Эта статья требует дополнительных ссылок для проверки . Пожалуйста, помогите улучшить эту статью , добавив цитаты из надежных источников . Материал, не полученный от источника, может быть оспорен и удален. |
Тип истребителя танков
Винтовка, залповая 106 мм, самоходная, М50 «Онтос» | |
Ontos M50A1, на верхних орудиях можно увидеть зенитные винтовки 50-го калибра. | |
Тип | Истребитель танков |
Место происхождения | Соединенные Штаты |
История обслуживания | |
В сервисе | 1956–69 |
Использован | Соединенные Штаты |
Войны | Вьетнамская война Доминиканская гражданская война |
История производства | |
Дизайнер | Аллис-Чалмерс |
Разработан | 1952 г. |
Производитель | Аллис-Чалмерс |
Произведено | 1955–57 |
№ построен | 297 |
Варианты | M50A1 |
Характеристики | |
Масса | 8600 кг (19000 фунтов) |
Длина | 3,83 м (12 футов 7 дюймов) |
Ширина | 2,59 м (8 футов 6 дюймов) |
Высота | 2,13 м (7 футов 0 дюймов) |
Экипаж | 3 (водитель, наводчик и заряжающий) |
Основное вооружение | 6 × безоткатных орудий M40A1C |
Вторичное вооружение | 1 × 0,30 (7,62-мм) пулемет M1919 Browning |
Двигатель | 6-цилиндровый рядный бензиновый двигатель GM 302 куб. Дюйма (4,95 л), 145 л.с. (108 кВт) |
Рабочий диапазон | 185 км (115 миль) |
Максимальная скорость | 48 км / ч (30 миль / ч) |
Онтос
, официально
называемый
«
Многозарядная 106-мм самоходная
машина»
, M50
, был американской легкой бронированной гусеничной противотанковой машиной, разработанной в 1950-х годах.
В качестве основного вооружения он установил шесть 106-мм безоткатных орудий M40, заряжаемых вручную , которые можно было стрелять в быстрой последовательности по одиночным целям, чтобы гарантировать поражение. Хотя фактический калибр главного орудия был 105 мм, он был обозначен как 106 мм, чтобы не путать его с боеприпасами для 105-мм безоткатной винтовки M27, которую заменила M40.
Он был произведен в ограниченном количестве для морской пехоты США после того, как армия США отказалась от проекта. Морские пехотинцы неизменно сообщали об отличных результатах, когда они использовали Ontos для прямой огневой поддержки пехоты в многочисленных сражениях и операциях во время войны во Вьетнаме . Американский запас Ontos был в значительной степени израсходован к концу конфликта, и Ontos был выведен из эксплуатации в 1969 году.
Развитие [ править ]
Проект « Онтос»
(греч. «Вещь» [1] ) создавался как авианосный истребитель танков, способный подниматься на борт грузовым самолетом 1950-х годов. Это ограничило вес автомобиля от 10 до 20 тонн . Ontos также должен был использовать шестицилиндровый двигатель, который тогда широко использовался в армейских грузовиках GMC. 12 августа 1955 года Allis-Chalmers заключила контракт на поставку 297 машин.
Первая машина Allis-Chalmers, построенная в 1952 году, была основана на ходовой части легкой противотанковой машины M56 Scorpion . На машине установлена стальная литая башня с двумя вооружениями, на каждом из которых по три винтовки. Эта ранняя модель могла поворачивать башню только около 15 градусов. Второй прототип использовал новую систему подвески, новые гусеницы и новую башню с углом поворота около 40 градусов. Из-за ограниченного пространства машина могла нести только восемнадцать выстрелов для основного орудия внутри машины. К четырем безоткатным винтовкам также были прикреплены зенитные винтовки M8C калибра .50 BAT (12,7×77 мм), каждая из которых стреляла трассирующими снарядами с той же траекторией.как 106-миллиметровый снаряд, и он при попадании выделял вспышку и облако белого дыма. Прицельные винтовки использовались для приведения 106-мм безоткатных орудий к цели. На Ontos также был установлен единственный пулемет M1919A4 калибра .30 (7,62 мм) для противопехотных целей.
Машину доставили на Абердинский полигон, где ранее проходили испытания одиночных винтовок. Когда все шесть орудий были выпущены одновременно, выстрелом в спину были выбиты кирпичи в соседнем здании и выбиты задние стекла нескольких машин. Этап прототипа и испытаний был завершен к 1955 году, после чего армия отменила свой заказ.
В качестве противотанковой машины Ontos имел несколько проблем, в том числе небольшой боекомплект, очень высокий профиль для такой небольшой машины и необходимость выхода экипажа из машины, чтобы перезарядить орудия, подвергая их огню противника. . Хотя армия отменила свой заказ, корпус морской пехоты отчаянно нуждался в любых противотанковых машинах, которые они могли получить, и заказали 297. Производство шло с 1955 по 1957 год. 31 октября 1956 года корпус морской пехоты принял свою первую машину.
Варианты и улучшения [ править ]
Также были изучены несколько вариантов. Utility Vehicle, гусеничный, пехотная, T55
был свет Бронетранспортер (БТР), но были построены только две версии прототипа. Это оказалось непрактичным из-за ограниченного пространства внутри, в котором находилось всего пять пехотинцев, а водитель вынужден был лечь ничком. Также была построена «удлиненная» версия, известная как
Utility Vehicle, Tracked, Infantry, T56
, и, хотя в ней находилась полная команда из восьми человек, их оборудование приходилось переносить снаружи. Ни то, ни другое не считалось очень полезным.
