ПТ-САУ 4 уровня Jagdpanzer 38(t) Hetzer WoT — гайд от aces.gg


Историческая справка.

Во второй половине войны единственным представителем верховного командования, которому не вскружила голову гигантомания Адольфа Гитлера, был Хайнц Гудериан. Именно его упорство, к которому самовлюбленный и свято веривший в собственный военный талант фюрер иногда прислушивался, серьезно отсрочило поражение Германии. Создание маневренного и незаметного истребителя танков, которым в итоге стал «Хетцер», принадлежала именно Гудериану.

Как оказалось позже, он не прогадал. Простота конструкции ПТ, созданной на базе Pz 38t, сочитавшей в себе низкий силуэт, хорошее лобовое бронирование и достаточную огневую мощь, сделала «Хетцер» вполне эффективным противотанковым средством, которое немецкая промышленность могла выпускать в больших количествах. Эти ПТ были способны незаметно подбираться к позициям врага, успешно поражать их бронированные цели с близких и средних дистанций и уходить от возмездия, теряясь из виду в ближайшем укрытии.

В разное время эти машины классифицировались по-разному и принадлежали к различным войскам. Сначала к артиллерии, позже к истребителям танков.

К слову, эту ПТ правильнее называть JagdPanzer 38t, так как название Hetzer было закреплено за разрабатываемым истребителем танков Е-10. Однако, за схожесть, JagdPanzer 38t стал называться «Хетцер».

Jagdpanzer 38 Hetzer

Ягдпанцер 38 Хетцер

нажми изображение и смотри галерею

Создание и развитие Jagdpanzer 38

Боевая практика немецкой армии показала острую необходимость в создании единой машины вместо накопившихся многочисленных вариантов САУ с их бесконечными модификациями. Пестрота парка немецких самоходов всё чаще выходила Германии боком: путаница в тактическом применении разношерстных машин сопровождалась постоянными трудностями со снабжением и подготовкой экипажей. Всевозможные самоходные установки требовалось, наконец, как-то унифицировать. Первым эту идею на высоком уровне озвучил Гейнц Гудериан (Heinz Guderian) в марте 1943. Была запущенна так называемая программа Panzerjager. Новая машина должна была стать максимально простой, дешёвой, высокоподвижной, эффективной и пригодной для выпуска в больших количествах. Поскольку германское танкостроение хронически не справлялось с выпуском требуемого количества бронетанковой техники, то чтобы не снижать выпуск немецких танков, было предложено за основу новой машины взять шасси устаревшего лёгкого чешского танка PzKpfw 38(t). За эталон технологичности приняли танк Pz V Ausf. A, Panther (Sd. Kfz. 171): за те же человеко-часы, которые затрачивались на производство одной Пантеры надо было сделать 3 новые машины с равноценной огневой мощью.

Впрочем, смелая идея мощной САУ на базе Pzkpfw 38 (t) ни у кого из разработчиков энтузиазма не вызывала. Возможно, эта идея и дальше прозябала бы на полке, если бы в дело не вмешалась промышленно развитая Америка. Промышленный потенциал США сказался своё веское слово в том, что 26 ноября 1943 союзная авиация скинула на Берлин 1.424 тонны бомб. Этот авианалёт сильно разрушила цеха фирмы Alket, выпускавшей штурмовые орудия. Заодно бомбардировка стряхнула пыль с идеи новой САУ, и немецкое командование стало подыскивать альтернативные производственные мощности, чтобы компенсировать пошатнувшийся выпуск StuG. В поле зрения ОКН попал недостижимый для союзных бомбардировщиков завод ВММ. 6 декабря 1943 ОКН доложило Гитлеру, что ВММ не потянет сборку 24-тонного StuG, но сможет осилить лёгкий Panzerjager. Гитлеру пришлось согласиться, на то, чтобы ВММ полностью переключился на выпуск новой лёгкой машины. К будущему Panzerjager предъявлялись требования: — вес 13 тонн — максимальная скорость 55-60 км/ч — лобовой лист толщиной 60мм с хорошим наклоном — противоосколочная бортовая и кормовая броня

Новая машина создавалась с потрясающей скоростью. Уже 17 декабря 1943 фюреру показали чертежи, которые он одобрил. На фоне мужавшей гигантомании в немецком танкостроении Гитлер охотней предпочёл бы более тяжёлую машину. Однако ВММ мог осилить только лёгкую и Гитлер согласился.

24 января 1944 был готов деревянный макет, а 26 января его показали Отделу Вооружений Сухопутных Войск (Heers Waffenamt). Проект понравился и оберст Томале приказал изготовить три машины к марту, для войсковых испытаний.

28 января 1944 Гитлер указал на важность быстрого запуска в серию и увеличение производства leichte Sturmgeschutz auf 38(t), как самой важной машины для армии в 1944.

