ГАЗ-63 представляет собой двухосный грузовой автомобиль, массовый выпуск которого начался еще в 1948 году. Модель являлась разновидностью популярного народного и хозяйственного грузовика ГАЗ-51. Помимо этого ГАЗ-63 стал полноценной заменой трехосного автомобиля ГАЗ-ААА довоенных времен.
Данная модель стала первой в СССР, обладающей полным приводом. Ее серийное производство развернулось в довольно больших масштабах.
В первую очередь грузовик был ориентирован на армейские нужды. Здесь техника стала одной из лучших, поскольку она была устойчива к суровым условиям эксплуатации. Кроме этого ГАЗ-63 использовался в качестве штатной платформы для БТР-40.
Северная Корея и Китай также занимались производством данного грузовика. В Корее модель именовалась, как Sungri-61, а в Китае, как Yuejin NJ230 или NJ230A
Хоть ГАЗ-63 отлично зарекомендовал себя в армии, но для гражданских целей он не совсем подходил. Мощности двигателя зачастую не хватало для выполнения возлагаемых задач. Грузоподъемность также вносила свои ограничения. Например, если грузовик максимально загружен, то он терял свою высокую проходимость, а это считалось его главным преимуществом.
История
Конструкторы приступили к проектированию нового автомобиля в 1938 году. Активно используемые полуторки уже тогда были весьма устаревшими, как технически, так и морально. Это и подтолкнуло Горьковский завод к созданию новых машин.
В итоге, в самом начале весны 1938 года, конструкторским составом Горьковского автозавода была начата разработка нового семейства грузовых автомобилей, имеющих повышенную проходимость и предназначенных для эксплуатации в сложных дорожных условиях.
Несколько дебютных экспериментальных экземпляров ГАЗ-63 были созданы в период с 1939 по 1940 год перед тем, как началась Великая Отечественная война. Но в связи с развернувшимися тогда событиями, производство моделей было отложено до 1948 года. ГАЗ-63 был самым массовым полноприводным грузовиком, состоящим на вооружении Советской Армии, а также и простым трудягой в народных хозяйствах всего Советского Союза с 1950-х по 1960-е годы.
Первый экспериментальный образец был построен в 1939 году. Его сразу же отправили на прохождение различных испытаний.
Стоит отметить, что основной упор при разработке нового грузовика был сделан именно на его вездеходные качества. Поэтому его внешний вид мало чем отличается от выпускаемых тогда грузовых автомобилей.
Конструкторы решили установить на экспериментальный ГАЗ-63 кабину от популярной в то время полуторки. Но во всем остальном данный грузовик вышел действительно оригинальным. В первую очередь это касается его ходовой части, которая специально для этой модели была спроектирована практически с нуля. В результате ГАЗ-63 получил колесную формулу 4х4 и односкатную ошиновку задних колес.
Но разработка на этом не закончилась. Одновременно с работами над внедорожным ГАЗ-63, Горьковский автомобильный завод начал проектировать аналогичную версию, но предназначенную уже для выполнения гражданских нужд. Такой модели был присвоен заводской индекс ГАЗ-11-55. Модель имела высокую унификацию с военным 63-м Газоном.
Унификация двух моделей позволила удешевить производство грузовиков, сделать более упрощенную эксплуатацию, а также осуществлять серийное производство данных грузовиков на общем конвейере, что опять же сокращает затраты на производство. Стоит отметить, что ГАЗ-51 и ГАЗ-63 были оснащены совершенно новыми конструкторскими разработками и техническими решениями, которые к тому же были революционными в машиностроении того времени.
Все испытания, в которых участвовал ГАЗ-63, были проведены довольно успешно. Однако массовое производство грузовиков, запланированное на начало 1940-х годов, руководство Горьковского автозавода отложило. Это было связано с началом Великой Отечественной войны. К проекту вернулись снова в 1943 году, но тогда работа велась не над выпуском, а над дальнейшей разработкой.
В то время конструкторскому составу Горьковского автомобильного завода удалось ознакомиться с полноприводными грузовиками, выпускаемыми американскими производителями. Это были такие модели, как Studabeker и Chevrolet. Их появление обусловлено тем, что во время войны грузовики производились по ленд-лизу на мощностях Горьковского автозавода.
Видя такую ситуацию, горьковские инженеры не упустили своего шанса изучить иностранную технику и заимствовать некоторые конструктивные наработки американских производителей. Но это не означает, что отечественные модели повторили своих зарубежных аналогов. Основные узлы же были полностью спроектированы или же усовершенствованы на основе уже имеющихся узлов горьковскими инженерами.
