Б-52, бомбардировщик (Boeing B-52): описание, технические характеристики, вооружение

Boeing B-52 Stratofortress – это американский дальний стратегический бомбардировщик, созданный корпорацией «Боинг» еще во времена Холодной войны, способный нести на борту ядерное оружие. Это один из символов Pax Americana – грозный ядерный гигант сверхдержавы. Свой первый полет В-52 совершил в далеком 1952 году и вот уже более шестидесяти лет этот самолет является основой американской стратегической авиации.

Согласно планам стратегов Пентагона, В-52 будет оставаться в этом качестве минимум до 2030 года. На модернизацию этих машин планируют потратить почти 12 млрд долларов. Эксперты говорят, что каждый такой бомбардировщик может летать 83 года, этот срок заканчивается только в 2040 году.

Основной задачей «Стратофортесса» была доставка в любую точку Советского Союза двух термоядерных бомб большой мощности.

За время своей службы В-52 участвовал практически во всех конфликтах, в которых были задействованы американские ВВС. Этот бомбардировщик является чемпионом среди боевых самолетов по дальности полета. За время его эксплуатации он не раз подвергался модернизации, созданы десятки модификаций самолета.

Всего было произведено 744 единицы В-52, стоимость последних модификаций (на 1998 год) составляет 53,4 млн долларов.

Краткие общие сведения

Модернизация этих самолётов будет продолжаться, на что заложено более двенадцати миллиардов долларов. Б-52 — бомбардировщик долгоживущий, до 2030 года менять эту машину на новую Пентагон не планирует. Эксперты утверждают, что летать каждая такая машина может не менее восьмидесяти трёх лет, и срок этот заканчивается в 2040 году.

При конструировании ставилась задача «Стратофортессу» только одна — доставка двух термоядерных бомб самой большой мощности в любую точку СССР. Всего было выпущено на аэродромы семьсот сорок четыре Б-52. Бомбардировщик последних модификаций 1998 года стоит пятьдесят три с половиной миллиона долларов. Модернизации он подвергался несколько десятков раз, поэтому модификаций много. С момента создания почти во всех конфликтах, где участвовали ВВС США, был задействован и Б-52. Бомбардировщик этого типа показывает самые высокие результаты по дальности полёта, практически чемпион.

В самом конце войны было создано атомное оружие, и это целиком и полностью поменяло все приоритеты в мире. Однако наличие его не стало фактором решающим, поскольку ядерную бомбу нужно было к цели каким-то образом доставить. Ракетные технологии только начинали своё развитие, и две супердержавы все свои силы бросили на средства доставки, коими явились: у США Б-52 — бомбардировщик, характеристики которого на тот момент не оставляли желать лучшего, а у СССР — Ту-95, бомбардировщик межконтинентальный, находящийся на вооружении до сих пор (кстати, именно этот самолёт в 2010 году сделал беспосадочный перелёт, ставший мировым рекордом, до сих пор не покорённым, тридцать тысяч километров над тремя океанами — такова дальность полёта).

Однако в послевоенной авиации самым важным моментом явился тот, который показал несостоятельность поршневого типа двигателей. Было понятно, что необходима реактивная авиация, за нею будущее. И здесь американцам удалось получить фору: именно им достались немецкие разработки в реактивной области, а немцы занимались ракетами давно и очень упорно, то есть были и уже почти готовые проекты, во всяком случае — разработки продвинутые. Так и появился Б-52, бомбардировщик, характеристики которого аналогов в мире не имели.

Изменения в составе и свежие работы

В декабре 1982 коллектив начинает создавать 3-ий Whammy! С этого момента ребята переключаются с барабанов на драм-машины, что обеспечивало нестандартное звучание. В представленный период начинаются эксперименты с синтезаторами, что также прослеживается в релизе, который вышел в апреле 1983. Работа достигла 29 строчки в Billboard 200. Песни Legal Tender, Song for the Future Generation, Whammy Kiss достигли хороших позиций в чартах США.

Начинается полноценное турне, которое заканчивается только в январе 1985 в Бразилии. Это явился самым крупным событием. Насыщенные гастроли вымотали, что приводит к годовому перерыву. Принимается решение попробовать писать композиции изолировано. Появляется информация, что Уилсон уже страдал от СПИДа. 12 октября 1985 он умирает в возрасте 32 лет.

Несмотря на такую проблему, происходит обучение сессионных музыкантов. Продвижение новых синглов и альбомов не проводилась из-за траура. В рассматриваемый период ребята попадают всего в нескольких телевизионных программах. В 1987 записывается Pepper’s Lonely Hearts Club Band, средства от которого пошли в фонд исследований СПИДа.

Вверх

Начало и развитие

Задание проектировщики получили в 1946 году, когда ещё не был испытан Б-36. Американские военные понимали, что срочно нужна другая модель, гораздо более дальняя, коим и явился бомбардировщик второго поколения, имеющий радиус действия более восьми тысяч километров и способный нести до тридцати тонн бомб. Скорость полёта, конечно, тоже требовалась гораздо большая. За проект Boeing B-52 Stratofortress немедленно взялась , конкурс был ею выигран и получены средства для продолжения проекта.

Победа этой авиастроительной фирмы была вполне закономерной, она за многие десятилетия успела сработаться в плотном сотрудничестве с ВВС США. Первые самолёты были ею изготовлены в далёком 1917 году, после чего создавались истребители для авиации Соединённых Штатов — Р-26, Р-12, МВ-3. По окончании этой работы «Боинг» занимался разработкой бомбардировщиков, однако такое детище, как Boeing B-52 Stratofortress, проектировать пока не приходилось никому в мире.

К 1948 году окончательный проект этого самолёта был готов. Правда, радиус действия его был не восемь, а неполных пять тысяч километров, и скорость — девятьсот десять километров в час. Он мог брать на борт заказанное количество бомб — двадцать четыре с половиной тонны, и имел взлётную массу порядка ста пятидесяти тонн. На бомбардировщик B-52 Stratofortress планировалась установка четырёх турбореактивных двигателей.

Вскоре началась война в Корее, где США хотели как можно более действенно поучаствовать, и это сильно ускорило ход работ над новым самолётом. Первый опытный экземпляр был готов в 1951 году, но требовал множества доработок, а потому испытания смогли начаться только к концу 1952-го. Первая предсерийная партия B-52 Stratofortress была выпущена в 1954-м, а всерьёз эксплуатировать новую машину американцы смогли в 1955-м. И уже в 1956-м, тихим майским утром стратегический бомбардировщик Б-52 сбросил первую водородную бомбу и тогда же начались длительные беспосадочные перелёты.

Холодная война

В 1957-м тройка самолётов «Боинг» B-52 «Стратофортресс» беспосадочно облетели Землю. Это не было пределом возможностей. Американский бомбардировщик Б-52 установил рекорд в 1962 году. Полёт длился двадцать два часа и девять минут, что позволило преодолеть расстояние, неподвластное никакому другому самолёту. Перелёт, который совершил бомбардировщик Б-52, дальность полета показал на тот момент просто небывалую: расстояние составило двадцать тысяч сто шестьдесят восемь километров. После этого поистине великого свершения США почувствовали себя значительно увереннее среди остального мира. Все годы Холодной войны каждая её минута могла принести смерть и разрушения в любой точке планеты. Во многих местах и приносила.

Бомбардировщики в полном снаряжении ядерным оружием круглосуточно дежурили на аэродромах. Чтобы уменьшить вероятность поражения всех и сразу, аэродромов с дежурными Б-52 было тридцать шесть, то есть самолёты рассредоточили. Пока часть их ожидала приказа на лётном поле, десять таких монстров, как бомбардировщик Б-52, США держали в воздухе, на боевом дежурстве, и это началось уже с шестидесятых. Они были готовы нанести удар в любой момент. А в конце восьмидесятых боевое дежурство несли уже сорок таких машин. Лишь в 1991-м в воздухе держать самолёты перестали — США выиграли у СССР Холодную войну. За все эти годы по разным причинам семьдесят один такой сверхдальний стратегический бомбардировщик был утерян, по большей части они были сбиты или потеряны из-за неполадок и ошибок пилотов в военных действиях, несмотря все прекрасные показатели данного самолёта.

