Штурмовик Люфтваффе Хеншель Hs-129
В апреле 1937 г. Рейхсминистерство авиации подготовил тактико-технические требования к перспективному самолету-штурмовику. Предусматривалось создать самолет, способный действовать на малой высоте над вражескими позициями. С этой целью требовалось защитить броней жизненно важные элементы машины — кабину пилота, силовую установку, топливные баки. Стрелковое вооружение предполагалось довольно мощным: две 20-мм пушки MG FF и несколько 7,92-мм пулеметов. Мощность силовой установки должна была находиться в пределах 900-1100 л.с, причем предпочтение отдавалось двухмоторной схеме как обеспечивающей лучшую живучесть над полем боя. Второй член экипажа, обслуживающий оборонительную стрелковую установку, требованиями не предусматривался — самолет предполагалось выполнить одноместным, беззащитным от атак истребителей сзади-сверху. Из четырех фирм, участвовавших в конкурсе, в «финал» вышли две — «Фокке-Вульф» с модифицированным ближним разведчиком Fw-189 и «Хеншель» со специально разработанным двухмоторным монопланом Hs-129. Победа изделия «Хеншеля» в конкурсе обусловливалась отнюдь не его высокими качествами — просто Hs-129 оказался чуть менее плохим, чем штурмовой вариант «рамы».
Прототип Hs 129V1 испытывался с 26 мая 1939 г., а в ноябре-декабре 1939 г. к нему присоединилось ещё два прототипа. Поставки предсерийных машин начались летом 1940 г. Общий объем производства (с учетом прототипов) превысил 870 самолетов.
Штурмовик-истребитель танков
Henschel
© Михаил Быков
Hs 129B-2, штабное звено 1-ой штурмовой эскадры Люфтваффе (Stab/SchG1) Сталинград зима 1942-43г..
Хеншель Hs-129 был единственным самолетом Второй мировой войны, созданным специально для борьбы с танками. Первые серийные машины Hs 129A-1 оснащались двигателями «Аргус» As-410A-1, развивающий при оборотах 3100об/мин мощность 465л.с.
Главный инженер Фр. Николаус понимал, что улучшить летные характеристики можно установкой более мощного двигателя.
Двигатель Гном-Рон 14М 04/ 05 на взлетном режиме развивал мощность в 700 л.с., на высоте 4000 м его мощность составляла 660 л.с. Одновременно с работами на Hs-129V-3, развернулось переоборудование под французские моторы 16 самолетов Hs-129A-l, которые теперь обозначались Hs-129B-0. Третий прототип разбили в ходе летных испытаний, после чего ему на смену пришел один из самолетов Hs-129B-0. Установка более тяжелых двигателей потребовала внесения изменений в конструкцию крыла с целью сохранения в допустимых пределах центровки самолета. Для этого пришлось отказаться от изломов передней и задней кромок крыла, перенести в заднюю часть фюзеляжа из носовой часть оборудования. Более мощные двигатели во многом оправдали возлагавшиеся на них обязательства, тем не менее, пилоты из Рехлина по-прежнему относились к самолету с предубеждением — пожелания относительно тесной кабины и плохого обзора из нее так и остались на бумаге.
Конструкция бронекапсулы отражает многолетний опыт фирмы Хеншель в производстве бронетехники для сухопутных войск, именно это производство руководство фирмы считало основным. Николаус и его команда хотели обеспечить летчику хороший обзор вниз-вперед за счет использования небольших смотровых приборов по типу танковых, при использовании таких приборов накладывалось жесткое требование — расстояние между глазами и остеклением не должно превышать 30 см. Требование близкого расположения головы пилота к лобовому остеклению фонаря повлекло за собой необходимость «протянуть» ноги летчика в носовую часть фюзеляжа, а желание максимально снизить массу бронекапсулы — низкое расположение кресла. Как уже отмечалось, ширина верхней части бронекапсулы определялась шириной плеч летчика — «абы пролез». На исключительно маленькой приборной доске не нашлось места для приборов контроля двигателей, которые пришлось разместить на внутренних сторонах мотогондол. Небольшие размеры сдвижного сегмента фонаря кабины сильно ограничивали обзор в стороны, из-за чего возникали проблемы на рулежке и в полетах строем. Об обзоре в заднюю полусферы речи вообще не шло. Боковое остекление фонаря на предсерийных самолетах сделали несколько большим, однако, по мнению летчиков, обзор в стороны по-прежнему остался неудовлетворительным. Новый козырек фонаря кабины вместе с более короткой носовой частью фюзеляжа положительно сказались на обзоре вниз-вперед. Плохой обзор с места летчика по сторонам так и остался платой за хорошую защищенность. Прозрачные части фонаря выполнялись из бронестекла толщиной 75 мм. Сзади пилота прикрывал бронеперегородка толщиной 6 мм. Низкое расположение кресла летчика стало причиной установки необычно короткой ручки управления, которая очень не понравилась летчикам-испытателям.
Несмотря на высокий приоритет программы ударного самолета поля боя, первый серийный Hs-129B-1 (W.Nr. 0151) покинул сборочную линию завода в Шёнефельде лишь в декабре 1941 г. На серийных машинах учли часть замечаний летчиков в отношении плохого обзора: увеличили площадь бокового остекления сдвижной части фонаря кабины, появилось остекление в верхней задней части фонаря. Остекление новой сдвижной части изготавливалось не из бронестекла, а из плексигласа. На самолетах Hs-129B-l позднего выпуска ввели сдвижные по полету форточки в боковом остеклении. Изменилась форма носовой части фюзеляжа, которую теперь образовывали поверхности двойной, а не одинарной как на Hs-129B, кривизны. Новый нос улучшил обзор вниз-вперед.
