КамАЗ-53501 это полноприводный трехосный грузовой автомобиль, выпускаемый Камским автомобильным заводом с 2003 года и по настоящее время. Данный грузовик является представителем военного семейства Мустанг, однако помимо армейских задач, нередко выполняет и многие гражданские.
Отличные вездеходные качества позволяют использовать его на сложных участках. В основном, грузовик КамАЗ-53501 предназначен для транспортировки каких-либо грузов, в том числе и вооружения. Он имеет бортовую платформу со съемным тентовым каркасом. Внутри присутствуют откидные скамьи, что позволяет перевозить еще и пассажиров. Но помимо этого шасси автомобиля может быть оборудовано специализированными надстройками, как например, пусковые установки, закрытые кузова, КУНГи и многое другое.
Для повышения функциональности грузовик был оснащен тягово-сцепным устройством, благодаря которому в работе можно задействовать различные типы прицепов.
История
Специальные грузовые автомобили, предназначенные для выполнения армейских задач, специалисты Камского автозавода начали разрабатывать еще во времена Советского союза.
В 1987 году вышло правительственное постановление, подтолкнувшее завод на создание нового семейства грузовиков. Этому семейству дали название «Мустанг», а входившие в него модели отличались от своих гражданских версий более высокой проходимостью и выносливостью.
В то время основными армейскими версиями были машины ЗиЛ, но и Кременчугский автомобильный завод также насчитывал немало военных модификаций. Однако техника отличалась большим расходом топлива. К тому же под капотом применялись бензиновые силовые агрегаты, что было невыгодно с экономической точки зрения. В результате, Министерством обороны СССР было дано задание на разработку новой армейской техники. Практически сразу за работу принялся Камский автозавод. Следуя заданию, было разработано новое семейство с высокой унификацией узлов и агрегатов, обладающее:
- Мощными дизельными силовыми установками;
- Максимальной грузоподъемностью от 4600 и до 10000 килограмм;
- Возможностью использовать в работе прицепы с полной массой до 12000 килограмм;
- Повышенной проходимостью;
- Повышенной устойчивостью к суровым условиям, включая экстремальные температуры и горные перевалы с высотой более 4600 метров.
Кроме этого, грузовики отличаются высокой универсальностью, поскольку вместо стандартной бортовой платформы могут оснащаться и другими разнообразными специализированными надстройками, куда можно отнести военное оборудование, вооружение, какие-либо станции и многое другое.
Несколько первых прототипов нового семейства было представлено в 1990-х годах. В 1995 году с конвейера Камского автомобильного завода сошла опытная партия, состоящая из трех моделей, отличающихся колесной конфигурацией: 4х4, 6х6 и 8х8.
Одним из первых был грузовой автомобиль с заводским индексом КамАЗ-5350. Его платформа в дальнейшем послужила для создания модифицированной версии, получившей индекс КамАЗ-53501. Модификацию представили в 2003 году, и благодаря отличным эксплуатационным и техническим характеристикам она продолжает выпускаться и в настоящее время.
КамАЗ 5350 – армейский «Мустанг»
За более чем сорокалетнюю историю существования Камского автомобильного завода в его КБ и цехах были созданы и серийно производились 32 модели автомобилей. А сколько модификаций, удачных и нет, предложили за эти годы инженеры и конструкторы автогигант.
С момента пуска конвейера КамАЗа с него сошло более двух миллионов грузовиков. Среди них модель 5350, в презентации которой любой справочник подчеркивает: КамАЗ 5350«Мустанг» — автомобиль, созданный в 1998 г. для использования в вооруженных силах, ныне успешно применяется и на «гражданке»…
Содержание
Модификации
Кроме стандартного исполнения были разработаны и различные модифицированные версии грузовика КамАЗ-53501, среди которых:
Самопогрузчик
В 2007 году приняли систему «Мультилифт», которая проходила разные испытания на протяжении двух лет. Наличие такой системы позволяет автомобилю перевозить крупногабаритные военные контейнеры. В контейнерах же могут находиться любые типы грузов, начиная от обычных сыпучих материалов и заканчивая военной техникой.
Грузовик КамАЗ-53501, имеющий данную систему, был дополнительно оборудован самопогрузчиком. Такой модификации присвоили заводской индекс ЛДС-7927. Модель способна осуществлять перевозку тяжелых контейнеров с дальнейшей их разгрузкой, а также буксировать различные типы прицепов. И все это в условиях бездорожья.
Экскаватор
Шасси автомобиля было немного укорочено. На него установили экскаваторную установку, разработанную Ивановским заводом. По сравнению с обычными экскаваторами такая модификация обладает меньшей эффективностью. Однако она предназначена в первую очередь не для масштабного строительства, а для различных военных задач, связанных с копанием траншей и котлованов. Благодаря отличной проходимости и высокой скорости передвижения данная модификация пользуется популярностью во многих армейских частях.
Помимо землеройного оборудования, автомобиль был укомплектован более экономичной силовой установкой немецкого производства Deutz, работающей также на дизельном топливе. За один час работы этот мотор расходует около 12 литров горючего.
Бронированный грузовик
Такая модификация обладает значительно измененной кабиной, что сразу же выделяет ее на фоне других моделей. Конструкция кабины для обеспечения повышенной безопасности использует надежную бронезащиту шестого класса. Стекла были снабжены мощными металлическими рамками, соединенными посредством болтов. Внутри присутствует три посадочных места и качественная термоизоляция и шумоизоляция. Личное стрелковое оружие экипажа размещается в специальном щитке. Специальные бронированные панели были установлены и на полу кабины.
Автомобиль специализируется на перевозке личного состава. Для этого на шасси была установлена специальная надстройка, представленная бронированным модулем. Она также отвечает шестому классу защиты, как и сама кабина. Существует несколько различных вариаций, но наиболее широкое распространение получила версия под наименованием «Медведь». Бронированный модуль грузовика оснащен рядными сидениями, которые установлены вдоль боковых стен. Стены конструкции снабжены бойницами для ведения огня. Крыша обладает несколькими специальными люками, обеспечивающими экстренную эвакуацию.
Для кабины и для самого модуля используются отдельные отопительные и вентиляционные системы. Связь с водителем осуществляется при помощи стационарного переговорного устройства.
Крановая установка
Для погрузки и разгрузки каких-либо тяжелых грузов была разработана специальная модификация, оборудованная крановой установкой. Кран был предоставлен Клинцовским автокрановым заводом. Главными особенностями КамАЗ-53501 в данном исполнении является возможность работы без применения опорных стоек. Это удалось добиться благодаря тяжелому шасси автомобиля. Но опоры все же в конструкции присутствуют.
Крановую установку конструкторы оснастили дополнительным тормозом. Это необходимо для повышения безопасности в процессе работы, поскольку модификация в чаще всего разгружает различные взрывчатые вещества. Управляют такой версией два человека, один из которых является водителем, а второй оператором самого крана. Для связи были применены специальные переговорные устройства.
КС-45719-7M
Автомобильный кран КС-45719-7М «кран автомобильный военного назначения» грузоподъемностью 16 тонн, смонтированный на базовом шасси «КамАЗ-53501».
Необычная машина идеально подходит как для выполнения обычных погрузочно-разгрузочных и строительно-монтажных работ, так для решения нестандартных задач повышенной сложности. Особенно когда приходится иметь дело с опасными грузами. Причем не важно, где приходится работать – на стационарных объектах или в полевых условиях, вдали от «цивилизации».
Специальная конструкция крана обеспечивает работу без опор. А передвигаться он может даже с грузом на крюке основной стрелы, которой можно работать и перед кабиной базового шасси. Угол же съезда увеличен до 25°.
Трехсекционная телескопическая стрела гнутого профиля длиной 23 метра, выполненная из высокопрочной стали Weldox всемирно известного производителя – шведской компании SSAB, обеспечивает новинке компактность и маневренность при переездах, широкую рабочую зону и большую высоту перемещения груза при работе. Все несущие конструкции крана максимально облегчены и имеют высокие показатели прочности. Крановые механизмы имеют индивидуальный привод с независимым управлением от гидромоторов и гидроцилиндров.