В 1960 году было проведено небольшое исследование по замене 106-мм винтовок Ontos на новую 105-мм винтовку, которая включала автомат заряжания в стиле револьвера . Этот проект не был принят.
Другое предложенное обновление заключалось в замене двигателя GMC на более новый Chrysler 361 куб. Дюйм (5,92 л) V8. Эта модернизация была осуществлена, и вариант получил название Rifle, Multiple 106 mm, Self-propelled, M50A1
. Однако из 297 машин, первоначально принятых морской пехотой, только 176 были переоборудованы в период с 1963 по 1965 год под этот стандарт.
Ontos — 106-мм многоствольная противотанковая самоходная артиллерийская установка M50
Ontos по-гречески означает «вещь». Применительно к бронированной машине морской пехоты, это может означать «редкая вещь». Этот бронированный автомобиль внес значительный вклад в успех операций морской пехоты и американской армии во Вьетнаме, но о нем меньше известно, чем о любом другом бронировике, производившимся американскими военными. Даже среди коллекционеров военных транспортных средств название Ontos часто вызывает удивление. Причина этому может быть связана с тем, что Ontos были произведены в небольшом количестве. Так, к началу войны во Вьетнаме Корпус морской пехоты США обладал только 176-ю машинами. Еще одним фактором является то, что морская пехота быстро утилизировала оставшиеся броневики, уничтожив большую части корпусов и артиллерийских установок. Лишь несколько сохранившихся образцов Ontos попали в музеи и руки коллекционеров, и его история осталась нерассказанной. На сегодняшний день сохранилось больше танков времен Первой мировой войны, чем Ontos.
Общий Обзор Ontos была относительно легкой гусеничной боевой машиной, разработанной в начале 1950-х годов с целью уничтожения основных боевых танков того времени огнем шести 106-мм безоткатных орудий. Несмотря на свои миниатюрные размеры: 3.81 метра в длину, 2.6 метра в ширину в ней размещались три члена экипажа в отделении высотой несколько более чем 1.2 метра. Она прослужила в морской пехоте США с 1956-го года до 1970-го года, когда большинство из них были утилизированы. Её служба в морской пехоте совпала с использованием Корпусом 106-мм безоткатных орудий.
Впервые Ontos приобрела опыт боевых действий через 10 лет после принятия её на вооружение. Это произошло при её использовании против повстанцев в Доминиканской республике в апреле 1965-го года. Второе боевое применение было во Вьетнаме, где она сыграла роль, неимеющую никакого отношения к тому, для чего первоначально предназначался этот маленький быстрый истребитель танков.
Если является правдой то, что любая армия использует в нынешней войне тактику и оборудование со своей последней войны, то признаком успешной армии является её способность адаптировать все, что может помочь ей выполнить новую миссию. Ontos и её экипажи должны были убедить руководство Корпуса морской пехоты, что эта боевая машина имеет подходящие задачи во Вьетнаме. Успех в деле убеждения своего командования о потенциале Ontos не был столь однозначным. Машина была задействована на ротном уровне и убедила руководство своей огромной огневой мощью необходимой пехотинцам; огневой мощью способной повлиять на исход боя.
Я поражен сходством применения Ontos в рамках пехотной роты с применением маленького танка Стюарт морскими пехотинцами в сражениях в тихоокеанском регионе во время Второй мировой войны. Оба они были легко бронированными и неспособными противостоять оружию выше 50-го калибра. Обе этих машины были эффективны благодаря своим малым размерам и способности обеспечить пехоту в бою относительно высокой огневой мощью. Их размер позволял им действовать в зонах где этого не могли большие танки. Гусеницы шириной в пол метра позволяли 9-и тонному Ontos действовать на мягких грунтах окружающих рисовые поля Вьетнама. Обе они использовались для уничтожения укрепленных позиций (bunker busters). Благодаря их близкому нахождению к передовой, способности быть быстро развернутыми и преодолевать укрепленные позиции противника значительно снизились потери пехоты.
Ontos подобно улью выстреливает сотни пчел, способных своими жалами очистить джунгли от врага. Тогда не было никакого другого оружия способного очистить джунгли на глубину в 400 метров, как 106-мм безоткатные орудия с кассетными снарядами с готовыми стреловидными поражающими элементами. Эффективность артиллерийских снарядов и бомб была ограничена зоной прямого попадания. Растительность джунглей поглощала взрывную волну и разлетающиеся осколки. Другие транспортные средства с установленными на них 106-мм безоткатными орудиями были открытыми для огня врага из стрелкового оружия. Ontos мог подставить себя под вражеский огонь из стрелкового оружия на короткое время, чтобы выпустить свой боезапас, когда это требовалось и отойти в более безопасное место для перезарядки. Это был бронированный дробовик, и армия Северного Вьетнама боялась его.
Для ветерана армии любой страны не является сюрпризом то, что системы вооружения используются не по назначению, неудовлетворительно и/или бывают забытыми генералами требовавшими их разработки. Ontos постигла та же участь. Развертывание Ontos, казалась, было очень продумано многими командирами, а обеспечение Ontos запасными частями вызывало серьезную озабоченность.
