Главная » Книги по истории танков » Андрей Харук. Простая и лёгкая зенитная самоходка
Книги по истории танков
byakin 23.10.2021 1271
18
в Избранноев Избранномиз Избранного 9
Андрей Харук. Простая и лёгкая зенитная самоходка
Статья Андрея Харука с сайта WARSPOT.
Накануне Второй мировой войны в Германии была разработана целая линейка полугусеничных тягачей – от крошечного «мотоцикла» Sd.Kfz. 2 до громадного 18-тонного Sd.Kfz. 9. Все они (кроме самого маленького) использовались как шасси для самоходных установок, а наиболее массовой среди них стала Sd.Kfz. 10/4 – 20-мм зенитка на базе 1-тонного тягача Sd.Kfz. 10.
Заказ на разработку 1-тонного (имеется в виду не грузоподъёмность, а масса буксируемого прицепа) артиллерийского тягача получила в 1933 году. В течение 1934-1936 годов построили пять прототипов, оборудованных 1,5- и 2-литровыми моторами от легковых автомобилей BMW, но все они были признаны слишком слабыми. Лишь созданная в 1937 году модель D6 с 3,8-литровым мотором «Майбах» NL 38TRK (83 л.с.) пошла в небольшую серию. По-настоящему массовым стал тягач D7, выпускавшийся с октября 1938 года. Поначалу он оборудовался мотором NL 38TRKМ (90 л.с.), а с конца 1939 года – 6-цилиндровым «Майбах» HL 42 (4,2 л, 100 л.с.). Трансмиссия – полуавтоматическая «Майбах» «Вариорекс» (7 передач вперёд, и 3 – назад), а с 1943 года – механическая. Гусеничный ход Sd.Kfz. 10 имел пять опорных катков на борт (3 сдвоенных и 2 одинарных). Подвеска опорных катков – торсионная.
До прекращения выпуска в декабре 1943 года семь фирм изготовили в общей сложности 9240 тягачей Sd.Kfz. 10 (в это число включены шасси для бронемашин Sd.Kfz. 252 и Sd.Kfz. 253, но не учтены шасси для бронетранспортёров Sd.Kfz. 250). Первоначально тягачи предназначались исключительно для буксировки лёгких артсистем вроде 37-мм противотанковой пушки или 20-мм зенитки. В 1940 году начался выпуск модификации Sd.Kfz. 10 Ausf. B с усиленной кормовой частью корпуса, что позволило буксировать 75-мм противотанковую пушку Рак 40 или 105-мм гаубицу leFH 18.
Создание и производство зенитной самоходки
Идея водрузить 20-мм зенитную пушку на платформу тягача, что называется, витала в воздухе с самого раннего этапа разработки Sd.Kfz. 10. Такое решение позволяло существенно сократить время перевода зенитки из походного положения в боевое и тем самым решить проблему прикрытия моторизованных колонн на марше.
Прототип 20-мм ЗСУ на шасси D II 3. Ledwoch J., Sawicki R. 2 cm Flak 30/38 Sfl Sd Kfz 10/4. – Militaria, 2010
В 1938 году был создан опытный образец ЗСУ с использованием шасси D II 3 – одного из прототипов Sd.Kfz. 10. На его грузовой платформе установили 20-мм зенитку Flak 30 на штатном лафете. Решётчатые металлические борта платформы при переводе в боевое положение откидывались и фиксировались горизонтально, делая работу расчёта более удобной. Полигонные испытания самоходки прошли вполне удачно, и в том же 1938 году начался серийный выпуск ЗСУ Sd.Kfz. 10/4 на серийном шасси D7.
Первый заказ, предусматривавший производство 370 единиц (195 для сухопутных войск, и 175 – для люфтваффе), был выполнен к июлю 1939 года. Согласно данным Т. Йентца, в течение 1940 года был выполнен очередной заказ на 1000 ЗСУ Sd.Kfz. 10/4 для сухопутных войск, и 225 – для люфтваффе, а затем до марта 1942 года эти самоходки выпускались темпом 20-25 единиц в месяц. Кроме того, в 1943-1944 годах произвели 962 ЗСУ Sd.Kfz. 10/5, вооружённых 20-мм пушкой Flak 38.
Зенитные орудия | Германия
Зенитная установка 20-mm MG-151/20 Drilling
20-мм строенная зенитная установка «MG-151/20 Drilling», созданная на основе авиационной пушки «MG-151/20» путем объединения одноствольных орудий в одну установку. Общий боезапас установки составлял 3000 выстрелов. Установками оснащались бронемашины, бронекатера, железнодорожные бронеплатформы и т.п. Всего было выпущено 5114 установок. Кроме того, в частях изготавливались полукустарные установки с пушками «MG-151». Всего было переделано около 15 тыс. ТТХ установки: калибр – 20 мм; длина – 1,7 м; длина ствола – 1,1 м; масса одноствольной пушки – 42 кг; скорострельность – 750 выстрелов в минуту; масса снаряда – 115 кг; начальная скорость – 725 м/с; боеприпас – 20х82 мм: боепитание – ленточное в коробках (450 выстрелов на центральный ствол, по 240 на боковые); эффективная дальность стрельбы – 600 м.
Зенитная пушка 2-см Flak-28
20-мм автоматическая зенитная пушка образца 1934 г. выпускалось по заказу Германии швейцарской под обозначением «2-см Flak 28/29» в различных вариантах – от буксируемых пушек, до спаренных установок на кораблях и САУ. Ориентировочно было поставлено около 3 тысяч орудий. ТТХ наиболее распространенного варианта: калибр – 20 мм; длина – 2,2 м; масса – 68 кг; скорострельность – от 300 до 650 выстрелов в зависимости от варианта пушки; максимальная дальность стрельбы – 4,4 км, эффективная – 1,1 км; боеприпас – 20х110мм; боепитание – магазинное на 30 боеприпасов; начальная скорость – 830 м/с; масса снаряда — 120 г.
Буксируемая зенитная пушка 20-mm FlaK-30
Зенитная пушка 20-mm Flaк-30
Орудие «Flak-30» было разработано и начало поступать на вооружение ВВС в 1934 г. Зенитная установка оснащалась механическим вычислительным прицелом высокого качества и точности. Пушка экспортировалась в Голландию и Китай. ТТХ пушки: калибр 20 мм; длина – 2,3 м; ширина – 1,8 м; высота – 1,6 м; длина ствола – 1,3 м; масса в боевом положении – 450 кг, в походном – 770 кг; масса снаряда – 120 г; боепитание – магазин на 20 боеприпасов (20×138B); начальная скорость – 900 м/с; скорострельность – 480 выстрелов в минуту; эффективная дальность – 4,8 км, бронепробиваемость – 9 мм на дистанции 1 000 м; расчет – 7 человек.
Зенитная пушка 20-mm Flakzwilling 36
Счетверенная установка «Flak-36 Vierling» была создана на базе «Flak-30». Она устанавливалась в кузовах грузовиков, на бронетехнике а также имела буксируемый вариант. ТТХ: калибр – 20 мм; длина – 2,2 м; ширина — 2,4 м; высота – 2,2 м; масса – 1,5 т; скорострельность – 800 выстрелов в минуту; начальная скорость – 900 м/с; дальность стрельбы – 4,8 км.
Зенитная пушка 20-mm FlaK-38
Пушка является результатом модернизации орудия «FlaK-30» — уменьшена на 2 калибра длина ствола, а общий вес — на 30 кг. В войска начала поступать в 1940 г. Общее количество выпущенных пушек всех модификаций составляет около 130 тысяч. Поставляемая в Румынию пушка имела обозначение «Tunul antiaerian Gustloff, cal. 20 mm, md. 1938». ТТХ пушки: калибр – 20 мм; длина – 4 м; ширина – 1,8 м; высота – 1,6 м; масса – 405 кг; масса снаряда – 120 г; длина ствола – 115 калибров; боепитание – 20 (20х138В) боеприпасов в магазине; начальная скорость – 900 м/с; темп стрельбы – 480 выстрелов в минуту; эффективная дальность – 2,2 км, бронепробиваемость – 9 мм на дистанции 1000 м.
Зенитная пушка 20-mm FlaKvierling 38
«FlaKvierling» – счетверенный вариант зенитной пушки «20-mm FlaK-38». Установка использовалась как стационарная, так и как буксируемая, а также устанавливалась на САУ, кораблях и т.д. Всего было выпущено 2 140 установок. ТТХ пушки: калибр – 20 мм; длина – 4 м; ширина – 1,8 м; высота — 1,6 м; масса – 1,5 т; длина ствола – 1,3 м; масса снаряда – 120 г; боепитание – магазин на 20 боеприпасов (20х138В); начальная скорость – 900 м/с; темп стрельбы – 1 800 выстрелов в минуту; эффективна дальность – 2,2 км, бронепробиваемость – 9 мм на дистанции 1 000 м.
Зенитная горная пушка 2-cm Flak-38
20-мм пушка «Gebirgsflak 38» — облегченная копия пушки «2-см Flak-38», предназначенная для использования в горных условиях и была принята на вооружение в 1942 г. Пушка имела маленький щит, двухколесный пневматический ход. Она могла перевозиться как на буксире, так и разбираться на несколько частей для раздельной транспортировки. Пушка имела двойное назначение, т.е. применялась как по воздушным, так и наземным целям. ТТХ пушки: калибр – 20 мм; масса в транспортном положении 374 кг; масса в боевом положении – 276 кг; длина в транспортном положении – 3,6 м; длина ствола — 1,4 м; ширина – 1,2 м; боеприпас – 20х138 мм; боепитание – магазинное на 20 патронов; расчет – 4 человека.