Бомбардировщик Б-52 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Стратегический бомбардировщик-ракетоносец предназначен Боинг B-52G/H для выполнения боевых задан с применением ядерного и неядерного вооружения, нанесения массированных ударов по малоразмерным целям, по районам предполагаемого сосредоточения стационарных и передвижных складов военного снаряжения и по другим зонам, в которых могут располагаться цели, имеющие военное значение, а также для морской разведки, изоляции района боевых действии, постановки мин, подавления средств ПВО противника, проведения совместных с ВМС операций, авиационной поддержки действий группировок войск стран-членов НАТО.

Лётные качества

До появления Б-52 лучшим и наиболее устрашающим бомбардировщиком Соединённых Штатов была «Суперкрепость» — Б-29. Это, безусловно, выдающийся тяжёлый бомбардировщик Второй мировой войны, наибольшую роль сыгравший в войне с Японией (Хиросима и Нагасаки именно от них пострадали).

Однако это не заслоняет превосходных качеств — первый серийный самолёт, оснащённый оружием с дистанционным управлением, и множество других невиданных вещей было внедрено в его производство: кабины с полной герметизацией, централизованное управление огнём, например. Но это всё ни в какое сравнение не идёт с теми новыми технологиями, которые применялись при оснащении B-52. Летные характеристики отличаются буквально во всём. Летает Б-52 на треть больше по высоте, чем поршневой Б-29, а скорость нового самолёта более чем вдвое превышает скорость «Суперкрепости». Если бы высота полёта могла гарантировать безопасность… Американцы радовались недолго.

Примерно в середине пятидесятых годов зенитные ракеты Советского Союза могли поражать цель на высоте двадцать пять километров и больше. А в шестидесятом году советской противовоздушной обороной был сбит высотный разведчик США — U-2. Тогда и в ВВС США поняли, что ракета — гораздо более надёжное средство доставки их ядерного оружия, поскольку высота полёта защитой для бомбардировщика уже не является. И с 1972 года B-52 вооружение получает иное. Оснащением ему стали аэробаллистические ракеты, поражающие неподвижные цели в пределах ста шестидесяти километров. Всего ракет SRAM с ядерной боеголовкой на борту Б-52 было до восьми штук.

В восьмидесятых годах это уже крылатые ракеты ALCM, которые наносили удар без вынужденного посещения бомбардировщиком зоны действия ПВО. В шестидесятых годах авиация США имела более шестисот Б-52, но впоследствии старые модификации начали постепенно снимать с вооружения, поскольку на смену им пришёл бомбардировщик-ракетоносец. В 1993 году утилизировали сразу триста пятьдесят самолётов. Сейчас в составе американских ВВС девяносто пять B-52H.

Космический тур и вхождение в 90-е

В 1989 появляется песенник Cosmic Thing, который считается прорывом на музыкальной арене. Здесь располагалось сразу несколько релизов, в том числе Channel Z. Начинается космический тур, который оказался насыщенным приключениями. Следующий сингл Love Shack появился в ноябре этого же года. Композиция заполнилась видеоклипом. Еще один релиз состоялся в марте 1990, песня Roam достигла весомых позиций в топах Австралии, США и Британии.

Все новые треки создаются группой, пишется Deadbeat Club, а также The B-52’s проводят самое успешное турне. В 90-м MTV Video Music Awards номинировало коллектив на 4 награды. Участники начинают напирать на сольное творчество. Уходит Синди Уилсон, а на ее место приглашают Джули Круз. В обновленном составе издается Good Stuff, который считается наиболее политическим альбомом проекта.

Карьера в середине 90-х замедлилась. Возникают издания, которые попадают на относительно неплохие места, но большого успеха не наблюдается. Пару раз состав обновлялся. К примеру, присоединяется Стерлинг Кэмпбелл, бывший барабанщик Duran Duran. Период отличается большим количеством интересных туров, среди которых совместное турне с Дэвидом Боуи (David Bowie), The Pretenders, The Go-go’s. The B-52’s записывает ретроспективы, одна из которых связывается с Дебби Харри (Deborah Harry) из Blondie.

Вверх

Конструкция B-52: технические характеристики

Конструирование бомбардировщика шло согласно нормальной аэродинамической схеме, расположение крыльев, соответственно, высокое. Оснастили самолёт восемью двигателями, которые расположились в спаренных мотогондолах. Крыло кессонное цельнометаллическое на два лонжерона, с углом установки в восемь градусов и со стреловидностью по передней кромке в тридцать семь градусов. Механизировано оно двумя щелевыми закрылками Фаулера, а на других модификациях (до B-52F) есть интерцепторы и элероны. В корневой части В-52G имеются наплывы, что является отличительной чертой данной модификации. Длина самолёта без малого пятьдесят метров, а размах крыла — целых пятьдесят шесть. Высотой Б-52 тоже не обидели — он возвышается на двенадцать с половиной метров. Максимальная масса в полёте — 256 735 килограммов. Тип фюзеляжа — полумонокок с плоскими боками и овальным сечением, в передней части — кабина для шести человек экипажа, состоящая из двух палуб.

Впервые в мире на этом бомбардировщике появилась абсолютно герметичная кабина. Верхняя кабина невысока, там сидят командир, второй пилот и оператор радиоэлектронной борьбы. Катапультируются они вверх.

В нижней кабине сидят бомбардир и штурман, они катапультируются вниз, если высота полёта не менее семидесяти шести метров. Впереди и внизу фюзеляжа находится вход к пилотам. Ранее во всех модификациях вплоть до B-52F сзади в хвостовом отсеке был стрелок-наблюдатель, который опознавал вражеские и свои самолёты, оповещал командира о зенитных ракетах, если они приближаются, о неполадках в двигателях или топливной течи. В более поздних модификациях Б-52 место стрелка было определено в основной кабине, поскольку добраться к остальному коллективу стрелок мог по узкому лазу, а саму кабину пришлось бы разгерметизировать.

Горизонтальное оперение: стабилизатор стреловидностью в сорок два градуса и киль с рулём направления в сорок градусов. Киль может складываться, чтобы самолёт беспрепятственно размещался в ангаре. Шасси стратегический бомбардировщик Б-52 имеет велосипедной схемы: четыре основные двухколёсные стойки и две опорные стойки на концах крыльев. Шасси убираются, поворачиваясь почти на девяносто градусов, в ниши, которые расположены впереди и позади отсека для вооружения. На максимальной скорости и на больших высотах Б-52 способен двигаться со скоростью девятьсот пятьдесят семь километров в час, а крейсерская его скорость — «всего» восемьсот девятнадцать. Боевой радиус этого бомбардировщика — семь тысяч двести десять, а перегоночная дальность — семнадцать тысяч километров.

Двигатели и навигация

В силовой установке Б-52 восемь двигателей, которые расположены на подкрыльных пилонах в сдвоенных гондолах. Двигатели на этих самолётах разных модификаций, в зависимости от серии, но это всегда один и тот же производитель — ТРДД Pratt & Whitney J57. Двигатель двухвальный с семиступенчатым компрессором ВД — высокого давления, девятиступенчатым компрессором НД — низкого давления, двухступенчатой турбиной НД, одноступенчатой турбиной ВД и камерой сгорания — трубчато-кольцевой. Два подвесных бака для топлива и десять мягких баков фюзеляжа, которые размещены в кессоне крыла. Кроме того, есть и приёмник, чтобы дозаправлять Б-52 в воздухе, он находится прямо за кабиной пилотов.

Навигационные и бомбардировочные системы этого самолёта — по аналогии с предшественниками. Первые модификации имели дальномер, РЛС APS-23, оптический прицел для бомбардировок (впоследствии его сняли за ненадобностью). На более поздних модификациях Б-52 установлена система оптической электроники для обзора — AN/ASQ-151, с её помощью самолёт мог огибать все препятствия на малой высоте.

Кроме того, есть такая полезная вещь, как ИК-система для обзора передней полусферы. Периметральная ИК-система — это приёмник и передатчик оптического излучения, и если лучи прерываются, пилоты предупреждаются извещателем о том, что возможно повреждение самолёта.

