Тактический бомбардировщик дальнего радиуса действия General Dynamics F-111 стал первой в мире серийной машиной, на которой была реализована концепция крыла с изменяемым углом. При максимальном угле крылья практически примыкали к хвостовому стабилизатору. Между задней кромкой крыла и передней кромкой хвостового оперения оставался зазор 250 мм.
Машина весь срок службы не имела официального имени, и только в 1996 году она стала именоваться Aardvark (муравьед). Присвоение названия произошло в момент снятия самолета F-111 с вооружения. Из-за высокой стоимости самолет практически не экспортировался. Кроме ВВС США машина использовалась только Австралией, где неофициально обозначалась Pig (свинья).
История создания
В конце 50-х годов американские ВВС осознали необходимость создания замены состоявшего на вооружении истребителя-бомбардировщика F-105. Требования к новой машине были крайне противоречивыми – самолет должен был нести большую бомбовую нагрузку и иметь скорость, соответствующую истребителю.
Причем требования военных постоянно росли. По мере изменения требований отсеивались претенденты на заказ. К 1962 году на производство претендовали только Boeing и General Dynamics.
Изначальный проект будущего самолета F-111 оснащался неподвижным крылом, но для обеспечения скоростных параметров наилучшим образом подходило крыло изменяемой стреловидности, которое и внедрили на машине. Применение подобной схемы привело к увеличению стоимости самолета и отпугнуло ряд потенциальных заказчиков.
Новинкой для своего времени стала радиолокационная станция для слежения за рельефом местности.
Полет в таком режиме заметно снижал вероятность поражения зенитным огнем. Это продолжалось до момента появления новых видов оружия, приспособленных к поражению воздушных целей, летящих в режиме повтора рельефа.
Прототип самолета F-111А поднялся в воздух в 1964 году, серийное производство началось три года спустя. Из-за высокой стоимости и проблем с согласованием профилей воздухозаборников и силовой установки объем заказов на F-111А уменьшился.
Машины различных модификаций эксплуатировались в ВВС США до 1996 года. Австралийские машины прожили дольше – их сняли с вооружения только в 2010 году. Часть ранних американских самолетов была переделана в машины радиоэлектронной борьбы под обозначением EF-111A. Всего построено 42 подобных самолетов.
Резюме
Со времен написания обзора по Валькирии, для меня это была самая сложная статья с точки зрения изучения прототипа и его матчасти. Статья Томми вместе с книжкой Naval Fighters позволили частично распутать хитросплетенный узел матчасти самого малоизвестного Муравьеда. Итогом обзора, чье написание и публикация затянулась больше чем на 4 года, стал неутешительный итог. Модель Revell, которая по началу казалась безальтернативным вариантом для постройки палубной модификации, оказалась просто неплохой старой моделью раннего F-111A, сделанной в духе своего времени. При желании, из нее можно выпилить первые два или четыре YF-111B. Модель не представляет нынче реального интереса как вариант и база для постройки какой-либо модификации F-111. Она является историческим артефактом моделизма полувековой давности. У таких моделей есть своя цена и свои поклонники. Еще у них есть своя особенность – постоянно менять владельцев. Как вариант – можно просто собрать из коробки в память о моделизме 48-летней давности, и не заниматься пустым занятием как перепиливать историю. Еще одним итогом обзора стало исследование альтернативной возможности оптимальной постройки F-111B из другой модели. И ей стала модель Hobby Boss 1/48 F-111C. Для 48-го масштаба произведено немало афтемаркета, в том числе конверсионных наборов, которые позволяют собрать нужную модификацию, в том числе и YF-111B. Данная статья не идеал обзора, в ней много недостатков и недосказанности, также еще много в матчасти F-111B белых пятен. Я лишь приоткрыл для читателей завесу над моделями и матчастью этого самолета. Быть может, кто-то рискнет пойти по этому пути и в итоге получится интересная и занятная модель предка великого Томкета — General Dynamics/Grumman F-111B TFX самого тяжелого палубного самолета в мире. Выражаю благодарность Павлу Pavel_P за предоставленную для обзора модель Revell, и, конечно, Tommy H. Thomason за его исследования и труды в матчасти Y/F-111B.
Конструкция
Фюзеляж истребителя-бомбардировщика F-111 построен по схеме полумонокок с силовой балкой Т-образной формы, которая является несущим элементом для силовой установки.