Зенитная пушка 3-см Flak-103/38
Счетверенная установка — Flakvierling-103/38
Орудие «Flak-103» было создано путем наложения 30-мм авиационной пушки «МК-103» на лафет 20-мм автоматической зенитной пушки «Flak-38». В конструкции использованы узлы и механизмы зенитных установок «Flak-30/38». Кроме одинарных пушек была разработана счетверенная установка «Flakvierling-103/38». На шасси танка «Pz-IV» была установлена башня со спаренной системой 30-мм пушек, которая получила название «Кугельблитц». Всего было изготовлено 189 пушек. Помимо «Flak-103/38», на базе «МК-103» также была создана зенитная пушка «MK-303 Br», отличавшаяся еще более высокой начальной скоростью снаряда (1 080 м/с). Таких орудий было выпущено 222 единицы. ТТХ пушки: калибр – 30 мм; длина – 2,4 м; длина ствола – 1,3 м; масса в боевом положении – 619 кг, в походном – 879 кг; начальная скорость осколочного снаряда – 900 м/с, бронебойного – 800 м/с; скорострельность – 250 выстрелов в минуту; дальность стрельбы – 5,7 км; масса снаряда – 815 г; боепитание – магазин на 30 — 40 боеприпасов; клиренс – 430 мм; расчет – 5 человек; скорость транспортировки – до 60 км/ч.
Зенитная пушка 3,7-cm FlaK-18
Зенитная пушка 3,7-cm FlaK-37
Пушка 3,7-cm FlaK-37, установленная на платформе тягача
Пушка 3,7-cm FlaK-37, установленная на шасси танка
Орудие разработано на базе пушки «ST-10» и принято на вооружение в 1935 г. Стрельба велась с тумбового лафета имевшего крестообразное основание, опирающееся на грунт. В походном положении пушка устанавливалась на четырехосную повозку, позже на четырехстанинный лафет с отделяемой двухколёсной повозкой. Орудия снабжались щитовым прикрытием для защиты от пуль и осколков. Модификация «Flak-36» отличалась от базовой модели «Flak-18» сниженным до 1 550 кг. весом в боевом положении и до 2 400 кг. в походном. После оборудования орудия прицелом «Flakvisier-37», оно получило обозначение «3,7-cm Flak-37». Орудие широко применялось в войсках, как на штатных станинах, так и на железнодорожных платформах и автомобилях — бронированных и не бронированных под обозначением «37-mm Flak-36/37». 123 такие пушки было поставлено на ЗСУ 8-тонного полугусеничного тягача. Устанавливались пушки и на шасси списанных танков. Всего было выпущено 12 тысяч пушек. ТТХ пушки: калибр – 37 мм; длина – 5,5 м; ширина – 2,4 м; высота – 2,1 м; длина ствола – 98 клб; масса в походном положении – 3,5 т, в походном – 1,7 кг; масса снаряда – 635 г; боепитание – магазин на 6 или 8 боеприпасов; начальная скорость – 820 м/с; темп стрельбы – 160 выстрелов в минуту; максимальная дальность стрельбы – 13,7 км; эффективная дальность – 4,8 км; бронепробиваемость – 25 мм на дистанции 1 000 м.
Зенитная пушка 3.7-cm Flak-43 Zwilling
Зенитная пушка 3,7-cm Flakzwilling 43
Пушка «Flak-43» была создана на базе «FlaK-18» от которого отличалась большей скорострельностью. Она принята на вооружение в 1943 г. Модификацией орудия являлась двухорудийная установка «3,7-cm Flakzwilling 43», имеющая два расположенных друг над другом автомата. Всего было выпущено 5918 установок. Под обозначением «Tunul antiaerian Rheinmetall, cal. 37 mm, md. 1939» пушку использовали войска Румынии. ТТХ пушки: калибр 37 мм; масса в походном положении — 2 т, в боевом – 1,2 т, 2-ствольной установки – 2,5 т; длина – 3,4 м; ширина – 2,4 м; высота – 2,4 м; длина ствола – 2,1 м; масса снаряда – 635 г; скорострельность – 150-230 выстрелов в минуту; скорострельность сдвоенной установки – 300-360 выстрелов в минуту; начальная скорость – 770-1150 м/с; максимальная дальность стрельбы — 6,5 км; эффективная дальность – 4,7 км; боепитание – магазин на 8 боеприпасов; бронепробиваемость — 24 мм на дистанции 1000 м.
Зенитное орудие 3,7-cm SK C/30
37-мм спаренная автоматическая пушка «SK C/30» производилась и поступила на вооружение в 1935 г. Орудие использовалось почти на всех военных кораблях до 1944 г. Известна модификация под обозначением «3.7-cm SK C/30U» для подводных лодок. Зачастую пушка оснащалась щитом прикрытия толщиной 8 мм. В боекомплект орудия входили трассирующие и фугасные снаряды. Всего было выпущено около 1,6 тысячи орудий. ТТХ пушки: калибр – 37 мм; высота – 2,5 м; длина ствола – 2,9 м; масса установки – 3,6 т; масса ствола с затвором – 243 кг; масса боеприпаса – 2,1 кг; масса снаряда – 742 г; длина снаряда – 162 мм; начальная скорость – 1 000 м/с; скорострельность – 30 выстрелов в минуту; максимальная дальность стрельбы – 8 км; расчет – 6 человек.
Зенитное орудие 3,7- cm Flak-M42
Морское зенитное орудие «3.7-cm Flak-M42» выпускалось с 1942 г. на базе «3,7-cm/83 SK C/30». В отличие от предшественника оно имело более высокую скорострельность и легкий щит. Орудие выпускалось в одно и двухствольном вариантах с раздельным боепитанием. Пушки устанавливались на мелких кораблях и подводных лодках. Всего было выпущено около 1,4 тысячи орудий. ТТХ пушки: калибр – 37 мм; длина ствола – 2,6 м; масса установки – 1,3 т; масса ствола с затвором – 240 кг; масса боеприпаса – 3 кг; масса снаряда – 1,4 кг; длина снаряда – 162 мм; начальная скорость – 865 м/с; скорострельность – 250 выстрелов в минуту; максимальная дальность стрельбы – 7 км; боекомплект 2 тыс. выстрелов; расчет – 6 человек.
50-мм зенитная пушка FlaK-41 на колесном ходу
50-мм зенитная пушка «Flаk-41» была принята на вооружение в 1941 г. и поступила на вооружение легких зенитных дивизионов Люфтваффе. «Flak-41» выпускался в двух версиях. Стационарная пушка предназначалась для обороны стратегически важных объектов. Мобильная зенитка передвигалась на двухосном лафете. В походном положении установка перевозилась на четырехколесной повозке. В боевом положении оба хода откатывались. При необходимости орудие использовалось и для стрельбы по легким танкам и бронемашинам.
Стационарня установка 50-мм зенитной пушки FlaK-41
Несмотря на относительно большой калибр, 50-мм снарядам не хватало мощности. Кроме того вспышки выстрелов ослепляли наводчика, причем даже в ясный солнечный день. Лафет оказался слишком громоздким и неудобным в реальных боевых условиях. Механизм горизонтальной наводки был слишком слабым и работал медленно. Всего было выпущено 94 орудия. ТТХ пушки: калибр – 50 мм; длина – 8,5 м; ширина – 4,6 м; высота – 2,36 м; масса в походном положении — 5,5 т, в боевом – 3,1 т; масса снаряда – 2,3 кг; начальная скорость – 840 м/с; скорострельность – 130 выстрелов в минуту; дальность стрельбы – 12 км; боепитание – магазин на 5-10 выстрелов; расчет – 5 человек; время перевода пушки из походного в боевое положение – 1 минута.
Зенитная пушка 5.5-cm Flаk — 58
«Flаk-58» это опытный образец, построенный 1944 г. в котором были реализованы многие технические решения, характерные для послевоенных зенитных пушек. Лафет имел подрессоренный колесный ход и пневматические шины. Наведение производилось автоматически по командам ПУАЗО наводчиком с помощью электрогидравлических приводов или наводчиком с использованием механических приводов наведения и оптического прицела (при ведении огня по наземным целям). Для перевода орудия в боевое положение из походного использовались гидравлические домкраты. Всего было построено 2 орудия. ТТХ пушки: калибр – 55 мм; длина установки – 8,5 м; ширина – 3,4 м; длина ствола – 5,8 м; масса в походном положении – 5,5 т, в боевом – 2,9 т; масса боеприпаса – 5 кг; масса осколочно-фугасного снаряда – 2 кг; начальная скорость – 1 070 м/с; скорострельность – 140 выстрелов в минуту; дальность стрельбы – 12 км; расчет – 5 человек.
Зенитная пушка 7,5-см Flak -L/60
75-мм пушка L/60 разработана в 1930 г. на базе пушки «7,5-см Flak-L/59», которая не была запущена в производство. В 1938 г. начала производство L/60 для флота и поставок на экспорт. Пушка выпускалась, как на колесном ходу, так и в виде стационарных установок. Известны варианты самоходных установок. В Норвегии пушка имела обозначение «7,5-см Flak-L/45 MK32», во Франции – «7,5-см Flak- M17/34». В Германии использовалось около 50 орудий. ТТХ пушки: калибр – 75 мм; длина ствола – 4,4 м; масса в боевом положении – 2,9 т; начальная скорость – 800 м/с; скорострельность – 15 выстрелов в минуту; дальность стрельбы – 9 км; масса снаряда – 6,6 кг.
