Советский тяжелый пятибашенный танк Т-35: история создания, технические характеристики, основное вооружение, достоинства и недостатки


Восстановленный тяжелый танк Т-35 Самые первые танки создавались в Англии, причем разрабатывали их морские офицеры, входившие в Комитет по сухопутным кораблям при Военном кабинете Великобритании. Пушечные спонсоны, а затем и вращающиеся орудийные башни, ставшие неотъемлемой частью бронированных боевых машин – всё это не было изобретено на пустом месте, а пришло прямиком из флота. Неудивительно, что вскоре возникла идея об оснащении танков не одной, а несколькими башнями, максимально приблизив «сухопутные броненосцы» к настоящим, морским. Реализовать эту концепцию пытались во многих странах, а в Советском Союзе какое-то время создание подобных машин являлось едва ли не главной линией развития бронетехники. Именно в СССР появился танк Т-35 – едва ли не самый впечатляющий образец многобашенной бронемашины. В 30-е годы прошлого века эта машина являлась главным символом военной мощи Красной Армии.

История создания

11 апреля 1929 года состоялось расширенное заседание Совнаркома, в ходе которого обсуждались перспективы по развитию отечественного танкостроения. К тому времени на вооружении советских войск уже имелся лёгкий танк Т-18 (он же МС-1), однако этого было явно недостаточно. В частности, подобные машины не подходили для взлома сильно укрепленных оборонительных линий, в то время как опыт Первой Мировой войны указывал на то, что попытки прорыва фронта силами одной только пехоты неизбежно приводят к огромным потерям.

Таким образом, требовалась значительно более мощная боевая машина. Участники совещания, обсуждая этот вопрос, пришли к выводу о том, что «позиционный танк» (термин «тяжелый» тогда еще не использовался) должен обладать следующими характеристиками:

  • Артиллерийское вооружение из одной 76-мм дивизионной пушки и нескольких 37-мм орудий (от одного до трёх);
  • Не менее четырёх пулеметов;
  • Масса около 40 тонн.


Современная модель двухбашенного советского среднего танка Т-12
В том же 1929 году на Харьковском паровозостроительном заводе осуществлялась сборка опытного среднего танка Т-12 (постройка завершилась в октябре). Именно эту машину на совещании Совнаркома рассматривали в качестве «исходной точки» для проектирования более мощной бронетехники. Был, впрочем, и альтернативный «эталон» — французский двухбашенный тяжелый танк Char 2C.

Между тем процесс индустриализации страны в 1929-м году только начинался, возможности промышленности оставались крайне скромными. Поэтому в перечень боевых машин, необходимых для Красной Армии, «позиционные танки» поначалу не попали. В ходе заседания Революционно-Военного Совета, состоявшегося в июле того же 1929 года, было принято решение временно ограничиться теоретическими изысканиями в данном направлении.

Понимая, что в СССР пока еще очень мало опытных инженеров и еще меньше конструкторов, И. Халепский, начальник Управления Механизации и Моторизации (УММ) Красной Армии (сегодня это ведомство называется Главным автобронетанковым управлением), предложил использовать зарубежный опыт разработки танков. В поддержку этой инициативы выступил также С. Орджоникидзе.

Действовать предполагалось по двум направлениям: во-первых, пригласить Советский Союз иностранных конструкторов, а во-вторых, направить за границу делегацию специалистов для ознакомления с лучшими образцами новой военной техники (с возможностью их последующего приобретения).

Пятибашенный экспериментальный танк A1E1 Independent, созданный британской
В марте 1930 года в СССР прибыли немецкие инженеры во главе с Эдвардом Гротте, который уже получил определенную известность в качестве конструктора бронемашин. Спустя несколько месяцев, в октябре, находившаяся в Англии делегация Управления механизации и Моторизации получила возможность ознакомиться с экспериментальным британским многобашенным танком A1E1 Independent, созданным инженерами . Оба эти события имеют самое прямое отношение к последующему появлению Т-35.

Independent по своей компоновке кардинально отличался от Т-12. У советской машины маленькая пулеметная башня устанавливалась на крыше более крупной орудийной. Конструкторы A1E1 поступили совершенно иначе, расположив низкие башенки с пулеметами вокруг высокой пушечной башни. Таким образом, танк получил возможность вести огонь своим «главным калибром» не с первого, а со второго яруса, то есть из более выгодного положения.

В ноябре 1930 года состоялась совместная коллегия УММ и ГУВП (Главного управления военной промышленности), в ходе которой рассматривался доклад, посвященный британскому танку. В ходе обсуждения высказывались предложения о необходимости приобретения Independent, но в конечном счете это решение принято не было. В конце концов, танк существовал в единственном экземпляре, серийно не выпускался и потому для Красной Армии не подходил.

Кроме того, недостаточным было признано вооружение A1E1 – его единственная пушка имела калибр всего лишь в 47 мм. По общему мнению представителей УММ и ГУВП, новый советский танк следовало оснастить не менее чем двумя, а лучше – четырьмя орудиями калибром от 45 до 76 мм, а также пятью пулеметами. И если Independent обладал массой в 30 тонн, то советским конструкторам разрешили увеличить вес новой боевой машины до 75 тонн.


Прототип танка Гротте (ТГ) во время ходовых испытаний. По бортам превращенной в рубку главной башни – пулеметы «Максим»

Проектирование танков, обладавших этими характеристиками, осуществлялось в течение 1930-1932 годов. Будущим боевым машинам присвоили индексы Т-30 и Т-32. Отсутствие практического опыта создания и «доводки» подобной техники не позволило советским инженерам продвинуться дальше постройки деревянных макетов танков, но всё же их работа не пропала даром – целый ряд конструкторских и компоновочных решений был использован впоследствии.

Между тем «группа Гротте» начала работы по созданию нового танка еще в апреле 1935 года. Перечень требований к этой машине ограничивал её массу тридцатью тоннами, а в состав вооружения должны были войти два орудия – одно калибром 76,2 мм, а другое – 37 мм. Отдельно оговаривалась толщина брони, которая по первоначальному проекту составляла 20 мм. «Танк Гротте», или просто ТГ, считался при этом средним, а не тяжелым.

Опытный образец ТГ был изготовлен с некоторым отставанием от плана, вызванным неготовностью нового двигателя оригинальной конструкции. Для проведения испытаний вместо него установили авиационный мотор М-6. «Танк Гротте» по своей компоновке был ближе к Т-12, чем к Independent – пушка калибром 76,2 мм находилась «на первом этаже», в нижней башне, а 37-мм орудие – в верхней башенке. При этом из-за ошибок, допущенных на начальном этапе изготовления машины, нижнюю башню пришлось превратить в рубку, намертво приварив её к погону.

В целом ТГ являлся намного более «добротным» проектом, чем Т-30 и Т-32. Этот танк обладал очень надежной трансмиссией и полностью сварным корпусом, что в те годы являлось технологической новинкой.


Проект сверхтяжелого многобашенного танка ТГ-5, предложенный Гротте. Отвергнут в силу явной фантастичности

Кроме того, во время испытаний прекрасно показала себя ходовая часть – движение было ровным и плавным даже при езде по пересеченной местности. Наличие пневматического привода делало управление машиной довольно простым, не требовавшим приложения значительных физических усилий.

Главной причиной, по которой танк ТГ не был принят на вооружение, стала его чрезмерно высокая себестоимость. Постройка опытного экземпляра обошлась СССР в полтора миллиона рублей, почти в 30 раз дороже, чем изготовление лёгких танков тех лет. Поэтому контракт с немецкими инженерами разорвали, и они отправились назад, в Германию.

Советским же специалистам, которые работали вместе с Эдвардом Гротте, дали новое задание – они должны были влиться в группу конструкторов, ранее работавших над созданием тяжелых танков Т-30 и Т-32 и приступить к проектированию новой машины. Предполагалось совместить компоновку башен и состав вооружения Т-32 с ходовой частью, трансмиссией и силовой установкой ТГ. Этот «гибридный» танк с самого начала получил наименование Т-35.