Ontos была разработана в другую эпоху для других целей. Предназначенная для уничтожения танков, Ontos оказалась устаревшей еще до того как попала в руки своего первого экипажа. Она досталась бойцам которые переосмыслили её применение и превратили её в оружие морской пехоты.
Экипажи Ontos были отобраны из морских пехотных батальонов с целью освоения навыков наводчиков, радистов, механиков и изучения тактики. Морпехи приписанные к пехотным батальонам получили обозначение 0300. Экипажи Ontos составляли бойцы в прошлом разных военных специальностей. Некоторые члены экипажа имели опыт обращения с автотранспортом, но большинство, вероятно, были бывшими стрелками. После их командировок в противотанковые подразделения они обычно возвращались в батальоны, из которых они прибыли, чтобы быть командированными в другие противотанковые подразделения.
Морское высшее командование было едино во мнении посылать морскую пехоту против армии Северного Вьетнама и бойцов Вьетконга. Они были уверены, что отдельные морпехи в сочетании с традиционным артиллерийским и воздушным прикрытием смогут одолеть этого врага, не обладающего подобным оружием.
Все считали, что Вьетнам не способен на танковые операции. Если бы он мог то он бы, выставил бронетехнику на поле боя. Так как танки не были выдвинуты Северным Вьетнамом, то было мало пользы от малых противотанковых бронемашин известных как Ontos или как «свинья».
Морская пехота вводила в бой танки M48A2 и 106-мм многоствольные противотанковые самоходные артиллерийские установки Ontos, но они не были в центре внимания полковых и батальонных командиров наровне с традиционным вооружением, таким как 81-мм и 107-мм минометы, 105-мм артиллерийская и непосредственная авиационная поддержка.
Развертывание Ontos было часто обусловлено инстинктивным решение командиров батальонов. Они использовались в основном в качестве защиты периметра с некоторыми ограниченными обязанностями.
Вьетнамской войной управляли американские политики; с правилами применения вооруженных сил полностью сбивающими с толку военное командование. Американским ВВС было запрещено бомбить позиции ПВО исчерпавшие свой боезапас. В начале вьетнамской войны враг мог отступить в районы, которые было запрещено вторгаться американским войскам. Эти правила применительно к экипажам Ontos означали, что использование их главного калибра или даже его заряжение может быть осуществлено исключительно с разрешения батальонного командования. В начале экипажи Ontos должны были идти в районы боевых действий с незаряженными орудиями. Позже им позволили заряжать 106-мм орудия, но открывать огонь по своему усмотрению они не имели права. Эти правила были кошмаром для ветеранов Второй мировой или Корейской войн.
Если командование морской пехоты игнорировало преимущества Ontos, то армия Северного Вьетнама совсем наоборот. Почти во всех моих интервью с членами экипажей Ontos прослеживается один момент. Армия Северного Вьетнама боялась Ontos и по возможности избегала с ней контакта. Большинство контактов между армией Северного Вьетнама и Ontos были случайными со стороны вьетнамцев.
Разработка Проект Ontos был поручен в начале ноября 1950-го года производителю сельскохозяйственной техники Allis-Chalmers отделению Wisconsin. Конструкторский отдел Allis-Chalmers состоял приблизительно из 50-и 60-и инженеров, 90% которых были заняты разработкой первых прототипов. Все прототипы были построены в сельскохозяйственном сборочном заводе в Лапорте, штат Индиана.
Проект вначале задумывался правительством в качестве истребителя танков, способного транспортироваться на грузовых самолетах 1950-х годов. Контракт предусматривал поставку армии 1000 машин. В 1953 году армия отказалась принять Ontos на вооружение, в свою очередь Корпус морской пехоты принял на вооружение порядка 300 машин.
Правительственный заказчик в лице главного инженера Карла Холмярда (Carl Holmyard) составил техническое задание объемом всего в один лист. Согласно ему, машина должна была оснащаться тем же шести цилиндровым бензиновым двигателем GMC, что и стандартные на тот день 2 ½ тонные военные грузовики и фронтально расположенной трансмиссией Allison передающей крутящий момент на гусеницы. Остальная часть технического задания ограничивала внешние габариты и вес машины с целью обеспечения авиатранспортабельности.
Проект был классифицирован ка «Конфиденциальный». Это самая низкая степень секретности для правительственных работ, но все же она требовала, чтобы прототипы были построены в огороженной секции завода по производству сельскохозяйственных машин. Правительство готово было принять прототипы для испытаний только после того, как машины отработали бы по 50 часов. Это потребовало от инженеров приходить на завод по выходным и обкатывать прототипы по территории завода Эллис-Чалмерс.
Ontos обладала двумя большими штангами, на которые устанавливались шесть безоткатных орудий. Эти штанги были соединены с притопленной башней. Вся эта конструкция была выполнена из броневой стали. Ранние прототипы могли разворачивать орудия менее чем на 15 градусов влево и вправо. Серийные Ontos уже были способны разворачивать орудия на 40 градусов влево и вправо.
Сварка бронированный корпуса оказалась проблематичной для Эллиса-Чалмерс. Несколько прототипов были испорчены при отработке надлежащих методов сварки.