В мае 1942 г. на сборочной линии завода в Шёнефельде самолеты модификации «В-1» сменили Hs-129В-2. С декабря 1941 г. по май 1942 г. завод построил 50 Hs-129B-l (W.Nr. 0151-0200). Переход на новую модель не вызвал серьезной перестройки производства, так как самолеты варианта «В-2» отличались от предшественников только топливной системой: в топливопроводе между фильтром и топливным насосом был установлен регулятор давления, а в крыльевых топливных баках появились дренажные отверстия для предотвращения разрыва полностью заправленных баков от расширения горючего в условиях жары. Топливная система подвергалась доработкам и в ходе серийного выпуска Hs-129В-2. Внешне самолеты Hs-129B-2 первых выпусков ничем не отличались от Hs-129B-l. По ходу серийного производства в конструкцию Hs-129В-2 вносились изменения, учитывавшие пожелания летчиков-фронтовиков. Начиная с самолета W.Nr. 0301 изменилась форма носовой части фюзеляжа. Самолет W.Nr. 0331 и машины более позднего выпуска оборудовались бензиновыми обогревателями кабины летчика, обогреватель располагался в носовой части фюзеляжа. Бросающимся в глаза внешним отличием самолетов, оборудованных печками, стала большая дыра воздухозаборника в носовой части фюзеляжа. Из-за установки обогревателя в сторону правого борта был смещен фотокинопулемет Rb-24. Начиная с самолета W.Nr. 0351 некоторые Хеншели Hs-129 стали оснащаться оборудованием для буксировки десантных планеров DFS-230. Оборудование монтировалось в хвостовой части фюзеляжа.
Характеристики «Hs 129»
Hs 129B-0 | Hs 129B-1 | Hs 129B-2 | ||
Экипаж | 1 | 1 | 1 | |
Размеры | ||||
Длина, м | 9.75 | 9.75 | 9.757 | |
Высота, м | 3.29 | 3.29 | 3.29 | |
Размах крыла, м | 14.20 | 14.20 | 14.20 | |
Площадь крыла, м2 | 29.00 | 29.00 | 29.00 | |
Массы | ||||
Масса, кг | Пустого | 3675 | 3661 | 3810 |
Нормальная взлетная | 3839 | 4057 | 41970 | |
Максимальная взлетная | 5000 | 5000 | 5250 | |
Летные данные | ||||
Скороподъемнсть, м/с | — | — | 8.25 | |
Дальность полета, км | 750 | — | 680 |
Технические характеристики самолета Hs 129А-1
Тип двигателей: As 410А Мощность двигателей, л.с.: 465 Размах крыла, м.: 15,50 Длина самолета, м.: 10,10 Высота самолета, м.: 29 Площадь крыла, кв. м.: 32,0 Масса, кг: пустого самолета: 3000 нормальная взлетная: 3250 максимальная взлетная: 3900 Скорость, км/ч: Максимальная: 350 Крейсерская: 270 Сваливания: 130 Скороподъемность, м/с: 4,0 Время набора высоты, мин: 1000 м.: 4,5 3000 м.: 9,6 5000 м.: 21,0 Потолок, м.: 6200 Дальность полета, км.: 900 Длина, м: Разбега: 420 Пробега: 280 Продолжительность полета, ч.: 3,5
Основные модификации Хеншель Hs 129
Hs 129А-0 — предсерийная партия (12 машин). Двигатели — 12-цилиндровые жидкостного охлаждения «Аргус» As 410А-1 (465 л.с). Стрелковое вооружение — 2 20-мм пушки MG 151/20, 2 7,92-мм пулемета MG 17. Масса бомбовой нагрузки — 100 кг (2 50-кг бомбы).
Hs 129В — установлены 14-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения «Гном-Рон» GR 14М4/5 (700 л.с). Стрелковое вооружение аналогично Hs 129А-0. Максимальная масса бомбовой нагрузки — 300 кг.
В 1941 г. путем переделки недостроенных Hs 129А-0 изготовили предсерийную партию Hs 129В-0, в декабре 1941 г. начался выпуск серийных Hs 129В-1, отличающихся облагороженными в аэродинамическом отношении очертаниями носовой части фюзеляжа и переделанным фонарем. Hs 129B-1/R2 вооружался 30-мм пушкой МК 101 в подфюзеляжной установке, Hs 129В-1/R3 имел 4 пулемета MG 17 в подфюзеляжном контейнере.
С мая 1942 г. выпускался Hs 129В-2 с измененной топливной системой. Машины поздних серий получили вместо пулеметов MG 17 — 13,2-мм MG 131. Hs 129B-2/R2 вооружался подфюзеляжной 30-мм пушкой МК 101, а с середины 1943 г. — МК 103. Hs 129В-2/R3 нес под фюзеляжем 37-мм пушку ВК 3,7 (пулеметы при этом снимались). Hs 129В-3 вооружался 75-мм пушкой ВК 7,5 (построено 25 самолетов). В общей сложности выпущено 859 Hs 129В-1, В-2 и В-3 (1 в 1941 г., 219 в 1942-м, 414 в 1943-м и 225 в 1944 г.).