Также Б-52 имеет камеру для низкого уровня освещения. Boeing B-52 Stratofortress действительно соответствует своему имени: это летающая в стратосфере крепость, оснащённая одной из самых мощных видов системы радиоэлектронной борьбы. Здесь и аппаратура постановочная — для дезинформации, для шумовых помех, а также дипольные отражатели и тепловые ловушки. Бомбардировщики В-52G и В-52H имеют и системы РЭП (радиоэлектронное подавление) AN/ ALQ-122, которые могут бороться с радиолокацией противника. Оснащены эти самолёты и передатчиками помех, стоит на них специальная аппаратура, предупреждающая о радиолокационном облучении. Импульсно-доплеровская станция защиты хвоста — AN/ALQ-153, а передатчики помех — AN/ALT-28. Весь этот полезный арсенал весит около трёх тонн — только аппаратура для радиоэлектронной борьбы.

Стратегический бомбардировщик Boeing B-S2H. На чертеже :

I— антенны системы предупреждения о радиолокационном облучении; 2 — турели со сканирующей телевизионной камерой, работающие при низком уровне освещенности; 3 — ПВД; 4 — нижний входной люк; 5 — эксплуатационные лючки аппаратуры РЭБ; 6,8,17,28 — створки ниш шасси; 7 — створки бомбоотсека; 9 — антенны хвостового отсека РЭБ; 10 — трубопроводы дренажа топливной системы;

II— люки доступа к патронным ящикам пушки; 12 — 20-мм шестиствольная пушка VOLCANO; 13 — триммер руля высоты; 14 — руль высоты; 15 — секция стабилизатора; 16 — лючок доступа к оборудованию регистрации результатов бомбометания; 18 — внутренняя секция закрылка Фаулера; 19 — разбрасыватели дипольных отражателей; 20 — неподвижная секция крыла; 21 — внешняя секция закрылка Фаулера; 22 — щиток ниши колеса подкрыльевой опоры; 23,96 — щиток стойки подкрыльевой опоры; 24 — консоль крыла; 25,27 — мотогондолы двигателей; 26 — воздухозаборники кондиционирования масляной системы; 29,30 — люки катапультирования штурмана и штурмана-оператора РЛС; 31 — лобовое остекление фонаря кабины; 32 — нижний радиопрозрачный обтекатель бомбардировочного прицела; 33 — верхний радиопрозрачный обтекатель; 34,64,68 — антенны; 35 — носовые радиопрозрачные обтекатели; 36 — воздухозаборник наддува топливных баков; 37 — антенна всенаправленного радиомаяка; 38 — разрядник; 39 — руль направления; 40 — триммер руля направления; 41 —люк контейнера тормозного парашюта; 42 — выдвижной обтекатель антенны системы предупреждения о радиолокационном облучении; 43 — обтекатель поисковой РЛС; 44 — обтекатель системы ALQ-U7 и системы РЭБ; 45 — стволы счетверенной пулеметной установки; 46 — обтекатель РЛС сопровождения; 47 — лючок доступа к пулеметным патронным ящикам; 48 — уплотняющая накладка; 49 — обтекатель антенны; 50 — остекление кабины хвостового стрелка; 51 — эксплуатационные лючки аппаратуры РЭБ; 52,60,83 — приборные доски; 53 — командир экипажа; 54,55 — люки катапультирования командира и второго пилота; 56 — летчик-инструктор; 57,58 —люки катапультирования операторов системы вооружения и электронных систем; 59 — оператор электронных систем; 61 — инструктор-штурман; 62 — штурман; 63 — инструктор оператора вооружения; 65,121 — антенны системы РЭБ; 66 — обтекатель астроориентатора; 67 — разъемы блоков РЭБ; 69 — РЛС обзора задней полусферы; 70 — обтекатель антенны системы РЭБ; 71 — кожух обтекателя пушки; 72 —лючки доступа к трубопроводам топливной системы; 73 — крышки контейнеров с надувными спасательными плотами; 74 — смотровые панели фюзеляжного топливного бака; 75 — створки обтекателя штуцера дозаправки самолета топливом в воздухе; 76 — съемные панели; 77 — АНО; 78 — концевой обтекатель крыла; 79 — интерцептор; 80 — радиопрозрачный обтекатель антенн РЭБ; 81 — второй пилот; 82 — стрелок-оператор системы вооружения; 84 — пол кабины; 85 — люк в кабину экипажа; 86 — штурман-оператор РЛС; 87,98 — силовые шпангоуты фюзеляжа; 88 — цилиндр уборки и выпуска передней стойки шасси; 89 — передняя стойка шасси; 90,101 — гидравлические приводы управления колесами; 91 — тележка передней стойки шасси; 92 — двухзвенник передней стойки шасси; 93 — стойка подкрыльевой опоры; 94 — узел крепления стойки подкрыльевой опоры; 95 — механизм уборки и выпуска подкрыльевой стойки шассн; 97 — колесо; 99 — цилиндр уборки и выпуска задней стойки шасси; 100 — задняя стойка шасси; 102 — тележку задней стойки шасси; 103,105 — колеса; 104 — двухзвенник задней стойки шасси; 106 — отсек радиоаппаратуры крылатой ракеты; 107 — руль направления; 108 — киль; 109 — воздухозаборник; 110 — рули высоты; 111 — боевая часть ракеты; 112 — киль; 113 — руль направления; 114 — турбореактивный двигатель; 115 — элероны; 116 — рули высоты; 117 — посадочая фара; 118 — двигатели; 119 — створки обтекателя штуцера дозаправки самолета топливом в воздухе в открытом положении; 120 — нижний входной люк вскрытом положении; 122 — створки бомбоотсека в открытом положении

Размах крыла, м……………………56,39 Длина, м………………………………49,05 Высота, м…………………………….12,40 Площадь крыла, мг………………..371,6 Масса пустого, т………………………..72 Максимальная взлетная масса, т…………………………..221,35 Максимальная скорость, км/ч…….960 Потолок, м…………………………. 16 765 Максимальная дальность полета, км………………………. 16 700 Максимальная бомбовая нагрузка, т………………………………..23

Н.ОКОЛЕЛОВ, А.ЧЕЧИН, чг.Харьков «Моделист-конструктор» № 10*2001

Вооружение

Для несения боеприпасов в бомбардировщике предусмотрены пилоны под крыльями и отсек вооружения. Пилоны в зависимости от модификации могли нести до пятидесяти одной бомбы, иногда меньше. Пилоны HSAB (Heavy Stores Adaptor Beam) дают место только для девяти бомб каждый, значит, всего сорок пять, а пилоны AGM-28 — пятьдесят одну. Помимо пилонов, есть отсек вооружения, куда наступательного вооружения помещается значительно больше. Нужно помнить, что создавался самолёт сугубо для несения ядерного оружия. Первые его модификации вооружались свободно падающими бомбами самых разных типов, размещёнными в отсеке вооружения. Максимально отсек загружался на 22 680 килограммов, а вместе с пилонами бомбовая нагрузка составляла тридцать одну с половиной тонну.

Начиная с 1961 года и по 1976-й бомбардировщики Б-52 вооружались управляемыми ракетами с ядерной боевой частью AGM-28. Это давало самолёту возможность не входить в зону поражения вражеской противовоздушной обороны и доставать даже очень хорошо защищённые цели. Середина восьмидесятых принесла бомбардировщику новую модернизацию, целью которой было приспособление самолёта для несения двенадцати крылатых ракет AGM-86B. Тогда же барбардировщики B-52G в количестве шестидесяти девяти штук были переоборудованы под неядерное оружие. Семь из них оснастили противокорабельными ракетами Harpoon, другие — высокоточными управляемыми ракетами разработки израильских конструкторов — AGM-142 (Raptor). До 1994 года в хвосте бомбардировщика стояла ещё и шестиствольная двадцатимиллиметровая пушка М61 (Vulcan), в модификациях последующих лет она уже отсутствовала, а со старых бомбардировщиков пушки были демонтированы.

