Мессершмитт Bf-110 – плохой истребитель, но лучший штурмовик Люфтваффе


В середине 30-х гг. ведущие самолетостроительные фирмы Германии участвовали в конкурсе на создание боевого самолета небывалого до тех пор класса «стратегический истребитель». По замыслу командования Люфтваффе самолет должен был использоваться для завоевания господства в воздухе над территорией противника и для сопровождения дальних бомбардировщиков. Предусматривалось также выполнение им задач дальнего истребителя-перехватчика, разведчика и истребителя-бомбардировщика.

Из представленных на рассмотрение комиссии Люфтваффе проектов Хеншель Hs-124, Фокке-Вульф Fw-57 и Байерише Флюгцойгверке Bf-110 лучшим был признан проект Bf 110. Проект был разработан Вилли Мессершмиттом и после перехода под его контроль Bf-110 часто обозначался также как Me-110.

Мессершмитт Bf110

Испытания первых трех опытных образцов Bf 110 были начаты весной 1935 г. (первый полет — 12 мая 1935 г.), в 1937 г. истребитель Bf 110 принят на вооружение Люфтваффе и запущен в серийное производство. Предсерийная партия из четырех машин была изготовлена в том же году. Это был цельнометаллический двухмоторный моноплан с низкорасположенным крылом и разнесенным хвостовым оперением.

Опытные экземпляры Bf 110 летали с двигателями DB 600А мощностью по 910 л. с. каждый. С этими двигателями самолеты развивали скорость до 510 км/ч.

Основная масса серийных Bf 110 была выпущена с 12-цилиндровыми двигателями водяного охлаждения DB 601 разных модификаций мощностью 1050—1350 л. с. Двигатели приводили во вращение трехлопастные винты VDM с электрическим управлением шагом и с установкой лопастей во флюгерное положение.

Оборудование самолета в значительной степени определялось его назначением. Однако на большинстве машин устанавливался комплект приборов для дальних полетов, в хвостовой части фюзеляжа монтировался дистанционный компас Патин с электрической подачей данных на указатель, а на приборной доске в кабине пилота размещался гирополукомпас Сперри. Стандартным оборудованием была радиостанция FuG 10 с коротковолновым и длинноволновым приемопередающими блоками, блоками радионавигации и слепой посадки. Общий вес радиостанции составлял 162 кг.

Вооружение самолета также определялось его назначением. Модификация ударного истребителя вооружалась четырьмя 7,92-мм пулеметами MG 17. двумя 20-мм пушками MG FF или MG 151/20 и одним подвижным 7,92-мм пулеметом MG 81Z илиMG 15.

Кроме описанного выше комплекта вооружения на некоторых модификациях Bf 110 четыре пулемета MG 17 заменялись двумя исключительно мощными 30-мм пушками МК 108. на других модификациях пулеметы сохранялись, по пушками МК 108 заменялись пушки MG FF Одна из модификаций ночного истребителя-перехватчика была вооружена двумя 30-мм пушками МК 108 в носовой части фюзеляжа и двумя такими же пушками, установленными в задней части кабины для стрельбы вверх и вперед (схема «Schrage Musik»), Эта модификация использовалась для атак соединений тяжелых бомбардировщиков союзников снизу. Прицеливание производил летчик через специальный коллиматорный прицел.

Кроме встроенного вооружения Bf 110 мог нести и разнообразное подвесное вооружение. При использовании его в варианте истребителя-бомбардировщика это могли быть две бомбы массой до 1000 кг под фюзеляжем и еще четыре 50-кг бомбы под крылом, что было более чем в .3,5 раза больше нормальной бомбовой нагрузки стандартного советского бомбардировщика Пе-2. Иногда вместо бомбодержателей под фюзеляжем подвешивались контейнеры с двумя 20-мм пушками или одной 37-мм пушкой. Ночные истребители-перехватчики вооружались также четырьмя пусковыми установками 210-мм реактивных снарядов Wgr 21.

Несмотря на хорошие скоростные характеристики и мощное вооружение, Bf 110 оказался непригодным для выполнения боевых задач в качестве истребителя, По скороподъемности и маневренности он уступал всем основным истребителям противника, что было в основном обусловлено недостаточной для столь тяжелой машины мощностью двигателей. Высоту 5000 м самолет набирал примерно за 8,4 минуты, а полный вираж на высоте 1000 м выполнял за 30 секунд. Для сравнения: британский истребитель «Спитфайр» Mk. VB поднимался на высоту 6100 м за 6 минут 24 секунды, а на вираж тратил 18,8 секунды.

