Самолёт Як-7 – из учебных классов на фронт тотальной войны


Ещё до войны в конструкторском бюро Яковлева был создан истребитель Як-1. Впоследствии его конструкция разовьётся в Як-3 – один из лучших советских самолётов в своём классе.

Но уникальность ситуации в том, что у яковлевских истребителей был «внутренний конкурент». Им стал самолёт Як-7, на протяжении войны он (а затем и его потомок Як-9) выпускались параллельно с «основной линейкой». При этом использование Як-7 в качестве истребителя изначально вообще не предусматривалось. Задумывался этот самолёт, как учебный, для подготовки пилотов «настоящих» боевых машин, в том числе и Як-1.

История создания

В конце 30-х годов Красная Армия начинала масштабное перевооружение. Для пехоты создавались самозарядные и автоматические винтовки. Разрабатывались новые танки с трехдюймовыми пушками и противоснарядным бронированием. Ну а задание на разработку истребителей нового поколения выдали сразу трём конструкторским бюро. Но, помимо боевых машин, требовался и самолёт для подготовки лётчиков.

Разработку учебно-тренировочной «спарки» поручили КБ Александра Яковлева. Уже в июне 1940 года был построен первый прототип самолёта УТИ-26, построенного на основе истребителя Як-1. По технике пилотирования УТИ-26 был достаточно близок и к двум другим истребителям – МиГ-3 и ЛаГГ-3.

Осенью того же года самолёт рекомендовали к запуску в серию и принятию на вооружение.

Весной 1941 года начался выпуск «доведённого» варианта самолёта, получившего новое название Як-7УТИ.

После начала нацистского вторжения производство Як-7УТИ свернули, но выпущенные самолёты активно использовали – как по прямому назначению, так и в качестве разведчика. Для этого в кабину инструктора просто сажали наблюдателя. А затем инженер Константин Синельщиков предложил сделать из учебной «спарки» боевой истребитель.

Потребовалось для этого немного – усилили вооружение, установив ещё один пулемёт ШКАС, а в развал блоков цилиндров – пушку ШВАК. Кабину лётчика защитили бронеспинкой, а баки заменили протектированными. И оказалось, что вопреки скепсису главного конструктора, истребитель Як-7 даже превосходит Як-1 по устойчивости и управляемости. С осени 1941 года боевой Як-7 пошёл в производство.

Выпуск самолётов Як-7 (1941 — 1944 гг.)[1]

МодельЗавод1941194219431944Всего
Як-7УТИ№301186186
Як-7 других модификаций№15321221126564888
№822156404651320
№2155
ВСЕГО:207243132964656399

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Статистика серийного выпуска самолётов Як-7 приводится по изданию: История отечественной авиапромышленности. Серийное самолётостроение, 1910-2010 гг./Под общ.ред. Д.А. Соболева. М.: РУСАВИА, 2011. — 432 с.: ил., с. 156 []

Конструкция

Самолёт Як-7 представлял собой одномоторный моноплан с нижним расположением крыла. Конструкция смешанная: каркас фюзеляжа сваривался из труб, изготовленных из «хромансила» (сталь с добавлением хрома, марганца и кремния), и обшивался фанерой и полотном. Капот двигателя и обтекатели – дюралюминиевые. Силовой набор крыла – полностью деревянный, обшивка – фанера и полотно.

На съёмной мотораме устанавливался 12-цилиндровый мотор М-105 конструкции Владимира Климова.

Як-7 оснащался модификацией М-105ПА, которая допускала установку в развале блоков цилиндров мотор-пушки. Также, в отличие от базовой модели, использовались беспоплавковые карбюраторы, допускавшие манёвры с отрицательными перегрузками.

Наддув осуществлялся приводным центробежным нагнетателем. На поздних Як-7 устанавливали форсированный М-15ПФ – мощность мотора была повышена увеличением давления наддува.

Протектированные топливные баки находились в крыльях и под кабиной лётчика. В ходе производства их дополнительно оснастили системой накачки инертными выхлопными газами. Маслорадиатор находился под двигателем, а радиатор системы охлаждения – под кабиной лётчика.