Корабельное орудие 8,8-cm SK C/30 naval gun
Орудие двойного назначения было принято на вооружение в 1933 г. и устанавливалось на охотниках, подводных лодках и вспомогательных кораблях. Известна зенитная модификация 1941 г – «КМ-41». Всего использовалось 670 орудий. ТТХ орудия: калибр – 88 мм; длина ствола – 3,9 м; масса ствола – 5,6 т; масса – 1,2 т; масса снаряда – 10 кг; длина снаряда – 385 мм; начальная скорость – 790- м/с; скорострельность – 15 выстрелов; дальность стрельбы – 14 км.
Зенитное орудие 8.8-cm SK C/31
Корабельное орудие принято на вооружение в 1933 г. и устанавливалось на корабли класса «Лютцов» в башенных установках. ТТХ орудия: калибр – 88 мм; длина – 6,9 м; длина ствола – 6,3 м; масса установки – 27 т; масса орудия– 4,2 т; масса боеприпаса – 18,5 кг; масса снаряда – 9,4 кг; масса заряда – 4,5 кг; начальная скорость – 950 м/с; скорострельность – 20 выстрелов в минуту; дальность стрельбы – 17,8 км.
Зенитное орудие 8.8-cm SK C/32
Корабельное орудие было принято на вооружение в 1934 г. и устанавливалось на легких крейсерах. ТТХ орудия: калибр – 88 мм; высота – 3,4 м; длина ствола – 6,3 м; масса установки – 23 т; масса – ствола 3.6 т; масса боеприпаса – 15,2 кг; масса снаряда – 9,3 кг; масса заряда – 2,9 кг; длина снаряда – 397 мм; начальная скорость – 950 м/с; скорострельность – 20 выстрелов в минуту; боекомплект – 400 выстрелов; дальность стрельбы – 18.8 км.
Зенитное орудие 8.8-cm SK C/35
Корабельное орудие принято на вооружение в 1938 г. для оснащения подводных лодок, тральщиков и торговых судов. ТТХ орудия: калибр – 88 мм; длина – 4 м; высота – 3,2 м; длина ствола – 3,7 м; масса установки – 5,3 т; масса орудия – 776 кг; масса боеприпаса – 15 кг; масса снаряда – 10,2 кг; масса заряда – 2,1 кг; длина снаряда – 385 мм; начальная скорость – 700 м/с; скорострельность – 15 выстрелов в минуту; дальность стрельбы – 12 км.
Зенитное орудие 8.8-cm SK L/45
Орудие принято на вооружение в 1906 г. и устанавливалось на эсминцы и торпедные катера. ТТХ орудия: калибр – 88 мм; длина ствола – 4 м; масса – 2,5 т; масса боеприпаса – 15 кг; масса снаряда – 10 кг; длина снаряда – 385 мм; начальная скорость – 790 м/с; скорострельность – 15 выстрелов в минуту; дальность стрельбы – 14 км.
Зенитная пушка FlaK-18
Массовое производство пушки 88-мм калибра было начато в 1932 г. на заводах Круппа под обозначением «Flak-18». Транспортировка пушки осуществлялась с помощью двухосного прицепа, задний мост которого имел сдвоенные колеса, а передний — одинарные. Первое применение пушки произошло в Испании, где она применялась и для борьбы с танками. Необходимые для стрельбы по воздушным целям значения угла возвышения, поворота и установки взрывателя определялись прибором управления огнем и передавались к пушке на ламповый передаточный прибор через 108-жильный кабель. Эту же информацию можно было передать наводчику по телефону. 88 мм зенитная пушка «FlaK-18/36/37» послужила образцом при создании противотанковых пушек и танковых орудий для танков «Тигр».
Зенитная пушка FlaK-36
Пушка «Flak-36» выпускалась с 1935 г. и отличалась от прототипа упрощенной конструкцией лафета и усовершенствованным стволом Созданная годом позже следующая модификация – «Flak-37» имела улучшенную систему управления огнем. В 1940 г. пушки всех модификаций были оснащены бронещитом. Орудие «Flak -36» представляло собой комбинированную пушку, которая могла использоваться для борьбы с воздушными и наземными целями, а «Flak-37» изготовлялось как зенитная пушка, стационарно устанавливалось в батареях из четырех орудий на укрепленных позициях и тележками для перевозки не комплектовалось.
Зенитная пушка FlaK-37
Большинство узлов пушек обр. 18, 36 и 37 были взаимозаменяемы. Всего было выпущено 20,7 тысяч орудий. Тактико-технические характеристики этих модификаций примерно соответствуют характеристикам «Flak-18». Для стрельбы использовались унитарные боеприпасы. Против самолетов использовались осколочные снаряды с дистанционным взрывателем. Начальная скорость такого снаряда составляла 820 м/сек, при весе снаряда 9 кг, заряд взрывчатого вещества составлял 0,87 кг. Бронебойный снаряд «Pzgr-40» на дистанции 1500 м пробивал броню толщиной 123 мм, а кумулятивный «HL-Gr 39» – 90 мм на дистанции 3000 м. Под обозначением «Tunul antiaerian Krupp, cal. 88 mm, md. 1936» пушка поставлялась в Румынию. ТТХ пушки: калибр – 88 мм; длина ствола – 56 клб; длина – 4,9 м; ширина – 2,3 м; высота – 2.3 м; масса в походном положении – 8,2 т, в боевом – 4,9 т; скорострельность – 20 выстрелов в минуту; эффективная дальность – 9 км; расчет – 11 человек.
Зенитная пушка FlaK-41
88-мм пушка «Flak-41» была разработана в 1939 г. и лишь с 1943 г. стала поступать в войска. Пушка транспортировалась механической тягой с использованием двух одноосных тележек, аналогичных «Flak-36». Всего было произведено 279 орудий. Для «Flak-41» было разработано 5 видов снарядов: 2 осколочно-фугасных с различными типами взрывателей и 3 бронебойных. Начальная скорость снаряда: осколочного при массе 9,4 кг – 1 000 м/с; бронебойного при массе 10 кг – 980 м/с.
Бронепробиваемость на дистанции 1000 м: бронебойным снарядом – 159 мм, подкалиберным – 192 мм. ТТХ пушки: калибр — 88 мм; длина – 6,5 м; ширина – 2,4 м; высота – 2,6 м; длина ствола – 6,5 м; масса в боевом положении – 7,8 т, в походном – 11,2 т; скорострельность – 25 выстрелов в минуту; максимальная дальность стрельбы – 20 км, эффективная дальность – 12,3 км.
Зенитное орудие Flak-38
Корабельное зенитное орудие 10.5-cm SK С/33
Зенитная пушка 105-mm Flak-39
105-мм пушка разрабатывалась как корабельное зенитное орудие под обозначением «10.5-cm SK С/33» и была принята на вооружение в 1935 г. Она устанавливались на крейсерах и крупных кораблях. В конце 1937 г. был принят на вооружение ее сухопутный вариант для защиты от налётов авиации городов, предприятий и баз под обозначением «Flak-38». Пушка монтировалась на железнодорожные платформы, стационарные позиции и на обычные лафеты. Лафет имел крестообразное расположение станин — это позволяло вести круговой обстрел с углом возвышения до 85°. Для наведение пушки на цель применялись электродвигатели постоянного тока. В 1940 г. в войска начали поступать пушки «Flak-39», отличающие от «Flak-38» конструкцией лафета и тем, что были установлены двигатели переменного тока, а не постоянного. Всего было выпущено 4045 орудий. ТТХ пушки: калибр – 105 мм; длина – 8,4 м; ширина – 2,4 м; высота – 2,9 м, длина ствола – 6,8 м; масса двухорудийной корабельной установки — 27,8 т, масса сухопутного орудия в боевом положении – 10,2 т, в походном – 14,6 т; масса ствола орудия – 4,5 т; масса боеприпаса – 26,5 кг; масса снаряда – 15 кг; масса заряда – 5,2 кг; масса ВВ – 1,5 кг; длина снаряда – 438 мм; начальная скорость – 880-900 м/с; скорострельность – 15-18 выстрелов в минуту; дальность стрельбы – 17,7 км; бронепробиваемость — 138 мм на дистанции 1 500 м.
Зенитная пушка 128-mm Flak-40
128-мм зенитная пушка «Flak-40» была принята на вооружение в конце 1941 г. Она служила для защиты важнейших объектов на территории третьего рейха и устанавливалась на стационарных позициях и железнодорожных платформах, иногда на колесных лафетах. «Flak-40» представляет собой электрифицированное орудие с силовыми моторами к установщику взрывателей, досылателю и к каждому механизму наведения. Для обеспечения орудий электроэнергией каждая батарея имела автономный электрогенератор мощностью 48 кВт. Управление огнем осуществлялось с помощью прибора управления. Конструкция лафета и механизмы наведения позволяли придавать стволу максимальный угол возвышения 87°, в горизонтальной плоскости обеспечивался круговой обстрел. Стрельба из орудия велась унитарными выстрелами с осколочными снарядами. Технически пушка обеспечивала досягаемость по высоте 14,8 км, однако дистанционный взрыватель позволял вести огонь только до 12,8 км. Орудие могло стрелять также и бронебойными снарядами, пробивавшими на расстоянии 1500 м броню толщиной до 157 мм. Однако в основном эти снаряды использовались в истребителях танков «Ягдтигр», вооруженных модифицированными зенитными пушками Flaк-40. Всего было изготовлено 1 129 орудия. ТТХ пушки: калибр – 128 мм; длина – 7,8 м; ширина – 2,5 м; высота – 3,5 м; масса в боевом положении – 17 т, в походном – 26 т; скорострельность – 14 выстрелов в минуту; масса осколочного снаряда – 26 кг, бронебойного 28,3 кг; начальная скорость – 875 м/с; расчет 5 человек.