Первый прототип Ontos обладал гусеницами, похожими на используемые на самоходных артиллерийских установках Скорпион. Впоследствии они были изменены. Это первый прототип Ontos по-прежнему существует и находится в руках коллекционера Фреда Ропкей (Fred Ropkey).
Последующие и конечные гусеницы и подвеска были новой конструкции. Каждая гусеница состояла из двух резиновых секций длиной в 1.2 метра со стальными зубьями в центре. Стальные грунтозацепы шириной в полметра соединяли резину и гребень. Для составления одной гусеницы использовалось 5 секций. Мотивированный экипаж мог выполнить замену секции гусеницы примерно за полтора часа. Один матрос рассказал в беседе со мной, что им удалось выполнить ремонт гусеницы за 42 минуты.
Система подвески была разработана таким образом, что ни один из её механизмов не вторгался в уже и так небольшое боевое отделение. Опорные катки через балансиры соединялись с торсионными валами прикреплеными к бортам корпуса. Много внимания было уделено специальным резиновым составам втулок.
Резиновый мягкий топливный бак был установлен в передней части машины непосредственно за лобовым листом. Он был отлит из резины и содержал трубчатые проходы через его центр, позволяющие левому ведущему валу передавать крутящий момент через топливный бак на левую ведущую звездочку.
Allis-Chalmers разработали для Ontos комплект для преодоления глубокого брода, но он не был принят морской пехотой. Он состоял из водонепроницаемого покрытия для двигателя, таким образом двигатель оставался сухим во время преодоления брода. Приспособления для преодоления брода перевозились на Ontos и должны были быть устанавлены непосредственно перед преодолением водной преграды.
Одной из проблем, которую должна была быть решена Эллис-Чалмерс, была связана с расположением гусеницы. Нижняя часть шасси была изготовлена при помощи сварки. Сварочные деформации влияли на расположение подвески, что в результате приводило к потере гусеницы. Замена сварки на механическую обработку нижней части корпуса, где подвеска болтами крепится к корпусу, наконец, решила эту проблему.
Allis-Chalmers также разработала бронетранспортер на базе гусеничной конструкции Ontos. БТР был оснащен одной дополнительной 1.2 метровой гусеничной секцией. Неизвестно о существовании фотографий, подтверждающих существование прототипа бронетранспортера.
Большая часть конструкторских работ была завершена в 1950-ом году во время двухнедельного конструкторского марафона. Корпус морской пехоты проводил испытания машины в течение последующих шести лет и в итоге принял его на вооружение в конце 1956-го года. В своем отчете главный инженер отмечает, что в период с 1957-го по 1959-й год в конструкцию был внесен ряд изменений. Этот отчет главного инженера Крейга Канона (Craig Cannon) относится к главной ревизии Ontos названной «проект 1960». Некоторые из предлагаемых изменений предполагали использование алюминиевого амфибийного корпуса и двух 105-мм безоткатные орудий (обозначенных как орудия T237), оснащенных цилиндрическим зарядным устройством револьверного типа. Это изменение позволило бы произвести несколько выстрелов из двух орудий без необходимости одного из членов экипажа покидать машину для перезарядки орудий снаружи. Еще одно важное изменение предполагало замену двигателя с турбинный двигатель. «Проект 1960» не был принят.
Одним из первых испытаний была прицельная система башни с шестью орудиями. Часть испытаний включала в себя одновременную стрельбу из всех шести орудий. Испытуемый броневик был доставлен на полигон в Абердине специально построенный для испытаний 106-мм безоткатных орудий. Никто не представлял себе эффект от стрельбы шести орудий сразу, по меньшей мере, никто из тех, кто планировал испытательный комплекс. Обратное пламя во время стрельбы вырвало несколько кирпичей из соседнего здания и выбило задние окна нескольких автомобилей.
Allis-Chalmers позже модернизировала Ontos: заменила 6-и цилиндровые двигатели на 6-и литровые V8 Chrysler. Модернизация включала также замену бронированной крышки двигателя с дополнительной вентиляцией. Считается, что из 300-от изготовленных машин модернизацию прошли только 176 Ontos.
Бронированный корпус Ontos
Лобовая бронированная плита Ontos шириной в 129 см имела толщину в 25 мм. Лобовая плита образовывала переднюю часть корпуса машины и защищала водителя и трансмиссию от уровня земли до высоты в 70 см. Боковые листы к которым крепятся элементы подвески образуют бортовые стенки боевого отделения отсека немногим толще 12.7 мм. Днище боевого отделения изготовлено из броневой стали толщиной 6.5 мм. Большинство остальной части корпуса выполнена из брони толщиной в 12.7 мм. Передние крышки двигателя отлиты из броневой стали и их жалюзи имеют 10 мм полосы, выполненные на внутренней стороне каждой жалюзи с целью предотвратить проникновение огня стрелкового оружия в моторное отделение.
Ходили слухи, что Ontos обладал высоко расположенным центром тяжести и имел тенденцию к опрокидыванию. Я обнаружил, что машина с демонтированными орудиями все еще весила более 5-и тонн. Центр тяжести этих пяти тонн располагался в пределах высоты гусениц (86 см). Поэтому я сомневаюсь, что был Ontos была с завышенным центром тяжести. Члены экипажа рассказали мне, что машина скорее сползала юзом при прохождении крутого холма прежде чем перевернуться.
