Ту-22М3М: зачем России старый новый бомбардировщик?


Ту-22М3М: зачем России старый новый бомбардировщик?

Back in the U.S.S.R.
Одно название машины — Ту-22 — может поставить в тупик человека, не сильно интересующегося авиацией. Давать разным боевых машинам похожие индексы вообще стало «хорошей традицией» отечественного авиастроя. Напомним, самый первый Ту-22 впервые поднялся в небо в 1958 году. Назвать этот самолет удачным сложно. Во время эксплуатации проявились серьезные недостатки самолета: на больших сверхзвуковых скоростях из-за воздушных возмущений, вызванных неудачным размещением двигателей над хвостовым оперением, машина становилась трудноуправляемой. За доведение самолета до ума летчики платили своими жизнями. Статистика говорит сама за себя: из 300 построенных машин 70 было потеряно.
Построенный с учетом бесценного опыта самолет Ту-22М — по сути, совсем другая машина, которую даже издалека сложно спутать с более ранней версией. Бомбардировщик получил среднерасположенное крыло изменяемой стреловидности, воздухозаборники по бортам фюзеляжа и двигатели в хвостовой его части (как у перехватчика Ту-128). Следующая важная веха в развитии машины — рождение в 70-е годы модификации Ту-22М3. Самолет, как мы знаем, получил более мощные и экономичные двигатели НК-25 с электронной системой управления ЭСУД-25, а также ряд других существенных улучшений, которые касались, в основном, БРЭО. Крылатая ракета Х-22 и аэробаллистическая Х-15, в принципе, обеспечивали самолету возможность поражать наземные/морские цели, не входя в зону действия ПВО. Однако даже в годы холодной войны атака американской авианосной ударной группы была, можно сказать, «билетом в один конец». Палубная авиация США, имевшая в своем распоряжении перехватчики F-14, едва ли позволила бы советским самолетам вернуться обратно. С другой стороны, при масштабном конфликте США и СССР это уже все равно не имело бы большого значения: возвращаться было бы банально некуда.

Воскрешение самолета

По состоянию на 2022 год у России было примерно 60 бомбардировщиков Ту-22М3. После распада СССР часть самолетов осталась на территории Украины и Беларуси, однако затем эти страны отказались от эксплуатации данных машин. Совершенно очевидно, что разработанный в 70-е годы самолет устарел почти безнадежно, что очевидно, прежде всего, при рассмотрении его авионики. Еще в 80-е машину хотели модернизировать до уровня Ту-22М4, однако в начале 90-х работы свернули.

В 2000-е появилась весьма странная идея заменить Ту-22М3 на фронтовые бомбардировщики Су-34, которые только начинали поступать в войска. Абсурдность концепции становится очевидной, если сравнить боевой радиус и нагрузку крылатых машин. Су-34 — вполне достойная альтернатива Су-24М, но дальний бомбардировщик сделать из него не получится, как не получится сделать таковой из Су-35С или Су-30СМ, использующих ту же самую основу, что и Су-34.

Более реальная альтернатива — это ПАК ДА, который сейчас видят и как бомбардировщик, и как разведчик, и даже частично как тяжелый истребитель (предполагается, что он будет нести ракеты класса «воздух-воздух»). Однако будущая «невидимка» рискует стать долгостроем, ведь, по сути, она представляет собой сложнейший боевой авиационный комплекс во всей истории СССР/России. А также еще и потенциально самый дорогой. Поэтому озвученный срок первого полета (ранее указывали середину 2020-х) можно назвать «оптимистичным». Выходом из ситуации видят модернизацию Ту-160 до уровня Ту-160М2, Ту-95МС до уровня Ту-95МСМ и Ту-22М3 до уровня Ту-22М3М.

Экономика и экономия

То, как в идеале нужно проводить модернизацию старых бомбардировщиков давно показали США. Их B-52H и B-1B получили, в частности, новейшие прицельные комплексы Sniper Advanced Targeting Pod, а также возможность применять «умные» и относительно недорогие бомбы, использующие комплекты JDAM. Сама модернизация стоила не дешево, однако самолеты смогли успешно переквалифицироваться из оружия судного дня в борцов с террором. Ну, или с любым противником США из числа стран третьего мира, не имеющих серьезной ПВО.

