Главная » Артиллерия » Артиллерия Великой армии Наполеона Часть 1
Артиллерия
byakin 08.10.2021 1131
13
в Избранноев Избранномиз Избранного 7
Артиллерия Великой армии Наполеона Часть 1
Наполеон Бонапарт любил говорить, что великие битвы выигрывает артиллерия. Будучи артиллеристом по образованию, он придавал особое значение содержанию этого рода войск на высоком уровне. Если при старом режиме артиллерия признавалась чем-то хуже пехоты и кавалерии, а по старшинству считались после 62 пехотных полков (но перед 63-м и последующими), то в правление Наполеона эта очередность не только поменялась в обратном порядке, но и был создан отдельный императорский артиллерийский корпус.
В первой половине XVIII века французская артиллерия превосходила все другие благодаря тому, что Франция первой провела стандартизацию артиллерийских орудий. Стандартизацию провел генерал Жан Флоран де Вальер (1667–1759), который ввел единую систему классификации орудий, разделив их на категории от 4- до 24-фунтовых. Недостатком этой системы оказалось то, что орудия были крепкими, но одновременно тяжелыми, а значит – неуклюжими и неповоротливыми в бою, на марше и в обслуживании.
Семилетняя война доказала превосходство австрийской артиллерии, где были введены легкие 3-, 6- и 12-фунтовые орудия, а также легкие мортиры. За Австрией последовали другие страны, особенно Пруссия.
Потеря Францией превосходства в артиллерии склонила военного министра Этьена-Франсуа де Шуазеля к проведению новой реформы этого рода войск. Эту задачу он возложил на генерала Жана Батиста Вакета де Грибоваля (1715–1789), который в 1756–1762 годах служил в Австрии и имел возможность ознакомиться с австрийской артиллерийской системой. Хотя консервативные военные, а особенно сын де Вальера, пытались препятствовать его реформе, покровительство Шуазеля позволило Грибовалю коренным образом изменить французскую артиллерию начиная с 1776 года.
Система Грибоваля
Эти изменения, известные как «система Грибоваля», означали полную стандартизацию не только орудий, но и всего артиллерийского парка. Унифицированы были не только сами орудия, но и их лафеты, передки, зарядные ящики, боеприпасы и инструменты. С тех пор можно было, например, заменить разбитые орудийные колеса колесами от передков или зарядных ящиков, или даже от интендантских повозок.
Другой заслугой Грибоваля было то, что он уменьшил зазор между калибром орудия и калибром ядра, который до того времени мог достигать и пол дюйма. При уменьшенном зазоре ядра более плотно прилегали к каналу ствола, отпадала необходимость забивать в ствол пыжи. А прежде всего, можно было уменьшить заряд пороха, сохранив при этом дальность стрельбы. Это, в свою очередь, позволило отливать орудия с более тонкими стволами, а тем самым более легкие. Например, 12-фунтовая пушка Грибоваля стала наполовину легче аналогичной пушки Вальера.
Грибоваль также разделил артиллерию на четыре основных вида: полевую, осадную, гарнизонную и береговую. Орудия больше 12 фунтов зачислялись в три последние. Таким образом, полевая артиллерия приобрела ярко выраженный характер легкой артиллерии.
На основании королевского постановления (ордонанса) от 3 ноября 1776 года артиллерия состояла из 7 пеших полков, 6 минерных рот и 9 рабочих рот. В каждом полку имелись два батальона канониров и саперов, состоявших из двух так называемых «бригад». Первая бригада такого батальона состояла из четырех рот канониров и одной роты саперов. Каждая рота по штатам военного времени насчитывала 71 солдата.
Хотя минерные роты входили в состав артиллерийских подразделений, они составляли отдельный корпус. Минерные роты насчитывали по 82 солдата и были расквартированы в Вердене. Рабочие роты были распределены по королевским арсеналам. Каждая из них насчитывала 71 солдат. Всей французской артиллерией командовал первый генеральный инспектор (генерал от артиллерии).
