СУ-26 \ СУ-76П Самоходная артиллерийская установка


Воссоздана единственная в мире самоходка СУ-26

Накануне важнейшей даты в истории Великой Отечественной — полное снятие блокады Ленинграда — уникальная находка. Это самоходная артиллерийская установка СУ-26. Тогда, в начале войны, на уцелевшие шасси от легкого танка Т-26 ставили полковую пушку еще 20-х годов. Получалась такая самоходка.

Место для механика-водителя, лобовая защита вращающейся рубки. А сзади ее нет. Можно даже увидеть, где сидят заряжающий и стрелок. В осажденном Ленинграде таких сделали не более трех десятков. И все они считались утраченными до недавнего времени. Но один экземпляр все же отыскали и отреставрировали.

Во всех военных архивах это словно машина-призрак. Почти нет фотографий, не сохранилось технической документации. Но сегодня самоходная артиллерийская установка СУ-26 проснулась после почти 80-летнего сна. Таких машин для обороны Ленинграда было собрано всего 29 штук. Все они были уничтожены в жестоких боях. Но лишь одну артиллерийскую установку, именно эту СУ-26, удалось найти и восстановить из обломков.

СУ-26 создавали из подбитых танков в блокадном Ленинграде в тяжелейших условиях. Работники завода имени Кирова устанавливали на ходовую часть от танков Т-26 полковые пушки образца 1927 года, закрывали бронированными листами, получалась такая тесная башенка.

«В тесноте этой рубки располагались два члена экипажа, два члена расчета. Для осуществления наводки орудия открывались бронещитки, и посредством прицела наводчик мог осуществлять наведение пушки», — рассказывает заместитель директора музея Василий Заболотный.

Пушка, два пулемета, большой боезапас. СУ-26 поддерживали пехоту, участвовали в самых ожесточенных боях. На эту машину поисковики наткнулись три года назад в болотах под Санкт-Петербургом. До сегодняшнего дня велись работы по реставрации. Это огромный путь — от ржавых обломков до полностью исправной артиллерийской установки на ходу. В тех местах, где броня неровная, изъедена коррозией, установлены оригинальные детали. Благодаря работе с архивами по всему миру удалось даже найти и вернуть ее родной номер, что был выведен на броне.

«122-я Краснознаменная танковая бригада, которая принимала участие в боях на Ленинградском фронте, на станции Погостье — это железнодорожная станция, где проходили тяжелые бои. Красная армия пыталась пробить снаружи кольцо блокады Ленинграда», — рассказал руководитель исторического отдела музея Александр Зайцев.

Сегодня единственная в мире СУ-26 заняла место в музее отечественной военной истории в подмосковной деревне Падиково. Посетить его экспозиции можно бесплатно каждому желающему. К истории блокадного Ленинграда здесь относятся особенно трепетно и собрали множество и других уникальных экспонатов.

«Вот очень любопытное изобретение ленинградских инженеров — это бутылкомет системы Цукермана. На винтовку делалась насадка, в нее вставлялась бутылка с зажигательной смесью. Обычным холостым винтовочным патроном она выстреливалась на расстояние 150-200 метров», — рассказал директор музея отечественной военной истории Дмитрий Першеев.

Экспозиции этого музея занимают несколько зданий и рассказывают о трагических и героических моментах нашей военной истории.

«Это не музей техники, не музей оружия. Несмотря на то, что в нашем музее достаточно большое количество и танков, и орудий, и экспонатов, и плакатов, это все здесь находится для того, чтобы людям рассказать об истории Великой Отечественной войны и вообще военной истории нашей страны, чтобы узнали, как это было на самом деле» — сказала менеджер музея Наталья Ярыгина.

Установка СУ-26 — это тоже, прежде всего, наша история, история людей, экипажа, который погиб в ней во время боя. Но их цель была достигнута — Ленинград выстоял.

Галерея[править]

  • СУ-26 в процессе изготовления.
  • СУ-26 в процессе изготовления на Кировском заводе, октябрь 1941 г.
  • СУ-26 в боях под Ленинградом, зима 1942 г.
  • СУ-26 уничтоженная 20 февраля 1942 г.
  • Легкая советская САУ СУ-26 на позиции рядом с Домом Советов в Ленинграде.
  • Проекции СУ-26.
  • СУ-26 оснащённая 76,2-мм полковой пушкой, зима 1941 — 1942 гг.

Содержание

  • 1 История создания
  • 2 Использование и дальнейшее развитие
  • 3 Описание конструкции 3.1 Ходовая часть
  • 3.2 Двигатель
  • 3.3 Трансмиссия
  • 3.4 Башня
  • 3.5 Пушка
  • 3.6 Средства связи.
  • 4 Боевые характеристики
  • 5 Сохранившиеся экземпляры
  • 6 Т-26-6 в массовой культуре
      6.1 В компьютерной и игровой индустрии
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 9 Источники
  • 10 Ссылки
  • Предыстория

    Как уже было сказано выше, советская армия несла огромные потери. Прежде всего, из-за нехватки техники, способной быстро перемещаться с одного места на другое и уничтожать вражеские танки, поддерживая пехоту. Обычные пушки плохо годились для такого дела, так как артиллерийский расчет из пяти человек мог лишь поворачивать орудие, но никак не возить его за собой на большие расстояния. Конечно, стандартное полковое орудие могло с первого выстрела пробить броню первых моделей знаменитого «Тигра» или «Пантеры», однако требовался совершенной иной тип техники – нечто вроде «пушки на танковом шасси», чтобы она могла поспевать за пехотой, маневрировать и держать удар.

