Автомобиль-вездеход ГАЗ-64: технические характеристики, описание и отзывы


Машину выпускали с 1941 по 1943 год. Её разрабатывали в срочном порядке, так как шла война, и армия нуждалась в мобильной технике, способной перевозить офицеров и транспортировать легкие орудия в условиях бездорожья.

В начале 1941 года нарком машиностроения В.А. Малышев отдал приказ разработать легкий грузовик и сделать это в течение 3-х месяцев. Над проектом работали конструктор В.А Грачев, инженер Г.М Вассерман и техник А.Г Кузин.

Задача была не из простых. Военные поставили жесткие условия касательно параметров будущего автомобиля. Строго оговаривались длина, вес и колесная база. Обязательным условием была возможность размещения 30-ти миллиметровой пушки. Особое внимание уделялось плавности хода, который был необходим для прицельной стрельбы во время движения.

С чего все начиналось

В истории отечественного автомобилестроения масса примеров копирования зарубежных образцов. Вот и про ГАЗ-64 говорили, что эта машина «срисована» с американского Bantam BRC 40, хотя на самом деле к нему «шестьдесят четвертый» не имеет совершенно никакого отношения. Однако ради справедливости нужно отметить, что идея создания русского «джипа» в таком виде все же позаимствована у заокеанских союзников.

Иван Петрович Тягунов – генерал-майор, начальник Автотракторного управления армии, — изучая по долгу службы американские автомобильные журналы, наткнулся на статью, в которой сообщалось, что начала строить для армии США мини-грузовики «Пигмей». Причем в заметке указывалось, что военное ведомство Штатов собирается закупить 30 тысяч таких машин – цифра просто огромная для того времени. Этот факт косвенно указывал на важность автомобиля такого вида для вооруженных сил. К тому же форма кузова внедорожника и его технические характеристики были нетипичными для отечественных машин.

Кстати, о Bantam BRC в публикации упоминалось только вскользь, без каких-либо определенных данных.

Со статьей Тягунов ознакомился в последних числах января 1941 года, а уже 1 февраля в Народный комиссариат, отвечающий за среднее машиностроение (НКСМ), пришло письмо от генерала с убедительной просьбой изготовить и представить к середине апреля опытные машины, разработанные по образцу «Пигмея».

К слову, у американцев на тот момент в действительности существовало только два рабочих экземпляра этих автомобилей.

В.А. Малышев, занимавший должность Наркома НКСМ, вызвал в Москву В.А. Грачева, являющегося главным конструктором ГАЗовских машин повышенной проходимости, и, познакомив его с американской публикацией, поручил сделать автомобиль такого же назначения.

И вот тут стоит вернуться к вопросу о «копиях». В распоряжении Грачева был журнал с общими ТТХ «Пигмея». И это всё! Никаких чертежей, схем или просто сведений о конструкции статья не содержала. На имевшихся скудных данных автомобиль скопировать было просто невозможно. Так что заслуга американцев заключается только в идее.

«Своевременное» техническое задание

Работа над новым автомобилем, впоследствии получившим заводскую маркировку ГАЗ-64, началась уже 3 февраля. Машина собиралась с небывалой скоростью, даже обогнав техническое задание, которое заводчане получили, когда процесс создания внедорожника подходил к завершающей стадии.

Согласно этому документу, у ГАЗ-64 характеристики должны были соответствовать следующим данным:

  • Длина (мм) – 3100.
  • Колея (мм) – 1200.
  • Колесная база (мм) – 2100.
  • Высота по капоту (мм) – 970.
  • Масса (кг) – 1000.
  • Минимальная грузоподъемность (кг) – 400.
  • Вместимость кабины – 4 чел.

Кроме того, автомобиль вездеход ГАЗ-64 должен был выполняться в трех различных вариантах: разведывательном, командирском и арт. тягач.

Причем для первых двух видов предполагался кузов типа фаэтон, а для артиллеристов – пикап.

В машине разведки в салон должен был устанавливаться вертлюг под пулемет ДС, а на ГАЗ-64, командирский внедорожник, радиостанция РБ.

С миру по нитке…

Чтобы успеть уложиться в отведенные сроки, инженерам приходилось использовать агрегаты и узлы, уже разработанные и применяемые в других серийных автомобилях. Так, от грузовика ГАЗ-ММ конструкторы позаимствовали двигатель и КПП. От ГАЗ-61 — «раздатку», передний мост, рулевой механизм, тормоза (за исключением системы привода) и рессоры, адаптировав эти элементы под новый внедорожник. Задний мост, с укороченными полуосями, — от ГАЗ-11. Диски колес — от ГАЗ-М-1, а шины — от ГАЗ-А. Карбюратор и еще часть деталей были взяты от первой отечественной малолитражки КИМ-10.

С нуля разрабатывались: несущая рама и передняя подвеска.

