Главная » Танки настоящего и будущего » Каким будет M1A3 Abrams II и сможет ли он составить достойную конкуренцию нашей Армате
Танки настоящего и будущего
boroda 17.10.2019 5608
10
в Избранноев Избранномиз Избранного 4
По планам американских военных серийное производство нового американского танка должно начаться аж в 2032 году, а первые опытные машины можно будет оценить в 2023-25 годах. По заявленным характеристикам этой машины уже понятно, что она не будет, как Армата, танком 4-го поколения. Будущий Абрамс II в лучшем случае можно будет считать танком поколения 3+, хотя характеристики у машины должны быть внушительные и не уступать таковым у Арматы.
Каких же характеристик для своей машины планируют добиться американцы и сравним их с характеристиками Т-14 Армата?
Силовая установка
Итак, на нашем танке устанавливается двигатель мощностью 1350 л.с., который при весе в 50 тонн, даёт ей удельную мощность в 27 л.с/тонна. Но по заявлениям представителей «Уралвагон без особых доработок возможно форсировать до 1500 л.с., что обеспечит удельную мощность в 30 л.с/тонна. Какую же силовую установку для своей машины планируют наши заокеанские конкуренты?
На M1A3 будет устанавливаться новый газо-турбинный двигатель, который станет самым мощным танковым двигателем. Он будет иметь электронный ограничитель, который будет ограничивать его мощность на отметке в 1800 л.с., сделано это для экономичности в плане расхода ГСМ и для увеличения ресурса двигателя. Но в случае необходимости ограничение может быть снято и двигатель будет развивать мощность в районе 2000 л.с. Вес танка будет в районе 65 тонн, получается, что удельная мощность будет 27.6 л.с/тонну, а при отсутствии ограничителя 30.7 л.с/тонна. Получается, что по этому показателю Т-14 и M1A3 будут примерно одинаковые, но не стоит забывать что у российских танков всегда была проблема с трансмиссией и задним ходом. К примеру Т-90 при равной с M1A2 Абрамс удельной мощностью, имеет скорость заднего хода всего 12 км/ч, а то время как «Абрамс» может двигаться назад со скоростью до 30 км/ч. Правда это данные для Т-90, у Т-14 они могут быть совсем иными.
Кроме этого не стоит забывать, что на Армате пока стоит обычный 12-и цилиндровый дизель. Который имеет гигантский потенциал к модернизации. Да и установку газотурбинного двигателя на Армату так же исключать нельзя и тогда наша машина сразу же получить преимущество в этой области. Далее сравним защищённость боевых машин.
Проект M1A2C Abrams. Модернизированные танки в кадре
С прошлого года американские предприятия занимаются серийной модернизацией имеющихся основных боевых танков Abrams по проекту M1A2C. Несколько дней назад в открытом доступе появилась первая фотография модернизированного танка с полным набором нового оборудования разного назначения. Этот образец бронемашины заметным образом отличается от опытных машин, демонстрировавшихся ранее. По всей видимости, такой же облик будут иметь и прочие модернизируемые танки.
Напомним, проект M1A2C, до прошлого года известный как M1A2 SEP v.3, предусматривает существенную модернизацию танков M1A2 (в том числе SEP v.2), направленную на повышение всех основных параметров. Предлагаются усиление защиты за счет новых компонентов, замена части радиоэлектронного оборудования, модернизация силовой установки и т.д. Также в ходе модернизации должен осуществляться ремонт техники, позволяющий продлить сроки службы.
Танк M1A2C на полигоне Юма. Фото Defence-blog.com
Первый опытный образец танка, тогда еще обозначавшегося как M1A2 SEP v.3, впервые показали специалистам и публике осенью 2016 года. В дальнейшем несколько прототипов прошли испытания, после чего появились контракты на массовое обновление техники. К настоящему времени выполнена модернизация некоторого количества танков, и некоторые попали в объектив фотоаппарата.
***
Первый известный снимок ОБТ «Абрамс» в новой комплектации был сделан на полигоне Юма, одной из основных площадок для проверки сухопутной боевой техники. Танк попал в кадр не полностью, но это не помешало опознать его правильным образом. Вскоре на профильных ресурсах обратили внимание на обновленную рекламную брошюру компании Leonardo DRS, в которой присутствовали весьма интересные материалы.