Большие потери, понесенные эскадрами, вооруженными истребителями Bf 110, заставили командование Люфтваффе перенацелить их на ведение разведки, нанесение бомбовых ударов и дальний перехват бомбардировщиков противника. Однако с наибольшим успехом Bf 110 использовался как ночной истребитель-перехватчик ПВО. В носовой части фюзеляжа Bf 110 имелось достаточно места для размещения громоздкой аппаратуры радиолокатора, а возросшее из-за торчащих во все стороны антенн аэродинамическое сопротивление в какой-то степени компенсировалось увеличением мощности устанавливаемых на самолете двигателей.

В этом качестве Bf 110 оказался эффективнее не только переоборудованных в перехватчики бомбардировщиков Ju 88 и Do 217. но и новейших истребителей-перехватчиков Не 219. В начале 1944 г. в системе ПВО рейха использовалось 320 Bf 110 разных модификаций, что составляло около 60 % общего числа истребителей ПВО.

Производство Bf 110 продолжалось до марта 1945 г. и было прекращено только после того, как на территорию завода Мессершмитта ворвались советские танки.

Боевое применение Мессершмитт Bf-110 (Me-110)

К моменту начала Второй мировой войны Мессершмитт Bf-110 находился на стадии внедрения в части люфтваффе — из 12 запланированных групп «церштереров»[] ими были вооружены лишь три: l(Z)/LG 1 (Bf-110С), а также I/ZG 1 и I/ZG 76 (Bf-110В/С), ещё две находились в стадии перевооружения. В Польской кампании и операции «Везерюбунг» Bf-110 применялись в качестве дальних истребителей. В блицкриге на Западе в мае-июне 1940 г. участвовало уже 9 групп Bf-110, привлекавшихся для сопровождения бомбардировщиков и борьбы за господство в воздухе. При этом были понесены довольно ощутимые потери — 82 самолета, почти четверть первоначального состава групп.

В «битве за Британию» участвовало 8 групп «церштереров», а также частично вооруженная Bf-110C/D группа истребителей-бомбардировщиков Erpr.Gr. 210. К 7 сентября 1940 г. в четырех из восьми групп «разрушителей» не оставалось ни одного исправного самолета — стало ясно, что как истребитель сопровождения Bf-110 себя исчерпал. Тем не менее, он продолжал применяться в качестве истребителей-бомбардировщиков.

В начале 1941 г. группа III/ZG 26 (Bf-110C/D) прибыла на Сицилию, откуда участвовала в налетах на Мальту, а затем действовала в Северной Африке. I и II/ZG 26 (Bf-110С/Е) в апреле 1941 г. принимали участие в войне против Югославии и Греции, а в мае совместно с II/ZG 76 — в захвате Крита.

К моменту нападения на Советский Союз Bf-110 рассматривался, прежде всего, не как истребитель сопровождения, а как скоростная ударная машина. В операции «Барбаросса» участвовали 4 группы таких самолетов — I и II/SKG 210, а также I и II/ZG 26. Они наносили бомбоштурмовые удары по аэродромам, железнодорожным узлам, колоннам и скоплениям войск, действуя в полосе группы армий «Центр». В конце августа-сентябре 1941 г. группы I и II/ZG 26 действовали в районе Ленинграда, а впоследствии -вновь в полосе группы армий «Центр».

Весной 1942 г. на Восточном фронте оставались лишь 2 группы «церштереров» — I и II/ZG 1, на вооружении которых, помимо Bf-110Е, появились и новые Bf-110F-2. В мае-августе 1942 г. здесь воевали также I и II/ZG 2, вскоре отведенные в Рейх для комплектования частей ПВО. В 1942 г. «разрушители» воевали, в основном, на южном участке фронта — над Украиной, Доном и Кубанью, а также Сталинградом. Применялись они почти исключительно в качестве ударных. Последней группой Bf-110, действовавшей на Восточном фронте, стала I/ZG 1, принимавшая участие летом 1943 г. в Курской битве, а затем выведенная в Германию.