106 мм безоткатные орудия
Ontos имел возможность стрелять из своих 106-мм безоткатных орудий по одному или несколькими сразу или даже всеми одновременно. Четыре из шести орудий имели спаренные пулеметы калибра 12.7 мм. Дальность стрельбы пулеметов примерно соответствовала дальности стрельбы 106-мм снаряда. Эти пулементы использовались в качестве индикатора (трасера), так как при их попадании образовывалось облако дыма. Стрельбой из оружия управлял наводчик, расположенный за водителем и двигателем. Наводчик часто сначала обстреливал цель трасером и следил за его полетом. Часто, не дождавшись попадания трасера в цель, он отстреливал 106-мм снаряды. Максимальная дальность стрельбы 106-мм снаряда составляла порядка 2700 метров. 106-мм орудие вообще считается орудием для стрельбы прямой наводкой, но экипажи были обучены и использовали его с закрытых огневых позиций по целям, не находящимся в пределах прямой видимости наводчика.
106-мм безоткатное орудие составляет более 3.4 метра в длину и весит около 130 кг каждое. Башне Ontos приходилось нести более 770 кг на неровном грунте. Нагрузка на крепления артиллерийской установки вынуждала экипажи периодически выравнивать орудия.
Два из шести орудий могли были быть легко демонтированными с самоходной артиллерийской установки и при необходимости использованы с наземной установки.
Боевая организация Ontos
Экипаж Ontos состоял из трех человек: водителя, командира/наводчика и заряжающего. В случаях, когда Ontos нес много боеприпасов и/или другие грузы или при очень жаркой погоде, можно было наблюдать заряжающего сидящего на люке механика-водителя, на перекладине пулемета или в ¾-и тонном взводном грузовике Dodge, часто следовавшим за взводом на марше. Ontos могли и на практике передвигались с открытыми задними дверьми там, где это было возможно. Такой способ передвижения, мягко говоря, не препятствовал попаданию дорожной пыли в боевое отделение, что делало экипаж похожим на свиней. По этой причине экипажи обычно называют Ontos «свинья».
Подготовка экипажа была разнообразной и соответствовала изменяющимся требованиям войны. До марта 1965-го года экипажи проходили обучение в Camp Horno в месте квартирования 1-й морской дивизии и Camp Pendelton на побережье Калифорнии недалеко от Лос-Анджелеса. Позднее подготовка экипажей проходила на месте в подразделения куда они были приписаны. Они должны были изучить: техническое обслуживание машины, стрелковое оружие, тактику применения, а также стрельбу прямой и не прямой наводкой. Все морские пехотинцы проходили обучение в использовании стрелкового оружия, однако экипажи Ontos также использовали пулеметы не используемые большинством подразделения морской пехоты. Они также должны были знать, как пользоваться тремя основными радиостанциями и внутренней связью. Некоторые направляемые во Вьетнам экипажи вначале отправились на полигоны на Окинаве для расширенных дневных и ночных стрельб из 106-мм орудий.
Экипажи Ontos должны были уметь заменить 1.2 метровые секции гусениц. Они также должны были уметь подтянуть отремонтированную или прошедшую ряд крутых поворотов гусеницу. Механик Ontos был приписан к каждому взводу, но и члены экипажа были помогать поддерживать машины в работоспособном состоянии. Взводы часто рассредотачивались, когда были приписаны к пехотным подразделениям. Взводный механик часто был недоступен для проведения необходимого ремонта. Запасные части часто было тяжело или даже невозможно достать. Многие Ontos в связи с этим были разобраны на запасные части.
Взводы Ontos были организованы в тяжелые и легкие отделения. В тяжелом отделении были по три Ontos и два Ontos в легком отделении. В роте было по три взвода и три роты в батальоне Ontos. 1-й и 3-й батальоны Ontos принимали участие в боевых действиях во Вьетнаме. Машины были во Вьетнаме с начала 1965-го до середины 1969-го года. Существует ряд доказательств, что в конце 1965-го года во Вьетнаме было 65 Ontos. Если эта цифра верна, она, вероятно, 45 Ontos было в составе 3-го морского противотанкового батальона и меньшее число в 1-м морском противотанковом батальоне, также некоторые машины находились на борту кораблей в режиме ожидания их развертывания в любой из горячих точке, в случае необходимости.
Экипаж Ontos располагал 6-ю 106-мм снарядами в своих орудиях. Ещё 8 снарядов были размещены в задней части установки под задними люками и 4 снаряда в стойке, расположенной в правой задней части машины. Заряжающий должен был спешиться и перезарядить орудия из этой боеукладки. Боевое отделение машины в зависимости от ситуации могло вместить дополнительный боекомплект. Я брал интервью у сержанта взвода Ontos, который демонтировал сидения водителя и командира и разместил в этом тесном пространстве 30 дополнительных снарядов. Он сидел на боеприпасах во время вождения или стрелял из орудия.
