История создания
С 1933 года в Ленинграде освоили выпуск лёгкого бронеавтомобиля ФАИ («Форд-А Ижорский»). Однако уже в 1935 году опыт эксплуатации ФАИ в войсках показал, что по проходимости броневик уступает даже легковым машинам. Кроме того, утяжеление конструкции приводило к повышенному износу ходовой части. И сделать с этим было ничего нельзя – «Форд-А» (под маркой ГАЗ-А) на тот момент был единственным серийным легковым автомобилем в СССР.
Но уже в следующем году Горьковский автозавод освоил новую машину – М-1. «Эмка» имела более мощный 4-цилиндровый двигатель, усиленную раму, и, в целом, лучше подходила для использования в качестве основы бронеавтомобиля.
Серийный выпуск бронеавтомобиля начали в 1936 году на Выксунском заводе. При этом параллельно с БА-20 организовали производство ФАИ-М – старые бронекорпуса переставляли на шасси ГАЗ М-1.
История создания бронеавтомобиля ЛБ-62
Советский полноприводной бронеавтомобиль ЛБ-62 («ЛБ» — «Лаврентий Берия») разработали и изготовили на Горьковском автозаводе в 1940 году с использованием шасси опытного образца полноприводного грузового автомобиля ГАЗ-62.
По своим характеристикам бронеавтомобиль ЛБ-62 превосходил все предшествующие типы бронеавтомобилей, по сути являясь колесным танком, по уровню бронезащиты и вооружению аналогичным легкому танку Т-40.
К 1941 году было изготовлено два опытных образца бронеавтомобилей ЛБ-62. Испытания закончились ближе к весне 1941 года, но когда поднялся логичный вопрос о серийном выпуске нового броневика, ГАЗ «встал на дыбы».
Оба изготовленных бронеавтомобиля ЛБ-62 на испытаниях
Завод был перегружен заказами автомобильной промышленности, а ведь вдобавок он выпускал и авиадвигатели — работы хватало и по старым заказам. Ни о каком запуске в производство не то чтоб новейшего броневика ЛБ-62, но даже и грузовика (ГАЗ-62), на основе которого этот броневик должны были собирать, в этом году не могло быть и речи.
Производство «ЛБ» перенесли на следующий, 1942 год, однако уже через несколько месяцев началась война, и об этих планах пришлось забыть. Все что осталось от перспективного и (скорее всего) лучшего советского броневика ЛБ-62 — две опытные машины, которые успели построить ещё в 1940 г.
Один из броневиков ЛБ-62 преодолевающий водную преграду
Боевое применение бронеавтомобилей БАИ, БА-3, БА-6
Бронеавтомобили БА-3 и БА-6 поступали на вооружение разведывательных подразделений танковых, кавалерийских и стрелковых соединений Красной Армии, причем большая их часть была сосредоточена на Дальнем Востоке.
Три бригады (7,8,9) по 80 средних и 30 легких бронеавтомобилей, принимали участие в боях с японскими войсками у р.Халхин-Гол. В период с 1936 по 1938 г.г. в Испанию было поставлено 7 БАИ и 80 БА-6, где БА-6 успешно боролись с танками противника. Оставшиеся броневики служили в Испании до 50-х годов. Поставлялись эти машины в Турцию (БА-3), Монголию.
На западе БА-3 и БА-6 принимали участие в Польском походе, в Советско-Финской войне (финны захватили несколько БА-6 и эксплуатировали их до середины 50-х 20 века) и, в некотором количестве, в Великой Отечественной войне, где упоминания о них встречается до 1942 года.
Бронеавтомобили СССР — БА-10, БА-11, БА-20, БА-27, ЛБ-62
Машины этого типа создавались на специальных шасси АМО-Ф-15. Корпуса для этих шасси, а также сборку производил Ижорский завод под Ленинградом, известный еще в 1914—1919 годах изготовлением и ремонтом бронеавтомобилей. Его модель БА-27 на шасси АМО-Ф-15 стала выпускаться малыми сериями с 1928 года. Машина имела клепаный кузов из броневых листов толщиной 4—7 мм и была вооружена 37-мм пушкой и пулеметом калибра 7,62, расположенным во вращающейся башне.
