Пионерами в мировом танкостроении являются англичане, за это надо благодарить У. Черчилля. Как известно, Первая мировая быстро переросла в позиционную войну. Для придания ей хоть какой-то динамики, в октябре 1914 года, секретарь комитета обороны полковник Э. Суинтон высказал предложение создать бронированную машину на гусеничном ходу, которая могла б прорывать линии обороны: пересекать окопы, траншеи и проволочные заграждения. Военный министр никак не прореагировал на идею, а вот первый лорд Адмиралтейства (морской министр) У. Черчилль замысел поддержал, и спустя некоторое время при морском ведомстве был создан Комитет сухопутных кораблей.
Английские танки периода Первой мировой войны
В британских войсках того времени существовало несколько квалификаций танков.
Первая – весовая : до 10 тон – легкие, от 10-20 т средние и около 30т тяжелые. Как известно, предпочтение отдавали в основном тяжелым танкам.
Вторая квалификация касается вооружения: танки с исключительно пулеметным вооружением назывались «самками», с пушками – «самцами». После первых встречных боев с немецкими танками, показавшим несостоятельность пулеметных моделей, появился комбинированный тип с пушками и пулеметами, такие танки называли «гермафродитами».
Что касается доктрины применения танков в бою, то тут мнения военных разделись на две половины. Одна половина хотела создавать и применять чисто «пехотные» танки, вторая «крейсерские».
Пехотный тип – использовался для непосредственной поддержки пехоты, имел низкую подвижность и был хорошо бронирован.
Крейсерский тип – такая себе «бронированная конница», довольно быстроходные, и в сравнении с пехотными, легкобронированные. На их плечи, вместе с кавалерией, ложились задачи быстрого прорыва обороны, обхваты и рейды по тылам противника. Вооружение обеих типов было одинаковое, в основном пулеметное.
Такая концепция использования танков у англичан сохранилась до начала Второй мировой. Если вникнуть в нее глубже, то видно — танки играют вспомогательную роль, основные задачи решают кавалерия и пехота.
До окончания Первой мировой в Англии, после тяжелого МК-I выпускались его модификации до Мк VI и Мк IX и средние: Мк А (неофициально «Уиппет»), Мк В и Мк С.
Само собой, качество первых серийных танков было довольно низкое.
В дневниках немецких солдат и в официальных сводках немало интересных фактов. Например, из-за загазованности внутри танков были нередки случаи удушения всего экипажа. Через примитивность подвески танки создавали такой грохот, что в целях маскировки передвижения танковых частей англичане сопровождали их артиллерийской канонадой. Из-за узких гусениц бывали случаи, что танки грязли в земле прямо перед окопами противника.
Про защищенность говорит один случай.
В ноябре 1917 в боях под Камбре, на окраине селения Флескьер, у брошенной прислугой пушки остался один немецкий офицер, он, не спеша, сам себе заряжая сам же наводя и стреляя, уничтожил по порядку 16 английских танков.
Казалось, уже тогда надо было задуматься над усилением бронирования, но этого не сделал не один из производителей танков вплоть до конфликта в Испании.
Как бы там ни было, англичане своими танками наддали новый виток ведению войн, они перевели их на другие скорости. До конца войны они успели первыми в мире создать плавающие танки и танки сообщения.
VII уровень
Претендент
- ДПМ — 2246 л.с.
- Бронепробиваемость — 220 мм.
- Время сведения — 1,92 с.
- Разброс — 0,34 м.
- Максимальная скорость — 52 км / ч.
- Значения камуфляжа — 13,38 / 3,01
Заключение
- Настоящий претендент на VII уровень. Отлично для всех. Вот наш парень Челленджер.
- Его орудие типично британское, с низким альфа-уроном, большим временем сведения, понижением, точностью и пробивной способностью. Он успешен как на короткой, так и на длинной дистанции. Хиллс будет твоим другом с этим ружьем. С этим орудием он может сражаться даже с IX уровнем.
- У него нет брони, особенно со второй башней. (Его самая толстая броня в задней части башни составляет 200 мм). Вы должны спрятаться и использовать хорошие параметры маскировки. При необходимости вы можете быстро изменить положение. Есть ли у врага отличная позиция? Нет проблем! Вы можете использовать свою подвижность для фланговых атак. Стоимость токарной обработки тоже велика.
- Но не поворачивайтесь слишком сильно, последняя 32-фунтовая пушка способна поворачиваться всего на 60 градусов. Не забудь.
Танки в периоде между большими войнами
Первую мировую Англия закончила лидером танкостроения, но очень скоро все преимущества сошли на нет.
Во-первых, из-за того что жестко разделяли типы танков и их применение: англичане продолжали строить «пехотные» и «крейсерские» типы.
Во-вторых, в силу своего географического положения, командование отдавало приоритет в развитии флота, нежели сухопутной армии.