20 августа 1932 года сборка прототипа Т-35-1 (дополнительная цифра обозначала только то, что эта машина являлась первой) была закончена. Спустя полторы недели танк осмотрели представители Управления механизации и моторизации Красной Армии. Их отзывы, направленные наркому обороны Ворошилову, были исключительно благожелательными, что во многом объяснялось внушительным внешним видом Т-35 и его сильным вооружением.

Необходимо отметить, что конструкция ходовой части и трансмиссии нового танка только на этом первом этапе совпадала с ТГ. Уже при проектировании второго прототипа, Т-35-2, было убрано пневматическое управление.


Прототип Т-35-1 во время парада 1-го мая 1933 года

Основной целью при этом являлось упрощение и удешевление боевой машины. С этой же целью на втором опытном танке предполагалось установить не полусферическую, а цилиндрическую главную башню.

В дальнейшем конструкция трансмиссии была полностью изменена, что отчасти объяснялось переходом на новый, более мощный двигатель М-17. Кроме того, танк получил такую же главную башню, как и средний танк Т-28. Интересно, что идея этой унификации принадлежит лично И.В. Сталину, который проявлял большой интерес к Т-35.

Оба опытных экземпляра тяжелого танка были продемонстрированы во время военного парада 1-го мая 1933 года. Т-35-2 прошел по Дворцовой площади (тогда площадь имени Урицкого) в Ленинграде, а Т-35-1 – по Красной площади в Москве.

Одновременно с изготовлением второго прототипа велось проектирование следующей модификации, получившей обозначение Т-35А. Эти машины уже не рассматривались как опытные – их предстояло строить большой серией. Танк подвергся существенным изменениям:

  • Ходовая часть стала длиннее – появилась дополнительная тележка;
  • «Средние» башни стали более крупными – это давало возможность разместить в них новые орудия;
  • Заменены пушки в «средних» башнях. С этого момента применялись орудия калибром 45 мм;
  • В конфигурацию корпуса внесли ряд поправок.

Серийный выпуск Т-35А доверили Харьковскому паровозостроительному заводу (ХПЗ). Изготовление «дебютной» машины началось 18 октября 1933 года, а 7-го ноября готовый танк уже попал на праздничный парад, проводившийся в Харькове. Двигался он в сопровождении нескольких Т-27, которые своими крошечными размерами дополнительно подчеркивали мощь новой боевой машины.

Первый серийный экземпляр Т-35А в сопровождении танкеток Т-27. Снимок сделан 7 ноября 1933 года в Харькове

Налаживание серийного производства проходило довольно сложно. В частности, правительственное задание, предусматривавшее сборку первых пяти Т-35 к январю 1934 года, было сорвано. Между тем в течение всего 1934 года заводу ХПЗ предстояло передать в войска еще десять таких машин. Причинами трудностей стали как обнаруженные в ходе практической эксплуатации танка конструктивные дефекты, так и отсутствие необходимых материалов, например, так называемой стали Гатфилда, из которой изготавливались гусеницы.

Решить вопрос с освоением выплавки нужного сорта металла в конечном счете удалось (правда, это произошло лишь в 1935 году), а вот «доводка» танка затягивалась. Помимо вполне объективных причин у этого явления имелись и субъективные – руководство ХПЗ относилось к Т-35 как к «пасынку». Директор завода открыто говорил, что нежеланную пятибашенную машину ему просто навязали. Это настроение передалось и многим инженерам предприятия.

В течение всего 1935 года проводилась активная доработка конструкции Т-35. Ненадежные детали упрощались и усиливались, но очередные испытания снова и снова показывали, что предпринятых мер недостаточно – танки проводили куда больше времени в ремонте, чем на марше. Наиболее ненадежными показали себя элементы трансмиссии (особенно бортовые передачи), а также двигатель и система его охлаждения. Количество рекламаций, полученных из частей Красной Армии, к началу 1936 года достигло критической точки.

В результате было принято решение подвергнуть один из серийно изготовленных танков особенно углубленным испытаниям. Продолжались они вплоть до начала июля 1937 года и привели к существенному изменению конструкции многих узлов боевой машины. Модернизированные танки стали более надежными.


Еще один парад, 7 ноября 1935 года. Хорошо видна задняя артиллерийская башня Т-35

В частности, «межремонтный» пробег был доведен до двух тысяч километров. Побочным эффектом увеличения надежности Т-35 являлось увеличение его массы до 52 тонн.

Конструкторы КБ Харьковского паровозостроительного завода планировали облегчить танк, но прежде чем они приступили к работе, по линии правительства поступило указание повысить защищенность Т-35, оснастив его более толстой противоснарядной бронёй. Непосредственной причиной для этого распоряжения послужил опыт, полученный в ходе боёв в Испании.

Как известно, в этой стране как раз в те годы происходила гражданская война. В этом конфликте СССР выступил на стороне республиканского правительства. В Испанию направили немало советской боевой техники, среди которой были и танки (Т-26 и БТ-5). Довольно быстро выяснилось, что они довольно легко подбиваются из малокалиберных скорострельных пушек. Между тем, бронирование Т-35 было не намного сильнее, а это значило, что и он может стать лёгкой добычей для противотанковой артиллерии.

Увеличить защищенность тяжелого танка предполагалось за счет наращивания толщины бронирования, в первую очередь в лобовой проекции. Кроме того, была поставлена задача установить на Т-35 новые башни конической формы. Поразить наклонный лист брони сложнее, чем вертикальный, поэтому такая мера также повышала шансы танка на выживание.

Выполнить это задание конструкторам ХПЗ удалось в самом конце 1938 года. Задача была решена лишь частично – башни действительно стали коническими, но бронирование их составило не более 25 мм. В этот период лобовой лист достиг 70 миллиметров, что уже обеспечивало защиту от 37-45-мм противотанковых пушек. Завод успел изготовить шесть модернизированных Т-35А, после чего поступило распоряжение о прекращении серийного выпуска. Это произошло 8 июня 1939 года.


Модернизированный Т-35 с коническими башнями

Основной причиной для такого решения стало завершение основного этапа работ по созданию новых тяжелых танков Т-100 и СМК. Обе эти машины обладали значительным превосходством над Т-35, что и обусловило выбор в их пользу. Как известно, в дальнейшем СМК стал базой, позволившей разработать ещё более удачный тяжелый танк .

Общее количество серийных Т-35А к моменту прекращения их производства составило 61 единицу. Кроме того, сохранялись и оба прототипа – Т-35-1 и Т-35-2. Проекты по оснащению пятибашенного танка дизельным двигателем и новыми видами артиллерийских орудий по ряду причин остались неосуществленными.

Рассказы об оружии. Танк Т-35. Самый бесполезный в мире?

Ну вот, благодаря Музею военной техники в Верхней Пышме дошла очередь и до Т-35. Действительно, с одной стороны, машина эпохальная и примечательная, неравнодушным не оставит никого, оказавшегося рядом. С другой стороны, не будучи даже специалистом, понимаешь, что это чудовище если и способно, то не на многое.

Оказавшись рядом с этим монстром, примерно такие чувства я поймал. Это было еще в Кубинке. Там Т-35 вообще задвинут в угол, его даже не обойти. Но можно просто сфотографироваться. Что я, собственно, и сделал.

Ну и получил пакет эмоций бесплатно. Танк действительно впечатляет размерами.

И вот вторая встреча с Т-35, пусть не на 100% соответствующим истории, зато – ходовым. Вообще в музее в Верхней Пышме этот Т-35 именуется «ходовым макетом». То есть внешне соответствует, а внутри — нет. Зато на ходу. Может принимать участие в парадах, что, собственно, и было основной задачей этого танка.

Дальше у нас (как обычно, впрочем) – детектив! И ответ на вопрос: «А с чего бы оно вообще?»

