Хеншель Hs-123: примитивный, но «неубиваемый» немецкий штурмовик

«Хеншель Hs.123 — Первый пикирующий бомбардировщик немецких Люфтваффе — «бомбардировщик первого этапа», служивший ровно до тех пор, пока не был доведен до ума пикировщик Ju-87. История создания и боевого применения самолета»


Пикирующий бомбардировщик Хеншель Hs.123 мало похож на эталон красоты

История создания бомбардировщика Хеншель Hs.123

В сентябре 1933 года министерство авиации Германии объявило конкурс на создание пикирующего бомбардировщика. Конкурс был двухэтапный: на первом этапе нужно было «вот прямо вчера» создать биплан, от которого не требовалось высоких показателей, кроме, разве что, скорости разработки. А на втором — уже создать действительно новый и современный самолет. Соответственно — машина первого этапа была своеобразной «заглушкой» для ВВС на то время, пока не будет сделано что-то по-настоящему интересное.

Хеншель Hs.123, как раз таки представлял собой пикирующий бомбардировщик «первого этапа». Создавался он параллельно с конкурентом — Fi-98, от .

Впервые в небо первый прототип пикировщика (Hs.123V1) поднялся 1 апреля 1935 года. По своим параметрам он показал полное превосходство над прототипом Fi-98, был показан в мае официальным лицам в правительстве, а в августе 1935 года прошел испытания на полигоне в Рехлине. После доработок самолёт был запущен в серийное производство летом 1936 года. Принят на вооружение люфтваффе в ноябре 1936 года.


Чертеж пикирующего бомбардировщика Хеншель Hs.123

Производство Hs.123 осуществлялось на в Шенефельде и Йоханништале, «AGO флюгцойгверке» в Ошерслебене. До сентября 1938 года было изготовлено 260 самолётов. Поставлялся на экспорт в Испанию и Китай.

Восточный фронт

После отдыха на Балканах с апреля 1941 г. часть вступила в боевые действия с Советским Союзом на Южном фронте. Она вошла во вновь сформированную 1-ю эскадру штурмовиков и опять подтвердила высокую эффективность применения Hs 123 для поддержки сухопутных войск. Вооруженные четырьмя бомбами SC 50, сдвоенной пушкой MG FF калибра 20 мм или подкрыльевыми контейнерами, в каждом из которых находилось 92 осколочные бомбы SC 2, с топливным баком под фюзеляжем, Hs 123 оказались настолько полезными и надежными, что даже в конце 1943 г. поступали предложения возобновить их производство.

За время ВОВ Hs 123 действовали на северном направлении, затем участвовали в сражениях у Брянска, Вязьмы, в битве под Москвой. В мае 1942 года Hs 123 воевали в Крыму, затем участвовали в боях под Харьковом. Летом 1943 Hs 123 воевал на Курской дуге.

Во время проливных дождей, когда другие самолеты не могли взлететь с превратившихся в болото аэродромов, Hs 123 делали это без труда, достаточно было лишь снять обтекатели шасси.

Отсутствие новых самолетов и война, неуклонно собиравшая свою дань, привели к тому, что подразделения с Hs 123 закончили свои дни в середине 1944 г., оставшиеся самолеты были собраны во II группу 2-й эскадры штурмовиков.

ФотоОписание

Схема Hs 123 A-1

Hs 123 V5 прототип

Hs 123 на Восточном фронте

Конструкция бомбардировщика Хеншель Hs.123 и основные модификации

Пикирующий бомбардировщик Hs.123 представлял собой одностоечный полутороплан с цельнометаллическим овальным в сечении фюзеляжем типа полумонокок, и обшитыми тканью крыльями. Двухлонжеронное верхнее крыло крепилось к фюзеляжу N-образными стойками. Нижнее крыло было однолонжеронным.

Шасси трёхопорное, не убирающееся, с хвостовым свободно ориентирующимся колесом. Основные стойки шасси закрыты обтекателями.

Силовая установка состояла из поршневого 9-цилиндрового звездообразного двигателя воздушного охлаждения BMW.132.