Гидравлическая система позволяет легко и плавно осуществлять управление крановыми механизмами с широким диапазоном регулирования скоростей рабочих операций.
Высокую безопасность при работе с опасными грузами обеспечивают двойные тормоза на механизмах телескопирования, подъема и изменения вылета.
За безопасность работы новинки отвечает целый комплекс современных приборов и устройств, в том числе ограничитель нагрузки крана с цифровой индикацией параметров работы на дисплее, в состав которого входит встроенный прибор фиксации характеристик (аналог «чёрного ящика» в самолетах) и модуль защиты крана при работе вблизи ЛЭП.
Основные параметры
Грузоподъемность, т: | 16 т. |
Длина стрелы: | 23 м |
Шасси: | КамАЗ-53501 |
Технические характеристики
Характеристика | Значение |
Грузоподъёмность миди максимальная, т | 16,0 |
Грузоподъёмность миди при максимальном вылете, т | 6,8 |
Максимальный грузовой момент, тм (кНм) | 740(74,0) |
Высота подъёма максимальная, м | 9,1-23,5 |
Высота подъёма при максимальном вылете, м | 4,1 |
Максимальная глубина опускания при однократной запасовке каната при работе со стрелой 9,1 м. на вылете 5,4 м. | 40,0 |
Вылет при максимальной грузоподъёмности, м | 4,0 |
Вылет, максимальный, м | |
— б) «рабочий» (с грузом на крюке) | 7,5 |
Вылет минимальный, м | 1,9 |
Максимальная масса груза, с которой допускается телескопирование стрелы, т: | 6,0 |
База, м | 4,9 |
Колея, м: | |
— передних колёс | 2,05 |
— задних колёс (между серединами двойных скатов) | 2,05 |
База выносных опор, м | 4,3 |
Расстояние между выносными опорами, м: | 5,8 |
Задний габарит, м | 2,65 |
Радиус поворота, м | 12,0 |
Габаритные размеры крана (длина х ширина х высота), м | 11,0х2,55х3,80 |
Скорости передвижения: | |
— крана транспортная (своим ходом), м/с (км/ч) | 5-60 |
— крана транспортная на буксире, м/с (км/ч) | 1,4-11,1(5-60) |
— крана с гуськом транспортная (своим ходом), м/с (км/ч) | — |
Скорость механизма телескопирования секции стрелы (выдвижения-втягивания секции стрелы), м/с (м/мин), | 0,25(15) |
Скорость механизма поворота (частота вращения), рад/с (об/мин): | |
— наименьшая, не более | 0,100(0,3) |
— наибольшая, с грузом, не менее | 0,199(2,5) |
— наибольшая с гуськом и грузом, не более | 0,52(0,5) |
Угол поворота, рад (°) | 6,28(360) |
Масса крана и его основных частей, т: | |
— конструктивная масса крана в транспортном положении | 20,55 |
— масса противовеса | 0,4 |
— масса стрелы | 3,26 |
— масса крановой установки | 12,23 |
— масса гуська | 0,55 |
veris39.ru
Кабина
Грузовой автомобиль КамАЗ-53501 оснащен цельнометаллической бескапотной двухдверной кабиной, расположенной над силовым агрегатом. В зависимости от версии грузовика кабина может иметь один из двух цветов, а именно оранжевый (для гражданских версий) и хаки (для военных). Помимо этого предлагается и несколько исполнений самой конструкции, где присутствует высокая или низкая крыше, а также спальное место (но применяется не везде).
По своему внешнему виду и интерьеру это все та же кабина старого образца, разработанная еще в 1970-х годах. Существенных изменений здесь нет, в основном присутствуют лишь небольшие доработки. Салон оснащен двумя или же тремя сидениями и специальным отсеком, в котором экипаж может хранить спецоборудование и оружие.
На крыше присутствует люк, как правило, круглой формы. Он предназначен для ведения огня и экстренной эвакуации. Помимо этого данный элемент нередко используют для улучшения вентиляции кабины.
При эксплуатации в суровых температурных условиях комфортный климат в салоне обеспечивает жидкостная отопительная система, соединенная с системой охлаждения двигателя.
Некоторые армейские модификации отличаются надежной бронезащитой шестого класса. Кабина таких версий обладает броневой капсулой, имеющей усиленное основание и навесные броневые панели. Стандартное лобовое стекло было заменено многослойным пулестойким стеклоблоком. То же самое было проделано и с боковыми стеклами. Бронированными панелями также снабжены: топливный резервуар, картер силовой установки, ну и аккумуляторные батареи.
Уровень комфорта, как для военной техники, вполне приемлемый. Интерьер обладает термоизоляционными и шумоизоляционными материалами, благодаря чему в салоне не слишком шумно при работе.
Конструкция кабины зафиксирована на раме двумя передними шарнирными соединениями и двумя задними подрессоренными опорами, немного сглаживающими дорожные неровности. Также здесь присутствуют запорные механизмы и гидравлический подъемный механизм, позволяющий в случае обслуживания или ремонта двигателя откинуть кабину вперед и зафиксировать в таком положении.
Радиатор охлаждения (КАМАЗ)
Рассмотрим все основные узлы системы охлаждения отдельно. А начнём с того, что в первую очередь бросается в глаза — радиатора.
Система охлаждения (КАМАЗ 5320) имеет в своём составе 3-х или 4-х рядный радиатор охлаждения. Он выполнен по классическому типу и представляет собой:
- нижний бачок, к которому подходит отводящий патрубок;
- центральную систему трубок, размещенных в несколько рядов;
- верхний бачок с подводящим патрубком.
Крепление радиатора трехточечное. С двух боковых сторон он закреплен кронштейнами, которые в свою очередь через амортизирующие элементы присоединены к лонжеронам рамы. Нижнее крепление радиатора соединено с поперечиной №1 рамы.
Особенностью строения радиатора (КАМАЗ) является наличие жалюзи. Это механическая система из металлических пластинок, которая перекрывает доступ к потоку воздуха через радиатор. Управляются жалюзи простым тросиковым приводом напрямую из кабины. Если ручка вытянута, значит, жалюзи закрыты, а в противном случае – открыты. Благодаря этому в холодное время года двигатель быстрее прогревается.
Грузовая платформа
В стандартном исполнении грузовой автомобиль КамАЗ-53501 имеет открытую металлическую грузовую платформу, унаследованную от модели КамАЗ-5350. Платформа оснащена тремя откидными бортами и может быть дополнена еще и откидными скамейками, позволяющими перевозить помимо грузов личный состав.
Высота каждого борта составляет 750 миллиметров. В длину вся конструкция платформы насчитывает 5430, а в ширину 2470 миллиметров.
Из стандартного оснащения данной грузовой платформы следует также отметить наличие съемного тентового каркаса. В зависимости от модификации на шасси могут устанавливаться и другие виды надстроек, среди которых автокраны, экскаваторы, какое-либо вооружение и бронированные многофункциональные модули, предоставляющие возможность вести огонб изнутри.
Расчёт нормы расхода топлива для самосвалов КАМАЗ
Сегодня можно точно сказать, что КамАЗ 5350 стал одним из самых популярных и востребованных внедорожников за всю историю отечественного и мирового автомобилестроения. Также в ходе занятий военнослужащие отработают приемы маневрирования на скоростной трассе, прохождение маршрута в составе колонны на максимально и минимально допустимых скоростях, освоят секреты вождения на горных серпантинах с большими уклонами и крутыми поворотами.
Технические характеристики
Двигатель
Поскольку данная модель является модифицированной версией грузовика КамАЗ-5350, многие конструктивные решения и агрегаты были заимствованы. Это касается и двигателей. На модель КамАЗ-53501 устанавливают такие силовые агрегаты, как:
КамАЗ-740.30-260. Представляет собой восьмицилиндровую силовую установку с V-образной компоновкой цилиндров, работающую на дизельном топливе. Этот двигатель с завода оборудован системой турбонаддува, дополненной последующим охлаждением нагнетаемого воздуха. Первые версии двигателя имели соответствие с экологическими требованиями Евро-2, но со временем он был доведен и до уровня Евро-3.
