Главная » Реальная история » Летательные аппараты настоящего и будущего » Зачем ВКС РФ нужен турбовинтовой штурмовик?
Летательные аппараты настоящего и будущегоСамолёты настоящего и будущего
boroda 22.01.2019 4016
12
в Избранноев Избранномиз Избранного 8
Современное лицо боевой авиации – сложные и дорогие авиационные комплексы. Но наряду с такими самолетами, как F-35 и ПАК ФА, сейчас все чаще говорят о других – недорогих, но эффективных штурмовиках, созданных для «малых» войн. За скромным внешним видом этих машин скрыты большие возможности, и исчезать с рынка вооружений в обозримом будущем они не планируют. О том, какое будущее их ждет, телеканалу «Звезда» рассказали инженеры-конструкторы ОКБ Сухого Павел Макаров и Андрей Стахович.
Малый самолет для больших задач
Как ни странно, но в современном мире перспективы у турбовинтовых штурмовиков самые высокие, причем продиктовано это именно боевым опытом и спросом на международном рынке вооружений. В развитии собственной авиации заинтересованы все страны мира, но многие просто не могут себе позволить самолеты 4-го и уж тем более 5-го поколения. В то же время противопартизанская авиация дает возможность просто и дешево решить локальные задачи по обеспечению патрулирования, борьбе с контрабандой и терроризмом.
Важно отметить, что сейчас эти задачи в полном объеме не способен решить ни один беспилотник. При всех достоинствах БПЛА по своему ударному потенциалу не могут сравниться с пилотируемой авиацией. Беспилотники являются средствами разведки и наблюдения, они отлично подходят для разовых точечных ударов, но в силу ограниченной грузоподъемности они не способны оказать эффективную огневую поддержку при проведении спецопераций или «прижать огнем» атакующих боевиков в отличие от противопартизанских самолетов.
Кроме того, как выяснилось из американского опыта эксплуатации дронов на Ближнем Востоке, каналы связи и передачи данных БПЛА оказались уязвимы для помех и перехвата транслируемой ими информации, имеются и проблемы с распознаванием операторами гражданских лиц и объектов. К тому же облегченная конструкция и неспособность ударно-разведывательных БПЛА выполнять резкие противозенитные маневры в сочетании с узким полем зрения камеры и наличием запаздывания реакции на команды оператора делают их весьма уязвимыми даже в случае небольших повреждений.
Это в сочетании с довольно большой аварийностью и высокой стоимостью делает расходы на восполнение парка потерянных БПЛА вполне сопоставимыми с расходами на восполнение парка пилотируемых самолетов.
Ударный БПЛА MQ-9 Reaper ВВС США
Немаловажен и тот факт, что противопартизанские самолеты могут быть использованы как учебно-тренировочные, так как могут выполнить все задачи самолета основной подготовки для летных училищ. При этом за счет меньшего расхода топлива на час полета их стоимость будет ниже, чем у реактивных учебных самолетов.
Истребитель «Бритиш Эйроспейс» «Харриер»
«Харриер» стал развитием демонстратора технологии вертикального взлета «Хоукер» Р. 1127, разработка сверхзвуковой версии которого (Р.1154) была прекращена. «Харриер» остается единственным в мире боевым самолетом Запада, имеющим двигатель с поворотными соплами. Поначалу рассматривавшийся как непрактичная новинка, он поразил своих критиков, оказав огромную поддержку во время Фолклэндской войны 1982 г., сочетая техническую надежность с точностью стрельбы и стойкостью к плотному огню противника, а его морской собрат создал неоспоримое …
Читать дальше
От Второй мировой до Вьетнама
Концепция противопартизанской авиации родилась в ответ на запрос времени и вопреки прогнозам военных аналитиков. По окончании Второй мировой войны установилась мировая политическая система с двумя ярко выраженными центрами силы – США и СССР. Глобальный конфликт не имел внятных перспектив для обеих сторон. Но даже при осознании этого факта все участники процесса готовились к новой войне, разрабатывая все более сложное оружие.
Но незаметно для всех вид военных конфликтов менялся: война переставала быть массовой и повсеместной – конфликты вспыхивали в отдельных регионах, где очень часто против армейских частей действовали полувоенные (партизанские) формирования. В таких условиях использовать для поддержки наступающих сухопутных войск авиационную технику, разработанную для «большой» войны, оказалось нецелесообразно, дорого и в ряде случаев неэффективно.
Первыми с проблемой поддержки наступающих сухопутных армейских частей столкнулись ВВС США во Вьетнаме. Создававшиеся для войны с СССР реактивные самолеты оказались малоэффективными для поддержки армии в условиях джунглей или нанесения ударов по противнику, использующему партизанскую тактику, а вертолеты – недостаточно мобильными и слишком заметными при проведении военных операций. В свою очередь переоборудованные учебно-тренировочные самолеты оказались слабо защищенными от огня ПВО.