В конструкции силового набора фюзеляжа использован алюминий, сталь и сплавы на основе титана.
Для обшивки кессонных топливных баков примерны алюминиевые панели с механической обработкой. Остальные участки закрыты сэндвич панелями из алюминиевого листа и сотового наполнителя.
Крыло самолета F-111 изменяемой стреловидности, имеет силовой набор, состоящий из четырех лонжеронов. Механизация включает в себя плоскости предкрылков и закрылки. Кинематика закрылков допускает их отклонение в определенном диапазоне углов стреловидности.
Механизмы отклонения предкрылков и закрылков связаны между собою. На верхней плоскости крыла установлены тормозные щитки. Характерной особенностью самолета F-111 стала блокировка закрылков при увеличении угла стреловидности более 26°.
Стреловидность крыла самолета F-111 изменяется плавно в пределах 16-72,5⁰. Дополнительно имеются четыре фиксированных положения для взлета, посадки, максимальной и крейсерской скорости.
Шарниры соединения поворотной части с фиксированной расположены внутри конструкции и практически не нарушают ровной поверхности обшивки. Привод крыла F-111 гидравлический, управляется двумя системами, дублирующими друг друга. Механизм регулировки не позволяет выставить ассиметричный угол.
Шасси оснащено носовой и двумя основными стойками.
Конструкция стоек позволяет вести эксплуатацию F-111 с грунтовых летных полей. На носовой стойке установлено два колеса, уборка выполняется в сторону, противоположную полету.
Основные стойки убираются в ниши, выполненные между корпусами воздухозаборников силовой установки. Основные стойки самолета F-111 установлены на единой консоли и работают от одного гидравлического цилиндра.
Створка ниши оснащена специальным приводом, позволяющим использовать створку в качестве дополнительного воздушного тормоза.
Кабина пилотов на самолете F-111 оснащена двумя креслами, установленными параллельно. Приборные панели ассиметричные, правая часть доски использована для навигационного и радиолокационного оборудования. На левой стороне установлено пилотажное оборудование и указатели параметров работы силовой установки.
Доступ в кабину выполняется через откидные створки, выполненные на фонаре. В кабине имеется специальный щиток, который автоматически поднимается при ядерном взрыве. Щиток защищает экипаж от светового и теплового воздействия взрыва.
Управление F-111 оснащено гидравлическими усилителями. Для устранения колебаний, возникающих в полете, применяется автоматический механизм корректировки, оснащенный электрогидравлическим приводом.
При возникновении аварийной ситуации на борту, кабина F-111 катапультируется.
Для снижения скорости используется парашют. Дополнительным амортизатором, смягчающим удар при приземлении, является пневматический резиновый баллон.
Баллон обеспечивает плавучесть кабине при приземлении на поверхность воды. Отстрел кабины допускается на малой высоте или при погружении F-111 в воду на глубину до 15 метров.
Запас топлива на самолете F-111 располагался в кессонных баках, размещенных в подвижной части консоли крыла, а так же, в отдельном килевом баке и двух дополнительных баках, установленных в фюзеляже. Фюзеляжные баки расположены в средней части и в хвосте над силовой установкой.
Баки способны вместить 19021…19052 л топлива (в зависимости от модели). Заправка баков ведется централизовано через горловину, расположенную в районе левого воздухозаборника.
Самолет F-111 оснащен системой дозаправки в воздухе, которая выполняется через специальную штангу. Штанга установлена сверху самолета за фонарем кабины пилотов.
Для увеличения дальности полета F-111 применены подвесные топливные баки, которые устанавливались на шести пилонах под крыльями. Существовало два типа баков, отличавшихся размерами и емкостью (на 1700 и 2270 л соответственно).
Силовая установка самолета F-111 состоит из пары турбореактивных двигателей Pratt&Whitney модели TF-30P, оснащенных форсажной камерой.
В зависимости от модификации самолета F-111, двигатели имеют тягу на номинальном режиме до 79,6 кН и на форсаже – до 112 кН.
Двигатель построен по двухвальной схеме. На одном валу расположен вентилятор (имеет в зависимости от модификации два или три рабочих колеса) и два компрессора. Компрессор низкого давления оснащен шестью ступенями сжатия, высокого давления – семью ступенями.
