Фронтовой бомбардировщик Ил-28 – обзор модификаций и технические характеристики


Ил-28 является первым советским реактивным фронтовым бомбардировщиком. Разработан самолёт был в 1948 году и уже в 1950-х стал прочным ядром советской фронтовой бомбардировочной авиации.

Фюзеляж Ил-28 изготовлен из дюраля марки Д16. Кабина в самолёте полностью звукоизолирована и герметизирована в соответствии с условиями эксплуатации. Самолёт имеет трёхстоечное шасси, в том числе и переднюю стойку. Убираются шасси по достаточной оригинально схеме: переднее – назад внутрь фюзеляжа, в то время как остальные два – вперёд в гондолы. Фронтовой бомбардировщик Ил-28 имеет два двигателя ВК-1, находящихся в специальных гондолах под крылом.

Бомбовое вооружение самолёта в соответствии с бомбовой нагрузкой включает в себя 12 ФАБ-100 (100-килограммовых фугасных авиационных бомб), либо 8 бомб ФАБ-250, либо 2 ФАБ-500, либо же одну бомбу ФАБ-1500, которые устанавливаются под фюзеляжем.

Лётно-технические характеристики фронтового бомбардировщика Ил-28:

  • Экипаж: 3 человека
  • Длина: 17,6 м
  • Размах крыла: 21,5 м
  • Высота: 6,70 м
  • Площадь крыла: 60,8 м²
  • Масса пустого: 12 890 кг
  • Масса снаряженного: 18 400 кг
  • Максимальная взлетная масса: 23 200 кг
  • Двигатели: 2 × ТРД ВК-1А
  • Тяга: 2 × 26,5 кН (2700 кгс)
  • Максимальная скорость: 906 км/ч
  • Крейсерская скорость: 700 км/ч
  • Практическая дальность: 2370 км
  • Перегоночная дальность: 2460 км
  • Практический потолок: 12 500 м
  • Скороподъёмность: 15 м/с
  • Длина разбега: 965 м
  • Длина пробега: 1700 м
  • Нагрузка на крыло: 291 кг/м²
  • Тяговооружённость: 0,31
  • Вооружение: 2 × 23 мм пушки НР-23 вдоль бортов внизу носовой части, по 100 снарядов на ствол
  • 2 × 23 мм пушки НР-23 в кормовой оборонительной турели Ил-К6, по 225 снарядов на ствол
  • Бомбовая нагрузка нормальная: 1000 кг
  • Бомбовая нагрузка максимальная: 3000 кг

История создания Ил-28

Разработка реактивного фронтового бомбардировщика Ил-28 проходила в обстановке жесточайшей конкуренции с отдельным конструкторским бюро Туполева. Фюзеляж самолёта было решено изготовить из дюралевого сплава Д16, разработанного в 1946 году. В 1948 году вышло постановление правительства, предписывавшее создать первый образец самолёта. 8 июля 1948 года бомбардировщик Ил-28 совершил свой первый полёт. Однако стоит отметить, что первый полёт был осуществлён на машине с установленными двигателями . Именно поэтому государственные испытания модели начались лишь в феврале 1949 года – после установки отечественных двигателей ВК-1.

В ходе государственных испытаний реактивного фронтового бомбардировщика Ил-28 комиссией было вскрыто около 80 дефектов, исправление и устранение которых даже в авральном режиме заняло около четырёх месяцев.

В июне 1949 года встал вопрос о том, какую же модель принимать на вооружение в качестве первого советского реактивного бомбардировщика: Ил-28, Ту-73 или Ту-78. Внимательно ознакомившись с мнениями специалистов, взвесив все стороны вопроса, И. В. Сталин принял на вооружение Ил-28. Именно июнь 1949 года является важной вехой в истории самолёта, который вскоре стал самым массовым реактивным бомбардировщиком.

О двигателях

Местом расположения силовых агрегатов ВК-1 стали подкрыльные гондолы. Для управления двигателями в самолете имеется тросовая проводка. Во время запуска каждый ВК-1 раскручивается при помощи электростартера. Топливную систему представляют фюзеляжные мягкие резиновые баки. Их общая емкость составляет 7908 л. Гидронасосом оснащен только левый двигатель. Если гидросистема вдруг выходит из строя, то от пневматической системы опускаются закрылки, и колеса тормозятся аварийно. Также при помощи воздуха открывается грузовой отсек, а именно створки бомболюка. Пневматическими насосами оборудованы оба двигателя. Кроме того, Ил-28 с аварийными баллонами, в которых содержится сжатый воздух.

