Скоростной бомбардировщик
De Havilland
Цельнодеревянный «Москито» — один из наиболее удачных проектов в истории авиации. В многофункциональности с этим самолетом может соперничать только Ju-88. Конструкторы стремились создать бомбардировщик, которому не требовалось бы защитное вооружение — вследствие чрезвычайно высокой скорости.
Как многие другие замечательные самолеты, он появился без официального заказа, и его встретили в штыки официальные лица. Даже после того, как прототип заказали малой серией (всего 50 самолетов), производство самолета трижды останавливали, особенно после эвакуации из Дюнкерка. И каждый раз только смелость единственного горячего сторонника Патрика (позднее сэра Патрика) Хеннесси из «Форд Моторз», благодаря лорду Бивербруку, помогла этому британскому самолету, наконец, пойти в производство. Так, в ноябре 1940 г. единственный прототип поднялся в воздух. Все были удивлены фантастическими летными качествами, которые показал «Москито».
«Де Хэвилленд Эркрафт компани» занималась в основном легкими самолетами и весьма примитивными легкими транспортниками смешанной конструкции, но в 1936 г. спроектировали аэродинамически великолепный (но неудачный технически) авиалайнер DH. 91 «Альбатрос» цельнодеревянной конструкции. Несколько месяцев спустя работы начались над военюым проектом с двумя двигателями «Мерлин», выполняя требования спецификации Р. 13/36, но его не принимали, главным образом, потому, что деревянная конструкция никем не принималась всерьез. Тем не менее группа проектировщиков в составе Р. Е. Бишопа, Р. М. Харксона и С. Т. Уилсона продолжала изучать возможности нового скоростного бомбардировщика, способного обгонять современные ему истребители, а также оснащенного пушечной турелью. Эта концепция производила хорошее впечатление. Но конструкторы выбросили турель, сократили экипаж с шести до двух человек, разместили пилота слева в носовой кабине, а штурмана-бомбардира — справа от него. Он же был и радистом. Масштабный эффект сказался в том, что уменьшился необходимый вес конструкции самолета и, соответственно, потребное количество горючего. Расчеты показали, что с двумя «Мерлинами» невооруженный бомбардировщик сможет нести 454 кг бомб на 2400 км при полетном весе 6800 кг, показывая при этом великолепные скоростные качества, — скорость могла достигать 655 км/ч, почти вдвое превосходя скорости остальных британских бомбардировщиков.
Самолет мог взлететь в начале 1939 г., но официальные лица, включая Главный авиационный штаб, проявили полную незаинтересованность или равнодушие. Дюжины доводов приводились, чтобы показать бесполезность невооруженного бомбардировщика, что экипаж из двух человек не может выполнить задание и что предложения компании бессмысленны. На главной встрече в Министерстве авиации, вскоре после мюнхенского кризиса 1938 г., официально отказались рассмотреть предложения, но предложили «Де Хэвилленд» сделать крыло для одной из предполагавшихся бомбардировочных программ. Даже после начала войны члены авиационного штаба не увидели в предложениях ничего, кроме бессмысленной демонстрации. Но прошло немного времени после начала войны, когда, в значительной степени при поддержке маршала авиации сэра Уильфреда Фримена, авиационный штаб начал допускать, что самолет с двумя «Мерлинами», если обеспечить его достройку, будет использоваться для разведки и может быть невооруженным и даже деревянным. С большими усилиями эта точка зрения победила 1 марта 1940 г., когда подписали контракт о постройке прототипа еще 49 самолетов.
Первый DH. 98 «Москито», серийный номер W4050, построили, соблюдая секретность, в Салисбери Холл, недалеко от Ханфильдского завода, куда его доставили по земле 3 ноября. Джеффри Де Хэвилленд-младший совершил первый полет 25 ноября 1940 г. Отмечалось, что с вдвое большими, чем у «Спитфайра», мощностью моторов, площадью крыла и более чем вдвое большим весом «Москито» летал на 32 км/ч быстрее. Никто в Министерстве авиации не поверил этому — они были потрясены. Прототип, официально испытанный в Боскомб Дауне в феврале 1941 г., показал скорость 631 км/ч — большую, чем у любого истребителя RAF.