Реализацией одной из тактических идей Дж. Фуллера, к слову ею «заболели» практически все страны, было создание механизированной пехоты. Для этих целей идеально подходила танкетка « Карден-Ллойд» MkVI. Она в своей массе по замыслу стратега должны была исполнять роль «бронированного застрельщика». Несмотря на то, что признания на родине танкетка не получила, хотя на ее базе были построены разведывательные танки и тягачи, ее закупили 16 стран, а Польша, Италия, Франция, Чехословакия и Япония приобрели лицензии на их производство. В СССР ее выпускали как Т-27.
Еще одним танком, который не был оценен соотечественниками, был «Виккерс – 6 тонн». В мировом танкостроении он сыграл не меньшую роль как в свое время «Рено ФТ». Легкий и дешевый в производстве, с пулеметом в одной башне и пушкой в другой, он являлся воплощением идеи танков Первой мировой: пулеметные танки действуют против живой силы, а пушечные поддерживают их.
Среди танков, принятых на вооружение в конце 20 в начале 30 годов были:
- средний Мк I «Виккерс-12 тонн»,
- тяжелый А1Е1 «Индепендент»,
- разные модификации «Виккерс-Карден-Лойд» Мк VII и Мк VIII.
В предчувствии большой войны, штаб сухопутных войск еще в конце 20-х, настаивал на создании и выпуске пехотных танков, но из-за экономического кризиса в стране, финансирование не было выделено. После конфликта в Испании и нападения Италии на Эфиопию, британское руководство, предчувствуя приближение «большого конфликта» и понимая несоответствия времени созданной ими ранее техники, в срочном порядке финансирует создание и выпуск новых танков.
Появляются: «крейсерские Мк I (А9), Мк II (А10), Мк III, Мк IV и Мк VI «Крусейдер» (А15).
Мк IV и Мк VI реализованные на известной колесно-гусеничной базе американского изобретателя Кристи, но с применением одного движителя.
В 1939 году началось производство первого (!) танка с противоснарядным бронированием — пехотного А11 Мк I «Матильда», позже этим именем назовут другой танк. Скорость в 13 км/ч и пулеметное вооружение делало его посмешищем. В целом за период между «великими» войнами конструкторы Англии создали более 50 реальных моделей танков, 10 из которых приняли на вооружение.
III уровень
Валентина
- DPM — 1009
- Время сведения — 1,7 с.
- Разброс — 0,38 м.
- Максимальная скорость — 24 км / ч.
- Самая толстая броня — 65 мм.
* Выбрано двухфунтовое орудие.
Заключение
- Типичный британский танк.
- Хорошая толщина брони с плохим уклоном. Не очень эффективно, но все же очень прочно. Даже задняя броня имеет такую же толщину, как и передняя. Он также может столкнуться с фланговыми ситуациями.
- Из-за толстой брони и бессильного двигателя этот танк очень медленный. Хотя это легкий танк, максимальная скорость — 24 км / ч. Почему-то его поворотность не так плоха, как его подвижность.
- Его пистолет тоже очень британский. Очень плохой альфа-урон, среднее пробивание и DPM. Разброс приличный, время сведения отличное.
- Нетипичная вещь — это его маскировочные характеристики. Ценники очень хорошие, лучше некоторых ПТ-САУ. Особенно полезно с скорострельным орудием и хорошей броней.
Английские танки второй мировой
На момент начала Второй мировой бронетанковая техника Англии заметно устарела. Ни по качеству, ни по количеству она не могла ровняться с техникой СССР и Германии. Суммарное количество всех танков в армии Англии составляла около 1000 штук, в большей массе легких. Львиная доля которых, была потеряна в боях за Францию.
За время войны английские производители так и не смогли удовлетворить запросы армии, за период 1939-1945 было выпущено всего 25 тыс. единиц бронетехники, такое же количество поступило из США И Канады.
Вся новая техника была довольно посредственной, она на шаг отставала от германской и русской.
В основном выпускались крейсерские и пехотные танки и в незначительном количестве легкие авиадесантные.
Первыми начали выпускать крейсерские «Ковенантер», затем «Сентор», «Кромвелл», «Кевелир», «Челленджер». Последним крейсерским танком стал «Комета», дальше британцы не делили их на типы. Из пехотных производились «Матильда», «Валентайн» и «Черчилль». Последним был «Центурион», после войны он стал «основным». Самоходки в Англии почти не строили.
A13 Mk. II Cr. Tank Mk. IV (3-й уровень)
Слегка улучшенная модель прошлого танка. Имеет дополнительную экранизированную броню, толщина которой, впрочем, все равно мала для боев на этом уровне. Скорость и мощность двигателя остались такими же, как и на A13 Mk. I Cr. Tank Mk. III. А вот орудие QF 40 mm Mk. VI заслуживает отдельного упоминания.