Модификации Ил-28

Существует 17 модификаций бомбардировщика Ил-28:

  1. Ил-28 – реактивный фронтовой бомбардировщик;
  2. Ил-28А – фронтовой бомбардировщик с фюзеляжем, оборудованным для вооружения тактическими ядерными бомбами РДС-4 «Татьяна»;
  3. Ил-28ЗА – самолёт, оборудованный для зондировки атмосферы (разведки погоды);
  4. Ил-28ЛЛ – самолёт, оборудованный в качестве летающей лаборатории;
  5. Ил-28М – радиоуправляемый самолёт, предназначенный для использования в качестве мишени на учениях войск ПВО;
  6. Ил-28П – «почтовая» модификация самолёта;
  7. Ил-28ПЛ – самолёт, оборудованный для противолодочной борьбы;
  8. Ил-28Р – фронтовой разведчик;
  9. Ил-28РТР – самолёт, предназначенный для ведения радиотехнической разведки;
  10. Ил-28РЭБ – модификация, предназначенная для ведения радиоэлектронной борьбы;
  11. Ил-28С – экспериментальная модификация, оборудованная стреловидным крылом и двигателями ВК-5;
  12. Ил-28Т – экспериментальная модель торпедоносца, не принимавшаяся на вооружение;
  13. Ил-28У – учебно-тренировочная модификация самолёта;
  14. Ил-28Ш – реактивный фронтовой штурмовик;
  15. Ил-28 (БПЛА) – модификация самолёта на радиоуправлении. Разработки продолжались с 1956 по 1958 год и завершены не были;
  16. Ил-28 на гусеничной тяге – модификация самолёта для расширения его эксплуатационного потенциала в различных условиях;
  17. Ил-28 для буксировки мишеней – данная модификация имеет видоизменённый фюзеляж: отсутствует кормовая стрелковая установка, вместо которой закреплён трос длиной 2800 м, предназначенный для буксировки мишени.

О производстве

Серийный выпуск самолетов организовали в Москве на заводе №30, Воронеже (№166) и Омске (№64). Дополнительно Ил-28 производили еще на заводах №№1 и 18. В 1950 году была готова авиаединица для учебных целей. В технической документации она значится как Ил-28У. Спустя год создали самолет для перевозки торпед (Ил-28Т). Разведывательные задачи должны были выполняться с помощью самолета Ил-28Р. Всего военной промышленностью Советского Союза было выпущено не менее 6300 единиц. Для покраски самолетов использовали «серебрянку». Экспортируемые Ил-28 в другие страны красили различными видами камуфляжа. В черный цвет окрашивали приборную доску, шасси и грузовой отсек – в серый. Как утверждают авиационные эксперты, бывало, что грузоотсеки и ниши только грунтовали.

Ил-28 в строю

Практически сразу с момента принятия на вооружение самолёт Ил-28 зарекомендовал себя отлично и снискал заслуженную любовь лётчиков. Так, одним из наиболее важных достоинств Ил-28 было то, что машина была простой в управлении, а ошибки в пилотировании не имели критического влияния на полёт. Проще говоря, Ил-28 «прощал» многие ошибки лётчику, что позволяло избежать катастрофы.

Вместе с эксплуатацией в СССР, фронтовой бомбардировщик Ил-28 поставлялся и в Народную освободительную армию Китая. Через несколько лет Китай освоил производство Ил-28 на заводе в Харбине. Китайская модель имела обозначение Н-5. Несколько Н-5 было куплено у Китая Румынией. Ещё одной страной, освоившей производство копии Ил-28, была Чехословакия. Там копии Ил-28 выпускались под обозначением B-228.

Стоит отметить, что самолёт широко использовался странами-участницами Варшавского договора, а также странами, имевшими дружественный по отношению к Советскому Союзу политический курс. В 1955 году СССР поставил партию из 30 тактических бомбардировщиков Ил-28 Египту, где неоднократно применялся в ходе боевых действий (например, в ходе войны на истощение с Израилем в 1967-1970 годах).

