Летающая крепость B-17: история и характеристики самолета


Boeing B-17 Flying Fortress — известнейший американский бомбардировщик, прекрасно зарекомендовавший себя в годы Второй мировой войны. Несмотря на то что в американском воздушном флоте в то время были машины с аналогичными и превосходящими характеристиками, именно B-17, благодаря надежности и боевым качествам, по мнению большинства, символизировал мощь авиации США.

Рассмотрим основные характеристики летающей крепости, как неофициально прозвали этот самолет, историю разработки и роль в массовой культуре.

История бомбардировщика

Работа над созданием бомбардировщика, призванного усилить оборону морского побережья США, началась в 1934 году, когда был объявлен конкурс на подобную модель воздушного судна.

при планировании Б-17 изначально планировалась четырехмоторная модель с цельнометаллическим планером, полностью закрытой кабиной для экипажа и скрываемым шасси, согласно передовым идеям эпохи.

Первый опытный образец прошел публичную демонстрацию в июле 1935 года, после чего получил свое известное прозвище летающей крепости.

Спустя месяц В-17 значительно превзошел образцы конкурирующих фирм в проводимых сравнительных испытаниях, получив отличные шансы на госзаказ. Но в конце августа того же года опытная модель бомбардировщика под названием «Модель 299» разбилась, в результате чего не смог выиграть в конкурсе и был дисквалифицирован.

Однако прекрасные технические характеристики самолета не остались без внимания специалистов, и в январе 1936 года «Боингу» предложили доработать В-17, представив тринадцать бомбардировщиков для подготовки к серийному производству.

Доработанные экземпляры прошли суровую проверку в различных условиях, в течение года налетав более девяти тысяч километров, избежав существенных аварий и неисправностей. В результате «Боинг» получил желаемый контракт, и машина с индексом В-17 поступила в серийное производство.

Бомбардировщик начал производиться серийно в июле 1939 года, и выпускался в течение шести лет в Сиэтле, Бэрнбенке и Лонг-Бич. Общий объем производства за эти годы составил более двенадцати тысяч семисот машин различных модификаций.

производство

Одобрение B-17 ВВС США:[11]

Производительверсиядо 1940 г.194019411942194319441945ОБЩИЙ
Боинг, СиэтлXB-1711
Боинг, СиэтлY1B-171313
Боинг, СиэтлY1B-17A11
Боинг, СиэтлВ-17Б241539
Боинг, СиэтлВ-17С3838
Боинг, СиэтлБ-17Д4242
Боинг, СиэтлВ-17Э102410512
Боинг, СиэтлВ-17Ф8491.4512.300
Дуглас, Лонг-БичВ-17Ф85520605
Локхид, БербанкВ-17Ф68432500
Боинг, СиэтлВ-17Г8892.8373094.035
Дуглас, Лонг-БичВ-17Г4321.2716922.395
Локхид, БербанкВ-17Г4551.2445512.250
ОБЩИЙ39531441.4124.1795.3521.55212.731

Конструкция планера самолета

На всех этапах разработки самолет планировался с цельнометаллическим фюзеляжем — полумонококом. Корпус состоял из четырех блоков, выполненных на болтовых соединениях. Каждый из указанных блоков включал девять составных модулей, к которым на заклепках крепились силовые элементы.

Крыло собрано из восемнадцати секций с ферменной конструкцией главных лонжеронов. Стыки лонжеронов обшиты гофрированными дюралевыми листами, обшивка элеронов — полотняная.

Бомбардировщик разработан с цельнометаллическими килем и стабилизаторами, дюралевой обшивкой нервюров и стрингеров. Металлический каркас управляющих плоскостей выполнен с полотняным покрытием.

Интересно! Самолет В-17 славился отличной живучестью — способностью дотянуть до аэродрома при любых поломках, даже с очень сильными повреждениями сохраняя целостность.

Летно-технические характеристики в сравнении с аналогами

Учитывая наступательный характер вооружения фашистской Германии, немцы не планировали производство тяжелой бомбардировочной авиации. Поэтому аналоги летающей крепости В-17 по большей части входили в арсенал союзнических армий. Но модели советских самолетов подобного класса Пе-8 ввиду малочисленности не могли сравниться по значимости с американскими машинами.

Если сравнивать летно-технические характеристики В-17 с качествами аналогичных самолетов, можно отметить, что по большинству позиций американская разработка при сопоставимых геометрических размерах, существенно превосходила конкурентов по следующим параметрам:

  • боевой нагрузке — семь тысяч восемьсот килограммов при пяти тысячах у советской модели;
  • максимальной взлетной массе — почти тридцать тонн. По данному компоненту незначительно превосходил только советский Пе-8;
  • предельной скорости — свыше 500 км/час, при 488 у ближайшего конкурента;
  • крейсерской скорости — 400 км/час при сходных параметрах у того же Пе-8;
  • практическому потолку — 10850 метров, что на семьсот метров выше ближайшего соперника.

Предельная граница боевого радиуса составляла 3219 км, что совпадает с данными большинства конкурентов.

Аналогичная машина Люфтваффе вообще была переоборудована с пассажирского лайнера, поэтому не могла быть конкурентом в мощи вооружения и объеме бомбового арсенала при большой дальности полета и сходных габаритах.

Вооружение В-17

Защитный арсенал воздушной крепости составлял тринадцать пулеметов калибром 12,7 миллиметров при размере боекомплекта — 6380 патронов. Особенности расположения:

  • впереди — на спаренной подфюзеляжной турели, оборудованной электрическим приводом;
  • по обе стороны носовой части — два ручных «скуловых» пулемета;
  • над фюзеляжем — два варианта турели, при силовом приводе со спаренным пулеметом;
  • еще одна приводная турель шаровой конструкции под фюзеляжем для спаренного огня;
  • радиорубка оснащена ручным пулеметом (не устанавливался на поздних моделях);
  • амбразуры по бортам — еще по пулемету с каждой стороны;
  • хвост — спаренная турель ручной наводки.

Состав вооружения изменялся, в зависимости от модификации и постепенно совершенствовался в ходе войны, с учетом выявленных недоработок.

Самолет мог нести бомбовую нагрузку до 7900 кг, но подобная практическая необходимость возникала нечасто. Обычно вес бомб составлял в среднем около 2300 кг. Предусматривалась возможность размещения в бомбовом отсеке двух дополнительных топливных бака, для увеличения предельного боевого радиуса.

Защита бомбардировщика

Учитывая основное предназначение машины, она не могла успешно противостоять истребительной авиации. Конструкторами было максимально увеличено количество пулеметов — изначально их было установлено четыре.

К достоинствам летающей крепости из всех аналогичных самолетов Второй мировой войны следует отнести превосходство в боевой дальности поражения пулеметов, благодаря чему бомбардировщик мог атаковать противника с километровой дистанции против четырехсот метров у вражеских истребителей.

Особенно уязвима машина была с передней стороны по причине меньшей защищенности. Но это направление атаки в связи с большой скоростью сближения создавало для противника большие сложности при нападении — время ведения огня не превышало двух секунд.

По опыту боестолкновений, большая часть бомбардировщиков оказывалась сбитой при отсутствии огневого прикрытия. Поэтому основная тактика действий с использованием этих самолетов предусматривала групповую атаку при шахматном построении машин, что обеспечивало максимальную защищенность, одновременно создавая сложности для уклонения от зенитного огня.

Большой процент потерь бомбардировщиков продолжался до тех пор, пока эскадрильям не стали выделять боевое истребительное сопровождение.

Тактико-технические характеристики

В-17 Flying Fortress отличался следующими тактико-техническими характеристиками:

  • длиной — 22,66 м;
  • размахом крыла — 31,62 м;
  • высотой — 5,82 м;
  • площадью крыла — 131,92 квадрата;
  • массой без груза — 16,391 т;
  • снаряженной массой — 24,495 т;
  • предельной взлетной массой — 29,71 т;
  • четырьмя поршневыми двигателями, предусматривающими турбонаддув, с мощностью каждый по тысячу двести лошадиных сил.

Учитывая летные характеристики, указанные ранее, летающая крепость В-17 стала грозной силой, обеспечивающей выполнение поставленных задач, с высокой степенью защиты экипажа, комплектовавшегося следующим составом:

  • командиром;
  • вторым пилотом;
  • штурманом, одновременно управлявшим носовой турелью;
  • бомбардиром, отвечающим за вторую носовую турель;
  • бортинженером, совмещающим основные функции со стрельбой из пулеметов верхней турели;
  • стрелком-радистом;
  • стрелком подфюзеляжной турели;
  • правым и левым бортстрелками;
  • стрелком хвостовой турели.

Данные качества позволили самолету значительно опередить конкурентов.

бНЯЭЛЮЪ БНГДСЬМЮЪ ЮПЛХЪ АШКЮ ЯТНПЛХПНБЮМЮ Б юМЦКХХ ДКЪ БШОНКМЕМХЪ ДМЕБМШУ АНЛАЮПДХПНБНВМШУ МЮКЕРНБ МЮ ЖЕКХ Б еБПНОЕ. щРХ МЮКЕРШ ОПЕДОНКЮЦЮКНЯЭ БШОНКМЪРЭ ЯХКЮЛХ Flying Fortress АЕГ ХЯРПЕАХРЕКЭМНЦН ЯНОПНБНФДЕМХЪ, КЕРЪЫХЛХ МЮ АНКЭЬНИ БШЯНРЕ Б ОКНРМШУ ТНПЛЮЖХЪУ ДКЪ ГЮЫХРШ НР БПЮФЕЯЙХУ ХЯРПЕАХРЕКЕИ. ьРЮА USAAF ЯВХРЮК ГЮЫХРМСЧ НЦМЕБСЧ ЛНЫЭ B-17 ДНЯРЮРНВМНИ ДКЪ НРПЮФЕМХЪ ЮРЮЙ ХЯРПЕАХРЕКЕИ кЧТРБЮТТЕ. яНЦКЮЯМН ПЮГПЮАНРЮММНЛС ОКЮМС МЮКЕРНБ МЮ ТЮЬХЯРЯЙСЧ цЕПЛЮМХЧ ДМЕБМШЕ МЮКЕРШ ДНКФМШ АШКХ НЯСЫЕЯРБКЪРЭЯЪ АНКЕЕ ЯНБЕПЬЕММШЛХ АНЛАЮПДХПНБЫХЙЮЛХ USAAF, Ю йНПНКЕБЯЙХЕ бНЕММН-БНГДСЬМШЕ ЯХКШ ДНКФМШ АШКХ БШОНКМЪРЭ ЯЙННПДХМХПНБЮММШЕ МНВМШЕ МЮКЕРШ.