Основа конструкции — обтекаемый моноплан с суживающимся к концам крылом, смонтированным в среднем положении, над бомбоотсеком на четыре 113-кг бомбы. Пилот сидел впереди, почти на уровне передней кромки крыла, имея великолепный обзор, за исключением обзора в стороны-вниз, который закрывали ему капоты двигателей, выступающие даже за заднюю кромку. Едва ли не вся конструкция была деревянной, крылья имели два лонжерона и фанерную обшивку (двойную, на нижней поверхности) с сосновыми стрингерами, в то же время фюзеляж собирался из левой и правой половин, имевших заданную форму с сэндвич обшивкой (шпон-бальза-шпон). Поверхности управления изготавливались из легкого сплава с металлической обшивкой на элеронах и полотняной на рулях, а крыльевые щитки -деревянные с гидравлическим приводом. Необычным образом размещались радиаторы: в носовой части крыла, между моторами и фюзеляжем, что давало положительный эффект в крейсерском полете, а простые посадочные приспособления включали в себя две амортизационные стойки с резиновыми блоками. Это исключало точную металлообработку, а общий вес литья (113 кг) и штамповки (13,6 кг) были намного меньше, чем на любом другом двухмоторном самолете тех лет.
Летные испытания показали необходимость увеличения размаха крыла с 16 до 16,51 м и площади хвостового оперения, улучшения капотов двигателей и выхлопной системы и удлинения мотогондол, превративших закрылки в четыре маленькие секции, приводимые в движение вращающимися трубочками. Предкрылки по передней кромке оказались ненужными. Несмотря на то что самолет предполагалось применять только как разведчик, его великолепные летные данные теперь открывали дорогу вариантам бомбардировщика и истребителя. Летом 1941 г. выдвинули или проверили много разных идей, включая установку двигателей «Мерлин» 60-й серии с двухступенчатым нагнетателем, четырехлопастных винтов, увеличение размаха крыла до 19,81 м. Реализация только половины этих предложений привела к частичному снятию ограничений на полеты высотных версий в 1942 г. и к созданию F Mk XV, а главное, к установке пушек и бомб. Бишоп решил разместить в отсеке под полом кабины четыре 20-мм пушки «Испано», и в 1942 г. пошел в производство ночной истребитель F.Mk II с этими пушками и четырьмя 7,7-мм пулеметами «Браунинг» в носу плюс новейший радар AI Мк IV. Истребитель имел боковые входные двери вместо нижних люков и бронестекло.
В октябре 1941 г. оказалось, что самолет может нести четыре 227-кг бомбы, но со специально укороченным или обрезанным стабилизатором. Это сначала отвергли, но после длительных испытаний это признали вполне удачным, и стандартные бомбы стали выпускаться с укороченным оперением. Таким образом, бомбовая нагрузка сразу возросла вдвое, а В.Мк IV пошел в серийное производство вместе с истребителем в 1942 г. Т Мк III, двухместный тренировочный полетел в 1942 г. но в основном строился после войны, такая была потребность в боевых «Москито». Тем временем первоначально заказанные 49 самолетов с короткими мотогондолами попали на вооружение летом 1941 г. как фоторазведчики «Москито PR. Mk I или как переделанные в бомбардировщики В.Мк IV, все с 907-кг бомбовой нагрузкой.
Самолет выпускался во множестве вариантов. Из них к бомбардировщикам B (Bomber) относились Mk-IV (273 самолета с бомбовой нагрузкой 907 кг), Mk-VII (25 машин канадского производства), Mk-IX (54 машины с бомбовой нагрузкой до 1814 кг), Mk-XVI (1200 машин модели Mk-IX с герметичной кабиной), Mk-XX (145 машин канадской постройки с американским оборудованием) и Mk-XXV (400 машин канадской постройки).