Первые учебные Як-7 вооружались для тренировочных целей одним пулемётом ШКАС калибра 7,62 мм. Боевые истребители получили второй пулемёт и 20 мм пушку ШВАК в развале цилиндров. Боезапас каждого пулемёта состояли из 750 патронов, пушка снаряжалась лентой на 120 снарядов. На поздних модификациях пулемёты заменили крупнокалиберными УБС с боекомплектом 140 и 260 патронов (для правого и левого соответственно).

Помимо стрелково-пушечного вооружения, истребитель мог нести 6 неуправляемых ракет РС-82. Поздние Як-7Б также могли нести две бомбы калибром до 100 кг.

Учебные самолёты имели две кабины со спаренным управлением.

На истребителях управление, разумеется, имел только пилот, но отсек за его кабиной сохранялся на протяжении всего производства. Это стало большим преимуществом Як-7, расширяющим его возможности.

Историческая справка

История создания и боевого применения

9 мая 1939 года ОКБ А.С. Яковлева приступило к разработке легкого истребителя И-26 или Я-26. Главным конструктором выступил К.А. Вигант, ведущим — К.В. Синельщиков. Изначально планировалось установить на истребителе перспективный двигатель жидкостного охлаждения М-106, но разработка затянулась и его место занял менее мощный М-105П. Чтоб уложиться в исходные характеристики, пришлось переделывать конструкцию с целью её облегчения, что не замедлило сказаться и на дальности полета и на оборудовании.

13 января 1940 года истребитель И-26 впервые поднялся его в небо, а 29 мая 1940 года, с некоторыми доработками, самолет был передан на государственные испытания. Производство истребителя планировалось развернуть на заводах №292 в Саратове и №301 в Химках, и уже в июне 1940 года первые машины стали поступать в войска, под тем же индексом — И-26, несмотря на то, что войсковые испытания машины были завершены только через полгода, уже в 1941 году.

До начала войны советская промышленность выпустила 425 самолётов Як-1. В боевые части поступила едва ли четверть от этого числа. В частности в апреле 1941 года 78 самолетов отправили в Баку, где они оставались после нападения Германии.

К 22 июня 1941 года в пяти западных военных округах Советского Союза находилось 105 самолетов Як-1. Следует иметь в виду, что в части самолеты отправлялись по железной дороге в контейнерах. В Ленинградском ВО 20 машин находилось в составе 158-го, в Прибалтийском ОБО — три машины, в Западном ОБО — 20 Як в 123-м, а в Киевском ОБО — 62. В Одесском ВО Як не было вовсе. Почти все самолёты не участвовали в первых боях, поскольку боеготовность имели только два полка: 20-й и 158-й.

Большинство собранных Як-1 находилось в глубине территории в составе частей ПВО. Летчики ПВО были лучше подготовлены, они были в виде резерва. К началу войны московская система ПВО располагала 95 Як-1. Они составляли заметную долю авиапарка и в ходе советского контрнаступления под Москвой. В данных 1 ноября и 1 декабря 1941 года Яки отсутствуют, а 1 января 1942 года снова появляются 14 Як-1. Уровень потерь был довольно высок, в составе 6-й резервной авиа-группы имелся лишь один исправный Як-1. Благодаря надежности и легкости в обслуживании Як-1 из 172-го полка за короткий зимний день совершали по 5-6 боевых вылетов, что в какой-то степени компенсировало их малочисленность. Яками-1: 236-й, 66-й, 188-й и 20-й. Калининский Фронт также располагал четырьмя полками Як-1: 163-м, 518-м, 521-м и 237-м.

Интересные факты

15 августа 1943 года восемь Як-1 из 236-го ИАП перехватило группу немецких самолётов, состоявшую из 60 бомбардировщиков. Лётчиками командовал младший лейтенант В.П. Тихонов.

24 июня 1944 года советские летчики провели показательный бой. В бою Е.Я. Савицкий сбил один истребитель-бомбардировщик Fw 190, другой «фоккер» записал на свой счет И.Ф. Федоров. В конце войны необычное задание выполнял 115-й ГИАП. 29 апреля 1945 года в полк прибыл приказ: «Подготовить полк к полету парадным строем 1 мая 1945 года над Берлином. Шестиметровый флаг поместили под закрылками Як-3 К. Новоселова. 24 Яка-1 прошли над трибунами, командовал машинами А. Косе.