Характеристики КамАЗ-740.30-260:
- Рабочий объем – 10.86 л;
- Максимальная мощность – 260 л.с.;
- Диаметр цилиндра – 120 мм;
- Ход поршня – 120 мм;
- Степень сжатия в камере сгорания – 16.5;
- Наибольший крутящий момент – 1079 Н.м. (при 1300 об/мин);
- Охлаждение – жидкостное.
Размеры КамАЗ-740.30-260:
- Длина – 1194 мм;
- Ширина – 908 мм;
- Высота – 1050 мм.
КамАЗ-740.622-280. Является дизельным восьмицилиндровым двигателем с V-образным расположением цилиндров. Как и предыдущий агрегат, данный мотор обладает турбонаддувом с промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха, что положительно отразилось на его мощностных показателях. Однако в отличие от предыдущего, КамАЗ-740.622-280 отвечает экологическим требованиям Евро-4.
Характеристики КамАЗ-740.622-280:
- Рабочий объем – 11.76 л;
- Максимальная мощность – 280 л.с.;
- Диаметр цилиндра – 120 мм;
- Ход поршня – 130 мм;
- Степень сжатия в камере сгорания – 17.9;
- Наибольший крутящий момент – 1177 Н.м. (при 1300 об/мин);
- Охлаждение – жидкостное.
Размеры КамАЗ-740.622-280:
- Длина – 1260 мм;
- Ширина – 930 мм;
- Высота – 1045 мм.
КамАЗ-740.662-300. Представляет собой восьмицилиндровый дизельный двигатель с V-образным расположением цилиндров. Агрегат оборудован турбонаддувом с промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха. Стоит отметить, что этот двигатель является модификацией предыдущего и поэтому он очень схож с ним. Однако выдает немного больше мощности. Что касается экологичности, то он соответствует требованиям Евро-4
Характеристики КамАЗ-740.662-300:
- Рабочий объем – 11.76 л;
- Максимальная мощность – 300 л.с.;
- Диаметр цилиндра – 120 мм;
- Ход поршня – 130 мм;
- Степень сжатия в камере сгорания – 17.9;
- Наибольший крутящий момент – 1275 Н.м. (при 1300 об/мин);
- Охлаждение – жидкостное.
Размеры КамАЗ-740.662-300:
- Длина – 1260 мм;
- Ширина – 930 мм;
- Высота – 1045 мм.
Cummins ISBe6.7 E5 285. Небольшое количество модификаций было оснащено этим импортным двигателем. Он имеет шесть цилиндров, расположенных в ряд, а также систему турбонаддува, промежуточный охладитель нагнетаемого воздуха и топливную систему CommonRail с электронным управлением.
Характеристики Cummins ISBe6.7 E5 285:
- Рабочий объем – 11.76 л;
- Максимальная мощность – 280 л.с.;
- Диаметр цилиндра – 107 мм;
- Ход поршня – 124 мм;
- Степень сжатия в камере сгорания – 17.3;
- Наибольший крутящий момент – 1007 Н.м. (при 1300 об/мин);
- Охлаждение – жидкостное.
Размеры Cummins ISBe6.7 E5 285:
- Длина – 1070 мм;
- Ширина – 715 мм;
- Высота – 840 мм.
Термостаты и патрубки
Патрубки системы охлаждения (КАМАЗ) должны быть под хорошим присмотром. В случае негерметичного соединения есть вероятность потерять большое количество охлаждающей жидкости и перегреть двигатель. Особое внимание следует уделять местам соединения патрубков у радиатора, водяного насоса и термостатов.
Термостаты системы охлаждения отвечают за управлением потоков антифриза. При повышении температуры жидкости до 800С происходит перенаправление на радиатор, то есть циркуляция при этом начинает идти по «большому кругу». При этом часть потока продолжает протекать по «малому кругу». И только при температуре в 930С клапан «малого круга» полностью закрывается, и вся охлаждающая жидкость начинает течь через радиатор двигателя.
Эксплуатационный ресурс
Машины первых лет выпуска использовали двигатели, рассчитанные на 450 тысяч километров пробега, после которых требовалось произвести капитальный ремонт. Позже на грузовиках стали применять все те же двигатели, но уже доработанные, которые способны преодолеть 800 тысяч километров до капитального ремонта. Интервалы проведения планового обслуживания составляют в среднем от 20 тысяч до 45 тысяч километров.
Что касается импортной силовой установки Cummins ISBe6.7 E5 285, то она обладает эксплуатационным ресурсом также в 800 тысяч километров до капитального ремонта. Обслуживание данного двигателя требуется проводить каждые 20-50 тысяч километров в зависимости от условий эксплуатации.
КПП
В трансмиссионную систему данной модели входит механическая девятиступенчатая коробка передач марки ZF 9S1310, предоставленная немецким производителем. Она имеет следующие передаточные числа:
- 1-9.48;
- 2-6.58;
- 3-4.68;
- 4-3.48;
- 5-2.62;
- 6-1.89;
- 7-1.35;
- 8-1.00;
- 9-0.75;
- ЗХ-8.97.
Главная передача обладает передаточным соотношением 5.94.
Эта коробка передач оборудована диафрагменным, однодисковым сцеплением марки MFZ 430 от производителя ZF&SACHS. Сцепление имеет гидравлический привод выключения и пневматический усилитель.
Кроме этого, в трансмиссии грузовика присутствует двухступенчатая раздаточная коробка, которая и обеспечивает ему полный привод. С нее крутящий момент передается на ведущие мосты посредством карданных валов. Мосты задней тележки соединены между собой еще одним небольшим валом. Для большей проходимости на мостах были применены блокируемые межколесные и межосевые дифференциалы, включаемые специальной кнопкой из кабины.
Тормозная система
За торможение грузовика отвечает двухконтурная пневматическая тормозная система, как и других автомобилей Камского автозавода. Она использует тормозные механизмы барабанного типа, диаметр которых составляет 400 миллиметров. Каждый барабан оснащен двумя тормозными накладками шириной в 140 миллиметров. С учетом этого, суммарная площадь тормозных накладок составляет 6300 сантиметров.
При работе в зависимости от условий используется четыре тормоза. Все они используют одни и те же механизмы, однако работают независимо друг от друга:
- Главный. Является основным тормозом, который используется при движении для сброса скорости. Управление данным тормозом осуществляется при помощи ножной педали. При включении срабатывают все тормозные механизмы автомобиля. Стоит отметить, что передний мост и задняя тележка используют отдельные пневматические контуры;
- Резервный. Такой тип тормоза позволяет произвести остановку грузовика в случае, когда основная тормозная система имеет какие-либо неисправности;
- Стояночный. Используется во время длительной стоянки. Стояночный тормоз использует все те же механизмы, что и резервный, но в отличие от него осуществляет полную блокировку колес задней тележки. Для этого на задних мостах были размещены пружинные энергоаккумуляторы. Включается при помощи специального рычага, установленного в кабине;
- Вспомогательный. Если предыдущие системы взаимодействуют с тормозными механизмами, то данный тип использует двигатель грузовика. При его включении частично прекращается подача топлива в цилиндры, а в контуре выхлопной системы срабатывают специальный заслонки, замедляющие выход отработанных газов. Таким образом, создается дополнительное сопротивление, что и позволяет на включенной передаче замедлить автомобиль. Используется в основном на затяжных спусках. Применение главного тормоза в таких случаях может негативно отразиться на состоянии тормозных механизмов, а именно вызвать их перегрев, и как следствие, быстрый износ.
От автомобиля КамАЗ-5350 данная модель унаследовала и специальную электронную систему, которая информирует водителя о состоянии тормозных накладок и различных неисправностей. Если какие-либо элементы не функционируют так, как должны, то эта система издает сигнал.