128-мм спаренная зенитная пушка Flaк-40
«128-mm Flak-40 Zwilling» (спаренная) была разработана для повышения плотности зенитного огня. Орудие производилось с 1942 г. и поступало на вооружение частей Люфтваффе. Всего было выпущено не менее 33 орудий. Конструктивно оно представляла собой два ствола 128-мм пушки «Flak-40», установленные на одном лафете с общими механизмами наведения. Однако каждый ствол имел свое приспособление для установки взрывателя и независимую систему заряжания. ТТХ пушки: калибр – 128 мм; длина – 7,8 м; ширина – 5 м; высота 2,9 м; длина ствола – 61 клб; масса – 27 т; начальная скорость – 880 м/с; дальность стрельбы – 20 км; масса снаряда – 26 кг; скорострельность – 28 выстрелов в минуту.
150-мм зенитная пушка Flak -50
Созданное 150-мм зенитное орудие «Flak-50» представляло собой полностью электрифицированное орудие с электрогидравлической системой наведения и с автоматической системой заряжания с досылателем и подъемником боеприпасов. Для транспортировки его необходимо было разбирать на 4 части: станины, нижняя часть лафета, верхняя часть лафета и ствол. По этой причине предусматривалось его использование на стационарных огневых позициях. ТТХ орудия: калибр — 149,1 мм; масса – 22,2 т; скорострельность — 10 выстрелов в минуту; масса осколочного снаряда — 40 кг; начальная скорость — 890 м/с; вертикальная дальность стрельбы — 15,2 км.
Поделиться в:
Конструкция ЗСУ
Ходовая часть и силовая установка Sd.Kfz. 10/4 были таким же, как и у базовой модели. Конструкция передней части корпуса с капотом и кабиной водителя также мало отличались от тягача – разве что на крыльях появились держатели для личного оружия расчёта (карабинов «Маузер» 98k). Кроме того, иногда перед капотом устанавливался груз-противовес. Наиболее существенными были отличия в конструкции грузовой платформы. Её боковые и задний борта выполнялись в виде каркаса из стальных уголков, покрытого стальной же сеткой (в боевом положении они откидывались в горизонтальное положение).
Проекции ЗСУ Sd.Kfz. 10/4. Ledwoch J., Sawicki R. 2 cm Flak 30/38 Sfl Sd Kfz 10/4. – Militaria, 2010
Самоходка вооружалась 20-мм пушкой Flak 30 (с 1941 года – Flak 38), устанавливавшейся на грузовой платформе на своём штатном лафете – треугольном основании с тремя сошниками. Изначально орудие являлось быстросъёмным: его можно было силами расчёта снять с шасси или установить обратно. Для этого в комплект ЗСУ входили специальные направляющие, а в верхних углах передней стенки грузовой платформы были установлены два блока. Водружение зенитки на платформу требовало усилий пяти человек: по двое тянули за тросы, заведённые на блоки, ещё один толкал пушку сзади. Тренированный расчёт справлялся с этой процедурой за 20 секунд. Однако впоследствии от направляющих и блоков отказались: практика показала, что необходимость снятия зенитки с шасси возникает нечасто.
Шасси ЗСУ Sd.Kfz. 10/4 (позднего выпуска). Ledwoch J., Sawicki R. 2 cm Flak 30/38 Sfl Sd Kfz 10/4. – Militaria, 2010
Характеристики пушек, применявшихся в ЗСУ Sd.Kfz. 10/4 и Sd.Kfz. 10/5, приведены в таблице:
Flak 30 | Flak 38 | |
Длина ствола, мм/клб | 1300/65 | 1300/65 |
Длина нарезной части, мм | 1159,4 | 1159,4 |
Угол вертикальной наводки | -12º, +90º | -20º, +90º |
Угол горизонтальной наводки | 360º | |
Масса орудия в боевом положении, кг | 450 | 420 |
Дальность стрельбы, м | 4800 | 4800 |
Досягаемость по высоте, м | 3700 | 3700 |
Техническая скорострельность, выстр./мин | 280-300 | 480 |
Практическая скорострельность, выстр./мин | 100-120 | 220 |
Боепитание пушки осуществлялось из магазинов ёмкостью 20 патронов. Возимый боекомплект составлял 260 патронов и размещался в контейнерах на бортах платформы. Кроме того, самоходка могла буксировать одноосный прицеп Sd.Anh. 51 грузоподъёмностью 700 кг (являющийся также штатным лафетом зениток Flak 30 и Flak 38) с 640 патронами к зенитке. Применялись и другие типы одноосных прицепов: Sd.Anh. 53 (грузоподъёмностью 585 кг), использовавшийся в зенитной артиллерии, или Sd.Anh. 32, изначально разработанный для транспортировки боекомплекта 37-мм противотанковых пушек.
ЗСУ Sd.Kfz. 10/4 с развёрнутым тентом и прицепом Sd.Anh. 51. Перед капотом установлен противовес. Ledwoch J., Sawicki R. 2 cm Flak 30/38 Sfl Sd Kfz 10/4. – Militaria, 2010
Часть машин Sd.Kfz. 10/5 поздних выпусков получила частичную бронезащиту в виде 8-мм листов, прикрывавших радиатор двигателя и переднюю проекцию кабины.
Вариант ЗСУ с частичным бронированием кабины и двигателя. Борта откинуты в боевое положение. Ledwoch J., Sawicki R. 2 cm Flak 30/38 Sfl Sd Kfz 10/4. – Militaria, 2010
Малокалиберный универсал
20-мм зенитные пушки Flak 30
и
Flak 38
являлись наиболее массовыми орудиями вермахта: общий объём их выпуска составил почти 130 000 экземпляров. Простые в производстве и надёжные в эксплуатации, они нашли применение и в сухопутных войсках, и в частях ПВО люфтваффе. Задуманные как средство борьбы с низколетящими самолётами, 20-мм автоматы не без успеха использовались и для поражения наземных целей.
В 1914-1915 годах в Германии появились два образца 20-мм автоматических пушек, разрабатывавшихся для участия в конкурсе Военного министерства на авиационную пушку калибром менее 37 мм и массой не более 70 кг. Пушка Рейнгольда Беккера была растиражирована в полутысяче экземпляров, конкурирующее изделие Генриха Эрхардта оказалось не таким распространённым — объём его производства не превысил нескольких десятков единиц. Версальский мирный договор запретил производство таких орудий в Германии, и они «эмигрировали» в Швейцарию. Здесь производством пушек Беккера занялась , а орудие Эрхардта совершенствовали инженеры «Золотурна».
На вооружении рейхсвера 20-мм автоматические зенитки «Эрликон» появились в 1932 году, когда в Швейцарии приобрели 200 экземпляров Flak 28 (на треножном станке с отделяемым колёсным ходом) и Flak 29 (на тумбовом лафете). В дальнейшем парк зенитных «эрликонов» пополнился чехословацкими VZKP vz. 36 (165 экземпляров) и голландскими 2 tl no. 1 (120). Что же касается системы Эрхардта, то она оказалась в вермахте гораздо более популярной.
Flak 28 в положении для стрельбы по наземным целям topwar.ru
Flak 30
В 1934 году в Берлине и Бреслау начали производство доработанной зенитки «Золотурн» ST-5, принятой на вооружение вермахта под обозначением Flak 30. Автоматика пушки базировалась на использовании отдачи ствола и затвора при коротком откате ствола. Затвор — клиновой горизонтальный. Ствол-моноблок с пламегасителем являлся лёгкосъемным, и в комплект орудия входили три запасных ствола, транспортируемых в специальном металлическом (в конце войны — деревянном) пенале. Длина ствола составляла 1300 мм (65 калибров). Ствол имел восемь правосторонних нарезов с шагом 36 калибров. Боепитание осуществлялось из магазина ёмкостью 20 патронов, вставляемого с левой стороны. Спуск орудия — ножной. Спусковой механизм обеспечивает ведение одиночного или автоматического огня (при нажатии, соответственно, правой или левой педали).
Flak 30 в походном положении lonesentry.com
Лафет орудия состоял из люльки, а также верхнего и нижнего станков. К верхнему станку крепится сиденье наводчика и основание для прицела. Механизмы наводки — ручные (горизонтальной наводки — двухскоростной). Маховичок вертикальной наводки расположен с правой стороны верхнего станка, горизонтальной — сзади (его ось вращения сориентирована вертикально). Нижний станок представляет собой треугольное металлическое основание с винтовыми домкратами по углам, позволяющими быстро горизонтировать установку.
Для транспортировки Flak 30 служил одноосный прицеп Sd.Anh. 51. В случае необходимости можно было вести огонь, не снимая орудие с прицепа. Такой способ применялся почти исключительно для обстрела наземных целей.