Первое время (например, во время войны в Корее) проблема решалась «старыми запасами» – самолетами, оставшимися в строю со времен Второй мировой войны, например поршневыми бомбардировщиками А-26 Invader и штурмовиками А-1 Skyraider. Эти самолеты были спроектированы совсем для других целей и не удовлетворяли требованиям военных: боевые потери и выработка ресурса делали их «уход со сцены» лишь вопросом времени.
А-1 Skyraider во Вьетнаме
В этих условиях в США и Европе стартовало несколько программ по созданию специфических ударных самолетов, получивших в США название COIN (Counter-Insurgency – контрпартизанские или противопартизанские). Главная идея программы заключалась в том, что против малоразмерных и малозащищенных целей следует использовать легкий, дешевый и многофункциональный самолет, который может наносить удары по «мягким» (то есть слабо защищенным средствами ПВО) целям, осуществлять патрулирование, выполнять функции легкого транспортного/связного ЛА, а также различные небоевые специальные задачи.
Результатом этих программ стал целый ряд различных боевых машин для борьбы с противником, слабо защищенным средствами ПВО.
«ЛОКХИД АС-130» — небесный дредноут
Самолет огневой поддержки (США)
Последняя версия самолета AC-130U
Идея создания тяжело вооруженного небесного линкора возникла в ВВС США в начале 1960-х годов. Программу назвали «Ганшип» (пушечный корабль) и приступили к ее реализации в 1965 году. Базой для «Ганшипа» стал военно-транспортный самолет С-130 «Геркулес», выпускавшийся . Его оснастили шестиствольными пулеметами, скорострельными пушками «Вулкан», системой ночного видения, бортовой ЭВМ и радиолокационной станцией. А позже установили даже 105-мм гаубицу!
Летные испытания перевооруженного «Геркулеса» начались в 1967 году. Первый боевой вылет машины, еще не имевшей официального названия, но получившей от экипажа имя «Вулкан Экспресс», состоялся 27 сентября 1967 года. Крылатый монстр в мгновение ока превратил в груду пылающих обломков колонну грузовиков, шедших из Северного Вьетнама по так называемой тропе Хо Ши Мина на помощь южно-вьетнамским братьям.
Столь многообещающее начало побудило руководство ВВС США внимательнее присмотреться к новой машине. И не зря. Ведь только за 1970-1971 годы «Ганшипы» уничтожили около 12 000 единиц боевой техники Вьетнама! Свои же потери были минимальны из-за практически полного отсутствия средств ПВО на тропе Хо Ши Мина. Позже, с их появлением, полеты «Ганшипов» пришлось прекратить. С 1972 года за АС-130 закрепилось название «Спектр».
Для защиты от ракет с инфракрасной головкой самонаведения АС-130 отстреливает ложные тепловые цели
В конце 1970-х годов самолет модификации «Н» получил возможность дозаправки в воздухе. Четыре таких машины угрожающе барражировали над столицей Ирана, когда там находились американские заложники. В 1983 году во время операции США в Гренаде АС-130 подавили ПВО противника и позволили высадиться десанту.
АС-130 участвовали в операции «Буря в пустыне», разгромив в первые дни войны колонну бронетехники, а также в налетах на Югославию. Без них не обходилась ни одна из последних кампаний США: в 2001 году «Локхиды» бомбили Афганистан, в 2003-м — Ирак, в 2011-м — Ливию. Сегодня на вооружении ВВС США состоят 8 самолетов модификации «Н» и еще 13 — модификации «U», оснащенные новейшей бортовой радиолокационной системой.
Борт AC-130U ощетинился 25-мм пушкой GAU-12/U, 40-мм пушкой Ml Boffors и 105-мм гаубицей M-102 Howitzer
Продукт времени
До начала 1980-х годов XX века «локомотивами» в вопросах создания штурмовиков под требования программы COIN были США и Франция. Франция стремилась сохранить влияние в своих африканских колониях, США использовали данные машины для локальных войн за свои интересы на территории других стран.
Постепенно для Франции актуальность создания для своих ВВС таких самолетов отпала (колонии были потеряны) – все машины были сняты с производства и выведены из эксплуатации (например, противопартизанский самолет Potez-75, учебно-тренировочный самолет T-28S Fennec).
Potez-75
Но уходить с рынка французы, похоже, не собираются: в 2011 году французская фирма АТЕ представила на авиасалоне в Ле Бурже легкий разведывательно-ударный самолет Pulsatrix. Компания рассчитывает, что проект привлечет внимание государств, не обладающих достаточными средствами для закупки специализированных легких ударных самолетов.