Общие данные
Раздел 1. ОБЩИЕ ДАННЫЕ
ВВЕДЕНИЕ
Автомобиль-тягач грузовой КАМАЗ-4308 или автомобильное шасси рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от минус 45 °С до плюс 40 °С, относительной влажности воздуха до 75% при температуре плюс 15 °С.
Автомобили КАМАЗ-4308, изготавливаемые в исполнении «Т» для поставки в страны с тропическим климатом, рассчитаны на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от минус 10 °С до плюс 45 °С и относительной влажности воздуха до 80% при температуре плюс 27 °С.
Автомобили КАМАЗ-4308 могут эксплуатироваться при запыленности до 1,0 г/м3, скорости ветра до 20 м/с и в районах, расположенных на высоте до 3000 м над уровнем моря, при соответствующем изменении тягово-динамических характеристик, свойств и топливной экономичности.
Автомобили КАМАЗ-4308 предназначены для эксплуатации по дорогам, рассчитанным на осевую нагрузку до 100 кН (10 тс).
KAMA3-4308 — автомобиль-тягач (рис. 1-2), предназначен для буксировки прицепа с различным грузом.
На шасси автомобиля KAMA3-4308 (рис. 1-1,1-3)возможен монтаж специализированного оборудования.
Автомобиль КАМАЗ-4308 обеспечивает эксплуатационные свойства при безгаражном хранении.
Установленный ресурс автомобиля КАМАЗ-4308 до капитального ремонта основных агрегатов при условии соблюдения всех правил эксплуатации и обслуживания, указанных в настоящем руководстве или руководстве по эксплуатации, приведен в таблице.
Категория условий эксплуатации | Установленный ресурс автомобиля, км, не менее |
I | 500000 |
II | 450000 |
III | 400000 |
IV | 350000 |
V | 300000 |
В течение указанного периода допускается замена узлов и покупных изделий, ресурс которых, установленный технической документацией и стандартами, меньше ресурса автомобиля.
Классификация условий эксплуатации и перечень основных агрегатов автомобиля КАМАЗ-4308, подвергаемых капитальному ремонту, указаны в «Положении о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта».
Рис. 1-1. Общий вид шасси автомобиля KAMA3-4308.
Рис. 1-2. Габаритные размеры автомобиля 4308
Рис. 1-3. Габаритные размеры шасси 4308.
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
1. Перед эксплуатацией автомобиля нужно изучить настоящее руководство.
2. Новый автомобиль необходимо поставить на учет. Это обеспечивает техническую консультацию по эксплуатации и обслуживанию автомобиля, снабжение запасными частями и гарантийное обслуживание. К каждому автомобилю прикладывается сервисная книжка.
3. Для обеспечения безупречной работы автомобиля следует применять запасные части только заводского изготовления. Установку различного оборудования и механизмов на автомобиль и его шасси следует согласовать с разработчиком и держателем конструкторской документации — с Департаментом развития и внедрения новых разработок ОАО «КАМАЗ». В противном случае автомобиль не подлежит гарантийному обслуживанию.
При эксплуатации автомобиля необходимо применять марки топлива, смазочных и эксплуатационных материалов в соответствии с настоящим руководством.
4. Следует помнить, что для начального периода эксплуатации нового автомобиля установлен пробег 1000 км, во время которого надо соблюдать требования, указанные в разделе «Эксплуатация нового автомобиля».
5. При пуске двигателя с помощью электрофакельного устройства (ЭФУ) в случае выхода стрелки вольтметра за пределы шкалы следует немедленно отпустить кнопку ЭФУ, найти и устранить неисправность. Нельзя нажимать кнопку ЭФУ при работающем двигателе во избежание выхода из строя регулятора напряжения.
6. Движение автомобиля нужно начинать после прогрева двигателя до температуры охлаждающей жидкости плюс 40°С.
7. Не начинайте движение автомобиля, пока не погаснут предупредительные сигналы падения давления воздуха в пневмоприводе тормозной системы и не прекратится гудение зуммера.
8. Надо следить за сигнализатором засоренности фильтрующих элементов масляных фильтров: сигнализатор при прогретом двигателе не должен гореть. При постоянном свечении сигнализатора нужно заменить фильтрующие элементы.
9. При загорании сигнализатора аварийного падения давления в смазочной системе двигателя следует остановить двигатель, найти и устранить неисправность.
10. Нужно следить за показаниями индикатора (сигнализатора) засоренности воздухоочистителя; при срабатывании индикатора (сигнализатора) надо провести техническое обслуживание воздухоочистителя.
11. Для предотвращения возникновения трещин в бобышках под болты крепления головок цилиндров необходимо предохранять резьбовые отверстия под болты от попадания жидкости или загрязнений при разборке двигателя и, особенно, перед установкой головок цилиндров.
12. При стоянке автомобиля необходимо отключить аккумуляторные батареи от системы электрооборудования, нажав кнопку дистанционного выключателя батарей. Кнопку надо нажимать кратковременно (не более 2 с).
13. Нельзя отключать аккумуляторные батареи выключателем батарей при работающем двигателе.
14. При проведении электросварочных работ на автомобиле аккумуляторные батареи должны быть отключены дистанционным выключателем и сняты провода с выводов «+» и Ш генератора. Провод массы сварочного аппарата должен быть подсоединен в непосредственной близости от сварного шва.
15. Нужно следить за температурой жидкости в системе охлаждения двигателя; при загорании сигнализатора аварийного перегрева жидкости надо остановить двигатель, найти и устранить неисправность.
16. При движении на затяжных спусках частота вращения коленчатого вала не должна превышать максимально допустимую величину.
17. Не разрешается движение автомобиля при включенной блокировке межколесного дифференциала на сухой твердой дороге и на повороте в связи с возможной перегрузкой полуосей и их скручиванием. Включение блокировки необходимо производить после остановки.
18. При наличии на трубе реактивной штанги вмятины глубиной более 2 мм, трещины или погнутости более 3 мм на всей длине реактивную штангу надо заменить.
19. При появлении в дорожных условиях неисправностей, связанных с утечкой охлаждающей жидкости, можно кратковременно использовать воду в системе охлаждения, но только на время следования до места, где могут быть устранены неисправности.
20. При длительном движении по грязным дорогам (с жидкой грязью) периодически нужно промывать поверхность радиатора водой с достаточным напором из шланга. Для этого следует поднять кабину и направить струю воды на радиатор со стороны двигателя. Надо избегать прямого попадания воды на генератор.
21. Для обеспечения работоспособности системы термодинамической осушки воздуха надо не допускать загрязнения поверхности трубок радиатора водоотделителя и не укрывать его утеплителем.
22. При движении частоту вращения коленчатого вала контролируйте по тахометру. Помните, что максимальный крутящий момент (предельное тяговое усилие) двигатель развивает при частоте вращения коленчатого вала ниже номинальной. Не допускайте превышения предельной частоты вращения коленчатого вала. Скорость движения на маршруте выбирайте с учетом наиболее экономичного режима работы двигателя.
23. Для предохранения шин от интенсивного износа соблюдайте величины давления воздуха в шинах в соответствии с требованиями настоящего Руководства.
24. В связи с постоянной работой по совершенствованию автомобиля, повышающей его надежность и улучшающей условия эксплуатации, в его конструкцию могут быть внесены незначительные изменения, не отраженные в настоящем руководстве.
МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ
1. Перед началом движения следует осмотреть автомобиль и убедиться в его исправности.
2. Не разрешается прогревать двигатель в закрытых помещениях с плохой вентиляцией.
3. Следует помнить, что охлаждающая жидкость TOCOЛ, применяемая в системе охлаждения двигателя, и жидкость «Нева», используемая в механизме привода сцепления, ядовиты; обращаться с ними надо осторожно во избежание отравления при попадании внутрь организма.
4. Необходимо содержать в чистоте и исправности двигатель, так как замасливание картера двигателя и течь топлива могут явиться причиной пожара.
5. Открывать пробку расширительного бачка перегретого двигателя следует осторожно во избежание ожога рук паром.
