Самоходная артиллерийская установка АСУ-57 (объект 572)


Авиадесантная САУ АСУ-57. Вооружение. ТТХ. Размеры. Вес. Бронирование

Легкая авиадесантная артиллерийская установка класса противотанковых САУ была разработана в конце 40-х гг. специально для вооружения воздушно-десантных войск. А в 1951 г. установку приняли на вооружение и серийно выпускали до 1962 г. АСУ-57, полузакрытая установка с передним расположением МТО, имела боевое отделение, совмещенное с отделением управления, и расположенное в кормовой части корпуса. Здесь размещался экипаж, состоящий из трех человек, и орудие. Противопульная броневая защита корпуса изготавливалась из стальных и алюминиевых броневых листов, которые сваривались между собой.

САУ АСУ-57 — видео

За счет использования в конструкции сплавов алюминия конструкторы добились уменьшения размеров машины, а также снижения ее массы. Носовая часть была изготовлена из двух броневых листов, сваренных между собой и с бортами корпуса. Передняя часть днища крепилась к нижнему листу. Борта корпуса составляли вертикальные бронелисты, которые были приварены к нишам подвески и бортов, а также к лобовым щитам. Днище корпуса и корма защищались дюралюминиевыми листами. Для удобства экипажа верхние части лобового и бортовых листов делались откидными.

Ходовая часть машины включала три обрезиненных опорных катка, обрезиненное натяжное колесо, являющееся и опорным, со встроенным механизмом натяжения винтового типа, два поддерживающих ролика и звездочки на каждый борт, имеющие по два зубчатых венца с ассиметричным профилем зубьев. Высокую подвижность и проходимость машина получила благодаря гусеничному движителю. Подвеска машины была трубчато-стержневой торсионной с гидравлическими амортизаторами на передних узлах. Металлическая мелкозвенчатая гусеничная цепь шириной 204 мм состояла из 80 траков.

Машина с ходу могла преодолеть ров или траншею шириной до 1,4 м и вертикальное препятствие высотой до 0,5 м. Максимальный угол подъема достигал 30°. АСУ-57 могла преодолевать и водные препятствия, но только вброд, поскольку не была оснащена плавающим оборудованием. Глубина преодолеваемых бродов не должна была превышать 0,7 м. Удельное давление машины на грунт составляло всего 0,35 кг/см2, что равно давлению на грунт взрослого человека. Транспортировка установки производилась с помощью тяжелых планеров Як-14 и Ил-32, и для избежания раскачки корпуса в этот момент в машине имелось специальное устройство, фиксирующее крайние узлы подвесок на корпус.

Карбюраторный 4-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения М-20Е находился поперек корпуса в блоке с коробкой передач и бортовыми фрикционами с ленточными тормозами. Весь блок опирался на четыре эластичные опоры и крепился всего четырьмя болтами, что обеспечивало в случае необходимости его легкую и быструю замену. В передней части корпуса находились водяной и масляный радиаторы, а также вентилятор с приводом.

Самоходная установка АСУ-57 имела мощное вооружение. В боевой рубке устанавливалась длинноствольная 57-мм пушка 4-51. Здесь на надгусечных полках размещались аккумуляторы, часть боекомплекта и ЗИП. Пушка была оборудована двухкамерным дульным тормозом и эжектором. Она имела вертикальный клиновый затвор с полуавтоматикой механического типа и корытообразной люлькой, смонтированной на рамке. Ведение огня с закрытых позиций осуществлялось с помощью артиллерийской панорамы. При стрельбе прямой наводкой использовался оптический прицел ОП2-50 с подсветкой в ночное время суток и при неудовлетворительной видимости. Боекомплект орудия включал в себя 30 унитарных, или соединенных с гильзой, снарядов трех типов: подкалиберных бронебойных, кумулятивных и осколочных гранат. Скорострельность составляла 6—10 выстрелов в минуту.

С 1955 г. АСУ-57 стала оснащаться новой модернизированной пушкой Ч-51М с щелевым тормозом, при котором открывание затвора и вытяжка гильз осуществлялась в конце наката, поворотный механизм был оснащен тормозным устройством. На АСУ-57 было установлено танковое переговорное устройство ТПУ-47 на три абонента, радиостанция 10-РТ-12, находящаяся в боевом отделении и обеспечивающая связь на расстоянии до 20 км, и прибор ночного видения.