De Havilland Mosquito
B. MK. IV | B. Mk. IX | B. Mk. XVI | NF. Mk. XIX | ||
Экипаж | 2 | ||||
Размеры | |||||
Длина, м | 12,22 | 12,65 | 12,65 | 12,34 | |
Размах крыла, м | 16,52 | ||||
Площадь крыла, м2 | 40,9 | ||||
Веса и нагрузки, кг: | |||||
Вес пустого | 6000 | 6300 | 6700 | 6622 | |
Макс. взлетный | 9866 | 10422 | 11766 | 10260 | |
Силовая установка | |||||
2 X PE Rolls-Royce Merlin | 21 | 72 | 76 | 25 | |
Мощность, л.с. | 2×1280 | 12×1680 | 2×1710 | 2×1635 | |
Летные данные | |||||
Скорость, км/ч | maximum | 612 | 657 | 668 | 608 |
на высоте, м | 4300 | 7900 | 8500 | ||
Практический потолок, м | 8300 | 10300 | 12000 | 8535 | |
Вооружение | |||||
Бомб, кг | в бомбоотсеке | 908 | 908 | 1362 | |
на внешней | — | 454 | 454 |
Модификации самолета
- Mosquito PR.Mk IV — созданный на основе B.Mk IV разведывательный вариант, на котором устанавливалось до четырех фотокамер.
- Mosquito B.Mk V — усовершенствованный вариант B.Mk IV с подкрыльными подвесками; построен только один опытный самолет.
- Mosquito FB.Mk VI — наиболее интенсивно производившийся вариант, который представлял собой либо самолет для захвата аэродромов неприятеля, либо истребитель-бомбардировщик, разработанный на основе опытного экземпляра истребителя F.Mk II; мог переносить внутри фюзеляжа и под крылом бомбы, а с 1944г. и реактивные снаряды.
- Mosquito B.Mk VII — вариант, построенный в Канаде на основе опытного самолета B.Mk V.
- Mosquito PR.Mk VIII — разведывательный вариант, подобный самолету B.Mk IV, но с двигателями Мерлин с двухступенчатыми нагнетателями.
- Mosquito PR.Mk IX — разведывательный вариант с моторами, оборудованными двухступенчатыми нагнетателями, и увеличенным запасом топлива.
- Mosquito B.Mk IX — высотный бомбардировщик; с 1944 года стал способен нести одну сверхмощную фугасную бомбу массой 1814 кг.
- Mosquito NF.Mk X — ночной истребитель с двигателями с двухступенчатыми нагнетателями; не был построен.
- Mosquito FB Мк XI — истребитель-бомбардировщик с двигателями с двухступенчатыми нагнетателями; не был построен.
- Mosquito NF.Mk XII — обозначение самолета NF.Mk II после установки сантиметрового радара AL Mk VIII.
- Mosquito NF.Mk XIII — новый серийный ночной истребитель, эквивалентный переделанным самолетам NF.Mk XII.
- Mosquito NF.Mk XIV — был предложен как усовершенствование самолета NF.Mk XIII; не был построен.
- Mosquito NF.Mk XV — высотный ночной истребитель с увеличенным размахом крыла, герметичной кабиной, радаром AL Mk VIII и с двухступенчатыми нагнетателями у двигателей.
- Mosquito B.Mk XVI — развитие самолета D.Mk IX с герметичной кабиной и способностью нести бомбу массой 1814 кг (4000 фунтов).
- Mosquito PR.Mk XVI — разведывательный вариант самолета B.Mk XVI с маленьким астрокуполом; первый герметичный вариант самолета PR.
- Mosquito NF.Mk XVII — обозначение самолета NF.Mk II после установки радара AL Mk X.
- Mosquito FB.Mk XVIII — модификация самолета FB.Mk VI, оборудованная 57-мм пушкой Молинз, ракетными снарядами и усиленной броней; использовалась главным образом против подводных лодок и кораблей.
- Mosquito NF.Mk XIХ — ночной истребитель на основе самолета NF.Mk XIII с «универсальной» носовой частью для установки радаров AL.
- Mosquito В.Mk XХ — бомбардировщик, построенный в Канаде.
- Mosquito FВ.Mk 21 — канадский эквивалент самолета FB.Mk VI.
- Mosquito Т.Mk 22 — канадский эквивалент самолета T.Mk III.
- Mosquito В.Mk 23 — канадский эквивалент самолета B.Mk IX; не был построен.
- Mosquito FВ.Mk 24 — канадский истребитель-бомбардировщик с двигателями, оснащенными двухступенчатыми нагнетателями; не был построен.