Новая экспериментальная партия полноприводных машин, получившая ряд доработок, была представлена в 1945 году. В это же время для грузовиков снова провели различные испытания, где результаты стали только лучше. В 1948 году Горьковский автомобильный завод приступил уже к серийному производству грузовых автомобилей повышенной проходимости ГАЗ-63.
ГАЗ-63 фото
Читайте далее:
«Урал» – история автозавода
История компании Tatra
КрАЗ – история Кременчугского автозавода
Новенький пикап – его характеристики на автовыставке
Автобус ядерной войны или причуды советских конструкторов
Назначение
Грузовик ГАЗ-63 благодаря отличным техническим и эксплуатационным характеристикам, а также довольно высокой проходимости завоевал большую популярность в Советской Армии. Здесь автомобиль в основном выполнял транспортировку личного состава армии и каких-либо грузов. Кроме этого грузовик буксировал военные орудия, а на его платформу могли быть установлены разные боевые установки, что из обычного грузовика делало спецмашину.
Не меньшей популярностью данная модель пользовалась и в народном хозяйстве, но здесь это по большей степени обусловлено условиями послевоенного времени. По завершению войны, грузовой техники для народных нужд было крайне мало, из-за чего пользовались тем, что было, а в данном случае это ГАЗ-63. Машина использовалась весьма активно и работа с перегрузом для нее была не редкостью.
Если конструкция и не вызывала даже малейших сомнений в надежности, то грузоподъемность грузовика вносила свои ограничения. Грузовик хоть и мог перевозить достаточно тяжелые грузы, но при этом он жертвовал своей высокой проходимостью, из-за которой ГАЗ-63 и был разработан.
Кроме ухудшения вездеходных свойств, масса деталей подвергалась сильному износу при такой эксплуатации. А проведение своевременного технического обслуживания грузовика в условиях сел было весьма затруднительным.
Модификации
Помимо базовой модели Горьковский автомобильный завод выпускал также и различные модифицированные версии, среди которых:
- Модификация ГАЗ-63А. Имеет удлиненную рамную конструкцию. Спереди версия комплектовалась лебедкой с расчетным тяговым усилием в 4500 килограмм. Функционировала лебедка за счет коробки отбора мощности, приводимой в действие карданным валом, соединенным с трансмиссией грузовика. Также лебедка обладала тросом длиной в 65 метров;
- Модификация ГАЗ-63Э. Имеет экранированное электрооборудование. В остальном схожа с базовой версией грузовика;
- Модификация ГАЗ-63АЭ. Имеет экранированное электрооборудование и лебедку в передней части рамы. В остальном схожа с базовой версией грузовика;
- Модификация ГАЗ-63У. Представляет собой экспортный вариант стандартного грузовика;
- Модификация ГАЗ-63АУ. Представляет собой экспортный вариант модификации ГАЗ-63А;
- Модификация ГАЗ-63ЭУ. Имеет экранированное электрооборудование и является также экспортным вариантом;
- Модификация ГАЗ-63Ю. Данная модификация предназначена для эксплуатации в тропических условиях;
- Модификация ГАЗ-63ЭЮ. Версия имеет экранированное электрооборудование, а также она предназначена для эксплуатации в тропических условиях;
- Модификация ГАЗ-63П. Является полноприводным тягачом седельного типа. В отличие от базового грузовика имеет уменьшенные колеса. Помимо этого может иметь как односкатную, так и двухскатную ошиновку на заднем мосту. Модификация выпускалась ограниченными партиями в период с 1958 по 1968 год:
- Модификация ГАЗ-33. Является полноприводным трехосным грузовиком с колесной формулой 6х6. Максимальная грузоподъемность данной версии составляет 3000 килограмм. За основу для ГАЗ-33 была взята платформа ГАЗ-63. Выпуск первых экспериментальных моделей 33-го ГАЗа состоялся еще в 1946 году. Но серийное производство такой модификации так и не было реализовано. Основной причиной тому стала недостаточная мощность силовой установки, которая была заимствована у ГАЗ-51.