Серийные модификации

Як-7А – самолёты образца 1942 года. На них начли устанавливать радиостанцию, аэродинамику несколько улучшили за счёт убирающегося хвостового колеса. Прозрачный фонарь в процессе производства заменили фанерной крышкой.

Як-7Б – созданная в том же 1942 году модификация с улучшенной аэродинамикой и усиленным вооружением. Пулемёты ШКАС на этом истребителе заменили на 12,7мм пулемёты УБС. Лётные качества этого Як-7 не только не ухудшились, но и выросли до уровня довоенных УТИ-26. С августа 1942 двигатель М-105ПА заменили на форсированный до 1180 л.с. М-105ПФ.

Также на этом Як-7 во время выпуска появился новый фонарь – каплевидный, гаргрот при этом был понижен. Радиостанциями оснащались все самолёты, но большинство – только приёмниками. Передатчики, необходимые для отдавания приказов, имели только командирские Як-7. Истребители, отданные в части ПВО, имели дополнительные средства ночной навигации – радиокомпас и мощную посадочную фару.

Як-7-37 – мелкосерийный истребитель, вооружённый 37 мм пушкой Ш-37 конструкции Шпитального. Войсковые испытания продемонстрировали высокую огневую мощь самолёта (для уничтожения вражеского истребителя достаточно было одного попадания осколочно-фугасного снаряда). Хотя выпуск продолжен не был, Як-7-37 стал прямым предком более известного Як-9Т.

Як-7В – учебно-тренировочный самолёт, отличавшийся упрощённой конструкцией. На них устанавливали неубирающееся шасси, топливные баки без протектора. Вооружение было упразднено вообще.

Увеличение поставок алюминия позволили начать опыты по улучшению характеристик Як-7 за счёт использования в конструкции дюраля.

Опытный самолёт с дюралевыми лонжеронами крыльев получил название Як-7ДИ. Его испытания показали отличные результаты, но он оказался и последим «седьмым». В серию подобный истребитель пошёл уже под другим индексом – Як-9.

Имитация любого истребителя

Итальянский М-346 оснащен западной авионикой и двигателями, российский Як-130 – современным отечественным бортовым оборудованием. На серийных Як-130 впервые в России реализован полностью цифровой борт без аналоговых приборов, или «стеклянная кабина». В кабинах пилота – жидкокристаллические цифровые индикаторы (по три на каждого пилота), в передней кабине есть коллиматорный индикатор на фоне лобового стекла.

Одно из основных преимуществ самолета – комплексная цифровая электродистанционная система управления разработки КРЭТ, которая позволяет выполнять фигуры высшего пилотажа и обучать летчиков управлению истребителями различных классов. При обучении сложному пилотажу и отработке воздушного боя система позволяет приблизить динамические характеристики Як-130 к моделируемым самолетам. Так, за штурвалом можно отработать воздушный бой, ракетно-бомбовые удары по наземным целям, в том числе с имитацией ПВО противника.

При этом «умный» Як-130 готов простить будущим пилотам многие ошибки. Благодаря новейшей электронике самолет мгновенно реагирует на команды пилота-инструктора. Если обучаемый пилот не справляется с управлением, а инструктор в кабине по какой-то причине потерял дееспособность, Як-130 можно посадить по радиосигналу с земли.

В самолете также хорошо проработана система катапультирования пилотов. Одно из ключевых преимуществ – возможность успешного катапультирования при нулевой скорости, а также на малой высоте через специально разрушаемое остекление фонаря.

Боевое применение

По изначальному, учебному назначению, «седьмые» использовали на протяжении всей Великой Отечественной Войны. И его вклад в победу, сделанный именно в этой роли, сложно переоценить – ведь долгое время других тренировочных «спарок» для лётчиков-истребителей просто не было.