- Mosquito В.Mk 25 — построенная в Канаде модификация самолета В.14 Mk XX с двигателями Packard-Merlin.
- Mosquito FВ.Mk 26 — построенная в Канаде модификация самолета FB.Mk 21 с двигателями Packard-Merlin.
- Mosquito Т.Mk 27 — построенная в Канаде модификация самолета T.Mk 22 с двигателями Packard-Merlin.
- Mosquito Т.Mk 29 — тренировочные самолеты, переделанные из FB.Mk 26.
- Mosquito NF.Mk 30 — высотный ночной истребитель с двигателями “Merlin” с двухступенчатыми нагнетателями, с оборудованием для электронного противодействия ECM.
- Mosquito NF.Mk 31 — вариант NF.Mk 30 с двигателями Packard-Merlin; не был построен.
- Mosquito PR.Mk 32 — высотный разведывательный самолет, сходный с моделью NF.Mk XV.
- Mosquito TR.Mk 33 — морской торпедоносец, разведчик, истребитель “Sea Mosquito” для использования с авианосцев; сходный с самолетом FB.Mk VI, со складывающимися крыльями и тормозным крюком.
- Mosquito PR.Mk 34 — дальний разведчик с дополнительным топливом в бомбовом отсеке.
- Mosquito В.Mk 35 — дальний высотный самолет на основе модели B.Mk XVI с герметичной кабиной.
- Mosquito NF.Mk 36 — в основном схож с вариантом NF.Mk 30, но с высотными двигателями “Merlin”.
- Mosquito TR.Mk 37 — вариант самолета TR.Mk 33 с радаром.
- Mosquito NF.Mk 38 — вариант NF.Mk 30 с радаром.
- Mosquito ТТ.Mk 39 — вариант B.Mk XVI после переделки для буксировки мишеней.
- Mosquito FВ.Mk 40 — построенный в Англии вариант самолета FB.Mk VI.
- Mosquito PR.Mk 40 — австралийский авиаразведчик, переделанный из варианта FB.Mk 40.
- Mosquito FВ.Mk 41 — австралийский истребитель-бомбардировщик, сходный с самолетом FB.Mk 40, но с двухступенчатыми нагнетателями.
- Mosquito PR.Mk 41 — австралийский разведывательный самолет; развитие модели PR.Mk 40, но с двухступенчатыми нагнетателями.
- Mosquito FВ.Mk 42 — единственная австралийская модификация самолета FB.Mk 40 с двигателями “Merlin” 69.
- Mosquito Т.Mk 43 — построенный в Австралии тренировочный вариант T.Mk III.
Деревянное чудо De Havilland D.H.98 Mosquito
Несколько странно, но многие (если не большинство) английские боевые самолеты были “зачаты” не по заданию Министерства обороны, а в качестве частной инициативы фирм-разработчиков. Такой была судьба “Спитфайра”, эти же обстоятельства сопутствовали рождению другой легендарной машины — “Москито”. В октябре 1938 года De Havilland Co начала разработку проекта легкого бомбардировщика без оборонительного стрелкового вооружения. Представленный через некоторое время министерству авиации, этот проект, однако, не получил положительной оценки. Лишь благодаря горячей поддержке Уилфреда Фримана (занимавшего высокий пост в министерстве) удалось продолжить работы, а после начала войны и получить официальный заказ на скоростной легкий бомбардировщик с бомбовой нагрузкой 454 кг и дальностью 2400 км. Работы по этому заданию начались 29 декабря 1939 года. Новый проект получил фирменное обозначение DH.98; его возглавил Р. Бишоп. Опираясь на опыт, приобретенный при создании DН.88 Comet —другого знаменитого самолета фирмы,— конструкторы решили старательно “вылизать” новую машину, максимально использовать дерево, а в качестве силовой установки применить рядные двигатели Роллс-Ройс “Мерлин” (из-за их малого миделя).