Также партия Ил-28 была поставлена в Афганистан, где ими был вооружён 335-й смешанный авиаполк. В период демократической республики в Афганистане с 1978 по 1992 год самолёт участвовал и в боях с мятежниками. В ходе этих боёв Ил-28 проявил себя как удачная и надёжная машина. Также, в качестве буксировщиков мишеней, четыре Ил-28 были приобретены у СССР Финляндией.

И если в отдельных странах Ил-28 эксплуатировался вплоть до 90-х годов XX века, то в СССР машина уже в середине 50-х в основном начала заменяться на более современный многоцелевой сверхзвуковой самолёт Як-28. При этом некоторые полки, на вооружении которых стоял Ил-28, «пересаживались» на тяжёлый многоцелевой Ту-16. К концу 1950-х годов реактивный фронтовой бомбардировщик Ил-28 был снят с вооружения Советской Армии. После этого Ил-28 встречался в основном лишь в армиях стран социалистического лагеря.

Однако снятие с вооружения вовсе не означает, что Ил-28 перестал эксплуатироваться в Советском Союзе. Так, машина использовалась и гражданских целях, например, для переподготовки пилотов «Аэрофлота», а также в составе почтовой авиации.

Вооружение

Из широкой номенклатуры бомб Ил-28 чаще всего применяли ФАБ-100 (12 единиц) или ФАБ-250М46 (8 единиц). В некоторых вариантах рассматривались ФАБ-500М46 в количестве двух единиц или одна ФАБ-1500М46. Ил-28Т (торпедоносец) вооружали одной реактивной торпедой РАТ-52 или минами АМД-500, АМД-1000 по типу «Десна» или «Лира». Ил-28Т использовал прицел ПТН-45. К стрелковому оружию отнесли 2 пушки НР-23 неподвижного типа и 2 подвижные Ил-К6. Последние имели гидравлический привод.

Самолеты, служившие в ВВС или ВМФ СССР, красили серебрянкой, те, которые отправляли на экспорт, – разным цветом камуфляжа.

Эксплуатировался самолет во многих странах, в частности в Китае, Египте, Румынии, Алжире, Финляндии, Болгарии, Чехословакии, ГДР, Афганистане, Северной Корее, Вьетнаме, Йемене, на Кубе, в Марокко, Сомали, Индонезии, Нигерии и Сирии.

К концу 50-х годов самолет начали снимать с вооружения и заменять его на Як-28.

Сильные и слабые стороны Ил-28

Как уже говорилось, главным достоинством реактивного фронтового бомбардировщика Ил-28 является его высокая надёжность, а также то, что машина «прощает» многие ошибки при пилотировании или откровенное «воздушное хулиганство». Именно эта сторона Ил-28 позволила снизить уровень катастроф с его участием до минимума.

Дюралевый сплав, использовавшийся в конструкции фюзеляжа, обладает высокой прочностью и отличается сравнительно низкой массой. Двигатели ВК-1, которые устанавливались на самолёте, позволяли развивать скорость, практически не уступавшую аналогичным моделям, спроектированным за рубежом. Максимальная бомбовая нагрузка в 3000 кг позволяла использовать весьма широкий арсенал бомбового вооружения. Так, на модификации Ил-28А имелась даже возможность вооружения тактической атомной бомбой РДС-4 «Татьяна».

Основным фактором, обеспечившим Ил-28 высокие лётно-технические характеристики, является то, что разработка его началась сразу после Великой Отечественной войны. При разработке самолёта были учтены многие факторы ведения воздушного боя, а также многочисленные мнения опытных лётчиков.

Однако нужно отметить, что машина обладала и рядом недостатков, которые вскрылись в процессе её эксплуатации. Главным недостатком реактивного фронтового бомбардировщика Ил-28 было то, что при полётах в условиях дождя стекло фонаря самолёта покрывалось слоем влаги, что серьёзно осложняло обзор для лётчика. Также стёкла запотевали при взлёте и посадке, что также являлось причиной дополнительных неудобств.

Ещё одним недостатком Ил-28 было то, что при температуре ниже нуля радиоантенна самолёта и частично фюзеляж подвергались обледенению, и это приводило к нарушению радиосвязи самолёта. В кабинах лётчика и штурмана присутствовал серьёзный перепад температур (до 35 градусов летом и до минус 30 зимой). Неустойчивость управления самолётом с помощью автопилота на высоких скоростях приводила к существенному снижению точности захода на цель и, как следствие, бомбометания.