У шасси АМО-Ф-15 для БА-27 усилены рама и рессоры — ведь с бронекузовом, который на них монтировал Ижорский завод, и вооружением боевая масса БА-27 составляла 4,4 т. Машину оборудовали электрическим стартером и освещением, дополнительным баком, шинами увеличенного сечения, модернизированной системой охлаждения. В соответствии с принятой посадкой водителя рулевая колонка получила больший наклон. Машины БА-27 первых выпусков комплектовались вторым, задним, постом управления, поэтому экипаж ее сначала состоял из четырех, а позже из трех человек. БА-27 развивал скорость 40 км/ч. Когда в Москве на заводе имени КИМ, а затем в Горьком на «Гудке Октября» началась сборка грузовиков «Форд-АА», «Форд-Тимкен», их шасси послужили для создания новых броневиков. Кузова БА-27 стали монтировать в 1930 году на шасси «Форд-АА», а с 1931 года завод ставил переделанный броне-корпус на шасси «Форд-Тимкен» — получилась модель БА-27М. Другая модель 1931 года на том же шасси — Д-13 с запасными колесами, расположенными вдоль бортов и имевшими возможность вращаться.
Активную роль в создании новых бронеавтомобилей играл на Ижорском заводе Н. И. Дыренков. Человек с недюжинной смекалкой, он очень оперативно находил нужные технические решения. Так, во время визита на завод одного из заместителей наркома обороны в 1931 году тот, просматривая в кабинете Дыренкова американский армейский журнал «Арми Орднанс», обратил внимание хозяина кабинета на последние модели бронеавтомобилей США. Они имели низкий силуэт и сильно наклоненные броневые листы, способствующие рикошетированию пуль. Дыренков ответил, что работа над подобной моделью у него уже идет и завтра он готов ее продемонстрировать. После ухода гостя Дыренков распорядился снять легковой кузов со своего служебного автомобиля, вызвал плотника и к вечеру на шасси уже стоял фанерный макет со следами карандаша, которым изобретательный инженер размечал выкройки прямо по листам фанеры. Затем подогнанный по шасси макет разобрали и по импровизированным фанерным лекалам вырезали из бронелистов панели, собрали из них на каркасе кузов, установили на шасси.
Самым трудоемким процессом оказалась сушка окрашенного масляной краской броневика посредством паяльных ламп. Но к полудню Дыренков смог представить высокому гостю готовый для пробных стрельб корпус Д-8, смонтированный на шасси. Было бы ошибкой отождествлять проектирование боевой техники с подобными «показушными действиями», но приведенный пример иллюстрирует оперативность и смекалку, с которой создавались в предвоенные годы бронеавтомобили. Подчас рождались неожиданные конструкции, но в потоке экспериментов довольно быстро удавалось нащупать правильное направление. С началом выпуска автомобилей ГАЗ-А на их базе стали создаваться и бронеавтомобили. Так Д-8 (буква «Д» говорит о связи конструкции все с тем же Н. И. Дыренковым) имел очень низкий корпус с большим наклоном листов и без башни. Вооружение — два пулемета, размещалось в лобовом и кормовом листах. Машина получилась очень легкая, массой всего 1580 кг, но мощность ее двигателя и проходимость были невысокими, да и зона обстрела оказалась ограниченной.
Идея тачанки времен гражданской войны для бронеавтомобиля себя не оправдала. В том же 1931 году была создана модель Д-12, такая же, как Д-8, но с измененной формой задней части корпуса, где стоял зенитный пулемет. В конечном счете с 1932 года на смену Д-8 пришел броневик ФАИ, который имел вращающуюся башню с пулеметом. Машина стала выше (2240 мм вместо 1680 мм у Д-8), а масса ее выросла до 2000 кг. Позже, в 1938 году, шасси ГАЗ-А было заменено на ГАЗ-М1 и бронеавтомобиль стал называться ФАИ-М. И наконец в 1936 году другой завод, но тоже на шасси ГАЗ-М1, организовал выпуск машины БА-20. Его производство сохранялось вплоть до начала Великой Отечественной войны, и эта модель, как и ее модернизированный вариант БА-20М, стала самой массовой колесной боевой машиной Красной Армии.
