Технические характеристики и особенности эксплуатации ЗИЛ 131


История самого массового ЗиЛовского внедорожника

Автомобиль выпускался на протяжении 2-х десятилетий и стал одной из наиболее известных моделей с беспрецедентной на то время проходимостью. Именно поэтому его называли первым советским внедорожником.

Впервые модель показали в 1956-м в качестве опытного образца. После продолжительных испытаний, растянувшихся на долгих 5 лет, наконец-то было принято решение о запуске авто в массовое производство, но по непонятным причинам его, то есть запуск, вновь отложили, и первая партия ЗиЛ-131 сошла с конвейера только в 1966-м.

Правда, за время испытаний конструкторы не стали зря терять время – они совершенствовали свою разработку, и в итоге машина оказалась настолько качественной, что произвела настоящий фурор. Как результат – ею заменили устаревший на тот момент ЗиЛ-157, который находился на вооружении Советской армии.

ТС получилось отличным: высокая мощность, повышенная проходимость и грузоподъемность, невиданная на то время скорость движения, комфортабельная кабина – все эти качества сделали машину востребованной в различных отраслях народного хозяйства.

Ну а о надежности разработки советских инженеров может свидетельствовать хотя бы тот факт, что машины в рабочем состоянии часто попадаются на российских и не только дорогах даже в наше время, при нынешнем богатстве выбора.

Кабина

Грузовой автомобиль ЗИЛ 131 комплектовался цельнометаллической теплоизолированной кабиной, рассчитанной на трех человек.

Отопительная система в кабине совмещена с системой охлаждения мотора и имеет центробежный вентилятор. На щитке внутри кабины предусмотрена специальная ручка, посредством которой осуществляется управление заслонкой канала отопительной системы.

Система вентиляции сделана максимально просто. Она представлена опускающимися стеклами, поворотными дверными форточками, а также каналом у правого брызговика.

Кабина оснащалась раздельными сидениями. На водительском сидении присутствует несколько регулировок. Сидения для пассажиров совмещены и выполнены в виде небольшого дивана. Сидения обладают подушками, при изготовлении которых используется губчатая резина.

Основные модификации ЗиЛ 131 и их назначение

Выносливое шасси транспортного средства позволяло устанавливать разные надстройки, поэтому сфера его применения более чем широка.

Так, бортовой ЗиЛ-131 представляет собой классический грузовик с замкнутыми деревянными бортами. Задний борт откидывается, в кузове по бокам установлены складываемые скамейки вместительностью до 16-ти человек.

Выпускался на базе этой модели и манипулятор – автомобиль повышенной прочности, базирующийся на конструкции из углеродистой стали. На эту модификацию обычно монтировали крановое оборудование, весьма популярными были лебедки ЗиЛ-131.

Создатели автомобиля позаботились о том, чтобы их детище было максимально адаптировано для езды по бездорожью. Его проходимость ничем не уступала гусеничной технике, поэтому машина пользовалась огромным спросом у военных. Так, к примеру, на ее шасси устанавливали легендарную «Катюшу» и прочую военную технику.

Отдельного внимания заслуживает ЗиЛ КУНГ (аббревиатура расшифровывалась как кузов унифицированный нормального габарита). Эта модификация представляла собой крытый фургон, предназначенный для транспортировки обслуживающих станций и мобильных точек радиосвязи.

Что касается ЗиЛ самосвала, то его история была недолгой. За все время с конвейера сошло всего несколько моделей, да и те были выпущены по индивидуальному заказу.

Активно использовался автомобиль в авиационной сфере – на его базе устанавливали спецоборудование для обслуживания самолетов.

Привлекали машину и для очистки территории от снега, вполне логично, что для этого на нее навешивали снегоочистительные агрегаты. Распространенной модификацией стал ЗиЛ пожарный, а также вариант цистерны для перевозки нефтепродуктов.

Грузовая платформа

Кузов машины состоит из деревянной платформы, имеющей металлическую оковку и металлические поперечные брусья. Конструкция дополнена глухими передним и боковыми бортами. Сзади платформа оснащалась откидным бортом.

Стандартный кузов ЗИЛ 131 рассчитан на широкое применение. Помимо транспортировки каких-либо грузов, платформа также может служить и для перевозки людей. Для этого платформа была оборудована откидными скамейками, обеспечивающими 16 посадочных мест, и дополнительной средней съемной, на которой могут разместиться 8 человек.

Плюсы и минусы машины

Ключевым преимуществом модели, ставшей темой нашего сегодняшнего разговора, было уникальное в своем классе шасси, благодаря которому стала возможна установка любого оборудования и, как следствие – создание всевозможных модификаций этого транспортного средства. Высокие технические характеристики позволяли использовать модель в любых климатических условиях – этакая «рабочая лошадка» не подводила ни в жару, ни в сильный мороз.

Машине не страшно бездорожье, она, словно танк, пробьется в любую глушь и выполнит поставленную задачу. Надежность автомобиля заслуживает наивысших похвал, он до сих пор активно используется как в военной отрасли, так и для восполнения гражданских нужд.