Вместо указанных в тех. задании кузовных типов (фаэтон и пикап) Грачев решил представить новую модель в одном открытом варианте — «тачанка» с вырезами, заменявшими двери.

Мягкий складной тент на опытном ГАЗ-64 не предусматривался.

Примечания

  1. 1 2
    «Волга» ГАЗ-21 • ГАЗ-22 • ГАЗ-23 • ГАЗ-24 • ГАЗ-24-02 • ГАЗ-24-10 • ГАЗ-24-12 • ГАЗ-24-24 • ГАЗ-24-34 • ГАЗ-24-76 • ГАЗ-24-95 • ГАЗ-3102 • ГАЗ-31022 • ГАЗ-31029 • ГАЗ-3105 • ГАЗ-3110 • ГАЗ-31105 • ГАЗ-311055 • ГАЗ-3111 • Volga Siber
    Представительские модели ЗИМ • Автомобили «Чайка» :
    ГАЗ-13 «Чайка»;ГАЗ-14 «Чайка»
    • ГАЗ-3105
    Повышенной проходимости ГАЗ-21 • ГАЗ-61 • ГАЗ-64 • ГАЗ-67 • ГАЗ-69 • М-72 • ГАЗ-46 • ГАЗ-2308 «Атаман» • ГАЗ-3106
    Грузопассажирские, спортивные и экспериментальные модели ГАЗ-4 • ГАЗ-61-417 • ГАЗ-А-Аэро • ГАЗ-АААА • ГАЗ-ВМ • ГАЗ-25 • ГАЗ-ГЛ-1 • ГАЗ-67-420 • М-73 • ГАЗ-16 • ГАЗ-18 • ГАЗ-19 • ГАЗ-415 • ГАЗ-3103 • ГАЗ-3107 • ГАЗ-2301 • ГАЗ-2304 «Бурлак» • ГАЗ-3115 • ГАЗ-3301 • ГАЗ-2332 CityVan

Прерванные испытания нового внедорожника

В апреле 1941 года «шестьдесят четвертый» должен был пройти почти двухнедельные войсковые испытания, на спец. полигоне Кубинка, в которых также были представлены: АР-НАТИ, ГАЗ-61 и гость из Германии – Tempo G1200.

По сути, более-менее справедливую конкуренцию ГАЗ-64 мог составить только АР-НАТИ, когда остальные две машины относились к автомобилям совсем другого класса. Но тем не менее все четыре модели были поставлены на «одну линию» и сравнивались между собой.

За время тестирования новый «джип» прошел 776 км, из которых 126 по сильнопересеченной местности, в самый пик весенней распутицы, причем как самостоятельно, так и с прицепом, в качестве которого выступал артиллерийский передок вместе с пушкой «сорокопяткой». ГАЗ-64, военный автомобиль, показал просто великолепную проходимость, сравнимую с возможностями танков легкого класса Т-60 и Т-40, и это не с «грязевой резиной», а с обычными шинами от серийной машины.

Однако пройти всю программу тестирования автомобилю не дали, испытания были прерваны в связи с тем, что легковые внедорожные новинки захотели лично осмотреть Сталин, Буденный, Ворошилов и Шапошников.

История автомобиля

Отечественный легковой автомобиль массового выпуска – Газ М1 «Эмка».

Первые работы над созданием начались в 1933 году, и уже в январе 1934 года появились первые предсерийные образцы модели.

Госприёмку этот автомобиль прошел самую высшую. В марте 1936 года машину осмотрели Иосиф Сталин, Климент Ворошилов, Вячеслав Молотов и Григорий Орджоникидзе. Машина им понравилась.

В 1936 году началось серийное производство, «Эмка» заменила на конвейере модель А.

Всего в период с 1936 по 1942 годы было изготовлено 62 888 автомобилей.

ГАЗ М-1 это по истине символ 30-х годов. «Эмка» была прежде всего служебным автомобилем, на этой машине ездили передовики, деятели культуры, партийная номенклатура, директора заводов, военноначальники. Однако, машина продавалась и простым гражданам. Чтобы купить М1 простому смертному нужно было получить по месту работы хорошую характеристику и конечно же заплатить. Машина продавалась за 10 000 рублей, при средней зарплате в 350 рублей.

Вердикт военных

Несмотря на то что новый внедорожник показал неординарные способности по проходимости, военные составили просто разгромный заключительный вердикт.

В своем отчете комиссия указала, что у ГАЗ-64 технические характеристики в целом соответствуют предъявленным требованиям, однако имеются различия по некоторым пунктам, а именно:

  • Запаса хода в 334 км недостаточно для эффективной эксплуатации.
  • На сильнопересеченной местности система охлаждения мотора плохо работает даже при температуре окружающего воздуха в +5 градусов.
  • ГАЗ-64 не способен преодолеть водную преграду глубиной более 600 мм.
  • На мокром и зыбком грунте преодолеваемый подъем составляет лишь 17-18 градусов.