БА-20 был оснащен пулестойкими шинами, заполненными губчатой резиной, усиленной ходовой частью. Его сварной бронекорпус (толщина листов— 4—6 мм) имел башню с одним пулеметом. Боевая масса составляла 2300 кг, а наибольшая скорость — 90 км/ч. Но у машины были слабые вооружение и бронезащита, недостаточные проходимость и тяговые свойства (максимальный преодолеваемый подъем — 15°). Модернизированный в 1938 году вариант БА-20М получил новую башню конической формы, радиостанцию (экипаж увеличился до трех человек), дополнительный топливный бак. Это привело к увеличению до 2520 кг боевой массы со всеми вытекающими последствиями. Тем не менее попытки создания легких броневиков продолжались, так как армия по-прежнему нуждалась в компактной разведывательно-связной машине. Были построены и трехосные опытные образцы: на шасси ГАЗ-ТК в 1935 году, ГАЗ-21 и ГАЗ-22 в 1939 году, а затем в 1940 году полноприводный ЛБ-НАТИ и в том же году ЛБ-62, тоже полноприводный, но на базе опытного образца грузовика ГАЗ-62.
Оснащенный двигателем ГАЗ-11 мощностью 85 л.с., бронекузовом из листов толщиной 10—13 мм, тремя пулеметами (один — крупнокалиберный, 12,7 мм), ЛБ-62 оказался удачной машиной. Его боевая масса составляла 5150 кг, и он уже не относился к легким бронеавтомобилям. Скорость достигала 70 км/ч. Эту машину изготовили в 1940 году в количестве 60 экземпляров, и она стала первым серийным советским полноприводным автомобилем (выпуск ГАЗ-61 тогда еще не был начат). Что касается тяжелых машин с пушечным вооружением, то они существовали в широком разнообразии моделей, но, увы, только на базе узлов и агрегатов ГАЗ-ААА с двигателем мощностью всего 50 л.с. и приводом на два задних моста. На Ижорском заводе пушечные бронеавтомобили разрабатывались под руководством А. Д. Кузмина. Первой серийной моделью, вооруженной пушкой калибра 45 мм стал в 1934 году БА-3. Он сохранял бортовые вращающиеся запасные колеса, съемные гусеничные цепи «Ове-ролл», имел боевую массу 6000 кг, экипаж из четырех человек, 8-мм броню.
Бронеавтомобиль мог развивать скорость 45 км/ч. Он был вооружен пушкой в башне от танка Т-26 и двумя пулеметами. В дальнейшем огневая мощь бронеавтомобиля возросла, а система наводки оружия стала более современной. Но масса машины была чрезмерной. Поэтому уже на следующий год появился БА-6, у которого даже при увеличенной до 9 мм толщине брони масса была уменьшена на 880 кг. Это достигнуто благодаря тщательно продуманной форме корпуса. В 1936 году следующий этап — БА-6М с башней от танка БТ-7, оснащенной радиостанцией, корпусом с 10-мм броней, 50-сильным двигателем ГАЗ-М. Но масса не возросла: напротив, благодаря проработке деталей сократилась уже до 4800 кг, а наибольшая скорость увеличилась до 52 км/ч. Параллельно выпускался бронеавтомобиль БА-9, почти идентичный БА-6М, но вооруженный не пушкой и двумя пулеметами калибра 7,62 мм, а одним крупнокалиберным пулеметом (12,7 мм) и одним обычного калибра.
Шаг за шагом отрабатывая конструкцию, ижорцы пришли в 1938 году к модели БА-10. Ее особенности: укороченные рама и задняя часть кузова, усиленная балка передней оси, гидравлические амортизаторы, увеличенная местами до 15 мм толщина бронелистов, внутренние петли дверей вместо наружных, броневая защита фар, радиостанция и экранированное электрооборудование. При длине 4655 мм, ширине 2070 мм, высоте 2210 мм боевая масса БА-10 составляла 5140 кг. При 50-сильном двигателе бронеавтомобиль мог развивать скорость 53 км/ч. Экипаж — четыре человека. На БА-10М, модернизированной модели 1939 года, усовершенствовано рулевое управление, усилена бронезащита радиатора, установлена новая радиостанция. Однако эта машина по опыту боевых действий в 1939 году на Халхин-Голе оказалась неэффективной. На переднем крае и в глубине обороны противника пушечные бронеавтомобили БА-6 и БА-10 использовать было практически невозможно из-за их плохой проходимости.