6. Нельзя производить смазку и очистку работающего двигателя.
7. Нельзя разбирать на автомобиле пружинные энергоаккумуляторы тормозных камер во избежание несчастных случаев. Разборку нужно производить в мастерской, используя специальные приспособления.
8. Нужно обращать внимание на крепление реактивных штанг задней подвески. Эксплуатация автомобиля с ослабленным креплением реактивных штанг не допускается.
9. Нельзя работать под автомобилем, если он поднят домкратом без подставки.
10. Перед подъемом кабины автомобиль должен быть заторможен стояночной тормозной системой, рычаг переключения передач поставлен в нейтральное положение, двери кабины закрыты. При работе под поднятой кабиной положение ограничителя надо зафиксировать предохранительной шпилькой. При опускании кабины следует убедиться в надежности закрывания запорного механизма и правильной установке предохранительного крюка в пазу опорной балки.
11. Перед началом движения необходимо убедиться, что левое и правое запорные устройства кабины закрыты.
12. При опускании запасного колеса нельзя находиться в зоне опускания колеса.
13. При торможении вспомогательной тормозной системой нельзя переключать передачи в коробке передач.
14. Не следует выключать двигатель при движении накатом, так как при этом выключаются компрессор пневмопривода тормозной системы и рулевой гидроусилитель.
15. Нельзя эксплуатировать прицеп с не подсоединенными, а также неисправными тормозной и электрической системами.
16. При торможении вспомогательной тормозной системой нельзя переключать передачи в коробке передач.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ 4308
Модель автомобиля | Автомобиль | Шасси |
Колесная формула | 4×2 | |
Двигатель | CUMMINS В 5.9 180 CIV-0 | |
Снаряженная масса*, кг: | 5350 | 4350 |
Масса перевозимого груза, кг | 5500 | — |
Максимально допустимая масса надстройки с грузом, кгс | — | 6500 |
Полная масса автомобиля**, кг: | 11000 | |
Полная масса буксируемого прицепа, кг: | 8000 | |
Полная масса автопоезда, кг: | 19000 | |
Распределение снаряженной массы на дорогу, кг: | ||
через шины колес передней оси | 3250 | 3050 |
через шины колес заднего моста | 2100 | 1300 |
То же для автомобиля полной массы: | ||
через шины передних колес | 4000 | — |
через шины задних колес | 7000 | — |
Габаритные размеры | Рис. 1-1 | Рис. 1-2 |
Максимальная скорость автопоезда при полной массе на высшей передаче, км/ч, не менее: | 105 | |
Контрольный расход топлива*** на 100 км пути при движении автопоезда со скоростью: — 60 км/ч, л: — 80 км/ч, л: | 14,0 19,0 | |
Вместимость топливных баков, л | 170 |
* В массу снаряженного автомобиля входят массы:
— неснаряженного автомобиля с жидкостями и смазками в узлах и агрегатах; инструмента, принадлежностей и индивидуального комплекта запасных частей по приложению 2; топлива; масла и охлаждающей жидкости для двигателя.
** В полную массу автомобиля входят массы:
— снаряженного автомобиля; экипажа из двух человек (75 кг х 2); перевозимого груза (надстройки).
В полную массу автопоезда входят массы:
— снаряженного автомобиля; экипажа из двух человек (75 кг х 2); полная масса буксируемого прицепа.
*** Контрольный расход топлива служит для определения технического состояния автомобиля и не является эксплуатационной нормой.
— ширина коридора, занимаемая автомобилем при повороте, не более 3,5 м;
— на время разгона до скорости 60 км/час — не более 65 с;
— наибольший угол преодолеваемого подъема не менее 10° (18%);
— запас хода по контрольному расходу топлива при скорости 60 км/час — не менее 850 км при максимальном заправочном объеме топливного бака общей емкости 170 л.
МАРКИРОВКА
Маркировка автомобиля (шасси) выполняется в соответствии с ОСТ 37.001.269 и конструкторской документацией.
На правой панели кабины устанавливается табличка изготовителя, содержащая:
— товарный знак предприятия-изготовителя;
— идентификационный номер транспортного средства (VIN), включающий:
— международный идентификационный код изготовителя (WMI) (3 знака) -«ХТС»;
— описательную часть (VDS) (6 знаков), состоящую из условного кода модели автомобиля согласно таблице 1-1;
— указательную часть (VIS) (8 знаков), состоящую из кода года выпуска (1 знак) и порядкового номера автомобиля (7 знаков);
— модель двигателя;
— порядковый номер двигателя.
Таблица 1-1
Модель автомобиля (шасси) | Модель двигателя | Условный код модели автомобиля (шасси) |
KAMA3-4308 | CUMMINS В 5,9 180 CIV-0 | 430800 |
При поставке автомобилей на экспорт табличка выполняется на английском языке и содержит дополнительно данные по:
— полной массе автомобиля;
— нагрузкам на каждую ось.
На правом лонжероне в задней части рамы и на внутренней панели передка кабины пробивается VIN, включающий:
— WMI (3 знака) — «ХТС»;
— VDS (6 знаков), состоящий из условного кода модели автомобиля согласно табл. 1-1;
— VIS (8 знаков), состоящий из кода года выпуска (1 знак) и порядкового номера автомобиля (7 знаков);
VDS и VIS составных частей автомобиля: рамы и кабины пробивается соответственно на правом лонжероне в передней части рамы и на внутренней панели передка кабины справа и состоит из:
— обозначения модели рамы (кабины) (6 знаков);
— кода года выпуска (1 знак);
— порядкового производственного номера рамы (кабины) (7 знаков).
Сертифицированные автомобили маркируются Знаком соответствия на правой панели боковины двери и простановки Знака соответствия в «Руководстве по эксплуатации».
При отгрузке автомобиля потребителю на лобовое стекло с внутренней стороны прикрепляется ярлык. Ярлык содержит указания о заправке системы охлаждения антифризом, об отключении и состоянии аккумуляторных батарей (с электролитом, без электролита), о марке топлива и о марке смазки в картере двигателя и силовой передаче (летняя, зимняя), а также даты, когда должна быть проведена консервация автомобиля в соответствии с требованиями «Руководства по эксплуатации».
При наличии на автомобиле (шасси) антиблокировочной системы на панели передка снаружи должна быть установлена табличка знака антиблокировочной системы.
МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ, ОБОРУДОВАНИЕ И КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ
Расположение органов управления автомобилем показано на рис. 1-4.
Рис. 1-4. Органы управления:
1 — кнопка крана управления вспомогательной тормозной системой; 2 — педаль сцепления; 3 — тормозная педаль рабочей тормозной системы; 4 — педаль подачи топлива; 5 — комбинированный переключатель; 6 — рулевое колесо; 7 — рычаг механизма дистанционного управления коробкой передач; 8 — индикатор засоренности воздушного фильтра.
Кнопка 1 крана управления вспомогательной тормозной системой расположена на полу кабины.
Педаль 2 сцепления (навесного типа) укреплена на кронштейне под панелью приборов, слева от рулевой колонки.
Тормозная педаль 3 (навесного типа) расположена под панелью приборов, справа от рулевой колонки.
Педаль 4 подачи топлива установлена в кронштейне на полу кабины, справа от рулевой колонки.
Комбинированный переключатель 5 прикреплен на рулевой колонке под рулевым колесом 6 и состоит из двух рычагов переключателей света, указателей поворота, стеклоочистителя и стеклоомывателя, выключателей звуковых сигналов. На рукоятке переключателей нанесены символы включаемых потребителей электроэнергии.
Рычаг 7 механизма дистанционного управления коробкой передач находится справа от сиденья водителя.
Рычаг 1 (рис. 1-5) переключателя света и указателей поворота расположен с левой стороны комбинированного переключателя. При перемещении рычага в положение I включаются указатели правого поворота, в положение II — указатели левого поворота. Переключатель имеет автоматическое устройство для возвращения рычага в нейтральное положение по окончании поворота и возвращении рулевого колеса в положение, соответствующее движению автомобиля по прямой.