Модификации В-52

Прототипами Б-52 явились YB-52 и XB-52, которые были построены ещё до серийного производства самолёта, но всё-таки первой машиной был бомбардировщик B-52A из уже производственной серии, хотя и сделано было всего три таких самолёта. На его хвосте была башня для четырёхствольного пулемёта. Кабина пилота тоже отличалась изменениями от всех предыдущих образцов. NB-52A из бомбардировщика превратился в исследовательскую машину, запустившую ракетоплан в 1950 году. А вот о B-52B можно уже говорить подробно. Принят на вооружение в 1955-м, и ВВС США отметили отличную усовершенствованную силовую установку, очень качественное и современное навигационное оборудование.

Было изготовлено пятьдесят таких самолётов, с вооружения они были сняты только в 1966 году. Разведывательный самолёт RB-52B отличался тем, что в отсек вооружения вместо бомб устанавливалось оборудование для разведки — разнообразные детекторы радиоизлучений и фотокамеры. Здесь экипаж был расширен до восьми человек.

NB-52B — в единственном числе, служил самолётом-ракетоносителем North American X-15 с 1967 года. B-52C — модель ходовая, выпускалась в 1955 и 1956 годах. Двигатели были значительно мощнее всех предыдущих — J57-PW-19W, им понадобились и баки под горючее побольше. Таких самолётов построили тридцать пять. B-52D почти такой же, двигатели те же, разведывательной аппаратуры на этом бомбардировщике не стояло. B-52E выпускались до конца 1958 года, также с новыми двигателями, но навигационное оборудование было значительно улучшено, как и прицельное. У них уже была функция дозаправки в воздухе. Эти бомбардировщики могли носить ракетное вооружение AGM-28 Hound Dog.

Бомбардировщик Б-52 — видео

Самолет имеет самую длинную карьеру изо всех боевых машин стратегической авиации, являясь самым молодым вариантом из дозвуковых реактивных бомбардировщиков. Свою длинную жизнь B-52 начал в 1948 г. как преемник поршневого бомбардировщика B-50. который, в свою очередь, стал развитием самолета B-29 «Суперфортресс». Первый полет опытного образца XB-52 состоялся 15 апреля 1952 г. Самолет имел предельно тонкое крыло схемы высокоплан с двигателями под ним, объединенные попарно в мотогондолы, тандемное расположение кресел пилотов и главных колес шасси, дополненное подкрыльевыми опорами. Всего было построено 744 самолета B-52 различных модификаций, из них 71 самолет потерян в результате летных происшествий.

Предсерийные машины B-52A (первый полет состоялся 5 августа 1954 г.) использовались как испытательные и исследовательские самолеты для программ усовершенствования. В ВВС США серийные бомбардировщики начали поступать с 29 июня 1955 г. под обозначением B-52B, которые в отличие от B-52A были оснащены системой навигации и бомбометания. Из пятидесяти построенных самолетов B-52B двадцать семь было переоборудовано в самолет-разведчик RB-52B.

На варианте самолета B-52C было существенно улучшено оборудование и летно-технические характеристики — это первая модель, которая имела белую отделку нижней поверхности корпуса самолета для защиты от светового излучения при ядерном взрыве. Первый полет B-52C совершил 9 марта 1956 г., а в боевое подразделение первый B-52C поступил в июне 1956 г. Последовавший вариант B-52D (впервые поднялся в воздух 4 июня 1956 г.) оснастили улучшенной системой управления огнем из четырех хвостовых 12.7-мм пулеметов. Вариант B-52E (первый полет 3 октября 1957 г.) получил более совершенную навигационную систему и систему управления вооружением с отображением информации на модернизированной приборной доске Увеличение взлетного веса потребовало установки на новом варианте B-52F (первый полет выполнен 6 мая 1958 г.) двигателей с системой впрыска воды для увеличения взлетной тяги.

Вариант B-52G содержал большое количество усовершенствований и оказался наиболее модернизированным в пределах одной модели (первый полет — 26 октября 1958 г.). Чтобы сохранить вес и сделать планер более безопасным, он был полностью перепроектирован, кессон-баки крыла значительно увеличены, киль укорочен, хвостовой стрелок перемещен в кабину экипажа, что позвонило значительно сэкономить вес. Установлено оборудование для запуска снарядов-ловушек «Квейл» (quail — перепел). которые имитировали отметку на экранах РЛС, аналогичную отметке от B-52. и ракет AGM-28 «Хаунд Дог» (hound dog — гончий пес) класса «воздух-поверхность», запускаемых вне пределов зоны ПВО с дальности до 1200 км. До 1960 г. было построено 193 самолета B-52G.

Последней модификацией стал вариант В-52Н (первый полет совершен 6 марта 1961 г.), который отличался новыми турбореактивными двигателями TF33 с увеличенной тягой при значительно меньшем расходе топлива и усиленной конструкцией планера, что позволило самолету летать продолжительное время на малых высотах. Вместо четырех хвостовых пулеметов установлен один скорострельный типа «Гатлинг», дистанционно управляемый с помощью РЛС AN/AGS-15 или телекамеры. Последний самолет серии B-52 был построен в июне 1962 г.

Первая водородная бомба была сброшена с B-52 21 мая 1956 г. В последующие годы ряд рекордных полетов продемонстрировали высокие летные характеристики самолета. Так, в ноябре 1956 г. были выполнены беспосадочные полеты вокруг Североамериканского континента и через Северный полюс протяженностью 27000 км. 18 января 1957 г. три B-52 совершили кругосветный полет за 45 часов 19 минут, пролетев 39750 км со средней скоростью 850 км/ч., а 11 января 1962 г. самолет установил рекорд дальности полета без дозаправки, преодолев 20168 км за 22 часа 9 минут. С 1965 по 1984 г. варианты B-52B по B-52F сняты с вооружения; к началу 1992 г. в ВВС США осталось 254 самолета B-52 (159 B-52G и 95 В-52Н).

Бомбардировщик B-52 являлся первым «сверхтяжелым» самолетом, на котором был применен переставной стабилизатор, диапазон отклонения стабилизатора от + 7 до — 6″. При посадке применяется ленточный тормозной парашют диаметром 13,4 м, установленный в хвостовой части фюзеляжа. Для размещения вариантов B-52G и Н в ангаре киль может складываться вправо на шарнирном узле.

На самолетах B-52G и B-52H все члены экипажа находятся в двухпалубной кабине. Командир экипажа и второй летчик располагаются в катапультных креслах, обеспечивающих покидание самолета вверх; штурман и оператор навигационной РЛС — на нижней палубе в катапультных креслах, обеспечивающих покидание самолета вниз, спиной к направлению полета. На вариантах самолета с А по F оператор системы РЭБ размещается в отдельном отсеке в правой задней части верхней палубы, стрелок — в хвостовом отсеке и может по лазу, проходящему через отсек вооружения, перебраться в основную кабину экипажа (для этого необходимо разгерметизировать кабину и уменьшить высоту полета). На самолетах B-52G и В-52Н стрелок-оператор хвостовой турельной установки и оператор системы РЭБ располагаются в задней части кабины спиной к направлению полета. На некоторых самолетах RB-52B и B-52C в отсеке вооружения устанавливается специальный отсек с разведывательным оборудованием, рассчитанный на двух членов экипажа.

В отсеке вооружения может находиться до восьми ядерных бомб типа Мк.28, 43, 61 и 83. На самолете B-52G наведение хвостовой счетверенной пулеметной установки калибра 12,7 мм может осуществляться с помощью РЛС дистанционного управления огнем AN/AS G-15 или с помощью замкнутой телевизионной системы. На бомбардировщике B-52H в хвостовой турельной установке размещена пушка с вращающимся блоком из шести стволов M61A1 «Вулкан» калибра 20 мм и скорострельностью 4000 выстр./мин.

В 60-хгодах варианты Е, F, G и Н бомбардировщика B-52 были дооборудованы для установки УР AGM-28 «Хаунд Дог», способными огибать возвышенности и поражать пусковые шахты МБР и позиции комплексов ПВО противника. Эти УР размещались в подкрыльевых контейнерах, оснащались реактивными двигателями, имели помехоустойчивую ИНС, максимальную скорость, соответствующую числу М=2,1. Пуски этих УР могли осуществляться на высотах от нескольких десятков до 16800 м.Затем эти самолеты были переоборудованы в носители ядерных УР СРЭМ AGM-69A (12 ракет под крылом и 8 в бомбоотсеке на роторной пусковой установке). Дальность стрельбы такой ракеты 200 км, а мощность боевой части 170 кт. Первый самолет с ракетами СРЭМ был введен в состав боеготовых сил в августе 1972 г.