На базе АСУ-57 было создано еще две машины. АСУ-57П — плавающая авиадесантная самоходная артиллерийская установка. Машина появилась в 1954 г. Ее силовая передача включала коробку отбора мощности с приводом на гребной винт, находящийся в нише днища. Сначала конструкторы оснастили машину двумя гребными винтами с приводом от направляющих колес. Это обеспечивало замечательную маневренность на воде, однако гусеницы при этом не отключались, при выходе на берег двигатель работал на низших передачах, поэтому ему не хватало тяги. Более успешным оказался вариант, уже испытанный на легком довоенном танке Т-40, где винт с рулем в потоке располагались в туннеле. Система охлаждения дополнительно оснащалась теплообменником, обеспечивающим при движении на плаву отвод тепла от охлаждающей жидкости в забортную воду, отходящую от гребного винта.

Кроме того, на АСУ-57П была установлена пушка Ч-51П, усовершенствованный вариант Ч-51М, в котором труба соединялась с более технологичным активным дульным тормозом, конструкцией казенника, механизмом полу автоматики и подъемным устройством. Этот улучшенный вариант АСУ-57П так не был принят на вооружение. Не последнюю роль в этом сыграли довольно слабая защищенность, удовлетворение потребностей вооруженных сил в таком роде машин за счет уже серийно выпускавшихся АСУ-57, а также появление к тому моменту уже более мощной машины СУ-85.

АСУ-57 КШМ десантировалась с помощью планера ЯК-14 и на протяжении нескольких лет являлась единственной в мире самоходкой, сбрасываемой на парашюте.

Тактико-технические характеристики АСУ-57

— Компоновочная схема: моторно-трансмиссионное отделение спереди, совмещённое управления и боевое сзади — Производитель: ММЗ — Годы разработки: 1948—1950 — Годы производства: 1950—1962

Экипаж: 3 человека

Вес АСУ-57

— Боевая масса, т: 3,35

Габаритные размеры АСУ-57

— Длина корпуса, мм: 3480 — Длина с пушкой вперёд, мм: 5750 — Ширина, мм: 2086 — Высота, мм: 1460 (по тенту), 1180 (с опущенными щитками) — Клиренс, мм: 300

Бронирование АСУ-57

— Тип брони: стальная катаная гомогенная — Лоб корпуса (верх), мм/град.: 6 / 65° — Лоб корпуса (середина), мм/град.: 6 / 20° — Лоб корпуса (низ), мм/град.: 6 — Борт корпуса, мм/град.: 4 / 0° — Корма корпуса, мм/град.: 6 (неброневой дюралюминий) — Днище, мм: неброневой дюралюминий — Лоб рубки, мм/град.: 6 / 36° — Борт рубки, мм/град.: 4 / 15° — Корма рубки, мм/град.: открытая — Крыша рубки, мм/град.: открытая

Вооружение АСУ-57

— Калибр и марка пушки: 57-мм Ч-51 — Тип пушки: нарезная полуавто­матическая — Длина ствола, калибров: 74,16 — Боекомплект пушки: 30

— Углы ВН, град.: −5…+12 — Углы ГН, град.: ±8 — Прицелы: перископический ОП2-50, панорамный перископический прицел МП-50

— Пулемёты: 1 × 7,62-мм СГ-43 или СГМ

Двигатель АСУ-57

— Тип двигателя: М-20Е — Мощность двигателя, л. с.: 55

Скорость АСУ-57

— Скорость по шоссе, км/ч: 45 — Скорость по пересечённой местности, км/ч: 20—25

— Запас хода по шоссе, км: 250 — Удельная мощность, л. с./т: 16,4 — Тип подвески: индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами — Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,35

— Преодолеваемый подъём, град.: 30 — Преодолеваемая стенка, м: 0,5 — Преодолеваемый ров, м: 1,4 — Преодолеваемый брод, м: 0,7

Ссылки [ править ]