В дальнейшем производство БА-10М было сокращено, а весной 1941 года свернуто. Эти и другие выводы из боевой практики заставили наших конструкторов обратиться к полноприводным машинам. Кроме этих моделей были изготовлены в 1939 году трехосные бронеавтомобили БА-11 колесной формулы опять же 6X4 на базе узлов ЗИС-6. Вооруженные пушкой калибра 45 мм и двумя пулеметами в бронекорпусе из листов толщиной 13 мм, они оказались весьма тяжелыми (8130 кг) и обладали, как и их предшественник 1935 года (БА-5 на шасси ЗИС-6), плохой проходимостью. Среди работ по бронеавтомобилям представляют интерес выпущенные малыми сериями плавающие машины ПБ-4 (1935 год) и ПБ-7 (1937 год) на базе агрегатов и узлов ГАЗ-ААА. На воде они передвигались с помощью гребных винтов, обладали плохой маневренностью на плаву и показали себя малонадежными.
Дальнейшие эксперименты в области бронеавтомобилей шли в направлении создания санитарно-транспортной машины БА-22 (1939 год) на шасси ГАЗ-ААА. В ее бронированном корпусе размещалось десять человек и два человека экипажа. Масса БА-22 составляла 5240 кг, а скорость — 40 км/ч. Другая машина — полугусеничный бронетранспортер Б-3 (1939 год) на базе агрегатов ЗИС. Вооруженный пулеметом, он мог перевозить 12 человек. Его масса уже превышала 7000 кг. Небольшая партия полугусеничных бронеавтомобилей БА-30 на базе НАТИ-3 была построена в 1937 году и использовалась зимой 1940 года во время финской кампании. Любопытный факт, что некоторое количество бронеавтомобилей БА-20 и БА-10, захваченных в качестве трофеев в 1940 году, использовались в дальнейшем финской армией. Первый из них в количестве 22 единиц даже состоял на вооружении и отдельные экземпляры использовались как учебные вплоть до начала пятидесятых годов. Машин БА-10 насчитывалось меньше. На них оригинальные 50-сильные двигатели ГАЗ-М были заменены на 85-сильные моторы «Форд-У8».
Конструкция бронеавтомобиля ЛБ-62
Сварной корпус машины выполнялся из катаных бронелистов толщиной 4—13 мм, расположенных под рациональными углами наклона. Коническая башня с толщиной брони 10 мм была заимствована у легкого танка Т-40.
В башне размещалось вооружение, аналогичное Т-40 и ЛБ-НАТИ, — спаренная установка пулеметов ДШК и ДТ (с расчетом замены ДШК на 20-мм пушку, в будущем). Ещё один пулемет ДТ устанавливался в шаровой опоре в лобовом листе корпуса справа от смотрового люка водителя. Боекомплект состоял из 500 патронов к пулемету ДШК и 3150 патронов к пулеметам ДТ.
Рисунок-реконструкция бронеавтомобиля ЛБ-62 в бою.
Высокие тягово-скоростные качества ЛБ-62 обеспечивались за счет использования довольно мощного для того времени 6-цилиндрового четырехтактного карбюраторного двигателя ГАЗ-202 мощностью 85 л.с., также заимствованного у легкого танка Т-40. Максимальная скорость по шоссе достигала 70 км/ч, запас хода — 500 км.
Механическая трансмиссия состояла из однодискового сцепления, четырехскоростной коробки передач и двух ве-дущих мостов с червячными главными передачами.
Колеса машины—дисковые односкатные, с развитыми грунтозацепами типа «косая елка». Рисунок протектора этих шин обеспечивал достаточную площадь среза грунта между выступами и хорошую самоочищаемость впадин, что являлось особенно важным при движении по глинистым грунтам.
ЛБ-62, Бронеавтомобиль
Легкий бронеавтомобиль “ЛБ-62”
Бронеавтомобиль ЛБ-23 тоже не вполне удовлетворял требованиям военных, поэтому в 1940 году были построены опытные образцы двухосных полноприводных (4×4) броневиков ЛБ-62 и ЛБ-НАТИ. В качестве базы для ЛБ-62 было использовано шасси опытного полноприводного грузовика ГАЗ-62. Полностью закрытый цельносварной корпус бронемашины имел хорошо продуманную рациональную форму и изготавливался из листов катаной стали толщиной 10 мм. Бронировка лобовой проекции достигала 13 мм. Верхние части бортов сходились кверху, а нижние — книзу, таким образом, в поперечном сечении корпус бронемашины имел форму двух трапеций с общим основанием. Такая броневая защита надежно укрывала экипаж из трех человек, а также основные узлы и агрегаты машины от поражения пулями и осколками снарядов и мин малого калибра. Для входа и выхода из машины в бортах корпуса имелись прямоугольные двери, открывавшиеся вперед по ходу движения.