1982 г. начался с переоборудования бомбардировщиков B-52G и B-52H в носителей крылатых ракет ALCM-B AGM-86B (по шесть единиц на двух подкрыльевых пилонах). Такие ракеты имеют дальность полета 2500 км, мощность ядерной боевой части 200 кг и могут достигать до 85% целей на территории России. Бомбардировщики B-52H, кроме двенадцати КР ALCM-B под крылом, могут разместить (в отличие от B-52G) еще восемь таких ракет в бомбоотсеке на универсальной роторной пусковой установке. Таким образом, каждый из них способен нести до 20 КР.

Самолеты B-52H являлись также первыми носителями новой ядерной КР AGM-129A (АСМ), имеющей большую дальность полета (около 4200 км) и малую заметность (за счет использования технологии «стелс»). Мощность ядерной боевой части ракеты также составляет около 200 кт. Кроме B-52H, носителями КР AGM-86B являются 98 из 159 бомбардировщиков B-52G. 33 самолета модификации G переоборудованы для применения обычных бомб, морских мин и ПКР «Гарпун». В качестве вооружения B-52G могут использовать и УР AGM-84Е SLAM класса «воздух—земля», созданную на базе ПКР «Гарпун». В процессе эксплуатации бомбардировщиков B-52G и B-52H несколько раз проводилась модернизация БРЭО. В 1980-1987 гг. самолеты были оснащены новой радиоэлектронной аппаратурой, в состав которой входит РЛС переднего обзора, ИНС AN/ASN-13, средства управления, контроля и индикации, а также станция активных помех AN/ALQ-172.

Самолеты оборудованы также оптико-электронной системой AN/ASQ-131, тепловизионной камерой AN/AVQ-22, способной работать при низких уровнях освещенности, и ИК-станцией переднего обзора AN/AAQ-6, аппаратурой спутниковой навигационной системы НАВСТАР. Вооружение включает до двадцати крылатых ракет AGM-86B ALCM (AGM-86C CALCM) или до шестнадцати КР AGM-129A ACM, ядерные бомбы B53, B61 и B83, обычные свободнопадающие бомбы Mk82, Mk83, Mk84, Mk117, разовые бомбовые кассеты CBU-87, CBU-89, CBU-97, морские мины Mk36, Mk55, Mk56, Mk62, Mk63 и Mk64. Часть бомбардировщиков модернизированы для обеспечения возможности применения противокорабельных ракет AGM-84 Harpoon, управляемых ракет класса «воздух-земля» AGM-142A Raptor, AGM-158 JASSM, корректируемых авиационных бомб JDAM, AGM-154A JSOW и WCMS.

В 1963 г. вариант B-52D стал исследоваться на предмет использования ядерных бомбардировщиков в качестве носителей обычных бомб, и с 1964 г. началось переоборудование самолетов B-52D в носителей 105 обычных авиабомб весом по 374 кг. Это позволило применить ядерные бомбардировщики с обычным вооружением в войне во Вьетнаме уже в 1965 г. Они использовались с авиабазы на острове Гуам в Тихом океане для нанесения «ковровых» ударов с больших высот по подозрительным зонам в Южном Вьетнаме и путям снабжения из Северного Вьетнама. Каждый боевой вылет продолжался около 10-12 часов с дозаправкой в воздухе, но после перебазирования в Таиланд время боевого вылета резко сократилось. На B-52, применяемых во Вьетнаме, нижняя часть корпуса была перекрашена в черный цвет для уменьшения вероятности визуального обнаружения. Тем не менее в ходе бомбардировок территории Северного Вьетнама американцы потеряли 15 самолетов B-52. Аналогичным образом B-52 оперировали в зоне Персидского залива в 1991 г. и в Югославии в 1999 г.

Бомбардировщик второго поколения

В 1958 и 1959 годах было выпущено восемьдесят девять самолётов B-52F, которые принимали активное участие в течение Вьетнамской войны. Их двигатели J57-PW-43WA имели улучшенную систему вбрызга топлива и новейшие генераторы. Но самой массовой модификацией считается всё-таки B-52G, их сделали в количестве ста девяноста трёх экземпляров. Эту модель отличает уменьшённый киль и изменённая конструкция крыла. Кабина тоже стала выглядеть иначе. Командир, второй пилот и операторы по бомбометанию теперь сидели лицом по движению полёта, а оператор РЭБ и стрелок — смотрели назад. В семидесятих годах B-52G получил ещё и систему оптической электроники AN\ASQ-151 и новое оснащение ракетами AGM-69 SRAM. А в восьмидесятых вооружение дополнилось и крылатыми ракетами марки AGM-86B.

Следующая модификация не прибавила конструкционных изменений, но оснащена была двигателями, отличавшимися особой экономичностью — TF33-P-3. Кроме того, бортовое оборудование и система РЭБ были усовершенствованы и установлена другая система управления вооружением. В 1996 году началось внедрение проекта переоснащения Б-52. На этой модификации чуть было не появились четыре английских двигателя RB211 534Е-4 (Rolls Royce), имеющие тягу 19400 кгс. Не получилось.

Но в 2007-м на этих единственных бомбардировщиках серии, остающихся на вооружении военно-воздушных сил США, установили подвесной контейнер тепловизионной системы для лазерного наведения марки Lightening. Двигатели TF33-PW-3/103 получила модификация B-52H, таких самолётов было изготовлено сто два. И последний бомбардировщик этой серии покинул заводские цеха в 1960 году.

Бомбардировщики

Boeing B-52 Stratofortress. Стратегический бомбардировщик. (США)

Boeing B-52 Stratofortress — американский многофункциональный тяжёлый сверхдальний межконтинентальный стратегический бомбардировщик-ракетоносец второго поколения фирмы Боинг, стоящий на вооружении ВВС США с 1955 года.

Первые проработки технического задания на проектирование стратегического межконтинентального высотного реактивного бомбардировщика — носителя ядерного оружия начались осенью 1945 года. В нем ставилась задача создать самолет, который заменит B-36. В начале 1946 года при выработке основных требований к новой машине было рассмотрено около 30 компоновок самолета с различными профилями крыла, двигателями и максимальной взлетной массой, с учетом обеспечения минимального лобового сопротивления при заданных габаритных размерах.

В результате конкурса, в середине 1946 года, с фирмой Боинг был заключен контракт на теоретические исследования и эскизное проектирование стратегического межконтинентального бомбардировщика.

В декабре 1947 года, в связи с быстрым ростом боевых возможностей истребителей, Министерство авиации внесло коррективы в тактико-технические требования в сторону увеличения дальности и скорости полета, а также рабочего потолка. Чтобы их выполнить, требовалось увеличить вес и размеры самолета, добавить еще два двигателя к планируемым шести. Изменения коснулись и оборонительного вооружения (надо было чем-то жертвовать). Решено было оставить только хвостовую огневую точку.

В следующем году специалистами фирмы Боинг был подготовлен проект бомбардировщика со стреловидным крылом большого удлинения, под которым на пилонах должны были устанавливаться спаренные турбореактивные двигатели (ТРД) «Пратт-Уитни» J57. В начале 1949 года он был одобрен руководством ВВС и представлен на утверждение президента Г. Трумэна. Вскоре состоялось его решение о развертывании программы производства B-52.

В ноябре 1951 года из ворот сборочного завода фирмы в Сиэтле в торжественной обстановке выкатили первый опытный экземпляр (получил обозначение YB-52). Однако его первый полет состоялся только 15 апреля 1952 года. Летчик-испытатель фирмы Боинг А.М. Джонсон и летчик-испытатель ВВС подполковник Г.М. Тоунсед совершили перелет с заводского аэродрома на авиабазу Мозес Лэйк, где должны были проводиться испытания. В этом же месяце была готова и вторая опытная машина (XB-52), летные испытания которой начались 2 октября 1952 года.