Кстати, этот двигатель (один из выдающихся в истории авиации), устанавливавшийся на “спитфайрах”, “харрикейнах”, “ланкастерах” и “мустангах”, тоже был создан по частной инициативе! Выбрав в качестве основы конструкции планера дерево, проектировщики убили сразу двух зайцев: получили возможность использовать неквалифицированную рабочую силу, а также обеспечили гладкую наружную поверхность, столь важную для скоростной машины. Кое-кто считал и продолжает считать, что конструкция “Москито” чуть ли не спасла авиационную промышленность от нехватки металла, а сам самолет был якобы абсолютно застрахован от любых сложностей с поставкой материала. Конечно, такие соображения нельзя принимать всерьез: во-первых, британская промышленность вполне могла бы обеспечить дюралюминием и “Дэ Хэвиллэнд”; а во-вторых, дерево для “Москито” приходилось везти из тропиков — в Англии-то бальза не растет! В мае 1940 года, после эвакуации английских войск с материка и последующей капитуляции Франции, стало не до опытных машин, и проектирование нового самолета прекратили, к счастью, ненадолго. Уже очень скоро конструкторы вновь принялись работать с максимальным напряжением. Прошло менее 11 месяцев, и 23 ноября 1940 года ярко-желтый прототип, управляемый сыном основателя компании — Джеффри дэ Хэвиллэндом-младшим, ушел в первый полет. Когда эта машина демонстрировала свои возможности военным, последние были удивлены не только невероятной скоростью (более 600 км/ч!), но и тем, что самолет крутил восходящие бочки на одном двигателе!
Тематика серии ограничивает историю “Москито” рассказом лишь о “чистых” бомбардировщиках, оставляя в стороне фоторазведчики, ночные истребители, штурмовики (истребители-бомбардировщики), палубные самолеты и вспомогательные машины. Тем не менее следует отметить, что приоритет в постановке на производство и принятии на вооружение остался за разведчиками — первый боевой вылет “Москито” PR.Mk.l состоялся в сентябре 1941 года. В это время прототип бамбардировочной модификации еще только испытывался. Приступив к его серийному выпуску, заводы фирмы первые 8 машин перестроили из незаконченных PR.Mk.l, Затем началось производство большой серии (290 штук) слегка модернизированных самолетов: мотогондолы двигателей, не выступавшие до этого за заднюю кромку, были удлинены для улучшения обтекаемости. Эти машины получили, соответственно, названия B.Mk.lV Series 1 и B.Mk.IV Series II. При “обкатке” обнаружилось, что вес бомб (454 кг) лимитирован не грузоподъемностью, а размерами бомбоотсека, и самолет вполне способен нести удвоенную нагрузку. Для “Москито” создали 227-кг бомбы со специальным укороченным стабилизатором — после чего машина смогла возить четыре таких гостинца на внутренней подвеске. Первые бомбардировщики попали в боевую часть весной 1942 года — в 105-ю эскадрилью. А 31 мая эти машины впервые “понюхали пороху”: после первого “тысячного” рейда английских бомбардировщиков на Кельн предыдущей ночью четверка “четверок” нанесла по городу дневной удар; одна из них не вернулась… Стой поры “Москито” стали единственными самолетами Бомбардировочного командования, регулярно действовавшими днем над территорией Западной Европы. Вскоре машина получила широкую известность, а вместе с ней — патетическое прозвище “Деревянное чудо” и ироничное “Мечта термита”; экипажи предпочитали более краткую кличку: “Мосси”… Стремительный “Мосси” — бомбардировщик “Москито” B.Mk.IV — представлял собой двухмоторный свободнонесущий моноплан преимущественно деревянной конструкции с экипажем из двух человек. Фюзеляж — цельнодеревянный монокок, без разъемов, подкрепленный между крылом и хвостовым оперением шпангоутами и лонжеронами. Выклеивались две (левая и правая) симметричные половины, соединявшиеся после монтажа системы управления. Обшивка — “сандвич”, образованный бальзовой прослойкой, обклеенной с обеих сторон фанерой. Направление слоев фанеры в средней части преимущественно вдоль фюзеляжа (работа на изгиб); в хвостовой части—диагональное (на изгиб и на кручение), В передней части располагалась кабина экипажа (впереди штурман-бомбардир, за ним и выше, со смещением влево — пилот). Входной люк — в полу, справа от пилота, открывался наружу. До сборки фюзеляж имел большой вырез снизу, в который вкладывалось крыло; под ним размещался бомбоотсек.