Итальянская организация участвует в модернизации американских танков на правах установщика комплексов активной защиты. Не так давно она обновила рекламные материалы по КАЗ семейства Trophy и добавила в них новые фотографии. Читателю показали модернизированный танк M1A2C, оснащенный рядом дополнительных изделий внешнего монтажа. Техника с фотографий от «Леонардо» ничем не отличалась от танка с полигона Юма.
Танки со свежих фотоснимков имеют заметные отличия от прототипов M1A2C / M1A2 SEP v.3, демонстрировавшихся ранее. Такие отличия, прежде всего, определяются наличием дополнительных систем защиты разного рода. Выставочные образцы не имели такого оснащения. Это означает, что после первых показов техники проект модернизации был дополнен, и при серийном обновлении танки будут получать большее число новых устройств.
Модернизация танка предусматривает усиление имеющейся защиты при помощи нескольких новых компонентов разного рода. На лобовых деталях башни устанавливаются новые накладные элементы бронирования. Состав этих модулей неизвестен. Вероятно, в виде плоских угловатых деталей выполнено комбинированное бронирование. Согласно разным оценкам, появившимся в связи с отсутствием официальной информации, применение накладной лобовой брони доводит эквивалент лобовой защиты башни до 800-900 мм.
Лобовое бронирование корпуса дополняется накладной деталью на нижнем листе. Также ранее сообщалось об усилении днища для повышения стойкости к минам. Принимаются меры по усилению защиты бортовой проекции. Почти по всей длине бортового экрана помещаются блоки динамической защиты. Они не прикрывают только небольшие участки борта в передней и задней частях – на уровне ведущего и направляющего колеса. Характеристики использованной динамической защиты не уточняются, но очевидно, что ее применение самым положительным образом сказывается на боевой устойчивости машины.
На протяжении нескольких последних лет армия США прорабатывает вопрос массового оснащения модернизируемых танков комплексами активной защиты. Недавно обновленные танки M1A2C получили такое оснащение, что может говорить об успешном завершении прошлых работ.
На бортах башни модернизированного «Абрамса» помещаются два кожуха с элементами КАЗ Trophy-HV израильской компании Rafael. За поставку и монтаж такого оборудования отвечает компания Leonardo DRS. Спереди и сзади на кожухе комплекса имеются антенны радиолокационной станции обнаружения, а сверху предусматривается откидная крышка, под которой находится пусковая установка для защитных боеприпасов. КАЗ предназначается для своевременного обнаружения подлетающих противотанковых боеприпасов и их уничтожения до удара по защищаемому танку.
Другой снимок танка M1A2C. Фото Leonardo DRS / leonardodrs.com
Комплекс Trophy-HV весит 820 кг и занимает объем 0,69 куб.м. Заявлена возможность защиты от атак со всех ракурсов с поражением подлетающих целей на безопасном для танка расстоянии. Следует отметить, что израильский КАЗ в версии HV может осуществлять перехват только при помощи защитных боеприпасов. В состав других модификаций «Трофи» также входят средства оптико-электронного подавления.
Другие изменения конструкции и состава бортового оборудования не видны снаружи. Впрочем, они хорошо известны с момента публикации первых данных о проекте M1A2C / M1A2 SEP v.3. Эти доработки затрагивают силовую установку, аппаратуру управления и боекомплект.
В проекте M1A2C предусмотрено использование вспомогательной силовой установки для энергоснабжения бортовых систем при выключенном двигателе. В отличие от предыдущих проектов, на этот раз ВСУ помещается внутри броневого корпуса, рядом с основным двигателем, что резко повышает ее живучесть. Конфликты последних десятилетий показали, что изначальное внешнее размещение ВСУ является серьезной проблемой.
Проходят модернизацию оптико-электронные прицельные устройства командира и наводчика. Новые прицелы строятся на основе современных тепловизоров. Заменяется аппаратура связи и управления: новые приборы эффективнее обеспечивают взаимодействие техники и войск. Впервые устанавливается система Vehicle Health Management System, предназначенная для отслеживания состояния узлов и агрегатов.