Экипаж также располагал пулеметом M-3A1 (также известным как «шприц для смазки» или SMG) и ручным пулеметом Colt 45 и по 250 патронов, 1000 с трассирующими пулями для спаренных пулеметов M8 калибра 12.7 мм, 1000 или более патронов для пулемета Браунинг 1919A4. Многие из членов экипажа также имели личное стрелковое оружие. Некоторое из личного оружия включало ружья и трофейное оружие, такое как пистолет-пулемет Томпсона, АК-47, автоматическая винтовка Симонова, а также французские автоматы. Один известный мне экипаж также установил 60-мм миномет на переднюю панель Ontos.
Морские пехотные батальоны в тот период были вооружены пулеметами М60. По неизвестной причине, Ontos были вооружены старыми легкими пулеметами Browning. У некоторых экипажей была возможность перехода на более современное, полностью автоматическое оружие, но они остановили свой выбор на Браунинге. Считалось, что старый Браунинг требовал реже заменять ствол при интенсивном использовании. Пулемет Браунинга был установлен на опоры артиллерийской установки/башни. Им можно было управлять вручную или дистанционно изнутри Ontos посредством ножной педали.
Что произошло с Ontos?
Морские пехотинцы прекратили использование Ontos во Вьетнаме в мае 1969-го года. Некоторые Ontos остались во Вьетнаме и были переданы легкой пехотной армейской бригаде вблизи Tam KY. Армия использовала их пока это не стало невозможным из-за отсутствия запасных частей. Затем они были переделаны в неподвижные огневые точки. В мае 1969-го года остальные машины во Вьетнаме были загружены на суда и возвращены в США. Экипажи были переведены в различные батальоны морской пехоты.
По возвращению машин в США, верхняя часть корпуса была срезана, и многие шасси были проданы в качестве строительной техники или переданы местными правительственными учреждениями для проведения спасательных работ.
Существующие поныне Ontos известныe автору (В этом разделе автор перечисляет музеи в США, где можно посмотреть и потрогать настоящие Ontos. Желающие могут пройтись по ссылке и поинтересоваться адресами музеев.)
Воспоминания членов экипажа о своих Ontos (В этом разделе автор приводит воспоминания 6-и ветеранов Вьетнамской войны об их опыте применения Ontos. Желающие ознакомиться с этими воспоминаниями могут воспользоваться ссылкой на оригинале статьи.)
Выводы Мои выводы об Ontos основаны на моих беседах/переписке с двумя разработчиками Ontos работавшими ранее на Эллис-Чалмерс, шестнадцати бывших членах экипажей Ontos и личном опыте реставрации на сегодняшний день четырех машин находящихся в моей собственности. Я могу также полагаться на мою плохую память о машинах когда я служил в морской пехоте.
Мои воспоминания об Ontos включают в себя впечатления о гладком спокойном звуке проистекающем от двигателя и выхлопной трубы во время ускорения машины на дороге. Передачи переключались точно. Мне как бывшему до службы в морской пехоте заядлому гонщику комбинация двигатель/трансмиссия напомнила сильно модифицированную гидродинамическую трансмиссию используемую на маршруте автогонок начале 1960-х.
Я также помню слегка подвешенную подвеску. Подвеска обладала большим ходом, чем у основного боевого танка M48. Она выглядела более пружинистой.
Я удивлен одной из главных критических оценок Ontos звучащих примерно так: 106-мм безоткатные орудия далеко выдают свои позиции из-за чрезмерного дыма, шума и пыли поднятыми обратным пламенем при стрельбе. Экипажи были обучены, да и здравый смысл говорит о том, что после выстрела орудий машина должна покинуть свою позицию. Эта называется «тактика кочующих орудий». Мне не приходит на ум основное оружие стрельба из которого не выдавала бы его позиции. Я не припоминаю глушителей на артиллерии или танках.
Многие экипажи сходились в том, что гусеницы были слабы. Стальные грунтозацепы ломались. Гусеницы были собраны маленькими болтами, чьи головки как правило округлялись при движении на песке.
Крепеж башни/артиллерийской установки мог бы быть сделан массивнее так как он изгибался от веса шести орудий подпрыгивающих на неровном грунте.
Другая веская критика звучала по поводу необходимости заряжающего покидать относительно безопасную машину чтобы извне перезарядить безоткатные орудия. Когда Ontos работали в группах на ограниченном пространстве экипажи должны были следить, чтобы обратное пламя Ontos не убило заряжающего другого Ontos во время перезарядки его машины.
Ontos находились в середине своего жизненного цикла когда поступила во Вьетнам. Они доказали свою полезность даже в конце своего жизненного цикла и даже когда 106-мм безоткатные орудия нуждались в замене.
Она доказала свою эффективность стрельбы непрямой наводкой когда она действовала с основными боевыми танками M48 в отражении единственной крупной атаки при осаде Кхесани. Ontos были зарыты в окопы и обстреливали невидимого для экипажей противника.
Она оказалась основным уличным бойцом в узких переулках Хюэ. Её орудия выбивали укрывшегося противника из зданий с расстояния до 3000 метров, а также в упор.
К тому времени как эта машина получила свое признание, её оружие устарело и для нее уже не было запчастей. Механики предпринимали невероятные усилия в поддержании машин в рабочем состоянии, жертвуя одной машиной ради двух других. Машины третьего противотанкового батальона находились в ужасном состоянии и машины первого батальона были не намного в лучшем состоянии, когда им пришлось принимать участие в крупнейшем сражении морской пехоты во Вьетнаме в Хюэ. После потери машин и людей в Хюэ, Ontos исчерпали себя. Их экипажи вернули обратно в свои батальоны и небольшая часть машин была возвращена в Калифорнию для утилизации.