Вооружение состояло из 2 7,92-мм пулемётов MG-17. На подкрыльевых держателях могли устанавливаться 2 20-мм пушки MG-FF. Бомбовая нагрузка состояла из 250-кг бомбы под фюзеляжем и 4 50-кг бомб под крылом. Вместо бомбы под фюзеляжем мог подвешиваться дополнительный топливный бак на 130 л.

Пикирующий бомбардировщик Хеншель Hs.123

Модификации самолета:

  • Hs.123V1 — первый прототип, с двигателем BMW.132A-3 мощностью 650 л.с. и закрытым капотом NASA. Первый полёт 1 апреля 1935 года.
  • Hs.123V2 — второй прототип, с капотом меньшего диаметра и 18 небольшими обтекателями над головками цилиндров. Оснащен 2х синхронными пулемётами MG-17.
  • Hs.123V3 — третий прототип, с двухлопастным винтом изменяемого шага «Гамильтон-Стандарт».
  • Hs.123V4 — эталон для серии. Отличался усиленным центропланом и подкосным стабилизатором. Первый полёт в августе 1935 года.
  • Hs.123V5 — прототип Hs.123B. Отличался двигателем BMW.132J мощностью 910 л.с.
  • Hs.123V6 — прототип штурмовика Hs.123C. Отличался 2 дополнительными пулемётами MG-17 в нижнем крыле, закрытой кабиной пилота, бронезаголовником.
  • Hs.123V7 — прототип с двигателем BMW.132K мощностью 960 л.с.
  • Hs.123A-0 — предсерийный. Выпущена малая серия в июле 1936 года.
  • Hs.123A-1 — первый серийный вариант, с двигателем BMW.132Dc с непосредственным впрыском топлива. Выпускался с августа 1936 года.
  • Hs.123B-1 — модернизированный. Отличался двигателем BMW.132K и металлической обшивкой крыльев.

Поддержка наземных сил

В 1937 г. Ju 87 стали заменять Hs 123 в Stukagruppe, и последние были переданы для непосредственной поддержки сухопутных войск — ими укомплектовали две из предполагаемых пяти авиачастей. В люфтваффе разгорелись споры по поводу относительных преимуществ специализации как пикирующего бомбардировщика или самолета непосредственной поддержки сухопутных войск. Сторонники пикирующего бомбардировщика победили. Ju 87 был также придан наземным войскам, что послужило сигналом о завершении производства Hs 123. Были построены два прототипа: Hs 123B с двигателем BMW 132K с удлиненным капотом и Hs 123C на котором под крыльями устанавливались дополнительные пулеметы, бронированный заголовник и сдвижной фонарь, который стал устанавливаться на боевых Hs 123А.

В конце 1938 г, после окончания судетского кризиса, авиачасти непосредственной поддержки сухопутных войск были официально расформированы. Однако одна 10-я штурмовая авиагруппа уцелела и вошла в состав 2-й учебной эскадры как II штурмовая группа (эскадрилья) (II (Schlacht)/LG 2). В сентябре 1939 г. это было единственное подразделение первой линии с Hs 123, все остальные самолеты этого типа были переданы в учебно-тренировочные подразделения.

II (Schlacht)/LG 2 находилась в первых рядах авиачастей, нанесших 1 сентября 1939 г. удары по Польше, которые положили начало Второй мировой войне. В течение десяти дней Hs 123, вооруженные 50-килограммовыми бомбами на подкрыльных держателях и пулеметами MG 17, с малой высоты атаковали польские кавалерийские бригады. Однако более эффективным оказалось не вооружение, а ужасный шум звездообразных двигателей BMW, который пугал лошадей, что приводило войска в беспорядок не меньший, чем бомбежки. Эффективность Hs 123 в молниеносной польской кампании была так высока, что планы по переоснащению II (Schlacht)/LG 2 немедленно отменили.

Следующей целью названной авиачасти стала Бельгия, где она с 10 мая 1940 г. поддерживала с воздуха 6-ю армию. Первая задача заключалась в том, чтобы не позволить бельгийским саперам разрушить мост через канал Альберта. Пройдя через Люксембург и Арденны, Hs 123 скоро оказались во Франции, а к 21 мая, достигнув Камбре, оказались самым передовым подразделением люфтваффе. После оккупации Франции II (Schlacht)/LG 2 была переведена в Германию для перевооружения на Bf 109E, но к тому времени Hs 123 завоевали легендарную репутацию за свою боевую живучесть, поэтому группа была оснащена «Мессершмиттами» только частично.