оЕПБШЕ ВЮЯРХ 8-И БНГДСЬМНИ ЮПЛХХ ОПХАШКХ Б бЕКХЙНАПХРЮМХЧ 12 ЛЮЪ 1942 ЦНДЮ. оЕПБЮЪ Flying Fortress USAAF (B-17E ЯЕПХИМШИ МНЛЕП 41-9085) ДНЯРХЦКЮ оПЕЯРБХЙЮ (Prestwick) Б ьНРКЮМДХХ 1 ХЧКЪ 1942 ЦНДЮ. оЕПБШИ МЮКЕР Flying Fortress МЮ еБПНОС ЯНЯРНЪКЯЪ 17 ЮБЦСЯРЮ 1942 ЦНДЮ, ЙНЦДЮ 18 B-17E ХГ ЯНЯРЮБЮ 97-И BG АШКХ МЮОПЮБКЕМШ ОПНРХБ ЯНПРХПНБНВМНИ ЯРЮМЖХХ ФЕКЕГМНИ ДНПНЦХ Б Rouen-Sotteville (тПЮМЖХЪ). тЮЙРХВЕЯЙХ МЮКЕР НЯСЫЕЯРБХКХ ДБЕМЮДЖЮРЭ ЯЮЛНКЕРНБ, Ю НЯРЮКЭМШЕ ЬЕЯРЭ ЯНБЕПЬЮКХ ОНКЕР Я ДХБЕПЯХНММШЛХ ЖЕКЪЛХ. б ЩРНЛ МЮКЕРЕ МЮ АНПРС B-17E ╧ 41-9023 «Yankee Doodle» МЮУНДХКЯЪ АПХЦЮДМШИ ЦЕМЕПЮК юИПЮ щЙЕП (Ira Eaker). яРПНИ АНЛАЮПДХПНБЫХЙНБ ЯНОПНБНФДЮКХ ЮМЦКХИЯЙХЕ ХЯРПЕАХРЕКХ Spitfire. яЮЛНКЕРШ МЕ БЯРПЕРХКХ МХЙЮЙНЦН ОПНРХБНДЕИЯРБХЪ ЯН ЯРНПНМШ кЧТРБЮТТЕ. дБЮ АНЛАЮПДХПНБЫХЙЮ ОНКСВХКХ КЕЦЙХЕ ОНБПЕФДЕМХЪ НР ГЕМХРМНЦН НЦМЪ. 19 ЮБЦСЯРЮ ДБЮДЖЮРЭ ВЕРШПЕ б-17 ОПХМЪКХ СВЮЯРХЕ Б МЮКЕРЕ МЮ МЕЛЕЖЙХИ ЮЩПНДПНЛ Б Abbeville Б ОНДДЕПФЙС МЕСДЮВМНИ ОНОШРЙХ БШЯЮДХРЭ ДЕЯЮМР ОНД дЭЕООНЛ (Dieppe). бЯЕ ЯЮЛНКЕРШ АКЮЦНОНКСВМН БНГБПЮРХКХЯЭ МЮ АЮГС, МН ЯСУНОСРМШЕ ЯХКШ ОНД дЭЕООНЛ АШКХ НРАПНЬЕМШ Х ОНМЕЯКХ АНКЭЬХЕ ОНРЕПХ.

оЕПБШЕ МЮКЕРШ ЮЛЕПХЙЮМЯЙНИ ЮБХЮЖХХ КЕРНЛ 1942 ЦНДЮ АШКХ ЯКХЬЙНЛ МЕАНКЭЬХЛХ ОН ЛЮЯЬРЮАС, ВРНАШ НОПЕДЕКХРЭ ХУ ОНДКХММСЧ ЩТТЕЙРХБМНЯРЭ. яКЕДСЧЫХЕ ДЕЯЪРЭ МЮКЕРНБ ОПНЬКХ ДНБНКЭМН АКЮЦНОНКСВМН ДКЪ б-17 Х ХУ ЩЙХОЮФЕИ, АШКН ОНРЕПЪМН РНКЭЙН ДБЮ ЯЮЛНКЕРЮ 6 ЯЕМРЪАПЪ. сУСДЬЕМХЕ ОНЦНДШ МЮД еБПНОНИ Х ОНРПЕАМНЯРХ яЕБЕПН-юТПХЙЮМЯЙНЦН РЕЮРПЮ БНЕММШУ ДЕИЯРБХИ ОПХБЕКХ Й ХГЛЕМЕМХЧ Б ОКЮМЮУ ЯНЧГМХЙНБ Х АНКЭЬХМЯРБН B-17 8-И БНГДСЬМНИ ЮПЛХХ АШКН МЮОПЮБКЕМН МЮ АНПЭАС ОПНРХБ пНЛЛЕКЪ. бНГДСЬМНИ БНИМЕ ОПНРХБ МЕЛЖЕБ Б еБПНОЕ АШК ДЮМ АНКЕЕ МХГЙХИ ОПХНПХРЕР. дБЕ МЮХАНКЕЕ НОШРМШЕ BG (97-Ъ Х 301-Ъ) ДНКФМШ АШКХ ЯРЮРЭ ЪДПНЛ МЕДЮБМН ЯТНПЛХПНБЮММНИ ДБЕМЮДЖЮРНИ БНГДСЬМНИ ЮПЛХХ, ГЮДЕИЯРБНБЮММНИ Б НОЕПЮЖХХ «Torch». 20 ЯЕМРЪАПЪ 1942 ЦНДЮ ЦЕМЕПЮК дФЕИЛЯ дСКХРРК ОПХЯРСОХК Й ТНПЛХПНБЮМХЧ ЪДПЮ 12-И ЮПЛХХ Б юМЦКХХ, Ю Б МЮВЮКЕ НЙРЪАПЪ МНБНЛС ЯНЕДХМЕМХЧ АШКХ ОЕПЕДЮМШ 97-Ъ, 99-Ъ, 301-Ъ Х 2-Ъ BG.

б НЙРЪАПЕ 1942 ЦНДЮ БМХЛЮМХЕ НЯКЮАКЕММНИ 8-И ЮПЛХХ АШКН ЯЙНМЖЕМРПХПНБЮМН МЮ МЕЛЕЖЙХУ АСМЙЕПНБ ДКЪ ОНДБНДМШУ КНДНЙ, ПЮЯОНКНФЕММШУ МЮ ОНАЕПЕФЭЕ тПЮМЖХХ. аСМЙЕПШ ЯРПНХКХЯЭ ХГ РНКЯРНЦН АЕРНМЮ Х ХЛЕКХ БШЯНЙСЧ ЯРНИЙНЯРЭ Й АНЛАЮПДХПНБЙЮЛ. оНЩРНЛС ЮРЮЙХ ЩРХУ АСМЙЕПНБ НЙЮГЮКХЯЭ АЕГПЕГСКЭРЮРМШ. лМНЦХЕ МЮКЕРШ ОПНРХБ АСМЙЕПНБ АШКХ ОПЕПБЮМШ ХГ-ГЮ ЯКНФМШУ ЛЕРЕНПНКНЦХВЕЯЙХУ СЯКНБХИ, Ю ЯНЯРНЪБЬХЕЯЪ АШКХ ВЮЯРН МЕРНВМШ ХГ-ГЮ ОКНУНИ БХДХЛНЯРХ ЖЕКХ. йЮЛОЮМХЪ ОПНРХБ МЕЛЕЖЙХУ АСМЙЕПНБ ДКЪ ОНДБНДМШУ КНДНЙ АШКЮ ВПЕГБШВЮИМН ДНПНЦНЯРНЪЫЮЪ Я РНВЙХ ГПЕМХЪ ВХЯКЮ ОНРЕПЪММШУ ЯЮЛНКЕРНБ Х ВКЕМНБ ЩЙХОЮФЕИ, Х МЕ НЙЮГЮКЮ МХЙЮЙНЦН ПЕЮКЭМНЦН БКХЪМХЪ МЮ ДЕИЯРБХЪ МЕЛЕЖЙХУ ОНДБНДМШУ КНДНЙ.

мЕЯЛНРПЪ МЮ ЯМХФЕМХЕ ВХЯКЮ ЯЮЛНКЕРНБ Б 8-И ЮПЛХХ ОПНДНКФЮКХЯЭ МЮКЕРШ Х МЮ ОПНЛШЬКЕММШЕ НАЗЕЙРШ. сРПНЛ 9 НЙРЪАПЪ 1942 ЦНДЮ ЮЛЕПХЙЮМЯЙНЕ ЮБХЮЖХНММНЕ ЯНЕДХМЕМХЕ, МЮЯВХРШБЮБЬЕЕ 79 АНЛАЮПДХПНБЫХЙНБ б-17 Х б-24, ОНД ОПХЙПШРХЕЛ ХЯРПЕАХРЕКЕИ ЯНБЕПЬХКН МЮКЕР МЮ ЯРЮКЕКХРЕИМШИ ГЮБНД Б аЕКЭЦХХ. нАЕП-КЕИРЕМЮМР нРРН яРЮЛЛАЕПЦЕП ХГ III/JG26 АШК НДМХЛ ХГ ОХКНРНБ, СВЮЯРБНБЮБЬХУ Б ОЕПЕУБЮРЕ. оНГДМЕЕ НМ РЮЙ НОХЯШБЮК АНИ: «лШ ЮРЮЙНБЮКХ БПЮФЕЯЙХЕ АНЛАЮПДХПНБЫХЙХ ОЮПЮЛХ, АПЮБХПСЪ ЯБНЕИ УПЮАПНЯРЭЧ. б ЮРЮЙС ГЮУНДХКХ ЯГЮДХ, ДНЦНМЪЪ ЯРПНИ ЮЛЕПХЙЮМЖЕБ; ЛНРНПШ ПЮАНРЮКХ МЮ ТНПЯЮФЕ. бШУНД ХГ ЮРЮЙХ — НРБНПНРНЛ ХКХ БМХГ. оЕПБШЕ ГЮУНДШ ГЮЙЮМВХБЮКХ ЯКХЬЙНЛ ПЮМН: ЩРХ НЦПНЛМШЕ «ЯЮПЮХ» ПНЯКХ МЮ ЦКЮГЮУ, Х МЮЬХ КЕРВХЙХ НЯРЕПЕЦЮКХЯЭ ЯРНКЙМНБЕМХИ. ъ ЕЫЕ СДХБХКЯЪ, ОНВЕЛС МЕ ОНОЮК Б ЮЛЕПХЙЮМЖЮ, МН ОНРНЛ ОНМЪК: С МЕЦН БЕДЭ ПЮГЛЮУ ЙПШКЭЕБ — 40 ЛЕРПНБ! б ЯКЕДСЧЫХИ ПЮГ, ГЮУНДЪ Б ЮРЮЙС, Ъ БЯЕ БПЕЛЪ ОНБРНПЪК ОПН ЯЕАЪ: ОНДНИДХ АКХФЕ, ЕЫЕ, ЕЫЕ АКХФЕ. оНРНЛ Ъ НРЙПШК НЦНМЭ, ОПХЖЕКХБЮЪЯЭ ОН ЛНРНПЮЛ МЮ КЕБНИ ОКНЯЙНЯРХ. оНЯКЕ РПЕРЭЕИ НВЕПЕДХ НАЮ КЕБШУ ЛНРНПЮ УНПНЬН ЦНПЕКХ, Х Ъ ОЕПЕМЕЯ НЦНМЭ МЮ ОПЮБШИ БМСРПЕММХИ ДБХЦЮРЕКЭ, РЮЙФЕ ДНАХБЬХЯЭ ОНОЮДЮМХИ. мЕОПХЪРЕКЭЯЙХИ «АСЛЮФМШИ ГЛЕИ» БНЬЕК Б ЬХПНЙСЧ КЕБСЧ ЯОХПЮКЭ Х БПЕГЮКЯЪ Б ГЕЛКЧ БНЯРНВМЕЕ бЕМДЕБХККЪ; ВЕРБЕПН ХКХ ОЪРЕПН ХГ ЩЙХОЮФЮ ЯОЮЯКХЯЭ МЮ ОЮПЮЬЧРЮУ».

пЮЯЯЙЮГ яРЮЛЛАЕПЦЕПЮ МЮЦКЪДМН ЯБХДЕРЕКЭЯРБСЕР Н РНЛ, ВРН ЯАХРЭ РЪФЕКШИ АНЛАЮПДХПНБЫХЙ АШКН НВЕМЭ МЕОПНЯРН, Х ВРН ДКЪ ЩРНЦН МЮДН АШКН НАКЮДЮРЭ МЕГЮСПЪДМШЛ ЛСФЕЯРБНЛ. мЕЛЕЖЙНЛС КЕРВХЙС ОНБЕГКН, РЮЙ ЙЮЙ б-17, ЙНРНПШИ НМ ЮРЮЙНБЮК, КЕРЕК МЕ Б ЯРПНЧ, ВРН Х ОНГБНКХКН БШОНКМХРЭ РПХ ОНЯКЕДНБЮРЕКЭМШЕ ЮРЮЙХ.