Основное орудие получает несколько новых снарядов, в том числе осколочный выстрел с программируемым взрывателем. Соответственно, пушка оснащается программатором для работы с такими устройствами. За счет новых боеприпасов предлагается повысить огневую мощь танка, не прибегая к замене вооружения.
Дорабатывается вспомогательное вооружение. Командирский пулемет переносится с открытой установки на дистанционно управляемый боевой модуль CROWS RWS. Второй пулемет остается на люке заряжающего, и для его использования танкисту необходимо высовываться из люка. Безопасность заряжающего обеспечивается двойным щитком с бронестеклами.
По известным данным, в результате модернизации и установки новых агрегатов танк M1A2C заметно тяжелеет. Его боевая масса увеличивается до 66,8 т. Не вполне ясно, учитываются ли при этом дополнительные средства защиты в виде накладных панелей, КАЗ и бортовых экранов с динамической защитой.
***
По результатам модернизации по проекту M1A2C танк «Абрамс» должен наращивать все основные характеристики, за исключением подвижности. Новые приборы в составе системы управления огнем и современные боеприпасы должны повысить огневую мощь и боевую эффективность. ВСУ упрощает и удешевляет эксплуатацию. Накладные элементы бронирования и другие системы защиты повышают боевую живучесть.
Опытные танки с пакетом обновлений SEP v.3 проходили испытания с 2015 года, а в 2016-м такую машину впервые показали на открытом мероприятии. Испытания были завершены в 2022 году, они подтвердили потенциал предложенных «внутренних» доработок. В те же сроки осуществлялись проверки комплекса активной защиты Trophy-HV израильской разработки. Эта система подтвердила основные характеристики и теперь используется при переделке танков.
Один из предсерийных танков M1A2 SEP v.3. Фото US Army
Первая предсерийная партия танков M1A2 SEP v.3 / M1A2C была передана армии США в октябре 2022 года. Кроме того, в том же году армия заказала 45 танков серийной модернизации; этот контракт обошелся ей в 270 млн долларов – по 6 миллионов за обновление одной бронемашины. Первые серийные M1A2C отправились в войсках в июле прошлого года. В будущем августе армия желает получить последние из 45 машин первой партии. Обновлением техники занимается компания General Dynamics Land Systems.
В конце 2022 года появился рамочный контракт с фирмой GDLS на перестройку 435 танков модели M1A2 по новому проекту. В июле 2018 года стороны подписали твердое соглашение на поставку новой партии из 100 танков. Несколько недель назад заказчик и подрядчик договорились о перестройке еще 174 бронемашин, которую следует выполнить до 2022 года. Таким образом, уже имеются контракты на модернизацию почти 320 танков из строевых частей.
Выполнение текущих заказов будет продолжаться до 2022 года, после чего возможен старт следующего этапа модернизации бронетехники. Уже сейчас предприятия оборонной промышленности работают над новым проектом модернизации танков. Ранее эта разработка была известна как M1A2 SEP v.4, но с прошлого года ее именуют M1A2D. Этот проект предусматривает применение наработок по предыдущим вариантам модернизации, а также дальнейшее развитие систем управления огнем и средств связи, использование новых снарядов и т.д. Ожидается появление улучшенных систем дополнительной защиты.
По известным данным, опытный образец танка M1A2D может появиться не ранее 2022 года. На его испытания уйдет некоторое время, после чего могут появиться заказы на серийную перестройку техники. Таким образом, серийные M1A2D появятся не ранее 2021-22 годов. Вероятно, по этому проекту будет выполняться модернизация оставшихся машин типа M1A2, не успевших получить обновления типа «C».
Пока же компания GDLS вместе с заказчиком заняты программой модернизации существующих танков до состояния M1A2C. Такие машины недавно впервые попали в кадр, и их изображение стало достоянием общественности. Вероятно, в скором будущем подобные снимки или видеозаписи модернизированных американских танков станут привычным делом. Программа обновления техники по новому проекту набирает обороты и дает желаемые результаты. Впрочем, уже через несколько лет текущий проект сменит новый, предусматривающий иные изменения конструкции и состава оборудования танков.