Характеристики Hs.123A-1

Страна:ГерманияТип:Пикирующий бомбардировщикГод выпуска:1935 г.Экипаж:1 человекДвигатель:1х BMW-132Dc мощностью 880 л.с.Максимальная скорость:340 км\чПрактический потолок:9000 мДальность полета:855 кмМасса пустого:1500 кгМаксимальная взлетная масса:2220 кг (нормальная взлетная)Размах крыльев:10,5 мДлина:8,3 мВысота:3,2 мПлощадь крыла:24,8 кв.м.Вооружение:2х 7,92-мм пулемета (оборонительное вооружение), до 450 кг бомбовой нагрузки

Содержание

  • 1 Дизайн и разработка 1.1 Производство
  • 2 История эксплуатации
      2.1 До Второй мировой войны
  • 2.2 Гражданская война в Испании
  • 2.3 Вторая китайско-японская война
  • 2.4 Вторая мировая война (служба из Польши в Грецию)
  • 2.5 Вторая мировая война (Восточный фронт)
  • 3 Наследие
      3.1 Последующие конструкции
  • 4 оператора
  • 5 Технические характеристики (Hs 123A-1)
  • 6 См. Также
  • 7 ссылки
  • 8 Библиография
  • 9 Внешние ссылки
  • Ссылки [ править ]

    1. Перейти ↑
      Green 1970, pp. 150.
    2. Air International,
      август 1978 г., стр. 73.

    3. Бишоп, Крис (2014), Энциклопедия оружия Второй мировой войны , Amber Books Ltd, стр. 337, ISBN 978-1782741671
    4. Фредриксен, Джон С. (2001), Международный Warbirds: Иллюстрированный путеводитель по мировым военным самолетам, 1914-2000 , ABC-CLIO, с. 171, ISBN 978-1576073643
    5. ^ a b Лепаж, Жан-Дени GG (2009), Самолеты Люфтваффе, 1935–1945: Иллюстрированное руководство , McFarland & Co, стр. 113, ISBN 978-0786439379
    6. ^ а б Смит, Джон Ричард; Кей, Энтони Л. (2002), German Aircraft of the Second World War (Revised ed.), Putnam Aeronautical Books, стр. 163
    7. Weal, Крис (2003), Военно — воздушные силы Schlachtgruppen , Osprey, стр. 8-9, ISBN 978-1841766089
    8. ^ а б в г Фитцсиммонс 1967, стр. 1373.
    9. «达州 故事 :» 宕渠 好 儿郎 «郑少 愚» .每日 头条 — 卢贵清
      (на китайском) . Проверено 23 ноября 2022 . Китайские ВВС Henschel HS-123 из 15-й эскадрильи (№ 1508) …
    10. Weal 1997, стр. 5.
    11. Weal 1997, стр. 4-6.

    12. брат Манфреда фон Рихтгофена , «Красный барон»
    13. Перейти
      ↑ Taylor 1969, p. 172.

    14. Winchester 2004, pp. 130-131.
    15. Перейти
      ↑ Winchester 2004, p. 131.
    16. Смит и Кей 1972, стр. 321.

    Операторы [ править ]

    республика Китай

    • ВВС Китайской Республики — эксплуатировали 12 самолетов, используя их в качестве пикирующих бомбардировщиков.

    нацистская Германия

    • Люфтваффе

    Испанское государство

    • Испанские ВВС приобрели оставшиеся самолеты Легиона Кондор и заказали еще 11 самолетов в Германии. На Восточном фронте добровольцы Escuadrilla Azul
      (15
      Spanische Staffel
      / VIII
      Fliegerkorps
      ) из JG 27, базирующегося в Витебске, использовали Hs 123 вместе с подразделениями II. (Schl.) / LG 2.