оЕПЕУБЮР АНЛАЮПДХПНБЫХЙНБ Б ОКНРМШУ АНЕБШУ ТНПЛЮЖХЪУ АШК ЕЫЕ АНКЕЕ ЯКНФМНИ ГЮДЮВЕИ, Х ДЮФЕ ГЮЙЮКЕММШЕ Б АНЪУ ОХКНРШ-ХЯРПЕАХРЕКХ ОНПНИ МЕ БШДЕПФХБЮКХ НАНПНМХРЕКЭМНЦН НЦМЪ ЦПСООШ Х НРБНПЮВХБЮКХ МЮ АНКЭЬХУ ДХЯРЮМЖХЪУ. б УНДЕ АНЕБ Я РЪФЕКШЛХ АНЛАЮПДХПНБЫХЙЮЛХ БШЪБХКЮЯЭ МЕДНЯРЮРНВМЮЪ ЩТТЕЙРХБМНЯРЭ НЦМЪ МЕЛЕЖЙХУ НДМНЛНРНПМШУ ХЯРПЕАХРЕКЕИ. нОШР АНЕБ ОНЙЮГЮК, ВРН Б ЯПЕДМЕЛ ДКЪ ОНПЮФЕМХЪ ВЕРШПЕУЛНРНПМНЦН АНЛАЮПДХПНБЫХЙЮ ОПХ ЮРЮЙЕ Я ГЮДМЕИ ОНКСЯТЕПШ РПЕАНБЮКНЯЭ НЙНКН 20 ОНОЮДЮМХИ 20 ЛЛ ЯМЮПЪДНБ, Ю ЮМЮКХГ ОКЕМНЙ ТНРНЙХМНОСКЕЛЕРНБ ЯБХДЕРЕКЭЯРБНБЮК, ВРН КХЬЭ 2 ОПНЖЕМРЮ ЯМЮПЪДНБ ХГ НАЫЕЦН ВХЯКЮ БШОСЫЕММШУ ДНЯРХЦЮЧР ЖЕКХ. нРЯЧДЮ ЯКЕДНБЮКН, ВРН Б ЯПЕДМЕЛ ДКЪ ОНПЮФЕМХЪ РЪФЕКНЦН АНЛАЮПДХПНБЫХЙЮ ХЯРПЕАХРЕКЭ ДНКФЕМ АШК БШОСЯРХРЭ Б МЕЦН МЕ ЛЕМЕЕ 1000 ЯМЮПЪДНБ ЙЮКХАПЮ 20 ЛЛ! щРН ЙНКХВЕЯРБН, МЮОПХЛЕП, БДБНЕ ОПЕБНЯУНДХКН АНЕЙНЛОКЕЙР ВЕРШПЕУ ОСЬЕЙ ХЯРПЕАХРЕКЪ FW-190A-4. дПСЦХЛХ ЯКНБЮЛХ, ДКЪ ОНПЮФЕМХЪ РЪФЕКНЦН АНЛАЮПДХПНБЫХЙЮ ЕЦН ДНКФМШ АШКХ ЮРЮЙНБЮРЭ МЕ ЛЕМЕЕ ДБСУ ХЯРПЕАХРЕКЕИ. й ДЕЙЮАПЧ 1942 ЦНДЮ USAAF ПЮГПЮАНРЮКХ МНБСЧ ТНПЛЮЖХЧ ДКЪ ЦПСООШ ХГ 18 РЪФЕКШУ АНЛАЮПДХПНБЫХЙНБ Б ЙНРНПНИ ЯЮЛНКЕРШ ПЮГАХБЮКХЯЭ ОН ЬЕЯРЭ ЛЮЬХМ: НДМЮ — КХДЕП, ДБЕ ЯКЕДНБЮКХ ЯОПЮБЮ Х РПХ — ЯКЕБЮ Х ЯКЕДНБЮКХ Б ЬЮУЛЮРМНЛ ОНПЪДЙЕ НР КХДЕПЮ. рЮЙНИ ЯРПНИ НАЕЯОЕВХБЮК ЛЮЙЯХЛЮКЭМСЧ ЙНМЖЕМРПЮЖХЧ НЦМЪ, Ю ЯКЕДНБЮРЕКЭМН Х ГЮЫХРС. оНДНАМЮЪ ЯУЕЛЮ ЯРПНЪ ХЯОНКЭГНБЮКЮЯЭ БОКНРЭ ДН НЙНМВЮМХЪ БРНПНИ ЛХПНБНИ БНИМШ.

3 ЪМБЮПЪ 1943 ЦНДЮ ЯРЮКН ДМЕЛ ПНФДЕМХЪ МНБНИ РЮЙРХЙХ АНЛАНЛЕРЮМХЪ «АНЛАЕФЙЮ ГЮ КХДЕПНЛ». бЛЕЯРН ХМДХБХДСЮКЭМНЦН ЯАПНЯЮ АНЛА ЙЮФДШЛ ЯЮЛНКЕРНЛ Б ПЮГМНЕ БПЕЛЪ Х ЛЕЯРН (ЙЮЙ АШКН ПЮМЕЕ), РЕОЕПЭ АНЛАЮПДХПШ БЯЕУ ЯЮЛНКЕРНБ ЯАПЮЯШБЮКХ ЯБНХ АНЛАШ ЙЮЙ РНКЭЙН БХДЕКХ, ВРН АНЛАШ НЯРЮБХКХ НРЯЕЙ БЕДСЫЕЦН ЯЮЛНКЕРЮ. рЮЙХЕ АНЛАЮПДХПНБЙХ ХЛЕКХ АНКЕЕ БШЯНЙСЧ РНВМНЯРЭ, ОНЯЙНКЭЙС Б БЕДСЫЕЛ ЯЮЛНКЕРЕ МЮУНДХКЯЪ МЮХАНКЕЕ НОШРМШИ Х ЙБЮКХТХЖХПНБЮММШИ АНЛАЮПДХП.

мН Б ЙНМЖЕ 1942 ЦНДЮ ЙНЛЮМДХП III/JG2 ЛЮИНП щЦНМ лЕИЕП (Egon Mayer) ОПЕДКНФХК КНАНБСЧ ЮРЮЙС ЮЛЕПХЙЮМЯЙХУ АНЛАЮПДХПНБЫХЙНБ. б ОЕПЕДМЕИ ОНКСЯТЕПЕ ЦПСООЮ АНЛАЮПДХПНБЫХЙНБ АШКЮ ЯОНЯНАМЮ ОПНРХБНОНЯРЮБХРЭ ЮРЮЙСЧЫХЛ ХЯРПЕАХРЕКЪЛ ЦНПЮГДН ЛЕМЕЕ ОКНРМШИ НАНПНМХРЕКЭМШИ НЦНМЭ ОН ЯПЮБМЕМХЧ Я РЕЛ КХБМЕЛ 12,7 ЛЛ ОСКЭ, ЙНРНПШЛ ЮЛЕПХЙЮМЖШ БЯРПЕВЮКХ ХЯРПЕАХРЕКЕИ, ЮРЮЙСЧЫХУ Я ГЮДМХУ ЙСПЯНБШУ СЦКНБ. аНКЕЕ РНЦН, АПНМХПНБЮМХЕ РЪФЕКШУ ЯЮЛНКЕРНБ ОПХЙПШБЮКН ФХГМЕММН БЮФМШЕ ВЮЯРХ ЛЮЬХМШ Х ЩЙХОЮФ ЦКЮБМШЛ НАПЮГНЛ ЯГЮДХ, ОНЩРНЛС ДКЪ ОНПЮФЕМХЪ АНЛАЮПДХПНБЫХЙЮ ЯОЕПЕДХ РПЕАНБЮКНЯЭ ЛЕМЭЬЕЕ ЙНКХВЕЯРБН ОНОЮДЮМХИ.

23 МНЪАПЪ 1942 ЦНДЮ ЦПСООЮ Б ЯНЯРЮБЕ 36 АНЛАЮПДХПНБЫХЙНБ б-17 Х б-24 АЕГ ХЯРПЕАХРЕКЭМНЦН ОПХЙПШРХЪ ЮРЮЙНБЮКЮ АЮГС ОНДБНДМШУ КНДНЙ Б яЕМ-мЮГЕПЕ МЮ ГЮОЮДМНЛ ОНАЕПЕФЭЕ тПЮМЖХХ. лЮИНП щЦНМ лЮИЕП ОНБЕК ЯБНЧ ЦПСООС FW-190 Б КНАНБСЧ ЮРЮЙС, Б ЙНРНПНИ РПХ б-17 АШКН ЯАХРН, Ю ЕЫЕ НДХМ ЯЕПЭЕГМН ОНБПЕФДЕМ. щРНР ПЕГСКЭРЮР НЙЮГЮКЯЪ МЮХКСВЬХЛ ОН ЯПЮБМЕМХЧ Я СЯОЕУЮЛХ ДПСЦХУ ХЯРПЕАХРЕКЭМШУ ЦПСОО, ОПХМХЛЮБЬХУ СВЮЯРХЕ Б НРПЮФЕМХХ МЮКЕРЮ. бЯЙНПЕ МЕЙНРНПШЕ ДПСЦХЕ ЦПСООШ РЮЙФЕ ОПХМЪКХ МЮ БННПСФЕМХЕ РЮЙРХЙС ЮРЮЙХ РЪФЕКШУ АНЛАЮПДХПНБЫХЙНБ ХГ ОЕПЕДМЕИ ОНКСЯТЕПШ. хМРЕПЕЯМН, ВРН НОХЯЮММШЕ ЯНАШРХЪ МЮЬКХ НРЙКХЙ Х МЮ бНЯРНВМНЛ ТПНМРЕ. б ЮБЦСЯРЕ 1943 ЦНДЮ ЦЕПЛЮМЯЙХЕ ХЯРПЕАХРЕКХ ЮРЮЙНБЮКХ ЯОЕПЕДХ ЯМХГС ЯНБЕРЯЙХЕ РЪФЕКШЕ АНЛАЮПДХПНБЫХЙХ оЕ-8, ВРН ОПХБЕКН Й ОНРЕПЕ ЯПЮГС 4 ЛЮЬХМ Б РЕВЕМХЕ ЛЕЯЪЖЮ.

мН ОПХ ОПХЛЕМЕМХХ КНАНБНИ ЮРЮЙХ БНГМХЙЮКХ Х НОПЕДЕКЕММШЕ ЯКНФМНЯРХ. яЙНПНЯРЭ ЯАКХФЕМХЪ ЯЮЛНКЕРНБ ДНЯРХЦЮКЮ 800 ЙЛ/В (ХКХ АНКЕЕ 200 Л/Я). хЯРПЕАХРЕКЭ ЛНЦ БШОСЯРХРЭ КХЬЭ НДМС ЙНПНРЙСЧ ОНКСЯЕЙСМДМСЧ НВЕПЕДЭ Я ПЮЯЯРНЪМХЪ ОНПЪДЙЮ 400 Л, ОНЯКЕ ВЕЦН МЕЛЕЖЙХЕ ОХКНРШ НРБНПЮВХБЮКХ, Я РЕЛ ВРНАШ ХГАЕФЮРЭ ЯРНКЙМНБЕМХЪ МЮ БЯРПЕВМШУ ЙСПЯЮУ. рПЕАНБЮКЯЪ МЕЛЮКШИ НОШР ДКЪ НЯСЫЕЯРБКЕМХЪ РЮЙХУ АШЯРПНРЕВМШУ ЮРЮЙ, Х ДЮФЕ НОШРМШЛ ОХКНРЮЛ МЕ БЯЕЦДЮ СДЮБЮКНЯЭ ОНИЛЮРЭ Б ОПХЖЕК ЛВЮЫХИЯЪ МЮБЯРПЕВС АНЛАЮПДХПНБЫХЙ.

сЯОЕЬМНЕ ГЮБЕПЬЕМХЕ ЙЮЛОЮМХХ Б яЕБЕПМНИ юТПХЙЕ ОПХБЕКН Й БНГНАМНБКЕМХЧ АНЛАЮПДХПНБНВМШУ МЮКЕРНБ Б ЯЕБЕПМНИ еБПНОЕ. оЕПБШИ МЮКЕР ЯЮЛНКЕРНБ USAAF МЮ цЕПЛЮМХЧ ЯНЯРНЪКЯЪ 27 ЪМБЮПЪ 1943 ЦНДЮ. б ЩРНР ДЕМЭ б-17 АНЛАХКХ ЯЙКЮДШ ЛЮРЕПХЮКНБ ДКЪ ЯРПНХРЕКЭЯРБЮ АСМЙЕПНБ ДКЪ ОНДБНДМШУ КНДНЙ Б ОНПРС бХКЭЦЕКЭЛЯУЮТЕМ (Wilhelmshaven). аНЛАЮПДХПНБЙЮ АШКЮ БШОНКМЕМЮ B-17F ХГ ЯНЯРЮБЮ 92-И, 303-И, 305-И Х 306-И BG. йНЛЮМДХПНЛ 305-И BG АШК ОНКЙНБМХЙ йСПРХЯ кЕлЕИ (Curtis LeMay), ЙНРПШИ Б ГБЮМХХ КЕИРЕМЮМРЮ АШК ЬРСПЛЮМНЛ БН БПЕЛЪ ДЕЛНМЯРПЮЖХНММНИ ЮРЮЙХ б-17 ХГ 2-И BG МЮ ХРЮКЭЪМЯЙХИ КЮИМЕП «Rex» Б ЛЮЕ 1938 ЦНДЮ.