B-52 — цельнометаллический верхнеплан с тонким стреловидным (угол стреловидности 35 градусов) крылом большого удлинения. Фюзеляж имел секционную конструкцию. В его центральной части располагался один большой бомбоотсек. Кабина экипажа герметизирована. Она имела каплевидный фонарь, выступавший за обводы фюзеляжа. Все рабочие места сконструированы с учетом обеспечения максимальных удобств, что особенно важно при выполнении многочасового полета. Силовая установка состояла из восьми ТРД, установленных попарно на одном пилоне. Шасси велосипедного типа.

Boeing B-52 Stratofortress. Стратегический бомбардировщик. (США)

На то время это был самый большой бомбардировщик в мире, поражавший своими размерами. Его длина составляла 47,73 м, размах крыльев 56,39 м, максимальная взлетная масса — свыше 180 т. Силовая установка состояла из восьми ТРД «Пратт-Уитни» J57-P-3 с тягой каждого по 3946 кгс. В соответствии с уже сложившейся традицией для тяжелых бомбардировщиков новому самолету присвоили название («Крепость в стратосфере»). Испытания и доводка самолета затянулась на 2,5 года. Чтобы ускорить эти работы были привлечены летчики ВВС, имевшие опыт доводки B-47. Правительство денег не жалело. Поступавшие разведывательные сведения о полетах в СССР тяжелых бомбардировщиков вызывали беспокойство у высших чинов Пентагона и они давили на фирму, требуя результатов.

В 1953 году началось строительство первых трех серийных самолетов, получивших обозначение B-52A. Первоначально их предполагали выпустить в количестве 15 единиц, но эти планы были пересмотрены в пользу следующей модификации. Первая машина была закончена постройкой 18 марта 1954, однако в воздух ее впервые подняли только 5 августа. От прототипов она отличалась перекомпанованной кабиной экипажа. Теперь пилоты сидели не тандемом, а рядом. Остекление было полностью переделано. На самолете смонтировали топливоприемник системы дозаправки в воздухе. В этом же году был размещен заказ на 50 машин второй серии B-52B, отличавшихся наличием бомбардировочно-навигационной системы MA-6A и модернизированными двигателями J57-P-19W с тягой 5171 кгс. Самолеты могли нести 19,5 т бомб (B-52A не вооружались), в том числе и новые свободнопадающие ядерные бомбы Mk5, Mk6, Mk15 (так, например, бомба Mk5 имела длину 3,25 м, диаметр 111 см, вес 1440 кг и ядерный заряд мощностью 40-50 кт). Для самообороны их вооружили кормовой огневой установкой с четырьмя пулеметами, наводимой на цель стрелком из задней кабины при помощи прицельной РЛС А-3А. Первый бомбардировщик этой модификации поднялся в воздух 25 января 1955 года.

Первые B-52B поступили 29 июня 1955 года на вооружение подразделений 93-го бомбардировочного крыла стратегического авиационного командования, дислоцированных на авиабазе Кэсл, шт. Калифорния. Но в качестве бомбовозов было построено всего 13 машин. Десять использовались для подготовки экипажей и не вооружались, а 27 выпустили в варианте разведчиков. Эти машины получили обозначение RB-52B. Для обслуживания дополнительного разведывательного оборудования, размещенного в специальной капсуле, загружаемой в бомбоотсек, экипаж увеличили на два человека. Для обеспечения фотосъемки в темное время, на борт брали 24 осветительные бомбы М-120. Изменилось и оборонительное вооружение. Пулеметы заменили на две 20 мм пушки М24-А-1, наведение которых обеспечивала прицельная система MD-5.

Командующий стратегической авиацией ВВС США генерал-лейтенант К. Ле Мэй настолько уверовал в высокие боевые возможности B-52, что еще до готовности самолетов первой серии настоял на выдаче фирме Боинг большого заказа на поставку этих бомбардировщиков. Чтобы его выполнить производство В-52 было развернуто на двух крупных заводах в Сиэтле и Уичите. Всего в кооперацию поставщиков и производителей комплектующих, оборудования, устройств и систем входило более 5000 субподрядчиков. С накоплением необходимого опыта темп сборки составил 15 машин в месяц — отличный показатель для самолетов таких размеров в мирное время.

С поступлением в 1955 году первых серийных B-52 в строевые части была развернута система переучивания и подготовки пилотов к полетам на новых машинах. На всю программу уходило пять месяцев. Сокращение сроков достигалось за счет широкого использования в обучении специальных тренажеров. Поначалу освоение новой техники шло трудно. Произошло несколько аварий и катастроф. В феврале 1956 года руководство ВВС вынуждено было даже приостановить полеты до выяснения их причин.

Как выяснилось, виноваты были не столько летчики, сколько недоведенность ряда систем и агрегатов. Вот когда сказалась спешка при испытаниях. Конструкторы фирмы Дженерл Электрик внесли ряд изменений в конструкцию ТРД, направленных на повышение их надежности. Но и после этого неприятности продолжались. 1956 год стал воистину «черным» в истории B-52. Только за вторую половину этого года было потеряно четыре самолета. Погибли и люди, не сумевшие покинуть самолет, так как катапультных сидений не установили. Дело приняло крутой оборот. Для выяснения ситуации в конгрессе США была создана специальная комиссия. В ответ на ее запрос руководство ВВС сообщило, что несмотря на ряд катастроф, B-52 как система стратегических вооружений не имеет себе равных в мире, а все трудности — временные.

Для подтверждения своей правоты САК организовало ряд дальних беспосадочных перелетов. Все модификации B-52 оборудовались системой дозаправки топливом в полете «Флаинг Бум», что сделало практически неограниченным радиус их действия. Так, например, в январе 1957 года три бомбардировщика, один из которых пилотировал командующий 15 Воздушной армии, совершили кругосветный перелет, пролетев 39750 км за 45 часов и 19 минут. При этом они пять раз выполнили дозаправку в воздухе. Ссылались военные и на то, что бомбардировщики этого типа являются единственными носителями новой водородной бомбы Mk17, впервые сброшенной с самолета 21 мая 1956 года на один из маленьких островков в Тихом океане.

Boeing B-52 Stratofortress. Стратегический бомбардировщик. (США)

Конструкторы упорно продолжали совершенствовать машину. 9 марта 1956 года совершил первый полет бомбардировщик модификации «С» (всего их построено 35 шт.). Его оснастили двигателями J57-P-19W с увеличенной до 5488 кгс тягой, более совершенной бомбардировочно-навигационной системой ASQ-48. На 15140 л была увеличена емкость топливных баков, что позволило достичь дальности полета 12250 км без дозаправки в воздухе (на 725 км больше, чем у B-52B).

Возросла и максимальная бомбовая нагрузка. B-52С стали первыми носителями американской термоядерной бомбы Mk17. Ее длина составила 7,4 м, диаметр 155,7 см, массу 19050 кг, мощность в пределах 10-25 Мт. Естественно, модернизация В-52 вызвала возрастание массы самолета на восемь тонн, что требовало повышения навыков экипажа при эксплуатации тяжелой машины. Изменился и внешний вид. С этой модели все B-52 стали окрашиваться в защитный «атомный» камуфляж, что привело к дополнительному утяжелению конструкции из-за большой массы нанесенного лако-красочного покрытия. Первыми, в июне 1956 года, B-52C получили летчики 42-го бомбардировочного крыла, дислоцированного на авиабазе Лоринг, шт. Мэн.

Специалисты фирмы Боинг продолжали работу по наращиванию боевых возможностей самолета. 4 июня 1956 года в воздух поднялся первый из 170 заказанных бомбардировщик B-52D. Его фюзеляж был на 1,22 м. На нем применили все достижения военной электроники, существовавшие на то время. В частности были установлены новая система управления огнем бортового вооружения и бомбардировочно-навигационная система. Основным назначением самолета стало нанесение бомбовых ударов с высокой точностью. В марте 1957 года первые B-52D поступили на оснащение 92-го бомбардировочного крыла.

B-52D широко использовались в период ведения войны в Индокитае. 15 июня 1965 года 17 бомбардировщиков B-52D из состава 17-го и 320-го бомбардировочных авиакрыльев, стартовав с авиабазы Андерсен на о. Гуам, нанесли бомбовые удары по объектам на территории Вьетнама. В последствии бомбардировки осуществлялись также по Лаосу и Камбодже. В первые годы войны чаще всего применялся способ бомбометания с больших высот по площадям, на которых могли располагаться цели, имеющие военное значение. Для ударов по «тропе Хошемина» B-52 использовали свое оружие с малых высот.