Судя по всему, Ту-22М3М похвастаться такими возможностями не может, хотя его основное назначение лежит в несколько иной плоскости. Применение самолета в качестве носителя обычных неуправляемых бомб можно считать анахронизмом. Достигнутый за счет этого эффект будет мал, а вот шансы потерять самолет значительно возрастают, если проводить аналогию с запусками ракет из зоны, находящейся вне зоны действия вражеской ПВО. В этой связи показательна потеря бомбардировщика Ту-22М3 в ходе вооруженного конфликта в Южной Осетии 10 августа 2008 года.

Поэтому, как мы уже отметили, главной задачей для Ту-22М3М видится борьба с авианосными ударными группами и поражение особо важных целей на земле за счет крылатых ракет. Для этого машину снабдили новым комплексом вооружения, включающим современные средства связи и навигации, современными средствами радиоэлектронной борьбы и высокоточными крылатыми ракетами класса Х-32 с дальностью пуска до 1000 км и скоростью 4-5,4 тысячи километров в час. Саму ракету можно рассматривать как основную, самую важную инновацию Ту-22М3М. Увы, новую «длинную руку» бомбардировщика сложно считать «новой» в привычном смысле этого слова. По сути, перед нами осовремененная версия ракеты Х-22, которую разработали еще в 60-е. Продемонстрированные во время испытаний образцы не имеют признаков снижения радиолокационной заметности, что, конечно, уменьшает шансы на поражение цели в условиях интенсивного противодействия ПВО. А ведь другие новые российские ракеты — Х-101 и Х-59МК2 — имеют довольно заметные признаки технологии стелс, хотя и сложно сказать, насколько это помогает на практике.

Еще один вариант вооружения для Ту-22М3М — применение аэробаллистической ракеты «Кинжал», которую также иногда называют «гиперзвуковой ракетой». Дальность применения этого изделия в составе ракетоносца-бомбардировщика оценивают в три тысячи километров, что, безусловно, является солидным показателем. С другой стороны, заявления о революционности самой разработки далеки от реальности. Концептуально «Кинжал» ближе к советской Х-15, чем, к перспективной гиперзвуковой Boeing X-51, имеющей прямоточный гиперзвуковой воздушно-реактивный двигатель, позволяющей поддерживать огромную скорость на всем участке полета (что, впрочем, не решает проблем с наведением ракеты на гиперзвуковой скорости).

Из условно положительных моментов — унификация бортового радиоэлектронного оборудования Ту-22М3М с аналогичными системами стратегического ракетоносца Ту-160М. С учетом тенденций, которые мы видим в ВВС РФ (недавно опять заговорили о закупке МиГ-35 в довесок к самым разным «Сушкам») любая унификация это хорошо, хотя уровня развитых стран Запад здесь тоже едва ли получится достичь: судя по всему такой задачи даже не ставили.

В целом, модификация Ту-22М3М хорошо отображает свойственный современной России экономный подход к новому оружию. Бомбардировщик является своего рода крылатым «побратимом» основного боевого танка Т-72Б3, который тоже стал компромиссным в плане соотношения цена/качество. Всего, кстати, до 2022 года планируется модернизировать на Казанском авиационном заводе до 30 Ту-22М3 до нового уровня. По аналогии с истребителем Су-27СМ можно предположить, что в дальнейшем оставшуюся часть машин также ожидает модернизация. А в обозримом будущем может появиться какой-нибудь Ту-22М3М2 или Ту-22М3М3, рассчитанный, в том числе, под «Кинжалы» или новые управляемые бомбы.

Ту-22М3 («45-03») Многорежимный дальний ракетоносец-бомбардировщик

История создания

КОНСТРУКЦИЯ.