18 ЛЮПРЮ БОЕПБШЕ Б МЮКЕРЕ МЮ ЯСДНЯРПНХРЕКЭМШЕ ГЮБНДШ ТХПЛШ «бСКЙЮМ» (Bremer Vulkan) Б Vegesack АШКЮ ХЯОНКЭГНБЮМЮ ЯХЯРЕЛЮ AFCE (Automatic Flight Control Equipment — НАНПСДНБЮМХЕ ЮБРНЛЮРХВЕЯЙНЦН СОПЮБКЕМХЪ ОНКЕРНЛ). б ЯХЯРЕЛЕ AFCE АНЛАНОПХЖЕК Norden СОПЮБКЪК ЯЮЛНКЕРНЛ ВЕПЕГ ЯБЪГЭ Я ЮБРНОХКНРНЛ Б ЛНЛЕМР ЯАПНЯЮ АНЛА. аНКЕЕ ОНДПНАМН ЩРЮ ЯХЯРЕЛЮ НОХЯЮМЮ БШЬЕ. хЯРПЕАХРЕКХ кЧТРБЮТТЕ НЙЮГЮКХ Б РНР ДЕМЭ ЪПНЯРМНЕ ЯНОПНРХБКЕМХЕ, МН ХУ ЮРЮЙХ АШКХ МЕЯЙННПДХМХПНБЮМШ Х ОНРЕПХ АШКХ МЕБЕКХЙХ.

17 ЮОПЕКЪ 1943 ЦНДЮ 115 Flying Fortress ЮРЮЙНБЮКХ ГЮБНДШ Focke-Wulf Б аПЕЛЕМЕ. яЮЛНКЕРШ кЧТРБЮТТЕ НЙЮГЮКХ ЯХКЭМНЕ ОПНРХБНДЕИ-ЯРБХЕ МЮОЮДЮБЬХЛ, ЙНРНПШЕ ОНМЕЯКХ ЯЮЛШЕ РЪФЕКШЕ ДН ЩРНЦН БПЕЛЕМХ ОНРЕПХ — МЮГЮД МЕ БНГБПЮРХКХЯЭ 16 B-17. еЫЕ 48 Flying Fortress ОНКСВХКХ ПЮГКХВМШЕ ОНБПЕФДЕМХЪ. мЮВХМЮЪ Я ЩРНЦН ДМЪ ЮРЮЙХ МЕЛЕЖЙХУ ХЯРПЕАХРЕКЕИ ЯРЮМНБХКХЯЭ БЯЕ АНКЕЕ ЩТТЕЙРХБМШЛХ Х ЯЙННПДХМХПНБЮММШЛХ, Х ОНРЕПХ АНЛАЮПДХПНБЫХЙНБ ЯНЯРЮБКЪКХ 10 ОПНЖЕМРНБ Х АНКЕЕ, НЯНАЕММН ЙНЦДЮ Flying Fortress ДЕИЯРБНБЮКХ ГЮ ОПЕДЕКЮЛХ ДЮКЭМНЯРХ ОНКЕРЮ ЩЯЙНПРМШУ ХЯРПЕАХРЕКЕИ. мЕЛЕЖЙХЕ ХЯРПЕАХРЕКХ ОНВРХ БЯЕЦДЮ ЯРЮКХ ЮРЮЙНБЮРЭ ТНПЛЮЖХХ Flying Fortress ХГ ОЕПЕДМЕИ ОНКСЯТЕПШ ХГ ОНКНФЕМХЪ «МЮ 12 ВЮЯНБ БШЬЕ» МЮ БЯРПЕВМШУ ЙСПЯЮУ. б ОНОШРЙЕ СЯХКХРЭ ОЕПЕДНБСЧ НЦМЕБСЧ ЛНЫЭ Б ОНКЕБШУ СЯКНБХЪУ ЯРЮКХ ЯОЕЬМН СЯРЮМЮБКХБЮРЭ ДНОНКМХРЕКЭМШЕ ОСКЕЛЕРШ Б МНЯНБНИ ВЮЯРХ. нДМЮЙН СЪГБХЛНЯРЭ Й ТПНМРЮКЭМШЛ МЮОЮДЕМХЪЛ АШКЮ АНКЭЬЕ НАСЯКНБКЕМЮ ПЮЯОНКНФЕМХЕЛ АПНМХПНБЮМХЪ ЩЙХОЮФЮ, ЙНРНПНЕ ЯНБЕПЬЕММН МЕ ГЮЫХЫЮКН ОПНРХБ ТПНМРЮКЭМШУ ЮРЮЙ, ВЕЛ МЕДНЯРЮРЙНЛ МНЯНБНЦН БННПСФЕМХЪ. дПСЦНИ ОПНАКЕЛНИ АШКЮ ЙПЮИМЕ НОЮЯМЮЪ РЕМДЕМЖХЪ B-17 ГЮЦНПЮРЭЯЪ НР ГЕМХРМНЦН НЦМЪ ХКХ ОНОЮДЮМХИ ЯМЮПЪДНБ МЕЛЕЖЙХУ ХЯРПЕАХРЕКЕИ. щРЮ «АНКЕГМЭ» ОПЕЯКЕДНБЮКЮ б-17 БОКНРЭ ДН НЙНМВЮМХЪ ЙЮПЭЕПШ.

бН БПЕЛЪ МЮКЕРЮ МЮ йХКЭ 13 ХЧМЪ АШКН ЯАХРН 22 ХГ 66 ЯЮЛНКЕРНБ б-17; БН БПЕЛЪ МЮКЕРЮ МЮ цЮММНБЕП Б ХЧКЕ — 24 ХГ 92; ОПХ МЮКЕРЕ 28 ХЧКЪ МЮ аЕПКХМ — 22 ХГ 112.

б ХЧМЕ 1943 ЦНДЮ «Memphis Belle» (B-17F-10-BO ЯЕПХИМШИ МНЛЕП 41-24485) ХГ 324-И АНЛАЮПДХПНБНВМНИ ЩЯЙЮДПХКЭХ 91-И BG ЯРЮК ОЕПБШЛ B-17, ЙНРНПШИ СЖЕКЕК ОНЯКЕ 25 АНЕБШУ БШКЕРНБ. б УНДЕ БШКЕРЮ «Memphis Belle» МЮ АНЛАЕФЙС бХКЭЦЕКЭЛЯУЮТЕМЮ МЮ АНПРС МЮУНДХКЮЯЭ ЯЗЕЛНВМЮЪ ЦПСООЮ. яМЪРШИ ТХКЭЛ ЬХПНЙН ОНЙЮГШБЮКЯЪ Б РЕВЕМХЕ БНИМШ. оНЯКЕ 25-ЦН БШКЕРЮ ЯЮЛНКЕР АШК БНГБПЮЫЕМ Б яью, ЦДЕ СВЮЯРБНБЮК Б ОНКЕРЮУ Я ЖЕКЭЧ ОПНДЮФХ НАКХЦЮЖХИ БНЕММНЦН ГЮИЛЮ яью (US War Bonds).

22 ХЧМЪ 1943 ЦНДЮ 235 Flying Fortress НЯСЫЕЯРБХКХ МЮКЕР МЮ ПЕГХМНРЕУМХВЕЯЙХЕ ГЮБНДШ Huls Б пСПЕ. мЮКЕР НЙЮГЮКЯЪ ДНБНКЭМН СЯОЕЬМШЛ, НЯНАЕММН Б ЯБЕРЕ МЕБШЯНЙХУ ОНРЕПЭ.

яКЕДСЧЫЕИ ЯРЮДХЕИ БНГДСЬМНИ БНИМШ ОПНРХБ цЕПЛЮМХХ ЯРЮКН ПЮГПСЬЕМХЕ ЮБХЮЖХНММНИ ОПНЛШЬКЕММНЯРХ. нЯМНБМНИ ГЮДЮВЕИ ЯРЮБХКНЯЭ СМХВРНФЕМХЕ ГЮБНДНБ ОН ОПНХГБНДЯРБС ЬЮПХЙНОНДЬХОМХЙНБ, ФХГМЕММН МЕНАУНДХЛШУ ЛЮЬХМЮЛ Я БПЮЫЮЧЫХЛХЯЪ ВЮЯРЪЛХ. 24-31 ХЧКЪ 1943 ЦНДЮ ЯЮЛНКЕРШ 8-И ЮПЛХХ Б УНДЕ ЙПСОМЕИЬЕЦН ДН МЮЯРНЪЫЕЦН БПЕЛЕМХ БНГДСЬМНЦН МЮЯРСОКЕМХЪ ЮРЮЙНБЮКХ 16 ЦКЮБМШУ ХМДСЯРПХЮКЭМШУ ЖЕКЕИ МЮ РЕППХРНПХХ цЕПЛЮМХХ. 17 ЮБЦСЯРЮ 1943 ЦНДЮ АШКЮ ОПНБЕДЕМЮ НДМНБПЕЛЕММЮЪ ЮРЮЙЮ ЬЮПХЙНОНДЬХОМХЙНБШУ ГЮБНДНБ Б ьБЕИМТСПРЕ (Schweinfurt), БНЯРНВМЕЕ тПЮМЙТСПРЮ Х ГЮБНДНБ Messerschmitt Б пЕЦЕМЯАСПЦЕ (Regensburg). мЮ РН БПЕЛЪ ЩРН АШКЮ ЯЮЛЮЪ ЦКСАНЙЮЪ ЮРЮЙЮ ОН РЕППХРНПХХ цЕПЛЮМХХ ЯЮЛШЛ АНКЭЬХЛ ВХЯКНЛ Flying Fortress. щРС ЮРЮЙС РЮЙФЕ ЯНОПНБНФДЮКХ Х ЙЮРЮЯРПНТХВЕЯЙХЕ ОНРЕПХ — 8-Ъ ЮПЛХЪ ОНРЕПЪКЮ 60 ЯЮЛНКЕРНБ ХГ 376. щЙХОЮФХ ГЮЪБХКХ Н 288 ЯАХРШУ МЕЛЕЖЙХУ ХЯРПЕАХРЕКЪУ, ВРН ЪБКЪЕРЯЪ, МЕЯНЛМЕММН, ВПЕГБШВЮИМН ГЮБШЬЕММНИ ЖХТПНИ.

яЮЛНКЕРШ ЮРЮЙНБЮБЬХЕ пЕЦЕМЯАСПЦ ОПНДНКФХКХ ЯБНИ ОСРЭ Б яЕБЕПМСЧ юТПХЙС Х БНГБПЮРХКХЯЭ Б бЕКХЙНАПХРЮМХЧ, ЮРЮЙНБЮБ МЮ НАПЮРМНЛ ОСРХ ГЮБНДШ Focke-Wulf Б аНПДН. оНКМШЕ ОНРЕПХ Б РЕВЕМХЕ МЕДЕКХ ЯНЯРЮБХКХ АНКЕЕ ЯНРМХ B-17. еЫЕ ДБЕ МЕДЕКХ РЮЙХУ НФЕЯРНВЕММШУ АНЕБ — Х НР 8-И ЮПЛХХ МХВЕЦН АШ МЕ НЯРЮКНЯЭ.

б ЮБЦСЯРЕ-ЯЕМРЪАПЕ 1943 ЦНДЮ Б бЕКХЙНАПХРЮМХЧ ЯРЮКХ ОПХАШБЮРЭ МНБШЕ B-17G. мНБЮЪ РСПЕКЭМЮЪ СЯРЮМНБЙЮ Б МХФМЕИ ОЕПЕДМЕИ ВЮЯРХ ТЧГЕКЪФЮ ОНЛНЦКЮ НРПЮФЮРЭ КНАНБШЕ ЮРЮЙХ МЕЛЕЖЙХУ ХЯРПЕАХРЕКЕИ.