Leichte Sturmgeschutz auf 38(t) был готов к серийному выпуску менее чем за 4 месяца. Ряд предсерийных испытаний проигнорировали, потому, что с одной стороны сильно поджимало время, а с другой — база Pzkpfw 38 (t) уже была хорошо знакома. К 18 января 1944 определили, что ежемесячный выпуск должен к марту 1945 достичь 1000 машин. По немецким меркам это было весьма значительное количество. За выпуск Хетцеров отвечали две фирмы — BMM и Skoda.

первоначальный план производства Jagdpanzer 38 Hetzer
фирмаапрмариюниюлавгсеноктноядекянвфевмар
BMM2050100200250300350400400400450500
Skoda0001050100150200300400450500

Первые 3 машины изготовили на ВММ в марте 1944 и подвергли испытаниям. В апреле, Waffenamt принял их на вооружение.

20 апреля 1944, в день рождения Гитлера, вождя Рейха порадовали, показав ему следующие 20 Хетцеров. Впрочем, после демонстрации технику отправили обратно на завод, чтобы доукомплектовать их до требуемого уровня.

Выпуск Хетцеров быстро увеличивался, но спешка негативно отражалась на качестве. Приёмщики САУ отмечали частые недоделки: в бензопроводах между двумя топливными баками, в карбюраторе, в воздушных фильтрах, утечки в сальниках, искрение. Waffenamt пришлось снизить месячный уровень производства с августа по декабрь 1944, чтобы рабочие успевали более качественно выполнять свою работу.

В июле 1944 свои первые 10 Хетцеров сделала Skoda.

Бронедетали для Хетцера поставляли 4 фирмы: Skoda (Пильзен), ВММ, Linke Hoffman (Бреслау), Poldihutte (Коматоу).

Время шло, и авианалёты Союзников достигли территории протектората Чехии. В декабре 1944 Союзники трижды наносили авиаудары по заводам Шкоды, сбросив 375 тонн бомб. В январе 1945 Шкода достигла пика своего производства – 434 Хетцера в месяц. Больше эта фирма не достигла такого количества и никогда не вышла на запланированную норму — 500 машин в месяц. Срыв производства Хетцеров полностью лежит на совести союзных бомбардировщиков. После 1 февраля 1945 поступил дополнительный заказ только на 2.100 Хетцеров. Не забывала союзная авиация и про ВММ. Сильные бомбардировки заставили перенести часть производства Хетцеров на другие, часто малопригодные фирмы. Так, с BMM Werk Prag/Luben частично сборку Хетцеров перенесли в город Миловиц (Milowitz). Ни о каком выполнении плана выпуска Хетцеров говорить уже не приходилось.

Вскоре начались трудности с пушками, поступавшими для Panzerjager 38(t) из Германии. Орудий не хватало, или к ним не было прицелов, или пушки приходили без механизмов наведения. Дошло до того, что для выполнения заказа пришлось снять прицелы и механизмы наведения с 8 Hetzer Starr находившихся в танковой школе в Миловице. Учитывая катастрофическую ситуацию с поставками пушек, ВММ обязали установить на Хетцер другое орудие — 7.5cm StuK 40. Испытания должны были закончиться в середине мая 1945. В мае 1945 Шкода должна была собрать 90 Хетцеров с пушкой StuK 40. 24 апреля 1945 Союзники сбросили 500 тон авиабомб на Шкоду. Известно, что в начале мая 1945 Шкода выпустила несколько Хетцеров, однако отсутствие документов не позволяет точно определить это количество.

помесячное производство Jagdpanzer 38 Hetzer
марапрмайиюниюлавгсеноктноядкеянвфевмарапрвсего
запланировано20501001751752503303503804303503502503210
построено32059102110178237240406332478417320103022
BMM JgPz 38(t)32050100100150190133298223289273148702047
BMM Bergepanzer8281450193919193181
BMM Starr135514
Skoda JgPz 38(t)102030578910414512515347780
передано войскам901271251612743093732774511752362
Таблица включает 20 Hetzer конвертированных во Flammpanzer и 75 Hetzer проданых Венгрии в 1944-45
описание конструкции Jagdpanzer 38

Хетцер имел базу чехословацкого лёгкого танка TNHP, который изначально назывался LT vz 38, а в немецкой армии был переименован в PzKpfw 38(t). Для установки мощной 75мм пушки пришлось сделать корпус Хетцера шире, чем у танка. САУ изначально задумывалась, как лёгкий истребитель танков, поэтому серьёзным бронирование было только спереди. Верхний лобовой лист толщиной 60мм имел наклон 60 градусов от вертикали. Его изготовили согласно спецификации Е22 с твёрдостью 265-309 по Бринеллю. 20мм борта и корма защищали только от осколков поэтому изготавливались из низколегированной стали SM (Siemens-Marteneit) с твёрдостью 220-265 по Бринеллю. Борта и корма корпуса – 15мм. Крыша и кормовой лист надстройки были из 8мм катанной стали. Пол – 10мм. Таким образом, Хетцер имел довольно неплохую лобовую броню и почти беззащитные борта и корму. Слабую броню частично компенсировал малый силуэт САУ.