Крыло — среднерасположенное, двухлонжеронное, цельнодеревянное, неразъемное. Толстая несущая обшивка изготовлена по тому же принципу, что и у фюзеляжа, сверху оклеена полотном. Между двигателями и фюзеляжем в передней кромке располагались радиаторы масла и системы охлаждения двигателей. Закрылки и элероны — металлический каркас, обтянутый полотном.
Стабилизатор и киль имели деревянный каркас с фанерной обшивкой. Конструкция рулей высоты и направления — такая же, как у элеронов. Шасси — полностью убирающееся, включая хвостовое колесо. Амортизация основных и хвостовой “ног” — резиновые блоки внутри стоек, работающие на сжатие. Уборка и выпуск шасси — гидросистемой, колеса основных стоек имели пневматические тормоза Бендикс. Хвостовое колесо металлическое, самоориентирующееся. Двигатели (два) — рядные, V-образные 12-цилиндровые Роллс-Ройс “Мерлин” XXI с жидкостным охлаждением, взлетной мощностью 1280 л. с. Винты трехлопастные, изменяемого шага, “постоянных оборотов”, флюгируемые DH (Hamilton-Standard) Hydromatik.
Топливные баки размещались между лонжеронами крыла вне мотогондол (2х155 л + 2х109 л), между мотогондолами и фюзеляжем (2х298 л + 2х355 л) и внутри фюзеляжа (2х309 л). Все баки протектированные. Под крылом могли крепиться дополнительные несбрасываемые (227 л) баки-“наплывы”. Бомбы размещались внутри бомбоотсека. Максимальная нагрузка (неспециальных вариантов) составляла 4 бомбы по 113 кг или 4 специальные (укороченный стабилизатор) бомбы по 227 кг. Стрелковое вооружение отсутствовало.
После удачного дебюта новый бомбардировщик стали получать и другие эскадрильи, но в течение 1942 года к 105-й добавились лишь две — 139-я и 109-я. Выдающиеся качества “Мосси” дали возможность (и в то же время заставили) искать и разрабатывать новые тактические приемы, позволяющие в максимальной степени использовать возможности удачной конструкции дэ Хэвиллэнда. Через некоторое время основными для “Москито” стали сверхмалые высоты, причем не только атака, но и весь полет к цели совершался буквально на высоте верхушек деревьев. Это давало возможность укрыться от РЛС противника (или хотя бы сократить до минимума время предупреждения) и создавало определенные трудности для зенитной артиллерии. А от перехватчиков спасал великолепный серо-зеленый камуфляж. Разумеется, считать “Мосси” неуязвимым для истребителей было бы преувеличением. Но благодаря скорости, маневренности и малозаметности его шансы уцелеть были существенно выше, чем у “классических” машин, облепленных пулеметными точками. Еще одним достоинством атак с бреющего полета было заметное повышение точности “укладки” бомб. “Москито” стали попросту специалистами точных бомбовых ударов, можно даже сказать — “хирургических” бомбовых операций. В этом отношении самолет вполне соответствовал своему имени “Комар” (более логичный вариант перевода для Англии). “Дэ Хэвиллэнд” не могла обеспечить (даже вместе с подключенными к производству фирмами Standard Motors, Percival и Airspeed) количества машин, достаточного для массированного применения. Эскадрильям “Комаров” поручали сложные, “деликатные” задания, требовавшие мгновенного появления, точного и быстрого удара и молниеносного исчезновения. И в большинстве случаев эти поручения успешно выполнялись: можно вспомнить удары по верфям подводных лодок во Фленсбурге, зданию гестапо в Осло или комплексу добычи молибдена в Кнабене (Норвегия). Наиболее искусными в атаках такого рода стали 105-я и 139-я эскадрильи, заслужившие большую популярность и часто действовавшие совместно. Они же разработали специальную атаку двумя группами: одна сбрасывала бомбы с высоты крыш домов, а через несколько секунд появлялась вторая и накрывала цель с пологого пикирования. Эти эскадрильи провели одну из самых известных (хотя и чисто пропагандистскую) атак — дневной налет на здание “Спортспаласт” в Берлине 30 января 1943. года. В тот день отмечали 10-летие прихода нацистов к власти, но выступить Герингу удалось лишь через час после объявления диктора…