По материалам сайтов: https://armyrecognition.com/ https://leonardodrs.com/ https://defence-blog.com/ https://globalsecurity.org/ https://bmpd.livejournal.com/
Бронирование
По информации из Вики лобовая броня Арматы имеет эквивалент, 1000 мм стали против бронебойных снарядов и 1300-1400 мм против кумулятивных. Что же не плохо, этого более чем достаточно для защиты от современных противотанковых средств. Однако американцы планируют превзойти нашу машину по этому показателю. Броня второго Абрамса должна быть эквивалентна 1200 мм стали, против бронебойных и 1600-1700 мм против кумулятивных снарядов. Достигнуть этих показателей американские инженеры планируют за счет увеличение габарита брони и доли урана в наполнителе. Далее оценим поражающие способности конкурентов.
Трансмиссия и ходовая часть
Автоматическая двухпоточная гидромеханическая трансмиссия Allison Transmission X-1100-3 обеспечивает три передачи переднего хода, две — заднего и нейтраль. В состав трансмиссии входят гидротрансформатор с блокировочным фрикционом, 4-х скоростная автоматическая коробка передач, рабочие и остановочные тормоза и бесступенчатый механизм поворота с двойным дифференциалом и гидрообъемной передачей. Масса трансмиссии M1 Abrams — 1960 кг. Для снижения температуры масла двигателя и трансмиссии используется система охлаждения вентиляторного типа. Имеется оборудование для преодоления водных преград глубиной до 2,36 м по дну. При установке оборудования (два воздухопитающих патрубка с левой стороны корпуса и выпускная труба на корме) ограничен угол поворота башни вправо. Бесконтактный синхронный генератор переменного тока имеет привод от двигателя и обеспечивает работу электрических и электронных систем танка. Мощность генератора — 20 кВт, масса — 24,6 кг. Кроме генератора имеется шесть аккумуляторных батарей емкостью 300 А.ч. Топливо хранится в шести баках суммарной емкостью 1907 л. Два передних и два кормовых бака изготовлены из полиэтилена, в передней части надгусеничных полок, между основным бортом и наружным экраном, расположены два металлических бака. Ходовая часть M1 Abrams состоит из семи двускатных обрезиненных опорных катков на борт, двух пар поддерживающих гусеницы роликов, двух направляющих колес (унифицированы с опорными катками), двух ведущих колес и гусениц с резино-металлическими шарнирами. Подвеска катков индивидуальная торсионная, на первом, втором и седьмом опорных катках установлены лопастные гидроамортизаторы.
Вопреки легендам о невероятной защищенности М1А1 — от старенького РПГ-7 не спасают и броневые экраны
С целью повышения стойкости подвески к детонации противотанковых мин посадочные места четырех передних опорных катков и торсионных валов усилены и образуют коробчатую конструкцию, способную противостоять нагрузкам на изгиб. Направляющие колеса имеют гидравлический кривошипный механизм натяжения гусениц. Гусеницы имеют обрезиненные беговые дорожки и съемные резиновые подушки, предусмотрена возможность установки грунтозацепов. Выбор в пользу семиопорной ходовой части сделан на основе анализа опыта эксплуатации танков M60 с шестью опорными катками и «Leopard-1» с семью катками. Выяснилось, что ходовая часть германской машины имеет большую долговечность вследствие меньших удельных нагрузок на каждый каток, кроме того, использование семи катков вместо шести позволяет уменьшить их диаметр и снизить высоту танка в целом. Выигрыш от использования семиопорной ходовой части значительно превышает возможную экономию в массе в случае установки шести катков на один борт (применительно к M1 Abrams переход на шесть катков позволил бы сэкономить всего 280 кг).
Пушки и снаряды
Сейчас на нашем танке стоит 125 мм пушка 2А82. Бронебойный снаряд этого орудия «Вакуум-1» способен пробить 900-1000 мм стали под углом 0 градусов. Для своей 120 мм пушки у американцев есть аналогичный боеприпас М830А1. На первый взгляд по этому показателю обе машины имею паритет. Однако в России уже на подходе новая 152 мм танковая пушка 2А83, бронебойный снаряд которой должен будет справиться с лобовой бронёй наследника Абрамса и пробивать до 1200 мм стальной брони. И что любопытно, это орудие скорее всего появится на наших танках раньше чем появится M1A3.