Установка с пушкой 7.5cm Pak 39 крепилась к верхнему лобовому листу со смещением вправо. Смещение орудия привело к ряду существенных недостатков в конструкции. Горизонтальное наведение орудия получилось сильно ограниченным – 5 градусов влево и 11 – вправо. Правая подвеска была на 55 килограмм больше нагружена, чем левая.

На крыше боевого отделения устанавливался Rundumsfeuer – пулемёт 7,92мм MG 34 или MG 42 с дистанционным управлением. Особенность его конструкции заключалась в том, что снаружи находился только сам пулемёт с магазином и небольшой «двукрылый» защитный щиток. Пулемётом из боевого отделения управлял наводчик. Прицеливание велось через телескопический прицел с 3-х кратным увеличением и углом обзора 8 градусов. Несмотря на все преимущества Rundumsfeuer нельзя было назвать удачным. Пулемёт имел не ленточное, а магазинное питание, которого на долго не хватало. Для перезарядки заряжающему приходилось высовываться через свой люк наружу и, находясь в очень неудобном положении менять магазин. Пулемётный щиток не мог обеспечить ему нормальной защиты, потому, что проектировался для защиты самого пулемёта и размещался так, чтобы не закрывать прицел орудия.

Хетцер заметно выделялся своей теснотой, нетипичной для немецких машин.

Размещение экипажа тоже можно назвать неудачным. Слева в один ряд сидели: водитель, за ним наводчик и сзади — заряжающий. Все эти три члена экипажа имели только один посадочно-эвакуационный люк, расположенный над заряжающим. Немцы всегда очень щепетильно относились к тому, чтобы в случае тревоги экипаж мог быстро покинуть машину. В этом свете один люк на троих выглядит просто шокируеще.

Обслуживание пушки являлось ещё одним недостатком Хетцера. Изначально, пушка проектировалась для установки посередине лобового листа, так, чтобы заряжающий находился справа. Однако на Хетцере пушка оказалась настолько смещена к правому борту, что заряжающий там не помещался. Поэтому, заряжающему приходилось сидя слева тянуться над затвором к орудийным механизмам установленным справа. Левостороннее заряжание правосторонней пушки доставляло очередные серьёзные неудобства. Рабочее место командира опять таки было неудачным – слева сзади в отдельной нише. Обособленное от экипажа размещение командира не способствовало сплочённости и успешному управлению в ходе боя.

Обзор из машины нельзя назвать оптимальным. Бинокулярный перископ у водителя; орудийный перископический прицел Sfl.Z.1a и пулемётный перископ — у наводчика; зафиксированный на 9 часов перископ у заряжающего; телескопическая стереотруба SFL4Z у командира. С закрытыми люками, экипаж практически не видел, что происходило по правому борту.

Хетцер вооружался пушкой 75мм PaK39 L/48. Боекомплект – 41 выстрел. Номенклатура орудийных боеприпасов:

Pzgr.40 — подкалиберный снаряд с вольфрамовым сердечником Pzgr.39 — бронебойно-трассирующий с взрывчаткой в донной части Gr.38 HL — куммулятивный Sprgr.34— осколочно-фугасная граната

номенклатура боеприпасов 7.5cm Pak 39 Jagdpanzer 38 Hetzer
тип снарядавес снаряда, кгдлина снаряда, мм/клбвес ВВ, кгвес заряда,кг
Sprgr.345,74345/4,60,680,755
Pzgr.396,8282/3,760,022,43
Pzgr.404,15241/3,212,18
Gr.38 HL/A4,4284/3,790,40,43
Gr.38 HL/B4,57307/4,10,580,43
Унтарное заряжание, гильза стальная латунизировнная длиной 445,1мм, диаметр фланца 123мм

Экипажам рекомендовали, чтобы в боекомплект входило, как минимум, 35% Pzgr.39. Это был самый эффективный бронебойный снаряд. Подкалиберный Pzgr.40 имел слабое заброневое действие, из-за отсутствия взрывчатки и сильное рассеивание на больших дистанциях. Куммулятивный Gr.38 HL не мог гарантировать хорошую меткость на дистанциях свыше 500м, а разрушающее действие уступало Pzgr.39. Зато куммулятив мог при необходимости неплохо заменять осколочно-фугасный.