На втором валу расположена турбина высокого (одна ступень) и низкого давления (три ступени). Перед турбиной расположена кольцевая камера сгорания. Форсажная камера может регулироваться, обеспечивая пять режимов изменения тяги.
Диаметр корпуса двигателя, мм | 1245 |
Общая длина, мм | 6139 |
Вес, кг | 1807…1816 |
Степень повышения давления воздуха | 19,8…21,8 |
Температура сжатого воздуха перед турбиной, С° | 1124…1176 |
Раскрутка компрессора и турбин для запуска первого двигателя выполняется сжатым воздухом, подаваемым от наземного источника. Второй двигатель пускается сжатым воздухом, отбираемым из компрессора работающего двигателя. При отсутствии наземного компрессора пуск выполняется пороховым стартером.
Воздухозаборники F-111 оснащались регулировочными конусами и устройствами отсечения пограничного слоя потока воздуха.
На распределительных коробках турбореактивных двигателей установлены генераторы. На самолете F-111 применены два генератора мощностью по 60 кВт. На коробках установлены и гидравлические насосы, питающие две раздельные гидравлические системы.
Потребителями электроэнергии являлось бортовое радиоэлектронное оборудование, включавшее в себя три радиолокационные станции. Станции обеспечивали полет с огибанием рельефа местности в автоматическом и ручном режиме.
В состав системы управления F-111 входит автопилот, работающий по данным от бортовых радаров и радиовысотомера. Антенны расположены в носовой части фюзеляжа, закрыты обтекателем.
Вооружение самолета F-111 расположено внутри фюзеляжа и на пилонах. В фюзеляже имеется специальный отсек длиной 4900 мм, расположенный между точками установки носовой и основных опор шасси. На крыльях установлены шесть пилонов. Пилоны делились на неподвижные (четыре внешних) и подвижные (два внутренних).
При установке крыла на стреловидность выше минимальной внешние пилоны автоматически отсоединялись от плоскости. Внутренние поворачивались вместе с крылом, обеспечивая параллельность потоку и снижая лобовое сопротивление.
Управление вооружением F-111 возложено на бортовую систему, оснащенную инфракрасным пеленгатором и радаром обнаружения и сопровождения целей.
На пилонах могли размещаться авиабомбы типа М117А1 весом по 340 кг, кассетные бомбы модели GBU-58, фугасные авиабомбы Mk-82 или 83 (весом 900 и 1350 кг соответственно). Бомбардировщик F-111 мог нести управляемые бомбы с лазерным наведением, а также планирующие бомбы.
Пилоны позволяли разместить управляемые ракеты типа «Сайдуиндер», применявшиеся для самообороны. Фюзеляжный отсек позволял размещать атомные бомбы или использовался для установки разведывательного оборудования. Дополнительным вооружением самолета F-111 являлась револьверная шестиствольная пушка М61 «Вулкан».
Смола
- 0472 Verlinden 1/72 General Dynamics F-111D/F update set (для Hasegawa) – пригодится смоляной кокпит с травлом
- Экипаж 1/72 колеса F-111 – для модификации F-111B не подходят, нынче не выпускаются.
- Камеры сгорания от сопел F-14
- Смоляной конверсионный набор от SB Castings 1/48 #9601, содержащий в себе носовой обтекатель YF-111B, хвостовой ласт от первых 4-х YF-111B, посадочный гак с обтекателем и 4 пилона под ракеты.
- Смоляной конверсионный набор от Fox 3 Studios 1/48 — носовой обтекатель YF-111B, законцовки крыльев, колеса основных стоек шасси, посадочный гак, обтекатели хвостовых балок.
- Смоляной конверсионный набор от Scaledown 1/48 #48022 F-111B conversion set
- Смоляной набор от Scaledown 1/48 #48001 – F-111 Long Wing/Flap/Slats Set (to suit F-111B/C/G/FB-111A)
Травление:
- 72-073 Eduard 1/72 F-111E Aardvark (для Hasegawa) – механизация крыла, мелочевка, старый набор, нынче крайне редко встречается
- 72-074 Eduard 1/72 FB-111A Aardvark (для Hasegawa) – механизация крыла, мелочевка, старый набор, нынче крайне редко встречается
- 72-075 Eduard 1/72 EF-111A Raven (для Hasegawa) – механизация крыла, мелочевка, старый набор, нынче крайне редко встречается
- SS175 Eduard 1/72 F-111D/E Aardvark (для Hasegawa) – пригодится только по мелочи – антенны, немного деталей кокпита и внешняя мелочевка.