6 ЯЕМРЪАПЪ АНКЕЕ ВЕЛ 400 АНЛАЮПДХПНБЫХЙНБ ЯНБЕПЬХКХ МЮКЕР МЮ ГЮБНДШ ОН ОПНХГБНДЯРБС ЬЮПХЙНОНДЬХОМХЙНБ VKF Б ьРСРРЦЮПДРЕ. хГ-ГЮ ОКНУНИ ОНЦНДШ ЯЮЛНКЕРШ МЕ БШОНКМХКХ ОНЯРЮБКЕММНИ ЖЕКХ. гЮРН ХЯРПЕАХРЕКХ Х ГЕМХРЙХ ЯАХКХ 45 Flying Fortress.

юЛЕПХЙЮМЖШ ОШРЮКХЯЭ ХЯОНКЭГНБЮРЭ ДКЪ ЯНОПНБНФДЕМХЪ АНЛАЮПДХПНБЫХЙНБ ХЯРПЕАХРЕКХ Republic P-47 Thunderbolt, ЯМЮАФЕММШЕ ГЮОЮЯМШЛХ АЮЙЮЛХ Я ЦНПЧВХЛ, МН ПЮДХСЯ ХУ ДЕИЯРБХЪ АШК МЕДНЯРЮРНВМШЛ, Х НЯЕМЭЧ ОНЯКЕ ПЪДЮ МЮКЕРНБ МЮ ЬЮПХЙНОНДЬХОМХЙНБШИ ГЮБНД Б ьБЕИМТСПРЕ, ЯРЮКЮ НВЕБХДМНИ МЕНАУНДХЛНЯРЭ Б АНКЕЕ ОНДУНДЪЫХУ ЯЮЛНКЕРЮУ ЯНОПНБНФДЕМХЪ.

14 НЙРЪАПЪ 1943 ЦНДЮ б-17 БМНБЭ ЯНБЕПЬХКХ МЮКЕР МЮ ьБЕИМТСПР. 291 Flying Fortress ЬКЮ Б ЯНОПНБНФДЕМХХ ХЯРПЕАХРЕКЕИ Republic Thunderbolt, НДМЮЙН ОНЯКЕДМХЕ МЕ ЛНЦКХ ЯНОПНБНФДЮРЭ АНЛАЮПДХПНБЫХЙХ ДЮКЭЬЕ ПЮИНМЮ юУЕМЮ, Х, ЙНЦДЮ НМХ ОНБЕПМСКХ МЮГЮД, МЕЛЕЖЙХЕ ХЯРПЕАХРЕКХ БНКМЮ ГЮ БНКМНИ МЮ БЯЕЛ ОСРХ ЮРЮЙНБЮКХ б-17. б УНДЕ ЩРНЦН МЮКЕРЮ МЕЛЕЖЙХЕ ХЯРПЕАХРЕКХ ОПХЛЕМХКХ ДКЪ ПЮГПСЬЕМХЪ ЯРПНЪ АНЛАЮПДХПНБЫХЙНБ 210 ЛЛ ПЮЙЕРШ. мЮГЮД МЕ БНГБПЮРХКНЯЭ 60 Flying Fortress. хГ БЕПМСБЬХУЯЪ ЯЮЛНКЕРНБ ЕЫЕ ОЪРЭ ПЮГАХКНЯЭ МЮД ЮЩПНДПНЛЮЛХ, Ю 12 ОПХЬКНЯЭ ЯОХЯЮРЭ ОНЯКЕ ОНЯЮДЙХ. еЫЕ 121 ЯЮЛНКЕР ОНКСВХК ХЯОПЮБХЛШЕ ОНБПЕФДЕМХЪ. 14 НЙРЪАПЪ 1943 ЦНДЮ БНЬКН Б ХЯРНПХЧ ЙЮЙ «Black Thursday» — «ВЕПМШИ ВЕРБЕПЦ». щРН АШКЮ ЙСКЭЛХМЮЖХЪ ЯРПЮЬМНИ МЕДЕКХ, Б РЕВЕМХЕ ЙНРНПНИ 8-Ъ БНГДСЬМЮЪ ЮПЛХЪ ОНРЕПЪКЮ 148 АНЛАЮПДХПНБЫХЙНБ Я ЩЙХОЮФЮЛХ Б ПЕГСКЭРЮРЕ ВЕРШПЕУ ОНОШРНЙ ОПНПБЮРЭ МЕЛЕЖЙСЧ НАНПНМС ГЮ ОПЕДЕКЮЛХ ПЮДХСЯЮ ДЕИЯРБХЪ ХЯРПЕАХРЕКЭМНЦН ЯНОПНБНФДЕМХЪ. рЮЙНИ ВПЕГБШВЮИМН БШЯНЙХИ СПНБЕМЭ ОНРЕПЭ АШК МЕРЕПОХЛ, Х ЮЛЕПХЙЮМЯЙНЕ ЮБХЮЖХНММНЕ ЙНЛЮМДНБЮМХЕ АШКН БШМСФДЕМН ОПХГМЮРЭ МЕНАУНДХЛНЯРЭ ДЮКЭМЕЦН ХЯРПЕАХРЕКЭМНЦН ЯНОПНБНФДЕМХЪ, ВЕЛ НМН ДН ЯХУ ОНП ОПЕМЕАПЕЦЮКН ХКХ ЯВХРЮКН ЩРН РЕУМХВЕЯЙХ МЕБНГЛНФМШЛ.

б ЙНМЖЕ 1943 ЦНДЮ СФЮЯМШЕ ОНРЕПХ Х ЯЙСДМШЕ ПЕГСКЭРЮРШ АНЛАЮПДХПНБНЙ ГЮЯРЮБХКХ ЙНЛЮМДНБЮМХЕ USAAF ГЮДСЛЮРЭЯЪ Н ЖЕКЕЯННАПЮГМНЯРХ ОПНДНКФЕМХЪ ДМЕБМШУ МЮКЕРНБ. сХМЯРНМ вЕПВХККЭ, ЙНРНПШИ МХЙНЦДЮ МЕ АШК ЯРНПНММХЙНЛ ДМЕБМШУ МЮКЕРНБ, ОПЕДКНФХК USAAF ОЕПЕИРХ Й МНВМШЛ МЮКЕРЮЛ ЙЮЙ ЩРН ДЕКЮКХ RAF Я ЯЮЛНЦН МЮВЮКЮ БНИМШ. мЕЯЛНРПЪ МЮ ОНЯРНЪММШЕ ЮРЮЙХ ОПЕДОПХЪРХИ МЕЛЕЖЙНИ ЮБХЮЖХНММНИ ОПНЛШЬКЕММНЯРХ, ЙЮГЮКНЯЭ, ВРН ВХЯКН МЕЛЕЖЙХУ ХЯРПЕАХРЕКЕИ, БЯРПЕВЮБЬХУ Flying Fortress, СБЕКХВХКНЯЭ, ВЕЛ СЛЕМЭЬХКНЯЭ. мЕЛЕЖЙЮЪ ЮБХЮЖХНММЮЪ ОПНЛШЬКЕММНЯРЭ Я ОНПЮГХРЕКЭМНИ ЯЙНПНЯРЭЧ БНЯЯРЮМЮБКХБЮКЮ ЯБНХ ЯХКШ ОНЯКЕ СДЮПНБ. бШЯНЙНЩТТЕЙРХБМЮЪ МЕЛЕЖЙЮЪ ПЮАНВЮЪ ЯХКЮ Х АНКЭЬНЕ ВХЯКН ПЮАНРЮБЬХУ ОКЕММШУ БНЯЯРЮМЮБКХБЮКХ ПЮГПСЬЕММНЕ ХМНЦДЮ ГЮ МЕЯЙНКЭЙН ДМЕИ. йПНЛЕ РНЦН ОНД ПСЙНБНДЯРБНЛ ЛХМХЯРПЮ БННПСФЕМХИ рПЕРЭЕЦН пЕИУЮ юКЭАЕПРЮ ьОЕЕПЮ АШКЮ ПЮГПЮАНРЮМЮ НВЕМЭ ЩТТЕЙРХБМЮЪ ОПНЦПЮЛЛЮ ДЕЖЕМРПЮКХГЮЖХХ ОПНЛШЬКЕММНЯРХ.

мН МЕЯЛНРПЪ МЮ ОНРЕПХ B-17 МХЙНЦДЮ МЕ ОНБНПЮВХБЮКХ НАПЮРМН Б ПЕГСКЭРЮРЕ ЮРЮЙ БПЮФЕЯЙХУ ХЯРПЕАХРЕКЕИ ХКХ ГЕМХРМНЦН НЦМЪ, УНРЪ ЯКНФМШЕ ЛЕРЕНПНКНЦХВЕЯЙХЕ СЯКНБХЪ ОПХБНДХКХ Й ВЮЯРШЛ НРЛЕМЮЛ МЮКЕРНБ. б РЕВЕМХЕ ОНЯКЕДМХУ МЕДЕКЭ 1943 ЦНДЮ ЯЮЛНКЕРШ 8-И ЮПЛХХ ДЕИЯРБНБЮКХ Б ОПЕДЕКЮУ ДЮКЭМНЯРХ ОНКЕРЮ МЮВЮБЬХУ ОНЪБКЪРЭЯЪ ХЯРПЕАХРЕКЕИ ЩЯЙНПРЮ, Х МЕ ЯНБЕПЬЮКХ МЮКЕРНБ БЦКСАЭ цЕПЛЮМХХ.

мЕЯЛНРПЪ МЮ БШЯНЙХЕ ОНРЕПХ, АШКН ОПХМЪРН ПЕЬЕМХЕ ОПНДНКФХРЭ АНЛАЮПДХПНБЙХ ОПЕДОПХЪРХИ МЕЛЕЖЙНИ ОПНЛШЬКЕММНЯРХ. б ЙНМЖЕ 1943 ЦНДЮ ДКЪ НЯСЫЕЯРБКЕМХЪ МЮКЕРНБ РЪФЕКШУ АНЛАЮПДХПНБЫХЙНБ Я АЮГ Б бЕКХЙНАПХРЮМХХ Х хРЮКХХ Х ЙННПДХМЮЖХХ ХУ СЯХКХИ Я МНВМШЛХ МЮКЕРЮЛХ ЯЮЛНКЕРНБ RAF Б еБПНОЕ АШКХ НПЦЮМХГНБЮМШ яРПЮРЕЦХВЕЯЙХЕ бНЕММН-БНГДСЬМШЕ ЯХКШ яью (US Strategic Air Forces) ОНД ЙНЛЮМДНБЮМХЕЛ ЦЕМЕПЮК-КЕИРЕМЮМРЮ йЮПКЮ яОЮРГЮ (Carl Spaatz). б ЙНМЖЕ 1943 ЦНДЮ МЮЙНМЕЖ ОНЪБХКХЯЭ Б ДНЯРЮРНВМНЛ ЙНКХВЕЯРБЕ ЩЯЙНПРМШЕ ХЯРПЕАХРЕКХ Republic P-47 Thunderbolt Х Lockheed P-38 Lightning. щРХ ЯЮЛНКЕРШ АШКХ ЯОНЯНАМШ ЯНОПНБНФДЮРЭ B-17 МЮ ГМЮВХРЕКЭМШЕ ПЮЯЯРНЪМХЪ МЮД РЕППХРНПХЕИ цЕПЛЮМХХ. бЕЯМНИ 1944 ЦНДЮ ОНЪБХКЯЪ Х МЮХАНКЕЕ ЩТТЕЙРХБМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ ЩЯЙНПРЮ — North American P-51D Mustang, НЯМЮЫЕММШИ ЛНРНПНЛ пНККЯ-пНИЯ Merlin, ЙНРНПШИ АКЮЦНДЮПЪ ОНДБЕЯМШЛ АЮЙЮЛ ЛНЦ ЯНОПНБНФДЮРЭ АНЛАЮПДХПНБЫХЙХ БОКНРЭ ДН аЕПКХМЮ.