бронебойность 7.5cm Pak 39 Jagdpanzer 38 Hetzer
тип снаряданачальная скорость, м/сдальность, м
100500100015002000
Pzgr.3975010696876762
Pzgr.409301431209777
Gr.38 HL/C450100100100100100

7.5cm Pak 39 показывала очень хорошую меткость. Ниже приводится немецкая таблица меткости в процентах. Первое число — это меткость при контрольной стрельбе в небоевых условиях, второе число — меткость в бою. Стрельба велась по щиту 2м выотой и 2,5м шириной, а расстояние до цели было точно известно. Удвоив рассеивание при контрольной стрельбе, немцы вывели относительное значение «меткости в бою».

Естественно, что все эти значения весьма относительны и не отражают реальной меткости в бою. В горячке боя не всегда удавалось точно определить расстояние до цели, а сильный психологический стресс и множество других факторов не позволяли реально достичь табличной меткости.

Прицельные приспособления были отюстированы на дальность 3.000м для Pzgr.39, 2.000м для Pzgr.40, 2.400м для Gr.38 HL, 3.600м для Sprgr.34

меткость 7.5cm Pak 39 Jagdpanzer 38 Hetzer
тип снарядадальность, м
10050010001500200025003000
Pzgr.39100/100100/9999/7177/3348/1530/817/4
Pzgr.40100/100100/9895/5866/2421/6
Gr.38 HL/C100/100100/10082/4542/1520/6

Ниже приводятся таблицы дальностей пробивания взятые из доклада Wa.Pruf 1 за 5 октября 1944. Дистанции пробивания были рассчитаня для танков находившихся под курсовым углом — 30 градусов к снаряду.

дальности пробивания Jagdpanzer 38 Hetzer vs. Т34/85 и ИС-2
Hetzer 7.5cm Pak 39 стреляет и пробивает Т-34/85Т-34/85 85мм С53 стреляет и пробиваетHetzerHetzer 7.5cm Pak 39 стреляет и пробивает ИС-2ИС-2 12мм А19 стреляет и пробиваетHetzer
ЛОБв метрах
башня700100
маска1001000500
надстройка0000
корпус04001001200
БОРТв метрах
башня1300300
надстройка14003500+2003500+
корпус32003500+5003500+
КОРМАв метрах
башня18000
корпус10003500+1003500
дальности пробития Jagdpanzer 38 Hetzer vs. Sherman A2 и Sherman A4
Hetzer 7.5cm Pak 39 стреляет и пробивает Sherman A2Sherman A2 75мм М3 стреляет и пробиваетHetzerHetzer 7.5cm Pak 39 стреляет и пробивает Sherman A4Sherman A4 76мм М1А1 стреляет и пробиваетHetzer
ЛОБв метрах
башня10001000
маска10000100100
надстройка0000
корпус130001300800
БОРТв метрах
башня30003000
надстройка3500+30003500+3500+
корпус3500+3500+3500+3500+
КОРМАв метрах
башня35003000
корпус3500+3500+3500+3500+
дальности пробивания Jagdpanzer 38 Hetzer vs. Cromwell и Churchill
Hetzer 7.5cm Pak 39 стреляет и пробивает CromwellCromwell 75мм М3 стреляет и пробиваетHetzerHetzer 7.5cm Pak 39 стреляет и пробивает ChurchillChurchill 75мм М3 стреляет и пробиваетHetzer
ЛОБв метрах
башня10001700
маска1600014000
надстройка1800013000
корпус1400011000
БОРТв метрах
башня18001700
надстройка3000300030002600
корпус1803500+30003500
КОРМАв метрах
башня21002600
корпус3500+3500+3500+3400

Panzerjager 38(t) оснащался карбюраторным 6-цилиндровым двигателем Praga EPA AC/2, объёмом 7.754 см. куб., жидкостного охлаждения, мощностью – 150 л.с. при 2.600 об/мин. Наибольшая скорость 40км/ч, запас хода – 180км по шоссе и 130км по пересечённой местности. Удельная мощность – 9,4 л.с./т. Трансмиссия Praga-Wilson находилась спереди и обеспечивала 5 передних передач и одну заднюю.

Подвеска состояла из 4 больших опорных катков на каждый борт. Диаметр опорных катков был немного больше, чем у базового танка. Гусеница поддерживалась одним роликом, а не двумя, как на танке. Удельное давление на грунт — 0,76 кг/см.кв.

модификации Jagdpanzer 38

В боевом состоянии машины весили 16тонн вместо заказанных 13. Эти дополнительные 3 тонны привели к перегрузке трансмиссии. От избыточного веса передняя часть машины проседала на 10см ниже, чем задняя. Чтобы устранить проблемы 25 июня 1944 предложили следующие усовершенствования:

1. Бронирование нужно изменить для достижения баланса 2. Нужно разработать новую трансмиссию 3. Для улучшения ходовых характеристик надо поставить более толстые листы у рессор, чтобы компенсировать весовой дисбаланс.

Ниже приводится список модификаций касающихся внешнего вида и ходовых качеств.