  1. «АСУ-57» . Танковая энциклопедия
    . Проверено 11 ноября 2022 .
  • Колл, Кристиан (2009). Советская пушка: всестороннее исследование советского оружия и боеприпасов калибрами от 12,7 мм до 57 мм . Австрия: Колл. п. 491. ISBN. 978-3-200-01445-9.
  • Залога Стивена Дж .; Халл Эндрю Дж .; Марков Давид Р. (1999). Советские / российские методы проектирования бронетехники и артиллерии: с 1945 г. по настоящее время
    . Darlington Productions. С. 288–291. ISBN 1-892848-01-5.
  • Солянкин, АГ; Желтов И.Г .; Кудряшов, К.Н. (2010). Отечественные Бронированные Машины — XX век, Том 3: 1946-1965
    . ООО «Цейхгауз». С. 530–533. ISBN 978-5-9771-0106-6.

Фото САУ АСУ-57

САУ АСУ-57 в Чехословакии. 1968 год.

САУ АСУ-57 на парашютной платформе ПП-127-3500

Похожее

САУ 2С7 Пион (2С7М Малка) ТТХ. Калибр. Размеры. Дальность стрельбы

РСЗО БМ-21 Град. Площадь поражения. Ракеты. Калибр. История

120-мм миномет 2Б11 комплекс 2С12 Сани ТТХ. Дальность стрельбы. Вес

Миномет 2Б9М Василек 82-мм Скорострельность. Дальность стрельбы. Вес

САУ 2С3 Акация 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Двигатель

САУ 2С1 Гвоздика 122-мм Дальность стрельбы. Размеры. Устройство. Вес

Пушка 2А36 Гиацинт-Б 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Устройство

РСЗО 9К58 Смерч Площадь поражения. Ракеты. Калибр. История

Пушка МТ-12 Рапира. Дальность стрельбы. История. Размеры

Гаубица Д-30 122-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

2С4 Тюльпан самоходный миномет 240-мм ТТХ. Размеры. Дальность стрельбы. Вес

САУ 2С35 Коалиция-СВ 152-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

Гаубица Мста-Б (2А65) 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Боеприпасы

САУ 2С9 Нона-С 120-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Вооружение

АТ-Т тяжелый артиллерийский тягач. ТТХ. Размеры. Двигатель. История

САУ 2С19 Мста-С 152-мм Размеры. Скорость. Двигатель. История

РСЗО 9К57 Ураган Площадь поражения. Ракеты. Калибр. История

ТОС-1 Буратино (ТОС-1А Солнцепек) ТТХ. Площадь поражения

Дивизионная пушка ЗИС-3 76-мм. ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

Пушка-гаубица Д-20 152-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

Гаубица М-30 образца 1938 года 122-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

САУ 2С5 Гиацинт-С 152-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Вооружение. Размеры. Вес

САУ Фердинанд (Элефант) ТТХ. Бронирование. Вес. Размеры

САУ СУ-100. ТТХ. Вооружение. Размеры. Снаряды. Вес. Скорость

САУ Штурмтигр калибр 380-мм. ТТХ. Вооружение. Снаряды. Бронирование. Размеры

203-мм гаубица Б-4 образца 1931 года ТТХ. Вес. Боеприпасы. Размеры

САУ СУ-152 Зверобой 152-мм ТТХ. Снаряды. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

Пушка М-46 130-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

Установка разминирования УР-77 Метеорит ТТХ. Вооружение. Размеры

РСЗО 9К51М Торнадо-Г. Ракеты. ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры

САУ 2С31 Вена 120-мм. Дальность стрельбы. История. Размеры. Вес

Немецкая САУ StuG III. Модификации. Размеры. Вооружение. Вес

Управляемый снаряд Краснополь. ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Стоимость

Мортира Карл 600-мм и 540-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Вес. Размеры

Орудие Большая Берта 420-мм. ТТХ. Вес. Размеры. Боеприпасы

САУ СУ-76. ТТХ. Размеры. Бронирование. Вес. История

САУ 2С23 Нона-СВК 120-мм ТТХ. Вооружение. Дальность и кучность стрельбы. Размеры

САУ 2А3 Конденсатор-2П калибр 406-мм Дальность стрельбы. Вооружение. Размеры. Вес

Миномет М-160 калибр 160-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Боеприпасы. Размеры