Артиллерийские полки носили имена городов, в которых они были сформированы, хотя к 1789 году они могли сменить расположение на совершенно другие места. Старшинство полков было следующим: Страсбург, Оксон (располагался в Меце), Тюль (в Ла-Фере), Безансон (в Оксоне), Гренобль (в Валансе), Ла-Фер (в Дуэ), Мец (в Безансоне).
В 1791 году организация артиллерии была изменена. Прежде всего, декретом от 1 апреля были отменены старые названия полков, которые получили порядковые номера: Ла-Фер – 1-й, Мец – 2-й, Безансон – 3-й, Гренобль – 4-й, Страсбург – 5-й, Оксон – 6-й, Тюль – 7-й.
Нумерацию также получили минерные роты: Каталан – 1-я, Рюжи – 2-я, Коньон – 3-я, Барберен – 4-я, Бувиль – 5-я, Шазель – 6-я. А также рабочие роты: Нейземон – 1-я, Герен старшая – 2-я, Ростан – 3-я, Герен младшая – 4-я, Круайе – 5-я, Пьюверен – 6-я, Дюбюссон – 7-я, Гюрэ – 8-я, Дюфор – 9-я. Также была сформирована новая, 10-я рабочая рота.
Каждый из семи полков пешей артиллерии состоял из двух батальонов по 10 рот, насчитывающих 55 канониров. Штаты рот военного времени были увеличены декретом от 20 сентября 1791 года на 20 человек, то есть на 400 человек в полку. Зато уменьшились штаты минерных и рабочих рот – теперь они насчитывали соответственно 63 и 55 человек. Также был упразднен пост первого генерального инспектора артиллерии.
Таким образом, корпус артиллерии насчитывал 8442 солдата и офицера в 7 полках, а также 409 минеров и 590 работников в 10 ротах.
Пушки Наполеона в Московском Кремле: стулья расползаются как тараканы
В советский период целостность Кремлёвской коллекции была нарушена. В период с 1945 по 1965 год 119 орудий, в основном прусского и австрийского производства, были переданы в региональные музеи:
- 69 орудий в 1962 году переданы в Музей-панораму «Бородинская битва» в Москве;
- 38 орудий в 1945-1955 годы переданы в Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник;
- 3 орудия переданы в 1941-1958 годы Государственному Историческому музею и выставлены в экспозиции Музея Отечественной войны 1812 года;
- 3 орудия в 1962 году переданы Смоленскому государственному объединённому историческому и архитектурно-художественному музею-заповеднику;
- 2 пушки переданы в 1962 году Тарутинскому военно-историческому музею Отечественной войны 1812 года;
- 2 пушки переданы в 1964 году Малоярославецкому военно-историческому музею 1812 года;
- 2 пушки были переданы в 1965 году Государственному музею Белорусской ССР. Сегодня одна из них экспонируется в Национальном музее Республики Беларусь, другая в Борисовском объединённом музее.
Для целостности коллекции это не очень хорошо, а вот для осмотра пушек во всех деталях хорошо очень-очень. Во всех музеях можно увидеть торель с винградом, а также надписи о месте и дате отливки, выбитые на торельном пояске. В Кремле такая роскошь недоступна — пушки плотно придвинуты к стенкам и даже если залезть на каменный постамент рассмотреть что у них сзади нереально.
Рост престижа артиллерии
Далее 29 апреля 1792 года был издан декрет о формировании нового вида войск – девяти рот конной артиллерии по 76 солдат. В том же году 1 июня 1-й и 2-й пешие артиллерийские полки получили по две роты конной артиллерии, а остальные полки – по одной роте. То есть конная артиллерия еще не была выделена в отдельный род войск.
Начиная с 1791–1792 годов во французской армии возрастает значение и престиж артиллерии. Это был единственный род войск, которого почти не коснулись дезертирства и предательства королевских офицеров, участившиеся в июне 1791 года под влиянием попытки бегства Людовика XVI в Варенн.