    Вам будет интересно:Значение слова «маяться», или игра воображения

    Дело в том, что обычную пушку немецкие танки могли смять или уничтожить прицельным выстрелом, так как она просто стояла на месте, а та разница в расстоянии, на которую ее мог подвинуть расчет, была несущественной для немецких танкистов.

    Защищенное броней орудие на гусеничном шасси в корне меняло ситуацию. Теперь врагу было гораздо сложнее как попасть в движущуюся пушку, так и уничтожить ее с первого раза снарядом.

    Дополнительное оборудование

    Как и для любой артиллерии на любом уровне, выбор у нас невелик. «Усиленные приводы наводки» и «Гаубичный досылатель среднего калибра» для нас обязательны – улучшенное сведения и быстрая перезарядка ещё никому не помешали. На место третьего оборудования можно установить «Маскировочную сеть» или «Стереотрубу» — что Вам больше по душе. «Сеть» для нас будет очень хорошим выбором, так как мы имеем башню и можем вести прицельный огонь без поворота корпуса, не отменяя при этом бонус маскировки. «Стереотруба» — это тоже хороший вариант. Хоть и обзор у нас всего 320м, но стоит учитывать, что на 3-ем уровне обзор у всех низкий, а 80м дополнительной «глазастости» иногда может вывести ситуацию из эндшпиля в победный результат. Расценки на оборудование у нас такие:

    • «Усиленные приводы наводки» — 500.000 серебра
    • «Гаубичный досылатель среднего калибра» — 300.000 серебра
    • «Маскировочная сеть» — 100.000 серебра
    • «Стереотруба» — 500.000 серебра

    Сохранившиеся экземпляры[править | править код]

    В начале 2022 года публике была представлена реконструированная СУ-26, восстановленная энтузиастами на основе оригинальных деталей, найденных на местах боёв, а также вновь изготовленных элементов. Выставлена в экспозиции Музея отечественной военной истории (дер. Падиково Истринский район Московская область)[6].

    Тактика

    Основным нашим тактическим преимуществом является наличие башни, которая поворачивается на 360 градусов. Благодаря ей мы можем вести прицельный огонь по движущимся целям, при этом сводя шансы обнаружения к минимуму. В силу специфики предтоповых орудий мы будем вынуждены часто менять позицию, потому что дальность стрельбы этих орудий не очень хорошая. Топовое орудие будет покрывать почти всю карту, но переезжать всё равно придётся. Учитывая наши небольшие габариты, СУ-26 может спрятаться за любым кустиком и оставаться при этом незамеченной. Как и для любой другой САУ, нам важно помнить, что при первой опасности мы должны сменить позицию. Не стоит пренебрегать этим. Запомните – уничтоженная техника стрелять не может. Поэтому лучше лиший раз завести мотор и немного прокатиться с ветерком в укромное местечко, чем в надежде сделать пару выстрелов в приближающегося врага и умереть.

    Относительно того, какими снарядами лучше заполнить наш боекомплект: берите поровну бронебойных и фугасов. Кумулятивные снаряды брать не стоит, так как они ничем не лучше бронебойных и не окупают себя – так что Вы попросту выбросите деньги.

    Придерживайтесь этих правил и большинство боёв для Вас будут победными.

    Двигатель

    В качестве движущей силы самоходной установки использовался мотор от оригинальной машины Т-26, который спустя год заменили на более продвинутый Т-26Ф. Интересным фактом оказалось то, что оба двигателя были скопированы с английского мотора «Армстронг-Сидли». Он был тяжелый, громоздкий и имел мощность всего в 91 л. с. Не изменил ситуацию даже монтаж на установку форсированного варианта мотора. Силы двигателю это не прибавило, а вот вес общей конструкции самоходки существенно увеличился, что отрицательно повлияло на ее и так небольшую маневренность.

    Использование

    Танкостроительный концерн успел выпустить немалое количество машин к концу 1941 года. И все они сразу же были отправлены на фронт после недолгих предварительных испытаний. Конечно, не всем военным частям хватило самоходных установок. Но те бригады, которые стояли в первом эшелоне фронта, получили по четыре машины на каждую. В основном это были дивизии, державшие оборону на разных участках Ленинградского фронта.

    После того как все выпущенные машины вновь оказались в ремонтных цехах завода, они, как в свое время танк Т-26, сами стали запасными частями и расходным материалом. К тому времени правительство уже осознало малоэффективность данного вида техники и поручило членам конструкторского бюро разработать кардинально новый тип самоходной машины.

    Создание

    Поняв, что эксперименты по совмещению полкового орудия и гусеничного шасси из разных весовых категорий вряд ли стоит продолжать, комиссия конструкторского бюро завода решила разработать отдельную самоходную установку, основной задачей которой станет быстрая, но краткосрочная непосредственная поддержка пехоты, а также уничтожение вражеской легкой и средней техники.

    Вам будет интересно:Преподавание истории в школе: методика преподавания, типы и формы уроков

    В августе 1941 года, спустя два месяца после начала войны, знаменитый на весь мир завод подъемно-транспортных сооружений им. Кирова в городе на Неве представил проект самоходной установки САУ СУ-26, которая позже получила несколько иное обозначение – СУ-76. Машина была создана на основе легкого танка отечественного производства. Конструкторы все же решили дать еще один шанс Т-26, однако на сей раз в башню машины не просто вставляли пушку, а полностью снимали с машины все боевое оснащение, оставляя лишь шасси и верхние лобовые бронеплиты. Боковые защитные листы менялись на более толстые. Рубка приобрела более вытянутую вверх прямоугольную форму, а ее лицевая сторона стала своеобразным щитом, наподобие щитка полевой артиллерийской пушки.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]