По компоновке кузова, согласно мнению комиссии, новый автомобиль не годится ни на одну роль, указанную в тех. задании, а представляет собой обычный легковой полугрузовик, рассчитанный на трех человек и небольшое количество багажа. И это притом, что он без проблем таскал по талому снегу, смешанному с грязью, противотанковую пушку вместе с ее передком.

Помимо того, на отзыв повлияло и отсутствие тента, «запаски», а также дополнительного бака для топлива.

В итоге военные посчитали производство ГАЗ-64 нецелесообразным, предпочтя ему ГАЗ-61. При этом совсем не беря в расчет то, что производство устанавливаемых на эту машину двигателей (ГАЗ-11) было уже прекращено, и даже отсутствовала необходимая оснастка для изготовления открытой кузовной платформы, на которой они настаивали.

Навигация¶

  • 2020/04/17 12:44Obsidian обновил страницу АИГС ГраФиС.
    2020/01/19 16:59Obsidian обновил страницу Коэффициент сжимаемости воздуха.
    2019/08/17 15:24Obsidian обновил страницу Ствол А.
    2019/08/17 15:24Obsidian обновил страницу Ствол Б.
    2019/07/18 10:44Aleksey обновил страницу Линейная скорость распространения горения.
    2019/04/10 14:10Obsidian обновил страницу Сибирская Пожарно-спасательная академия (Сибирская Пожарно-спасательная академия).
    2019/01/23 15:56Obsidian обновил страницу Онлайн калькулятор ГДЗС.
    2019/01/23 09:32Obsidian обновил страницу АИГС ГраФиС.
    2018/12/04 11:01Obsidian обновил страницу Приборы подачи огнетушащих веществ.
    2018/11/11 16:12Obsidian обновил страницу Путь пройденный огнем.
    2018/11/11 16:08Obsidian обновил страницу Онлайн калькулятор ГДЗС.
    2018/11/04 20:15Obsidian обновил страницу Онлайн калькулятор ГДЗС.
    2018/09/03 11:21Obsidian обновил страницу Насосно-рукавные системы.
    2018/08/27 09:34Obsidian обновил страницу Тушение пожаров в зданиях с навесными вентилируемыми фасадами.
    2018/07/31 16:54Obsidian обновил страницу Расчеты параметров работы в СИЗОД.
    2018/07/31 15:00Obsidian обновил страницу Расчеты параметров работы в СИЗОД.
    2018/07/24 09:26Obsidian обновил страницу Расчеты параметров работы в СИЗОД.
    2018/07/17 14:46Obsidian обновил страницу Расчеты параметров работы в СИЗОД.
    2018/06/19 20:56Tor обновил страницу Совмещенный график тушения пожара изменения площади пожара, требуемого и фактического расхода огнетушащих веществ во времени.
    2018/05/18 16:40Obsidian обновил страницу Оперативный штаб пожаротушения.
  • Случайная страница
  • Новая страница
  • Все страницы
  • Категории
  • Файлы
  • AA 11,8-100 (RBI 39,700) ПАНТЕРА
  • Пожарные автомобили насосно-рукавные

  • АА 8,0-90/6(65224)
  • АА 9,0-(60-70)-50/3(65222)-33ВР
  • АА-12,0-60 (63501)
  • АА-12/60(63501)-270.02
  • АА-13/60(6560)-270.03
  • АА-13/60 (6560)
  • AA-40(43105)189
  • АА 8,5-70(43118) – Пожавто
  • АБР-5(4308)
  • АНР 40-1,4(43118)
  • АНР 40-800(43253)
  • АПП 3(2705) Пожавто(Миасс)
  • АПП-0,3-2,0(33021)ПМ-532А
  • АПП-0,3-2,0 NATISK(27057)
  • АПП-0,5(396255)
  • АПП-0,5(Iveco Daily)
  • АПП-0,5-1,5(3302)-85ВР
  • АПП-0,8-20/200(65C15DH)027ПВ
  • АПП-2-0,3/100(23602)023-МС
  • АПП-5(Ford Transit)Pozhavto
  • АЦ 5,0-100(43118)
  • АЦ 5,0-100(43118)-2
  • АЦА-40/4(43118)-248
  • Маркировка пожарных автомобилей
  • Основные пожарные автомобили
  • Основные пожарные автомобили общего применения
  • Основные пожарные автомобили целевого применения
  • Пожарные автомобили
  • Пожарные автомобили первой помощи
  • Пожарные рукавные автомобили
  • Специальные пожарные автомобили