Ссылки [ править ]
[6]
- https://www.historyofwar.org/articles/weapons_henschel_hs_129.html
- ↑
Немецкая страница DeutscheLuftwaffe.de для автопушки BK 7,5. Архивировано 17 мая 2016 г. в Wayback Machine. - ↑Air International,
декабрь 1980 г., стр. 281. - https://www.deutscheluftwaffe.com/archiv/Dokumente/ABC/h/Henschel/Hs%20192/Hs_129_B_0%20Handbuch.pdf
- https://www.deutscheluftwaffe.com/archiv/Dokumente/ABC/h/Henschel/Hs%20192/Hs_129_B_0%20Handbuch.pdf
- «Hs 129 B-0 Fkugzeug-Handbuch» (PDF) .
Библиография [ править ]
- Бернад, Денес. Henschel Hs 129 в действии (самолет номер 176)
. Кэрроллтон, Техас: Squadron / Signal Publications, Inc., 2001. ISBN 0-89747-428-7 . - Бернад, Денес. Henschel Hs 129 (Военный самолет в подробностях)
. Хинкли, Великобритания: Midland Publishing Ltd., 2006. ISBN 1-85780-238-1 . - Хоржикевич, Пшемыслав. Henschel Hs 129
. Сандомир, Польша / Редборн, Великобритания: Публикации модели грибов, 2008. ISBN 9788389450463 . - Грин, Уильям. Боевые самолеты Третьего рейха
. Лондон: Macdonald and Jane’s Publishers Ltd., 1970 (четвертое впечатление, 1979). ISBN 0-356-02382-6 . - «Henschel Hs 129 … der geflügelte Büchsenöffner». Air International
, декабрь 1980 г., том 19, № 6. С. 277–283, 303–304. ISSN 0306-5634 . - Кемпски, Бенедикт. Samolot szturmowy Henschel Hs 129 (Typy Broni i Uzbrojenia No 214)
(на польском языке). Варшава, Польша: 2004. ISBN 83-11-10010-1 . - Пегг, Мартин; Крик, Эдди; Таллис, Томас А. и Бентли: Hs 129: Panzerjäger! (Классическая серия, № 2)
Западный Суссекс, Великобритания: Classic Publications, 1997. ISBN 0-9526867-1-6 . - Смит, Дж Ричард. Henschel Hs 129 (самолет в профиле № 69)
. Лезерхед, Суррей, Великобритания: Profile Publications Ltd., 1966. - Смит, Дж Ричард и Кей, Энтони. Немецкая авиация времен Второй мировой войны
. Лондон: Putnam & Company Ltd., 1972 (третье впечатление, 1978). ISBN 0-370-00024-2 . - Стахура, Петр; Бернад, Денес и Халадей, Дан. Henschel Hs 129
(на чешском языке). Прага, Чешская Республика: MBI, 1993 (второе издание, 1996, двуязычный чешский / английский). ISBN 80-901263-4-0 . - Вуд, Тони и Ганстон, Билл. Люфтваффе Гитлера: иллюстрированная история и техническая энциклопедия авиации Гитлера во Второй мировой войне
. Лондон: Salamander Books Ltd., 1977 г. ISBN 0-86101-005-1 .
- Ме-109
- ФВ-190
- Ме-110
- Ю-87
- Ю-88
- Хе-111
- Hs-129
- Ме-262
- ФВ-189 «Рама»
Немецкий штурмовик Хе-129
Для замены состоявшего на вооружении штурмовых эскадр полутороплана Hs 123 в 1937 г. командование Люфтваффе предложило , «Фокке-Вульф», «Хеншель» и «Гота» принять участие в конкурсе на новый самолет непосредственной поддержки войск (штурмовик).
Согласно техническому заданию, составленному с учетом опыта боев в Испании, предусматривалось создать небольшой, маневренный, хорошо бронированный и мощно вооруженный самолет, снабженный для большей живучести в бою двумя двигателями. Из представленных проектов для постройки опытных самолетов были выбраны проекты и «Фокке-Вульф». Проведенные в 1939 г. испытания этих самолетов выявили преимущество разработанного конструктором Ф. Николаусом штурмовика Hs 129, который в 1940 г. был запущен в серийное производство под обозначением Hs 129A.
Однако с началом поступления серийных машин в летные части уже имевшие боевой опыт пилоты быстро обнаружили недостаточную мощность двигателей, слабое бронирование и настолько плохой боковой обзор из кабины, что групповой полет самолетов был просто невозможен из-за опасности столкновения в воздухе.
срочно внесла в конструкцию своего самолета необходимые изменения, и уже в сентябре 1941 г. началось серийное производство новой модификации Hs 129B, ставшей стандартным штурмовиком Люфтваффе во второй мировой войне.
Hs 129В представлял собой одноместный двухмоторный свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом. Фюзеляж — цельнометаллический полумонокок трапециевидного сечения с гладкой работающей обшивкой. Он состоял из трех частей, стыкующихся между собой: носовой, центральной и хвостовой.
Наиболее интересной является носовая часть фюзеляжа, в которой помещается кабина пилота. Она представляет собой цельную бронированную коробку, сваренную из стальных листов толщиной 6 мм. Все листы плоские, кроме одного верхнего, которому придана обтекаемая форма. На боковых поверхностях бронекоробки выдавлены два желоба для прохода стволов пушек. Для придания носовой части фюзеляжа обтекаемой формы бронекоробка снизу и с боков закрыта съемными дюралюминиевыми обтекателями. По сравнению с советским штурмовиком Ил-2, у которого самой бронекоробке придана обтекаемая форма, эти обтекатели можно рассматривать как довольно обременительный балласт.
Носовая часть фюзеляжа с помощью болтов соединена с центральной частью, к которой пристыкован также центроплан крыла. Соединение центроплана с фюзеляжем осуществлено за счет использования двух силовых нервюр, переходящих в боковины фюзеляжа. В центральной части размещены бензобак емкостью 200 л и стрелково-пушечное вооружение.