Апрель 1944 -Буксировочные серьги заменили выступами бортовых листов с просверленными отверстиями. -Уменьшили вес орудийной маски, за счёт уменьшения размера фланца на верхнем лобовом листе. -Ради экономии времени пероизводства перестали сверлить отверстия во внешнем кольце ведущего колеса. -Укоротили бронещиток пулемёта с дистанционным управлением, чтобы он не закрывал прицел пушки

Май-июль 1944 Чтобы улучшить доступ в машину не увеличивая размеры существующих люклв, внесли усовершенствования: -люк командира стал открываться назад -люк над радиатором справа внизу -люк к топливным бакам слева внизу

-Устрагнили кожух мс глушителя. -К крыше приварили три коротких выточенных цилинда с резьбой (известные как Pilsen) в качестве основы для крана с 2-х тонно стрелой, который использовался для подъёма тяжёлых деталей во время замены пушки, двигателя или трансмиссии.

Август 1944 -Приняли облегчённую снаружи и изнутри маску пушки. Это снизило вес на 200кг. -У опорных катков увеличили центральный диск и уменьшили обод. Для этого диски меньшего диаметра модифицировали, так, чтобы увеличить диаметр опорного катка путём привинчивания большего обода. Первые новые обода продолжали просверливать под 32 болта, однако часто использовалась только 16 болтов. -Чтобы сократить затраты станко-часов, начиная с августа стали устанавливать все серии разных направляющих колёс.

Ниже перечисленные изменения в дизайне в порядке из внедрения: a. на первоначальном плоском колесе отверстия сократили до 6 штук b. Приваренные спицы с 8 просветами на колесе c. Штампованные обода на выгнутом колесе с 6 отверстиями d. 6 отверстий в гладком выгнутом колесе e. 4 отверстия в гладком выгнутом колесе

Внутри, над местом водителя приварили два поручня, чтобы быстро выбраться из машины.

Сентябрь 1944 Края бортовых экранов загнули внутрь, чтобы они не цеплялись при езде в зарослях деревьев. Чтобы уменьшить количество лопнувших из-за перегрузки рессор, во внешнем блоке из 13 рессор толщину каждой увеличили до 9мм, в то время, как во внутреннем блоке из 16 рессор – их толщина осталась 7мм.

Октябрь 1944 Бронебойные снаряды проникали сквозь перископ водителя. Такое случалось, когда снаряды, попав в лобовую плиту ниже, смещались вверх, попадали в отверстия перископа и проникали внутрь. Бронезащиту перископов удалили, а перископы установили в отверстии прорезанном заподлицо в лобовом бронелисте. Для защиты от дождя или яркого солнца приделали козырёк из листового железа.

Болты, державшие обода на опорном катке иногда терялись. Разработали новые опорные катки с заклёпками вместо болтов.

Чтобы устранить огненные выхлопы, из двигателя демаскирующие машину в ночи, вместо Flam-Vernichter поставили цилиндрический глушитель.

Чтобы облегчит элевацию орудия с тяжёлым затвором установили пружинный компенсатор. Это было необходимо, потому, что из-за дефицита шариковых подшипников перешли на роликовые подшипники в орудийной установке.

Большой патрубок с широким раструбом установили для быстрой заправки топливных баков.

Solex-Handpumpe поставили вместо ненадёжного электрического топливного насоса.

К командирскому люку прикрепили мягкий подголовник.

Ноябрь 1944 Ради увеличения боекомплекта коробку с кронштейном прицела перенесли направо от командира. Это позволило разместить дополнительно 5 орудийных выстрелов.

Установили новый более долговечный водяной насос.

Для обогрева боевого отделения на задней стенке установили боле совершенный вентилятор.

Аккумуляторную батарею снабдили подогревом, чтобы защитить от замерзания.

Январь 1945 Ограниченный траверс орудия вынуждал разворачивать всю машину, чтобы прицелиться. Это перегружало ботовые редукторы, которые и так были склонны к поломкам из-за тяжёлой носовой части и трёх тонн сверх запланированного веса. Начиная с середины января новый бортовой редуктор Model 6.75 с более сильным передаточным отношением 10:80 заменил старый Model 6 с передаточным отношением 12:88.

Март 1945 19 марта от Гудериана поступил приказ немедленно переключиться на дизельный мотор из-за недостатка горючего. Однако этот приказ не был выполнен, поскольку изучение проведенное Heers Waffenamt в январе показало, что у дизельного и бензинового Хетцера общим может быть только форма лобовой части корпуса, опорные катки и направляющие колёса.

Остальные модификации в 1945 К верхнему лобовому листу и бортам приварили кольца, чтобы можно было крепить ветки при маскировке. Выступы брони корпуса, которые просверлили и использовали для буксировки или усилили приварив по бокам накладки или наоборот удалили заменив U-образными скобами приваренными к спереди и сзади внизу корпуса.