Сервис [ править ]
Хотя M50 проектировался как истребитель танков, во время войны во Вьетнаме большинство M50 не поражало броню противника, так как армия Северного Вьетнама развернула несколько танков. Поэтому Ontos более широко использовался морской пехотой США для прямой огневой поддержки пехоты в бою, и эта роль никогда не подчеркивалась в обучении или учении. Его легкая броня была эффективна против стрелкового оружия, но уязвима для мин и реактивных гранат. Следовательно, многие Ontos были развернуты на статичных оборонительных позициях.
Относительно легкий вес M50 делал его исключительно мобильным для такой огневой мощи. В ходе одной операции Ontos был единственным гусеничным транспортным средством, достаточно легким, чтобы пересечь понтонный мост. В битве при Хюэ полковник Стэнли С. Хьюз почувствовал, что «Онтос» был самым эффективным из всех вспомогательных вооружений морской пехоты. На дальностях от 300 до 500 ярдов (от 270 до 460 м) его безоткатные ружья могли пробивать дыры в стенах или полностью разрушать их. Появления Ontos иногда было достаточно, чтобы заставить врага разбиться и бежать, и в неофициальных отчетах описывается, как враг бежал из занятых зданий, когда снаряд Ontos попал в окно. В Operation Desoto вводится большой морской жеребец CH-53.вертолет позволил переместить взвод в 25 милях (40 км) к югу от города Куан-Нгай, несущий Онтос на стропах под самолетом. [2]
Подразделения «Онтос» были дезактивированы в мае 1969 года, а часть машин была передана армейской легкой пехотной бригаде. Они использовали их до тех пор, пока у них не кончились запасные части, а затем сняли башни и использовали их в качестве стационарных укреплений. И эти, и остальные машины вернулись из Вьетнама в 1970 году и были разобраны на металлолом, а некоторые шасси были проданы для преобразования в строительные машины. Некоторые из Ontos, которые были проданы строительным компаниям, позже были приобретены коллекционерами для реставрации.
Онтос действительно видел использование в качестве противотанкового оружия во время участия США в Доминиканской гражданской войне : 29 апреля 1965 года M50 Ontos и M48 Patton из 6-го MEU атаковали и уничтожили два лёгких танка L / 60L повстанцев , каждый из которых уничтожил один . В другом случае Ontos уничтожил AMX-13 . [3]
Разработка
В Онтос
(По-гречески «вещь»[1]) проект создавался как авиатранспортный истребитель танков, способный подниматься грузовым самолетом 1950-х годов. Это ограничило вес автомобиля от 10 до 20. метрических тонн. Ontos также должен был использовать шестицилиндровый двигатель, который тогда широко использовался в армейских грузовиках GMC. Аллис-Чалмерс 12 августа 1955 года был заключен контракт на поставку 297 машин.
Первый автомобиль Эллис-Чалмерс, построенный в 1952 году, был основан на ходовой части M56 Скорпион легкая противотанковая машина. Автомобиль смонтирован из литой стали. турель с двумя руками с тремя винтовками в каждом. Эта ранняя модель могла поворачивать башню только около 15 градусов. Второй прототип использовал новую систему подвески, новые гусеницы и новую башню с углом поворота около 40 градусов. Из-за ограниченного пространства машина могла нести только восемнадцать выстрелов для основного орудия внутри машины. К четырем безоткатным винтовкам также были прикреплены зенитные винтовки M8C калибра .50 BAT (12,7×77 мм), каждая из которых стреляла трассирующими снарядами с тем же траектория как 106-миллиметровый снаряд, и он при попадании выделял вспышку и облако белого дыма. Прицельные винтовки использовались для приведения 106-мм безоткатных орудий к цели. Ontos также имел единственный калибр .30. Пулемет М1919А4 для противопехотного использования.
Автомобиль был доставлен в Абердинский полигон где ранее испытывались одиночные винтовки. Когда все шесть орудий были выпущены одновременно, выстрелом в спину вышибло кирпичи из соседнего здания и выбило задние стекла нескольких машин. Этап прототипов и испытаний был завершен к 1955 году, после чего армия отменила свой заказ.
В качестве противотанковой машины Ontos имел несколько проблем, в том числе небольшой боекомплект, очень высокий профиль для такой небольшой машины и необходимость выхода экипажа из машины, чтобы перезарядить орудия, подвергая их огню противника. . Хотя армия отменила свой приказ, Корпус морской пехоты отчаянно нуждались в любых противотанковых машинах, которые могли получить, и заказали 297. Производство велось с 1955 по 1957 год. 31 октября 1956 года корпус морской пехоты принял свою первую машину.
Варианты и улучшения
Также были изучены несколько вариантов. В Коммунальная машина, Гусеничный, Пехота, T55
был свет Бронетранспортер (APC), но было построено всего две версии прототипа. Это оказалось непрактичным из-за ограниченного пространства внутри, в котором находилось всего пять пехотинцев, а водителя вынуждали лежать ничком. «Растянутая» версия, известная как
Коммунальная машина, Гусеничный, Пехота, T56
также был построен, и хотя в нем находилась полная команда из восьми человек, их оборудование приходилось переносить снаружи. Ни то, ни другое не считалось очень полезным.