Страницы на которых имеются ссылки на данную статью

    • AA 11,8-100 (RBI 39,700) ПАНТЕРА
    • NP 4000

  • NP 6000
  • Пожарные автомобили насосно-рукавные
  • АА 8,0-90/6(65224)
  • АА 9,0-(60-70)-50/3(65222)-33ВР
  • АА-12,0-60 (63501)
  • АА-12/60(63501)-270.02
  • АА-13/60(6560)-270.03
  • АА-13/60 (6560)
  • AA-40(43105)189
  • АА 8,5-70(43118) – Пожавто
  • АЦА-40/4(43118)-248
  • Воздушно-механическая пена
  • Всасывающие пожарные рукава
  • История пожарных автомобилей
  • НЦП-40/100-Р-Р
  • НЦПН-40/100
  • НЦПН-70/100М
  • Огнетушащие вещества
  • Основные пожарные автомобили
  • ПН-40УВ
  • Пожар
  • Пожарно-техническое вооружение
  • Пожарные автолестницы
  • Пожарные автомобили
  • Пожарные автоцистерны
  • Развертывание сил и средств
  • Тушение пожара
  • Страницы на которые ссылается данная статья

    Поиск по сайту

    Особое мнение

    В сопровождении к отчету по испытаниям Грачев приложил свое письменное мнение, разъяснив в нем, что такое ГАЗ-64 и каково его предназначение, а именно:

    • что этот внедорожник предназначался, прежде всего, для эксплуатации в моточастях армии, как раз с этим связана компактность машины;
    • что по тех. требованиям, предъявляемым Главным автобронетанковым управлением, автомобиль вполне можно использовать во всех трех направлениях: командирская, разведка, арт. тягач.
    • что сравнивать новый внедорожник с ГАЗ-61 нельзя, так как эти машины относятся к разным классам, и «шестьдесят четвертый» призван не заменить, а дополнить его.

    Неизвестно, хватило бы доводов, которые привел Грачев, чтобы отстоять и все же запустить в серийное производство ГАЗ-64, но тут ему пришла неожиданная помощь со стороны Героя Советского Союза маршала Г. И. Кулика. Кулик написал Малышеву письмо, в котором вступился за ГАЗ-64, обосновав необходимость постановки машины такого класса на вооружение в Красную армию, естественно, с устранением выявленных в ходе проб недостатков.

    Двигатель

    Следующей основной характеристикой является двигатель авто. Что нужно знать новичку о двигателях? Объем (зависит мощность авто и его расход), количество и расположение цилиндров и клапанов (эффективность работы мотора), мощность (как правило в л.с (лошадиных силах)).

    С двигателем связана коробка передач, которая может быть механическая, автоматическая, роботизированная или это может быть вариатор. У всех этих вариантов есть свои преимущества и недостатки, о которых следует непременно знать.

    Более того у разных моделей коробок разных видов есть свои слабые места, которые следует проверить при покупке авто. Так или иначе в итоге работа двигателя и КПП приводит в действие колеса, которые показывают еще один тех. параметр — крутящий момент, исчисляемый в Нм (Ньютон-метрах)).

    Вторая попытка

    В самом начале лета 1941 года появился другой и единственный опытный экземпляр, серьезно переработанный: радикальные изменения претерпел кузов, машина приобрела тент и запасное колесо, подверглось усовершенствованию и шасси внедорожника. ГАЗ-64, по плану, снова должен был пройти испытания, но помешала начавшаяся война. Через два дня после ее начала Горьковский автозавод получил задание на производство еще пары обновленных автомобилей: командирского и разведывательного. 20 августа оба внедорожника прибыли в Москву для тестирования, причем дополнительно один экземпляр таскал пушку «сорокопятку», второй — противотанковый ЗИС-2 калибром 57 мм.

    Испытания прошли успешно, и на этот раз новый внедорожник был принят на вооружение и запущен в массовое производство.

    ГАЗ-64: характеристики, описание

    Кузов машины – сварной, открытый, на четыре места. Передние сиденья – раздельные, заднее – слитное. Двери, как и в первой версии, не предусматривались, что позволяло оперативно покинуть автомобиль в случае опасности. Вся поверхность кузова исключала сложные формы, что облегчало его серийное изготовление.

    Непромокаемый тент накрывал только верх, боковины оставались открытыми.

    Ветровое стекло можно было опустить вперед (на капот).

    Для внешнего оформления передней части автомобиля использовались детали от ГАЗ-АА: крышка капота, верх кожуха радиатора, щиток приборов.

    На «джип» установили карбюраторный четырехцилиндровый мотор объемом в 3,285 л, низкая степень сжатия которого (всего 4,6) давала возможность использовать даже низкокачественное топливо (октан 55–60). Мощность двигателя в 50 л. с. при 2800 об. позволяла разгонять внедорожник до 90 км/час.

    КПП – четырехступенчатая, механическая. Раздаточная коробка – одноступенчатая. Основной привод – задний, передний – подключаемый.

    В подвеске внедорожника использовались четверть-эллиптические рессоры – не самый лучший вариант, так как листы при перегрузке часто ломались.

    Продольное раскачивание гасилось гидроамортизаторами одностороннего действия. За поперечную устойчивость отвечал стабилизатор, установленный в заднюю подвеску.