При положении О рычага 1 переключателя и одновременном положении II центрального переключателя 26 (рис. 1 -5) включается ближний свет фар, в положении IV рычага — дальний свет фар.
Рис. 1-5. Комбинированный переключатель:
1 — рычаг переключателя света иуказателей поворота; 2 — рычаг переключателя стеклоочистителя и омывателя.
Положения рычагов переключателя:
I — Включен указатель правого поворота; II — Включен указатель правого поворота (нефиксированное); III — Включен указатель левого поворота (нефиксированное); IV — Включен указатель левого поворота; V — Мигание дальним светом (нефиксированное); VI — Включен дальний свет; О — Все выключено; А — Первая скорость стеклоочистителя; В — Вторая скорость стеклоочистителя; С — Прерывистый режим работы стеклоочистителя; D — Включен стеклоомыватель (нефиксированное).
Кроме того, имеется нефиксированное положение III рычага переключателя для сигнализации светом фар, которое включается независимо от положения центрального переключателя.
Рычаг 2 (рис. 1-5) переключателя стеклоочистителя и стеклоомывателя расположен с правой стороны комбинированного переключателя. При перемещении рычага в фиксированные положения А и В включаются соответственно малая и большая скорости стеклоочистителя. При перемещении рычага в фиксированное положение С включается прерывистый режим работы стеклоочистителя. Переключатель стеклоомывателя имеет нефиксированное положение Д.
Электрозвуковой сигнал включается при перемещении рукояток рычагов 1 и 2 по направлению к рулевой колонке.
Расположение контрольно-измерительных приборов, оборудования и органов управления специальным оборудованием изображено на рис. 1-6.
Все контрольно-измерительные приборы расположены на панели щитка 1 в левой части панели приборов.
На панели выключателей расположены клавишные выключатели/переключатели приборов электрооборудования. В правой части находится вещевой ящик 14, освещаемый софитной лампой. При вытягивании панели 13 на себя открывается доступ к предохранителям электрооборудования.
Рычаги 21 управления отопителем и вентиляцией кабины. Верхним рычагом включается и регулируется нагрев воздуха, поступающего из отопителя, а нижними рычагами управляют распределением этого воздуха в кабине. В крайнем правом положении нижних рычагов обеспечивается подача воздуха только к стеклам, в положении КАБИНА воздух подается к стеклам и ногам водителя и пассажира. Промежуточные положения позволяют менять эффективность обогрева. Включение подачи воздуха — клавишным переключателем на панели выключателей при положении I и II ключа в замке выключателя приборов и стартера.
Ручка управления корректора позволяет регулировать световые пучки фар головного света в зависимости от нагрузки (при включенном ближнем свете).
Рукоятка крана управления стояночным тормозом имеет два фиксированных положения «заторможено» и «расторможено». В области подтормаживания автомобиля (от положения «расторможено» до положения «заторможено») после отпускания рукоятка автоматически возвращается обратно в положение «расторможено».
Рис. 1-6. Расположение контрольно-измерительных приборов, оборудования и органов управления специальным оборудованием:
1 — выключатель дополнительных фар; 2 — выключатель заднего противотуманного фонаря; 3 — комбинация приборов; 4 — блок контрольных ламп тормозной системы; 5, 6, 7, 18 — контрольная лампа; 8 — блок контрольных ламп; 9 — спидометр; 10 — манометр воздуха; 11 — переключатель электродвигателя отопителя; 12 — пульт управления подогревателя ПЖД-12Б; 13 — крышка отсека предохранителей; 14 — дверца вещевого ящика; 15 — дефлектор отопления; 17 — кран включения межколесной блокировки; 19 — регулятор освещения щитка приборов; 20 — выключатель фонарей автопоезда; 21 — рукоятки управления краном отопителя и заслонками воздухораспределителей; 22 — выключатель наружного освещения; 23 — кнопка дистанционного выключателя массы аккумуляторных батарей; 24 — заглушка; 25 — выключатель плафона; 26 — выключатель света противотуманных фар; 27 — выключатель аварийной сигнализации; 28 — кнопка выключателя ЭФУ.
Для установки постоянной частоты вращения коленчатого вала двигателя нужно нажать педаль подачи топлива, вытянуть тягу и поворотом тяги зафиксировать необходимую частоту вращения.
Для останова двигателя надо вытянуть тягу 16. Если тяга утоплена — двигатель готов к пуску.
Дистанционный выключатель 23 «массы» аккумуляторных батарей. При нажатии кнопки включаются аккумуляторные батареи, при повторном нажатии — выключаются.
Центральный переключатель 22 света, при переключении которого в положение I включается освещение панели приборов и габаритные огни, во II — габаритные огни и ближний свет фар.
Выключатель 28 ЭФУ имеет нефиксированное положение — включение ЭФУ. При нажатии кнопки выключателя через 60-90 с должен загореться сигнализатор в правом блоке 16, указывающий на готовность системы к пуску двигателя.
Включатель 17 аварийной сигнализации. При вытягивании ручки включателя загораются прерывистым светом все указатели поворота, а также сигнализатор, встроенный в ручку.
Спидометр 9 указывает скорость автомобиля (км/ч), а установленный в нем суммарный счетчик — общий пробег автомобиля (км).
В шкалу встроен синий светофильтр сигнализатора, который загорается при включении дальнего света фар.
Тахометр показывает частоту вращения коленчатого вала двигателя (мин-1). При движении автомобиля стрелка тахометра должна находиться в правой части зеленого поля шкалы.
Когда стрелка находится в пределах черного поля, уменьшается мощность двигателя, появляются рывки, увеличивается расход топлива.
На красные поля шкалы стрелка заходить не должна — это опасные для двигателя режимы. Для автомобилей, укомплектованных двигателями пониженной быстроходности с номинальной частотой вращения коленчатого вала 2200 мин-1, красное поле начинается с отметки 2200.
Комбинация приборов показана на рис. 1-7.
Указатель 1 давления масла в смазочной системе двигателя. Давление масла при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя должно быть равно 400-550 кПа (4-5,5 кгс/см2), а при минимальной частоте вращения — не менее 98,1 кПа (1,0 кгс/см2). Контрольная лампа 2 аварийного давления масла с красным светофильтром загорается при падении давления в смазочной системе до 40-80 кПа (0,4-0,8 кгс/см2);
Рис. 1-7. Комбинация приборов:
1 — указатель давления масла; 2 — контрольная лампа аварийного давления масла; 3 — указатель температуры охлаждающей жидкости; 4 — контрольная лампа аварийной температуры охлаждающей жидкости; 5 — вольтметр; 6 — контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи; 7 — указатель уровня топлива в баке; 8 — контрольная лампа резерва топлива.
Указатель 3 температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения. Контрольная лампа 4 с красным светофильтром загорается при повышении температуры до (98-104)°С. Нормальная температура охлаждающей жидкости 80 — 95°С.
Вольтметр 5 показывает напряжение в бортовой сети автомобиля. Контрольная лампа 6 с красным светофильтром загорается при разряде аккумуляторной батареи.
Указатель 7 уровня топлива в баке. Контрольная лампа 8 с оранжевым светофильтром загорается при уменьшении количества топлива в баке до 1/8 его полной вместимости.
Табпипа 1-2.
Шкалы приборов представлены в виде цветовых зон. Каждая цветовая зона имеет определенный интервал значений контролируемого параметра.
Расшифровка зон указателей комбинации приборов:
Интервалы значений цветовых зон для каждого прибора, входящею в комбинацию приборов, указаны в таблице 1-2.