Для начала – плюем на сказку о советской склонности к гигантомании. Не было ее в середине 20-х годов, хотите верьте, хотите – нет. Не с чего было гигантоманить. Ибо не было в молодой Стране Советов ничего. Ни заводов современных, ни кадров.

Особенно не хватало инженеров. Те, что были, далеко не все успели в эмиграцию смыться, а те, что остались… Ну успели некоторые об этом пожалеть. Но проблемы это не меняет.

Единственное, чего у страны хватало – это амбиций. И желания реализовать если не все, то почти все.

Естественно, советские «специалисты» во все глаза смотрели в Европу. И это вполне оправданно, учитывая, что от царя-батюшки нам танков не перепало ни одного по причине полного их отсутствия.

А созданием многобашенных чудищ занимались в то время почти все. Мода была такая, общемировая, так что было откуда взяться такой тенденции. То, что не все смогли реализовать — это другой вопрос.

В танковых классификациях практически всех крупных стран того времени существовали тяжелые танки, задачей которых был прорыв сильно укрепленных оборонительных линий противника. Подобные машины должны были иметь мощную защиту (в идеале противоснарядную) и мощное вооружение, они должны были непосредственно сопровождать пехоту во время атаки на вражеские позиции и методично подавлять огневые точки неприятеля.

В конце 20-х годов РККА худо-бедно, но обзавелась своим легким танком. Мы о нем рассказывали, это Т-18 на базе «Рено».

А вот с тяжелым танком надо было что-то делать. И кому-то.

Разработка первого советского тяжелого танка тесно связана с именем немецкого конструктора Эдварда Гротте. Кто-то называет его талантливым, лично я думаю, что он был даже гениален. И, как все гении, был немного того… на грани с потерей реальности.

Но тем не менее, в начале 1930 года Гротте с группой инженеров засел за создание танка. Вроде бы среднего, но… Мы знаем этот шедевр как ТГ-1 или просто «танк Гротте».

Однако, несмотря на многие реально интересные технические решения, использованные при создании ТГ-1, он так и не был запущен в широкое производство.

Не смогли. И Гротте тут, в принципе-то, и ни при чем. Его танк реально был сложен для нашей промышленности. И для бюджета, то есть перевожу: вышел очень сложным и очень дорогим.

А потом случилось так, что расстроенного Гротте совсем уж понесло. И выразилось это в проекте тяжелого танка весом в 100 тонн, с количеством башен от 3-х до 5-ти.

В общем, Гротте отправили обратно в Германию, где он продолжил также безуспешно плодить монстров, а наши инженеры, набравшиеся опыта у Гротте, приступили к созданию собственного тяжелого танка – Т-35.

Для начала, как это было принято тогда, прокатились в Англию. Англичане показали собственное чудище, танк Independent, опытный образец которого был построен в 1929 году, но в серию не пошел.

Насколько это оказало влияние на советских конструкторов, неизвестно, но наш Т-35 очень уж похож на британца.

В 1931 году был создан прототип Т-35-1, который имел массу 42 тонны, был вооружен тремя орудиями (одним 76-мм и двумя 37-мм) и тремя пулеметами.

Экипаж Т-35-1 состоял из десяти человек, машина имела двигатель (авиационный М-11) в 500 л. с., что позволял ей развивать скорость до 28 км/ч. Максимальная толщина брони достигала 40 мм, а запас хода равнялся 150 км.

В 1933 году была сделана следующая модификация танка – Т-35-2, он даже успел поучаствовать в параде на Красной площади. Однако уже в этот момент конструкторы разрабатывали Т-35А – новый танк, который и пошел в серийное производство.

Т-35А сильно отличался от прототипов, изменилась длина и форма корпуса, на танк были установлены башни другой конструкции и размеров, в ходовой тоже были изменения. По сути, это вообще был другой танк.

В 1933 году Т-35А был принят на вооружение. Производство наладили на Харьковском паровозном заводе, по причине соответствующих размеров. В 1934 году Т-35 начал поступать в войска.

ТТХ тяжелого танка Т-35

Основные характеристики: Боевая масса, т: 54 Экипаж, чел: 10

Габариты, мм: Длина: 9720 Ширина: 3200 Высота: 3740 Клиренс: 570

Толщина брони, мм: передний наклонный лист: 70 верхний наклонный лист: 20 лобовой лист:20 борта корпуса, подбашенная коробка: 25 борт большой башни: 25 крыша большой башни: 15 борт средней башни: 20 крыша средней башни: 10 борт малой башни: 20 крыша малой башни: 10

Двигатель: М-11, 500 л.с. Максимальная скорость, км/ч: по шоссе: 28,9 по проселку: 14

Запас хода, км: по шоссе: 120 по проселку: 80-90 Емкость топливных баков, л: 910

Преодолеваемые препятствия: подъём, град: 20 вертикальная стенка, м: 1,2 глубина брода, м: 1 ров, м: 3,5

Вооружение Пушка КТ-28, шт: 1 Калибр, мм: 76,2 Угол вертикального наведения, град: -5…+25 Угол горизонтального наведения, град: 360 Боекомплект, шт: 96

Пушка 20К, шт: 2 Калибр, мм: 45 Угол вертикального наведения, град: -6…+22 Угол горизонтального наведения, град: 94 Боекомплект, шт: 226

Пулемёт ДТ, шт: 5 Калибр, мм: 7,62 Боекомплект, шт: 10 080

Всего было выпущено 59 единиц Т-35.

Интересный нюанс в части экипажа. Вообще, думаю, будет уместно привести полный расклад по экипажу Т-35, потому что некоторые моменты всех повеселят.

1. Командир машины. Старший лейтенант. Вообще, старлей в то время командовал танковой ротой, но тут почти все в норме. По количеству стволов и членов экипажа Т-35 до роты Т-26 не дотягивал самую малость.

Сидел командир в главной башне и по совместительству с командованием танком и выдачей целеуказаний, заряжал вместе с радистом и стрелял из главного (76-мм) орудия.

Вы бы хотели оказаться на его месте? Честно? Я – ни за какие коврижки.

2. Заместитель командира танка. Лейтенант. Находился в башне №2 (передняя с 45-мм пушкой) вместе с пулеметчиком. Вел огонь из орудия, отвечал за все вооружение танка.

3. Танковый техник. Воентехник 2 ранга. Управлял танком в движении, отвечал за техническое состояние машины.

4. Механик-водитель. Старшина. Находился в башне №3 (передняя пулеметная). Вел огонь из пулемета, при необходимости заменял техника, так как являлся заместителем водителя танка.

5. Командир главной башни. Помощник командира взвода (это должность или звание, короче, три треугольника в петлице). Вел огонь из 76-мм орудия отвечал за все вооружение главной башни.

6. Командир башни №2. Командир отделения (два треугольника в петлице). Отвечал за вооружение башни, был заряжающим 45-мм пушки при заместителе командира танка.

7. Командир башни №4 (задняя пушечная). Командир отделения. Вел огонь из 45-мм пушки, являлся заместителем командира главной башни.

8. Младший механик-водитель. Командир отделения. Находился в башне №4, осуществлял функции заряжающего. В обязанности входил уход за моторно-трансмиссионной группой танка.

9. Командир пулеметной башни №5 (задняя пулеметная). Командир отделения. Вел огонь из пулемета.

10. Радист-телеграфист. Командир отделения. Находился в главной башне, занимался радиостанцией, в бою выполнял обязанности заряжающего 76-мм орудия.

И у каждого танка было еще 2 члена экипажа, которые в бой не шли, но в экипаже находились.

11. Старший механик-водитель. Помощник командира взвода. Обеспечивал уход за ходовой и трансмиссией. Заместитель механика-водителя.

12. Моторист. Младший техник. Обслуживал двигатель.