    На всех колесах тормозное устройство включалось через механический привод (трос).

    Кузов

    Далее идет кузов. Кузова бывают открытыми и закрытыми. Самым популярным закрытым кузовом является седан. Седан бывает не только четырёхдневным, но и двух дверным, что часто приводит к путанице с купе.

    Седан – это два ряда мест для водителя и пассажиров, причем все они полноценные. У купе как правило две двери (пример четырех дверного купе – Mazda RX-8), но главное — неполноценный или отсутствующий задний ряд.

    Универсал — это практически тот же седан только сзади вместо обычного багажника грузовой отсек. Универсал можно перепутать с хэтчбеком, который короче и меньше. Кроме того, существует разновидность хэтчбека – лифтбэк (хэтчбек с длинным свесом и как правило покатой крышей).

    Это только основные разновидности, ведь существуют еще и лимузины, минивэны, микроавтобусы, хардтопы, таун-кары, комби, рамные и безрамные внедорожники, SUVы, пикапы, родстеры, фаэтоны, кабриолеты, ландо, брогамы, тарги, спайдеры и фастбэки.

    Производство

    Уже в августе 1941-го автозавод выпустил партию, состоящую из 42 машин, в начале осени — еще 190 экземпляров. В общей сложности до конца года с конвейера сошел 601 автомобиль. Именно в этот период была выпущена основная масса «джипов». Далее производство пошло на спад, в связи с тем что на базе шасси ГАЗ-64 завод начал выпускать бронеавтомобили БА–64, которые по понятным причинам находились в приоритете. Так, до середины весны 1943-го было изготовлено еще 85 машин, а с конца года на замену «шестьдесят четвертому» пришел ГАЗ-67, прозванный в народе «Иван-Виллис», или просто – «советский Виллис». ГАЗ-64 стал базовой моделью для этой машины.

    Гонки на выживание: советские джипы в Великой Отечественной

    Благодаря работам ведущего конструктора В. А. Грачёва в новом по-русски солидном и непритязательном армейском автомобиле ГАЗ-64 впервые удалось обойтись без прямого копирования, использовать все узлы и агрегаты отечественного изготовления и приобрести хорошо известную типично армейскую внешность.

    ГАЗ-64 (1941–1943 гг.)

    Официально эта базовая многоцелевая командирская машина имела обозначение ГАЗ-64-416, где три последние цифры указывали тип кузова. Её основой являлось укороченное шасси ГАЗ-61 с 50-сильным двигателем от грузовика ГАЗ-ММ, водяным насосом от мотора ГАЗ-11, радиатором уменьшенной высоты и новой передней подвеской на четверть-эллиптических рессорах.

    Серийный полноприводный командирский автомобиль ГАЗ-64. Август 1941 года

    Принципиально новым был открытый четырехместный кузов с тентом и брезентовыми фартуками в дверных проёмах, запасным колесом на задней стенке, узкими передними жестяными крыльями с закругленными краями и характерными углублениями для фар. Массивный капот с задними вытяжными щелями получил плоскую облицовку радиатора, которую сваривали из десяти вертикальных металлических прутков. В кузове были предусмотрены места для размещения стрелкового оружия и боеприпасов.

    Вездеход ГАЗ-64 с открытым утилитарным четырехместным кузовом модели 416

    Армейский джип ГАЗ-64 с тентованным кузовом и фартуками в дверных проёмах

    Размер колесной базы ГАЗ-64 составлял 2100 мм, снаряженная масса достигала 1,3 тонны, максимальная скорость — 92 км/ч. Благодаря устойчивой работе неприхотливого двигателя он показывал высокую проходимость, был достаточно прочным, компактным и простым в управлении и обслуживании. Его главным недостатком стали зауженные передняя и задняя колеи (1278 и 1245 мм), не обеспечивавшие достаточной боковой устойчивости и возможности передвигаться в колонне по колее впереди идущих транспортных средств.

    Отреставрированный вездеход ГАЗ-64 с лёгкой противотанковой пушкой

    Первая партия из 42 автомобилей ГАЗ-64, собранных вручную в августе 1941 года, сразу же была отправлена на фронт, а следующие 190 машин позволили говорить о начале их мелкосерийного производства. К концу года Красная армия получила около 700 автомобилей. Тем временем Америка, всегда служившая образцом для подражания, спокойно занималась сборкой своих прототипов, приостановив выпуск не слишком удачной модели MA компании Willys. Лишь в середине ноября, когда советские ГАЗики громили врага под Москвой, началось серийное изготовление самого известного джипа Willys МВ. Этот «временной зазор» в три месяца (с августа по ноябрь) даёт полное право называть СССР мировым лидером в области джипов.

    В Красной армии ГАЗ-64 применялся в основном как командирский и штабной автомобиль, а также использовался для перевозки до шести солдат, доставки срочных донесений и буксировки различного рода пушек. В пробном порядке на нем монтировали пулемет Maxim и лёгкую 37-мм противотанковую пушку ЧК-М1.