Легкий разведывательно-ударный самолет Pulsatrix
В США, напротив, интерес к противопартизанской авиации со временем только усилился, а в 1990-х годах XX века начался своеобразный бум на такие машины: за последующие 20 лет частными фирмами были разработаны сразу несколько новых самолетов – A-22 Pirahna, Cessna AC-208 Combat Caravan, V-1-A Vigilant, Scorpion, AT-802U, Аrchangel BPA, АТ6-В.
Cessna AC-208 Combat Caravan
Cessna AC-208 Combat Caravan
Одним из самых известных самолетов, созданных по программе COIN, стал американский штурмовик OV-10 Bronco, который американцы во Вьетнаме называли «рабочей лошадкой».
OV-10 Bronco
Истребитель «Соко» «Орао» / CNIAR IAR-93
«Орао» — уникальный пример кооперации в проектировании военного самолета стран, находящихся по другую сторону железного занавеса, стал возможным благодаря особому положению Румынии в Варшавском пакте и коммунистическим убеждениям неприсоединившейся Югославии. Самолет, производившийся в Югославии как «Соко» «Орао» («Орел»), а в Румынии как CNIAR IAR-93, создавался совместно. В обеих странах прототипы поднялись в воздух одновременно (с разницей в несколько минут) 31 октября 1974 г., за ними были собраны два двухместных самолета, …
Читать дальше
Российский легкий штурмовик
Долгое время в СССР военные отвергали саму идею создания военной техники для борьбы с партизанскими (освободительными) силами, а создание за рубежом самолетов такого класса объясняли желанием капиталистов эксплуатировать и угнетать захваченные колонии. Ситуация изменилась во время войны в Афганистане.
Так же как и в США, отечественные военные руководители пришли к выводу, что созданная военная техника не полностью подходит для данного конфликта. Но и тогда концепция противопартизанского самолета (военные так и не ввели данную классификацию в официальный лексикон) не нашла большого количества сторонников. И все же работы были начаты – первым результатом стал самолет Як-52Б (ударная модификация УТС Як-52).
Як-52Б
Распад СССР и последующие преобразования в нашей стране поставили крест на всех начинаниях в данном направлении. Тем не менее в последнее десятилетие XX века было создано несколько интересных проектов, таких как, например, самолеты КБ Грунина. Ни один из образцов не пошел дальше летных прототипов, а некоторые так и остались на бумаге. Частичной реализацией концепции COIN в России можно считать выпускавшиеся в 1990-е и 2000-е года переделанные для патрульных и ударных задач легкие гражданские самолеты.
Например, ФПС России заказала для контроля государственной границы небольшую партию патрульных самолетов СМ-92П, являющихся вооруженной пулеметами и бомбами или НАР модификацией гражданского самолета СП-92 «Финист». Но подобные самолеты обладают невысокой живучестью в силу сравнительно небольшой скорости полета и отсутствия защиты и являются временным решением по принципу «дешево и сердито».
СМ-92П
Основная же ноша борьбы с незаконными вооруженными формированиями в российской авиации до сих пор лежит на плечах постепенно устаревающих штурмовиков Су-25 и вертолетов армейской авиации. Но следует отметить, что при сравнимой с противопартизанскими самолетами боевой загрузке боевые вертолеты, в силу конструктивных особенностей и меньшей скорости, являются более легкой целью для зенитного огня, обладая при этом более высокой себестоимостью.
Кроме того, время нахождения турбовинтового штурмовика в районе цели ввиду существенно меньшего удельного расхода топлива может быть в разы больше, чем у вертолета или Су-25. Немаловажным фактором является и то, что стоимость полетного часа турбовинтового штурмовика может быть в несколько раз меньше, чем у боевого вертолета или реактивного боевого самолета при выполнении одной и той же задачи.
Истребитель «Сухой» Су-7
Устаревший самолет Су-7, хотя и критикуемый за низкую величину показателя «полезная нагрузка — дальность», обладает отличной управляемостью, устойчивостью полета на малой высоте и маневренностью. Снятый с вооружения в СССР, он еще сохраняется в военно-воздушные силы 15 стран; самолет участвовал в боевых действиях на Среднем Востоке и Южной Азии. Впервые поднявшийся в воздух в 1955 г., 4 года спустя он был принят на вооружение как Су-7Б (код НАТО — «Фиттер-А») и быстро стал стандартным истребителем-бомбардировщиком советских военно-воздушных …
Читать дальше
Полторы тонны бомб и ракет
Анализируя историю создания самолетов класса COIN, можно выделить три качественно разных подхода к созданию таких самолетов. Первый – это создание специализированного штурмовика с нуля. Достоинством такого подхода является появление самолетов, полностью удовлетворяющих требованиям заказчика. Недостаток – высокая стоимость опытно-конструкторских работ и разворачивание серийного производства. Также к недостаткам можно отнести узкую специализацию машин.