В целом интересная картина, правда? Рядовых в экипаже не было. Но с другой стороны, Т-35 из состава тяжелого танкового полка Резерва ВГК – это вам не полк танкеток. Расклады другие.

Что можно добавить по самой машине.

Главная башня Т-35 и башня танка Т-28 первых выпусков были идентичными по конструкции, а когда в дело пошли конические башни, разница заключалась в том, что у главной башни Т-35 не было шаровой штатной установки кормового пулемёта. В остальном – полная идентичность.

Башня имела цилиндрическую форму и развитую кормовую нишу. В передней части на цапфах устанавливалось 76-миллиметровое орудие, справа от него размещался пулемёт. Для удобства экипажа башню оснащали подвесным полом.

Конструкция средних башен идентична башням танка БТ-5, однако без кормовой ниши, чтобы ниша не мешала повороту. Форма башен цилиндрическая, с двумя люками для доступа экипажа. 45-миллиметровая пушка и пулемёт, спаренный с ней, устанавливались в ее передней части.

Малые пулемётные башни имели такую же конструкцию, как и пулемётные башни танка Т-28, однако, в отличие от них, были оснащены кольцевыми рымами, используемыми при демонтаже.

Если посчитать, то Т-35 был вооружен как один средний танк Т-28 и два лёгких танка Т-26. Что уже приближалось в действительности к роте легких танков по массе залпа.

Однако 4 легких танка обладали значительно большей маневренностью и скоростью. Это бесспорно, конечно.

Но и тут будет гора нюансов. Да, конечно, первые Т-35 вполне соответствовали оперативно-техническим требованиям, которые предъявлялись к тяжёлым танкам в РККА того времени.

Если серьезно, то огневая мощь Т-35 превосходила мощь любого танка мира. Пять пулемётов и три пушки обеспечивали круговой массированный огонь во всех направлениях одновременно, что давало определённые преимущества при борьбе с пехотой противника в глубине его обороны.

Однако реально управлять такой (не побоюсь этого слова) структурой командиру танка было нереально. Он, командир, просто не мог эффективно управлять огнем. Ведь, кроме целеуказания, он должен был еще указывать мехводу, куда ехать, стрелять из пушки и указывать всем остальным, куда вести огонь. Бред, конечно.

О мехводе хочу сказать пару слов. Им реально надо было управлять, так как он ни черта не видел со своего места. Далеко выдвинутые вперед гусеницы просто перекрывали весь боковой обзор и мехвод мог смотреть только вперед, в весьма ограниченном секторе.

Плюс танк прорыва со столь незначительной скоростью и никакой маневренностью – просто прекрасная мишень для противника. Хотя броня даже к 1941 году имела претензии на противоснарядную.

Таким образом, Т-35 к 1941 году морально устарел, но с вооружения его не сняли. Реально «чемодан без ручки». Тяжелый, неудобный, а выбросить жаль. Все прекрасно понимали, что времена этого монстра закончились давно, но новые танки были еще на подходе, и решили, что Т-35 еще послужит.

По состоянию на 22.05.1941 г., в Красной армии насчитывалось 48 танков Т-35, которые стояли на вооружении 67 и 68 танковых полков 34 танковой дивизии Киевского ОВО.

Остальные были раскиданы по испытательным полигонам и учебным заведениям.

Все Т-35, которые имелись в распоряжении 34-й танковой дивизии, находились в районе Равы-Русской к началу войны и были практически сразу же потеряны. При этом всего 7 машин потеряли непосредственно в боях, 6 были в ремонте на момент начала военных действий, а другие 35 вышли из строя из-за неисправностей, сломались во время марша и были уничтожены или брошены экипажами. Последнее применение двух Т-35 зафиксировано в битве под Москвой.

Почему танк, который удостоился быть изображенным на медали «За отвагу» столь печально закончил свою карьеру?

Все просто. Т-35 совершенно не был приспособлен изначально для двух вещей: для марша и боя.

Интересно, что существует большое фотографий брошенных танков Т-35, которые сделали немцы — солдатам нравилось фотографироваться около «чуда враждебной техники».

Воспоминаний о боевом применении Т-35 практически нет. Просто потому, что Т-35 до мест боев фактически не добрались.

Но есть и документальные свидетельства. И приведены они в книге Коломийца и Свирина о тяжелом танке Т-35. Авторам посчастливилось найти человека, встретившего войну именно на Т-35, и записать его воспоминания. Гвардии старший лейтенант Василий Викентьевич Сазонов поведал следующее:

«Ночью 22 июня танки нашей 34-й дивизии вывели по тревоге из Садовой Вишни. Это точно. Но вышли не все, несколько машин осталось в ремонте. У них, помнится, мы забрали патроны, возимый ЗИП и пошли на Перемышль. Не доходя примерно с полпути, повернули нас на Восток, а 23-го опять кинули на Запад, а там — Львов.

Первые два дня шли медленно. Метались из стороны в сторону и все кого-то ждали — то отставших и заблудившихся, то сломавшихся и ставших на ремонт. Но числа 25-го вышел приказ: «отставших не ждать», так как мы нигде не успевали сосредоточиться вовремя. Ну и сразу пошли быстрее, и терять начали танки свои. Все шутили, что воевать нечем будет. До немца доедем, а танки все в ремонте. Так и вышло.

В первый день бросили, как говорили, штук двадцать танков на дорогах. Ремонтники должны были их чинить, но это было благое пожелание. У них ничего толком не было, даже тягачей. А много ли начинишь на «полуторке» с ящиком гаечных ключей и пайкой медью? Сомневаюсь.

На другой день ни один исправленный танк нас так и не догнал, а кинули мы еще с десяток. Ну, а к концу третьего дня «пятибашенных» осталось всего ничего.

Наш последний бой был глупым. Сперва стреляли из главных башен через речку по какому-то хутору за Ситно, а потом с остатками пехоты атаковали его.

Участвовали в той атаке с полсотни Вань пехоцких, три «тридцать пятых» и четыре не то БТ, не то «двадцать шестых», уже не помню.

Пехота, конечно, отстала сразу, как немецкие пули запели. Про свою артиллерию я совсем молчу. Та без снарядов и тракторов у нас застряла еще третьего дня как. Правда, танков немецких мы вообще там не видали, только слухи о них ходили — про «рейнметаллы» там, про «круппы» разные, один другого страшнее. Но в бою я немецких танков пока не видел, да и пехоты ихней вроде немного там было.

Пошли мы в атаку на хутор, а по нас слева немецкая пушка огонь открыла. Я башню туда довернул — глядел, глядел, ничего не вижу! По башне — бумм! А из башни не высунешься. Пули, как горох обсыпают, да и нельзя в бою-то. У тебя главной башней шкуру с башки сорвет к шуту, а может и башку оторвет. Вот и гляжу себе в перископ — ничего не вижу, только окопы немецкие. А по нас опять: «Бум! Бум!!»

Немецкие снарядики долбят через 5 секунд каждый, и уже не только в левый борт, но и в мою башню прилетают. Вот увидел вспышку. Ну и навел туда, открыл огонь — снарядов десять отправил. Кажется, попал, а может и нет. По нас опять долбят.

Не дошли мы до хуторка метров с полсотни — гусеницу нам оборвало. Что делать? Покидать танк? Вроде ни к чему. Стреляем во все стороны из всего, что есть! А опять ничего не вижу. Стреляю в белый свет, пока снаряды есть. Наши уж уползли дальше. А нам стало еще хуже — долбят со всех сторон. Мотор заглох, пушку заклинило, главная башня не вертится. Тут показались немецкие солдаты. Бегут к танку с какими-то ящиками, а я по ним стрелять могу только с «нагана».

Понял, что драпать пора. Выполз из башни, спрыгнул с высоты на дорогу. Хорошо, что пулемет ихний замолчал. Мой заряжающий за мной сиганул, ногу подвернул. Я его в яму придорожную стащил за собой. За нами моторист увязался. Стали отползать, тут наш танк и ахнул. Это немцы его толом рванули. А мы канавой отползли к реке.