Хвостовая часть фюзеляжа, несущая горизонтальное и вертикальное оперение, выполнена съемной. Крепление ее к центральной части осуществляется по всему контуру с помощью болтов.
Фонарь кабины пилота застеклен плексигласом. В передней его части установлено гнутое бронестекло. Для предотвращения обледенения бронестекла предусмотрен обдув теплым воздухом, отводимым из масляного радиатора, установленного в передней части фюзеляжа. Задняя часть фонаря при открывании сдвигается назад по специальным направляющим, в случае аварии был предусмотрен ее сброс посредством механизма аварийного сбрасывания.
В кабине самолета были установлены необходимые контрольно-измерительные приборы винтомоторной группы и аэронавигационное оборудование. Коротковолновая радиостанция FuG 7A устанавливалась в хвостовой части фюзеляжа на специальной раме, обеспечивающей быстрое снятие и установку всех ее элементов. Силовая установка самолета состояла из двух двигателей, расположенных на моторных рамах под крылом самолета. Первоначально на самолете устанавливались два 12-цилиндровых двигателя жидкостного охлаждения Ag 410А немецкой . Их мощность, составляющая 465 л.с., оказалась недостаточной. Поэтому, когда вермахт захватил во Франции большое количество более мощных звездообразных двухрядных 14-цилиндровых двигателей GR 14 французской , они сразу же были использованы для новой модификации Hs 129B.
Стандартное вооружение штурмовика Hs 129B состояло из двух пулеметов MG 17 калибра 7,92 мм и двух пушек MG 151 калибра 15—20 мм. Пулеметы расположены в центральной части крыла вблизи бортов фюзеляжа, а пушки — по бортам фюзеляжа, над крылом, в специальных гнездах, закрывающихся обтекателями, выступающими над плоскостями боковин фюзеляжа. Каждый пулемет имеет запас патронов 1000 штук, а каждая пушка — по 500 снарядов. Управление стрельбой из пулеметов — электрическое, перезарядка — электропневматическая. Управление стрельбой и перезарядкой сосредоточено на ручке управления самолетом; имеющийся на ручке переключатель позволяет осуществлять стрельбу раздельно из пушек и пулеметов или из всего оружия одновременно. Прицел установлен перед козырьком летчика.
В мае 1942 г. на сборочной линии завода в Шёнефельде самолеты модификации «В-1» сменили Hs-129В-2. С декабря 1941 г. помай 1942 г. завод построил 50 Hs-129B-l (W.Nr. 0151-0200). Переход на новую модель не вызвал серьезной перестройки производства, так как самолеты варианта «В-2» отличались от предшественников только топливной системой: в топливопроводе между фильтром и топливным насосом был установлен регулятор давления, а в крыльевых топливных баках появились дренажные отверстия для предотвращения разрыва полностью заправленных баков от расширения горючего в условиях жары. Топливная система подвергалась доработкам и в ходе серийного выпуска Hs-129В-2.
Внешне самолеты Hs-129B-2 первых выпусков ничем не отличались от Hs-129B-l. По ходу серийного производства в конструкцию Hs-129В-2 вносились изменения, учитывавшие пожелания летчиков-фронтовиков. Начиная с самолета W.Nr. 0301 изменилась форма носовой части фюзеляжа. Самолет W.Nr. 0331 и машины более позднего выпуска оборудовались бензиновыми обогревателями кабины летчика, обогреватель располагался в носовой части фюзеляжа. Бросающимся в глаза внешним отличием самолетов, оборудованных печками, стала большая дыра воздухозаборника в носовой части фюзеляжа. Из-за установки обогревателя в сторону правого борта был смещен фотокинопулемет Rb-24.
Начиная с самолета W.Nr. 0351 некоторые Хеншели Hs-129 стали оснащаться оборудованием для буксировки десантных планеров DFS-230. Оборудование монтировалось в хвостовой части фюзеляжа. Не удалось установить, начиная с какого самолета вместо длинных выхлопных патрубков двигателей стали монтироваться короткие. В ходе серийного производства изменилось крепление к фюзеляжу натяжной проволочной радиоантенны -вместо мачты, конец антенны стал крепится к небольшому изолятору, смонтированному в верхней части фюзеляжа. Часть машин была укомплектована радиополукомпасами, имевшими характерные круглые рамочные антенны. Зеркало заднего обзора на переплете фонаря кабины первоначально устанавливалось только на машинах, оснащенных буксировочным оборудованием, однако позже его стали монтировать почти на всех штурмовиках, в том числе силами техников и на машинах ранних выпусков. Посадочная фара под левой плоскостью крыла имелась только на самолетах ранних выпусков.
Первоначально воздухозаборник карбюратора, расположенный под двигателем был круглой формы, в ходе серийного производства его заменили воздухозаборником коробчатой формы с встроенным фильтром механических частиц. Начиная с середины 1943 г. в люфтваффе ввели новую шестизначную систему заводской нумерации самолетов. За фирмой Хеншель были закреплены Werke Nummern серий 140000, 141000 и 162000, последняя серия — за Hs-129B-3.
К варианту Hs-129B-2 подходили все варианты вооружений «полевой модернизации», разработанные для Hs-129B-l, однако самолеты чаще всего применялся в качестве истребителя танков, поэтому в наибольшей мере были востребованы подвесные 30-мм пушки. В обозначениях самолетов, оснащенных комплектами Rustsatz, наблюдается известная путаница, тем не менее ниже приведены наиболее распространенные примеры:
Hs-129B-2/R1 — оснащен бомбодержателями под фюзеляжем и под обеими плоскостями крыла, максимальные вариант бомбовой нагрузки: четыре контейнера АВ-24 под фюзеляжем и по одному контейнеру АВ-24 под каждой плоскостью крыла.