Фиаско концепции «церштерера», ставшее очевидным уже во время «битвы за Британию», отнюдь не поставило крест на карьере Bf-110. Хотя эти самолеты и продолжали применяться на фронте в качестве ударных машин, гораздо большее число «сто десятых» несло службу по защите воздушного пространства рейха в эскадрах ночных истребителей. Поначалу в эти соединения поступали обычные «церштереры» Ме-110 модификаций С, D и Е, но с весны 1942 г. начались полномасштабные поставки оборудованных РЛС самолетов Bf-110F-4. В 1942-1944 гг. Bf-110 были основным вооружением семи ночных истребительных эскадр; кроме того, для ПВО привлекались и обычные группы «церштереров», действовавшие днем. Самолет Bf-110 гораздо лучше подходил для установки РЛС, чем более современные Me-210/410, хотя его скоростные качества и продолжительность полета считались недостаточными.

На экспорт Bf-110 поставлялся очень ограниченно. В 1940 г. 5 Bf-110С-4 для испытаний приобрел СССР. В 1942 г. три Bf-110С поставили Италии — там они применялись для подготовки экипажей ночных истребителей. 2-3 Bf-110 эксплуатировались в качестве учебных в Румынии. В конце 1944 г. Германии передала несколько Bf-110F-4 и 6 Bf-110G-4 101-й ночной истребительной эскадрилье венгерских ВВС.

Порожденный «доктриной Дуэ» Bf-110 очень короткое время применялся в том качестве, в котором был задуман — как дальний истребитель сопровождения и завоевания превосходства в воздухе. Уже летом 1940 г. стало ясно, что для этих целей машина не годится. Тем не менее, конструкция мессершмитта Bf-110 была подходящей для модификации, и машину адаптировали для роли скоростного бомбардировщика, разведчика и, наконец, — ночного истребителя. После польской кампании Bf-110 оказался незаменимым в захвате Норвегии, участвовал в блицкриге на Западе и «битве за Англию». На Восточном фронте для «сто десятого» главными стали ударные функции. Наконец, оборудованный радаром, он стал основным типом ночного истребителя в силах защиты рейха. Несмотря на ряд «врожденных» недостатков (прежде всего — малую дальность полета) Bf-110 удержался в производстве до февраля 1945 г., а в боях применялся, фактически, до последних дней войны.

Me-110 тяжелый немецкий двухмоторный истребитель, провоевавший всю войну

Истребитель Мессершмитт Bf-110 появился в середине 30-х годов прошлого века, но сама концепция многоместного тяжелого истребителя сопровождения, обладающего большой дальностью полета была сформулирована еще в годы Первой мировой войны. Тогда противоборствующие стороны ощутили потребность в истребителе, который был бы способен сопровождать бомбардировщики в глубине обороны противника. Также такой самолет должен был выполнять задачу заградительного патрулирования на дальних подступах к своим базам. Однако технические возможности того времени не позволяли создать подобный самолет и интерес к нему вновь возник только после 1933 года, когда агрессивная политика Германии дала новый толчок развитию дальнего истребителя. Работы над созданием подобного истребителя начались в 1934 году. Уже в 1938 году фирмой Мессершмитт был спроектирован и построен истребитель сопровождения и противовоздушной обороны. Опытный экземпляр истребителя Ме-110 прошел испытания в конце 1938 года и уже весной 1939 года пошел в серию. В процессе войны на самолет возлагались задачи штурмовика, бомбардировщика, разведчика, в связи с чем самолет постоянно подвергался модернизации. Все модификации различались главным образом компоновкой бронирования и вооружения, а также возможностью установки дополнительных балок для спецоборудования, крепления бомб и топливных баков.

Особенности конструкции

Истребитель Ме-110 представляет собой двухместный двухмоторный свободнонесущий цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом, убирающимся шасси и разнесенным оперением. Крыло самолета имеет трапециевидную форму с слегка закругленными концами. Крыло металлическое однолонжеронной конструкции с гладкой работающей обшивкой, выполненной из дюралюминиевых листов. Лонжерон балочного типа, располагается перпендикулярно оси самолета. Полки лонжерона состоят из стальных накладок и уголков переменного по размаху сечения. Между фюзеляжем самолета и моторными гондолами расположены дополнительные силовые балки – хвостовая и носовая. Вместе с лонжероном они образуют по 2 отсека с каждой стороны самолета для размещения бензобаков.


