В СССР практически каждый руководитель страны использовал для передвижения свою модель лимузина, созданную конструкторами завода имени Лихачева. Для Н.С. Хрущева был создан ЗиЛ-111, в дизайне которого использовались «аэрокосмические» обводы, широко применявшиеся в мировом автомобилестроении в конце 50-х годов.
Приход нового генсека Л.И. Брежнева подтолкнул завод к созданию лимузина ЗиЛ-114, дизайн которого не имел аналогов среди американского автопрома. Машина содержала массу новых компоновочных и конструкторских решений, ранее не применявшихся заводом ЗиЛ.
Общая информация
Отечественные дизайнеры смотрели в сторону американских автомобилей премиум-класса, так как их дизайн считался эталоном в автомобильном мире. В начале 60-х годов их стиль резко поменялся: стал преобладать строгий стиль с угловатыми основаниями.
В связи с этим актуальность начала терять 111-я модель, которая использовалась для транспортировки первых лиц страны. В это время стартовало проектирование 114-го авто. В основе легли лучшие дизайнерские тенденции того времени.
Опытный образец собрали в 1965 году, он отправился на прохождение испытаний. Через год организовали поштучную сборку, а в 1968 году транспорт занял линейку машин премиум-класса СССР. В 1971 году произошёл небольшой рестайлинг. В большей степени он коснулся передней части автомобиля.
ЗИЛ-114 Расход топлива Вес Габаритные размеры
Когда Леонид Ильич Брежнев стал Генеральным секретарем ЦК КПСС, первым лицом Советского Союза, ЗИЛ по традиции представил новый лимузин — и, кажется, наконец нашел свой стиль. В первый и последний раз автомобильные историки сошлись во мнении, что «советская машина» не имеет сходства ни с одним из американских автомобилей-современников. Машина стала гораздо ниже, при этом длиннее и шире предшественника.
Конструкция
Критиков транспорт порадовал наличием инновационных на то время решений. К ним относят дисковые тормоза на всех колёсах, возможность регулирования руля по высоте и подвеска на торсионных стержнях бесшкворненного вида. Пассажирские задние места от водительской секции отделяла перегородка из стекла, открываемая электроприводом. Впервые реализована система центрального замка. Все стеклоподъёмники работали на электроприводе. Для обеспечения комфортных температурных условий в салоне в устройстве присутствовал кондиционер. Детермальные стёкла не позволяли солнечным лучам нагревать салон.
Двигатель ЗиЛ-114 имеет объём в 7 литров, развивает до 300 лошадиных сил. Мощности хватает для разгона до 190 км/ч. Силовой агрегат состоит из алюминиевых блоков цилиндра, карбюратора (состоит из четырёх камер, включающихся последовательно), системы зажигания транзисторного вида и гидравлического толкателя клапанов. Работа силовой установки дополнялась автоматической коробкой передач. Несмотря на это, водитель мог сам выбирать нужную скорость. Рулевой механизм оснащён гидроусилителем.
В основе шасси лежит крепка периферийная рама. Подвеска обеспечивает плавную работу без толчков при резком разгоне или торможении. При вхождении в поворот на высокой скорости не возникает крен. Передняя подвеска бесшкворневого вида оснащается продольными торсионными стержнями, которые работают на скручивание. Их поместили вдоль лонжеронов рамы. Их основное назначение — оси нижних рычагов подвески. Задняя подвеска зависимого типа получила стандартную конструкцию: работает на базе продольных листовых рессоров. Тормозной механизм состоит из каскадной системы усилителей и раздельных контуров.
Заметно изменение дизайна: он стал соответствовать строгому стилю, имея в своей основе угловатые очертания. Кузов крепится к раме формы X с лонжеронами объёмного сечения. Такое устройство обеспечивает раме повышенную прочность. Завод имени Лихачёва выпустил около 150 экземпляров различных модификаций. Одним из самых популярных стал вариант с большим люком над пассажирскими местами. Его использовали для приветствия публики на парадах и праздниках. На базе стандартной модели разработали пикап для использования в киноиндустрии.
История создания
Созданный в конце 50-х годов правительственный лимузин ЗиЛ-111 быстро устарел, несмотря на проведенную в 1962 году косметическую модернизацию. Для разработки нового автомобиля была создана отдельная конструкторская группа под руководством В.Ф. Родионова.
