях на Западном фронте, подготовленному 30 января 1945 года, эти ЗСУ записали на свой счёт несколько сотен сбитых самолётов, главным образом в период с июня по август 1944 года. Далее счёт победам экипажей Flakpanzer 38(t) пошёл на спад: самоходные зенитки нещадно выбивались противником.

Галерея[править]

  • Flakpanzer 38(t) на огневой позиции.
  • Flakpanzer 38(t) на огневой позиции.
  • В случае необходимости верхние части стенок рубки Flakpanzer 38(t) могли откидываться вниз.
  • Вид с правого борта.
  • Вид с левого борта.
  • Общий вид.
  • Вид сверху.
  • Flakpanzer 38(t) с опущенными стенками рубки.
  • Общий вид Flakpanzer 38(t).
  • Орудийная установка на Flakpanzer 38(t).
  • Группа машин Flakpanzer 38(t) на полевых занятиях.
  • Экипажи Flakpanzer 38(t) не пренебрегали маскировкой.
  • Пара Flakpanzer 38(t) на марше.
  • Так закончился боевой путь десятков Flakpanzer 38(t) на Западном фронте.
  • Проекции Flakpanzer 38(t).
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]