    Вездеход ГАЗ-64-416 с 45-мм пушкой форсирует водную преграду. 1943 годАвиадесантируемая пушка ЧК-М1 военного завода № 8 на автомобиле ГАЗ-64. 1944 год

    И все-таки в РККА распространения ГАЗ-64 так и не получил. Серьезные недостатки стали еще более очевидными с началом массовых поставок по ленд-лизу более совершенной автобронетехники. До апреля 1943-го Горьковский завод собрал 762 автомобиля ГАЗ-64, а затем до августа выпускал только шасси для бронемашин.

    В результате самыми многочисленными и известными машинами в этой серии стали не первые советские джипы, а лёгкие бронеавтомобили БА-64 на их базе.

    Бронеавтомобили БА-64 на шасси ГАЗ-64

    С появлением принципиально нового армейского вездехода ГАЗ-64 в июле 1941 года под руководством Грачёва началась разработка целого семейства компактных пулеметных бронемашин БА-64. Они обладали более надёжной броневой защитой, высокой мобильностью, достаточной проходимостью и применялись для разведки, боевого управления, патрульной службы и охраны объектов. Поначалу изготовлением бронекорпусов и башен занимался Выксунский завод ДРО, впоследствии их сборку перевели на ГАЗ.

    Опытный бронеавтомобиль БА-64-125 на шасси ГАЗ-64. Март 1942 года

    В январе 1942-го появился незаконченный образец БА-64-125 с танковым пулеметом на турели в верхнем люке корпуса, включавший в себя все конструктивные принципы и решения, получившие реальное воплощение во всём семействе БА-64. После доработки он был принят на вооружение и с апреля выпускался серийно как базовый вариант БА-64 с противопульным бронекорпусом, открытой полноповоротной пулеметной башней, одной левой светомаскировочной фарой, обычными или пулестойкими шинами. За базовой машиной последовал шлейф экспериментальных бронемашин, созданных в единичных образцах в первые три года войны.

    Предсерийный образец будущего пулеметного бронеавтомобиля БА-64

    Базовый серийный вариант БА-64 с полноповоротной башней. Апрель 1942 года

    Опытный образец автобронедрезины БА-64В являлся железнодорожным вариантом серийной машины БА-64 с четырьмя металлическими колесами с ребордами, которыми заменяли обычные колеса с пневмошинами. На рельсах его скорость достигала 85 км/ч. Следующий пробный башенный вариант БА-64Д с крупнокалиберным пулеметом оказался слишком неустойчивым. Опытная безбашенная транспортная машина БА-64Е с мягким верхом выполняла роль лёгкого бронетранспортера для доставки пяти–шести десантников.

    1 / 3

    2 / 3

    3 / 3

    Самым оригинальным был «зимний» лыжно-гусеничный бронеавтомобиль БА-64З для передвижения по глубокому снегу. Для этого использовались задний движитель с ведущими гусеничными лентами и две передние управляемые лыжи. В реальных условиях броневик оказался неуправляемым.

    Экспериментальный лыжно-гусеничный бронеавтомобиль БА-64З. Январь 1943 года

    ГАЗ-67 (1943–1946 гг.)

    Полученная по наследству от США врожденная неустойчивость автомобилей ГАЗ-64 привела к созданию модернизированного и более мощного варианта ГАЗ-67 конструкции инженера Г. М. Вассермана, где были исправлены многие недостатки предшественника. Его проектирование началось в середине февраля 1943 года, и летом на свет появились опытные расширенные образцы. 23 сентября, после ликвидации последствий разрушительной бомбардировки Горьковского автозавода, новый более широкий ГАЗ-67 встал на конвейер.

    Открытый ГАЗ-67 с расширенной колеей и угловатыми крыльями. Сентябрь 1943 года

    Главным отличием базовой машины ГАЗ-67-416 являлась увеличенная до 1446 мм передняя и задняя колея, что привело к несущественным изменениям прежнего кузова и органов управления: появились боковые подножки и небольшие прямоугольные задние крылышки, а более широкие передние приобрели резкие угловатые очертания. Кроме того, были изменены крепления рулевого механизма и запасного колеса.

    Типичный армейский джип ГАЗ-67-416, по всем параметрам близкий к «Виллису МВ»

    При установке нового карбюратора мощность двигателя возросла до 54 сил — уровня американского «Виллиса МВ». Одновременно были усилены подвеска и рама с дополнительной задней поперечиной. Снаряженная масса возросла до 1,4 тонны, дорожный просвет составил 227 мм. Максимальная скорость — 90 км/ч, контрольный расход топлива — 14 литров на 100 км. При необходимости ГАЗ-67 выдерживал кратковременные перегрузки, перевозя одновременно до 15 человек.