В отделении управления слева сидел водитель, наблюдавший за дорогой через лобовое окно, которое в боевой обстановке закрывалось бронекрышкой со смотровой щелью. Дополнительный обзор обеспечивали смотровые щели в бортовых дверях. Все смотровые щели были оборудованы пуленепробиваемыми наблюдательными приборами ПТ-К. Справа от водителя, сидел командир машины. Перед ним в скошенном лобовом листе корпуса в шаровой установке был смонтирован 7,62-мм пулемет ДТ. Однако командир должен был не только вести огонь из этого пулемета, но и поддерживать связь с помощью радиостанции 71-ТК-1. В задней части корпуса на крыше боевого отделения была установлена коническая башня кругового вращения, вооруженная 12,7-мм пулеметом ДШК и спаренным с ним 7,62-мм пулеметом ДТ. Боекомплект к крупнокалиберному пулемету состоял из 500 патронов и к двум пулеметам ДТ — из 3150 патронов. В боевой обстановке обзор из башни обеспечивали смотровые щели в ее бортах. В более безопасной обстановке вести наблюдение за местностью можно было через верхний башенный люк. Кроме того, при необходимости через него можно было покинуть бронемашину.
В моторном отсеке, расположенном в передней части машины, был установлен шестицилиндровый карбюраторный рядный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-202, развивавший мощность 62,5 кВт (85 л. с.), что позволяло бронемашине с боевой массой 5,15 т двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 70 км/ч. С полными топливными баками ЛБ-62 мог пройти, в зависимости от состояния дороги, от 360 до 500 км. В полноприводной (4×4) ходовой части с подвеской на полуэллиптических листовых рессорах использовались односкатные колеса с пулестойкими шинами типа «граунд-грип». Передние и задние колеса прикрывались многогранными угловатыми крыльями. На кормовом листе корпуса на специальном кронштейне крепилось запасное колесо. На передних крыльях были установлены фары, обеспечивавшие движение в темное время суток.
В целом ЛБ-62 оказался удачной машиной. Всего было выпущено 60 бронемашин этого типа и таким образом ЛБ-62 стал первым в СССР полноприводным автомобилем (к выпуску ГАЗ-61 тогда еще не приступили).
Тактико-технические характеристики бронеавтомобиля ЛБ-62
Боевая масса, т: 5,15; Экипаж, чел.: 3; Габаритные размеры, мм: длина – 4430, ширина – 2000, высота – 2240, дорожный просвет – 260; Бронирование, мм: лоб корпуса – 13, борт корпуса – 10, башня – 10; Вооружение: 12,7-мм пулемет ДШК, два 7,62-мм пулемета ДТ; Боекомплект: 500 патронов калибра 12,7 мм, 3150 патронов калибра 7,62 мм; Двигатель: ГАЗ-202, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, мощность 62,5 кВт; Удельная мощность, кВт/т: 12,14; Максимальная скорость, км/ч: по шоссе – 70; Запас хода по шоссе, км: 360-500
Конструкция бронеавтомобиля ЛБ-НАТИ
Шасси броневика ЛБ-НАТИ базировалось на узлах и агрегатах грузового автомобиля ГАЗ-ММ (колеса, рулевой механизм, элементы рамы, коробка передач), но было доработано НАТИ. Была укорочена рама, база сокращена до 2750 мм, рессоры заменены продольными полуэллиптическими, а подвеска передних и задних колес оснащена гидравлическими амортизаторами.
Машина получила 6-цилиндровый двигатель от ГАЗ-61 мощностью 76 л.с. (первоначально планировалось поставить «Додж» мощностью 72 л.с.), а также двухступенчатую раздаточную коробку со встроенным межосевым дифференциалом, обеспечивающую три варианта передачи крутящего момента: на все колеса, только на задние, только на передние.
Бронеавтомобиль ЛБ-НАТИ на испытаниях
Оба ведущих моста «ЛБ – НАТИ» были ведущими, задние колёса оснащались сдвоенными скатами. И передние, и задние колеса имели развитые грунтозацепы. Ступицы колёс имели бронезащиту, бензобак был протекторированный, с защитой от пуль и осколков. Колёса автомобиля заполнялись гусматиком.