Второй подход – модификация уже существующего легкого гражданского самолета либо учебно-тренировочной машины для военных нужд. Достоинства такого метода – относительная дешевизна производства, так как «почти такой же самолет» уже производится и эксплуатируется. Недостатки – не всегда высокие ЛТХ и часто низкая живучесть.
Третий подход – создание многофункционального аппарата, одной из задач которого является борьба с противником, слабо защищенным средствами ПВО. Достоинства такого подхода заключаются как в соблюдении требований заказчика для штурмовика, так и в большой зоне его применения и в военных, и в гражданских целях (например, в первоначальной подготовке пилотов). К недостаткам можно отнести более высокую стоимость, чем во втором подходе.
Боевой опыт показал, что такой самолет должен иметь максимальную скорость не более 700 километров в час, а рабочую – не более 300–400 километров в час (в противном случае пилот будет испытывать нехватку времени для прицеливания). Самолет должен иметь бронезащиту кабины пилотов и наиболее важных частей конструкции от стрелкового оружия, современные средства противодействия ПЗРК.
В зависимости от поставленной задачи он должен иметь возможность применять широкий спектр управляемого и неуправляемого оружия с массой боевой нагрузки в 1000–1500 килограмммов, а также иметь в качестве силовой установки турбовинтовой двигатель как более экономичный по отношению к турбореактивному и обладающий более низкой заметностью в ИК-диапазоне.
Истребитель «Дассо-Бреге» «Мираж» 5 и 50
Отвечая на предложение Израиля, создала упрощенную (а значит, более дешевую) версию в высшей степени успешного самолета «Мираж III» — «Мираж 5», совершивший свой первый полет 19 мая 1967 г. Он был оптимизирован как дневной бомбардировщик и перехватчик и не имел некоторых компонентов своего предшественника «Мираж IIIE», в первую очередь, установленного в носовой части радара «Сирано II» (замененного радиодальномером), а также другой авионики. Сохранив скорость, соответствующую числу М=2, и способность …
Читать дальше
Вооружение Ил-2
Две пушки | • 20 мм ШВАК; • Или 23 мм ВЯ; • Или 37 мм противотанковый вариант (неудачный эксперимент из-за высокой отдачи и низкой точности); • Или 45 мм на стадии испытаний. |
Два пулемета | Расположенные на крыльях ШКАС |
Авиабомбы | Реактивные: • РС-82; • РС-132. |
Оборонительные пулеметы | Только на двухместных версиях Ил-2 устанавливался пулемет УБТ 12.7 мм |
Но удешевление и сокращение времени производства повлияли и на эти машины.
По-прежнему крылья и хвостовое оперение штурмовиков делались из дерева. Поэтому высокие потери самолетов Ил-2 сохранялись очень долгое время.
Обладающие более высокими характеристиками скорости и маневренности немецкие истребители легко уходили из поля поражения и атаковали уязвимые места советских «летающих крепостей».
Истребитель «Шеньян» J-6
Самолет МиГ-19 в конце 1950-х гг. перестал выпускаться в СССР, но продолжал производиться в Китае по лицензионному соглашению, заключенному в январе 1958 г. Обычно считают, что J-6 (истребитель «Тип 6») выпускается заводом в Шеньяне, но есть и вторая сборочная линия — в Тяньцзине. Первой выпущенной в Китае моделью J-6 был эквивалент дневного истребителя МиГ-19С, за ним последовал ограниченно всепогодный перехватчик J-бА/МиГ-19П, после чего -1-6В/МиГ-19ПМ, с усиленным пушечным вооружением и ракетами «воздух-воздух» АА-1 «Алколи». Усовершенствованный …
Читать дальше
Истребитель «Макдоннелл Дуглас» F-15E «Усовершенствованный Игл»
Появившийся как весьма эффективный перехватчик, F-15 «Игл» в 1980 г. модифицировали во всепогодный самолет, способный поражать цели не входя в зону боевых противовоздушной обороны. Эта версия, созданная по инициативе компании, сначала была названа «Ударный Игл», а позже, когда военно-воздушные силы США проявили к ней интерес и испытали в период с ноября 1982 г. по апрель 1983-го, переименована в F-15E «Усовершенствованный Игл». Вместе с F-16E, «Усовершенствованный Игл» участвовал в конкурсе военно-воздушных сил США на самолет, способный …
Читать дальше