Система управления огнем (СУО)
Фирма Chrysler при разработке танка M1 Abrams отказалась от системы управления огнем опытного XM-803, в которой использовались комбинированные прицел наводчика и панорамный прицел командира, оба с независимой стабилизацией линии прицеливания. Такая СУО представлялась чрезмерно дорогой (43% от общей стоимости машины) и сложной. Была поставлена задача добиться на танке M1 Abrams близкой к XM-803 точности стрельбы и при этом втиснуть цену приборов управления огнем в 23% от стоимости всей машины. Разработкой СУО занималась фирма Hughes Aircraft Company. Детальному анализу с точки зрения критерия стоимость-эффективность пришлось подвергнуть все элементы СУО. Исследования показали, что на долю абсолютно необходимой системы ночного видения приходится примерно 1/5 всей суммы, следовательно — не получается в рамках определенной стоимости всей СУО сделать двухплоскостную независимую стабилизацию линии визирования основного прицела наводчика.
В то же время наибольший вклад в повышение точности стрельбы M1 Abrams вносит независимая стабилизация оптической оси прицела в вертикальной плоскости (в три раза выше, чем при стабилизации линии прицеливания только по горизонту), к тому же стабилизировать ось по углу места проще и дешевле, чем по азимуту. Поэтому пришлось пойти на компромисс — оптическая ось основного монокулярного прицела наводчика GPS (Gunner periscop sight — перископический прицел наводчика) имеет независимую стабилизацию только по углу места, по азимуту — прицел стабилизируется вместе с пушкой. Прицел наводчика имеет оптическую головку с 3- и 10-кратным увеличением, в него встроен тепловизионный канал ночного видения и лазерный дальномер. Прицел установлен на крыше башни под бронеколпаком и в нерабочем положении закрывается стальной заслонкой, открываемой из башни. Тепловизионная система представляет собой дальнейшее развитие аналогичной системы пассивного типа, устанавливаемой на танке M60A1. ИК система и лазерный дальномер также разработаны фирмой Hughes Aircraft Company.
Тепловизиор обеспечивает дальность видения в темное время суток до 2000 м, лазерный дальномер дает возможность определять дальность до цели как с места, так и с движения на дистанциях от 200 до 8000 м. Прицел имеет окулярный отвод для командира. С пушкой прицел связан в вертикальной плоскости посредством синхронной электрической следящей системы. Стрельбу из орудия может вести как наводчик, так и командир. В качестве вспомогательных используются монокулярные нестабилизированные прицелы фирмы Kollmorgen; М919 с 3- кратным увеличением — у командира и M920 с 8-кратным увеличением — у наводчика. Прицел М919 установлен во вращающейся крышке люка башни и связан с крупнокалиберным пулеметом параллелограммным механизмом. Параметры баллистического вычислителя также подверглись серьезному анализу с целью его возможного упрощения. В СУО танка M1 Abrams используется цифровой вычислитель XM21. Автоматически в вычислитель вводятся данные от датчика ветра, лазерного дальномера, датчиков скорости цели и крена цапф орудия. Тип снаряда, данные об износе канала ствола, атмосферном давлении, температуре заряда и поправки на ошибки выверки прицела вводятся в вычислитель вручную. Орудие и спаренный с ним пулемет стабилизированы в двух плоскостях. Приводы стабилизации орудия и башни — электрогидравлические, фирмы Cadillac Gage Textron.
Радио-оборудование
На танке M1 Abrams установлена радиостанция УKBдиапазона AN/VRC-12, в состав которой входят приемопередатчик RT-246, радиоприемник командира R-442, громкоговоритель LS-445 и командирский пульт дистанционного управления C-2742. Диапазон частот радиостанции — 30 —76 МГц, дальность связи — 25—30 км. Для внутренней связи используется танковое переговорное устройство AN/VIC-1, к которому можно подключать внешнюю телефонную линию. Танк оборудован системой защиты от оружия массового поражения с ручным включением, обеспечивающей подачу очищенного фильтровентиляционной установкой воздуха к индивидуальным дыхательным маскам членов экипажа. В состав специального оборудования входят приборы радиационной и химической разведки.