Потом к нам приблудились еще трое — экипаж Т-26. С ними мы и отошли обратно к Ситно, но своих там нашли только с десяток человек — остатки разных экипажей. Из «тридцать пятых» четверо и все из разных машин. Одного рванули, как и нас, один подорвался на мине, один сгорел сам. С ними из окружения мы и вышли спустя пять дней.

Вот так закончилось для меня танковое сражение под Дубно. А больше я «тридцать пятых» в боях не видел. Считаю, что могли они нормально воевать в сорок первом. Танки могли. Танкисты — нет еще».

Обращаю внимание на то, что все брошенные танки без пулеметов. Снимали, забирали патроны. Собирались воевать чем есть. В плане боевого духа в те дни все было в порядке.

Собственно, вот и приговор многобашенной громоздкой схеме. Но, повторюсь, понимание изменений обстановки и необходимости новых танков уже было. И были КВ, которые реально пришли на замену Т-35.

Т-35 просто не был боевой машиной. Да, участие в парадах под внимательными взглядами иностранных военных — это одно, война — совсем другое.

Хотя был один «не такой» парад… 7 ноября 1941 года два танка Т-35 приняли участие в ТОМ параде. Правда, говорят, что на фронт не попали, а были отправлены в тыл. От греха подальше.

Выкрашенный в белый цвет Т-35, а сзади Т-34 на улицах Москвы.

Единственный снимок Т-35 в боевой обстановке. Говорят, что фото постановочное. Вполне возможно.

И здесь же еще одно фото. Снимок Т-35, реально погибшего в бою. Редкость…

Что можно еще сказать? Да ничего. Для того, чтобы судить, да еще не будучи судимым, рекомендую всем просто посмотреть назад. В 1917 году у нас не было танков вообще. Никаких. В 1933 на вооружение был принят Т-35.

Применяем калькулятор? 16 лет. За 16 лет в условиях такой встряски, как революция, потери кадров, которые погибли или уехали за границу, на энтузиазме и жалких единичных заводах…

И такое чудище. Т-35.

Да, концепция устарела, да, машина была «не фонтан», но, простите, она была. Разработанная отечественными конструкторами, собранная из своего металла, со своим двигателем и вооружением. Не купленная за золото. Своя.

Так что, если говорить о достижениях конструкторской мысли и промышленности, то 2 прототипа и 59 боевых танков – это, наверное, все-таки победа.

Не стоит забывать, что после Т-35 были другие тяжелые танки. Которые помяли гусеницами половину Европы. Но начиналось тяжелое танкостроение именно с Т-35. Первый блин вышел комом? Возможно. Но – он имеет на это право.

Источник: Максим Коломиец, Михаил Свирин. Тяжелый танк Т-35. Сухопутный дредноут Красной Армии.

Описание конструкции

Главной особенностью Т-35 является, конечно, его «многобашенность», предполагающая «двухэтажное» размещение пулеметов и пушек. Благодаря такой компоновке машина имеет поистине громадные размеры. Для своего времени конструкция танка была достаточно передовой, однако сама концепция «сухопутного крейсера» в дальнейшем показала свою бесперспективность.

Корпус танка

Если ТГ был полностью сварным, то при изготовлении корпуса Т-35 частично применялась клёпка. Толщина броневых листов, используемых для изготовления этого танка, колебалась от 10 до 50 миллиметров (не считая шести самых последних машин). Внутри корпуса имеется пять отделений, ограниченных четырьмя перегородками и внешними стенками:

  1. Отделение передних башен. Включает в себя пост управления, в котором размещается механик-водитель;
  2. Отделение главной башни;
  3. Отделение задних башен;
  4. Моторное отделение;
  5. Трансмиссионное отделение.


Схема внутренней компоновки танка Т-35
Посадка механика-водителя осуществлялась через люк, прорезанный в крыше корпуса. Еще один люк, использовавшийся этим же членом экипажа, являлся смотровым. Прорезали его переднем листе брони. Предполагалось, что в бою водитель танка будет смотреть вперед через прикрытую пуленепробиваемым стеклом щель в этом же люке. На марше крышку можно было полностью открыть.

В центральной части корпуса располагался так называемый «шестигран» – своеобразный стальной пьедестал, на который водружалась самая крупная из башен. В задней части машины в крыше корпуса прорезался еще один люк, используя который, можно было добраться до моторного отделения. Там же располагались жалюзи воздухозаборников. Еще одно отверстие круглой формы, имевшееся на корме, предназначалось для размещения вентилятора, обеспечивающего охлаждение двигателя.

Башни танка

Всего на боевой машине размещалось пять башен, из которых три имели смешанное артиллерийско-пулеметное вооружение, а две других – только пулеметное. Самая крупная из них (главная) размещена в . Остальные башни окружают её со всех сторон – две спереди и две сзади. Такое расположение обеспечивает ведение огня одновременно во всех направлениях или концентрированную стрельбу сразу из двух орудий и трёх пулеметов по наиболее важным целям.

Самая крупная из башен Т-35 в целом совпадает по своей форме и внутреннему устройству с башней Т-28, машины, которая относится не к тяжелым, а к средним по весу образцам бронетехники. В тыльной части этой башни может устанавливаться дополнительный пулемет. Для этого в задней стенке имеется вертикальная прорезь, снабженная бронезаслонкой. Башни поздних образцов Т-35 получили кормовую шаровую установку.


Модель главной башни танка Т-35. Хорошо видна шаровая установка пулемета, которая не является спаренной с орудием

На крыше сделаны два люка – для командира экипажа и наводчика главного орудия. Механизм поворота главной башни трёхскоростной. Имеется два привода – ручной и электрический. Полный разворот на 360 градусов может быть выполнен за 7,4 секунды. Поскольку главная башня находится выше четырех остальных, она оборудована специальным блокирующим устройством. Как только какой-либо из верхних люков, имеющихся на других башнях, открывается, поворот воспрещается. Наводчик главного орудия располагает особым пультом, на котором в этот момент гаснет сигнальная лампа.

Подвесной пол, находящийся под самой крупной башней, крепится к погону при помощи нескольких кронштейнов. Под сиденьями и между ними размещается часть боекомплекта – 24 снаряда и 6 дисков для пулемета ДТ. Следует отметить, что в в этой части танка, наряду с командиром экипажа и наводчиком, располагался также радист. Его сиденье крепилось к подвесному полу. Антенна радиостанции могла быть штырьевой или поручневой, устанавливалась она на крыше.

Башни среднего размера сделаны по образцу тех, которыми оснащались танки БТ-5 (на самых последних машинах сделана унификация с БТ-7). Основное отличие – упрощенная задняя часть, без ниши. Вход и выход осуществляется через прямоугольный люк в крыше. Механизм поворота – ручной. Внутри башни находится два члена экипажа – наводчик и заряжающий 45-мм орудия. Здесь же имеется боеукладка для снарядов и пулеметных дисков.

Малые башни – одноместные. В точности такие же башни устанавливались на Т-28 и также использовались для стрельбы из пулемета. Вход и выход осуществляется через верхний люк. Наряду с дисками, внутри хранится запасной пулемет.

Двигатель и трансмиссия


Двигатель М-17Т, устанавливавшийся на все танки Т-35
Все построенные танки Т-35 оснащались авиационным мотором М-17. Это V-образный четырехтактный двигатель с двенадцатью цилиндрами. Первоначально его максимальная мощность, достигавшаяся на 1450 оборотах в минуту, составляла 500 лошадиных сил. После того, как в 1937-м году была обновлена и улучшена конструкция мотора, этот параметр удалось увеличить до 580 л.с.

М-17 был рассчитан на использование бензина Б-70 (допускался также КБ-70). Общий запас горючего в трех внутренних баках достигал 910 литров. Имелось особое устройство для упрощения запуска при низких температурах.