рЮЙФЕ Б ДЕЙЮАПЕ 1943 ЦНДЮ ЯЮЛНКЕРШ USAAF ЯРЮКХ ОПХЛЕМЪРЭ «chaff» — ДХОНКЭМШЕ НРПЮФЮРЕКХ ХГ ОНКНЯ ЮКЧЛХМХЕБНИ ТНКЭЦХ, ЮМЮКНЦХВМШЕ ЮМЦКХИЯЙХЛ «Window» ДКЪ ГЮЫХРШ НР МЕЛЕЖЙХУ ПЮДЮПНБ. мЕЯЛНРПЪ МЮ ОПЕДОПХМХЛЮЕЛШЕ МЕЛЖЮЛХ ЙНМРПЛЕПШ, НРПЮФЮРЕКХ НЯРЮБЮКХЯЭ ДНБНКЭМН ЩТТЕЙРХБМНИ ГЮЫХРМНИ ЛЕПНИ БОКНРЭ ДН ЙНМЖЮ БНИМШ. дХОНКЭМШЕ НРПЮФЮРЕКХ БШАПЮЯШБЮКХЯЭ Б ОЮВЙЮУ ЯБЪГБММШУ ПЕГХМЙНИ ВКЕМЮЛХ ЩЙХОЮФЮ б-17 ВЕПЕГ ЯОЕЖХЮКЭМШЕ ФЕКНАЮ, ХКХ, ВЮЫЕ, ВЕПЕГ АНЙНБШЕ НЙМЮ Б УБНЯРНБНИ ВЮЯРХ. б ЛНЛЕМР БШАПНЯЮ ПЕГХМЙЮ КНОЮКЮЯЭ Х Б БНГДСУЕ НАПЮГНБШБЮКНЯЭ МЕАНКЭЬНЕ НАКЮЙН ХГ ДХОНКЭМШУ НРПЮФЮРЕКЕИ, ЙНРНПНЕ Б РЕВЕМХЕ ЛХМСРШ МЮОНЛХМЮКН МЮ ЩЙПЮМЮУ пкя НРПЮФЕММШИ ЯХЦМЮК НР ВЕРШПЕУЛНРНПМНЦН АНЛАЮПДХПНБЫХЙЮ.

бХДХЛНЯРЭ ГХЛНИ МЮД еБПНОНИ АШКЮ МЕСДНБКЕРБНПХРЕКЭМНИ Х ДКЪ АНЛАЕФЕЙ Б МЕМЮЯРМШЕ Х ОЮЯЛСПМШЕ ДМХ МЕЙНРНПШЕ Flying Fortress АШКХ НЯМЮЫЕМШ ПЮГПЮАНРЮММШЛ Б бЕКХЙНАПХРЮМХХ ОПХАНПНЛ H2S. щРН АШКЮ ПЮДЮПМЮЪ СЯРЮМНБЙЮ, ЙНРНПЮЪ ОЕПЕДЮБЮКЮ ХГНАПЮФЕМХЕ ГЕЛКХ МЮ ЩЙПЮМ, ХМТНПЛЮЖХЧ Я ЙНРНПНЦН ЯВХРШБЮК ЯОЕЖХЮКЭМН НАСВЕММШИ НОЕПЮРНП. юЛЕПХЙЮМЯЙЮЪ БЕПЯХЪ ЩРНЦН СЯРПНИЯРБЮ ЯРЮКЮ ХГБЕЯРМЮ ЙЮЙ ПЮДЮП H2X «Bombing Through Overcast» (АНЛАЮПДХПНБЙЮ ЯЙБНГЭ НАКЮЙЮ) Х АШКЮ СЯРЮМНБКЕМЮ Б МХФМЕИ ВЮЯРХ ТЧГЕКЪФЮ МЮ ЛЕЯРЕ ЬЮПНБНИ РСПЕКЭМНИ СЯРЮМНБЙХ. нЯМЮЫЕММШЕ РЮЙХЛ НАПЮГНЛ ЛЮЬХМШ ДЕИЯРБНБЮКХ ЙЮЙ ЯЮЛНКЕРШ МЮБЕДЕМХЪ, ОН ЯХЦМЮКС Я ЙНРНПШУ БЯЕ НЯРЮКЭМШЕ АНЛАЮПДХПНБЫХЙХ РЮЙФЕ ЯАПЮЯШБЮКХ ЯБНХ АНЛАШ. щРН НАНПСДНБЮМХЕ БОЕПБШЕ ХЯОНКЭГНБЮКНЯЭ 27 ЯЕМРЪАПЪ 1943 ЦНДЮ ОПХ МЮКЕРЕ МЮ ОНПР щЛДЕМ.

11 ЪМБЮПЪ 1944 ЦНДЮ 600 ЯЮЛНКЕРНБ АШКХ МЮОПЮБКЕМШ ОПНРХБ ЖЕКЕИ МЕЛЕЖЙНИ ЮБХЮЖХНММНИ ОПНЛШЬКЕММНЯРХ. хГ-ГЮ ОКНУНИ ОНЦНДШ ЖЕКЕИ ДНЯРХЦКХ РНКЭЙН 238 B-17. аШКХ ОНРЕПЪМШ ЬЕЯРЭДЕЯЪР B-17. б РНЛ ФЕ ЛЕЯЪЖЕ б-17 8-И ЮПЛХХ ОПНБЕКХ ПЪД МЮКЕРНБ МЮ ОСЯЙНБШЕ СЯРЮМНБЙХ Б оЮ ДЕ йЮКЕ (Pas-de-Calais) БН тПЮМЖХХ.

20 ТЕБПЮКЪ 1944 ЦНДЮ ЯРЮК ОЕПБШЛ ХГ ОЪРХ ДМЕИ ЯЙННПДХМХПНБЮММШУ МЮОЮДЕМХИ USAAF Х RAF МЮ МЕЛЕЖЙСЧ ЮБХЮЖХНММСЧ ОПНЛШЬКЕММНЯРЭ. щРХ МЮКЕРШ ХЯРНПХЙХ ОНГФЕ МЮГБЮКХ «The Big Week» — «аНКЭЬЮЪ мЕДЕКЪ». б ЩРНР ДЕМЭ ХЛЕК ЛЕЯРН ОЕПБШИ МЮКЕР РШЯЪВХ ЯЮЛНКЕРНБ МЮ ГЮБНДШ ОН ОПНХГБНДЯРБС ХЯРПЕАХРЕКЕИ Б аПСМЯБХЙЕ, Oschersleben, аЕПМАЕПЦЕ Х кЕИОЖХЦЕ. гЮ БПЕЛЪ Big Week АШКН ОНРЕПЪМН 244 РЪФЕКШУ АНЛАЮПДХПНБЫХЙЮ б-17 Х б-24 Х 33 ХЯРПЕАХРЕКЪ ЩЯЙНПРЮ. нДМЮЙН ЩРХ МЮАЕЦХ ЯШЦПЮКХ БЮФМСЧ ПНКЭ Б ЯНЙПЮЫЕМХХ ЯХК кЧТРБЮТТЕ Х НАКЕЦВХКХ БШЯЮДЙС ЯНЧГМХЙНБ Б мНПЛЮМДХХ. сУСДЬХБЬХЕЯЪ ЛЕРЕНПНКНЦХВЕЯЙХЕ СЯКНБХЪ ОНКНФХКХ ЙНМЕЖ Big Week. мН ОНЯКЕ ЩРХУ МЮКЕРНБ кЧТРБЮТТЕ НОПЮБХРЭЯЪ СФЕ МЕ ЯЛНЦКХ.

оЕПБШИ МЮКЕР б-17 Б ЯНОПНБНФДЕМХХ ХЯРПЕАХРЕКЕИ МЮ аЕПКХМ ХЛЕК ЛЕЯРН 4 ЛЮПРЮ 1944 ЦНДЮ. хЯРПЕАХРЕКХ P-51 Mustang ЯНОПНБНФДЮКХ АНЛАЮПДХПНБЫХЙХ Б НАНХУ МЮОПЮБКЕМХЪУ. хГ-ГЮ ЯКНФМШУ ЛЕРЕНПНКНЦХВЕЯЙХУ СЯКНБХИ АНЛАЮПДХПНБЫХЙХ ОНКСВХКХ ОПХЙЮГ БЕПМСРЭЯЪ МЮГЮД. мН НДМН ЙПШКН ХГ 29 B-17 МЕ ОНКСВХКН ОПХЙЮГЮ БНГБПЮЫЮРЭЯЪ Х ОПНДНКФХКХ ОСРЭ МЮ аЕПКХМ. бЛЕЯРЕ Я МХЛХ ОПНДНКФХКЮ КЕРЕРЭ Х ВЮЯРЭ ЯХК ЩЯЙНПРЮ. B-17 ЯАПНЯХКХ АНЛАШ МЮ аЕПКХМ ХЯОНКЭГНБЮБ ЯХЯРЕЛС H2S.

б УНДЕ ЮРЮЙ ХЯРПЕАХРЕКЕИ кЧТРБЮТТЕ БН БПЕЛЪ ОНКЕРЮ МЮГЮД АШКН ЯАХРН 23 ХЯРПЕАХРЕКЪ Mustang Х ОЪРЭ б-17. 6 ЛЮПРЮ 561 B-17 Х 249 B-24 БМНБЭ ЮРЮЙНБЮКХ аЕПКХМ. яНОПНБНФДЕМХЕ НЯСЫЕЯРБКЪКХ ХЯРПЕАХРЕКХ Thunderbolt, Lightning Х Mustang, ЙНРНПШЕ ЯЛЕМЪКХ ДПСЦ ДПСЦЮ. хЯРПЕАХРЕКХ кЧТРБЮТТЕ НЙЮГЮКХ ЪПНЯРМНЕ ЯНОПНРХБКЕМХЕ Х МЮ ЩРНР ПЮГ, ЯАХБ 69 B-17 Х 11 ЩЯЙНПРМШУ ХЯРПЕАХРЕКЕИ. б МЮВЮКЕ 1944 ЦНДЮ ОПХНПХРЕРМШЛХ НАЗЕЙРЮЛХ ЮРЮЙ ЯРЮКХ ОПЕДОПХЪРХЪ МЕТРЕДНАШБЮЧЫЕИ Х МЕТРЕОЕПЕПЮАЮРШБЮЧЫЕИ ОПНЛШЬКЕММНЯРХ цЕПЛЮМХХ. сФЕ Б ЮОПЕКЕ 15-Ъ БНГДСЬМЮЪ ЮПЛХЪ МЮМЕЯКЮ ХГ хРЮКХХ СДЮП ОН МЕТРЪМШЛ ОПНЛШЯКЮЛ оКНЕЬРХ Б пСЛШМХХ. 12 ЛЮЪ 1944 ЦНДЮ АШКХ МЮВЮРШ АНЛАЮПДХПНБЙХ МЕТРЕДНАШБЮЧЫХУ ОПЕДОПХЪРХИ Х ГЮБНДНБ ОН ОПНХГБНДЯРБС ЯХМРЕРХВЕЯЙНЦН РНОКХБЮ МЮ РЕППХРНПХХ цЕПЛЮМХХ. оПНРХБ 935 ЮЛЕПХЙЮМЯЙХУ АНЛАЮПДХПНБЫХЙНБ МЕЛЖШ АПНЯХКХ 400 ХЯРПЕАХРЕКЕИ, НДМЮЙН ЮЛЕПХЙЮМЯЙХЕ ХЯРПЕАХРЕКХ ЯНОПНБНФДЕМХЪ ЯСЛЕКХ МЮМЕЯРХ ОПНРХБМХЙС ГМЮВХРЕКЭМШИ СПНМ (С МЕЛЖЕБ АШКН СМХВРНФЕМН 65 ЛЮЬХМ, ЮЛЕПХЙЮМЖШ ОНРЕПЪКХ 46 АНЛАЮПДХПНБЫХЙНБ). оНЯКЕДЯРБХЪ ЩРХУ ЮРЮЙ НЙЮГЮКХЯЭ ДКЪ цЕПЛЮМХХ ЙПЮИМЕ РЪФЕКШЛХ. рНКЭЙН ГЮ ОЕПБШЕ ДБЮ ЛЕЯЪЖЮ ЮРЮЙ ДНАШВЮ МЕТРХ Б цЕПЛЮМХХ ЯНЙПЮРХКНЯЭ Б ДБЮ ПЮГЮ.