Самолет Ту-22М выполнен по нормальной аэродинамической схеме с крылом изменяемой геометрии, цельноповоротным стабилизатором и однокилевым вертикальным оперением. Конструкция планера изготовлена, в основном, из алюминиевых сплавов. Крыло состоит из неподвижной части и поворотных консолей (на Ту-22М3 могут устанавливаться в положение с углом стреловидности 20°, 30° и 65°, на самолетах более ранних модификаций максимальный угол стреловидности ограничен величиной 60°). В районе поворотного узла расположены аэродинамические гребни, препятствующие перетеканию воздуха к консолям. На носке консолей по всему размаху установлены предкрылки. На задней кромке имеются элевоны и трехсекционные закрылки, перед которыми установлены трехсекционные интерцепторы. Дифференциально отклоняемое горизонтальное оперение обеспечивает продольное управление самолетом и дублирует органы поперечного управления при выходе их из строя.
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА.
На Ту-22М3 и Ту-22МР установлены ДТРДФ НК-25 (2 х 14.500/25.000 кгс). Система управления двигателем — электрическая, с гидромеханическим дублированием. Топливо размещено в интегральных баках, расположенных в центральной части фюзеляжа, в нижней части киля, центроплане, неподвижной и подвижной частях крыла. Общая емкость баков — 50.000 л, заправка выполняется в течение 25-30 мин. В форкиле размещена ВСУ. В хвостовой части фюзеляжа имеются узлы навески двух стартовых ускорителей.
ОБОРУДОВАНИЕ.
На самолете установлен комплекс пилотажно-навигационного оборудования, включающее инерциальную навигационную систему повышенной точности. Система автоматического управления полетом обеспечивает полет по заданному маршруту с выдерживанием запрограммированного профиля. В состав бортового комплекса включена ЦВМ. Ту-22М3 оснащен прицельно-навигационной системой, включающей РЛС большой мощности ПНА (разработчик — НПО «Ленинец»), и оптическим бомбардировочным прицелом с телевизионным каналом, способным применяться в темное и светлое время суток. Имеется дублированная ИНС, радионавигационное оборудование. Маловысотный полет обеспечивает система автоматического поддержания высоты, получающая информацию от радиовысотомера. Для дистанционного управления оборонительным вооружением в хвостовой части фюзеляжа, под килем, размещена РЛС и телевизионный прицел. Средства РЭП включают системы радиолокационной разведки и оповещения об облучении, активные системы постановки радиолокационных помех, устройства выброса дипольных отражателей и тепловых ловушек (блоки выброса пассивных помех размещены в районе узлов крепления поворотных стабилизаторов). Для оповещения о подлете ракет противника в верхней части фюзеляжа, за кабиной экипажа, расположена ИК станция с полусферическим обтекателем фасеточной формы.
ВООРУЖЕНИЕ.
Ракетное вооружение самолета Ту-22М3 состоит из одной (под фюзеляжем в полуутопленном положении), двух (под крылом) или трех (перегрузочный вариант) УР Х-22МА, предназначенных для поражения крупных морских и радиолокационно-контрастных наземных целей на дальностях 140-500 км. Стартовая масса ракеты 5900 кг, длина 11,3 м, максимальная скорость соответствует М=3. Вооружение бомбардировщика дополнено гиперзвуковыми (М=5) аэробаллистическими ракетами малой дальности Х-15, предназначенными для уничтожения стационарных наземных целей или РЛС противника. Шесть ракет могут размещаются в фюзеляже на многопозиционной барабанной ПУ, еще четыре ракеты подвешиваются на внешних узлах под крылом и фюзеляжем. Бомбовое вооружение, состоящее из обычных и ядерных свободнопадающих бомб общей массой до 24.000 кг, располагается в фюзеляже (до 12000 кг) и на четырех узлах внешней подвески на девятизамковых балочных держателях МБДЗ-У9-502 (типовые варианты бомбовой нагрузки — 69 ФАБ-250 или восемь ФАБ-1500). В перспективе возможно вооружение самолета Ту-22М3 высокоточными корректируемыми бомбами, а также новыми КР для поражения наземных и морских целей. Оборонительное вооружение — одна пушка ГШ-23 с укороченным блоком стволов, установленных вертикально и имеющей увеличенную до 4000 выстр/мин скорострельность. Управление пушечным огнем — дистанционное, по телевизионному и радиолокационному каналам.