Hs-129B-2/R2 — вариант с подфюзеляжной установкой 30-мм автоматической пушки МК-101 (с лета 1943 г. МК-103) с боекомплектом в 100 снарядов. Пушка МК-103 представляла собой дальнейшее развитие орудия МК-101, МК-103 имела более высокую начальную скорость снаряда и более настильную траекторию.
HS-129B-2/R3 — вариант, вооруженный пушкой ВК-3,7 с боекомплектом из 12 снарядов. Пушка ВК-3,7 представляла собой модификацию зенитного орудия Flak-3,7 калибра 37 мм. При установки комплекта R3 снимались штатные фюзеляжные пулеметы штурмовика.
Орудиями ВК-3,7 вооружались немногие штурмовики, поскольку более легкие пушки МК-103 имели больший боекомплект и больше подходили для борьбы с танками. Кроме того, существовал определенный дефицит 37-мм пушек, которые в первую очередь шли на вооружение противотанковых Ju-87G, по две пушки на один самолет). О боевом применении Hs-129B-2/R3 сведений не имеется.
Штурмовики, вооруженные пушками ВК-7,5 калибра 75 мм получили обозначение Hs-129B-3, однако встречалось и обозначение Hs-129B-2/R4.
Наиболее интересным противотанковым оружием, из числа использовавшихся на Hs-129B были безоткатные «специальные устройства» — Sondergerat SG-113A «Forstersonde». Три таких самолета поступили в испытательный центр Тарновитц. Устройство SG-113A представляло собой шесть стволов калибра 77 мм. обращенных дулами вниз под углом 15 град, к вертикали. Каждый ствол снаряжался сдвоенным зарядом, один из которых компенсировал отдачу при выстреле. Снаряд калибра 77 мм из мягкой стали имел сердечник из твердого сплава диаметром 45 мм. Оружие в теории приводилось в действие автоматически по сигналу Т-образного магнитомера, смонтированного на штанге в передней части фюзеляжа самолета. Предполагалось, что в полете на высоте 5-15 м над землей магнитомер будет способен обнаруживать крупные металлические объекты — танки. Никаких сведений об использовании вооруженных подобным образом самолетов на фронтах не сохранилось.
Начиная с осени 1942 г. постоянно росло не только количество русских танков, но улучшалось и их качество. Новые варианты KB и Т-34 превосходили по своим характеристикам немецкие PzKpfw.III и PzKpfw.IV.
Новые модели русских танков создали проблемы для летчиков подразделений Panzerjager: снаряды пушек МК-101 не пробивали ни 75-мм лобовую броню KB, ни лобовую броню толщиной 45 м танка Т-34. В штаб люфтваффе поступил рапорт следующего содержания:- во многих случаях пушка МК-101 оказывается не эффективным оружием. Часто танки противника продолжают движение даже после нескольких прямых попаданий 30-мм снарядами. Необходимо вооружить самолеты Hs-129 более мощным оружием, способным поражать вражеские танки с одного-двух выстрелов. Попытки бомбардировки боевых порядков танковых подразделений бомбами крупного калибра успеха не имели из-за недостаточной точности бомбометания.
Для отработки тактики и техники борьбы с танками было сформировано экспериментальное подразделение «Versuchskommando fur Panzerbekampfung», на вооружение которого поступили оснащенные двумя пушками ВК-3,7 самолеты Ju-87G; Ju-88P, оснащенный противотанковым орудиям Рак-40 в подфюзеляжной гондоле; Мессершмитт Bf.HO с одной 37-мм пушкой под фюзеляжем и несколько Hs-129B. В апреле 1943 г. Versuchskommando направили на Восточный фронт. Из четырех типов противотанковых самолетов лучше всего проявили себя Ju-87G и Hs-129B, в то время как Ju-88Р и мессершмитт на роль истребителей танков явно не годились. В ходе боев на Кубани самолеты Versuchskommando fur Panzerbekampfung уничтожили в устье Дона более 1000 единиц плавсредств.
Изначально тактику использования истребителей танков ограничивал приказ верховного командования люфтваффе атаковать бронетехнику противника только на марше к линии фронта. Силами личного состава Versuchskommando fur Panzerbekampfung были отработаны приемы тесного взаимодействия пикирующих бомбардировщиков и истребителей танков, позволявшие наносить удары по танкам непосредственно на поле боя. Versuchskommando fur Panzerbekampfung было расформировано 17 июня 1943 г.
В составе 4-го воздушного флота в Хортице в феврале 1943 г. была сформирована «Jagdkommando Weiss», в состав которого вошли подразделения, вооруженные самолетами Hs-129B. Командиром Jagdkommando Weiss был назначен кавалер Рыцарского креста с дубовыми листьями подполковник Отто Вейсс. Через короткое время из Jagdkommando Weiss выделилось «Fuhrer fur Panzerjagdstaffeln» (FuPz), в этом соединение были сконцентрированы все отдельные стаффели, вооруженные штурмовиками Hs-129B. Идея заключалась в массированном использовании противотанковых самолетов на узком участке фронта. В период битвы на Курской дуге под началом командира FuPz гауптмана Бруно Мейера имелось четыре стаффеля Hs-129B, большинство истребителей танков были вооружены новыми пушками МК-103.