Одновременно с базовыми модификациями, на базе ГАЗ-63 выпускались и различные специализированные машины, а именно:
- Модификация ГАЗ-63 АЦУ-20. Представляет собой пожарную автомобильную цистерну;
- Модификация ГАЗ-63 ПМГ-19. Представляет собой пожарную автомобильную цистерну;
- Модификация ГАЗ-63 АР-1,6. Является рукавным пожарным автомобилем;
- Модификация ГАЗ-63 АСОП-5. Является пожарным автомобилем связи и освещения;
- Модификация АС-3. Является автомобилем санитарного предназначения. Может перевозить семь носилок и двоих сидячих раненых или больных;
- Модификация БТР-40. Данная модификация также известна, как ГАЗ-40 и является бронетранспортером, рассчитанным на восьмерых солдат и двух членов экипажа. За основу для этой модели была взята платформа ГАЗ-63. Используемый силовой агрегат был подвергнут доработкам, в результате которых его максимальная мощность была повышена до 80 лошадиных сил. Разработка модели осуществлялась с 1947 года, а серийное производство в период с 1950 по 1960 год.
Боевая техника на базе машины
В октябре 1943 года на Горьковском автозаводе стали разрабатывать колесное самоходное орудие с пушкой калибром 76 мм. К маю 1944 года был выпущен первый экземпляр. По обе стороны пушки были кресла водителя и командира-наводчика. Боекомплект состоял из пятидесяти восьми снарядов. Воевала эта машина в конце Великой Отечественной войны.
Параллельно с разработкой модели грузового автомобиля на его базе в 1947 году был разработан легкий двухосный бронетранспортер с несущим кузовом, получивший название БТР-40. БТР был рассчитан на восемь десантников. Колесная база уменьшилась на 600 мм, мощность двигателя подняли до 81 л. с., увеличив верхний предел частоты вращения и пожертвовав при этом долговечностью, что для боевой техники особого значения не имело.
Вооружен был БТР станковым пулеметом системы Горюнова, в боекомплект которого входило 1260 патронов. Пулемет можно было устанавливать по бортам на один из четырех кронштейнов. На те же кронштейны можно было устанавливать ручной пулемет ДПМ, которым были вооружены десантники. Модификация БТР-40А была оснащена спаренными крупнокалиберными пулеметами КВПТ. В 1993 году бронетранспортер снят с вооружения.
На шасси ГАЗ-63 выпускалась с 1950 года и боевая машина реактивной артиллерии БМ-14 «Катюша».
Технические характеристики
Двигатель
ГАЗ-63 за все время серийного производства комплектовался только одним двигателем. Это была шестицилиндровая карбюраторная силовая установка с нижним расположением клапанов, устанавливаемая и на такую модель, как ГАЗ-51. При рабочем объеме в 3.5 литра ее максимальная мощность на выходе составляла 70 лошадиных сил, что для того времени было вполне достаточно.
Мотор обладал жидкостной системой охлаждения и мог разогнать грузовик до максимальной скорости в 65 километров в час.
Характеристики:
- Рабочий объем – 3.48 л;
- Максимальная мощность – 70 л.с. (при 2800 об/мин);
- Диаметр цилиндра – 82 мм;
- Ход поршня – 110 мм;
- Степень сжатия в камере сгорания – 6.2:1;
- Наибольший крутящий момент – 20.5 кгс/м (при 1500-1700 об/мин).
Особенности конструкции
Вездеход ГАЗ-63 построен на рамном шасси. Компоновочная схема обеспечивает короткие передний и задний свесы, что положительно влияет на геометрическую проходимость ГАЗ-63. В конструкции использованы шины с возможностью работы на пониженном давлении, стоит отметить, что при этом значительно снижался ресурс резины. Подкачка колёс производилась от работающего двигателя.
Для обеспечения быстрого запуска на радиаторе ГАЗ-63 имелась жаровая труба, в которую вставлялась паяльная лампа.
Место установки лампы располагалось в правой арке переднего колеса. При работе лампы жидкость в радиаторе прогревалась пламенем, а горячий воздух отогревали масло в поддоне двигателя вездехода.
Тормозная система
Рабочая тормозная система представлена колодочными механизмами, имеющими гидравлический привод. В качестве стояночного тормоза использовались также барабанные тормозные механизмы, но имели уже механический привод в виде троса.
Стоит отметить, что барабанные механизмы в стояночном тормозе начали устанавливаться на грузовик только с 1955 года. До этого модель оснащалась дисковыми тормозами.
Ходовая часть
Спереди используется зависимая подвеска, состоящая из продольных полуэллиптических рессор и гидравлических телескопических амортизаторов двустороннего действия.
Задняя подвеска также является зависимой и обладает те ми же продольными полуэллиптическими рессорами, но амортизаторы здесь уже отсутствуют.
Габаритные размеры
- Полная длина – 5525 мм;
- Полная ширина – 2200 мм;
- Высота по кабине – 2245 мм;
- Длина колесной базы – 3300 мм;
- Ширина передней колеи – 1590 мм;
- Ширина задней колеи -1600 мм;
- Дорожный просвет – 270 мм;
- Наименьший радиус поворота – 9700 мм.