Авиадесантная САУ АСУ-57. Вооружение. ТТХ. Размеры. Вес. Бронирование

Артиллерийский комплекс А-222 Берег 130-мм. ТТХ. Дальность стрельбы. Боеприпасы

Гаубица БР-18 калибр 305-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Вес

152-мм гаубица Д-1. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Устройство

Миномет М-240 калибр 240-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

САУ СУ-85. Боеприпасы. Бронирование. Размеры. Вес. Двигатель

Контрбатарейная РЛС Зоопарк-1 (1Л219М). Дальность контроля огневых позиций. Устройство

САУ 2С25 Спрут-СД. Калибр. История. Размеры. Вес. Двигатель

САУ 2С34 Хоста 120-мм. ТТХ. Размеры. Дальность стрельбы. Вооружение. Вес

Самоходка АСУ-85. Вооружение. Размеры. Бронирование. Вес

280-мм мортира Бр-5 образца 1939 года Размеры. Вес. Боеприпасы

Самодвижущаяся пушка 2А45М Спрут-Б. ТТХ. Скорость. Двигатель. Вес

Белорусская РСЗО БелГрад. ТТХ. Дальность стрельбы. Боеприпасы. Размеры

Пушка С-23 калибр 180-мм. Боеприпасы. Вес. Размеры. Дальность стрельбы

Самоходка САУ СУ-122. Размеры. Вооружение. Бронирование. Вес

САУ Ягдпантера. Вес. Бронирование. Размеры. Вооружение

Многоствольная САУ М50 Онтос. ТТХ. Вооружение. Размеры. Бронирование

Пушка Д-74 калибр 122-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

Артиллерийский тягач Т-20 Комсомолец. Вооружение. Бронирование. Размеры. Вес

Артиллерийский тягач Я-12. Размеры. Вес. Грузоподъемность. Двигатель

САУ ИСУ-122. Вооружение. Размеры. Вес. Бронирование

РПУ-14 (8У38) — реактивная пусковая установка

2К32 Дева — 82-мм самоходный минометный комплекс

РСЗО БМ-24 (Т) 240-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Двигатель

Артиллерийский тягач Коминтерн. Грузоподъемность. Размеры. Вес. Двигатель

САУ СУ-122-54. Бронирование. Размеры. Вес. Дальность стрельбы

РСЗО БМ-14-16. Вооружение. Размеры. Вес. Дальность стрельбы

САУ Насхорн (Носорог). Вооружение. Размеры. Вес. Бронирование

Пушка БР-2 калибр 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

Самоходная гаубица САУ PzH 2000. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

Пушка БР-17 калибр 210-мм. Вес. Дальность стрельбы. Скорострельность

САУ Веспе 105-мм. Вооружение. Размеры. Бронирование. Вес

Колесная САУ ГАЗ-68 (КСП-76). Вооружение. Размеры. Вес. Двигатель

САУ Бруммбар 150-мм. Вооружение. Размеры. Вес. Бронирование

Тяжелая САУ СУ-14. Бронирование. Размеры. Вес. Двигатель

САУ СУ-5. Вооружение. Бронирование. Размеры. Вес

САУ АТ-1. Бронирование. Размеры. Вес. Двигатель

САУ СУ-12. Вооружение. Бронирование. Размеры. Вес

Операторы [ править ]

Карта бывших операторов АСУ-57 в красном цвете

Бывшие операторы [ править ]

Египет

  • Египетская армия получила небольшое количество ASU-57 в начале 1960-х годов; они использовались во время Шестидневной войны 1967 года.

Эфиопия

  • Во время Огаденской войны 1977 года эфиопская армия получила несколько десятков САУ .

Восточная Германия

  • В 1961–1962 годах компания Nationale Volksarmee
    получила 20 автомобилей бывшей Советской армии.

Северная Корея

  • Сухопутные войска Корейской Народной Армии заказали 200 машин в 1966 году. Все они ранее использовались Советской Армией и были поставлены в 1967 и 1968 годах.

Республика Сахара

  • Фронт ПОЛИСАРИО получил неизвестное количество автомобилей из Ливии.

Советский союз

  • Советская Армия использовала АСУ-57 в составе ВДВ ВДВ .

Вьетнам

  • Вьетнамская народная армия

Югославия

  • Югославская Народная Армия
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]