Коробка передач четырехступенчатая, с отдельной задней скоростью. В общем с ней отделении (трансмиссионном) расположены бортовые передачи, главный фрикцион , а также механизм отбора мощности, который обеспечивает работу вентилятора принудительного охлаждения.

Ходовая часть

В состав ходовой части машины входят следующие элементы:

  1. Обычные опорные катки. Сделаны обрезиненными. Всего их 16 – по восемь на каждый борт;
  2. Поддерживающие катки, передние и верхние. Количество их, соответственно, 2 и 12 (по одному и по шесть на борт). Передние полезным в ходе преодоления вертикальных препятствий;
  3. Ленивцы (направляющие колеса). Снабжены механизмом, при помощи которого натягивается гусеница;
  4. Звёздочки (ведущие колёса).

Катки установлены не по отдельности, а по две штуки, в специальных тележках с двумя пружинами, предназначенными для подрессоривания. Количество траков в каждой гусенице – 135. При движении опорная поверхность имеет длину в 6,3 метра при ширине в 526 мм. Для защиты ходовой части использовался фальшборт – бронеплита толщиной в 10 мм.


Одна из тележек, составлявших ходовую часть танка Т-35

Средства наблюдения и прицелы

Для обзора окружающего пространства командир танка мог воспользоваться прибором ПТК, увидеть который можно в правой части главной башни. Это устройство представляет собой панорамный прицел. Сидящий с левой стороны наводчик располагал двумя прицелами – ТОП и ПТ-1. Первый из них являлся «телескопом», а второй – «перископом». Такое же прицельное оборудование имелось и в средних башнях. Все оптические приборы были защищены специальными бронеколпаками.

В то же время основными «средствами наблюдения» служили самые обычные смотровые щели. Размещались они на бортах каждой из башен и в люке механика-водителя. Обзор с его места был очень ограниченным – мешали высокие гусеницы. Для защиты от попадания осколков и пуль все смотровые щели были закрыты бронестеклом.

Состав вооружения

Танки Т-35 оснащались следующими видами оружия:

  1. Пушка КТ. Калибр – 76 мм. Аналогичное орудие использовалось и на других бронированных машинах (например, на Т-28). Предназначалось оно для разрушения обычных укреплений противника, построенных без применения бетона, и огневой поддержки наступления пехоты. В распоряжении командира орудия иногда имелись также бронебойные снаряды, но эффективность их была невысока;
  2. Две пушки 20К. Калибр – 45 мм. Эти орудия использовались на многих советских танках и бронеавтомобилях. Их основное предназначение – уничтожение всех видов бронетехники противника. Начальная скорость снаряда, выпущенного из 20К, достигала 760 метров в секунду;
  3. Шесть (на некоторых машинах пять) пулеметов ДТ калибра 7,62 мм. В средних и малых башнях устанавливалось по одному ДТ, а в главной – два, причем один из них монтировался в корме.

«Средняя» башня Т-35 с 45-мм орудием 20К и спаренным пулеметом ДТ
Боекомплект к основному орудию состоял из 96 унитарных выстрелов. 48 из них были с фугасными снарядами, 48 – со шрапнелью. Часть последних могла быть заменена на бронебойные боеприпасы.

К пушкам 20К имелось 226 выстрелов – по 113 с бронебойными и осколочно-фугасными снарядами. Питание пулеметов осуществлялось из дисковых магазинов по 63 патрона. Всего в танке имелось 160 дисков (10 080 патронов). Следует отметить также, что поздние Т-35 могли комплектоваться дополнительным зенитным пулеметом, устанавливаемым в турели на люке наводчика главной башни.

Вооружение

Вооружение Т-35 размещалось в расположенных в два яруса пяти башнях. В центральной башне была установлена 76,2-миллиметровая пушка КТ-28 образца 27/32 годов (планировалось что будет установлена ПС-3), которая являлась танковым вариантом полковой пушки обр. 1927 г. Ствол длиной 16,5 калибра. Начальная скорость боеприпаса — 381 метров в секунду. В качестве прицельных приспособлений использовался танковый перископ обр. 1932 г. и телескопический прицел обр. 1930 г. Справа от пушки монтировался пулемёт ДТ в шаровой независимой установке. В нише башни была выполнена щель для бугельной установки второго пулемёта ДТ. Щель закрывалась специальной бронезаслонкой. На некоторых танках для установки кормового пулемёта использовалась стандартная шаровая установка. Также, на люке башни при помощи турельной установки устанавливался ещё один ДТ, используемый для ведения огня по воздушным целям.

Пара 45-миллиметровых пушек 20К обр. 1932 г. устанавливалась в малых пушечных башнях, которые были расположены по диагонали (справа-впереди и слева-сзади). Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 760 м/с. Пушки спаренные с пулемётами ДТ закреплялись на цапфах в подвижных бронировках. В пулемётных башнях, расположенных по диагонали (слева-впереди и справа-сзади) служили для установки пулемётов ДТ.

Боекомплект состоял из: 96 выстрелов к 76-миллиметровой пушке, 220 выстрелов к 45- миллиметровым пушкам и 10 тыс. патронов к пулемётам.

Таким образом, Т-35 был вооружен приблизительно как один средний танк Т-28 и два лёгких танка Т-26.

Тактико-технические характеристики

Основные параметры тяжелого танка Т-35 выглядят следующим образом:

Боевая масса50 (54) т
Длина танка9,72 м
Ширина3,2
Высота3,43 (3,74) м
Клиренс0,53 (0,57) м
Толщина переднего наклонного листа брони50 (70) мм
Толщина верхнего наклонного и лобового листов брони20 мм
Толщина борта и «шестиграна»20 (25) мм
Толщина крыши корпуса и башен10 мм
Толщина днищаОт 10 до 20 мм
Борт главной башни20 (25) мм
Борт средней и малой башен20 мм
Скорость по шоссеДо 28,9 км/ч
Скорость по пересеченной местностиДо 14 км/ч
Запас хода по шоссе100 (120) км
Запас хода по пересеченной местностиОт 80 до 90 км
Максимальный угол преодолеваемого подъема20 градусов
Максимальная высота преодолеваемой стенки1,2 м
Максимальная глубина брода1 (1,7) м
Максимальная ширина преодолеваемого рва3,5 м

В скобках в таблице приведены характеристики последних шести танков Т-35А, собранных в конце 1938 и начале 1939 годов.

Отдельно необходимо рассказать о составе экипажа танка. В него входили десять человек.


Танк Т-35, оборудованный фарами для стрельбы в темное время суток. Увидеть их можно в верхней части главной башни

Названия их штатных должностей не вполне соответствуют современной терминологии, которая использовалась выше. В частности, танкист, управлявший движением боевой машины, обозначался в документах как младший техник. На эту должность должны были назначать воентехников второго ранга.

Танкистов, именовавшихся механиками-водителями, в составе экипажа было два – старший и младший. Первый из них находился в передней малой башне и должен был вести огонь из пулемета. В его обязанности также входили уход за двигателем и помощь младшему технику (то есть водителю). Младший механик-водитель размещался в задней средней башне. Фактически он был заряжающим с дополнительной функцией обслуживания ходовой части.

Командир экипажа размещался в главной башне. На эту должность назначались старшие лейтенанты. Помимо своих основных обязанностей, командир должен был вести стрелять из ДТ (танковая версия ручного пулемета ДП-27) и подавать снаряды для пушки (совместно с радиотелеграфистом, находившимся в той же башне).

В целом же система наименований должностей была довольно запутанной – командирами башен становились то наводчики, то заряжающие. Вероятно, такой подход намного усложнял отработку совместных действий.

РККА нужен тяжелый танк!