юЛЕПХЙЮМЯЙЮЪ ЮБХЮЖХЪ ОПНДНКФЮКЮ МЮМНЯХРЭ СДЮПШ. 16 ХЧМЪ Б МЮКЕРЕ СВЮЯРБНБЮКН АНКЭЬЕ 1000 АНЛАЮПДХПНБЫХЙНБ Б ЯНОПНБНФДЕМХХ ОНВРХ 800 ХЯРПЕАХРЕКЕИ, Ю 20 ХЧМЪ ВХЯКН АНЛАЮПДХПНБЫХЙНБ ЯНЯРЮБХКН 1361. мЮ ЯКЕДСЧЫХИ ДЕМЭ ЯНЯРНЪКЯЪ МЮКЕР МЮ аЕПКХМ. нДМНБПЕЛЕММН ДПСЦЮЪ ЦПСООЮ ЮЛЕПХЙЮМЯЙХУ ЯЮЛНКЕРНБ ОНДБЕПЦКЮ АНЛАЮПДХПНБЙЕ МЕТРЕОЕПЕПЮАЮРШБЮЧЫХЕ ГЮБНДШ, ОНЯКЕ ВЕЦН ЯНБЕПЬХКЮ ОНЯЮДЙС Б яяяп. оНРЕПХ ЮЛЕПХЙЮМЖЕБ ПНЯКХ, МН ГЮРН БЯЕ АНКЭЬЕ МЕТРЕОЕПЕПЮАЮРШБЮЧЫХУ ГЮБНДНБ БШУНДХКН ХГ ЯРПНЪ, ВРН НЙЮГЮКН ОЮЦСАМНЕ БНГДЕИЯРБХЕ МЮ ЯМЮАФЕМХЕ МЕЛЕЖЙХУ ббя ЦНПЧВХЛ. й ЯЕМРЪАПЧ ЦЕПЛЮМЯЙЮЪ ЮБХЮЖХЪ, ЙНРНПНИ ЙЮЙ ЛХМХЛСЛ РПЕАНБЮКНЯЭ 160 РШЯЪВ РНММ БШЯНЙННЙРЮМНБНЦН АЕМГХМЮ Б ЛЕЯЪЖ, ОНКСВЮКЮ БЯЕЦН НЙНКН 10 РШЯЪВ РНММ.

нЯНАЕММН СЯОЕЬМШЛХ АШКХ АНЛАЮПДХПНБЙХ МЕТРЪМШУ ОНКЕИ Б оКНЕЬРХ (Ploesti) Б пСЛШМХХ, ЙНРНПШЕ БШДЕПФЮКХ БЯЕ ОПЕДШДСЫХЕ АНЛАЮПДХПНБЙХ. й ЛНЛЕМРС ГЮМЪРХЪ ПЮИНМЮ оКНЕЬРХ ЯНБЕРЯЙХЛХ БНИЯЙЮЛХ АШКН ПЮГПСЬЕМН 90 % НАНПСДНБЮМХЪ ДКЪ МЕТРЕДНАШВХ. пЮГПСЬЕМХЕ ЖЕМРПНБ ОПНХГБНДЯРБЮ ЯХМРЕРХВЕЯЙНЦН РНОКХБЮ ХЛЕКН ДНОНКМХРЕКЭМШИ БШЦНДМШИ ОНАНВМШИ ЩТТЕЙР ЯНЙПЮЫЕМХЪ ОНЯРЮБНЙ ЮГНРЮ Х ЛЕРЮМНКЮ, ЙНРНПШЕ АШКХ МЕНАУНДХЛШ ОПХ ХГЦНРНБКЕМХХ БГПШБВЮРШУ БЕЫЕЯРБ. оНЯКЕБНЕММШИ НАГНП ЯРПЮРЕЦХВЕЯЙХУ АНЛАЮПДХПНБНЙ (Strategic Bombing Survey) ОПХЬЕК Й БШБНДС, ВРН МЮЯРСОКЕМХЕ МЮ ХЯРНВМХЙХ ЦНПЧВЕЦН АШКН МЮХАНКЕЕ ЩТТЕЙРХБМШЛ ХГ БЯЕУ ЯРПЮРЕЦХВЕЯЙХУ АНЛАЮПДХПНБНЙ.

пЕГСКЭРЮР ЩРХУ АНЛАЮПДХПНБНЙ ОНБКХЪК МЮ ЦЕПЛЮМЯЙСЧ ЩЙНМНЛХЙС МЕ РЮЙ ЯХКЭМН, ЙЮЙ НА ЩРНЛ ОХЬСР ЛМНЦХЕ ГЮОЮДМШЕ ХЯРНПХЙХ. пЮИНМ оКНЕЬРХ АШК ГЮМЪР ЯНБЕРЯЙХЛХ БНИЯЙЮЛХ Б ЮБЦСЯРЕ 1944 ЦНДЮ, ВРН МЕ ОНЛЕЬЮКН цЕПЛЮМХХ ЯНОПНРХБКЪРЭЯЪ ЕЫЕ 8 ЛЕЯЪЖЕБ. рЮЙХЛ НАПЮГНЛ, МЕКЭГЪ СРБЕПФДЮРЭ, ВРН АНЛАЮПДХПНБЙХ ЩРХУ ПЮИНМНБ ЙЮРЮЯРПНТХВЕЯЙХ НРПЮГХКХЯЭ МЮ ЩЙНМНЛХЙЕ цЕПЛЮМХХ. б УНДЕ МЮКЕРНБ АШКХ САХРШ ЛМНЦХЕ РШЯЪВХ МЕЛЖЕБ, ДЕЯЪРЙХ РШЯЪВ ЯРЮКХ АЕГДНЛМШЛХ. цЕПЛЮМЯЙЮЪ ОПНЛШЬКЕММНЯРЭ ОНЯРПЮДЮКЮ ЛЮКН. тЮЙРХВЕЯЙХ Б ПЮГЦЮП АНЛАЕФЕЙ ЯНЧГМНИ ЮБХЮЖХХ, Б ЛЮПРЕ 1944 ЦНДЮ, ОПНХГБНДЯРБН ДНЯРХЦКН МЕАШБЮКН БШЯНЙНЦН СПНБМЪ. жХТПШ ЦНБНПЪР ЯЮЛХ ГЮ ЯЕАЪ. б 1942 ЦНДС ЮМЦКХВЮМЕ ЯАПНЯХКХ 48 РШЯЪВ РНММ АНЛА; МЕЛЖШ ОПНХГБЕКХ 36 804 ЕДХМХЖШ АНЕБНЦН НПСФХЪ (РЪФЕКШЕ НПСДХЪ, РЮМЙХ, ЯЮЛНКЕРШ). б 1943 ЦНДС ЮМЦКХВЮМЕ Х ЮЛЕПХЙЮМЖШ ЯАПНЯХКХ 207 600 РНММ АНЛА; МЕЛЖШ ОПНХГБЕКХ 71693 ЕДХМХЖШ НПСФХЪ. б 1944 ЦНДС ЮМЦКХВЮМЕ ЯАПНЯХКХ 915 РШЯЪВ РНММ АНЛА; МЕЛЖШ ОПНХГБЕКХ 105 258 ЕДХМХЖ НПСФХЪ. йНМЕВМН, БОЕПБШЕ ГЮ БПЕЛЪ БНИМШ СПНБЕМЭ ФХГМХ МЕЛЖЕБ ЯМХГХКЯЪ, МН ХУ АНЕБНИ ДСУ МЕ ОНЯРПЮДЮК. мЮНАНПНР, АЕЯОНПЪДНВМШЕ АНЛАЕФЙХ НРДЮКХ МЕЛЖЕБ Б ПСЙХ цЕААЕКЭЯЮ Я ЕЦН ОПНОЮЦЮМДНИ РНРЮКЭМНИ БНИМШ.

оН ЛЕПЕ ОПХАКЕФЕМХЪ ЙНМЖЮ БНИМШ ХМРЕМЯХБМНЯРЭ МЮКЕРНБ КХЬЭ БНГПЮЯРЮКЮ. 22 ТЕБПЮКЪ 1945 ЦНДЮ МЮКЕР НЯСЫЕЯРБХКХ 1411 АНЛАЮПДХПНБЫХЙНБ, ЙНРНПШЕ ЯАПНЯХКХ АНЛАШ Я НРМНЯХРЕКЭМН МЕАНКЭЬХУ БШЯНР ОНПЪДЙЮ 3 ЙЛ (10000 ТСРНБ). б УНДЕ ЩРНЦН МЮКЕРЮ ХЯРПЕАХРЕКХ ЯАХКХ РНКЭЙН НДХМ АНЛАЮПДХПНБЫХЙ Х ЕЫЕ 4 ЯАХКХ ГЕМХРМШЕ НПСДХЪ.

оНЯКЕДМХИ МЮКЕР МЮ аЕПКХМ ЯЮЛНКЕРШ 8-И ЮПЛХХ НЯСЫЕЯРБХКХ 18 ЛЮПРЮ 1945 ЦНДЮ, ХЯОНКЭГНБЮБ 1327 РЪФЕКШУ АНЛАЮПДХПНБЫХЙНБ. оПЕБНЯУНДЯРБН ЯНЧГМХЙНБ Б БНГДСУЕ АШКН ОНДЮБКЪЧЫХЛ Х, МЕЯЛНРПЪ МЮ СВЮЯРХЕ Б АНЧ 50 ПЕЮЙРХБМШУ ХЯРПЕАХРЕКЕИ лЕ-262, кЧТРБЮТТЕ ЯАХКХ КХЬЭ 8 ЯЮЛНКЕРНБ. гЕМХРЙХ ЯАХКХ ЕЫЕ 16 ЯЮЛНКЕРНБ Х ОНБПЕДХКХ ЕЫЕ 16, ЙНРНПШЕ ЯНБЕПЬХКХ БШМСФДЕММШЕ ОНЯЮДЙХ МЮ ГЮМЪРНИ ЯНБЕРЯЙХЛХ БНИЯЙЮЛХ РЕППХРНПХХ.

мН МЕ БЯЕ БШКЕРШ НАУНДХКХЯЭ ЯРНКЭ ФЕ ЦКЮДЙН. 5 ЮОПЕКЪ 1945 ЦНДЮ ЯРПНИ б-17 Х б-24, ЯТНПЛХПНБЮБЬХИЯЪ ОНД оЮПХФЕЛ Х КЕРЕБЬХИ Б ЯЕБЕПН-БНЯРНВМНЛ МЮОПЮБКЕМХХ ЮРЮЙНБЮКХ 5 лЕ-262. оПХ ОЕПБНЛ ЙНМРЮЙРЕ Я ЯНЕДХМЕМХЕЛ ПЮЙЕРЮЛХ НМХ ЯАХКХ ДБЮ б-17. нДХМ ХГ МХУ СОЮК ОНД йЮПКЯПСЩ. еЫЕ ДБЮ б-17 АШКХ ОНБПЕФДЕМШ РЮЙ ЯХКЭМН, ВРН ОН БНГБПЮЫЕМХХ ХУ ДНКФМШ АШКХ ЯОХЯЮРЭ. йПНЛЕ АНЛАЮПДХПНБЫХЙНБ ЮЛЕПХЙЮМЖШ ОНРЕПЪКХ НДХМ п-51 ХГ ЯНОПНБНФДЕМХЪ, ЯРЮБЬХИ ФЕПРБНИ НДМНЦН ХГ МЕЛЕЖЙХУ КЕРВХЙНБ. оНЯКЕ ХГ ПЮЯУНДНБЮМХЪ ПЮЙЕР КЕРВХЙХ JV44 МЮОЮКХ МЮ БРНПСЧ БНКМС ЮЛЕПХЙЮМЯЙХУ АНЛАЮПДХПНБЫХЙНБ, ЯНЯРНЪБЬСЧ ХГ б-24. мЮ ЩРНР ПЮГ ЮРЮЙНБЮКХ ОСЬЕВМШЛ НЦМЕЛ. бНР. ВРН ЯЙЮГЮК НА ЩРНЛ в. аЩХЛЩМ, ОХКНР КЕРЕБЬХИ Б НДМНЛ ХГ б-24: «б ЩРНЛ БШКЕРЕ Ъ ДЕИЯРБНБЮК ЙЮЙ ЙНЛЮМДХП НДМНИ ХГ ЛЮЬХМ. лШ МЮУНДХКХЯЭ ЦКСАНЙН Б БНГДСЬМНЛ ОПНЯРПЮМЯРБЕ цЕПЛЮМХХ, ЙНЦДЮ ЯОПЮБЮ ОПНЛЕКЭЙМСК НВЕМЭ АШЯРПНУНДМШИ ЯЮЛНКЕР. «вРН ЩРН АШКН?» — ЙПХЙМСК ЛНИ БРНПНИ ОХКНР.