Хотя в барабане танка помещаются только два патрона, в один залп A13 Mk. II Cr. Tank Mk. IV делает два выстрела с мизерным интервалом по времени. В итоге получается, что у нас в барабане фактически четыре патрона, но второй и четвертый выстрелы мы не можем контролировать, потому что они автоматические. Но все это, конечно, актуально для танка с «топовой» пушкой. Научившись грамотно использовать свою скорострельность, вы сможете разбирать по винтикам противника даже на уровень выше, благо средний урон и бронепробиваемость нашей пушки позволяют это сделать.
Английские танки современные
Анализируя технику военного периода, британцы видели, что не по одному из своих параметров их машины не смогли сравниться с лидерами этой отрасли и в первую очередь — по вооружению и бронированию. Было принято решение заменить все типы одним, как позже назовут «основным боевым». Применяя тогдашнюю британскую терминологию, выбор пал на средний пушечный танк «Центурион». Он, претерпевая ряд модификации (17), простоял на вооружении больше 40 лет.
После знаменитой послевоенной фразы Черчилля танки всего мира включились в гонку вооружения, и их развитие, в целом, похоже между собой. Для противостояния нашим ИС создается «Конкерор». После принятия в мире концепции основного боевого танка выпускается «Чифтен». Танком третьего поколения в Англии является «Челленджер».
Кроме основных, после долгого перерыва, в 1972году начали выпускать легкие танки «Скорпион».
Кроме того, Британия ряд бронемашин конструирует и производит исключительно на экспорт. Среди них: Виккерси Мк1 «Виджаянта», Мк2, Мк3,Мк4 «Вэлиэнт», Мк5, Мк7; на базе «Чифтена» Шир-1«Халид» и Шир-2 «Чифтен-900».
Еще материал по теме
- M4 Sherman
- Новый смертоносный танк Т90МС
IX уровень
Centurion Mk. 7/1
- ДПМ — 2179 л.с.
- Бронепробиваемость — 268 мм.
- Время сведения — 2,21 с.
- Разброс — 0,31 сек.
- Максимальная скорость — 50 км / ч.
- Бронирование башни — 254 мм.
Заключение
- Слишком сложно было выбирать между Conqueror и Centurion Mk 7/1. После тщательного изучения герой IX уровня Centurion Mk. 7/1
- Во-первых, его 105-мм пушка, это отличный универсал. Имеет в запасе БПК, большую скорость снаряда. С учетом большого разброса, снижения и среднего времени сведения. Это отличное ружье для любой дистанции и любой цели.
- Его максимальная скорость не самая лучшая, но все же полезна для захвата позиций и фланговых атак. Отличные показатели ускорения и поворота делают все лучше.
- У него отличная броня башни с хорошими показателями депрессии. Это означает, что это настоящий зверь в ситуациях с закрытым корпусом. Камуфляж не пригодится, после поражения целей не забывайте отступать.
- Немного о другом — броня корпуса. Это совершенно бесполезно и увеличивает силуэт танка. Позволяет легко поражать цели на больших дистанциях.
Небольшое вступление
Попытки английских конструкторов идти своим путем привели к тому, что английские танки перестали считаться грозной боевой силой на поле боя. Несмотря на довольно длинный модельный ряд, британские машины, созданные в годы Второй Мировой войны, с большой натяжкой могли считаться реальными конкурентами немецких танков PzKpfw VI, известным как танк «Тигр», или машине PzKpfw V – «Пантера». Проигрывали английские танки и машинам союзников, американскому танку М4 «Шерман» и легендарной советской «тридцатьчетверке». Это сегодня англичане могут гордиться своим танком «Челленджер 2», который является если не самой мощной боевой бронированной машиной, то самым современным точно. Ранее ситуация выглядела плачевно. Британские «Кромвели», «Черчилли», «Матильды» и «Валентайны» не могли похвастаться большими сериями и робко плелись в хвосте своих, более современных и технически совершенных бронированных собратьев.
Основной недостаток, который долгое время преследовал британскую бронетехнику, дороговизна изделий. Англичане старались делать все основательно и закладывали в конструкцию танка большое число узлов и агрегатов. Производство таких бронированных монстров получалось очень дорогим, не говоря уже о сложностях обслуживания машин в полевых условиях.
Тенденция строить дорогие боевые машины у британцев прослеживается и в наши дни. Их второй «Челленджер» сегодня считается самой дорогой боевой машиной. Стоимость одной единицы составляет почти 8,5 млн. долларов. Для сравнения российский основной танк Т-90 «Владимир» обходится государственной казне в два раза дешевле (4,8 млн. американских долларов).
Стремление к созданию более совершенной с технической точки зрения машины, часто приводило к тому, что английские танки получались слишком сложной в обслуживании техникой. К тому же международный рынок вооружений мало интересовали дорогие машины со сложной конструкцией и тяжелые в эксплуатации. Это привело к тому, что британское танкостроение на долгие годы законсервировалось в собственных разработках, теряя нити прогресса в данной отрасли.