Описание
КонструкцияОКБ им. А.Н.Туполева
ОбозначениеТу-22М3 («45-03»)
ТипМногорежимный дальний ракетоносец-бомбардировщик
Первый полет20 июня 1977
Принятие на вооружение1983
Объем выпуска268
Экипаж, чел4
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета, м42,46
Высота самолета, м11,05
Размах крыла, мx
= 20 град
34,28
x
= 65 град
23,3
Площадь крыла, м2x
= 20 град
183,57
x
= 65 град
175,8
Взлетная масса, кгмаксимальная124000
со стартовыми ускорителями126000
нормальная112000
Посадочная масса, кгмаксимальная88000
нормальная78000
Масса топлива, кг53550
Силовая установка
Число двигателей2
ДвигательДТРДФ НК-25
Тяга двигателя, кгсмаксимальная14500
форсажная25000
Удельный расход топлива на дозвуке, кг/кгс*час0,76
Летные данные (расчетные)
Скорость, км/ч (М=)максимальная2000-2300
макс. у земли1050
крейсерская930
взлетная370
посадочная285
Практический потолок, м13300
Дозвуковая дальность полета, км7000
Радиус действия с боевой нагрузкой 12 т, кмна сверхзвуковой скорости1500-1850
на дозвуковой скорости у земли1500-1650
на дозвуковой скорости по смешанному профилю2410
Длина разбега, м2000-2100 (370)
Длина пробега, м1200-1300
Вооружение
Крылатые ракеты1-3 Х-22М
Аэробаллистические ракеты10 Х-15
Бомбовая нагрузка, тнормальная12
максимальная24
Оборонительноепушка ГШ-23 23 мм

Источники информации:

  1. Авиация и космонавтика № 2.2000, 8.1999
  2. «Бомбардировщики» / В.Ильин, М.Левин, 1997 /
  3. Вестник Воздушного Флота. март-апрель 1997.
  4. «Энциклопедия вооружений» / «Акелла», 1996 — CD-ROM /
  5. «Энциклопедия вооружений» / «Кирилл и Мефодий», 1998 — CD-ROM /
  6. Ту-22М / Стратегическая авиация /
  7. «Гордость России». Авиационная фотоколлекция. / Лана-пресс.CD-ROM, 1997 /

Модель самолета Ту 22

В после военное время, стремительно развиваясь, авиация перешла с поршневых двигателей на реактивные.

Истребители перешагнули звуковой барьер, и основная ударная сила авиации – стратегические бомбардировщики стали уязвимыми перед новыми средствами ПВО, которые пополнились сверхзвуковыми перехватчиками и зенитно-ракетными комплексами (ЗРК). Поэтому возникла идея создать сверхзвуковой бомбардировщик. Американцы опережали советских конструкторов, они начали работать над этой темой еще в конце 40-х. Итогом их работы стал сверхзвуковой бомбардировщик B-58 Hustler, который поднялся в небо в ноябре 1956г. (уже через месяц он перешагнул скорость звука).

А в Советском Союзе, на то время, основным бомбардировщиком был Ту-16. Его любили в строевых частях за хорошие летные качества, надежность и неприхотливость в эксплуатации. Но дозвуковая скорость не позволяла ему выполнять вновь возникшие задачи и выходить к цели, прорывая рубежи ПВО с новыми средствами поражения. Для решения новых задач требовался сверхзвуковой бомбардировщик. Но для его создания был необходим настоящий научно-технический прорыв. Задачу по созданию новой машины поручили А.Н. Туполеву так как его КБ имело большой опыт в проектировании самолетов для дальней авиации. Новый бомбардировщик получил обозначение — проект 105. За основу конструкторы вязли Ту-16, но после четырех лет работы, в новой машине от предшественника не осталось ни чего. За это время испытывались десятки моделей нового самолета, проводились исследования в области аэродинамики и материаловедения. Так же был решен ряд взаимоисключающих задач. Например, требовалось повысить скорость и увеличить и дальность пролета. Но на сверхзвуковом режиме полета резко возрастал расход топлива, при этом, дальность сокращалась более чем в два раза. Было найдено решение: подход к цели на дозвуковой скорости, затем рывок на 1,5-2М и возврат на дозвуковой режим. Такой режим назвали прыгающим, он позволял экономить топливо и обеспечивал необходимую дальность полета. 21 июня 1958г. Самолет 105 совершил первый полет, но результат разочаровал конструкторов, машина не преодолела звуковой барьер.