Фюзеляж самолета представляет собой цельнодюралюминиевый монокок овального сечения. Максимальная ширина фюзеляжа в месте расположения пилотской кабины составляет 0,94 метра. Съемная короткая носовая часть крепится к нему в четырех точках, через фюзеляж проходит ферма, которая является продолжением лонжерона крыла. Кабина истребителя закрывается раздвижным фонарем из плексигласа. Боковые и передние стекла плоские. Для стрельбы из заднего пулемета часть фонаря стрелка-радиста приподнимается. Фонарь летчика в воздухе может быть открыт только в случае аварии.

Конструкция самолета изначально рассчитана на массовый выпуск, технология истребителя проста. Для того, чтобы ускорить процесс производства, его агрегаты составлены из простых сборочных узлов и деталей. В его конструкции широко применяются стандартные нормали и детали, особенно в группах управления и винтомоторной группе (разъемы трубопроводов, вилки, ушки и т.д.).

На самолете Ме-110С были установлены два 12-цилиндровых V-образных перевернутых двигателя жидкостного охлаждения DB-601A. Их взлетная мощность составляла 1175 л.с. при 2500 об/мин. номинальная мощность – 1050 л.с. при 2400 об/мин, на высоте 4100 метров. Двигатели работали на топливе с октановым числом 87 (по немецкой шкале). Более поздние версии самолета F, G и Н использовали двигатели DB 605В-1, которые обладали мощностью в 1475 л.с. на взлете и в 1355 л.с. на высоте 5700 метров. Максимальная скорость самолета достигала 560 км/ч. Моторная установка, из-за заднего положения лонжерона была глубоко погружена в крыло, что позволило значительно укоротить моторные гондолы для повышения бокового обзора пилота.


Запас горючего истребителя размещался в 4 бензобаках, размещенных в крыле, между фюзеляжем и мотогондолами. Общая их емкость составляла 1270 литров. Два главных бака емкостью по 375 литров были установленным впереди лонжерона, два резервных бака по 270 литров – позади. Каждый бензобак был снабжен электробензопомпой, смонтированной в верхней части бака. Электробензопомпы резервных баков предназначены для перекачки горючего в главные баки, в то время как бензопомпы главных баков подавали горючее к двигателю на полетах выше 5000 метров. Указатели уровня топлива в кабине пилотов имели общий указатель для всех баков. Аварийного слива топлива предусмотрено не было.

Вооружение

Вооружение истребителя состояло из 2 пушек MG-FF калибра 20 мм и 4 пулеметов MG-17 калибра 7,92 мм, которые были установлены в носовой части фюзеляжа. Для защиты задней полусферы в кабине стрелка был установлен 1 пулемет MG-15 калибра 7,92 мм. Доступ к неподвижным пулеметам осуществлялся через сдвигающуюся вперед верхнюю половину носовой части фюзеляжа. Пушки были смонтированы на лафете, доступ к ним осуществлялся через легкосъемный люк, размещенный под фюзеляжем.

Запас патронов к передним пулеметам составлял 4000 штук (по 1000 на ствол), запас патронов к заднему пулемету – 750. Боезапас пушек – по 360 выстрелов. Питание передних пулеметов было ленточным, в то время как задний пулемет имел магазинное питание, менять израсходованные магазины должен был стрелок-радист. Неподвижное оружие имело коллиматорный прицел, управление огнем было сосредоточено у летчика. Спуск электрический, перезарядка электропневматическая.


Размещение и конструкция стрелково-пушечного вооружения обеспечивала удобство боевых действий экипажа в воздухе и работы обслуживающего персонала. Подход к пушкам и пулеметам, прицелу и всем остальным агрегатам системы вооружения был хорошим. Зарядка и разрядка оружия, а также установка и снятие патронных ящиков не представляла каких-либо трудностей.

Применение и управляемость

Истребитель Ме-110 отличался хорошей управляемостью, устойчивостью и маневренностью. На нем был возможен длительный полет с полностью брошенным пилотом управлением. По технике пилотирования самолет был достаточно доступен и прост для пилотов средней квалификации. Истребитель позволял пилоту осуществлять полет на 1 работающем моторе, при этом лопасти винта остановленного мотора флюгировались.