Первые шаги по созданию лимузина были сделаны уже в 1962 году, когда началась разработка двигателя с алюминиевым блоком цилиндров, способного работать с 2-скоростной автоматической трансмиссией от ЗиЛ-111. Выросший крутящий момент приводил к быстрому выходу из строя гидравлического трансформатора и планетарных передач, поэтому в 1966 году начались работы над новой 3-ступенчатой коробкой.
В серию агрегат попал только в 1975 году, устанавливался на автомобили ЗиЛ-114 всего 3 года.
В 1966 году собрали 3 прототипа лимузина ЗиЛ-Э114, причем на первом автомобиле использовались 4 прямоугольные фары. Остальные имели круглую оптику, которая и пошла в серию. Уже осенью обкатанные прототипы были показаны Л.И. Брежневу, который одобрил конструкцию автомобиля, а с 1967 года началась сборка серийных образцов.
Ранние серийные машины ЗиЛ-114 оснащались декоративными крышками в задних арках, позднее от этого элемента отказались. На лимузинах впервые появился фирменный логотип завода ЗиЛ в виде стилизованной надписи, вписанной в прямоугольник.
Двигатель
Силовой агрегат является единственным элементом, который разрабатывался не с нуля в рамках проекта 114-й модели. Его начали конструировать в 1962 году. Основное отличие от предыдущих разработок — блок цилиндров сделан из алюминия. На такой шаг конструкторы пошли для снижения массы мотора. Гидравлические толкатели клапанов внедрены в устройство для устранения надобности регулировки зазоров в ГРМ. Он работал вместе с четырёхкамерным карбюратором и транзисторной системой зажигания. На выходе инженеры получили 300 лошадиных сил, что на 100 больше, чем у предыдущего поколения.
Технические характеристики автомобиля ЗиЛ-114:
- Длина — 6,3 метров;
- Ширина — 2 метра;
- Высота — 1,5 метра;
- Колёсная база — 3,9 метра;
- Клиренс — 17 сантиметров;
- Объём силового агрегата — 7 литров;
- Мощность силовой установки — 300 лошадиных сил при 4,4 тысячах оборотов;
- Максимальный крутящий момент — 559 Нм при 2,8 тысячах оборотов;
- Коробка передач — автоматическая;
- Разгон до 100 км/ч — 13,5 секунд;
- Средний расход топлива — 19 литров на 100 километров;
- Максимальная скорость — 190 км/ч.
Когда велись работы над силовой установкой, её сразу не планировали использовать в другом гражданском или военном транспорте. Это связано с питанием от качественного высокооктанового бензина и адаптации к работе с уникальной автоматической коробкой передач. АКПП перешла в 114-ю модель от 111-го семейства, но практическое использование с мощным мотором выявило ряд недостатков. Для их устранения пришлось разрабатывать новый агрегат с совершенно новым устройством. Экземпляры с новой КПП встали на конвейер в 1975 году.
Описание конструкции
В основе автомобиля ЗиЛ-114 находится рамное шасси, сваренное из элементов коробчатого сечения. Передние колеса оснащены поперечными торсионами, на которых закреплены нижние рычаги. Дополнительно установлены гидравлические телескопические амортизаторы и стабилизатор. Расположение осей качания нижних и верхних рычагов обеспечивает снижение клевков кузова при резком замедлении.
Сзади используются несимметричные 4-листовые рессоры полуэллиптического типа с дополнительными реактивными штангами и телескопическими амортизаторами.
В конструкции предусмотрены резиновые отбойники, ограничивающие ход подвески. Все колеса оснащены стальными штампованными дисками 7,0L-15 и бескамерными покрышками ИЛ-126 размера 9,35*15. В зимнее время использовались специальные шипованные покрышки ИЛ-137.
Рулевой редуктор автомобиля ЗиЛ-114 построен по схеме «винт-гайка-зубчатый сектор», в конструкцию интегрирован гидравлический усилитель поршневой схемы. В кинематическую схему рулевого управления входят маятниковый рычаг и трапеция. Для предотвращения обратного удара колес используется гидравлический демпфер. Рулевая колонка оснащена механизмом откидывания, который облегчает посадку и выход из автомобиля водителя. Дополнительно имеется регулятор высоты положения рулевого колеса.
Автомобиль ЗиЛ-114 оснащен цельнометаллическим закрытым кузовом, рассчитанным на перевозку 7 человек. Средний ряд состоит из 2-х индивидуальных сидений упрощенной конструкции, которые складываются в ниши, выполненные в полу кузова. За спинкой передних кресел, имевших в отличие от задних рядов кожаную обивку, установлена перегородка с гнутым 3-слойным опускающимся при помощи электропривода стеклом.