В артиллерии, чисто техническом роде войск, служило гораздо меньше дворян, чем в пехоте и кавалерии. Поэтому артиллерия сохранила высокий уровень боеспособности и сыграла решающую роль в разгроме прусской армии, идущей в 1792 году на Париж. Можно даже сказать, что именно стойкость артиллеристов в битве при Вальми решила исход боя, в котором слабо подготовленные полки, сформированные из наспех обученных добровольцев, не всегда были способны отразить штыковые атаки пруссаков и выдержать огонь прусской артиллерии.
Именно в результате той блестящей стойкости артиллеристов, а также растущей угрозы границам Республики, в 1792–1793 годах корпус артиллерии был увеличен до 8 пеших и 9 конных полков. Полки конной артиллерии получили распределение по следующим гарнизонам: 1-й – в Тулузе, 2-й – в Страсбурге, 3-й – в Дуэ, 4-й – в Меце, 5-й – в Гренобле, 6-й – в Меце, 7-й – в Тулузе, 8-й – в Дуэ, 9-й – в Безансоне. В 1796 году количество конной артиллерии было уменьшено до восьми полков.
Дальнейшее развитие артиллерия получила в 1796 году. Теперь она насчитывала восемь пеших и восемь конных полков, а количество рабочих рот увеличилось до двенадцати. Минерные и саперные роты были исключены из артиллерии и переданы в инженерные войска. А вместо них был сформирован новый корпус понтонеров – пока только в составе одного батальона, расположенного в Страсбурге.
В 1803 году в связи с приготовлениями для войны с Англией была проведена очередная реорганизация. Восемь пеших полков остались, а количество конных – было уменьшено до шести. Вместо этого количество рабочих рот увеличилось до пятнадцати, а понтонных батальонов – до двух. Возник новый род войск – восемь батальонов артиллерийских обозов.
Очередная реорганизация уже императорского корпуса артиллерии наступила в 1804 году. Тогда было сформировано 100 канонирских рот береговой обороны, набранных среди ветеранов, чей возраст или состояние здоровья не позволял им служить в линейных частях. Ту же роль играли роты стационарных канониров (sedentaires), расположенных на прибрежных островах, таких как Иф, Нуармутье, Экс, Олерон, Ре и пр. Постепенно, в связи с увеличением береговой линии Франции, количество рот береговой обороны достигло 145, а стационарных – 33. Кроме того, 25 ветеранских рот было расположено в крепостях.
В том же 1804 году количество рабочих рот увеличилось до шестнадцати, а в 1812 году их уже было девятнадцать. Количество батальонов артиллерийских обозов было доведено до двадцати двух. Также появились три роты оружейников, занимающихся починкой оружия и снаряжения. В 1806 году были добавлены четыре роты, а в 1809 году – еще пять.
Такая организация артиллерии сохранилась на протяжении всех наполеоновских войн, с тем только, что в 1809 году к 22 линейным ротам артиллерии в каждом полку прибавилась рота снабжения, а в 1814 году количество линейных рот увеличилось до 28.
Пост первого генерального инспектора, как уже говорилось, был упразднен вскоре после смерти Грибоваля. Лишь Бонапарт вернул его во времена Консулата, назначив первым генеральным инспектором Франсуа Мари д’Абовиля. Его преемниками были последовательно Огюст Фредерик Луи Мармон (1801–1804), Николя Сонжи де Курбон (1804–1810), Жан Амбруаз Бастон де Ларибуазьер (1811–1812), Жан-Батист Эбле (1813) и Жан-Бартельмо Сорбье (1813–1815). Первый генеральный инспектор председательствовал в совете генеральных инспекторов (генерал-майоров и генерал-лейтенантов). Но так как генеральные инспекторы, как правило, находились в действующей армии, то совет собирался крайне редко.
На уровне корпуса Великой армии артиллерией командовал комендант в звании генерал-лейтенанта. Он всегда находился при штабе корпуса и распределял артиллерию по пехотным дивизиям и кавалерийским бригадам или сводил её в «большие батареи».