Jagdpanzer 38 в качестве Befehelswagen (командирской машины)

Хетцеры направленные в штабы батальонов и командирам рот оснащались дополнительными радиостанциями для связи на большом расстоянии. Машины, которые оснащались «дальнобойными» радиостанциями Fu 8 с 30-ваттным передатчиком имели Sternantenna (звездообразную антену) на белом фарфоровом изоляторе защищённом металлическим кожухом. Fu 8 (30-ваттный передатчик со средневолновым приёмником) работал на частоте 0.83-3МГц с дальностью действия 50км телефоном и 120км телеграфом когда машина стояла. Когда же машина ехала, дальность снижалась до 15км телефоном и 50км телеграфом. Дополнительное радиооборудование и трансформатор для Fu 8 находились наверху левого ящика, а на полу стоял электрогенератор GG-440.

проекты на базе Panzerjager 38(t) Hetzer

1. Befehlspanzerwagen Panzerjager 38(t) — командирский Hetzer.

2. На базе Hetzer создали ремонтно-восстановительную машину Bergepanzer 38 Hetzer с открытым верхом и с октября 1944 запустили в серию. Выпустили 170 Bergepanzer 38 Hetzer из которых 106 сделали на заводе и 64 переделали из САУ Hetzer. Значительная часть из 64 конвертированных Hetzer первоначально имела дефекты при сборке и таким образом их удачно утилизировали.

3. В ноябре 1944 возникла идея создать зенитный вариант Хетцера — Flakpanzer 38 (t) Hetzer. При этом должна была устанавливаться башня, с 30мм вооружением, которая изначально проектировалась для Flakpanzer IV Kugelblitz. Идея не была реализована.

4. В ноябре 1944 начали проектирование Хетцера 150 Schwere Infanteriegeschutz 33/2 (Sf) auf Jagdpanzer 38(t) Hetzer со 150мм пушкой sIG33/2. С декабря 1944 успели собрать 30 единиц 15 cm sIG 33/2 auf Jagdpanzer 38: 24 САУ изготовили и 6 конвертировали из повреждённых машин. 15 cm sIG 33/2 auf Jagdpanzer 38 собирались на базе Bergepanzer 38(t) и имели более высокий силуэт. Эти САУ направлялись в роты schwere Infanteriegeschutz при пехотных полках

5. Фирмы Alket и Rheinmetall-Borsig сконструировали безоткатное орудие 7.5cm PaK 39/1 Starr L/48 (Starr — жёсткий, прочный), которым вооружили Jagdpanzer 38 (t) Hetzer. Позднее появилась конструкция Hetzer Starr со 105мм гаубицей StuH 42. Эти проекты не были окончательно доработаны и не пошли в серийное производство. После окончания войны разработки в этом направлении продолжались в секретном немецком КБ под советским контролем. Советская сторона не приняла схему Starr на вооружение.

6. Конструкторы вплотную подошли к серийному воплощению проекта со 105 мм гаубицей StuH 42. Впрочем разработка и испытания продвигались слишком трудно и долго. С мая 1944 по февраль 1945 успели изготовить только пробную партию из 10 машин. Затем было заказано 600 САУ, но до выпуска дело не дошло.

7. Был изготовлен прототип Aufklaerungspanzer 38 вооружённый 7.5 cm K 51 L/24. Серийно не освоен.

8. Проект No.Bz. 3471 Panzerjager 38T mit 7.5cm L/70 (KwK42). Проект имел заднее расположение более просторного боевого отделения и более мощную пушку. Серийно не освоен.

9. Поектировался вариант с 120мм миномётом.

10. Skoda получила заказ на модификацию около 50 Hetzer в башенный огнемётный танк, но заказ позднее отменили.

11. Во время немецкого наступления в Арденнах, возникла необходимость в огнемётном Hetzer. В декабре 1944 20 машин конвертировали в Flammpanzer 38(t) вооружённый 14 мм огнемётом Flammenwerfer 41 вместо 75мм орудия. Сопло огнмёта размещалось в муляже ствола стандартного Хетцера, поэтому Flammpanzer 38(t) внешне не отличался от пушечногот варианта. Американцы констатировали, что Flammpanzer 38(t) имел 154 галлона горючей жидкости, которая металась на расстояние 66 ярдов.

12. Vollkettenaufklarer 38(t) Katzchen (котёнок) — разведмашина. В начале 1945 ВММ получила заказ на разработку разведывательной машины на шасси PzKpfw 38(t) nA (neuer Art). Изготовили два прототипа. Машина имела пулемётное вооружение и приличную лобовую броню толщиной 50мм. Рассматривались варианты устаноки двигателей: Tatra 103 на 220 л.с и Praga NR, 280 л.с. До серийного производства дело не дошло, а судьба собранных прототпов неизвестна.