Блоки сигнализаторов приведены на рис. 1-8. Выключатели 1 служат для проверки исправности ламп сигнализаторов. Сигнализатор 2 загорается при засорении масляного фильтра. Сигнализаторы 3, 4, 5 и 6 загораются при падении давления воздуха в контурах I, II, III и IV пневмопривода тормозных систем, имеют красные светофильтры с символами, при загорании этих сигнализаторов звучит звуковой сигнал (зуммер). Сигнализатор 7 загорается прерывистым светом при включении стояночной тормозной системы, имеет красный светофильтр с символом. Сигнализатор 8 блокировки межколесного дифференциала среднего моста не задействован. Сигнализатор 9 загорается при включении блокировки межколесного дифференциала заднего моста. Сигнализатор 10 блокировки межосевого дифференциала не задействован. Сигнализаторы 11 и 12 загораются при включении указателей правого или левого поворота тягача и полуприцепа и контролируют исправность ламп указателей, имеют зеленые светофильтры с символами. Сигнализатор 13 готовности к работе ЭФУ имеет оранжевый светофильтр.
Сигнализаторы 11 и 12 загораются при включении указателей правого или левого поворота тягача и полуприцепа и контролируют исправность ламп указателей, имеют зеленые светофильтры с символами. Сигнализатор 13 готовности к работе ЭФУ имеет оранжевый светофильтр.
Рис. 1-8. Блоки сигнализаторов.
Ходовая часть
КамАЗ-53501 использует рамную конструкцию, обладающую двумя швеллерными лонжеронами и поперечинами.
Передняя часть автомобиля укомплектована зависимой подвеской. Ее конструкция включает в себя два пакета продольно расположенных полуэллиптических рессор, два гидравлических телескопических амортизатора двунаправленного действия, резиновые буферы сжатия, ну и стабилизатор поперечной устойчивости.
Задняя тележка грузовика снабжена классической балансирной подвеской. Здесь используются продольные листовые рессоры и реактивные штанги. В отличие от передней подвески для задней решили не использовать амортизаторы.
Модель имеет дисковые колеса с размером обода 10.00-20, но также встречаются модификации с размером 12.2-20.9. Колеса снабжены пневматическими камерными шинами размерностью 390/95 R20 или же 425/85 R21. На всех колесах присутствует система регулирования давления, что позволяет повысить проходимость грузовика на сложных дорожных участках.
Габаритные размеры:
- Полная длина – 8490 мм;
- Полная ширина – 2550 мм;
- Полная высота – 3290 мм;
- Длина колесной базы – 3340 мм;
- Длина колесной базы задней тележки – 1320 мм;
- Ширина передней колеи – 2050 мм;
- Ширина задней колеи – 2050 мм;
- Длина переднего свеса – 1620 мм;
- Длина заднего свеса – 1590 мм;
- Дорожный просвет – 390 мм;
- Наименьший радиус разворота – 11300 мм.
Размеры грузовой платформы
- Внутренняя длина – 5430 мм;
- Внутренняя ширина – 2470 мм;
- Внутренняя высота стандартных бортов – 750 мм;
- Высота платформы с тентом – 3290 мм.
Масса и грузоподъемность
Снаряженная масса данного грузового автомобиля составляет 10540 килограмм. Его конструкция способна взять на борт груз массой до 10000 килограмм. В таком случае полная масса грузовика достигает 20560 килограмм.
Помимо этого грузовик нередко применяется в паре с прицепом. Полная масса прицепа не должна превышать 8000 килограмм. Это обеспечивает полную массу всего автопоезда в 29000 килограмм.
Электропитание
Электропроводка у модели КамАЗ-53501 мало чем отличается от гражданских версий и предшественников. Постоянное напряжение в бортовой сети составляет 24 Вольта. Для функционирования всех электроприборов на заглушенном двигателе используется две последовательно соединенные аккумуляторные батареи свинцового типа. Емкость каждой составляет 190 Ампер-часов, а номинальное напряжение 12 Вольт.
После запуска силового агрегата необходимым напряжением бортовую сеть обеспечивает трехфазный генератор мощностью в 2000 Ватт. Он способен выдавать номинальное напряжение в 28 Вольт. Помимо этого он обеспечивает подзарядку аккумуляторных батарей в процессе работы. Также стоит отметить, что в бортовой сети присутствует выпрямительный блок, благодаря которому напряжение с генератора стабилизируется.
Руководство по эксплуатации
Прилагаемая к грузовику инструкция содержит следующие рекомендации:
- Допускается пуск мотора от внешнего источника электроэнергии. Коммутационная розетка установлена на левом крыле кабины. Там же имеется схема подключения.
- Разрешено эксплуатировать двигатель на полную мощность только после прогрева до 70°С. Допускается начало движения на частично прогретом до 40°С моторе с использованием пониженных передач и оборотов. Подача повышенной нагрузки на холодный агрегат может стать причиной повреждения узлов кривошипно-шатунного механизма.
- Раздаточная коробка переключается только на стоящем автомобиле. Эксплуатация грузовика с демонтированным корпусом блокировки запрещена, поскольку это приводит к одновременному включению 2 скоростей и разрушению узла.
- Включение индикатора давления масла должно послужить причиной остановки движения и отключения мотора. Продолжать поездку можно только после устранения причины поломки. Аналогичные рекомендации касаются и температуры охлаждающей жидкости.
- В процессе эксплуатации требуется следить за показаниями индикатора состояния воздушного фильтра. Забитый пылью узел требуется очистить.
- При ремонте агрегатов прочищать глухие отверстия от воды и масла, поскольку при вкручивании болта могут возникнуть трещины.
- Запрещено отключать батареи от бортовой сети при работающем силовом агрегате. Отключение выполняется только на время стоянки. Если планируется проведение сварочных работ на автомобиле, то требуется отключить от бортовой сети батареи и генератор.
- Блокировку дифференциала нельзя включать в момент пробуксовки колес. Запрещается двигаться по дорогам с твердым покрытием с активированной блокировкой.
Особенности
КамАЗ-53501 вышел весьма популярным не только в армейских частях, но и во многих гражданских сферах. Потребители приобретают данный грузовик, как в гражданском исполнении, так и в военном с консервации. Причем последние могут оснащаться специальными надстройками, включая многофункциональные модули.
Во многих отзывах зачастую упоминают высокую надежность и впечатляющую выносливость. И действительно, конструкция модели отличается большим запасом прочности, что позволяет ей выдержать довольно суровые нагрузки. Используемые силовые агрегаты также славятся своей надежностью и к тому же имеют отличные мощностные показатели.
Большинство узлов и агрегатов унифицировано с другими моделями Камского автозавода, благодаря чему отыскать необходимую деталь не составит особого труда. Что касается самой конструкции, то она вышла простой и понятной.
Полноприводное шасси, большие односкатные колеса, блокируемые межколесные дифференциалы и система регулирования давления в шинах позволили добиться отличной проходимости. КамАЗ-53501 способен без каких-либо проблем преодолевать заболоченные и заснеженные участки. Даже в суровом бездорожье грузовик практически не застревает. Необходимо заметить, что опционально он может комплектоваться лебедкой.
Для трехосного автомобиля эта модель имеет вполне высокую маневренность, особенно на твердом покрытии.
Благодаря всем этим качествам, гражданское исполнение КамАЗ-53501 активно применяется в нефтегазодобывающих промышленностях и экспедициях. Для экспедиций зачастую выбирают модели, оснащенные модульной надстройкой. Внутри устанавливают дополнительный отопитель, дополнительные сидения, небольшой столик и многое другое.
Еще одной особенностью является, конечно же, доступность. Если удастся отыскать похожие иностранные модели, то стоимость на них, как правило, будет значительно выше. Поэтому большинство потребителей отдает предпочтение отечественному КамАЗу, несмотря на низкий по современным меркам уровень комфорта.
Цена
КамАЗ-53501 списанный с военного хранения в настоящее время можно приобрести по средней стоимости от 2 миллионов и до 3.5 миллионов рублей, в зависимости от года выпуска и установленной надстройки. В большинстве случаев, такая техника имеет пробег до 5 тысяч километров. Доступны не только бортовые версии, но и КУНГи.
Стоимость гражданской версии с нулевым пробегом начинается от 1.8 миллиона рублей за стандартную бортовую модификацию. Здесь на ценник также влияет тип установленной надстройки. Например, автокран на базе КамАЗ-53501 обойдется в 2.5 миллиона рублей.