1/2
Заголовок1
Заголовок2
Приведение Flak 30 в боевое положение Bundesarchiv
Приведение Flak 30 в боевое положение Bundesarchiv
Прицел устанавливается на основании, которое может быть расположено как с левой, так и с правой стороны верхнего станка. Первоначально Flak 30 комплектовался простым механическим прицелом Linealvisier 21. Он позволял наводить орудие на воздушную цель, движущуюся со скоростью от 125 до 430 км/ч. Однако с увеличением максимальной скорости самолётов начали применяться более сложные прицелы — например, коллиматорный Flakvisier 35. В сентябре 1941 года немцы приняли на вооружение комбинированный прицел Linealvisier 38/40, а для стрельбы по наземным целям начали применять телескопический прицел Zielfernrohr 3×8º Flak. Дополнительно для управления огнём применялся стереоскопический дальномер Enternunngsmesser 1 m R36 с базой 1 м и диапазоном измерения от 500 до 10000 м. Он монтировался на специальном станке, надеваемом на плечи дальномерщика. Кроме того, предусматривалось взаимодействие 20-мм зениток с 60-см прожектором Flak SW 36. Он устанавливался на основании, представлявшем собой нижний станок Flak 30, и транспортировался на прицепе Sd.Anh. 51. Впрочем, на практике прожекторы крайне редко использовались совместно с 20-мм зенитками.
16 июля 1941 года в связи с повсеместным применением 20-мм зениток на Восточном фронте для обстрела наземных целей было дано указание о комплектации этих орудий броневыми щитками. В первую очередь ими комплектовались Flak 38, выпускаемые с заводов, но позже щитки появились и на имевшихся в войсках Flak 30. Щиток состоял из нескольких деталей толщиной 4 мм и был легкосъёмным. При ведении огня по воздушным целям применение щитка не рекомендовалось, ведь он весил 112 кг, и его установка на орудие снижала скорость горизонтальной наводки.
Щитовое прикрытие было полезным при обстреле наземных целей Bundesarchiv
В боекомплект Flak 30 входили осколочные и осколочно-зажигательные снаряды нескольких типов массой 115-120 г (масса унитарного выстрела — 294-300 г) с взрывателями ударно-замедленного действия с самоликвидатором на 5 или 6 секунд (примерно 1900 м). Для борьбы с бронецелями использовались бронебойные и бронебойно-зажигательные снаряды массой от 100 до 148 г (масса выстрела — 285-327 г).
Flak 38
В 1938-1939 годах на под руководством Фридриха Линднера была создана зенитка Flak 38, представлявшая собой существенно доработанную Flak 30. Баллистика изменениям не подверглась, но за счёт уменьшения веса подвижных частей и увеличения скорости их движения удалось повысить надёжность работы автомата, а также увеличить техническую скорострельность с 300 до 420-480 выстр./мин. Механизм вертикальной наводки стал двухскоростным, а угол возвышения увеличили с 85 до 90º. Ёмкость магазина увеличили до 40 патронов. С правой стороны орудия можно было установить сетчатую корзину для стреляных гильз.
Flak 38 с корзиной для стреляных гильз Bundesarchiv
В конструкции ряда узлов дефицитные материалы заменили более доступными, при этом умудрившись снизить массу орудия на 30 кг (этого удалось достичь, в частности, заменой сварных деталей нижнего станка штампованными).
Несмотря на сравнительно небольшие габариты и массу Flak 38, для горнострелковых и воздушно-десантных частей требовались ещё более компактные зенитки. В 1939-1940 годах была разработана горная зенитная установка Gebirgsflak 38, а чуть позже — её вариант для парашютистов с обозначением Gebirgsflak 38 mit Sonderausstattung für Fallschirmtruppe.
Основным отличием горной зенитки от обычной являлся лафет-тренога, разработанный на основе лафета пушки «Золотурн» ST-5. Для транспортировки применялся не прицеп Sd.Anh. 51, а два съёмных колеса, крепившихся непосредственно к лафету. Колея Gebirgsflak 38 была значительно уже, чем у Flak 38 — это облегчало транспортировку зенитки по горным тропам. Броневой щиток имел уменьшенный размер и упрощённую конструкцию. В зависимости от прицела Gebirgsflak 38 весила от 406 до 468 кг, то есть примерно на 35% меньше, чем Flak 38. Модификация Gebirgsflak 38 для парашютистов была легкоразборной — для десантирования она разбиралась на 17 (позже на 10) частей.
С использованием автомата от Flak 38 была создана одна из наиболее эффективных малокалиберных зениток Второй мировой войны — четырёхствольная Flakvierling 38, заслуживающая отдельного рассказа. Кроме того, Flak 30 и Flak 38 монтировались на самых разных шасси — танков Pz.Kpfw. I и Pz.Kpfw. 38(t), однотонных полугусеничных тягачей Sd.Kfz. 10 и автомобилей различных типов.
Одна из многочисленных импровизаций: Gebirgsflak 38 на шасси «швиммвагена» Kfz. 166 worldwarphotos.info
По состоянию на 1 сентября 1939 года сухопутные войска и люфтваффе располагали 6072 автоматами Flak 30 и Flak 38. Их дальнейшие поставки отображены в таблице:
09-12.1939 | 1940 | 1941 | 1942 | 1943 | 1944 | 01-04.1945 | |
Сухопутные войска | |||||||
Flak 30 и Flak 38 | 95 | 863 | 873 | 2502 | 3732 | 5041 | 739 |
Flakvierling 38 | — | 42 | 320 | 599 | 483 | 573 | 123 |
Люфтваффе | |||||||
Flak 30 и Flak 38* | 1160 | 6609 | 11 006 | 22 372 | 31 503 | 42 688 | 6339 |
* — в этой строке указано количество автоматов, а не установок
Служба
В сухопутных войсках вермахта зенитки Flak 30 поступали на вооружение отдельных пулемётных батальонов. При объявлении мобилизации они формировали роты, передававшиеся дивизиям. В сентябре 1939 года такие роты имелись почти во всех пехотных дивизиях 1-й волны формирования, некоторых соединениях 2-й волны, а также моторизованных и танковых дивизиях. По состоянию на 1 сентября 1939 года сухопутные войска располагали 47 ротами 20-мм зениток.
В дивизии рота 20-мм пушек включалась в состав моторизованного противотанкового дивизиона как его 4-я рота (три остальные вооружались 37-мм противотанковыми пушками). Объяснялось это, прежде всего, соображениями логистики — и в противотанковых, и в зенитных ротах использовались тягачи «Крупп» «Протце», только разных модификаций (Kfz. 69 в противотанковых и Kfz. 81 в зенитных). Впоследствии такая унификация постепенно исчезла: для буксировки 37-мм пушек начали использовать автомобили Kfz. 12, а для 20-мм зениток — тягачи Sd.Kfz. 10. Однако зенитная рота по-прежнему входила в состав противотанкового батальона.
Flak 30, снабжённое щитом, на позиции над Березиной Narodowe Archiwum Cyfrowe
Зенитная рота включала взвод управления (секция управления с автомобилем Kfz. 15, телефонная секция и четыре секции радиосвязи с автомобилями Kfz. 2/2), а также три огневых взвода. Огневой взвод имел собственные органы управления и снабжения, являясь в значительной мере автономной единицей. Он включал секцию управления (три мотоцикла и два автомобиля Kfz. 15), секцию боепитания (два Kfz. 81 с одноосными прицепами Sd.Anh. 32) и огневую секцию (четыре зенитки и четыре тягача Kfz. 81). Всего в роте насчитывалось двенадцать 20-мм зениток. Стоит упомянуть и ещё одну разновидность подразделений, вооружённых 20-мм зенитками — четырёхорудийные батареи, имевшиеся в некоторых дивизионах артиллерийской разведки. Их задачей являлось прикрытие позиций привязных аэростатов наблюдения, всегда являвшихся лакомой целью для вражеских истребителей.
В 1939 году 20-мм пушки являлись единственным средством ПВО сухопутных войск вермахта. В последующие годы появились более тяжёлые артсистемы, но Flak 30 и Flak 38 всё равно оставались наиболее массовыми. Например, по состоянию на 1 мая 1944 года сухопутные войска вермахта имели в составе дивизий и частей РГК 6355 одноствольных и 925 счетверённых 20-мм пушек, 775 37-мм пушек и 574 88-мм орудия.
Flak 30 одной из горнострелковых дивизий в бою на Кавказе. Сентябрь 1942 года Bundesarchiv
Ещё до начала Польской кампании командованию вермахта было ясно, что дюжины зениток на дивизию, действующую на главном направлении, явно не хватит для надёжного прикрытия. В первую очередь это касалось моторизованных частей, растягивавшихся на многие километры. Выход нашли в усилении сухопутных войск моторизованными зенитными дивизионами из состава люфтваффе. Уже в сентябре 1939 года немцы задействовали в боях семь лёгких дивизионов, вооружённых 20-мм пушками. В частях, имевших 88-мм зенитки, 20-мм орудия служили для отражения атак низколетящих самолётов. По штату четырёхорудийная моторизованная батарея 88-мм зениток имела и три 20-мм пушки. Во многих случаях (прежде всего, в Северной Африке) 88-мм орудия вели огонь почти исключительно по наземным целям, а двадцатимиллиметровки прикрывали их от атак с воздуха.
Расчёт Flak 38 на огневой позиции. Белые кольца на стволе пушки обозначают сбитые самолёты waralbum.ru
В системе ПВО Третьего рейха и оккупированных территорий 20-мм пушки играли второстепенную роль — здесь основными являлись 88-мм зенитки и более тяжёлые орудия. Однако с нарастанием активности британских и американских истребителей-бомбардировщиков, атаковавших позиции зенитных батарей и другие цели с бреющего полёта, значение малокалиберной зенитной артиллерии существенно возросло. По состоянию на 1 мая 1944 года люфтваффе располагало двадцатью тысячами стволов 20-мм зениток (в люфтваффе, в отличие от сухопутных войск, учет вёлся не по установкам, а по стволам — то есть, Flakvierling 38 учитывался как четыре ствола). Кроме того, имелось три с половиной тысячи 37-мм орудий, десять тысяч 88-мм, около двух тысяч 105-мм и более четырёхсот 128-мм (всё это — без учёта трофейных систем).