Одновременно, в КБ А.Н. Туполева, шли работы над вариантом сверхзвукового бомбардировщиком получившем обозначение — самолет 105А. Опираясь на самые последние исследования в области аэродинамики, фюзеляж сделали несколько приталенным, что позволило значительно снизить аэродинамическое сопротивление и в результате выйти на сверхзвук. 7 сентября 1959 г. машина вышла на испытания. Сразу стало понятно, что самолет получился со множеством летных и конструктивных особенностей. С самого начала возникли проблемы с управляемостью, в одном из испытательных полетов у опытного самолета 105А, предположительно, из-за флаттера разрушилось хвостовое оперение, в результате чего пилот и штурман погибли. У бомбардировщика была очень высокая посадочная скорость – 330 км/ч. Ко всему прочему на больших скоростях начинался флаттер крыла, пришлось ограничить максимальную скорость до 1,4 Маха. Еще одной особенностью новой машины стала система катапультирования. Кресла выстреливались не как обычно вверх, а вниз, что ограничивало минимальную высоту аварийного покидания самолета.Изменения в конструкцию приходилось вносить уже на серийных машинах, так как времени на испытания уже не оставалось. Но такова была политическая обстановка на то время. Летом 1961г. был закончен первый этап совместных (военных и промышленности) испытаний самолета 105А, который приняли на вооружение под обозначением Ту-22.

Этим же летом новый сверхзвуковой бомбардировщик был показан на авиационном параде в Тушино. Ту -22 произвели сильное впечатление на зрителей и военных атташе западных государств. Это стало одним из ответов на вызовы США в ходе холодной войны. НАТО присвоило Ту-22 обозначение Blinder, что в переводе значило — ослепительный, в советских ВВС за характерную форму самолет получил прозвище «Шило». Самолет выпускался в нескольких модификациях. Вариант бомбардировщика получил обозначение Ту-22Б, который мог нести 9 тонн бомбовой нагрузки. Разведчик Ту-22Р отлился от Ту-22Б фотооборудованием, установленным в носовой части и бомбовом отсеке. Для нанесения ударов по объектам из вне зоны действия ПВО и для атак авианосных соединений был создан ракетоносец Ту-22К, который оснащался новейшей сверхзвуковой крылатой ракетой большой дальности Х-22. Из-за больших габаритов ракета Х-22 подвешивалась под фюзеляжем в пол-утопленном состоянии. Она могла оснащаться как обычной, так и ядерной БЧ. Для увеличения дальности бомбардировщик оснастили штангой дозаправки. Эта машина получила дополнительный индекс Д (дозаправка). Максимальная дальность бомбардировщика Ту-22 теперь превысила 6000км.

Всего было построено 330 машин различных модификаций, из них, по разным причинам, разбилось порядка 70. Это было связано и с конструктивными недоработками и ошибками экипажа. Ту-22 стал одним из самых аварийных самолетов в отечественной авиации, но не смотря на это, он был очень грозным оружием. Страны НАТО очень нервозно отреагировали на появление этого бомбардировщика в строевых полка советских ВВС. Ту-22 экспортировался в Ливию и Ирак, где принимал участие в боевых действиях. Бомбардировщик ограниченно использовался советскими войсками в Афганистане. В составе дальней авиации и авиации военно-морского флота нашей страны бомбардировщик Ту-22 находились в эксплуатации до первой половины 90-х годов. При всей противоречивости, он стал эпохальной машиной в истории отечественного авиастроения.

Теперь поговорим о моделях сверхзвукового бомбардировщика Ту-22. До недавнего времени, единственной уменьшенной копией этого самолета, была модель, в масштабе 1:72, производившаяся итальянской фирмой ESCI. Даже при ее быстром осмотре и сравнении с фотографиями или чертежами, сразу бросались в глаза серьезные геометрические ошибки. Чтобы довести ее до ума требовалось приложить большие усилия. И вот, в конце прошлого года на рынке появилась новая разработка от украинской фирмы Modelsvit №72022 Ту-22КД. Давайте ее сейчас и рассмотрим. Модель упакована в картонную коробку со съемным верхом.