Наполеон считал артиллерию главной огневой силой в бою. Уже в первых походах в Италию и Египет он старался использовать артиллерию для нанесения решающего удара по противнику. В дальнейшем он старался постоянно увеличивать насыщение своих войск артиллерией.
У Кастильоне (1796 г.) он мог сосредоточить на главном направлении всего несколько орудий. Под Маренго (1800 г.) у него было 18 орудий против 92-х австрийских. Под Аустерлицем (1805 г.) он поставил 139 орудий против 278-и австрийских и русских. Под Ваграмом (1809 г.) Наполеон привел 582 орудия, а австрийцы – 452. Наконец, при Бородино (1812 г.) у Наполеона было 587 орудий, а у русских – 624.
Артиллерия под огнем. Картина Эжена Лалиэпвра. В наполеоновскую эпоху артиллерия стала главной ударной силой французской армии и приобрела невиданный до того престиж
Это был пиковый момент развития французской артиллерии, так как количество орудий, с которыми французы могли противостоять союзникам в 1813–1814 гг., было значительно ниже. Это произошло в первую очередь из-за потери всего артиллерийского парка при отступлении из России. Несмотря на огромные усилия, восстановить прежнюю мощь артиллерии за такой короткий срок было невозможно.
Постоянно и заметно росло количество артиллеристов во французской армии. В 1792 году их было 9500. Три года спустя, в войне Третьей коалиции, их уже было 22 тысячи. В 1805 году Великая армия насчитывала 34 тысячи артиллеристов. А в 1814 году, непосредственно перед падением Наполеона, аж 103 тысячи. Однако со временем значительную часть артиллеристов стали составлять ветераны, которых можно было использовать разве что при обороне крепостей.
Во время революционных войн на тысячу солдат имелось одно орудие. Артиллерия тогда была малочисленной. И в её ряды легче было привлечь тысячи добровольцев из пехоты, чем обучить тысячи профессиональных канониров и дать им соответствующее снаряжение. Однако Наполеон настойчиво стремился к тому, чтобы коэффициент насыщения войск артиллерией был как можно выше.
В кампании 1805 года на каждую тысячу пехотинцев приходилось уже почти два орудия, а в 1807 году – более двух. В войне 1812 года на каждую тысячу пехотинцев приходилось уже более трех орудий. Наполеон считал насыщение войск артиллерией наипервейшей задачей – ввиду убыли пехотинцев-ветеранов.
По мере понижения боеспособности пехоты требовалось всё больше и больше усиливать её артиллерией.
Пушки Наполеона в Московском Кремле: неудавшийся Вандом
В середине ноября 1812 года Главнокомандующий князь М.И.Голенищев-Кутузов распорядился наладить учёт и сбор захваченных неприятельских орудий и доставлять их в крупные артиллерийские арсеналы и склады. Вскоре последовало повеление Императора Александра I направлять в дальнейшем трофейные орудия в Москву, чтобы «на память многократных побед и совершеннаго истребления всех дерзнувших вступить в Россию неприятельских сил, иметь из сих отнятых у них орудий воздвигнут быть увенчанный лаврами столп». На эту мысль Александра натолкнул сам Наполеон, отливший из захваченных в битве под Аустерлицем русских и прусских пушек знаменитую Вандомскую колонну как символ своей победы.
Первые орудия начали поступать в Москву в январе 1813 года, последнюю пушку нашли где-то под Смоленском в 1819. Пока шёл сбор пушек, был проведён конкурс на лучший проект «Московского Вандома», в котором участвовали известные архитекторы того времени. Казалось бы, участь пушек была решена, но по непонятным причинам при Александре I колонну так и не воздвигли. Вернулись к этой идее уже при Николае I в 1830 году, но всё упёрлось в финансирование. Как всегда, на грандиозный прожект банально не хватило денег. Идею с колонной отложили до лучших времён, а пушки просто выставили в Кремле на всеобщее обозрение.