13. После 2МВ чешские Hetzer стали называться ST-1 (Stihac Tanku — охотник за танками) и насчитывали 250 единиц выпущенных . С вооружения были сняты в конце 50-х.

14. После 2МВ появилось 30 невооружённых ST-III — чешские варианты Hetzer для обучения водителей.

15. Швейцария закупила Hetzer и модифицировала в Panzerjaeger G-13.

навигация по теме

Jagdpanzer 38 Hetzer Starr — Хетцер с безоткатной пушкой Flammpanzer 38 — огнемётный Хетцер Недостатки Хетцера по воспоминаниям Армина Зонса перевод воспоминаний бывшего командира Хетцера

G-13 — швейцарский Hetzer Хетцер после войны

Jagdpanzer 38 Hetzer — галерея чертежи и снимки САУ Хетцер

Jagdpanzer 38 Hetzer — камуфляж варианты окраски САУ Хетцер

источники

Hilary Doyle, Tom Jentz — Jagdpanzer 38 «Hetzer» 1944-1945 — New Vanguard: 36. Osprey Military

Tom Jentz, Hilary Doyle —FlammpanzeGerman Flamethrowers 1941-1945 — New Vanguard: 15. Osprey Military

Horst Scheibert — Hetzer Jagdpanzer 38(t) and G-13 — Schiffer Publishing Ltd

А.Б.Широкоград — Бог войны Третьего Рейха — Издательство АСТ, 2003

Вильяма Оербаха — Jagdpanzer 38 Hetzer Starr — Хетцер с безоткатной пушкой — AFV News, май 1982

«Хетцер» в «World of Tanks».

В игре «Хетцер» — противотанковая самоходная артиллерийская установка 4-го уровня. Как и множество низкоуровневой техники, ПТ страдает от недопонимания со стороны игроков в силу их неопытности. Однако, разобравшись в особенностях игры, уставшие от напряженности и ответственности высокоуровневых боев игроки часто возвращаются к низкоуровневой технике. И часто выбирают когда-то нелюбимый «Хетцер». Почему? При своей низкой заметности, «Хетцер» обладает прекрасным для своего уровня вооружением (да-да!), достаточным лобовым бронированием, а также хорошей подвижностью. Как видно, ПТ достаточно хорошо сбалансирована и при правильном применении её преимуществ способна серьезно влиять на исход любого боя, куда б её не забросил рандом. Единственным недостатком является плохой обзор. Причиной хтому низкий силуэт и минимальное количество смотровых приборов.

Орудие

Вот мы и подошли к самому важно, в чем кроется вся интрига и сила этой немецкой самоходной противотанковой установки – вооружению, и надо сразу сказать, что на выбор нам предлагают две пушки.

Для начала рассмотрим альтернативное Hetzer орудие

, которое имеет солидный по меркам четвертого уровня альфастрайк и достаточно хорошую скорострельность, благодаря чему вы сможете наносить около 1700 единиц урона в минуту.

С этой пушкой Hetzer танк

также может похвастаться приятным пробитием, с которым можно уверенно себя чувствовать в боях 4-5 уровня. Однако для того чтобы пробивать крепкую технику шестого уровня этого недостаточно, так что возить с собой голду не помешает.

Точность у этого орудия хорошая, ведь Jagdpanzer 38(t) Hetzer WoT

получает комфортный разброс, очень быстрое сведение и только стабилизация получается плохой, но первые два критерия позволяют не замечать последний недостаток.

Последнее, о чем вы должны знать – углы вертикальной и горизонтальной наводки. Во-первых, вниз этот ствол гнется на 8 градусов, что уже хорошо. Во-вторых, УГН у Hetzer World of Tanks

странные, суммарный сектор поворота пушки составляет 20 градусов, но вправо она «ходит» на 15, а влево на 5 градусов.

Теперь поговорим о другом орудии, с которым предпочитают ездить большинство игроков, так как оно веселое и устрашающее одновременно. Как вы уже поняли, это гаубица, с которой немецкий танк Hetzer

может одним выстрелом выбить из противника 410 очков прочности.

Проблема заключается лишь в слабом бронепробитии, которым обладают фугасы, именно поэтому мы являемся грозой слабо бронированной техники. Впрочем, попадание фугасом даже в тяжелый танк позволяет наносить гарантированный урон, но зачастую невысокий. Да, кстати, есть у ПТ-САУ Hetzer WoT

голдовые кумулятивы, но стреляя ими, важно не попадать в экраны, иначе это пуста трата серебра.

С точки зрения точности, эта пушка, как и ожидается, имеет гораздо менее приятный круг разброса и по-прежнему плохую стабилизацию, но превосходная скорость сведения снова позволяет не замечать этих минусов.

Кроме того, есть еще один маленький нюанс – с фугасницей отрицательный угол вертикальной наводки составляет 7 градусов, что на 1 градус меньше, чем в случае обычной пушки.