Однако «семёрка» замечательно проявила себя и в «неожиданном» для неё качестве истребителя. Несмотря на то, что «валовые» истребители из-за низкого качества сборки поначалу уступали по характеристикам эталонным образцам, Як-7 оказался прост в управлении и эксплуатации, а также прославился живучестью.

А главное – отсек, оставшийся на месте кабины инструктора, можно было использовать как для размещения оборудования, вроде фотоаппарата, так и для перевозки людей. Например, техников во время перебазирования или для заброски кого-то за линию фронта.

Только в 1944 году Як-7 начали заменять на Як-9, при этом последние «семёрки» произвели только в июле.

Учебные самолёты использовались и после войны. Помимо советских лётчиков, на Як-7 летали и французы из эскадрильи «Нормандия-Неман».

Мария Стюарт

Самая трагическая судьба за всю историю этой фамилии уготована была Марии Стюарт, внучке короля Якова IV, правившей Шотландией в 1560-1567 гг. Именно она стала матерью будущего короля Англии, который родился в ее браке с лордом Генри Дарнли. Яков VI Шотландский родился 16 июня 1566 г. в замке Эдинбурга и получила имя Джеймс. Вскоре после этого его отец Г. Дарнли погиб при взрыве, организованном заговорщиками в его доме в Керк-о’Фильде 10 февраля 1567 г.

Мария Стюарт с помощью своих сподвижников объявила себя претенденткой на английский престол, но потерпела поражение. Когда ее сыну Джеймсу исполнился год, она попала в плен и была заключена в замок Лох-Левен, где 24 июля 1567 г. отреклась от короны в пользу сына. Спустя 20 лет она была казнена по указу королевы Елизаветы Тюдор.

Лётно-технические характеристики

Сравним Як-7 с основным истребителем Люфтваффе периода 1941-1942 гг. Bf.109F

Як-7БBf.109F-4
Размах крыла, м109.9
Длина, м8.58.8
Взлётная масса, т33.1
Максимальная скорость, км/ч570620
Потолок, км9,912
Скороподъёмность, м/мин8621308
Вооружение20 мм пушка, 2х12,7мм пулемёта20 мм пушка, 2х7,92мм пулемёта

Як-7, уступая «Мессеру» по скорости набора высоты, обладал преимуществом в горизонтальных манёврах. Крупнокалиберные пулемёты УБС превосходили по мощности и бронепробиваемости не только MG17 нормального калибра, но 13 мм MG131, которые появятся на немецких самолётах позднее.

С другой стороны, в боекомплект пушек MG151 входили знаменитые «миненгешоссы» — фугасные снаряды высокой мощности, аналога которым у союзников не имелось. Главным же недостатком Як-7 было низкое качество сборки, из-за которого скоростные качества двух истребителей одной серии на границах высотности отличались на 10 км/ч, а сами границы высотности могли «сдвигаться» на сотни метров.

Заслуживает глубокого уважения тот факт, что конструкторам удалось превратить самолёт, предназначенный для вспомогательной роли, в истребитель для завоевания господства в воздухе.

Конечно, Як-7 не обладал рекордными характеристиками, а качество сборки сильно страдало.

Однако простота сборки и эксплуатации, живучесть и возможность использования не по прямому назначение (за счёт отсека за кабиной) – неоспоримые достоинства. А потенциальные возможности конструкции были окончательно раскрыты уже на самолётах Як-9.

Як-3 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Разработка самолета под обозначением Як-1М началась в августе 1942 г. Машина задумывалась как глубокая модификация Як-16, оптимизированная для завоевания господства в воздухе. По сравнению с исходной моделью, на 11,5 % сократили запас топлива, существенно уменьшили площадь крыла и горизонтального оперения. Крыло оставили деревянным, как на Як-16, но лонжероны и четыре силовые нервюры выполнили дюралевыми. Вооружение осталось как на Як-16 — 20-мм пушка LUBAK, стреляющая через вал винта (боекомплект 120 снарядов), и синхронный 12,7мм пулемет УБ (200 патронов). В результате принятых мер по облегчению машины её взлетная масса уменьшилась на 280 кг.