Пушки Наполеона в Московском Кремле: загадочная француженка
В первой группе орудий справа от южных ворот Арсенала есть одна загадочная пушка. По пропорциям и особенностям литья она явно не наполеоновской эпохи. Пушка установлена в верхнем ряду, поэтому с земли разглядеть можно только повреждённую в бою дульную часть ствола.
И вот во время одной из экскурсий мне удалось встать как на ступеньку на камни первого ряда и отснять верхнюю часть ствола. Делать это пришлось быстро, казённая часть вышла не очень резко, но даже этого хватило для привязки орудия к историко-временной шкале.
Первый вензель на дульной части — лента с девизом «Ostendunt tela parentem» (воплощаю замыслы предков? кто знает перевод?). Под ним увитый лентами щит на фоне корабельного якоря. Надпись на щите «Le comte de Vermandois, Admiral de France 1682» переводится как «Граф Вермандуа, Адмирал Франции». Граф Вермандуа — это Людовик Бурбонский, незаконнорожденный сын Людовика XIV и фаворитки Луизы де Лавальер, принц Франции. В год рождения назван генерал-адмиралом, в два года возведён в титул Адмирала Франции. Умер в возрасте 16 лет (в 1683 году) скорее всего от заражения крови, участвуя в войне с Испанией за Испанские Нидерланды. Судя по дате на стволе пушка отлита за год до его смерти.
Снять изображение на казённой части чётко сверху не удалось, а под углом сложно разглядеть детали. Девиз не читается, мужской профиль скорее всего принадлежит королю Людовику XIV. В любом случае, к этой пушке надо будет вернуться и попробовать отснять получше.
Пушки Наполеона в Московском Кремле: старые раны
Рассматривая пушки Наполеона в Московском Кремле, можно увидеть не только гербы и монограммы, но и следы былых сражений. У одних пушек стволы посечены осколками, у других заметны вмятины от ядер.
У одной пушки прямым попаданием ядра выбило основательный кусок прямо на дульном срезе.
А ещё отступающие солдаты намеренно приводили орудия в негодность. Большая часть обозных лошадей была потеряна, а тащить на себе тяжеленные стволы голодные и замёрзшие солдаты не могли. Вот и делали пушки непригодными для службы у неприятеля. Можно было забить запальное отверстие железным ершом или гвоздём. Просто, но не критично — после извлечения гвоздя пушка снова была готова к стрельбе.
Гораздо действеннее было отломать или отпилить какую-нибудь нужную часть, например дельфы. Такую пушку гораздо сложнее установить на лафет. А лучше всего — отпилить цапфу. Пушка с одной цапфой при первом же выстреле разнесёт лафет и перекалечит орудийный расчёт, так что стрелять из такой никто не решится.
А как измождённые солдаты могли отпилить дельфы, а тем более цапфу? Вспомните, какие тогда были морозы. Металлы при сильном охлаждении теряют свою пластичность и становятся хрупкими, это называется хладоломкость. Французам не нужно было пилить бронзу на всю толщину, достаточно было небольшого пропила по контуру и пары сильных ударов по цапфе. Когда будете смотреть пушки Наполеона в Московском Кремле — смотрите внимательнее. В рядах бронзовых ветеранов нет-нет да мелькнёт инвалид без цапфы или дельфов.
На этом мой рассказ про пушки Наполеона в Московском Кремле закончен. В закрытой зоне у Арсенала ещё много старинных русских пушек, но о них как-нибудь в другой раз.
Чтобы не пропустить новые статьи Вы можете подписаться на обновления
. Если статья понравилась, оставьте, пожалуйста, комментарий или поделитесь с друзьями в соцсетях. Текст и фото Леонид Кузнецов. В статье также использованы фото из сети Интернет. Рисунки гербов и монограмм из каталога В.А. Петрова «Орудия, отбитые у неприятеля в 1812 году».
Все права защищены © Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник.