К концу 1920-х тяжелый танковый парк Красной армии исчерпывался машинами времен Первой мировой и Гражданской войн, в основном британскими «ромбами», давно выработавшими весь ресурс и морально устаревшими. Между тем концепция обеспечения РККА танками предусматривала непременное наличие тяжелых машин, главной задачей которых становился прорыв укрепленной линии обороны при поддержке пехоты и кавалерии. Строить такие машины нужно было в соответствии с новыми мировыми тенденциями танкостроения, а для этого нужно было хотя бы об этих тенденциях узнать. От того и решили воспользоваться иностранным опытом, закупая зарубежные образцы танков и приглашая на работу в СССР заграничных специалистов.

В числе иностранных специалистов оказались немецкий инженер Эдвард Гротте с его коллегами-сотрудниками концерна «Рейнметалл». В марте 1930 года их пригласили в Советский Союз для оказания технической помощи в конструировании танков. Интерес был обоюдным: советские специалисты получали так необходимый им опыт, Красная армия в случае удачи – танки, а в Германию возвращались конструкторы, получившие реальные навыки конструирования и постройки танков, производить которые немцам было запрещено по условиям Версальского договора.

Немцев направили на ленинградский , где группа Эдварда Гротте вместе с советскими специалистами меньше чем за год спроектировала средний (как его еще называли в документах «мощный средний») танк ТГ-1 с двумя орудиями. Он был хорош, но по целому ряду причин (в том числе из-за высокой стоимости производства и слишком сложной конструкции) в серию так и не пошел. Зато в процессе работы над этой машиной большая группа советских конструкторов получила желаемый опыт. И когда к концу 1931 года стало понятно, что ТГ так и останется в единственном экземпляре со статусом «экспериментальный», наших конструкторов перевели на помощь коллегам, занимавшимся разработкой тяжелого танка Т-30.

Достоинства и недостатки

Главным и, возможно, единственным реальным преимуществом, которым обладал танк Т-35, являлись отличные характеристики его огневой мощи. Долгое время по этому параметру он лидировал среди всех других боевых машин. Танк создавался с учетом опыта Первой Мировой войны – он должен был при помощи артиллерии и пулеметов подавлять любое сопротивление вражеской пехоты, обеспечивая прорыв обороны противника.


Т-35 во время тактических учений. По всей видимости, используется машина позднего выпуска с герметизированным корпусом

В рамках подобной концепции Т-35 вполне отвечал своему назначению – нетрудно было представить себе, как стальные гиганты неспешно ползут через траншеи и проволочные заграждения, уничтожая из своих пушек дзоты и блиндажи и засыпая окопы целым ливнем пуль. Проблема была лишь в том, что подобная тактика стала уже в 30-е годы достоянием прошлого – теперь требовались куда более скоростные и маневренные машины.

Недостатков у Т-35 в любом случае было огромное количество. Вот лишь некоторые из них:

  1. Низкая скорость и плохая проходимость. Танк порой не мог выбраться из лужи средних размеров;
  2. Большие габариты и масса. Огромные размеры Т-35 делали его прекрасной мишенью для артиллерии и к тому же усложняли перевозку танков по железной дороге. Значительный вес танка не позволял ему пользоваться многими переправами, не рассчитанными на такую нагрузку;
  3. Слабое бронирование. Т-35 являлся тяжелым исключительно по массе, защищенность его оставляла желать много лучшего и соответствовала уровню лёгких танков;
  4. Сложность управления одновременно пятью башнями. Организовать их огневое взаимодействие было практически невозможно;
  5. Высокая цена танка. На деньги, потраченные в ходе изготовления одного Т-35, можно было построить не менее девяти куда более практичных БТ;
  6. Отсутствие эвакуационных люков и ходов сообщения между отделениями танка.

Все эти недостатки усугублялись целым рядом недоработок. В частности, добиться надежной работы бортовых передач и трансмиссии в целом так и не удалось. Фактически ни один из построенных Т-35 не сумел стать по-настоящему боеспособным танком. Кроме того, его конструкция уже во второй половине 30-х годов явно устарела.


Изображение Т-35, нанесенное на медаль «За отвагу»

Нельзя, конечно, сказать, что Т-35 не принес никакой пользы. Эта машина стала одним из этапов на пути развития советского танкостроения. Миновать его было никак нельзя – только таким путем, ошибаясь и исправляя промахи, конструкторы продвигаются к конечной цели – созданию полноценной и эффективной бронетехники.

Пять башен вместо трех

«Тридцатка» в чем-то напоминала ТГ-1 с его нижней широкой башней «главного калибра» 76,2 мм и расположенной на ней башенкой с орудием калибра 37 мм. Кроме них, машина была вооружена четырьмя пулеметами. В конструкции Т-30 очевидно просматривалось и сильное влияние танка Гротте (хотя на нем боевое отделение размещалось практически на корме), и ощутимое влияние французского Char 2C. Но дальше деревянного макета дело так и не дошло: проект танка Т-30 признали малореальным для серийного производства. То же случилось и с другими проектами тяжелых танков, разработанных на «Большевике» по образцу ТГ-1.

К этому времени у руководства РККА уже имелись сведения о трехбашенном британском среднем танке А6. Покупать эту машину для лицензионного производства не стали, но концепцию изучили внимательно, и она показалась наиболее перспективной для первого советского тяжелого танка. В этом был смысл: раздельное размещение всего вооружения танка обеспечивало гарантированный круговой обстрел. К тому же разнесение орудий «главного» и «вспомогательного» калибров по разным башням давало возможность разгрузить командира танка, традиционно для советских довоенных танков перегруженного обязанностями. Когда Т-35 уже был принят на вооружение, порой звучали утверждения, что пять башен – это слишком много для одного командира. Но опыт служивших на «тридцать пятых» танкистов показывал, что в грамотном экипаже командиры башен с 45-миллиметровыми орудиями принимали решения о выборе целей самостоятельно.

В начале 1932 года работы по всем остальным проектам тяжелых танков, кроме проекта Т-35 (свой индекс танк получил по проектируемой массе в 35 тонн), прекратились. Все силы конструкторов бросили на создание пятибашенной машины с разнесенным вооружением. Поскольку создавалась она не на пустом месте, работы шли быстро, и уже к концу августа первый прототип был построен, а 1 сентября его показали представителям военных, на которых танк произвел весомое впечатление. Машина ушла на испытания, по итогам которых ее потребовали доработать, прежде всего в плане удешевления и упрощения трансмиссии и приводов управления, доставшихся Т-35 в наследство от ТГ.

Сравнение с аналогами

Буквального аналога Т-35 не было создано ни в СССР, ни в других странах мира. Даже экспериментальный британский «двухъярусный» Independent не может быть приравнен к советскому «сухопутному крейсеру». Тем не менее схожие по своей концепции машины всё-таки существовали.

Прежде всего стоит вспомнить про французский Char 2C. Это был даже не тяжелый, а сверхтяжелый танк – его масса составляла 75 тонн. Его длина превышала 10 метров (то есть он был длиннее Т-35). Прототип этой боевой машины появился еще в 1917 году, во время Первой Мировой войны. У Char 2C имелось только две башни – одна артиллерийская и одна пулеметная, расположенная на корме. Дополнительные огневые точки устанавливались по бортам танка.

В декабре 1939 года Char 2C модернизировали, увеличив толщину его лобовой брони до 90 мм, а бортовой – до 65 мм. Таким образом, французским конструкторам, в отличие от советских, удалось обеспечить противоснарядную защиту. Тем не менее эти танки никакой роли во Второй Мировой войне не сыграли – их подвел недостаток, в полной мере свойственный и Т-35, а именно низкая подвижность.


Char 2C – двухбашенный сверхтяжелый французский танк

Еще одним приблизительным аналогом Т-35 можно считать опытный британский танк Vickers Medium Mark III. Он считался средним, а не тяжелым и имел «всего» три башни. Эта машина стала своего рода прототипом советского Т-28. Последний в целом показал себя намного более удачным, чем Т-35. Многобашенные танки Т-28, созданные в СССР, достаточно активно применялись в различных вооруженных конфликтах, в том числе и на начальном этапе Великой Отечественной войны.