Операция «Цитадель» началась 5 июня 1943 г. в 3 ч 00 мин утра. Самолеты Hs-129B действовали на южном фасе Курского выступа с аэродрома Микояновка, расположенного примерно в 20 км северо-западнее Харькова.
Через три дня после начала операции немецкие войска продвинулись в глубь советской обороны на 40 км и вышли на южном фасе дуги на подступы к Белгороду. На рассвете 8 июля группа Hs-129B во главе с самим Мейером обнаружила большое количество советских танков, внезапно атаковавших незащищенный восточный фланг II танкового корпуса СС генерала Хауссера. Мейер вызвал из Микояновки подкрепление, а сам немедленно возглавил атаку на вражескую бронетехнику. Через 15 минут к месту боя подошли 16 истребителей танков гауптмана Матушека из 4./Sch.G-2, за ними -самолеты из 8./Sch.G-2 обер-лейтенанта Освальда, 4./Sch.G-l обер-лейтенанта Дорнемана и 8./Sch.G-l лейтенанта Орта. Хеншели висели над полем боя непрерывно: один стаффель атаковал, второй возвращался в Микояновку, третий — пополнял запасы топлива и боекомплекта, четвертый в это время находился на маршруте к точке выхода в атаку. Удары Hs-129В по танкам сопровождались налетами Фокке-Вульфов Fw-190, вооруженных осколочными бомбами SD-2, очень эффективным противопехотным оружием. Хеншели старались атаковать танки со стороны кормы или бортов, где броня имела меньшую, чем в лобовой части толщину. Менее чем за час большая часть танков была приведена в небоеспособное состояние. Советская контратака во фланг танкового корпуса СС захлебнулась. Без единой потери люди Мейера вывели из строя более 80 русских танков и других единиц боевой техники. Впервые воздушные истребители танков люфтваффе сумели без помощи подразделений вермахта стабилизировать ситуацию на земле. Командование II танкового корпуса СС выразило благодарность летчикам:
— Впервые в военной истории вражеская танковая бригада была уничтожена авиацией без какой бы то ни было помощи наземных войск.
В ходе операции «Цитадель» самолеты люфтваффе совершили 37 421 боевой вылет, сбили 1735 самолетов противника, в то время как собственные потери например за период с 5 по 10 июля составили 64 машины, в то время как за это же период потери ВВС Красной Армии по немецким данным составили 1269. На войска Красной Армии было сброшено 20 000 т бомб, уничтожено 1100 танков и 1300 других единиц советской боевой техники.
Согласно приказу от 18 октября 1943 г. изменялась организация и система обозначений подразделений штурмовиков и пикирующих бомбардировщиков люфтваффе. Stukageschwadern переименовывались в Schlachtgeschwadern, старые Sch.G-1 и Sch.G-2 были расформированы и послужили базой для создания новые частей истребителей танков. Приказом от того же 18 октября 1943 г. создавалась новое соединение — IV. (Panzer)/Schlachtgeschwader-9 и изменялись обозначения подразделений: FuPz на Stab IV. (Pz)/SG-9 4.(Pz)/Sch.G-l на 10.(Pz)/SG-9 8.(Pz)/Sch.G-l на ll.(Pz)/SG-9 4.(Pz)/Sch.G-2 на 12.(Pz)/SG-9 8.(Pz)/Sch.G-2 на 13.(Pz)/SG-9 Panzerjagerstaffell/JG-51 на 14.(Pz)/SG-9 Под командованием Бруно Мейера IV.(Panzer)/Schlacht-geschwader-9 стала «пожарной командой», которую перебрасывали с одного угрожаемого участка Восточного фронта на другой.
Помимо люфтваффе, Хеншели-129 состояли на вооружении Fortele Aeriane Regale ale Romana (Королевские ВВС Румынии). В составе 1-го воздушного корпуса (Corpul I Aerian) имелась 8-я ударная группа (Grupul 8 Asalt), включавшая 41-ю, 42-ю и 60-ю эскадрильи. Командование 1-го румынского воздушного корпуса в оперативном отношении подчинялось штабу 4-го воздушного флота люфтваффе, хотя румыны действовали как в секторе, отведенным 4-му воздушному флоту, так и в зоне ответственности 6-го воздушного флота..
Зимой 1943-44 г.г. численность авиационного парка IV. (Pz)/ SG-9 составляло примерно 70% от штатной, как правило боеспособными считалось порядка 50-60 штурмовиков. Серьезные проблемы возникли с пушками МК-103, это оружие не испытывалось на надежность работы в условиях низких температур. Зима показала, что на морозе пушки не работают.
В первой половине 1944 г. летчики IV.(Pz)/SG-9 добились экстраординарных успехов, а индивидуальные счета отдельных пилотов превысили 50 уничтоженных танков противника. Командир 10.(Pz)/SG-9 гауптман Руффер дважды был отмечен в приказа высшего командования сухопутных войск.: — 13 марта в районе восточнее Тернополя… действия Schlachtflieger-staffel гауптмана Руффера заслуживают самой высокой оценки.
— От 13 апреля 1944 г.: над Северным Крымом и в районе северо-восточнее Феодосии летчики Schlachtfliegerstaffeln за два дня уничтожили 82 танка противника, особенно отличилось подразделение гауптмана Руффера.
1 мая 1944 г. состоялся «юбилейный» 10 000-й боевой вылет штурмовиков IV. (Pz)/SG-9 Бруно Мейера. 27 декабря 1943 г. ll.(Pz)/SG-9 была отведена с фронта на отдых в тыл, на аэродром Удетфильд, а 20 января 1944 г. ее преобразовали в Erprobungskommando-26 — эскпериментально-испытательное подразделение, предназначенное для отработки различных вариантов вооружения самолетов Hs-129.