Пушки Наполеона в Московском Кремле: музей под окнами президента
При царе Московский Кремль был излюбленным местом для прогулок горожан, а пушки Наполеона мог увидеть любой желающий. С приходом к власти большевиков ситуация в корне изменилась. В Кремле поселились члены правительства, соответственно территория была закрыта и охранялась как военный объект. Вплоть до Хрущёвской оттепели не то что посмотреть пушки — просто попасть сюда простым гражданам было заказано. При Хрущёве вход в Кремль частично открыли — музеи и памятники архитектуры стало возможным посмотреть свободно, а вот в зону правительства никого не пускали. Основная масса правительственных кабинетов располагалась в то время в 14-м корпусе, так что пройти к Арсеналу и посмотреть пушки можно было без проблем.
А вот после распада СССР ситуация опять изменилась в худшую сторону. Сначала для ремонта и подкраски стен арсенала закрыли доступ к восточной стене — обещали что временно. Затем закрыли на ремонт 14-й корпус — сказали что на два-три года. Укрепили фундамент и несущие стены за 8 миллиардов рублей, а в 2015 году приняли решение снести здание как не имеющее исторической ценности. Что и сделали к маю 2016 года.
Какое отношение это имеет к пушкам Наполеона? А самое прямое: Сенат стал рабочей резиденцией президента. А так как часть окон его кабинетов выходит прямо на восточную стену Арсенала, то хождение по Сенатской площади перекрыли из соображений безопасности. Вдруг вы не пушками интересуетесь, а в окна напротив заглядываете? Короче, нечего гулять под окнами режимного объекта!
Пушки Наполеона в Московском Кремле: как попасть на красную дорожку
На сегодняшний день ситуация выглядит следующим образом. В свободном режиме можно посмотреть лишь около сотни стволов слева от южной стены Арсенала (зелёная линия на карте).
Справа от южных ворот (оранжевая линия) начинается закрытая зона. Близко подойти нельзя, но хотя бы издалека посмотреть можно.
А вот вся экспозиция вдоль восточной стены (красная линия) не просматривается даже издалека, хотя основная масса стволов сосредоточена именно здесь.
Так что же, пушки у восточной стены томятся в заточении, как наложницы в восточном гареме? А вот и нет! В 2022 года в Кремле появилась лекционно-экскурсионная программа «Искусство литья: кремлёвские пушки и колокола». В сопровождении её автора, Лидии Юрьевны Гинце, можно посмотреть ВСЕ без исключения пушки Наполеона в Московском Кремле. Покупаете билет в кассах Кремля — и вперёд, к наполеоновским пушкам! В конце 2022 года пушечную часть лекции отделили от колокольной, теперь она называется «Пушки московского Кремля: победители и побеждённые». Программа длится около трёх часов. Прогулка по «красной зоне» занимает 20-30 минут, при этом группу сопровождает сотрудник Комендатуры. Лекция проводится только по воскресеньям, один-два раза в месяц. Узнать о ближайшей дате проведения можно здесь
>>>
.
Несколько лет назад на кремлевскую стену перед началом пушечного ряда вернули латунные таблички. Что за пушки лежат у стен Арсенала теперь знают все. Ну по крайней мере те, кто умеет читать.
Пушки Наполеона в Московском Кремле разложены рядами на каменных двухуровневых подиумах, дульной частью вперёд. Первый уровень находится достаточно высоко от уровня земли, однако гербы в дульной части и дельфы уложенных на нём стволов можно очень хорошо. С гербами в торельной части немного хуже, но при желании можно рассмотреть и их. Надписи на торелях почти не видно, а винграды не видно совсем.
С орудиями второго ряда дела ещё плачевнее — они видны только с боков в дульной части. Вариант встать как на ступеньку на опору первого ряда проходит очень редко — охрана в большинстве случаев просит больше так не делать. Но даже в первом ряду есть на что посмотреть. Предлагаю вашему вниманию свою съёмку, рассортированную по странам.