    Заводские испытания автомобиля ГАЗ-67 с 76-мм пушкой ЗИС-3. 1943 годЛегкая инженерная буровая установка на шасси ГАЗ-67. 1945 год

    Помимо штатных функций, унаследованных от ГАЗ-64, на модели ГАЗ-67 устанавливали и испытывали новые виды вооружения, монтировали легкое инженерное оборудование и более удобные закрытые кузова. В 1943-м автобусный филиал Горьковского автозавода собрал единственный крытый вездеход ГАЗ-67-420 с застекленным двухдверным фанерным кузовом модели 420. В то же время военный ремонтный завод № 90 построил свой закрытый вариант с более узкими боковыми окошками.

    В общей сложности было построено около пяти тысяч машин ГАЗ-67.

    Опытный автомобиль ГАЗ-67-420 с закрытым кузовом. Октябрь 1943 годаКрытый штабной джип ГАЗ-67 с кузовом военного завода № 90. 1943 год

    Бронеавтомобили БА-64Б на шасси ГАЗ-67

    Менее обширное семейство лёгких бронемашин БА-64Б на базе ГАЗ-67 являлось прямым развитием первой серии БА-64, от которой отличалось прежде всего расширенной колеёй обоих мостов, чуть увеличенной мощностью силового агрегата, усиленной бронезащитой и повышенными ходовыми качествами.

    Базовая бронемашина БА-64Б с расширенной колеёй, на заднем плане — узкоколейный вариант БА-64

    С 1 сентября 1943 года серийно выпускался модернизированный базовый бронеавтомобиль БА-64Б с увеличенной толщиной бронелистов и повышенной устойчивостью, заменивший модель БА-64. В отличие от неё в передней подвеске смонтировали два дополнительных гидроамортизатора, были усилены кожухи полуосей обоих мостов, установлена новая радиостанция.

    Новый базовый бронеавтомобиль БА-64Б на расширенном шасси ГАЗ-67

    Легкий бронеавтомобиль БА-64Б на службе в Народной армии ГДР. 1950 год

    В 1944 году было собрано 15 модернизированных железнодорожных броневиков БА-64Б ж-д со сменными металлическими бандажами для передвижения по рельсам. Развитием железнодорожных броневиков БА-64В стал доработанный вариант БА-64Г на базе БА-64Б с откидными продольными кронштейнами с пружинами и небольшими направляющими катками, опускавшимися на рельсы.

    Железнодорожный броневик БА-64Г с направляющими катками. 1943 год

    В 1943-м построили три безбашенных транспортера БА-64Е второй опытной версии с расширенной кормовой дверью и отверстиями в корпусе с броневыми заслонками. Результаты их испытаний оказались отрицательными. Последующая модернизация привела к созданию лёгких штабных машин БАШ-64Б с уменьшенной высотой рабочего отсека с местами для двух–трёх членов экипажа.

    Второй вариант транспортно-десантной бронемашины БАШ-64Б. 1944 год

    Переделанная безбашенная машина БА-64Б с ручным противотанковым ружьём. 1944 год

    В ходе войны в РККА применялись безбашенные бронемашины с мощными видами лёгкого вооружения, а с наступлением мира броневики БА-64Б возглавляли послевоенные Парады Победы практически во всех советских городах.

    1 / 3

    2 / 3

    3 / 3

    ГАЗ-67Б (1944–1953 гг.)

    В ноябре 1944 года модернизированный военный автомобиль ГАЗ-67Б сменил предыдущий вариант ГАЗ-67, а в мирные времена стал самым ходовым многоцелевым вездеходом для сельского хозяйства. На нём были установлены усиленный передний мост с новыми подшипниками, модернизированная подвеска и карданный вал, новые карбюратор, бензиновый фильтр, распределитель зажигания и т. д.

    Модернизированный армейский автомобиль ГАЗ-67Б. Ноябрь 1944 года (из архива НАТИ)

    В первые четыре года выпуска от своего предшественника ГАЗ-67Б отличался лишь трехспицевым рулевым колесом, но в 1948-м его главной отличительной чертой стала штампованная облицовка радиатора с широкими воздухозаборными окнами.

    Многоцелевой полноприводный автомобиль со штампованной передней облицовкой. 1948 год

    Один из последних полноприводных вездеходов ГАЗ-67Б в Советской армии. 1951 год

    В Вооруженных силах СССР этот вездеход уже не получил распространения, хотя до середины 50-х продолжал выполнять функции обоих своих предшественников. На нем монтировали специальные кузова, испытывали новые виды оружия, а автопоезда в составе джипов с пушками одними из первых стали использовать для доставки в трюмах транспортных самолетов и вертолётов лёгкой автобронетехники для десантирования посадочным способом.

    ГАЗ-67Б с опытным кузовом для доставки боевого расчета и боеприпасов. 1947 год (из архива Н.Маркова)

    Посадочное десантирование джипа ГАЗ-67Б, доставленного в трюме вертолёта Ми-4 (кинокадр)

    В военных парадах джипы ГАЗ-67Б участвовали до середины 50-х, пока их не сменил новый армейский автомобиль ГА3-69.