Корпус броневика ЛБ-НАТИ полностью сварной, листы имеют рациональный угол наклона.
Для посадки экипажа из трёх человек, а так же при необходимости пассажира, кузов автомобиля имел двери, кроме того конструкторы предусмотрели в его полу аварийный люк.
Башня — коническая, унифицированная с башней легкого танка Т-40. Вооружение составляло 1х 12,7-мм пулемёт «ДШК», 1х 7,62-мм пулемёт «ДТ».
Связь экипажа с командованием осуществлялось при помощи радиостанции«71-ТК-1» со штыревой антенной.
Автор: Administrator | 13 Апреля 2016
Опытный образец бронеавтомобиля ЛБ-62 (Лаврентий Берия) был построен на Горьковском автомобильном заводе в 1940 году. Базой для бронеавтомобиля послужил полноприводной грузовой автомобиль ГАЗ. Несмотря на то, что на заводе ранее такие машины не выпускались, с заданием справились довольно быстро, и 15 февраля 1940 года был закончен выпуск макета нового бронеавтомобиля ДБ-62.
Боевая масса бронеавтомобиля составила 5150 килограмм, длина – 4430 миллиметров, ширина – 2000 миллиметров, высота – 2240 миллиметров и дорожный просвет 260 миллиметров. На ЛБ-62 был установлен 6-цилиндровый бензиновый двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-202 удельной мощности 16,5 и максимальной 85 лошадиных сил. Бронеавтомобиль мог развить скорость по шоссе до 70 километров в час, запас топлива составлял 150 литров обеспечивающий бронеавтомобилю запас хода от 360 до 500 километров.
Корпус бронеавтомобиля был изготовлен из сварных броневых листов на Выксунском заводе дробильно-размольного оборудования. Лобовая броня корпуса имела толщину 13 миллиметров, башня была изготовлена из броневых листов толщиной 10 миллиметров.
Экипаж бронеавтомобиля ЛБ-62 состоял из 3 человек, стрелка, водителя механика и командира машины.
В качестве вооружения на БЛ-62 использовались крупнокалиберный пулемет ДШК калибром 12,7 миллиметров и спаренный си ним пулемет ДТ калибром 7,62 миллиметра, которые были установлены во вращающейся башне бронеавтомобиля. Третий пулемет стоял в лобовом листе справа от водителя в шаровой опоре. Для пулеметов имелся боекомплект из 3150 патронов.
Для связи с командованием на бронеавтомобиле имелась рация 71-ТК-1 оснащенная штыревой антенной. Более подробно об военном снаряжении и обмундировании можно узнать посетив интернет магазин милитари.
Производство: Союз Советских Социалистических Республик. Экипаж: 3 человека. Вес: 5150 килограмм. Габариты: длина – 4430 миллиметров, ширина – 2000 миллиметров, высота – 2240 миллиметров и дорожный просвет 260 миллиметров. Броня: лобовая корпуса 13 и башни 10 миллиметров. Вооружение: два пулемета ДТ калибром 7,62 миллиметра и крупнокалиберный ДШК калибром 12,7 миллиметров. Двигатель: 6-цилиндровый бензиновый двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-202 удельной мощности 16,5 и максимальной 85 лошадиных сил. Колесная формула: 6х4. Ходовые качества: максимальная скорость до шоссе 70 километров в час. Запас топлива: 150 литров. Запас хода: 500 километров.
Нравится
Военная техника
< Предыдущая | Следующая > |
Добавить комментарий
Модификации
Часть бронеавтомобилей БА-20 была переделана в бронедрезины БА-20жд. Вместо обычных колёс на броневик устанавливали железнодорожные, а в трансмиссию вводился демультипликатор. При этом сохранялась возможность быстрой замены колёс на резиновые, но скорость движения из-за демультипликатора заметно падала.
По результатам эксплуатации шасси «эмки» получило усиленную подвеску, появился дополнительный бензобак, вмещающий 30 литров горючего. Толщину лобовых листов брони увеличили, доведя до 9 мм. Для улучшения пулестойкости башня бронеавтомобиля приобрела форму конуса с плоским лобовым листом. Антенну в виде поручня упразднили, а радиостанцию заменили на доработанную 71-ТК-3.
Модернизированный БА-20 также получил железнодорожный вариант – БА-20Мжд. Он также отличался от линейной бронемашины наличием демультипликатора и установкой железнодорожных колёс.