Для Hs-129 были разработаны различные системы противотанкового вооружения, в том числе неуправляемые ракеты Werfer Granate моделей W.Gr.21 (калибра 210 мм) и W.Gr.28 (калибра 280 мм); специализированные противотанковые неуправляемые ракеты «Panzerblitz-1» калибра 70 мм и «Panzerblitz-2» калибра 55 мм; подвесной огнемет Gero. Часть из этих систем проходила летные испытания, часть — не пошла дальше чертежей.
В 1942 г. на бомбардировщик Ju-88 установили сухопутную противотанковую пушку PaK-40L калибра 75 мм. Ее авиационный вариант отличался наличием электропневматического заряжения из рассчитанного на 12 снарядов магазина револьверного типа и установкой на срезе ствола большого дульного тормоза. Модифицированный вариант получил обозначение ВК-7,5.
В начале 1944 г. было принято решение о вооружении пушкой ВК-7,5 самолета Hs-129. В мае на стандартном Hs-129B-2 (W.Nr. 141258) был установлен деревянный макет гондолы с орудием. Самолет направили в испытательный центр Травемюнде. Крупногабаритный наплыв в нижней части фюзеляжа самолета существенно менял его аэродинамику. Для исследования поведения воздушного потока заднюю часть Hs-129В-2 W.Nr.141258 окрасили в черный цвет и обклеили узкими ленточками для визуализации потока. Исследования поведения самолета «ухудшенной» аэродинамики проводились на различных режимах полета, по их результатам было решено готовить серийное производство Hs-129B, вооруженных пушками ВК-7,5.
В разных источниках приводятся различные обозначения Хеншелей 129 с 75-мм пушками: Hs-129B-3/ Wa (Wa, Waffentrager — носитель вооружения), Hs-129B-2/R4.
В июле 1944 г. «живые» пушки установили на три экспериментальных самолета Hs-129B-3 (W.Nr. 162033, 162034 и 127035), которые в августе поступили в Тарневитц, в Erprobungskommando-26, для обстрела на полигоне трофейный русских танков. Испытания завершились в сентябре с положительными результатами, после чего самолеты направили на Восточный фронт.
Крупноразмерный магазин пушки ВК-7,5 занимал всю центральную часть фюзеляжа Хеншеля, не составляя места казенным частям пушек MG-151, которые пришлось демонтировать. В ряде источников говорится о том, что Hs-129B-3 не имели и пулеметного вооружения, однако, скорее всего, пулеметы все же оставили, так как они не мешали размещению боекомплекта к 75-мм орудию. Согласно техническому описанию, составленному штабом люфтваффе, вооружение состояло из одной пушки ВК-7,5 калибра 75 мм и двух пулеметов MG-17 калибра 7,92 мм. На первых трех Hs-129B-3 стояли прежние прицелы Реви, на машинах более позднего выпуска стали монтировать более совершенные телескопические прицелы ZFR-3. По завершению летных испытаний трех прототипов начался выпуск самолетов Hs-129B-3 на заводе в Берлин-Йоханнестали. Из-за тесноты производственных помещений, отстрел пушек на готовых самолетах производился через открытые окна заводского цеха по установленным на летном поле аэродрома мишеням. Отстрел оружия в воздухе производился на полигоне Дипензее, после чего самолеты направляли на Восточный фронт в стаффели 10.(Pz..)/SG-9 и 14.(Pz..)/ SG-9. На фронте вооруженные 75-мм пушками Хеншели добились впечатляющих результатов, имея возможность поражать даже тяжелые танки ИС. Летчики прозвали Hs-129B-3 «Buchsenoffner» — консервный нож. Конструкцией Hs-129B-3 был предусмотрен аварийный сброс гондолы 75-мм пушкой.
Длина пушки ВК-7,5 — 6,165 м, масса всей установки — 450 кг, масса снаряда 6,8 кг, скорострельность 30 выстрелов в минуту. Как правило, за один заход летчик успевал выпустить не более четырех снарядов, но чтобы вывести танк из строя порой хватало и одного выстрела из 75-мм пушки Hs-1298-З. Характеристики орудия позволяли поражать танки с дистанции порядка 500 м. На дистанции 1000 м бронебойной снаряд пробивал установленную под углом 90 град к траектории полета бронеплиту толщиной до 130 мм.
До прекращения выпуска Hs-129В в сентябре 1944 г. было изготовлено примерно 25 машин с 75-мм орудиями, известно так же, что в вариант «В-3» переоборудовали несколько Hs-1298-2. Самолеты Hs-129 В воевали на Восточном фронте вплоть до завершения войны, но в последние военные месяцы их количество резко уменьшилось, в январе 1945 г. некоторые подразделения SG-9 были перевооружены Фокке-Вульфами 190, оснащенными противотанковыми ракетами Panzerblitz.
Последним аэродромом, на который базировались Хеншели-129 стал Зельвег, расположенный в окрестностях австрийского города Клагенфурт. Из-за нехватки горючего самолеты не сделали из Зельвега ни одного боевого вылета. Немцы успели до капитуляции уничтожить все штурмовики, чтобы они не достались в руки союзников. Часть личного состава ушла на территорию Чехословакии, где попала в плен к Красной Армии.