«лЕЯЯЕПЬЛХРР 262″ — ПЕЮЙРХБМШИ ЯЮЛНКЕР,» — НРБЕРХК Ъ. бХДХЛ, ВРН РПХ б-24 Б ОКЮЛЕМХ СФЕ ХДСР Й ГЕЛКЕ. хУ ЩЙХОЮФХ, ОН-БХДХЛНЛС, МХВЕЦН МЕ ОНМЪКХ, РЮЙНИ МЕНФХДЮММНИ АШКЮ ЮРЮЙЮ МЕЛЕЖЙХУ ПЕЮЙРХБМШУ ХЯРПЕАХРЕКЕИ. яРПЕКЙХ ЯННАЫХКХ, ВРН БХДЪР Me 262, КЕРЮЧЫХЕ БНЙПСЦ МЮЯ. цДЕ, Й ВЕПРС, МЮЬЕ ХЯРПЕАХРЕКЭМНЕ ОПХЙПШРХЕ? б ЩРНР ЛНЛЕМР АНЛАЮПДХПНБЫХЙ ГЮРПЪЯЯЪ НР ОСКЕЛЕРМНИ ОЮКЭАШ Х ЙЮАХМЮ ГЮОНКМХКЮЯЭ ДШЛНЛ ЦНПЕКНЦН ОНПНУЮ. нДХМ Me 262 ОПНКЕРЕК МЮД МЮЬХЛХ ЦНКНБЮЛХ; ОСКЕЛЕРШ АНПРНБШУ ЯРПЕКЙНБ ОЮКХКХ ЙЮЙ АЕЬЕМШЕ. «пЕЮЙРХБ» Я ЙЮФДНИ ЯЕЙСМДНИ СЛЕМЭЬЮКЯЪ, ЯЙНПНЯРЭ ЕЦН ОЮДЮКЮ. ъ БХДЕК, ЙЮЙ НМ ЯОСЯРХКЯЪ Б НАКЮВМНЯРЭ Х ОПЪЛН ОЕПЕД МЮЬХЛ ЯРПНЕЛ БГНПБЮКЯЪ. Me 262 ЮРЮЙНБЮКХ МЮЯ ДБЮФДШ. оПХ БРНПНИ ЮРЮЙЕ ЛШ ОНРЕПЪКХ ЕЫЕ ДБЮ б-24. нЙНКН ОЪРХДЕЯЪРХ МЮЬХУ КЕРВХЙНБ РНЦДЮ ОНЦХАКН». гЮ ЩРНР ДЕМЭ ОХКНРШ JV44 ЯАХКХ 7 ЮЛЕПХЙЮМЯЙХУ ВЕРШПЕУЛНРНПМШУ АНЛАЮПДХПНБЫХЙНБ Х ЕЫЕ МЕЯЙНКЭЙН ОНБПЕДХКХ.

16 ЮОПЕКЪ 1945 ЦНДЮ ЙНЛЮМДНБЮМХЕ USAAF БШОСЯРХКН ОПХЙЮГ, ЯНЦКЮЯМН ЙНРНПНЛС ЖЕКЕИ ДКЪ ЯРПЮРЕЦХВЕЯЙНИ АНЛАЮПДХПНБЙХ СФЕ МЕ ХЛЕКНЯЭ, Х ЯЮЛНКЕРШ ОЕПЕБНДЪРЯЪ ДКЪ НЙЮГЮМХЪ РЮЙРХВЕЯЙНИ ОНДДЕПФЙХ. яЮЛНКЕРШ 8-И ЮПЛХХ БШОНКМХКХ ОНЯКЕДМХИ МЮКЕР 15 ЮОПЕКЪ 1945 ЦНДЮ МЮ ГЮБНДШ АНЕОПХОЮЯНБ Skoda.

сЦНКНЙ МЕАЮ. 2004

Основные модификации Боинг B-17 «Flying Fortress»

В-17 под неофициальным названием «Летающая крепость» выпускался в следующих модификациях:

  • Y1В-17 — предсерийный самолет. Оборудовался девятицилиндровыми двигателями с воздушной системой охлаждения, пятью пулеметами калибра 7,62 мм, с максимальной бомбовой нагрузкой 3,63 т. С января по август 1937 года изготовлено тринадцать подобных машин, еще одна, с дополнительным индексом «А» в обозначении, переоборудована под более мощный двигатель, с предполагавшимся использованием для статиспытаний;
  • В-17В — усовершенствованный вариант Y1В-17А с аналогичным стрелковым вооружением на девять членов экипажа. Общее количество произведенных экземпляров — тридцать девять;
  • В-17С — машина с мощностью двигателей 1200 лошадиных сил, вооруженная пятью пулеметами, количество членов экипажа — аналогичное. Произведено тридцать восемь бомбардировщиков, большая часть которых (двадцать единиц) экспортирована в Великобританию;
  • В-17D — самолет с аналогичными двигателями, доработанной электрической схемой. Количество пулеметов — шесть. Масса бомбового груза и комплектация экипажа аналогичны предыдущей машине. Всего произведено сорок два самолета и переоснащены до указанной версии два бомбардировщика В-17С, избежавшие отправки на экспорт;
  • В-17Е — первая массовая модель, с удлиненным фюзеляжем, увеличенным размахом стабилизатора, введенным форкилем и некоторыми другими усовершенствованиями. Двигатели остались без изменений, количество пулеметов возросло до восьми, масса бомбового комплекта увеличена до 36,30 т, а экипаж — до десяти человек. Общее количество произведенных самолетов — пятьсот двенадцать, сорок пять из них были переданы Великобритании;
  • В-17F — усовершенствованный вариант, учитывающий недостатки, выявленные в ходе боевых действий. У машин последних серий мощность двигателей возросла до 1380 лошадиных сил, комплект пулеметов — до девяти, с дополнительным вооружением наиболее поздних самолетов. Вырос допустимый вес перевозимых бомб до 4,355 т, с началом использования носовых бомбодержателей снизу центроплана. Общее количество построенной техники — 3405, поставлено Великобритании — сорок пять;
  • В-17G — наиболее популярная (классическая) модель с описанными выше техническими характеристиками. Всего произведено 8680 бомбардировщиков, передано Великобритании — восемьдесят пять;
  • В-17H — спасательное морское судно. Для указанных целей было оборудовано около ста тридцати самолетов;
  • F-9 — 71 — различные исполнения В-17, применявшиеся для фотографической разведки;
  • РВ-1 — пятьдесят машин модификации В-17G получено службой береговой охраны от ВМС, для использования в поисково-спасательных операциях и радио обнаружения.

В единичных экземплярах выпускались два пассажирских варианта, применявшихся в транспортных целях.


Boeing B-17H

Военные пользователи

  • Аргентина Аргентина
  • Боливия Боливия
  • Бразилия Бразилия: 13
  • Дания Дания
  • Немецкий Рейх NS немецкий Рейх: около 40 трофейных самолетов
  • Доминиканская республика Доминиканская республика: 2
  • Франция Франция
  • Иран 1925 г. Иран
  • Израиль Израиль: 3
  • Япония Япония: некоторые на Филиппины а также Голландская Ост-Индия разграбленные машины ранних версий
  • Канада 1921 г. Канада
  • Колумбия Колумбия
  • Мексика Мексика
  • Никарагуа Никарагуа
  • Перу Перу
  • Португалия Португалия: 5 СБ-17Г для поиска и спасания с 1947 по 1960 год.
  • Тайвань Тайвань
  • Саудовская Аравия Саудовская Аравия
  • Советский Союз Советский Союз
  • ЮАР, 1928 г. Южноафриканский союз
  • США 48 США
  • Объединенное Королевство Объединенное Королевство

Боевое использование Боинг B-17 «Flying Fortress»

Первоначально, после поставки самолетов в ВМС во второй половине 1939 года, в их основную задачу входило противолодочное патрулирование. В первых столкновениях с Японией США понесли большие потери, включая различные модификации Б-17. Несколько уцелевших самолетов участвовали в атаке на японские конвои, а впоследствии были эвакуированы с линии противостояния.

В 1942 году после появления усовершенствованных модификаций, В-17 неплохо себя зарекомендовал в операциях на японском фронте. А в 1943 году бомбардировщики успешно использовались в налетах на Германию. Однако большая уязвимость от нападения истребителей противника с последовавшими огромными потерями вынудила американское командование воздержаться от использования бомбардировщиков без истребительного прикрытия, до появления подобной возможности. После этого, в 1944 году, самолеты применялись с большой эффективностью при незначительных потерях — не более одиннадцати машин из двухсот.

Незадолго до завершения войны по причине незначительных потерь даже отпала необходимость в поставках новой техники.

Витамин В17— высокотоксичный яд или панацея?

Витамин В17, известный также как летрил или амигдалин, по структуре мало чем напоминает витамины в привычном их понимании. Открывший его учёный Эрнест Кребс после годов исследований доказал эффективность летрила в борьбе с онкологическими новообразованиями и вместе с тем абсолютную нетоксичность для здорового организма, однако его изыскания не нашли должного отклика в научной среде. Чтобы подкрепить свою теорию, учёный даже сделал себе инъекцию высокой дозы витамина В17, доказав тем самым, что амигдалин не вредит здоровым тканям, однако даже столь радикальный шаг не заставил его коллег пересмотреть общепринятое мнение.

И по сегодняшний день врачи-онкологи в большинстве своём твердят о выраженной токсичности вещества для организма, упоминая, что в нём содержится цианид — сильнейший яд для всего живого. Вместе с тем, обратившись к курсу химии можно понять, что цианид и цианистый водород — абсолютно разные по структуре и свойствам вещества. Цианистый водород, более известный как синильная кислота, действительно крайне вреден, однако витамин В17 продуцирует её образование в организме только под воздействием специального фермента — b-глюкозидазы, — который содержится исключительно в онкологических клетках. То есть в организме, в котором нет онкологии, нет и необходимого фермента, а значит, нет и ядовитой синильной кислоты.

Эксплуатанты

Большая часть выпущенных В-17 эксплуатировалась американским ВМС, но некоторая часть машин была поставлена в Великобританию. Несколько бомбардировщиков воевали в СССР, отдельные машины попали в плен и достались Германии и Японии

В послевоенные годы самолеты экспортировались в некоторые европейские страны, включая Данию, Португалию и Францию, три невооруженных единицы неофициально проданы Израилю, были поставки в Латинскую Америку.

Общее количество государств, эксплуатирующих В-17 — двадцать два.

оглавление

  • 1история
  • 2Секции самолета 2.1Хвостовая часть с хвостовым оперением и фюзеляжными стойками вооружения
  • 2.2Средняя часть фюзеляжа с боевой башней, радиорубкой и бомбовым отсеком
  • 2.3Носовая часть с верхней башней, кабиной и носовым отсеком
  • 3Экипаж В-17 — обязанности и оборудование
      3.1Члены экипажа и их обязанности
  • 3.2Защитная одежда
  • 3.3Приборы и вооружение
  • 3.4Броневая защита Б-17Ф
  • 3.5Боеприпасы Б-17Ф несли
  • 4Использование в британских ВВС
  • 5Значительные ставки
  • 6Использование в ВВС Германии
  • 7Версии
  • 8производство
  • 9Военные пользователи
  • 10Инциденты с гражданскими самолетами B-17
  • 11Спецификации
  • 12Вооружение
  • 13присутствие
  • 14Медиа-прием
  • 15литература
  • 16веб ссылки
  • 17Индивидуальные доказательства
  • Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]