Если рассматривать подержанную технику, то большинство моделей, доступных на вторичном рынке, представлены в гражданском исполнении, но встречаются и армейские версии. Стоимость таких машин варьируется в пределах от 1.6 миллиона и до 3 миллионов рублей в зависимости от таких факторов, как года выпуска, техническое состояние, а также пройденный пробег.
Помимо этого грузовой автомобиль КамАЗ-53501 можно арендовать. Стоимость одного часа работы составляет в среднем от 1200 до 2000 рублей.
ЭОВ-3523 на автомобильном ходу КамАЗ-53501
Наименование технических показателей | Ед. измерения | ЭОВ-3523 |
Эксплуатационная масса | т | 18,8 |
Базовое шасси | КамАЗ-53501 | |
Мощность двигателя автомобиля | кВт (л.с.) | 191 (260) |
Двигатель экскаваторной установки | Deutz BF04M2012 | |
Мощность двигателя | кВт (л.с.) | 67 (91) |
Число оборотов двигателя | об/мин | 2000 |
Тип рабочего оборудования | Моноблок | |
Расход насосной установки | л/мин | 260 |
Рабочее давление | МПа | 32 |
Расход насосной установки | л/мин | 260 |
Частота вращения поворотной платформы | об/мин | 8 |
Гидравлика | Bosch-Rexroth | |
Гидросхема управления | Схема LUDV фирмы Bosch-Rexroth | |
Количество совмещений операций в цикле | Все | |
Емкость ковша по SAE | м3 | 0,8 |
Наибольшая глубина копания | м | 5,0 |
Наибольший радиус копания | м | 8,44 |
Кинематическая высота выгрузки | м | 6,1 |
Усилие резания: ковшом | т | 8,0 |
рукоятью | т | 8,2 |
Цикл | с | 12 |
Расход топлива в экскавационном режиме | л/ч | 12 |
Техническая производительность при разработке грунтов I…III категорий | м3/ч | 193 |
Скорость передвижения максимальная | км/час | 90 |
Дополнительное рабочее оборудование(гидравлический ручной инструмент) одновременная работа 2 видов инструмента | отбойный молоток ручной;перфоратор гидравлический ручной; машинка гидравлическая отрезная | |
Габаритные размеры | ||
— длина | мм | 8830 |
— ширина | мм | 2500 |
— высота | мм | 3900 |
www.tdsmi.ru
Отзывы владельцев и водителей
- Камаз 53501 – большой и универсальный грузовик, способный штурмовать любое бездорожье. По возможностям вне дорог машина схожа с Уралом, причем без всякого преувеличения. Проходимость превосходная. Высокий клиренс и минимальные кузовные свесы, наличие блокировок и зубастых покрышек с большим профилем, а также отсутствие длинного капота (в отличие от Урала) делает Камаз 53501 наиболее выгодным предложением в этом сегменте. У меня бортовой 53501 в работе два года. За это время машина испытана на разном покрытии. Надо признать, что существенные изменения на фоне более старых Камазов – отсутствуют. Машина осталась верна старой доброй конструкции, знакомой по предшественникам. Ну разве что сиденья улучшились, а эргономика в кабине не изменилась. Можно преодолевать глубокие сугробы, песок, грязь и т. д. В моей комплектации есть жесткая сцепка и стандартные противооткаты. Шестиметровый кузов – вместительный, и с грамотно организованным внутренним пространством (есть петли и фиксаторы для груза, чтобы он не болтался по кузову). Почти все подобные машины сейчас оснащают китайскими стартерами, которые быстро выходят из строя. Пожалуй, это единственная внеплановая неисправность.
- Камаз 53501 – добротный вездеход, наделенный еще и высокой грузоподъемностью. Да уж, такие колеса и мощное рамное шасси способны выдержать любую нагрузку вместе с прицепом. У меня серия Камаз 53501 Мустанг с родным 740-м мотором мощностью 300 лошадиных сил, а также турбонаддувом. Также есть предпусковой подогреватель. Грузоподъемность увеличена до 10 тонн (в штатном исполнении 10 тонн) – из-за этого рама увеличена на один метр. Надо признать, увеличение колесной базы негативно сказалось на проходимости – например, в болотистой и горной местности. Соответственно, уменьшились углы въезда и выезда. Но если у штатного 53501 проходимость была в избытке, то в моем случае возможностей на бездорожье вполне достаточно. Разработчики предусмотрели неудачное крепление полноразмерной запаски, расположенной спереди под рамой. Из-за этого запаска постоянно забрызгивается, так что при ее демонтаже можно нехило так запачкаться, мягко говоря. Еще одним серьезным недостатком данного Камаза, как и других «бортовиков», является высокий задний борт, создающий целую дилему при посадке/высадке пассажиров.
- Работаю на Камазе 53501 с 2016 года. Машина досталась мне в поддержанном состоянии, но на полном ходу. Эксплуатация бортового грузовика ведется в карьерных условиях, а также в горной и лесной местности, также иногда «подрабатываю» буксировщиком – вытаскиваю из болота легковые внедорожники. Этот Камаз идеально подготовлен для бездорожья, особенно в моей базовой модификации – с обычной колесной базой (есть еще удлиненная, у нее как раз проблемы с проходимостью). Отмечу высокий клиренс и практически отсутствующие кузовные свесы, а также бескапотную кабину и великолепную обзорность по всем сторонам. Большие зеркала дребезжат при проезде неровностей, но это не беда. Гораздо серьезней проблема обстоит с подвеской, которая с одной стороны выдерживает высокий рельеф, а с другой – имеет малый ресурс из-за плохого качества элементов ходовой части. Многие комплектующие следует подыскивать на авторазборках, однако новая деталь все же лучше старой. 260-сильынй турбодизель имеет приличную производительность и большой запас тяги на горных подъемах, и благодаря этому вовсе не обязательно преодолевать болотистую местность с разгона. Расход топлива от 28 до 35 литров на 100 км. У длиннобазной версии уже в районе 40 литров, так что я сделал правильный выбор.
- У меня Камаз 53501 с пробегом 130 тыс. км. Машина много повидала на своем веку, но все еще способна справиться с задачами в условиях тяжелого бездорожья. Перевозка грузов в такой местности – удовольствие не из приятных, но только не в случае с Камазом 53501, который способен преодолеть любую преграду вне зависимости от глубины препятствия. Благодаря большим покрышкам и отсутствующим свесам можно быть уверенным в преодолении колей и подъемов. При этом не важно, какой тип покрытия под колесами – снег, грунт, песок, щебень, гравий и т. д. Согласен, комфорт у обновленного Камаза 53501 схож с предыдущими машинами такого уровня. С эргономикой тоже непорядок. Сиденье жесткое и бесформенное, лишенное боковой поддержки и нормальных регулировок, что можно сказать и о рулевой колонке. Но к спартанской посадке можно привыкнуть, да и в целом простить многие недостатки, которые с лихвой компенсируются достоинствами на бездорожье. Ржавеющая кабина, шумы и вибрации в салоне, неудобный рычаг переключения передач, рывки при переходе на повышенную и т. д – все это ерунда для рабочей лошадки, хотя единственным минусом можно считать большой расход в 40 литров на 100 км – для 260 сил это очень много.
Шасси… Двигатель камаз-63501
Какой расход топлива у данного КамАЗа в час? Спасибо. Авто, Мото. Malinovaya. Форум Сахком: Сахалин и Курилы Автомобили КамАЗ-63501 несколько лет назад подверглись существенной модернизации, вследствие чего удалось расширить ресурс работы машины, повысить её ремонтопригодность, снизить расход топлива. На КамАЗе-5350 установлено сцепление модель 142 соединение однодисковое, диафрагменное, вытяжного типа чаще всего применяемое для автомобилей такого класса. |
- Длина — 8,6 метров;
- Ширина — 2,55 метра;
- Высота — 3,29 метра;
- Топливный бак вмещает 125/175 литров бензина;
- Мощность силового агрегата — 260 лошадиных сил.