Историческая справка

История создания и боевого применения

9 мая 1939 года ОКБ А.С. Яковлева приступило к разработке легкого истребителя И-26 или Я-26. Главным конструктором выступил К.А. Вигант, ведущим — К.В. Синельщиков. Изначально планировалось установить на истребителе перспективный двигатель жидкостного охлаждения М-106, но разработка затянулась и его место занял менее мощный М-105П. Чтоб уложиться в исходные характеристики, пришлось переделывать конструкцию с целью её облегчения, что не замедлило сказаться и на дальности полета и на оборудовании.

13 января 1940 года истребитель И-26 впервые поднялся его в небо, а 29 мая 1940 года, с некоторыми доработками, самолет был передан на государственные испытания. Производство истребителя планировалось развернуть на заводах №292 в Саратове и №301 в Химках, и уже в июне 1940 года первые машины стали поступать в войска, под тем же индексом — И-26, несмотря на то, что войсковые испытания машины были завершены только через полгода, уже в 1941 году.

До начала войны советская промышленность выпустила 425 самолётов Як-1. В боевые части поступила едва ли четверть от этого числа. В частности в апреле 1941 года 78 самолетов отправили в Баку, где они оставались после нападения Германии.

К 22 июня 1941 года в пяти западных военных округах Советского Союза находилось 105 самолетов Як-1. Следует иметь в виду, что в части самолеты отправлялись по железной дороге в контейнерах. В Ленинградском ВО 20 машин находилось в составе 158-го, в Прибалтийском ОБО — три машины, в Западном ОБО — 20 Як в 123-м, а в Киевском ОБО — 62. В Одесском ВО Як не было вовсе. Почти все самолёты не участвовали в первых боях, поскольку боеготовность имели только два полка: 20-й и 158-й.

Большинство собранных Як-1 находилось в глубине территории в составе частей ПВО. Летчики ПВО были лучше подготовлены, они были в виде резерва. К началу войны московская система ПВО располагала 95 Як-1. Они составляли заметную долю авиапарка и в ходе советского контрнаступления под Москвой. В данных 1 ноября и 1 декабря 1941 года Яки отсутствуют, а 1 января 1942 года снова появляются 14 Як-1. Уровень потерь был довольно высок, в составе 6-й резервной авиа-группы имелся лишь один исправный Як-1. Благодаря надежности и легкости в обслуживании Як-1 из 172-го полка за короткий зимний день совершали по 5-6 боевых вылетов, что в какой-то степени компенсировало их малочисленность. Яками-1: 236-й, 66-й, 188-й и 20-й. Калининский Фронт также располагал четырьмя полками Як-1: 163-м, 518-м, 521-м и 237-м.

Интересные факты

15 августа 1943 года восемь Як-1 из 236-го ИАП перехватило группу немецких самолётов, состоявшую из 60 бомбардировщиков. Лётчиками командовал младший лейтенант В.П. Тихонов.

24 июня 1944 года советские летчики провели показательный бой. В бою Е.Я. Савицкий сбил один истребитель-бомбардировщик Fw 190, другой «фоккер» записал на свой счет И.Ф. Федоров. В конце войны необычное задание выполнял 115-й ГИАП. 29 апреля 1945 года в полк прибыл приказ: «Подготовить полк к полету парадным строем 1 мая 1945 года над Берлином. Шестиметровый флаг поместили под закрылками Як-3 К. Новоселова. 24 Яка-1 прошли над трибунами, командовал машинами А. Косе.

Литература[ | ]

  • Кондратьев Вячеслав.
    «Великолепная семёрка» (рус.) // Авиационное обозрение. — Х., 1995. — № 2. — С. 9—18.
  • Кузнецов С.Д.
    Як-7. Истребитель тотальной войны. — М.: Яуза; Эксмо, 2014. — 192 с. — (Война и мы. Авиаколлекция). — 1100 экз. — ISBN 978-5-699-75423-6.
  • Харук А.И.
    Истребители Второй Мировой. Самая полная энциклопедия. — М.: Яуза, ЭКСМО, 2012. — 368 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-699-58917-3.
  • Смирнов Г. Рассказы об оружии. — М., Детлит, 1976.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]