Внутри находятся 28 литников разного размера из светло-серого пластика, литник с остеклением, декаль, окрасочная маска для остекления и инструкция. Модель состоит из 320 деталей и выполнена по технологии ЛНД, но на достаточно приличном уровне. Облой практически отсутствует, почти нет утяжин, замыленностей и смещений. На поверхности имеется тонкая и четка внутренняя расшивка. Но ее копийность лучше проверить по фотографиям, которых сегодня предостаточно. Порадовало исполнение деталей круглого сечения, на некоторых из них есть небольшое количества облоя, но нет смещения половин, поэтому, их можно использовать для работы.

Членение фюзеляжа состоящего из трех частей предполагает, в дальнейшем, и выпуск других модификаций бомбардировщика.

Носовая часть.

Очень неплохо проработан интерьер кабин, правда, чрез небольшое остекление там вряд ли будет что видно.

Крылья.

В нишах шасси есть рельеф, но отсутствует проводка и гидравлика, хотя это наверное и хорошо, ее лучше самому воcпроизвести из проволоки различного диаметра.

Носовая стойка состоит из семи деталей, а основные — из девяти. Колеса шасси отлиты на отдельном литнике из черного пластика.

Киль и стабилизаторы.

Детали двигателей. Здесь стоит отметить, что сопла имею несколько не выраженный рельеф. По-хорошему, их лучше заменить, вот только на сегодняшний день, сопла из смолы пока ни кто не производит. А в остальном, неплохо проработаны каналы воздухозаборников и форсажная камера.

В модели предусмотрена возможность постройки варианта модели Ту-22 с пороховыми ускорителями.

Литниики с остальными деталями.

Как мы отмечали выше, что рассматривается модель бомбардировщика модификации Ту-22КД, поэтому внутри находятся три литника ракеты Х-22, предположительно, это оливки фирмы Амодел. На них расположены части ракеты и тележки. Соответственно ракету можно сделать в подвешенном положении или расположить рядом с самолетом на тележке.

К остеклению претензий нет, все элементы чистые и прозрачные.

Декаль состоит из двух листов. Один с элементами маркировки и техническими надписями самолета Ту-22, второй – с техническими надписями ракеты Х-22. К качеству печати претензий нет, все элементы четкие и хорошо различимы. Некоторые технические надписи претендуют на читабельность.

Инструкция исполнена в виде буклета и напечатана на хорошей бумаге. Этапы сборки показаны четко и понятно. На задней обложке приведены цветные окраски. Три варианта окраски одинаковые – серебристые с белыми панелями, отличаются только опознавательными знаками и номерами. Фактически это один и тот же борт №63, только в разное время. От службы на аэродроме Озерное, о времена СССР 80-е годы, до музейного экспоната в Полтавском музее дальней авиации.

Из дополнений, к модели Ту-22, на рынке, сегодня есть металлические воздухозаборники от Miniworld и колеса шасси от и «Экипаж».

Копийность новой модели пока не рассматривалась, но стоит надеяться, что сильных промахов, в геометрии, производитель не допустил. Вполне возможно, что есть некоторые легко устранимые неточности из-за унификации частей, ведь как отмечалось выше, строение отливок и членение предполагает выпуск и других модификаций самолета.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что украинская фирма Modelsvit порадовала нас очередным качественным продуктом. Хоть модель и выполнена по технологии ЛНД, но уровень сегодняшних продуктов, сделанных по этой технологи, значительно выше, чем несколько лет назад. Поэтому, данную новинку можно рекомендовать даже моделистам среднего уровня. В Сети уже есть несколько примеров отлично собранных моделей Ту-22КД из этого набора, и не ошибусь, если скажу они будут украшением любой коллекции современной авиации. Один момент, который стоит учитывать при покупке этой модели, размеры собранного самолета составляют: длинна- 592мм, размах крыла – 322мм. Ну и конечно же немалая цена – около 42$.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]