Расчёт Gebirgsflak 38 на марше worldwarphotos.info
Экспорт
В бою зенитки Flak 30 дебютировали во время гражданской войны в Испании (в составе легиона «Кондор»). После вывода немецких войск Flak 30 передали испанцам, а во время Второй мировой войны Испания дополнительно приобрела некоторое количество Flak 38. В 1939-1940 годах 72 (по другим данным, 108) пушек Flak 30 поставили в Грецию, использовавшую их при отражении итальянской агрессии.
Почти детективной была история поставок Flak 30 в Финляндию. В октябре 1939 года эта страна выразила желание приобрести у концерна «Рейнметалл» сто тридцать четыре 20-мм зенитки. Рейхсминистерство авиации санкционировало продажу только семидесяти Flak 30. В ночь с 24 на 25 ноября первая партия из тридцати установок была отправлена морским путем из Штеттина и добралась до Финляндии буквально накануне начала советско-финской войны. Пакт Молотова-Риббентропа предусматривал, что сторона, подписавшая его, не будет поставлять оружие государствам, находящимся в состоянии войны с другой стороной. Чтобы обойти этот запрет, 1 декабря 1939 года в Швеции была основана , которая и стала «покупателем» оставшихся зениток. Однако через несколько дней в шведской прессе появилась информация о транзите через территорию Германии истребителей «Фиат» G.50, купленных Финляндией у Италии. Этот факт вызвал протест наркома иностранных дел СССР Вячеслава Молотова, заявленный 9 декабря. В итоге поставки вооружений из Германии пришлось прекратить. К тому времени немцы успели отправить ещё двадцать Flak 30, но последняя партия из двадцати таких систем в Финляндию уже не попала.
Зенитка 20 Itk/30 в армии Финляндии. Район Виипури, август 1941 года SA-kuva
Flak 30, получившие в Финляндии обозначение 20 Itk/30, продемонстрировали чрезвычайно высокую эффективность: во время «Зимней войны», по финским данным, они сбили 104 советских самолёта, израсходовав 50 000 патронов (в среднем 480 патронов на один сбитый самолёт). В июле 1941 года из Германии было получено двадцать семь зениток Flak 38 (20 Itk/38), а два года спустя — ещё сорок 20-мм зениток (в том числе пятнадцать Flak 30 на стационарных тумбовых лафетах). Последняя партия, прибывшая в Хельсинки 18 августа 1944 года, включала сорок 20-мм зениток на стационарных лафетах и десять — на Sd.Anh. 51.
1/2
Заголовок1
Заголовок2
Зенитка 20 Itk/38 в армии Финляндии. Карвала, сентябрь 1941 года SA-kuva
Зенитка 20 Itk/38 на стационарной тумбовой установке. Котка, октябрь 1944 года SA-kuva
Восемнадцать пушек Flak 38 в 1944 году поставили Венгрии — их использовали для вооружения кораблей Дунайской флотилии. В том же году несколько десятков Flak 38 получила румынская армия.
Трофеи и ленд-лиз: Flak 38 на американских грузовиках Красной армии waralbum.ru
Тактико-технические характеристики 20-мм зенитных пушек
Flak 30 | Flak 38 | Gebirgsflak 38 | |
Численность расчёта, человек | 5-6 | 5-6 | 5-6 |
Длина ствола, мм/клб | 1300/65 | 1300/65 | 1300/65 |
Длина нарезной части, мм | 1159,4 | 1159,4 | 1159,4 |
Угол вертикальной наводки | -12º, +85º | -20º, +90º | -28º, +90º |
Угол горизонтальной наводки | 360º | 360º | 360º |
Масса в походном положении, кг | 770 | 750 | 468 |
Масса в боевом положении, кг | 450 | 420 | 315 |
Дальность стрельбы, м | 4800 | 4800 | 4800 |
Досягаемость по высоте, м | 3700 | 3700 | 3700 |
Техническая скорострельность, выстр./мин | 280-300 | 480 | 480 |
Практическая скорострельность, выстр./мин | 100-120 | 220 | 180-220 |
Литература:
- Bryja M. Artyleria niemiecka 1933-1945. Militaria, 1996
- Ledwoch J. 2 cm Flak 30/38. Militaria, 2019
- Müller W. German 20 mm Flak in World War II. Schiffer Publ., 1995
- Müller W. 2-cm FlaK im Einsätz 1935-1945. Waffen-Arsenal, Band 142
- Харук А.И. Артиллерия Вермахта. ЭКСМО, 2010
Организация подразделений, вооружённых Sd.Kfz. 10/4
Основной тактической единицей, использовавшей лёгкие полугусеничные ЗСУ, являлась лёгкая зенитная самоходная рота (Leichte Fliegerabwehr Kompanie Selbstfahrlafette). Штат такой роты K.St.N. 192 предусматривал наличие следующих структурных элементов:
- управление (1-2 автомобиля Kfz. 15 и 4 мотоцикла);
- отделения связи (1 автомобиль Kfz. 15 с телефонным имуществом и 4 Kfz. 2 с радиостанциями);
- взвод типа А – буксируемых зениток (управление – 3 автомобиля Kfz. 15 и 2 мотоцикла; отделение боепитания – 2 автомобиля Kfz. 81 с прицепами; огневое отделение – 4 зенитки Flak 30 или Flak 38, 4 автомобиля Kfz. 81);
- взвод типа В – самоходный (управление – 1 автомобиль Kfz. 15 и 4 мотоцикла; отделение боепитания – 2 тягача Sd.Kfz. 10 с прицепами Sd.Anh. 51; боевое отделение – 4 ЗСУ Sd.Kfz. 10/4 и 2 прицепа Sd.Anh. 51);
- взвод типа С – самоходный (управление – 3 автомобиля Kfz. 15 и 2 мотоцикла; отделение боепитания – 2 тягача Sd.Kfz. 7 с прицепами Sd.Anh. 54; боевое отделение – две 20-мм счетверенные ЗСУ Sd.Kfz. 7/1 и 2 прицепа Sd.Anh. 54).
Структура роты не являлась жёсткой: взводы могли комбинироваться в различных сочетаниях. Например, из пятидесяти одной лёгкой зенитной самоходной роты, выделенной для участия в операции «Барбаросса» по состоянию на 22 июня 1941 года, штатный состав (по одному взводу типов А, В, и С) имели лишь десять. Остальные роты были организованы следующим образом:
- один взвод типа А и два В – десять рот;
- два взвода типа В и один С – восемь рот;
- три взвода типа В – двадцать три роты.
Таким образом, из 153-х огневых взводов, входивших в эти роты, 20 имели буксируемые зенитки, 18 – ЗСУ Sd.Kfz. 7/1, а остальные 135 вооружались лёгкими ЗСУ Sd.Kfz. 10/4.
Лёгкие зенитные роты сводились в зенитные батальоны (штатный состав – шесть рот), но они являлись лишь административными единицами. В тактическом же отношении роты придавались дивизиям (как правило, танковым, реже – моторизованным или пехотным) либо корпусам. По состоянию на 22 июня 1941 года 17 таких рот были приданы танковым дивизиям, 4 – моторизованным, 2 – пехотным, 15 – корпусам, а остальные 19 находились в резерве армий, танковых групп и групп армий.
Помимо рот, приданных дивизиям, ЗСУ Sd.Kfz. 10/4 использовались в зенитных батальонах РГК. К концу 1942 года вермахт располагал 13 такими батальонами, причём 10 из них были самоходными. Каждый самоходный батальон включал 4 роты, но организация их была различной. В четырёх батальонах роты имели по три взвода типа В, а в шести – два взвода типа В и один взвод типа С.
ЗСУ Sd.Kfz. 10/4 из состава 609-го лёгкого зенитного батальона РГК. Балканы, весна 1941 года. Ledwoch J., Sawicki R. 2 cm Flak 30/38 Sfl Sd Kfz 10/4. – Militaria, 201
Боевое применение
В польской кампании участвовали 12 рот, вооружённых ЗСУ Sd.Kfz. 10/4. Они были приданы всем лёгким дивизиям (с 1-й по 4-ю), некоторым танковым (1-й, 3-й, 4-й и «Кемпф») и моторизованным (2-й, 13-й, 20-й и 29-й). В 1940 году в боях на Западе участвовало значительно большее количество таких подразделений: теперь они действовали не только при дивизиях, но и в корпусном и армейском звеньях. Как в Польше, так и во Франции (а позже – в ходе кампании на Балканах) зенитчики были не слишком загружены работой по прямому назначению, но очень быстро им нашлось новое занятие: оказалось, что обладающие высокой проходимостью и скорострельностью зенитные самоходки являются неплохим средством непосредственной поддержки пехоты. Наличие же в боекомплекте 20-мм пушек бронебойных снарядов (а Flak 30 и Flak 38 были унифицированы по боеприпасам с танковыми пушками KwK 30 и KwK 38) позволяло бороться с легкобронированными целями.