На базе лимузина выпускался упрощенный седан ЗиЛ-117, предназначенный для размещения 5 человек.
Перегородка на таком автомобиле не применялась. Для установки кузова на шасси используются 35 болтов с резиновыми шайбами.
Лобовое стекло имело затемненную полосу, расположенную сверху. Остальные стекла безосколочного типа, покрыты слоем специальной краски, обеспечивающей теплоизоляцию салона.
В стандартное оснащение автомобилей ЗиЛ-114 входила вакуумная система привода дверных замков с управлением с места водителя. Воздуховоды обеспечивают подачу теплого воздуха на лобовое стекло, а также на стекла, размещенные в задней части боковин кузова.
Кондиционер оборудован 2-мя теплообменниками, которые отдельно обслуживают отделение водителя и основной салон лимузина. Для дополнительной вентиляции используются поворотные форточки, размещенные в передних дверях лимузина. Задние стекла в боковине кузова могут перемещаться в горизонтальном направлении.
Автомобиль ЗиЛ-114 оснащен электрическими приводами стеклоподъемников и передних кресел, внешние зеркала заднего вида получили дистанционное управление. По умолчанию устанавливались ремни безопасности безынерционного типа для сидений переднего и заднего рядов.
В левом подлокотнике заднего дивана, обшитого велюром, автомобиля ЗиЛ-114 размещены приводы управления системой отопления салона, рычаги воздухораспределителей и регулятор частоты вращения вентилятора. Внутри правого подлокотника находится пульт регулировки параметров радиоприемника. Регуляторы обдува заднего стекла и воздухозаборники располагаются на полке позади спинки заднего ряда сидений.
Все построенные ЗиЛ-114 комплектовались транзисторным приемником АВ-68 с автоматом настройки.
Приемник оборудован 2-мя пультами управления, для трансляции музыки установлены 3 громкоговорителя. Антенна с ручным приводом из салона, размещается над лобовым стеклом.
Автомобиль ЗиЛ-114 оснащен бензиновым V-образным 8-цилиндровым двигателем с углом развала блоков 90⁰. Для повышения мощности и снижения расхода топлива используется камера сгорания клиновой формы. При рабочем объеме 6,96 л агрегат развивает мощность 300 л.с. при 4400 об/мин. Блок изготовлен из алюминиевого сплава, рабочие поверхности цилиндров образованы быстросъемными чугунными гильзами. Головки цилиндров выполнены из алюминиевого сплава, на каждый цилиндр установлен 1 впускной и 1 выпускной клапан.
Привод механизма газораспределения осуществляется единым валом, размещенным в развале блоков. Для привода распределительного вала применена бесшумная цепь Морзе. В приводе клапанов использованы гидравлические компенсаторы зазора, снизившие трудоемкость обслуживания и шум при работе.
Двигатель автомобиля ЗиЛ-114 оснащен транзисторной системой зажигания. На части лимузинов устанавливалась дополнительная система на основе вибратора, используемая в аварийных ситуациях.
Степень сжатия составляет 10,5, в качестве топлива используется бензин сорта «Экстра», имеющий октановое число 95 ед. Запас горючего хранится в топливном баке вместимостью 120 л, размещенном под полом багажника. Двигатель оснащался 4-камерным карбюратором К-254 с падающим потоком смеси и ускорителем холостого хода.
Отвод отработавших газов ведется через 2 индивидуальных коллектора с 3-мя глушителями в каждом.
Система охлаждения жидкостного типа, оснащена расширительным бачком. Перед радиатором установлена тканевая шторка с ручной регулировкой положения. В систему охлаждения входит масляный радиатор, размещенный непосредственно в водяной рубашке блока цилиндров.
В нижнем бачке основного радиатора установлен теплообменник гидравлической трансмиссии. Для подачи воздуха через соты радиатора используется 6-лопасный вентилятор с постоянным клиноременным приводом от коленчатого вала. Вокруг вентилятора размещен диффузор, обеспечивающий улучшение характеристик охлаждения. В конструкцию радиатора введены дополнительные теплообменные пластины из красной меди.
Передача крутящего момента от двигателя осуществляется гидравлической трансмиссией, состоящей из трансформатора и планетарной коробки скоростей. Коробка передач имеет пониженную и прямую скорости, а также обеспечивает возможность движения автомобиля ЗиЛ-114 назад. Водитель может управлять коробкой принудительно при помощи набора кнопок, расположенных на панели приборов, позднее стал использоваться селектор. Между коробкой и задним мостом размещены два карданных вала полой конструкции с дополнительной подшипниковой опорой.