Тактика ведения боя на «Хетцере».

Как же этот неприметный гробик превращается в «адову колесницу нагиба»?

Как было сказано ранее, ПТ хорошо сбалансирована. Она одновременно незаметна, маневренна, хорошо бронирована в лобовой проекции, что значительно расширяет её тактические возможности сравнительно с другими ПТ. 2 топ-орудия также располагают к совершенно разным тактикам ведения боя.

Так, любителей снайперить порадует сравнительно точное скорострельное 75-мм орудие с быстрым сведением PaK40 L/48. Средний калибр и отсутствие дульного тормоза сделают ПТ почти незаметной даже при выстреле. А любителей немецкой техники, желающих одновременно «бодрого танкового рубилова», ждет 105-мм фугасница StuH42 L/28: косоватая, менее скорострельная, но способная ваншотить всё вплоть до ПТ5. Большой калибр и дульный тормоз будут демаскировать ПТ, но в ближнем бою это не важно.

Исследование ходовой обязательно, если Вы решили взять 105-мм орудие. Двигатели и рацию можно не прокачивать, если Вы не решили оставлять «Хетцер» в ангаре.

Дополнительные умения и модули.

Исходя из выбранной тактики применения, необходимое доп. оборудование будет также разнится:

— 75мм PaK40 L/48. Вам будет полезно установить досылатель (увеличит урон в минуту), усиленные приводы наводки (чтоб орудие успевало свестись в аккурат к концу перезарядки) и стереотрубу (плохой обзор «Хетцера»).

— 10.5мм L/28. Целесообразно установить досылатель (увеличение урона в минуту), вентилятор (улучшение всех качеств в ближнем бою наиболее важно), просветленноая оптика (недостаток обзора «Хетцера»).

Умения:

— 75мм PaK40 L/48. Маскировка и боевое братство. Также из важных: улучшаем обзор (радиоперехват и орлиный глаз у командира), ввиду скорострельности – злопамятного.

При игре с фугасницей при вышеуказанных умениях полезно иметь снайпера,что увеличит вероятность нанесения критического повреждения – а это сильная сторона фугасного орудия.

Вывод:

в итоге мы имеем хорошо сбалансированную ПТ почти без явных недостатков, которая будет способна проявить себя в любой ситуации и серьезно повлиять на исход боя. Единственным неудобством в бою может оказаться лишь малый угол горизонтального наведения орудия.

Обзор видео гайд танк Hetzer World of Tanks

Hetzer танк, который является представителем 4 уровня . Hetzer WOT квалифицируется в качестве . Эта модель боевой техники создавалась на основе . В реальном бою принимала активное участие и доставляла немало хлопот на поле боя, так как имело достаточно внушительное вооружение. Эта техника так же не займет много времени при прокачке и дальнейшее развитие будет представлено всего лишь одним представителем под названием .

Для Hetzer гайд, который будет описан выше, носит информативный характер, как и впрочем, все представленные гайды нашего раздела. То информация должна вам помочь в правильном выборе решения в бою.

Этот танк обладает отличным вооружением и хорошей лобовой броней, но имеет очень тонкие боковые бронелисты и обладает плохим обзором. Основная боевая мощь обеспечивается превосходным 75 мм орудием, которое имеет пробитие в 110 мм и урон в 110 единиц жизни. Плюс ко всему имеет неплохую скорострельность, которая достигает 15 выстрелов в минуту.

Максимальная скорость составляет 42 кмч, запас заднего хода равен 12 кмч. Обзор достигает 260 метров, а вес танка составляет 19 тонн. Мощность двигателя составляет 220 л.с.

Показатели брони:

Корпус: лоб – 60 мм, борта – 20 мм, карма – 8 мм.

Дополнительные модули, могут оказать отличную поддержку во время сражения:

  • Досылатель – позволяет орудию быстрее стрелять;
  • Маскировочная сеть наводки – повышает маскировку в пассивном состоянии;
  • Стереотруба – увеличивает обзор и позволяет вести огонь с дальних дистанций.
  • ремкомплект;
  • огнетушитель;
  • аптечка.

Экипаж

Экипаж является неотъемлемой частью танка, а хороший экипаж является залогом победы.

  • Командир: лампочка, маскировка, ремонт, орлиный глаз;
  • Механик-водитель: маскировка, виртуоз, ремонт, плавный ход;
  • Наводчик: маскировка, плавный поворот башни, ремонт;
  • Заряжающий: маскировка, ремонт, отчаянный.
Сравнение техники

По сравнению со всей боевой техникой данного уровня и Hetzer занимает достойное первое место. Он является отличным танком, мощным, шустрым и просто удобным. После него на второй позиции разместился . А уже потом на выбор можно брать или советскую , или или , а уже после всех предложенных можно брать .

Hetzer слабые места World of Tanks

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]