- 72172 Flightpath 1/72 F-111 Aardvark/EF-111A ladders x 2
Модификации
Первой серийной модификацией стал бомбардировщик F-111А, построенный в количестве 160 экземпляров. Первые 30 машин оснащались силовой установкой TF30-P-1, на остальных стояла усовершенствованная TF30-P-3 с увеличенной тягой. Несколько ранних машин не имели катапультируемой кабины и оснащались катапультными креслами.
Для нужд флота строилась версия истребителя F-111В, во многом унифицированная с сухопутным вариантом.
Флотский самолет имел укороченную носовую часть с возможностью отклонения вверх. Данная особенность позволила размещать машины на полетных палубах и в ангарах авианосцев.
Из-за более жестких условий взлета и посадки применялись шины с увеличенным рабочим давлением. Консоли крыла оснащались дополнительными законцовками. Сильно различалось установленное на борту радиолокационное оборудование.
Всего было собрано от 4 до 7 самолетов модели F-111B. Заказчик отказался от постройки машин из-за значительного превышения веса (почти на 9 000 кг).
По заказу Австралии строился вариант F-111C, представляющий собой комбинацию решений от истребителя F-111A и от стратегического бомбардировщика FB-111A. Самолет оснащался восемью точками внешней подвески вооружения. Общий вес вооружения мог достигать 14 300 кг.
В 1970 году появился модернизированный истребитель-бомбардировщик F-111D, оснащенный улучшенными двигателями и новой бортовой электроникой.
Всего было собрано 96 машин этой версии, которые прослужили до 1993 года.
Возникшие при доводке электроники проблемы привели к созданию версии F-111E, которая представляла собой модель F-111А с воздухозаборниками от модификации D. Корпорация General Dynamics построила 94 самолета этой модели.
Из-за высокой стоимости нового радиоэлектронного оборудования, примененного на F-111D, было принято решение о создании упрощенной версии под обозначением F-111F. Самолеты оснащались новой модификацией двигателя TF30-P-100. Всего построили 106 машин.
Еще одним вариантом стал F-111G, построенный на базе планеров, оставшихся после отказа Великобритании от приобретения партии F-111K (специальная версия для Соединенного Королевства).
На базе истребителя-бомбардировщика производился стратегический бомбардировщик FB-111, который отличался удлиненным на 640 мм фюзеляжем, позволявшим увеличить запас топлива на борту, и удлиненными консолями крыла от флотской машины. Всего было собрано 77 машин, часть из которых впоследствии переделали до стандарта F-111G.
Фюзеляж
Спина фюзеляжа слишком плоская в районе осей поворота консолей крыла. Рельеф спины в районе двигателей не совсем точный. Это видно по фото модели и самолета. По чертежам МК и Bunrindo – центроплан заужен на 2 мм на отрезке между осями вращения консолей и стабилизатором. По чертежам Detail&Scale – фюзеляж наоборот на 5 мм длиннее между соплами и осями вращения крыла и не имеет проблем по ширине. По чертежам PKL – центроплан на 1 мм заужен и он длиннее на 6 мм. Закабинный горб и его рельеф на модели менее выражен. Это видно из чертежей. Носовая часть в районе кабины и обтекателя РЛС имеет не совсем верные сечения – излишне квадратные в районе козырька приборки. Носовой обтекатель неверной формы. Он не соответствует по геометрии обтекателю раннего и позднего типа – он короче на 2 мм, чем ранний, и на 9 с копейками миллиметров короче позднего, который был у самолета с бортовым номером 152714. При виде сверху, носовой обтекатель сильно заужен. Носовой обтекатель для F-111A неплохо ложится в чертежи, разве что имеет немного полные обводы в передней части. Фонарь и горб на фюзеляже за ним соответствуют больше 5 первым самолетам Y/F-111B и F-111A, нежели 2 предсерийным F-111B. Сам горб на модели слишком плоский. Хвостовой ласт между соплами по форме ближе к первым четырем самолетам Y/F-111B и ранним F-111A выпуска до 1967 года, но у него неверно сделана верхняя часть и вырезы. Поэтому слепить предсерийный F-111B из этого пластика довольно затруднительно.