Однако, несмотря на все недостатки, машина заслужила любовь со стороны лётчиков, как опытных, прошедших войну, так и курсантов.

О конструкции

Самолет с герметизированной и звукоизолированной кабиной, прямым двухлонжеронным моноблочным крылом трапециевидной формы. Его механизация осуществляется посредством обычных закрылок, которые во время посадки отклоняются под углом 50 градусов и на 20 – во время взлета. Изготовлен из дюралюминиевого сплава Д16Т. Посредством элеронов осуществлялось управление самолетом по крену. Ил-28 оборудован симметричным килем и стабилизатором Naca-00. Для направляющего руля и элеронов предусмотрено электрическое управление. Тример РВ регулируется посредством механической тросовой проводкой и шестеренчатыми механизмами. Самолет оснастили двумя стартерами-генераторами ГСР-9000 постоянного тока и двумя аккумуляторными батареями 12-А-30, которые использовались в машине как источник электроэнергии.

ТТХ

Бомбардировщик обладает следующими тактико-техническими характеристиками:

  • Размах крыла – 2150 см, высота – 670 см.
  • Общая площадь крыла составляет 60,8 м кв.
  • Весит полностью снаряженный самолет 18 400 кг, пустой – 12 890 кг.
  • Экипаж состоит из трех человек.
  • Показатель максимальной взлетной массы – 23 200 кг.
  • Самолет с двумя турбореактивными двигателями (ТРД) ВК-1А, с тягой по 2700 кгс.
  • На максимальной скорости Ил-28 в секунду преодолевает 906 тыс. м, на крейсерской – 700.
  • Показатель практической дальности бомбардировщика составляет 2370 км, перегоночной – 2460.
  • Самолет с разбегом 965 м. обладает скороподъемностью 15 м/с.
  • На каждое крыло оказывается нагрузка 291 кг/м кв.
  • Минимальная нагрузка в бомбоотсеке составляет 1 тыс. кг., максимальная – 3 тыс. кг.
  • Ил-28 оборудован двумя пушками НР-23 калибра 23 мм в носовом отсеке и двумя НР-23 на корме.

Примечания

  1. Якубович Н. В.
    Самолёты Ильюшина. Лучшие из лучших. — М.: Яуза; ЭКСМО, 2009. — С.213 — 480 с. — (Война и мы. Советская авиация) — ISBN 978-5-699-33921-1.
  2. Даян Моше, Тевет Шабтай. Арабо-израильские войны 1956,1967. — М., 2003, стр.122-123.
  3. Vic Flintham. High Stakes: Britain’s Air Arms in Action 1945-1990, Pen & Sword Aviation, 2009, стр.209
  4. Н.Якубович, Первый реактивный бомбардировщик Ил-28. Атомный «мясник» Сталина, стр.70
  5. Shlomo Aloni, Israeli Mirage and Nesher Aces, стр.82
  6. Послевоенные ударные самолёты. А.Котлобовский
  7. Якубович Н. В.
    Бомбардировщик Ил-28. Часть 2. // Авиаколлекция (приложение к журналу «Моделист-конструктор»). — 2006. — № 6. — С. 27—30.
  8. Егоров Ю. А., Котлобовский А. В.
    . Удачный самолёт, которому не везло. //
    Авиация и время
    . — 1997. — № 1. — С. 16—20.
  9. Robert F. Kennedy
    Thirteen Days. A Memoir of the Cuban Missile Crisis. — New York: W. W. Norton and Company, 1969. — P. 27.

Авиационные происшествия с участием самолёта

Памятный знак на месте катастрофы 12 сентября 1957 года

12 сентября 1957 года Ил-28 потерпел катастрофу во время испытательного полёта недалеко от села Покровское Московской области (ныне Вороновское поселение Москвы). Погибли три человека: лётчик-испытатель 3-го класса К. Б. Кабатов, штурман-испытатель В. Б. Горемыкин и бортрадист И. Н. Понкратьев.

В ночь с 21 на 22 января 1958 года самолёт-разведчик Ил-28Р во время учебного полёта при заходе на посадку врезался в гору Найборецкую в Долинском районе Сахалинской области. Погибли все четыре члена экипажа.