ЗСУ Sd.Kfz. 10/4 на марше. Франция, май 1940 года. Ledwoch J., Sawicki R. 2 cm Flak 30/38 Sfl Sd Kfz 10/4. – Militaria, 2010
Учебные стрельбы ЗСУ Sd.Kfz. 10/4 (3-я рота 59-го батальона) по наземным целям. Франция, 1940 год. Ledwoch J., Sawicki R. 2 cm Flak 30/38 Sfl Sd Kfz 10/4. – Militaria, 2010
Sd.Kfz. 10/4 из состава 606-го лёгкого зенитного батальона РГК на огневой позиции. Ливия, 1941 год. Ledwoch J., Sawicki R. 2 cm Flak 30/38 Sfl Sd Kfz 10/4. – Militaria, 2010
По-настоящему массовым стало применение Sd.Kfz. 10/4 (а позже и Sd.Kfz. 10/5) на Восточном фронте. Здесь угроза с воздуха была куда существеннее, чем в предыдущих кампаниях вермахта. Это привело к организационным изменениям. В 1942 году в состав танковых дивизий ввели штатную зенитную роту вместо приданной. Такая рота располагала восемью ЗСУ – двумя Sd.Kfz. 6/2 (37-мм орудиями Flak 36 на шасси 5-тонных тягачей) и шестью Sd.Kfz. 10/4.
Дивизии других типов продолжали довольствоваться временно приданными зенитными частями. Лишь в 1943 году штатные средства ПВО появились в составе четырёх моторизованных дивизий – 3-й, 16-й, 29-й и 60-й. Эти дивизии были уничтожены в окружении под Сталинградом, а их воссоздание имело, кроме сугубо военного, и пропагандистское значение. Поэтому их комплектованию и вооружению уделялось особое внимание. Каждый из двух моторизованных полков в этих дивизиях получил одну роту с двенадцатью 20-мм зенитками, причём в одном полку такая рота была самоходной, а в другом – на мехтяге. Но и это ещё не всё: в артполки этих дивизий ввели по четвёртому, зенитному дивизиону (правда, самоходок в нём не было). Остальные моторизованные (панцергренадерские) дивизии оставались без штатных средств ПВО вплоть до лета 1944 года.
Один из первых трофеев – ЗСУ Sd.Kfz. 10/4, захваченная красноармейцами летом 1941 года. Ledwoch J., Sawicki R. 2 cm Flak 30/38 Sfl Sd Kfz 10/4. – Militaria, 2010
Пара ЗСУ Sd.Kfz. 10/4 на огневой позиции. Восточный фронт, 1942 год. Ledwoch J., Sawicki R. 2 cm Flak 30/38 Sfl Sd Kfz 10/4. – Militaria, 2010
Sd.Kfz. 10/4 из 1-й лыжной дивизии. Восточный фронт, 1944 год. Ledwoch J., Sawicki R. 2 cm Flak 30/38 Sfl Sd Kfz 10/4. – Militaria, 2010
Гораздо более сильными зенитными средствами (по сравнению с вермахтом) располагали панцергренадерские и танковые дивизии ваффен СС. Их зенитные дивизионы имели усиленный состав, а 20-мм ЗСУ были перемещены в полковое звено. Панцергренадерские полки этих дивизий имели по зенитной роте с дюжиной Sd.Kfz. 10/4, четыре таких же установки имелись в роте охраны штаба дивизии. То есть по штату 1943 года танковая дивизия СС располагала 28 зенитными самоходками Sd.Kfz. 10/4.
Sd.Kfz. 10/4 (с частичной бронезащитой) одной из зенитных частей 1-го воздушного флота. Восточный фронт, 1942 год. Ledwoch J., Sawicki R. 2 cm Flak 30/38 Sfl Sd Kfz 10/4. – Militaria, 2010
Sd.Kfz. 10/4 из состава дивизии СС «Тотенкопф». Восточный фронт, 1943 год. worldwarphotos.info
С января 1944 года на вооружение танковых соединений начали поступать ЗСУ на танковом шасси – Flakpanzer 38(t), а затем и Flakpanzer IV. Впрочем, они так и не смогли полностью заменить Sd.Kfz. 10/4. Несмотря на значительные потери от авиации, понесённые на заключительном этапе войны, эти зенитки продолжали встречаться в войсках вплоть до самого поражения Германии.
Американские солдаты обслуживают трофейную ЗСУ Sd.Kfz. 10/4. waralbum.ru
Зенитная самоходная установка 2cm FlaK 38 auf Pz.Kpfw.I Ausf.A / Flakpanzer I (Германия)
Во время кампании по захвату Франции войска нацистской Германии получили большой боевой опыт, позволивший им сделать некоторые выводы относительно дальнейшего развития вооружений и военной техники. В частности, именно в это время появилась идея строительства специальных самоходных боевых машин с зенитным вооружением, предназначенных для борьбы с авиацией противника. Результатом появления такой идеи стали несколько новых бронемашин, первой из которых была 2cm FlaK 38 auf Pz.Kpfw.I Ausf.A или Flakpanzer I. Необходимо отметить, что первые зенитные самоходки появились у Вермахта еще во время Французской кампании. Тем не менее, тогда речь шла об импровизированной технике, собранной из имеющихся изделий. На имеющийся в наличии полугусеничный тягач устанавливалась существующая зенитная пушка, что позволяло защитить войска от налетов противника. Тем не менее, подобное кустарное решение проблемы имело некоторые минусы. Главный – отсутствие требуемой защиты артиллеристов-зенитчиков. Кроме того, оставляли желать лучшего общая живучесть и прочие характеристики подобной самоходки. Таким образом, войскам требовалась новая боевая машина, изначально разработанная для решения поставленных задач.
Предварительная проработка вопроса показала, что промышленность имеет теоретическую возможность осуществить установку зенитных орудий на имеющиеся защищенные шасси. При этом, однако, в качестве основы для такой машины мог использоваться только устаревший легкий танк Pz.Kpfw.I самой первой модификации Ausf.A. Характеристики такого шасси позволяли использовать в качестве оружия только малокалиберные артиллерийские системы, такие как 20-мм пушка FlaK 38. Именно на базе этих изделий было решено строить новую зенитную самоходку.
Flakpanzer I и его экипаж. Фото Pvo.guns.ru
В конце 1940 года было сформировано окончательное техническое задание на разработку новой бронетехники. Создавать перспективный проект предстояло компаниям Alkett и Daimler-Benz. Кроме того, к проекту привлекли фирму Stöwer, которая предложила некоторые агрегаты, а в дальнейшем, по-видимому, также выполнила сборку готовых боевых машин.
В качестве основы для новой ЗСУ предлагалось применять готовые машины и существующее оружие. Таким образом, проект получался достаточно простым с точки зрения разработки и производства. В частности, предлагалось дорабатывать лишь некоторые детали базовых деталей, а их переделка обуславливалась только необходимостью установки пушки на танковое шасси. Какие-либо значительные переработки шасси или орудия при этом не требовались.
При перестройке в зенитную самоходку базовый танк должен был сохранять большую часть корпуса. Все необходимые доработки касались только подбашенной коробки. С нее следовало срезать крышу, а также удалять кормовую стенку. Передняя часть коробки переносилась на 200 мм вперед. Борта при этом устанавливались шарнирно: в походном положении они должны были располагаться вертикально, но при необходимости их можно было откидывать вбок, что приводило к появлению площадки для размещения расчета при боевой работе. Также была доработана крыша моторного отсека, что позволило установить на нее часть креплений орудийной установки. Характеристики защиты корпуса, естественно, оставались прежними. Конструкция из листов броневой стали толщиной 5-13 мм могла защитить экипаж и внутренние агрегаты от пуль стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов.
Танк Pz.Kpfw.I имел традиционную для ранней немецкой бронетехники компоновку. В передней части корпуса располагались отделение управления и некоторые агрегаты трансмиссии. В центре помещалось боевое отделение, под полом которого проходил карданный вал. Корма корпуса отдавалась под моторный отсек. Танки ранней модификации «A» оснащались четырехцилиндровым карбюраторным оппозитным двигателем Krupp M305 мощностью менее 60 л.с. Непосредственно с двигателем был связан редуктор, задачей которого была передача крутящего момента на карданный вал, связанный с остальными агрегатами трансмиссии.
Танк Pz.Kpfw.I Ausf.A. Фото Wikimedia Commons
Ходовая часть танка имела по четыре опорных катка на каждый борт, кроме того функции опорного катка выполняло кормовое направляющее колесо. Передняя пара опорных катков получила балансирную подвеску с пружинами и гидравлическими амортизаторами. Прочие катки, включая направляющие колеса, были сблокированы и установлены на рессорной подвеске, получившей характерную внешнюю балку. Ведущие колеса сравнительно большого диаметра помещались в передней части корпуса. Для поддержки верхней ветви гусеницы имелось три ролика.
В передней части корпуса сохранилось рабочее место механика-водителя. Прочие члены экипажа должны были располагаться на верхней платформе или, во время боевой работы, на земле. Примечательно, что экипаж новой самоходки мог состоять из пяти или восьми человек. Уменьшенный расчет требовался для стрельбы по наземным целям, а экипаж из восьми человек должен был полноценно решать задачи противовоздушной обороны.
На верхней платформе корпуса, освободившейся после демонтажа башни и доработки башенной коробки, должна была располагаться зенитная установка с автоматической пушкой FlaK 38. Для большего удобства эксплуатации и возможного использования без шасси пушка сохранила большую часть агрегатов лафета. Новый проект сохранял возможность сравнительно быстрого демонтажа орудия с установкой на грунт или на специальный буксируемый прицеп. При этом основным способом применения пушки была стрельба прямо с танкового шасси.
Пушка FlaK 38 имела 20-мм ствол длиной 65 калибров и могла использоваться для атаки воздушных или наземных целей. Орудие должно было использовать снаряды 20×138 мм B нескольких типов. Сравнительно длинный ствол разгонял снаряды до 900 м/с, а использованная автоматика позволяла стрелять с темпом до 450 выстрелов в минуту. Боепитание осуществлялось из коробчатых магазинов на 20 снарядов каждый.