В 1960 году было проведено небольшое исследование по замене 106-мм винтовок Ontos на новую 105-мм винтовку, которая включала револьвер-стиль автозагрузчик. Этот проект не был принят.
Другое предложенное обновление заключалось в замене двигателя GMC на более новый Chrysler 361 cu с двигателем V8. Это обновление было реализовано, и вариант получил название Винтовка, залповая 106 мм, самоходная, M50A1
. Однако из 297 машин, первоначально принятых морской пехотой, только 176 были переоборудованы в период с 1963 по 1965 год под этот стандарт.
Сохраненные автомобили на выставке [ править ]
M50 Ontos на выставке в Национальном музее морской пехоты .
Ontos выставлены в следующих местах в США:
- Музей кавалерии и доспехов Паттона в Форт-Ноксе , Кентукки [4] (больше не выставляется, возможно, переехал вместе со школой доспехов в Ф. Т. Беннинг). [ необходима цитата
] - Музей арсенала Рок-Айленда в Рок-Айленде, штат Иллинойс. [ необходима цитата
] - Лагерь Аттербери , Эдинбург, Индиана . [ необходима цитата
] - В Американском военном музее в Эль-Монте, Калифорния, есть М50, в котором отсутствуют шесть безоткатных винтовок. [ необходима цитата
] - В музее Абердинского полигона в Абердине, штат Мэриленд, есть 19-й прототип T165E2, который в настоящее время не выставлен. Автомобиль в настоящее время [ когда?
] проходит косметическую реставрацию . [
необходима цитата
] - Г-н Фред Ропки, владелец музея доспехов Ропки в Крофордсвилле, штат Индиана, владеет первым прототипом T165, более поздней моделью Ontos и машиной для запчастей. [ необходима цитата
] - Национальный музей морской пехоты в Квантико, Вирджиния завершила восстановление с M50A1 Ontos.
- В Музее морской пехоты в Джексонвилле, Северная Каролина, есть действующий M50A1 Ontos, который не выставлен на всеобщее обозрение. [ необходима цитата
] - M50A1 Ontos демонстрируется на внешней экспозиции военно-морского комплекса в Чайна-Лейк , Калифорния . [ необходима цитата
] - В Центре наземных боевых действий морской пехоты Твентинайн-Палмс , Калифорния , выставлен M50A1 Ontos. [ необходима цитата
] - У Фонда военных транспортных технологий в Портола-Вэлли, Калифорния, есть прототип T165E1 с оригинальным двигателем GM 302ci, который в настоящее время проходит полную реставрацию, и второй прототип T165E2 Ontos. [ необходима цитата
] - Артиллерийский музей армии США в Форте. Подоконник , Оклахома . [ необходима цитата
] - В механизированном музее морской пехоты Кэмп-Пендлтон выставлен M50A1 Ontos, который участвовал в битве при Хюэ. [5]
- M50 Ontos выставлен за пределами Национального музея военной техники в Дюбуа, штат Вайоминг [6]
- Военный музей Рассела в Сионе, штат Иллинойс. [7]
Ссылки [ править ]
- Стандартный каталог военной техники США — 2-е издание, стр. 376
- «Онтос — подлая вещь, которой опасается вьетконговский сержант Т.Д. Стивенс» Газетная вырезка
- Roblin, Себастьен (22 июня 2016). «В 1965 году американские и доминиканские танки вели короткие ожесточенные перестрелки» . Война утомительна
. - Estes 2016 , стр. 47.
- Estes 2016 , стр. 36.
- https://www.facebook.com/NMMVWY/posts/collection-feature-m50-ontos-from-the-vietnam-war-era/302937320417683/
- «Военный музей Рассела» . www.facebook.com
. Проверено 26 ноября 2022 .
Рекомендации
- Стандартный каталог военной техники США
— 2-е издание п. 376 - «Онтос — злая вещь, которой опасается вьетконговский сержант Т.Д. Стивенс», вырезка из газеты
- Роблин, Себастьен (22 июня 2016 г.). «В 1965 году американские и доминиканские танки вели короткие ожесточенные перестрелки». Война скучна
. - Эстес 2016, п. 47.
- Эстес 2016, п. 36.
- https://www.facebook.com/NMMVWY/posts/collection-feature-m50-ontos-from-the-vietnam-war-era/302937320417683/
- «Военный музей Рассела». www.facebook.com
. Получено 2020-11-26.
Источники [ править ]
- Эстес, Кеннет В. (2016). M50 Ontos и M56 Scorpion 1956–70: истребители танков США времен войны во Вьетнаме . Новый Авангард 240. Издательство Osprey . ISBN 9781472814739.CS1 maint: ref = harv ( ссылка )
- Кутта, Тимоти Дж., «ONTOS: Самое известное противотанковое оружие морской пехоты США», журнал Modern War
, Бейкерсфилд, Калифорния: Strategy & Tactics Press (Decision Games) (№ 14, ноябрь / декабрь 2014 г.), стр. 72–75 - Макнаб, Крис (2003). Военная техника
. Ху, Кент, Великобритания: Grange Books. п. 56. ISBN 1-84013-539-5.