    Наследие [ править ]

    Henschel Hs 123 показал, что медленный, но прочный и надежный самолет может быть эффективным при наземной атаке. Несмотря на свой устаревший внешний вид, Hs 123 оказался полезным на всех полях сражений Второй мировой войны, на которых он сражался. [14]

    Известно, что Hs 123 не выжили.

    Последующие дизайны [ править ]

    Успех Hs 123 в гражданской войне в Испании привел к тому, что RLM обратилось с просьбой о создании самолета-преемника. На этом этапе истории точная роль самолетов в поддержке армии еще только разрабатывалась. Возможно, это был первый специализированный штурмовик, который должен был выполнять роль непосредственной поддержки с воздуха в нише между тактическим бомбардировщиком и пикирующим бомбардировщиком. В качестве преемника был выбран Henschel Hs 129 .

    Библиография [ править ]

    • Иден, Пол и Соф Моенг, ред. Полная энциклопедия мировой авиации
      . Лондон: Amber Books, 2002. ISBN 0-7607-3432-1 .
    • Фитцсиммонс, Бернард, изд. «HS 123, Хеншель». Иллюстрированная энциклопедия оружия и войны 20-го века
      . Нью-Йорк: Колумбийский дом, 1967.
    • Франко, Лукас Молина. Henschel HS 123 (Perfiles Aeronáuticos 2: La Máquina y la Historia)
      (на испанском языке с английскими субтитрами). Вальядолид, Испания: Quiron Ediciones, 2006. ISBN 84-87314-61-9 .
    • Грин, Уильям. Боевые самолеты Второй мировой войны, том девятый: бомбардировщики
      . Лондон: Macdonald & Co. (Publishers), 1968 (четвертое впечатление, 1972). ISBN 0-356-01491-6 .
    • Грин, Уильям. Боевые самолеты Третьего рейха
      . Лондон: Macdonald and Jane’s Publishers, 1970 (четвертое впечатление, 1979). ISBN 0-356-02382-6 .
    • Ганстон, Билл. Иллюстрированное руководство по немецким, итальянским и японским истребителям Второй мировой войны: основные истребители и штурмовики держав оси
      . Нью-Йорк: Arco Publishing, 1980. ISBN 0-668-05093-4 .
    • Ганстон, Билл. Энциклопия боевой авиации миров »
      . Нью-Йорк: Chartwell Books, 1976.
    • Ганстон, Билл и Тони Вуд. Люфтваффе Гитлера
      . Лондон: Книги Саламандры, 1977. ISBN 0-86101-005-1 .
    • Хёфлинг, Рудольф. Henschel Hs 123: Die Geschichte eines legendären Schlachtflugzeuges (Flugzeug Profile 42)
      (на немецком языке). Стенгельхайм, Германия: Unitec Medienvertrieb, 2004.
    • Ледвох, Януш. Henschel Hs 123 (Wydawnictwo Militaria 4)
      (на польском языке с подписями на английском языке. Варшава, Польша: Wydawnictwo Militaria, 1995. ISBN 83-86209-30-5 .
    • «Наследие Удета … Henschel HS 123». Air International
      , Vol. 15, № 2, август 1978 г., стр. 72–79. Бромли, Великобритания: Fine Scroll.
    • Шепард, Кристофер. Немецкие самолеты времен Второй мировой войны с цветными фотографиями
      . Эдинбург: Сиджвик и Джексон, 1975. ISBN 0-283-98179-2 .
    • Смит-младший и Энтони Кей. Немецкая авиация времен Второй мировой войны
      . Лондон: Putnam & Company, 1972. ISBN 0-370-00024-2 .
    • Тейлор, Джон WR «Henschel Hs 123.» Боевые самолеты мира с 1909 г. по настоящее время
      . Нью-Йорк: сыновья Г. П. Патнэма, 1969. ISBN 0-425-03633-2 .
    • Уил, Джон. «Восточный фронт, Schlachtflieger». Крылья славы, Vol. 7
      . Лондон: Aerospace Publishing, 1997. ISBN 1-880588-23-4 .
    • Винчестер, Джим. «Henschel Hs 123.» Самолеты Второй мировой войны: Факты об авиации.
      Кент, Великобритания: Grange Books, 2004. ISBN 1-84013-639-1 .
    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]