Боковая проекция самоходки. Рисунок Pvo.guns.ru
В проекте новой ЗСУ имеющаяся пушка сохранила существующий лафет с ручными приводами наведения. Его конструкция позволяла вести огонь в любом направлении по азимуту с возвышением от -11° до +87°. В зависимости от типа снаряда обеспечивался эффективный огонь на дальность до 2,2 км. Для защиты наводчика орудие имело щит характерной изогнутой формы, состоящий из двух основных частей. В промежутке между половинами щита располагалась подвижная маска орудия. Правая половина щита имела небольшой вырез в верхней части, предназначенный для использования прицела.
Орудийную установку предлагалось монтировать на доработанной крыше корпуса, на месте подбашенной коробки и башни. Такое расположение вооружения позволяло сохранить приемлемую балансировку всей машины, а также обеспечить свободное наведение пушки во всем доступном секторе. Крепления орудийного лафета, как уже упоминалось, позволяли снимать его с шасси и монтировать обратно силами расчета.
Танк Panzerkampfwagen I, ставший основой для новой самоходки, не отличался большими размерами и крупным объемом корпуса, что привело к некоторым интересным последствиям. Главным следствием малых объемов стала разработка специального двухколесного прицепа Sonderanhänger 51 (Sd.Ah.51). Из-за малых размеров самоходки на ней можно было перевозить весьма ограниченный боекомплект, который расположили в небольшом отсеке позади водителя. Там же предусматривалось место для перевозки личного оружия расчета – карабинов Mauser 98k. Транспортировать прочие снаряды, а также личные вещи расчета предлагалось именно в прицепе, буксируемом самоходкой. По причине недостатка места внутри корпуса ЗСУ также лишилась радиостанции, из-за чего экипаж получил комплект флажков для передачи сигналов другим машинам.
В собранном виде новая самоходка на базе танка и зенитной пушки должна была весить около 5,5 т. Ее длина составляла 4,4 м, ширина 2,06 м, высота – 2,08 м. Сравнительно слабый двигатель позволял развивать скорость не более 35-37 км/ч и проходить на одной заправке до 180 км. Таким образом, перспективная самоходка с определенными ограничениями могла работать в одних боевых порядках с другой бронетехникой немецкой армии.
ЗСУ на фронте. Фото Worldwarphotos.info
Все работы по новому проекту, включая строительство боевых машин, были завершены в началу лета 1941 года. В первую очередь, этому поспособствовало применение готовых машины и пушек, имевшихся в войсках в большом количестве. Кроме того, работы в некотором смысле облегчили некоторые особенности танков, взятых для переделки. К началу сороковых годов танки Pz.Kpfw.I уже считались устаревшими и почти не использовались в исходном качестве. Так, некоторое количество машин модификации Ausf.A было переделано в транспортеры боеприпасов. При этом они лишались исходной башни и получали средства хранения и перевозки боеприпасов.
Именно транспортеры боеприпасов стали основой для новых ЗСУ. Эту технику забрали у 1-й роты 610-го транспортного батальона и отправили на модернизацию. Ввиду отсутствия башни и других изменений конструкции переделка транспортеров не заняла много времени. Итогом этих работ стало появление 24 новых зенитных самоходных установок. Также в некоторых источниках упоминается строительство одного или двух прототипов, за которыми последовала остальная серия из двух дюжин машин.
В соответствии с немецкой номенклатурой техники, зенитная самоходка нового типа получила обозначение 2cm FlaK 38 auf Pz.Kpfw.I Ausf.A: 2-см пушка FlaK 38 на шасси Pz.Kpfw.I модификации «A». Кроме того, тогда же появился новый термин Flakpanzer («Зенитный танк»). Альтернативным обозначением новой машины стало Flakpanzer I.
По имеющимся данным, отношение военных к «Флакпанцеру-1» с самого начала было неоднозначным. С одной стороны, появление такой техники позволяло обеспечить защиту колонн на марше за счет серьезных преимуществ в мобильности перед существующей буксируемой артиллерией. С другой, в основе нового проекта лежало устаревшее шасси с не слишком высокими характеристиками. Тем не менее, у немецкого командования просто не было выбора. Альтернатива ЗСУ 2cm FlaK 38 auf Pz.Kpfw.I Ausf.A пока не существовала и не предвиделась.
614-й батальон на оккупированных территориях, зима 1942 г. Фото Pvo.guns.ru
Для эксплуатации новых самоходок был сформирован новый 614-й зенитный батальон. Основным его оружием стали машины нового типа, а на вспомогательных ролях предлагалось использовать разнообразный парк автомобилей немецкого, французского и британского производства, ранее захваченных в качестве трофеев. Таким образом, с точки зрения материальной части 614-й батальон был весьма интересным подразделением.
Подготовка личного состава для 2cm FlaK 38 auf Pz.Kpfw.I Ausf.A продолжалась до середины лета 1941 года. В августе 614-й зенитный батальон по железной дороге отправили из Берлина в Прагу. Затем его перевезли в Румынию. Только осенью батальону удалось получить полноценную боевую задачу. Из Румынии самоходки своим ходом прошли порядка 600 км и углубились на оккупированную советскую территорию. Задачей батальона стала охрана мостов на Днепре.
Ориентировочно зимой 1941-42 года зенитный батальон все же смог отправиться на передовую. В течение нескольких следующих месяцев зенитные самоходки использовались для защиты войск от налетов с воздуха и, в некоторых случаях, для атаки наземных целей. Применение 20-мм пушек против танков не представлялось возможным, но в ряде случаев подобное оружие было эффективным средством для уничтожения долговременных огневых точек. Кроме того, имелся высокий потенциал в деле атаки полевой артиллерии на позициях.
Тем не менее, новая ЗСУ имела массу недостатков. Основные проблемы были связаны с морально и физически устаревшими шасси. Танки Panzerkampfwagen I производились до 1937 года, причем сборка первой модификации Ausf.A была свернута в начале осени 36-го. Таким образом, большая часть шасси для 2cm FlaK 38 auf Pz.Kpfw.I Ausf.A не отличалась новизной и большими остатками ресурса. Как следствие, значительную часть времени своей службы самоходки проводили не на передовой, а в ремонтных мастерских.
Самоходка в походном положении. Пушка накрыта чехлом. Фото Pvo.guns.ru
На службе и ее эффективности также сказывалось моральное устаревание шасси. Оно имело недостаточное бронирование и не отличалось высокой подвижностью. Из-за этого самоходки могли быть сравнительно легкой целью для крупнокалиберных пулеметов или противотанковых ружей Красной армии. Применение какой-либо артиллерии и вовсе было фатальным для немецких машин. Также не живучести негативно сказывалась недостаточная защита расчета, лишь часть которого была прикрыта щитом. Из-за этого значительно повышался риск поражения экипажа стрелковым оружием или осколками снарядов.
Следствием недостаточных характеристик и малой живучести стала потеря большей части построенных самоходок. К концу 1942 года значительное количество ЗСУ 2cm FlaK 38 auf Pz.Kpfw.I Ausf.A было списано по выработке ресурса или уничтожено противником. Последние несколько машин этого типа продолжали службу до начала 43-го. В это время 614-й зенитный батальон находился в районе Сталинграда и вместе с массой других подразделений попал в окружение.
Часть личного состава и материальной части батальона был уничтожен в ходе боев, а некоторым бойцам удалось остаться в живых и попасть в плен. Оставшаяся техника, в свою очередь, стала трофеями красноармейцев. Известно, что среди прочей техники в Сталинградском котле было обнаружено несколько самоходок «Флакпанцер-1». Советские специалисты изучили эту технику и раскритиковали ее. Вполне обоснованной критике подверглись все особенность проекта, некогда считавшегося перспективным. После изучения трофейные «зенитные танки» за ненадобностью отправили в переплавку.
Не позднее первых месяцев 1943 года последние самоходки 2cm FlaK 38 auf Pz.Kpfw.I Ausf.A прекратили свое существование. Таким образом, до наших дней не сохранилось ни одного образца этой техники. Всего 24 бронемашины, сведенные в один батальон, не смогли оказать существенного влияния на ход боев. Тем не менее, они позволили проверить на практике интересную и перспективную идею, оценив реальные возможности подобной техники. По результатам проекта Flakpanzer I было принято решение о продолжении разработки и строительства зенитных самоходных установок. Тем не менее, следующий подобный проект появился лишь через несколько лет.
По материалам сайтов: https://aviarmor.net/ https://tanks-encyclopedia.com/ https://pvo.guns.ru/ https://nemectanki.ru/ https://armor.kiev.ua/
Тактико-технические данные ЗСУ Sd.Kfz. 10/4
Экипаж, человек | 6 |
Боевая масса, кг: | |
в стандартном исполнении | 4900 |
с бронезащитой | 5500 |
Длина, мм | 4973 |
Ширина, мм | 2156 |
Высота, мм | 2000 |
Клиренс, мм | 325 |
Вооружение | 20-мм пушка Flak 30 |
Боекомплект, снарядов | 260 (+640 на прицепе) |
Мощность двигателя, л.с. | 100 |
Скорость по шоссе/по пересечённой местности, км/ч | 60/30 |
Запас хода по шоссе/по пересечённой местности, км | 220/150 |
Преодолеваемые препятствия: | |
угол подъёма, град. | 24 |
глубина брода, см | 70 |
высота стенки, см | 45 |