В течение непродолжительного промежутка времени Hs-129 воевали на Западном фронте. На отражение высадки союзников в Нормандии в июне 1944 г. немцы бросили все способные подниматься в воздух самолеты, в том числе и из учебно-тренировочных подразделений. Среди последних был и один стаффель, укомплектованный штурмовиками Hs-129-SG-101. Стаффель. SG-101 был единственным подразделением люфтваффе, готовившем летчиков Hs-129. Подразделение базировалось в парижском аэропорту Орли, на вооружении имелись машины моделей «А» и «В». В ходе боев в Нормандии стаффель действовал по британским силам вторжения, базируясь на аэродроме Кан-Карпикю. После взятия аэродрома, американцы захватили на летном поле один исправный Hs-129, судьба этого самолета не известна.
Союзники уже имели возможность близко познакомиться с творением Николауса: в Северной Африке британцы захватили два штурмовика из 4./Sch.G-2. Один самолет получил легкие повреждения при вынужденной посадке. Он был отправлен в Великобританию, 27 июля 1943 г. трофей доставили в Коллиуистон, где самолет передали звену No. 1426, за которым числились многие трофейные самолеты.
«Североафриканский» Hs-129 в Королевских ВВС получил регистрационный бортовой код NF756, машину перекрасили по камуфляжной схеме RAF и нанесли британские опознавательные знаки. Первые полеты на отремонтированном Хеншеле выполнил флайт-лейтенант Форбис. Не смотря на хорошее техническое состояние моторов, добиться их надежной работы британцам (так же как и немцам, кстати) никак не удавалось. 8 ноября 1943 г. полеты по программе летных испытаний прекратили, а 1 ноября 19425 г. машину сдали на хранение в Силэнд.
Кроме самолета NF756 союзники захватили еще несколько штурмовиков Hs-129. По крайней мере, одну машину доставили в США, где она вместе с другими трофеями проходила летные испытания на авиабазе Фримэн Филд. Этот самолет получил регистрационный номер ВВС США FE-4600, машину утилизировали в 1954 г. в аэропорту Чикаго-О’Хари. В настоящее время передняя часть фюзеляжа данного Хеншеля находится в Австралии в частной коллекции. Несколько Hs-129 захватили войска Красной Армии, один из них демонстрировался в 1943 г. на выставке трофеев в Парке культуры и отдыха имени Горького в Москве.
Николаус предпринимал попытки заменить ненадежные моторы Гном Рон, как вариант рассматривалась возможность установки на Hs-129В итальянских двигателей Изотта-Фраскини «Дельта» RC-16/48. Двигатель воздушного охлаждения «Дельта» RC-16/48 на высоте 5300 м развивал мощность 840 л.с.
Проект самолета с итальянскими моторами получил шифр Hs-129С, вооружение варианта Hs-129C-1 должно было состоять из двух 30-мм пушек МК-103, установленных в дистанционно управляемых турелях под фюзеляжем. Макет Hs-129C прошел серию продувок в аэродинамических трубах, однако крест на проекте поставили сложности с отработкой двигателей «Дельта» RC-16/48. До стадии изготовления прототипа работы над Hs-129C так и не дошли. Один Hs-129 использовался как платформа для испытания катапультируемых кресел, кроме того, существовало несколько проектов переноса бронекабины штурмовика Николауса на самолеты Ju-188 и Гота-229. О том насколько летчикам «нравился» Hs-129 дает представление небольшая цитата из воспоминаний пилота люфтваффе:
— Летные характеристики самолета были настолько плохими, что я обеспечил себя ночными кошмарами на долгие годы! Управление рулями требовало очень больших физических усилий, из-за этого немного скорректировать прицел в ходе выполнения атаки удавалось далеко не всегда. Короткая ручка управления совершенно не учитывала анатомическое строение человека, вывод машины даже из пологого пикирования представлял собой мучительный процесс. Посадка также не была легким делом. Помимо тяжелого управления, самолет отличался неустойчивостью относительно всех трех осей при полете в турбулентной атмосфере. Фактически у этого самолета имелся только один плюс — высокая вероятность остаться в живых при посадке на брюхо — бронекапсула имела очень прочную конструкцию.
С другой стороны самолет отлично проявил себя в качестве истребителя танков. Вполне возможно, что львиную часть проблем Хеншеля-129 можно было решить заменив ненадежные и маломощные французские двигатели.
Производство штурмовика Hs 129 было прекращено в сентябре 1944 г. Всего было выпущено 870 машин. В условиях господства немецкой авиации в воздухе этот мощно вооруженный и хорошо бронированный штурмовик мог оказать существенное влияние на ход боевых действий на Восточном фронте, где в основном использовался этот самолет. Но производство его разворачивалось весьма медленно, так что достаточно большая партия в 411 машин была выпущена лишь в 1943 г, когда советская авиация уже оправилась от понесенных ею в 1941 г, потерь. Главные недостатки Hs 129B — низкая скорость и отсутствие защиты от атак с задней полусферы — сделали самолет легкой добычей для советских истребителей. Тем не менее штурмовики Hs 129B использовались Люфтваффе до начала 1945 г. Некоторое количество Hs 129B состояло также на вооружении королевских ВВС Румынии. Технические данные Hs 129B-1/R2 Экипаж — 1 человек Максимальная взлетная масса — 5 110 кг Размеры: длина х высота х размах крыла — 9,75 x 3,25 x 14,20 м. Силовая установка: количество двигателей х мощность — 1 x 700 л.с. Максимальная скорость полета на высоте 3830 м — 407 км/ч Скороподъемность — 6 м/с Практический потолок — 9 000 м Дальность полета — 560 км Вооружение: 2 х 7,92-мм пулемета MG 17 2 х 20-мм пушки MG 151/20 1 х 30-мм пушка MK 101
RSS лента комментариев этой записи Обновить список комментариев
|