Балка заднего моста автомобиля ЗиЛ-114 построена по схеме «банджо», содержит в себе гипоидный главный редуктор, дифференциал и 2-е полуоси частично разгруженного типа.
Для остановки автомобиля ЗиЛ-114 используются дисковые вентилируемые тормозные механизмы с автоматической компенсацией зазоров. В привод включен усилитель вакуумного типа, в каждом из 2-х контуров размещены дополнительные гидровакуумные усилители. Каждый из независимых контуров обеспечивает передачу тормозного усилия на все колеса лимузина.
Внутри тормозных дисков задних колес размещены барабанные механизмы стояночного тормоза, имеющего механический привод от отдельной педали.
При включении передачи происходит автоматическое отключение привода, обеспечиваемое вакуумной диафрагмой. При необходимости стояночный тормоз отключается специальным сбрасывателем, размещенным под панелью приборов.
История медицинского варианта
В 1972 году Леонид Ильич Брежнев перенёс первый инсульт. Для безопасности его здоровья требовался транспорт, который бы нёс «на борту» медицинское оборудование для оказания первой помощи. Главным требованием стало сохранение внешнего вида, который вписывался в правительственный кортеж. За основу разработку взяли ЗиЛ-114. Основной задачей такого авто стала комфортная и быстрая доставка генерального секретаря в больницу в случае необходимости.
Оснащённость находилась на уровне базовой скорой помощи. В составе экипажа всегда присутствовали несколько врачей. Состояние здоровья Брежнева тщательно скрывали. Именно поэтому государственная «неотложка» не имела отличительные черты от общей стилистика правительственного транспорта. Врачам из экипажа запрещалось надевать традиционные белые халаты, чтобы не раскрыть назначение машины.
В то же время государственный заказ сделали на создание медицинской скорой помощи на базе Чайки. Такие автомобили предназначались для доставки в стационар простых чиновников. Основная разница между двумя «скорыми» в количестве выпущенных экземплярах. ЗиЛ-114Е выпущен только один, а Чаек собрали порядка 15 штук.
Разработчикам требовалось создать из лимузина универсал, чтобы входила вся медицинская техника. Длина рамы автомобиля позволяла это сделать с минимальными изменениями в конструкции, но на деле всё оказалось сложнее. Рама брала на себя часть силовых нагрузок. Простое изменение положения некоторых технических узлов привело бы к нарушению характеристик жёсткости. Инженерам пришлось пересмотреть строение кузова и переработать компоновку. Внутри салона от спинок передних сидений до крышки багажника поместили основание для носилок, три сиденья для врачей и ящики для хранения медицинских принадлежностей.
Ещё одной проблемой стала небольшая деталь — хранение запасного колеса. Ранее оно помещалось в багажном отделении, но в медицинской машине его упразднили. Отказываться от запаски в авто такого класса недопустимо. Решение нашли оригинальное — запасное колесо и инструменты поместили в вертикальной нише, которая находилась за левой дверью. В салоне камера хранения никак не выделялась, она сливалась с медицинскими шкафчиками.
Врачи попадали в салоне через правую дверь. Два сиденья установили вплотную к перегородке с водительской частью против движения. Третье сиденье поместили у правого борта в районе двери, оно располагалось по ходу движения. Основание для носилок сместили в сторону левого борта.
Опытный образец собрали в 1974 году. Главным отличием от стандартного варианта (кроме переработки в универсал) стало наличие металлического выступа на крыше. Он сделан для увеличения свободного пространства салона. В полный рост врачи вставать не могли, но зато упрощалось взаимодействием с необходимым медицинским оборудованием. Также надстройка упрощала внос и вынос носилок из кузова.
Для отделки салона использовали дорогую кожу серого цвета. Такой же материал применялся в классическом лимузине. Медицинская модификация вмещала шестерых пассажиров: водитель, охранник, три медработника и лежачий пациент. Основание носилок сделано из кожи. Для экипировки транспорта использовали инновационное реанимационное и кардиологическое оборудование. Масса снаряжённой машины составляла 4 800 килограмм, пустой — 3 900 килограмм. Опыт эксплуатации считается успешным, так как после разработки последующих правительственных лимузинов, руководство страны делало заказ на их адаптацию под медицинский вариант.