ТТХ в сравнении с конкурентами
Из-за особенностей конструкции F-111 не имеет прямых конкурентов. Единственной близкой по характеристикам машиной является советский фронтовой бомбардировщик Су-24. Иногда с F-111 сравнивают бомбардировщик Ту-22, но это сравнение не корректно, поскольку советская машина в два раза крупнее.
Параметр | F-111Е | Су-24М |
Длина, мм | 22 400 | 24 594 |
Высота, мм | 5 220 | 6 193 |
Размах крыла, мм | 19 200 | 17 638 |
Масса пустого, кг | 21 394 | 21 200 |
Взлетный вес, кг | 37 577 | 32 300 |
Максимальный вес, кг | 45 359 | 39 700 |
Скорость макс., км/час | 2 655 | 1 700 |
Потолок, м | 17 985 | 11 000 |
Скороподъемность, м/с | 131,5 | Нет данных |
Экипаж, чел | 2 | 2 |
Бомбардировщик Су-24 оснащен нерегулируемыми каналами воздухозаборников и может нести вооружение только снаружи.
Боевая нагрузка советского и американского самолета примерно одинаковая.
Технические характеристики (F-111B до начала производства)
F-111B, BuNo 151974, на NAS Моффетфильде, Калифорния во время натурных испытаний в аэродинамической трубе управления полетом
Первый опытный F-111B 152714
на хранении в Davis Monthan AFB в 1971 году
Для предварительного производства самолетов # 6 и # 7:
Данные из
Томасон, Миллер, Логан
Общие характеристики
- Экипаж:
2 (пилот и система оружия оператора) - Длина:
68 футов 10 в (20,98 м) - Размах :Распространение:
70 футов (21,3 м) - Swept:
33 футов 11 в (10,34 м)
15 футов 9 в (4,80 м)
- Распространение:
655,5 ft² (60,9 м²)
550 ft² (51,1 м²)
NACA 64-210.68 корня, NACA 64-209.80 наконечника
46100 фунтов (20910 кг)
79,000 фунтов (35,800 кг)
88000 фунтов (39900 кг)
2 × Pratt & Уитни TF30-P-3 турбовентиляторных
- Сухая тяга:
10750 фунт – сила (47,8 кН) каждый
18500 фунт – сила (82,3 кН) каждый
Спектакль
- Мах 2.2 (+1450 миль / ч, 2,330 км / ч)
- Диапазон :
2 100 миль (+1830 NMI, 3390 км); с 6 AIM-54 ракет и 23 000 фунтов топлива внутренними - Диапазон Ферри :
3200 миль (2780 NMI, 5150 км); с 2 х 450 галлонов внешних резервуаров - Потолок :
65000 футов (19800 м) - Скорость подъема :
21,300 фут / мин (108 м / с) - Нагрузка на крыло :Распространение:
120 фунтов / ft² (586 кг / м) - Swept:
144 фунт / ft² (703 кг / м²)
0,47
вооружение
- Оружие:
1 × M61 Vulcan 20 мм (0,787 дюйма) Гатлинга пушки (редко установлен) - Узлы подвеска :
6 подкрыльевых пилоны для боеприпасов и внешние топливные баки - Ракеты:
6 х AIM-54 Phoenix ракеты воздух-воздух большой дальности (четыре под крыльями, два в отсеке оружия)
Avionics
AN / AWG-9 -импульсный радар Доплера
Боевое применение
Самолеты F-111 вступили в бой уже через несколько месяцев после принятия на вооружение. Первым полем боя стал Вьетнам, где были потеряны две или три машины. Из-за потерь и выявленных проблем с механизмом складывания крыла самолеты вывели из активных боевых действий.
Повторно машины ввели в бой в момент окончания Вьетнамской войны. В боях приняли участие 54 самолета, при этом потери составили 6 машин.
>В 1986 году самолеты F-111F использовались в ходе налета на резиденцию М. Каддафи (Ливия).
Удар наносился с авиабаз на территории Великобритании. В результате атаки были потеряны два самолета (один совершил вынужденную посадку, второй пропал без вести).
Вторым крупным боевым эпизодом в карьере F-111 стала операция «Буря в пустыне». В ней принимали участие 20 машин модели Е, которые использовались для сброса неуправляемых авиабомб. Официальных данных о потерях нет.