В то время, когда экипажи оттачивали свое мастерство, развитие “Москито” шло своим чередом. Создание высотных разведчиков дало жизнь и новой бомбардировочной модификации B.Mk.lX, выпущенной в марте 1943 года. Под ее крылом появились 2 специальных узла — каждый можно было использовать как для подвески бака (454 л), так и бомбы (227 кг). Кроме того, от привычных “четверок” эти машины отличались более мощными и высотными двигателями Роллс-Ройс “Мерлин 72”. В результате “девятки” получили возможность идти к цели на высоте 9500 м, а сбросив бомбы, забирались даже на 11 000 м. Впрочем, выпуск B.Mk.lX продолжался недолго, и по числу построенных машин (54) эта модификация оказалась самой малочисленной среди бомбардировщиков. Причиной, видимо, были работы над новой, более совершенной и перспективной B.Mk.XVI. Летом 1943 года в судьбе “Мосси” произошла значительная перемена— от дневных налетов эскадрильи перешли к ночной работе. Это вовсе не было вынужденной мерой—уровень потерь держался довольно низким — просто по соглашению между Королевскими ВВС и ВВС США вводилось разграничение боевых операций по времени — англичане действовали ночью, американцы — днем. В связи с этим имевшиеся в наличии силы “Мосси” (13 эскадрилий) свели в специальную 8-ю группу. По характеру выполняемых задач они делились на “легкие ночные ударные силы” (проведение “тревожащих” налетов, державших в напряжении или отвлекавших силы ПВО) и маркировщиков целей (три упоминавшиеся выше эскадрильи).Сами маркировщики входили в состав элитных Pathfinder Force (“Следопыты”). Другие модификации самолета: Mosquito PR.Mk IV — созданный на основе B.Mk IV разведывательный вариант, на котором устанавливалось до четырех фотокамер. Mosquito B.Mk V — усовершенствованный вариант B.Mk IV с подкрыльными подвесками; построен только один опытный самолет. Mosquito FB.Mk VI — наиболее интенсивно производившийся вариант, который представлял собой либо самолет для захвата аэродромов неприятеля, либо истребитель-бомбардировщик, разработанный на основе опытного экземпляра истребителя F.Mk II; мог переносить внутри фюзеляжа и под крылом бомбы, а с 1944г. и реактивные снаряды. Mosquito B.Mk VII — вариант, построенный в Канаде на основе опытного самолета B.Mk V. Mosquito PR.Mk VIII — разведывательный вариант, подобный самолету B.Mk IV, но с двигателями Мерлин с двухступенчатыми нагнетателями. Mosquito PR.Mk IX — разведывательный вариант с моторами, оборудованными двухступенчатыми нагнетателями, и увеличенным запасом топлива. Mosquito B.Mk IX — высотный бомбардировщик; с 1944г. стал способен нести одну сверхмощную фугасную бомбу массой 1814 кг. Mosquito NF.Mk X — ночной истребитель с двигателями с двухступенчатыми нагнетателями; не был построен. Mosquito FB Мк XI — истребитель-бомбардировщик с двигателями с двухступенчатыми нагнетателями; не был построен. Mosquito NF.Mk XII — обозначение самолета NF.Mk II после установки сантиметрового радара AL Mk VIII. Mosquito NF.Mk XIII — новый серийный ночной истребитель, эквивалентный переделанным самолетам NF.Mk XII. Mosquito NF.Mk XIV — был предложен как усовершенствование самолета NF.Mk XIII; не был построен. Mosquito NF.Mk XV — высотный ночной истребитель с увеличенным размахом крыла, герметичной кабиной, радаром AL Mk VIII и с двухступенчатыми нагнетателями у