Впервые самолет был использован немцами во время их вторжения в Польшу в сентябре 1939 года. В дальнейшем он широко применялся во время кампаний против Дании, Норвегии, Бельгии, Голландии, Франции, Великобритании, Греции и Югославии. Если в начальные периоды Второй мировой войны самолет отлично справлялся с задачей борьбы с истребителями противника (более слабыми), то первая же встреча с английскими «Спитфайерами» во время проведения «Битвы за Англию» показала, что Ме-110 не в состоянии на равных вести маневренный бой с гораздо более маневренными одномоторными истребителями англичан. С этого момента самолет все чаще применяется для ударов по наземным объектам и в качестве разведчика. Использовался Ме-110 и в боях в Северной Африке, а также при поддержке повстанцев в Ираке в мае 1941 года. Именно на нем 10 мая 1941 года в Великобританию перелетел Рудольф Гесс. Помимо этого данный истребитель поставлялся союзникам Германии: Италии, Венгрии и Румынии.


В марте 1940 года в числе других образцов немецкой авиационной техники в СССР было поставлено 5 истребителей Мессершмитт Bf-110. Все они прошли всесторонние испытания в НИИ ВВС. Один из них к моменту начала войны эксплуатировался в 158 ИАП ПВО. После начала Великой Отечественной войны с использованием данных истребителей и другой немецкой авиатехники была сформирована специальная эскадрилья для проведения тайных операций под командованием майора В.И. Хомякова. В состав эскадрильи вошли 3 истребителя Ме-110. В 1942 году один трофейный Мессершмитт Bf-110 использовался для проведения дальней разведки в 750 полку АДД (до тех пор, пока не был сбит своими же зенитчиками).

На советско-германском фронте истребитель использовался достаточно мало. Чаще всего он выступал здесь в роли истребителя-бомбардировщика. В борьбе с советскими истребителями успех мог сопутствовать ему лишь в случае внезапности атаки. В том случае, если Ме-110 был вынужден принять маневренный бой, он тут же проигрывал даже истребителям устаревших типов. Известен случай, когда летом 1941 года в районе Таганрога советский пилот на И-15 сбил сразу 3 истребителя Мессершмитт Bf-110. По мере того как на фронте появлялось все большее количество истребителей Як-1 и ЛаГГ-3 потери Ме-110 существенно возрастали, в результате чего на задание им приходилось летать под прикрытием одномоторных Ме-109. Летом 1943 года все уцелевшие истребители Ме-110 были отозваны с Восточного фронта и переданы воздушному командованию «Рейх» (ПВО Германии). В завершающей стадии войны этот самолет стал основным немецким ночным истребителем.

С началом налетов английской бомбардировочной авиации на промышленные объекты Германии, Ме-110 обрел себя в качестве ночного истребителя. Наибольшее распространение в качестве истребителя ПВО получила версия с индексом G. Машина получила более мощные двигатели DB 605В-1, новые винты с более широкими лопастями, усиленные стойки шасси и увеличенную площадь вертикального оперения. В версиях G-1 и G-3 самолет использовался, как дневной истребитель, в версии G-4, как ночной радиолокационный истребитель.

Ме-110G на носу видна радарная установка

Вооружение самолета было усилено. Вместо пушек MG FF были установлены новые MG 151 с общим запасом в 650 снарядов. Также для усиления защиты задней полусферы единственный пулемет MG 15 был замене на спаренную пулеметную установку MG-81Z имеющую боекомплект в 800 патронов. Самолеты Ме-110 G4 получили более совершенное радиооборудование. Помимо обычной рации они оснащались опознавателем «свой-чужой» FuG 25 и оборудованием для «слепой» посадки. С апреля 1943 года на них стали устанавливаться передатчики FuG 16 ZY, которые могли успешно бороться с радиопомехами, обеспечивая бесперебойную связь ночного истребителя с системой наземного наведения «Химмельбетт».

В роли ночного истребителя самолет Мессершмитт Bf-110 буквально «обрел себя», так как вес, габариты и относительно слабая маневренность не играли здесь решающей роли. К началу 1944 года ночные части ПВО Германии достигли пика своей эффективности, к этому моменту на их вооружении находилось порядка 320 радиолокационных ночных истребителей Ме-110, что составляло около 60% от всей численности ночных истребителей Германии. Всего же за все время производства до марта 1945 года заводы Германии произвели 6050 тяжелых двухмоторных истребителей Ме-110.