Более совершенные F-111F, оснащенные управляемым оружием применялись активнее и выполнили 2500 боевых заданий. По официальным данным было сбито пять самолетов.
Декаль
Декаль древняя. Подложка уже пожелтела, кое-где потрескалась. Сама она с запасом опоясывает элементы декалей. Есть смещения цветов на мелких ОЗ. От старой декали много не потребуешь, поэтому перейдем к вариантам окраски. Декаль предлагается на 3 варианта: Вариант №1 – F-111B, VF-101 “Grim Reapers”, bu/no 152714, AD/124, s/n A2-06
Вариант чистый “What If”. Ни в каких “Grim Reapers” самолет не летал, никаких “tail code” на киле не носил. Тем более расположение на крыле тактического номера вызывает массу вопросов. Надпись NAVY должна быть вместе с красным маркером, отмечающим границу первого ряда лопаток турбины или компрессора. Обозначения Danger на ВЗ выполнены неверно. Красный треугольник не должен доходить до задней красной линии.
Вариант №2 – F-111B, VF-121 “Pacemakers”, bu/no 152714, NJ/105, s/n A2-06
Снова чистый “What If”. В помойку… Прилагаю фото данного самолета из литературы.
Вариант №3 – F-111A, USAF, s/n A1-26, bu/no 65-5708
Это один из первых F-111A, из второй серии (26-й F-111A с учетом предсерийных). Самолет имел короткую летную карьеру и уже в 1971 году попал в Davis-Montan, где находился до 1997 года, разбираемый на запчасти для других F-111. Килевой код декали неверен. Сам камуфляж не совсем верный – расположение пятен не совпадает с фото, в частности на киле. Что в итоге? Бортовой номер для первых двух вариантов соответствует 6-му самолету -предсерийному F-111B, имевшему специфическую геометрию, имевшую мало общего с данной моделью. Но об этом позже. Декаль в помойку однозначно. Она желтая, с неверными килевыми кодами и обозначениями. В ней нет мелких обозначений и табличек. Для модификации В не составит труда надергать бортовых номеров из других декалей, взяв надпись NAVY от того же Фантома или Томкета.
Интересные факты и след в истории
За годы эксплуатации из 563 построенных самолетов F-111 было потеряно 123 машины.
Первоначальные расчеты показывали стоимость F-111 в районе 3,7 млн. долларов за экземпляр. Постоянные доработки и усовершенствования привели к росту бюджета разработки до 2 млрд. долларов.
Первые поставки начались по цене 18,7 млн. долларов за самолет, что привело к сокращению планов производства в три раза.
Программа разработки F-111 стала самой крупной со времен окончания Второй мировой войны.
Самолет F-111, несмотря на достаточно спорную карьеру, стал трамплином для создания более совершенного F-14 Tomcat с крылом изменяемой геометрии. Однако и преемник не снискал большой славы – из 712 построенных машин в авариях было разбито не менее 166 экземпляров.
Самолеты на дисплее
Австралия
F-111C
- A8-109 – Исторический Aircraft Restoration Общество , Albion Park
- A8-113 – Авиация Историческое Общество Северной Территории , Дарвин
- A8-125 – РАФ Музей , Пойнт Кук, Виктория (сохраненная))
- A8-126 – Центр РАФ Амберли Кинкейд , КЛД
- A8-129 – Музей авиации Queensland , Калаундра
- A8-131 – Мураббин Музей авиации , Вики (кокпит модуль только)
- A8-132 – Арда , РАФ Эдинбург, SA
- A8-134 – South Australian Museum Aviation , Port Adelaide, SA
- A8-135 – Caboolture Музей Боевой самолет , КЛД (кокпит модуль только)
- A8-136 – Центр РАФ Амберли Кинкейд, КЛД (кокпит модуль только)
- A8-138 – РАФ Эмберли , КЛД (ворота охранник)
- A8-140 – Royal Australian Air Force Association Museum, Bull-Крик, штат Вашингтон (модуль кабины только)
- A8-141 – Центр РАФ Амберли Кинкейд, КЛД (кокпит модуль только)
- A8-142 – РАФ Вагг, Новый Южный Уэльс (ворота охранник)
- A8-147 – Эванс Глава Мемориал Аэродром наследия ассоциации авиации, NSW)
- A8-148 – Fighter World , Williamtown, NSW