С целью повышения боевых возможностей B-52D, применявшихся в Индокитае, было увеличено с 27 до 84 число бомб калибра 227 кг, размещенных в отсеке вооружения и на внешних узлах подвески, для чего потребовалось провести соответствующие доработки. Совершенствование системы ПВО Северного Вьетнама потребовало модернизации бортовых средств РЭБ бомбардировщика.

В декабре 1972 года при проведении операции «Лайнбрейкер — II» модернизированные B-52D, базировавшиеся на авиабазе Андерсен, о. Гуам и в Тайланде, совершили 729 самолето-вылетов для атаки 34 объектов, на которые в течение 11 суток было сброшено 15000 т бомб. В результате этих бомбардировок были уничтожены или повреждены 1600 сооружений, 10 аэродромов, 80 % установок по выработке электроэнергии, а также уничтожены хранилища нефтепродуктов общим объемом 11,355 млн. л, что составило 1/4 запасов нефтепродуктов Северного Вьетнама. При этом уровень потерь американских самолетов оказался ниже расчетного и не превысил 2,5 % (истребителями МиГ-21 было сбито два B-52D (один из них — тараном) и огнем ЗРК — еще 15).

Всего за годы войны с авиабаз о. Гуам, о. Окинава (авиабаза Кадена) и Тайланда было совершено 125000 самолето-вылетов, сброшено 2,63 млн. т бомб и потеряно 29 B-52. В 1966 году в небе Индокитая прошел испытание B-52F, а летом 1972 года — B-52G. В целом в ходе этой войны были подтверждены высокие характеристики этих тяжелых бомбардировщиков.

В октябре 1957 года строевые части САК стали получать новую версию бомбардировщика — B-52E (всего построено 100 шт.), отличавшуюся оборудованием (установлены новейшая бомбардировочно-навигационная система AN/APN-89A) и большими удобствами для экипажа. Первыми новые самолеты получили пилоты 6-го бомбардировочного крыла с авиабазы Уолкер. Вслед за ней последовали 89 B-52F, получившие более мощные двигатели J57-P-43W, установленные в несколько измененных мотогондолах. Конструкторам удалось немного снизить массу самолета и увеличить дальность полета без дозаправки. Первый полет на этом бомбардировщике был выполнен 6 мая 1958 года, а с июня этого же года они стали поступать на вооружение 7-го бомбардировочного крыла, дислоцированного на авиабазе Карсвелл. 51 бомбардировщик В-52F принял участие в боевых действиях в Индокитае. 18 июня 1965 года 27 самолетов, вылетев с авиабазы Андерсен, о. Гуам, нанесли бомбовый удар по району северо-западней Сайгона. При этом два экипажа не вернулись на базу. Всего за все годы войны экипажи, летавшие на самолетах этой модификации. Сбросили около 100000 т бомб по целям на территории Северного Вьетнама, Лаоса и Камбоджи.

В 1959 году бомбардировочные крылья стратегической авиации стали пополняться тяжелыми бомбардировщиками B-52G (первыми их получили пилоты 5-го бомбардировочного крыла с авиабазы Трейвис, шт. Калифорния), большая часть из которых находилась на вооружении до начала 1995 года. Внешне они отличались укороченным, но более широким килем и отсутствием хвостовой кабины стрелка. Эти бомбовозы оснастили самым современным на тот момент времени бортовым радиоэлектронным оборудованием, увеличили поднимаемый запас топлива за счет установки интегральных топливных баков. В результате дальность полета возросла до 14000 км. Данная модификация стала самой массовой в семействе B-52. Всего было построено 193 машины.

Весной 1960 года произошло событие, оказавшее значительное влияние на взгляды военных специалистов на применение стратегических тяжелых бомбардировщиков. Советской зенитной ракетой комплекса С-75 «Двина» был сбит американский высотный самолет-шпион U-2, пилот которого (Ф. Пауэрс) выполнял полет на высоте 22000 м, считавшейся недосягаемой для советских средств ПВО.

Американцам срочно потребовалось искать способы повышения эффективности и живучести стратегических бомбардировщиков. С целью скрытого подхода к зонам поражения зенитными управляемыми ракетами пришлось снизить высоту полета к целям, что тут же сказалось на расходе топлива (боевой радиус уменьшился). Возросла нагрузка на экипажи, так как полеты тяжелых самолетов на малых высотах требуют предельной концентрации моральных и физических сил.

Другим способом решения этой проблемы виделся путь оснащения бомбардировщиков управляемыми ракетами. Их применение позволило бы наносить удары по выбранным объектам, не входя в зону действия средств ПВО.

Разработку такой УР вела фирма Норт Америкэн. В декабре 1959 года первый образец крылатой ракеты AGM-28 «Хаунд Дог» поступил на испытания, которые к середине следующего года завершились пуском опытного образца КР с борта B-52 после 20 часового патрулирования в Арктике.

Ракета имела помехоустойчивую инерциальную систему наведения, точность которой позволяла поражать стартовые позиции МБР, реактивный двигатель «Пратт-Уитни» J52-P-3, сообщавший ей скорость порядка М=2,1. Дальность полета зависела от высоты пуска (диапазон высот от нескольких десятков метров до 16800 м) и составляла от 160 до 1125 км. Всего было заказано 360 КР AGM-28, состоявших на вооружении до 1976 года. В носители этих ракет были переоборудованы бомбардировщики B-52E/F/G/H, входившие в состав 29 эскадрилий. Из-за больших размеров ракеты (длина -13,1 м, размах крыльев — 3,6 м) один бомбардировщик мог нести их только две, на специальных подкрыльевых пилонах.

С целью расширения боевых возможностей была разработана еще одна модификация — B-52H с турбореактивными двухконтурными двигателями TF33-P-3 с тягой 7711 кгс. Эти двигатели имели значительно меньший расход топлива на малых высотах, что давало прирост дальности полета без дозаправки до 16677 км. Было усилено оборонительное вооружение. В хвостовой части самолета устанавливалась пушка «Вулкан» с вращающимся блоком из шести стволов калибром 20 мм и скорострельностью 4000 выст./мин, которая могла поражать авиационные ракеты, атакующие бомбардировщик с задней полусферы. Возможности системы управления огнем AN/ASG-21, установленной на B-52H, значительно превышали возможности системы аналогичного назначения на B-52G. Всего было построено 102 самолета модели B-52H. Последнюю машину ВВС получили 26 октября 1962 года.

Таким образом, с 1955 по 1962 год было выпущено 744 самолета семейства B-52, включая и два прототипа. Ими было укомплектовано 22 стратегических бомбардировочных крыла, дислоцированных в разное время на 36 авиабазах.

За длительный срок службы семейство бомбардировщиков B-52 не один раз проходило модернизацию, что позволило значительно расширить решаемый ими круг боевых задач, ряд которых первоначально и не рассматривался. Изменялось и основное вооружение.

КР «Хаунд Дог» по многим характеристикам не удовлетворяла руководство САК. В целях ее замены фирме Боинг был выдан контракт на разработку в рамках программы Short Range Attack Missile (SRAM) наступательной ракеты ближнего радиуса действия с ядерной боевой частью, аналогичной головной части МБР «Минитмен»-3.

В середине 1969 года начались испытательные пуски этих ракет, продлившиеся 2,5 года. В результате было создано грозное оружие. Ракета имела скорость полета порядка М=3,5, дальность — от 56,3 км до 80 км при пуске с малых высот и 161 — 221 км при запуске на средних высотах. Она оснащалась ядерной головной частью мощностью 170 кт, что однако несколько меньше планируемой.

В 1971 году фирме был выдан контракт на модернизацию 281 бомбардировщика B-52 в самолет-носитель УР AGM-69A SRAM. Ракеты размещались по шесть под каждой консолью крыла и восемь — в фюзеляжном отсеке. В августе 1972 года первые экипажи 42-го бомбардировочного крыла заступили на боевое дежурство с новым оружием.