27 октября 1976 года при посадке на аэродром Тамбовского ВВАУЛ в условия ухудшающегося метеоминимума потерпел катастрофу Ил-28 под управлением начальника училища генерал-майора авиации Еремеева Юрия Александровича и штурмана — начальника политотдела училища. Летали в учебный полк в Мичуринске (15-20 минут полета). Воздушного стрелка-радиста в полет не брали и, когда он уже поздно ночью вернулся домой, то жена, увидев его в «глазок» двери, дважды падала без чувст. Уже в наше время в память об генерале Еремееве Ю.А. его именем назван сквер в бывшем военном городке училища.

О радиооборудовании

Ил-28 оснастили радиолокационной системой ПСБН-Н, радиокомпасом АРК-5, радиовысотомерами РВ-2 и РВ-10, радиостанциями РСИУ-ЗМ, радиолокационным ответчиком СРО и переговорным устройством СПУ-5. В самолетах, которые предназначены для выполнения разведывательных задач, предусмотрено наличие фотооборудования: трех АФА-33, АФА-БА-40, АФА-75МК. В Ил-28 имеется фотоприставка ФРЛ-1М, при помощи которой фиксируется информация с экрана радиолокационной системы. В декабре 1953 года вышло правительственное постановление, согласно которому ПСБН заменили на РЛС «Курс». Разведывательные самолеты имеют контейнеры, в которых содержатся дипольные отражатели АСО-28 и специальная аппаратура «Натрий», задача которой заключается в том, чтобы воспроизводить радиопомехи.

Сохранившиеся экземпляры

ФотоТипБортовой номерМестонахождение
Ил-2840г. Токмак, Чуйская область, Киргизия
Ил-2838Скулте, Латвия
Ил-2816Центральный музей Вооружённых Сил, Москва
Ил-28Музей Иркутского авиазавода, Иркутск
Ил-2807Музей военно-воздушных сил Северного флота, пос. Сафоново, Мурманская область
Ил-2801пос. Катунино, Архангельская область
Ил-2801Площадь им. Гагарина, Орск
Ил-28Р33Головной отраслевой музей истории гражданской авиации, Ульяновск
Ил-28Р01Музей техники Вадима Задорожного, Московская область
Ил-28Р01База Дальней авиации ВВС РФ, Тамбов
Ил-2804Центральный музей Военно-воздушных сил РФ, Монино
Ил-2808г. Петровск, Саратовская обл.
Ил-28Убез б/нул. Ильюшина, Вологда, Вологодская область
Ил-2815в/ч 95109, Выборг
Ил-2821Аллея авиаторов ГЛАУ, Кропивницкий, Украина
Ил-28с. Чайкино, Джанкойский район, Украина
Ил-2826с. Вольное, Джанкойский район, Республика Крым
Ил-2830аэродром Балтимор, Воронеж
Ил-2830ЧВВАУШ, Челябинск
Ил-2842г. Черняховск, Калининградская обл.
Ил-2855пос. Чкаловск, Калининградская обл.
Ил-2801аэродром Кречевицы, Новгородская обл.
Ил-28У0501Прага, Чехия
Ил-286926Прага, Чехия
Ил-28Р2404Letecke Historicke Spolecnosti, Вишков, Чехия
Ил-284Познань, Польша
Ил-28Р72Музей польской авиации, Краков-Раковице, Польша
Ил-28УS3Музей польской авиации, Краков-Раковице, Польша
Ил-2810Витково, Польша
Ил-2847Лодзь, Польша
Ил-2852Колобжег, Польша
Ил-28Р69Музей ВМС Польши, Гдыня, Польша
Ил-28Р65Muzeum katyńskie w Warszawie, Варшава, Польша
Ил-28РNH-4Центральный музей авиации, Финляндия
Ил-28Б208Музей авиации Бундесвера, Берлин, Германия
Ил-2850Военный музей, Джонув, Польша
Ил-28Трёхгорный «г/к Каменный цветок», Россия, Челябинская область.
Ил-2830Шагол (аэродром), Челябинск, Россия
Ил-287Parco Tematico-Museo della’Aviazione, Римини, Италия
Ил-28Р43Пловдив, Болгария
Ил-2855Сольнок, Венгрия
Harbin HJ-5408Фетешти, Румыния
Harbin H-5R308Фетешти, Румыния
Harbin H-5Бакэу, Румыния
Ил-28405Бухарест, Румыния
Ил-28038Чхонджу, Южная Корея
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]