Технические характеристики Bf 110C-4

  • Экипаж: 2 человека
  • Максимальная взлетная масса: 6750 кг
  • Размеры: длина х высота х размах крыла: 12,65 х 3,50 х 16,27 м
  • Силовая установка, количество двигателей х мошность: 2 х 1100 л. с.
  • Максимальная скорость полета на высоте 7000 м.: 560 км/ч
  • Скороподъемность: 11 м/с
  • Практический потолок: 10 000 м
  • Дальность полета: 775 км
  • Вооружение: 4 х 7,92-мм пулемета МG 17, 2 х 20-мм пушки МС 151/20 1 х 7,92-мм пулемет МС 15 или спаренный пулемет MG 81Z
  • Максимальная бомбовая нагрузка: 500 кг

Особенности конструкции Мессершмитт Bf110

  • Крыло трапециевидной формы имело однолонжеронную металлическую конструкцию с гладкой работающей обшивкой. Свободное пространство центроплана крипа занято четырьмя протектированными топливными баками;
  • Двухместная кабина экипажа отличалась весьма мощной броневой защитой. В передней части кабины находилось сиденье пилота, за ним располагаюсь место стрелка-радиста. На некоторых модификациях в кабине оборудовано также место для третьего члена экипажа — штурмана;
  • Цельнометаллическое разнесенное двухкилевое хвостовое оперение, кили относительно небольшого размера в минимальной степени ограничивали углы обстрела пулеметов задней огневой точки;
  • Фюзеляж представлял собой металлический монокок овального поперечного сечения, обшивка выполнена из гладких листов дюралюминия;
  • В полете обе стойки колесного шасси убирались в отсеки мотогондол двигателей;
  • Подвесной топливный бак;
  • Трехлопастный винт типа VDM с изменяемым в полете шагом;
  • Двигатель водяного охлаждения DB 601;
  • В носовой части фюзеляжа размещалось основное вооружение самолета: четыре 792-мм пулемета MG 17 и две 20-мм пушки MG151/20 или MG FF;

Развитие самолета Ме-110

Мессершмитт Ме-110

Первый вариант самолета, выпущенный в 1938 г. и известный под маркой Ме-110, имел следующие отличия от Ме-110С:

  • а) нерегулируемый стабилизатор;
  • б) жидкостные радиаторы установлены в туннелях под капотами моторов; масляные радиаторы — в туннелях над капотами моторов; при такой компоновке моторные гондолы обладают значительно большим миделем;
  • в) винты во флюгерное положение не устанавливаются;
  • г) полки лонжерона выполнены, из дуралюминовых угольников (вместо стальных на Me-110С), что удовлетворяет требованиям прочности при меньшем полетном весе Ме-110.

Мессершмитт Ме-110 «Ягуар»

На самолете Мессершмитт Ме-110 «Ягуар» носовая часть фюзеляжа целиком сделана прозрачной, что облегчает прицеливание при бомбометании. Неподвижное стрелковое вооружение убрано из носовой части. Установлены две пушки калибра 20 мм, стреляющие через втулки винтов. Вместо этих пушек возможна установка двух пушек того же калибра в крыльях. В носовой части установлен подвижный пулемет, обслуживаемый бомбардиром. Бомбардировочное вооружение состоит из наружной подвески двух бомб по 500 кг под центральной частью фюзеляжа.

Мессершмитт Ме — 110Е — 2

Значительная модификация самолета была произведена в конце 1940 г. с серии «Е». Она сводится в основном к установке на самолет бомбардировочного вооружения и броневой защиты для экипажа.