    Вездеходы ГАЗ-67Б первого выпуска на параде в Москве. 1 мая 1947 годаАвтомобили ГАЗ-67Б второй серии на параде в Москве. 1 мая 1952 года

    На заглавной фотографии — Самые известные советские армейские вездеходы военного времени: справа — модернизированный джип ГАЗ-67, на заднем плане — первая версия ГАЗ-64.

    В статье использованы только аутентичные черно-белые иллюстрации.

    ГАЗ-64: отзывы

    На сегодняшний день сведений о сохранившемся хотя бы одном образце первого советского «джипа» нет, да к тому же из-за небольшого общего числа выпущенных машин широкого распространения в армии он не получил, однако память о себе у фронтовиков оставил.

    В целом отзывы были положительными, но все же многие считали, что машина оказалась довольно «сырой»: часто ломались элементы рамы, рулевые сошки, а также передние рессоры, автомобиль был довольно сложен в управлении, наблюдался большой расход топлива и масла, особенно под нагрузкой. Кроме того, дополнительные проблемы создавали не очень хорошие тормоза. Зато КПП работала гораздо лучше, чем на американском «Виллисе», и, в отличие от него, практически никогда не выходила из строя.

    Еще одной проблемой ГАЗ-64 была слишком узкая колесная колея (по аналогии с американским «Пигмеем»): машина не вписывалась в накатанные следы грузовиков, что добавляло трудностей в управлении. По этой же причине автомобиль имел плохую боковую устойчивость, что порой приводило даже к его опрокидыванию.

    Однако, несмотря на явную недоработку конструкции автомобиля, фронтовики любили его за феноменальную проходимость, в которой он превосходил «Виллис», а также неприхотливость, чего никак нельзя было сказать об «американце», который часто ломался из-за плохого топлива. Кроме того, благодаря именно этой машине на свет появился ГАЗ-67, в котором были учтены и устранены все выявленные недоработки «шестьдесят четвертого».

    Возможные неисправности грузовика

    Помимо относительно легких неисправностей, ремонт которых не занимает много времени, есть и более серьезные проблемы. В первую очередь речь идет о проблемах с гидравликой.

    С одной стороны, водитель продолжит движение до места, где есть инструменты для ремонта. С другой стороны, автомобиль длительное время остается без надлежащего технического осмотра. Водители не придают появившейся течи значения, в результате через 1-2 месяца автомобиль приходит в негодность. Помимо гидравлической жидкости, у грузовика часто выходят из строя гидроцилиндры.

    Так выглядит гидроцилиндр для подъема кузова ГАЗ САЗ 3507

    Завод-изготовитель позаботился о том, чтобы ГАЗ 3307 и его грузовая модификация справлялись с различными нагрузками:

    • жесткая погрузка и разгрузка;
    • перевозка негабаритных вещей;
    • езда по грунтовой дороге;
    • эксплуатация в суровых погодных условиях.

    В зависимости от интенсивности езды водитель обязан каждые 3 месяца делать профилактический осмотр

    В первую очередь внимание уделяется гидравлической системе, корпусу и двигателю. Несмотря на то что схема транспортного средства не включает детали, которые проблематично найти, не нужно допускать серьезные поломки

    Проблема заключается в том, что 1 поломка нередко провоцирует цепную реакцию. К примеру, начавшаяся течь гидравлической жидкости приводит к тому, что схема запуска двигателя выходит из строя. Временный, на первый взгляд простой, дефект обернется длительным и дорогостоящим ремонтом. Если планируется длительная поездка, настоятельно рекомендуется взять с собой материал для проведения ремонта в пути следования

    В первую очередь нужно обратить внимание на гидравлически трубки, гидроузлы, крепления кузова и масло

    Почему «шестьдесят четвертый», а не АР-НАТИ?

    Напомним, что АР-НАТИ проходил испытания вместе с ГАЗ-64 и при этом был с ним одного класса, причем на испытаниях этот автомобиль по некоторым моментам даже превосходил внедорожник Грачева. Однако машина имела недостаточную унификацию с серийными автомобилями, при этом ее конструкция была более сложной и дорогой, что, естественно, сыграло против него.

    Потому даже небольшое превосходство перед ГАЗ-64 не смогло перевесить экономическую составляющую проекта. «Шестьдесят четвертый» был проще и гораздо дешевле своего конкурента, что и стало определяющим моментом в выборе между двумя моделями.

    Какой можно сделать вывод?

    Автомобиль ГАЗ-64, несмотря на короткую историю, послужил огромную роль в отечественном машиностроении. На его базе в будущем выполнялось множество советских внедорожников, которые использовались не только для урегулирования локальных конфликтов, но и международных. Для своего времени конструкция получилась передовой, хоть её и делали с оглядкой на британский транспорт.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]