Особенности
Главным достоинством грузового автомобиля ГАЗ-63 является его действительно очень высокая проходимость. Это также отмечают все те, кто когда-либо работал на нем.
При не особо мощном силовом агрегате данный грузовик справлялся с достаточно сложными задачами. Он мог проехать практически везде и это опять же при малой мощности мотора. Конструкция была очень надежной и простой. Именно на базе ГАЗ-63 и был разработан легендарный отечественный вездеход ГАЗ-66, который практически полностью унаследовал ходовую часть от своего предшественника.
Среди других особенностей автомобиль обладает неприхотливостью, простым техническим обслуживанием и ремонтом, ну и, конечно же, феноменальной надежностью. Хоть ГАЗ-63 имел полноприводную компоновку, но в случае необходимости водитель мог отключить передний привод, что положительно сказывалось на расходе топлива.
Недостатки
Используемый двигатель был не совершенен. По словам водителей, он имел довольно малый эксплуатационный ресурс, а при интенсивной эксплуатации зачастую не проходил весь срок службы.
Сам по себе данный грузовик был довольно медленным и неповоротливым. Несмотря на наличие полного привода, трансмиссия не оснащалась блокировкой дифференциалов. В случае какой-либо поломки было достаточно сложно отыскать запчасти, не говоря уже про настоящее время, где если удастся найти, то стоимость на них, как правило, очень высокая.
Другим недостатком является плохая устойчивость машины. Это объясняется высоко расположенным центром тяжести. Из-за этого автомобиль мог запросто завалиться на бок во время преодоления сложных дорожных участков. Также зачастую подобные ситуации случались из-за неопытности водителей.
Риск опрокидывания лишь увеличился, если на шасси грузовика установлен армейский КУНГ. Стоит отметить, что такое оснащение имело массу около 1500 килограмм и очень большую высоту. Все это негативно сказывалось на устойчивости, из-за чего автомобиль требовал от водителя неспешного и очень осторожного управления при передвижении по местности со сложным рельефом.
Стоит отметить, что для ГАЗ-63 предлагались очень герметичные, теплые и полностью экранированные КУНГи. Все это позволяло значительно уменьшить помехи при использовании радиостанций и аппаратуры проводной связи. Кроме этого автомобиль оснащался экранированными проводкой, катушкой зажигания, трамблером, свечными колпачками и высоковольтными проводами. Также модель была оборудована и специальными фильтрами радиопомех.
Экспорт в зарубежные страны
Несмотря на то, что ГАЗ-63 создавался, прежде всего, для советских Вооруженных Сил, немалая часть этих автомобилей была отправлена за рубеж. Иностранными получателями этой машины стали в первую очередь европейские страны, входившие в «социалистическое содружество»: Югославия, Германская Демократическая республика, Чехословакия и Польша. Кроме того, поставки осуществлялись в развивающиеся страны, дружественные по отношению к СССР. В частности, ГАЗ-63 попадал в Монголию, Вьетнам, Северную Корею, Лаос, а также во многие африканские государства и на Кубу.
Некоторое количество грузовиков было продано Финляндии. В других «капстранах» ГАЗ-63 тоже иногда оказывался, но это были уже не прямые поставки, а результат цепочки перепродаж или каких-то случайностей.
Цена
Грузовик ГАЗ-63 был снят с серийного производства очень давно. Но даже в настоящее время можно отыскать вполне рабочие экземпляры.
Так, автомобиль в работоспособном состоянии сейчас можно приобрести по минимальной цене в 80 тысяч рублей. Однако, покупая подобный вариант, следует помнить, что за такую стоимость техника в большинстве случаев требует кропотливой реставрации.
Другим вариантом, к тому же весьма популярным, является приобретение грузовика, снятого с армейской консервации в 1980-1990-х годах. Чаще всего такие машины укомплектованы КУНГами и обладают отличным техническим состоянием. Стоимость такого варианта в среднем доходит до 450 тысяч рублей в зависимости от оснащения.
Кузов
Военный ГАЗ-63 был оборудован деревянным универсальным кузовом, у которого имелись высокие решётчатые боковые борта и передняя стенка. Внутри него располагались откидные продольные скамейки. Задний борт также выполнялся открывающимся. Боковые борта имели специальные гнезда, в которые можно было устанавливать дуги для натягивания тента.
На основании требования военного руководства конструкторы увеличили емкость топливных баков. К основному девяностолитровому баку был добавлен 105-литровый бак, что позволило довести объем горючего до показателя 780 километров езды при полной нагрузке.