  1. В дополнение к имеющемуся стрелковому оружию на самолете Мессершмитт Ме-110 Е-2 (БФ-110Д-О/В) под фюзеляжем установлен съемный мост, состоящий из двух продольных бомбодержателей, закрытых обтекателем. Мост с бомбодержателями крепится к фюзеляжу на четырех болтах и может быть быстро снят. На этих бомбодержателях может быть подвешен один из следующих вариантов бомбовой нагрузки: 1) две бомбы по 250 кг, 2) две бомбы по 500 кг, 3) одна бомба 1000 кг, 4) две бомбы по 1000 кг. Кроме того, под консольными, частями крыла с каждой стороны подвешиваются по две бомбы весом по 50 кг. Таким образом максимальная бомбовая нагрузка составляет 2200 кг. Самолет оборудован электроавтоматическим и аварийным бомбосбрасывателями, а также снабжен специальным приспособлением, облегчающим подвеску тяжелых бомб. Прицеливание при бомбометании производится при помощи установленного на самолете рефлекторного прицела, который обслуживает также неподвижное стрелковое оружие. Для увеличения дальности самолет может быть снабжен сбрасываемыми бензобаками фанерной конструкции, подвешиваемыми под крыльями, и маслобаком, подвешиваемым за подфюзеляжными бомбодержателями. Для разведывательного варианта самолета Me-110 была разработана также установка фотоаппарата вместо подфюзеляжных бомбодержателей. Кроме того, при использовании самолета в качестве дальнего разведчика надфюзедяжные бомбодержатели могут быть заменены гондолой с дополнительными бензо- и маслобаками. Общая емкость дополнительных бензобаков 1010 л, маслобака — 106 л. Такие самолеты имеют обозначение Е-1. При двух полных подкрыльных бензобаках емкостью по 450 л максимальная бомбовая нагрузка не может превышать 1200 кг (две бомбы по 500 кг под фюзеляжем и четыре бомбы по 50 кг под крылом). При подвеске под фюзеляж двух бомб по 1000 кг самолет не может брать подкрыльных бензобаков. В обоих случаях максимальный полетный вес 9300 кг. В перегрузочном варианте при указанном полетном весе 9300 кг взлет возможен только с бетонной площадки. Скорости Ме-110Е при различном полетном весе, по немецким данным, следующие:
  2. Полетный вес, кгМаксимальная скорость у земли, км/час
    6950475
    7100470
    8639395
  3. В отличие от предшествующих вариантов самолета, на Ме-110Е установлена броневая защита экипажа (фиг. 24).


Фиг. 24. Схема бронирования Ме-110Е.

От атак спереди летчик защищен козырьком из пулестойкого стекла толщиной 58 мм и передней перегородкой, состоящей из двух бронеплит: верхней толщиной 10,5 мм и нижней толщиной 8,5 мм. Вырез в верхней плите прикрывается изогнутым щитком толщиной 8,5 мм. Сзади летчик защищен броневым заголовником толщиной 10,5 мм, бронеспинкой толщиной 8 мм и двумя боковыми плитами толщиной 8,5 мм, установленными за бронеспинкой перпендикулярно оси самолета. Под сиденьем пилота установлены в одной плоскости четыре плиты толщиной 5,5 мм каждая.

Стрелок-радист защищен сзади броневым заголовником, состоящим из двух плит толщиной 8,5 мм каждая, и тремя плитами, установленными в равных плоскостях, такой же толщины. Снизу стрелок-радист защищен броневым полом из двух плит толщиной 6 мм каждая. Общий вес брони на самолете — 186,2 кг.

Уязвимые места

  1. Моторы жидкостного охлаждения.
  2. Агрегаты непосредственного впрыска горючего.
  3. Протектированные, но не имеющие броневой защиты, бензобаки.
  4. Протектированные, но не имеющие броневой защиты, маслобаки.
  5. Расширительный бачок системны охлаждения.
  6. Жидкостные радиаторы.
  7. Масляные радиаторы.

Кроме того, огневая защита самолета в задней полусфере является слабой.

Выводы

  1. Двухмоторный двухместный самолет Мессершмитт Ме-110 применяется немцами как многоцелевой самолет. Он является одним из основных ночных истребителей у немцев. Мессершмитт Ме-110 выполняет также задачи ближнего бомбардировщика и штурмовика и ведет ближнюю разведку.
  2. Неподвижное пушечно-пулеметное вооружение самолета, бывшее в начале войны сравнительно мощным, начинает уступать на третьем году войны даже некоторым одномоторным одноместным истребителям. Заднее мелкокалиберное оружие самолета не обеспечивает его защиты от атак истребителей сзади, сзади сверху и сзади снизу.
  3. Установленная уже в период войны бронезащита экипажа не дает ему надежной защиты от поражения оружием современных истребителей.
  4. Произведенные немцами в период войны модификации самолета Ме-110 имели целью расширить область его боевого применения в соответствии с требованиями фронта и потребностями обороны объектов в тылу фашисткой Германии.

Содержание

«Немецкие самолеты» (1944 год).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]