двигателей. Mosquito B.Mk XVI — развитие самолета D.Mk IX с герметичной кабиной и способностью нести бомбу массой 1814 кг (4000 фунтов). Mosquito PR.Mk XVI — разведывательный вариант самолета B.Mk XVI с маленьким астрокуполом; первый герметичный вариант самолета PR. Mosquito NF.Mk XVII — обозначение самолета NF.Mk II после установки радара AL Mk X. Mosquito FB.Mk XVIII — модификация самолета FB.Mk VI, оборудованная 57-мм пушкой Молинз, ракетными снарядами и усиленной броней; использовалась главным образом против подводных лодок и кораблей. Mosquito NF.Mk XIХ — ночной истребитель на основе самолета NF.Mk XIII с «универсальной» носовой частью для установки радаров AL. Mosquito В.Mk XХ — бомбардировщик, построенный в Канаде. Mosquito FВ.Mk 21 — канадский эквивалент самолета FB.Mk VI. Mosquito Т.Mk 22 — канадский эквивалент самолета T.Mk III. Mosquito В.Mk 23 — канадский эквивалент самолета B.Mk IX; не был построен. Mosquito FВ.Mk 24 — канадский истребитель-бомбардировщик с двигателями, оснащенными двухступенчатыми нагнетателями; не был построен. Mosquito В.Mk 25 — построенная в Канаде модификация самолета В.14 Mk XX с двигателями Packard-Merlin. Mosquito FВ.Mk 26 — построенная в Канаде модификация самолета FB.Mk 21 с двигателями Packard-Merlin. Mosquito Т.Mk 27 — построенная в Канаде модификация самолета T.Mk 22 с двигателями Packard-Merlin. Mosquito Т.Mk 29 — тренировочные самолеты, переделанные из FB.Mk 26. Mosquito NF.Mk 30 — высотный ночной истребитель с двигателями Мерлин с двухступенчатыми нагнетателями, с оборудованием для электронного противодействия ECM. Mosquito NF.Mk 31 — вариант NF.Mk 30 с двигателями Паккард-Мерлин; не был построен. Mosquito PR.Mk 32 — высотный разведывательный самолет, сходный с моделью NF.Mk XV. Mosquito TR.Mk 33 — морской торпедоносец, разведчик, истребитель Sea Mosquito для использования с авианосцев; сходный с самолетом FB.Mk VI, со складывающимися крыльями и тормозным крюком. Mosquito PR.Mk 34 — дальний разведчик с дополнительным топливом в бомбовом отсеке. Mosquito В.Mk 35 — дальний высотный самолет на основе модели B.Mk XVI с герметичной кабиной. Mosquito NF.Mk 36 — в основном схож с вариантом NF.Mk 30, но с высотными двигателями Merlin. Mosquito TR.Mk 37 — вариант самолета TR.Mk 33 с радаром. Mosquito NF.Mk 38 — вариант NF.Mk 30 с радаром. Mosquito ТТ.Mk 39 — вариант B.Mk XVI после переделки для буксировки мишеней. Mosquito FВ.Mk 40 — построенный в Англии вариант самолета FB.Mk VI. Mosquito PR.Mk 40 — австралийский авиаразведчик, переделанный из варианта FB.Mk 40. Mosquito FВ.Mk 41 — австралийский истребитель-бомбардировщик, сходный с самолетом FB.Mk 40, но с двухступенчатыми нагнетателями. Mosquito PR.Mk 41 — австралийский разведывательный самолет; развитие модели PR.Mk 40, но с двухступенчатыми нагнетателями. Mosquito FВ.Mk 42 — единственная австралийская модификация самолета FB.Mk 40 с двигателями Мерлин 69. Mosquito Т.Mk 43 — построенный в Австралии тренировочный вариант T.Mk III. Тактико-технические характеристики: Год принятия на вооружение — 1941 Размах крыла — 16,5 м Длина — 12,55 м Высота — 3,81 м Площадь крыла — 42,18 кв.м Масса, кг — пустого самолета — 6638 — нормальная взлетная — 9894 — максимальная взлетная — 10152 Тип двигателя — 2 ПД Merlin 21 Мощность — 2 х 1480 л.с. Максимальная скорость — 549 км/ч Крейсерская скорость — 491 км/ч Практическая дальность — 1786 км Максимальная скороподъемность — 816 м/мин Практический потолок — 9150 м Экипаж — 2 чел Вооружение: Бомбовая нагрузка до 1820 кг. 1 х 454 кг бомба и 2 х 227-кг бомб или 4 х 227-кг бомбы или 1 х 1816-кг бомба, бомбардировочный прицел «Обое».
https://www.brazd.ru/mosquito.html