Кроме того, в разных странах мира изготавливались единичные экземпляры многобашенных танков, более или менее близких по своей концепции к Т-35. Одним из них был японский Type 95 Ro-Go Heavy. Этот тяжелый танк оснащался одной орудийной и двумя пулеметными башнями и имел неплохое бронирование, однако в серию так и не пошёл.

В 1938-39 годах в СССР предпринималась еще одна попытка создания «сухопутного крейсера» – были разработаны опытные советские тяжелые танки СМК и Т-100. Оба они задумывались как трёхбашенные, еще на этапе проектирования количество башен сократили до двух.

К сожалению, даже после этого Ж. Котин, главный конструктор ленинградского Кировского завода так и не осознал до конца бесперспективность самой концепции «многобашенности». В результате накануне войны было потрачено много времени и сил на разработку еще одного заведомо бесполезного трёхбашенного монстра – КВ-5.

Эпоха сухопутных крейсеров

Промежуток между двумя мировыми войнами стал для танкостроителей всего мира временем поиска оптимальных конструкций бронированных гусеничных машин. С легкими определились довольно быстро. Образцом для них (а в смысле компоновки и для подавляющего большинства танков вплоть до сегодняшних дней) стал французский «Рено» FT-17 – по многим оценкам лучший танк времен Первой мировой.

Идея появления тяжелых танков стала своего рода попыткой соединить в одной машине огневую мощь сразу целого отделения легких. Если задуматься, то понять сторонников идеи многобашенных машин нетрудно. Но при одном условии: продолжая рассматривать танки как средство в первую очередь поддержки пехоты и кавалерии. Что опаснее всего для пехотинца, который идет в атаку? Хорошо окопавшийся противник, оградившийся рядами колючей проволоки и прикрывший фланги пулеметами в ДОТах и ДЗОТах. Пехотинец же наступает только с винтовкой в руках, в лучшем случае – при поддержке своей артиллерии, которой еще надо успеть сообщить, в каком квадрате скрыт срывающий атаку пулемет. Легкий танк на то и легкий, что его вооружения не всегда хватает для подавления огневых точек противника. А тяжелый – это же крепость на гусеницах, сухопутный крейсер, который идет в атаку вместе с пехотинцем! Против ДОТов у него есть пушка полевого калибра, а то и больше, против других танков – пушки калибром поменьше, а против вражеской пехоты – несколько пулеметов, ведущих круговой обстрел. Красота мощи!

Завороженные этой красотой французские конструкторы первыми создали многобашенный тяжелый танк Char 2C. Десятиметровый монстр, ставший самым большим в мире танком из стоявших на вооружении, имел 76-миллиметровую пушку в главной башне, пулемет в кормовой башенке и три пулемета в лобовом и бортовых листах. Это обеспечивало машине круговой пулеметный обстрел и уберегало ее от вражеских пехотинцев. Гусеницы все еще охватывали корпус наподобие английских «Марков», но башня уже возвышалась над ними, как у FT-17, и была трехместной, что обеспечивало сбалансированную работу всем ее обитателям. Скорость этого танка была невелика, всего лишь 15 км/ч, да и то по шоссе, но для начала 1920-х опоздавший на войну 60-тонный гигант выглядел вполне современным.

Не остались в стороне и британцы, создавшие в конце 1920-х – начале 1930-х годов свой вариант многобашенного танка – «Виккерс 16 тонн», он же А6. Правда, в отличие от француза, считавшегося сверхтяжелым, британец относился к средним и имел боевую массу всего 16 тонн, как следует из названия. К тому же пушка в главной башне имела калибр всего 47 мм, зато получила 360-градусный сектор обстрела, а два передних пулемета разместили каждый в своей вращающейся башенке. Однако британская армия так и не сделала крупного заказа на эти машины, обойдясь партией в шесть штук, три из которых были прототипами.

Практическое применение Т-35

После налаживания серийного выпуска танков Т-35А их начали передавать в Красную Армию. Первой воинской частью, получившей эти машины, стал 5-й отдельный танковый полк (впоследствии бригада). Располагалось это подразделение в Харькове.


Тяжелый танк Т-35, подбитый 30 июня 1941 года в бою под Бродами

Довольно быстро выяснилось, что для практического использования Т-35 не пригоден. Танк слишком часто выходил из строя и требовал особой внимательности и соблюдения определенных правил при движении по мостам.

Не слишком лестные отзывы о новой машине приходили и из учебных частей. И только на военных парадах тяжелые гиганты Т-35 проявляли себя с лучшей стороны, успешно шокируя военных атташе из разных стран мира. Правда, надежность танка со временем несколько повысилась, что позволило задействовать его в нескольких учениях, но в целом репутация у Т-35 оставалась неважной.

Вплоть до 22 июня 1941 года ни одна из этих машин не была применена на поле боя. Иногда встречаются утверждения о том, что советский тяжелый танк Т-35 использовался в ходе первой попытки прорыва линии Маннергейма, но это недоразумение. Дело в том, что в декабре 1939 года советские войска ввели в бой на Карельском перешейке экспериментальный танк СМК. Он подорвался на мине и надолго застрял в глубине позиций противника. В результате финны, осмотрев танк, пришли к выводу о том, что перед ними какая-то новая модификация Т-35. Сведения о новой машине проникли и в Германию, где СМК так же ошибочно был обозначен как Т-35С.

В июне 1941 года в частях Красной Армии имелось 59 Т-35, причем 51 из них – в составе 8-го механизированного корпуса (Киевский Особый военный округ). 42 танка были на ходу, а 9 нуждались в ремонте. После начала войны в боях против наступавших частей вермахта приняли участие 38 машин.

Один из танков Т-35 из состава 34-й советской танковой дивизии, брошенный на дороге из-за поломок

Правильнее, впрочем, будет сказать, что они попытались принять участие. Для Т-35 самым опасным врагом всегда становились не пушки противника, а продолжительные марши, которых не выдерживала трансмиссия и двигатель. К 27 июня все эти танки были потеряны, но только семь из них погибли в бою. Все остальные стали жертвами поломок или неправильного вождения.

К сожалению, большинство членов экипажей Т-35 до наших дней не дожило, не оставили они и почти никаких воспоминаний. Поэтому подробностей о столкновениях многобашенных танков с немецкими войсками крайне мало. Известно, например, что в одном из боёв Т-35 получил немало попаданий из малокалиберной противотанковой пушки (предположительно 37-мм), но ни один из снарядов броню не пробил. Танк пришлось бросить после израсходования всех боеприпасов. Об ущербе, нанесенном противнику, ничего не сообщалось.

Большинство брошенных танков было подорвано их экипажами, однако немцам всё же удалось захватить несколько Т-35 в неповрежденном состоянии. Один или два из них даже вывезли в Германию для последующего изучения.

Т-35 в зимнем камуфляже. Этот танк принимал участие в параде 7 ноября 1941 года

Еще два советских Т-35 попали в кинохронику, рассказывающую о битве за Москву. 7 ноября 1941 года они принимали участие в знаменитом параде на Красной площади. Кроме того, эти машины применялись во время тактических учений советских войск близ Казани. Скорее всего, на фронт они так и не попали.

Война

Первым и единственным конфликтом Т-35 стала Великая Отечественная. И тут, конечно, сошлись сразу несколько факторов. Во-первых, устаревание самого гиганта. Недостаточное бронирование плюс отсутствие резервов для модернизации делали его максимально уязвимым — при таких-то размерах! Во-вторых, сама кампания лета 1941 года сложилась для Советского Союза крайне неприятно — в таких условиях массово горели не только «тридцать пятые», но и куда более совершенные Т-34 и КВ.


Т-35 участвует в фотопостановке для пропаганды, ноябрь 1941 года (https://armedman.ru)

Т-35 участвует в фотопостановке для пропаганды, ноябрь 1941 года (https://armedman.ru)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]