В середине 70-х годов было проведено шесть больших усовершенствований оборудования радиоэлектронной борьбы самолетов B-52G и H, что привело к увеличению до 2725 кг общей массы этого комплекса. В это же время начался вывод из боевого состава в резерв бомбардировщиков B-52 ранних модификаций от «А» по включительно.

Для повышения вероятности прорыва системы ПВО на малых высотах и доставки оружия к целям все оставшиеся в строю B-52G и H в период с 1980 по 1987 год были оснащены комплексом наступательных радиоэлектронных систем. Кроме того, практически все навигационно-пилотажное оборудование заменено на новое. Только на модернизацию в период с 1977 по 1987 год было истрачено 5 млрд. долларов. Эти деньги не пропали даром. Боевая эффективность самолетов значительно возросла.

Существенный скачек боевых возможностей тяжелых бомбардировщиков произошел с принятием на вооружение крылатых ракет воздушного базирования AGM-86B ALSM. Эта ракета имела дальность полета 2495 км, ядерную головную часть и высокую точность попадания (КВО около 30 м). При условии запуска КР приблизительно с 350 км от границ СССР, их воздействию могло подвергнуться около 85 % всех возможных объектов поражения на его территории. На внешних узлах подвески одного самолета могли размещаться 12 ракет (по шесть на одном пилоне под каждой консолью крыла). Так же была разработана унифицированная внутрифюзеляжная вращающаяся пусковая установка для крылатых ракет и УР SRAM, что позволило довести до 20 штук общее число поднимаемых одним бомбардировщиком ракет AGM-86B.

В начале 1989 года ВВС приступили к оснащению стратегических бомбардировщиков B-52H усовершенствованными крылатыми ракетами, разработки фирмы Дженерл Дайнэмикс, AGM-129 с дальностью полета 3780 км и ядерной головной частью мощностью 200 кт. Первое подразделение B-52H, вооруженных этими КР, было развернуто на авиабазе Сойер, шт. Мичиган.

Командование ВВС постоянно стремилось расширить круг боевых задач для B-52. С ослаблением ядерного противостояния значительная часть бомбардировщиков, не являющихся носителями крылатых ракет, было переориентировано на применение обычных средств поражения. В этом качестве они участвовали в нанесении ударов по Ираку в период проведения операции «Буря в пустыне». Каждый самолет брал 51 бомбу калибра 227 кг или 18 — калибра 905 кг. В ходе этих боевых действий два B-52 получили серьезные повреждения.

До середины 90-х годов B-52H и G довольно активно эксплуатировались в строевых частях. Из них 189 машин было подготовлено в качестве носителей крылатых ракет большой дальности. Остальные 42 B-52G обладали возможностью нести как различные ядерные бомбы, так и ракеты и бомбы в обычном снаряжении. В начале 1995 года все они были выведены из боевого состава стратегической авиации и переданы на хранение. Кроме того, на базе хранения Дэвис Монтан в Аризоне законсервирован 251 B-52C, D, E, F и G.

Boeing B-52 Stratofortress. Стратегический бомбардировщик. (США)

Характеристики (B-52H):

  • Экипаж: 5 человек (командир, пилот, оператор РЛС, штурман и оператор РЭБ);
  • Длина: 49,05 м;
  • Размах крыла: 56,39 м;
  • Высота: 12,4 м;
  • Площадь крыла: 371,6 м²;
  • Угол стреловидности по линии 1/4 хорд: 35°;
  • Коэффициент удлинения крыла: 8,56;
  • Профиль крыла: NACA 63A219.3 mod корень крыла, NACA 65A209.5 законцовка крыла;
  • Масса пустого: 83 250 кг;
  • Масса снаряжённого: 120 000 кг;
  • Максимальная взлётная масса: 229 065 кг;
  • Максимальная полётная масса: 256 735 кг;
  • Максимальная боевая нагрузка в отсеке вооружения: 22 680 кг;
  • Запас топлива: 181 725 л;
  • Двигатели: 8× ТРДД Pratt & Whitney TF33-P/103;
  • Тяга: 7710 кгс (75,6 кН);
  • Коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъёмной силе: 0,0119 (расчётное значение);
  • Эквивалентная площадь сопротивления: 4,42 м²;
  • Максимальная скорость на большой высоте: 957 км/ч (M=0,86);
  • Крейсерская скорость максимальная: 819 км/ч приборная (M=0,84);
  • Крейсерская скорость нормальная: 723 км/ч истинная (M=0,77);
  • Максимальная скорость на малой высоте: 652—676 км/ч (M=0,53—0,55) (при преодолении ПВО);
  • Боевой радиус: 7 210 км;
  • Перегоночная дальность: 16 090 км;
  • Практический потолок: 16 765 м;
  • Скороподъёмность: 31,85 м/с;
  • Длина разбега: 2 900 м;
  • Длина пробега: (без тормозного парашюта);
  • на сухой ВПП: 1 433 м;
  • на мокрой ВПП: 2 500 м;
  • Нагрузка на крыло: 616 кг/м²;
  • Тяговооружённость: 0,51;
  • Аэродинамическое качество самолёта: 21,5 (расчётное значение);
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: +2;
  • ЭПР: ~100 м²;
  • Пушечное вооружение: 1 автоматическая шестиствольная 20 мм пушка M61 Вулкан в хвосте самолёта, в 1994 году демонтированы;
  • Бомбовая нагрузка: до 31 500 кг различного вооружения.

Боевое применение

Боевое крещение бомбардировщики Б-52 получили во Вьетнаме, где их участие не прекращалось на всём протяжении этой войны — от 1965 года до 1973-го. В ходе Arc Light (так назывались все боевые операции, в которых участвовали Б-52 на территориях Юго-Восточной Азии) было совершено сто двадцать шесть вылетов. Здесь нужно отметить, что один вылет обходился бюджету США в сорок тысяч долларов. Была и операция Linebacker II в 1972 году, когда массированные бомбардировки проводились безостановочно в течение двенадцати дней.

Было совершено семьсот двадцать девять боевых вылетов и сброшено почти шестнадцать тысяч тонн бомб по Хайфону и Ханою. Но иногда вьетнамцы американских бомбардировщиков всё-таки доставали на их почти недосягаемой высоте. Особенно отличился Северный Вьетнам. Пятнадцать Б-52 зенитные батареи сбили только в ходе этой операции. По американским данным, погибло всего тридцать таких самолётов за всю войну, из этих потерь большая часть — не боевые.

Формирование и ранние годы исполнителей

Ребята собрались в 1976 для проведения импровизированной джем-сессии. Все участники до этого были знакомы, но никогда не играли вместе. Представленный момент оказался ответственным в карьере, начальной точкой для творчества. После этого начали сыгрываться, находить новое звучание, экспериментировать. Название придумали не сразу, оно пошло от прически, которая пользовалась популярностью в регионе.

В качестве основной стилистики выбрали new wave. Первым синглом считается Rock Lobster, который записывался в студии DB Records. Релиз получился популярным в андеграунде. Чуть позже релиз переиздавали в качестве сингла, который отлично зашел в Германии и Британии.

Вверх

Наши дни

В 1991 году началась война в Персидском заливе, где поучаствовали семьдесят бомбардировщиков, которые сделали более полутора тысяч вылетов, но потеряли лишь один, а шесть были повреждены. В 1996 году Б-52 бомбили Багдад — его электростанции в основном. В 1998-м — летали «открывать двери» в Ирак в компании с Англией. В 1999-м Б-52 бомбили государство в самом центре Европы — Югославию — в течение двух с половиной месяцев, где погибло порядка 1700 человек, а более десяти тысяч были ранены. Почти пятьсот детей «поймали» эти «подарки» с неба — все насмерть.

В 2001 году началась и никак не может закончиться Афганская война. Основную роль в ней сыграли бомбардировщики B-52 Stratofortress, которые использовали спутниковое и лазерное наведение, но мирное население всё равно гибло немеряно. Странно, если было бы иначе: там применялись авиационные бомбы BLU-82/B, прозванные с юмором «косильщиками маргариток». На самом деле это сверхтяжёлая бомба, самое мощное оружие на сегодняшний день, если не считать ядерного.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]