Применение
Всего завод ЗиЛ собрал 113 автомобилей ЗиЛ-114, которые поступали в Гараж Особого Назначения для обслуживания высших партийных чиновников СССР. Упрощенный 5-местный седан ЗиЛ-117 предназначался для перевозки менее важных персон, а также для сопровождения кортежей.
Уменьшенные габариты и вес сделали автомобиль динамичнее, хотя максимальная скорость выросла всего на 10 км/ч. После ухудшения здоровья Л.И. Брежнева была создана специальная версия ЗиЛ-114А с кузовом типа универсал. Внутри имелись места для бригады врачей и направляющие для установки носилок. Завод ЗиЛ изготовил 2 автомобиля в 1974 году.
Для проведения парадов на Красной площади использовались 2-дверные кабриолеты ЗиЛ-117В, которые оснащались звукопередающей аппаратурой и возвышением на полу, расположенным за спинкой сидения водителя. Всего было собрано 3 таких автомобиля, которые имели окраску серо-голубого цвета. Дополнительно завод изготовил 5 стандартных 5-местных кабриолетов черного цвета.
В начале 80-х годов началось списание автомобилей ЗиЛ-114, некоторые из которых поступали в различные госучреждения.
На базе одного лимузина силами «Мосфильма» была построена киносъемочная машина, у которой демонтирована задняя часть салона. Спереди имеется дополнительная платформа для установки камеры и размещения оператора. Автомобиль используется компанией и в настоящее время.
Какой можно сделать вывод?
ЗиЛ-114 — автолегенда СССР. Это не только красивый и представительский автомобиль, но также надёжный и прочный. Запас рабочего ресурса составлял несколько сотен тысяч километров без капитального ремонта. Каждый экземпляр серии оснащался уникальными деталями, которые делались вручную на заводе имени Лихачёва.
Купить такую машину в наше время, практически, невозможно. Оставшиеся экземпляры находятся в музеях и частных коллекциях. Многие автолюбители отчаянно ищут по всей стране сохранившиеся авто, чтобы приобрести их в своё владение и провести полную реставрацию к первоначальному виду.
История появления
Мало кто знает, что фирменная эмблема Завода имени Лихачёва появилась только благодаря лимузину ЗИЛ-114. До этого все эмблемы автомобилей ЗИС-ЗИЛ были различными, а на бланках завода имелись только изображения медалей, которые присваивались заводу в разные годы. Эмблему «ЗИЛ», которая стала официальной на долгие годы, создал талантливый конструктор-кузовщик И. Сухоруков. Он придумал её для лимузина ЗИЛ-114.
Скорее всего, она так бы и осталась только на ЗИЛ-114, но заместителю начальника экспериментального цеха завода Матерову она очень понравилась. Он приложил все усилия, чтобы данную эмблему выбрали в качестве официального логотипа завода. Для этого он подговорил рабочих изготовить небольшую партию нагрудных значков с эмблемой, и позвал директора завода Бородина на своеобразную презентацию. Директору эмблема понравилась, и он подписал приказ о присвоении её официального статуса.
Утверждение эмблемы произошло 15 января 1972 года. Именно эта дата считается днём рождения официального логотипа Завода имени Лихачёва.
Конструкция ЗИЛ-114
Комфортное передвижение обеспечивала полностью гидравлическая подвеска, не позволяющая выбоинам на дорогах тревожить важного пассажира. Основой безопасности пассажира считалась Х — образная конструкция рамы автомобиля, имеющая лонжероны с объемным сечением. Такая архитектура обеспечивала большую сопротивляемость возможным деформациям и повреждениям.
К новшествам можно отности — дисковые тормоза на всех колесах, возможность регулирования руля по высоте и подвеска на торсионных стержнях бесшкворненного вида.
Салон ЗИЛ-114
Воздух салона охлаждал кондиционер. Пассажирский салон мог быть отделен от первого ряда сидений, где обычно располагались водитель и представитель личной охраны, звуконепроницаемым стеклом, которое также имело электрический привод. Это позволяло пассажирам во время движения обсуждать важные государственные дела или вести телефонные разговоры по правительственной связи.
Пассажирские задние места от водительской секции отделяла перегородка из стекла, открываемая электроприводом. Впервые реализована система центрального замка. Все стеклоподъемники работали на электроприводе. Для обеспечения комфортных температурных условий в салоне в устройстве присутствовал кондиционер. Детермальные стекла не позволяли солнечным лучам нагревать салон.