Важно

Что касается недостатков, то они есть, но в минимальных количествах. Единственный существенный минус – это то, что ЗиЛ-131 морально устарел и давно снят с производства.

Если бы не это, и если бы в свое время работы над усовершенствованием модели продолжились, вполне вероятно, что современный вариант легко дал бы фору большинству аналогичной техники даже импортного производства. Некоторые владельцы отмечают слишком высокий расход топлива, а также сетуют на отсутствие модификации с дизельным силовым агрегатом.

Технические характеристики грузовика

Технические характеристики ЗИЛ 131 помогли ему завоевать такую популярность, которую модель сохранила на долгие годы. Чтобы разобрать особенности данной машины, необходимо отдельно рассмотреть каждую ее часть.

Двигатель

Карбюраторный двигатель грузового автомобиля отличается высокой мощностью и отличными техническими характеристиками:

Тип двигателяЗИЛ-5081
Количество тактовЧетыре
ЦилиндрыВосемь штук
Особенность размещения цилиндровПод прямым углом, V-образное
Размер цилиндраДиаметр 100 мм
Ход поршня95 мм
Емкость5,97 л
Уровень сжатия6,5
Мощность110,3 кВт (150 л. с.)
Крутящий момент410 Нм
Максимальные возможности развития скорости85 км/час
Вид охлажденияЖидкостное
Рекомендуемое топливоБензин А-76 или с большим октановым числом
Средний расход топлива35 л/100 км

Трансмиссия

Трансмиссия отличалась следующими характеристиками:

Разновидность сцепления24
Коробка передач182ЭМ/6СТ-132ЭМ
Привод мостов заднихПроходной последовательный
Главная передачаДвойная
Передаточное число7,339:1

Отличительной чертой ЗИЛ 131 является доступ только к двум задним мостам. Включение переднего происходит в автоматическом режиме. Для этого в конструкции автомобиля присутствует электропневматический привод.

Электросистема

Система зажигания в данной модели значительно усовершенствована. Она экранирована, герметизирована, бесконтактно-транзисторная, что обеспечивает эффективную работу в любых условиях. Все электроприборы работают от одного аккумулятора 12 В и генератора переменного тока с большим мощностным запасом.


Герметичная экранированная система зажигания

Подвеска

Подвеска находится спереди. Она работает на двух рессорах. В конструкцию грузовика включены амортизаторы. Задняя подвеска балансирная, с шестью штангами. Тормоза работают за счет барабанов, пневматики и механического привода.


ЗИЛ-131 с пневматической подвеской

Актуальные цены на ЗиЛ 131

Как уже говорилось выше, конструкция модели устарела, но авто до сих пор пользуется немалым спросом. Естественно, так как оно давно было снято с производства, купить новым его невозможно, а вот что касается ЗиЛа-131 Б/У, то его стоимость зависит от нескольких факторов. Так, на ценообразование в данном случае повлияет год выпуска, модификация, пробег, техническое состояние и т.д.

К примеру, модель 66-го года выпуска с пробегом в 400 тыс. км стоит около 150-ти тыс. руб., более «свежие» экземпляры последних годов производства с меньшим пробегом (правда, найти такие весьма проблематично) продаются по цене от 400 тыс. руб.

Важно отметить, что ключевое влияние на формирование стоимости машины оказывает модификация. Промониторив тематические интернет-ресурсы, мы обнаружили, что модификация с буровой установкой стоит полтора-два миллиона руб., купить ЗиЛ-131 автовышку можно не менее чем за 500 тыс.

Особенности

Преимущества

Грузовой автомобиль ЗИЛ 131 имеет довольно большое количество положительных отзывов. В них многие водители и владельцы отмечали его чрезвычайную надежность, внушительную выносливость и практически не убиваемое качество всех узлов и механизмов. Помимо этого грузовик славился еще и своей проходимостью, которая на время серийного производства практически не имела равных. Разве что конкуренцию могло составить детище Горьковского автомобильного завода ГАЗ 66.

Имея полностью загруженный кузов, грузовик без каких-либо проблем мог преодолевать размокшие и разбитые дорожные участки. Проблемой для него также не стали глинистые косогоры, песчаные барханы, ну и расплывшаяся от обильных дождей пересеченная местность. Как не сложно догадаться, с таким отличным набором качеств ЗИЛ 131 был особо популярной техникой в армии и народных хозяйствах, где работа велась в труднодоступных для других машин местах.

В плане конструкции грузовик получился максимально простым и понятным. Многое, что у него есть, практически полностью схоже со 130-м ЗИЛом. Единственным отличием же стала кабина, средний мост и полный привод, которого на предшественнике не было и в планах.

Также отмечают и простое техническое обслуживание. Большой капот и высокий дорожный просвет обеспечивают полный доступ ко всем узлам и агрегатам. За счет этого какая-либо неисправность могла решиться за довольно короткое время, причем даже в полевых условиях, если, конечно, присутствует определенных набор инструментов.

Недостатки

Но кроме своих достоинств ЗИЛ 131 имеет и несколько недостатков. В первую очередь необходимо отметить, что для длительного передвижения грузовик не подходит. Это объясняется тем, что посадка в нем довольно жесткая, хоть и обеспечивает отличный обзор. На скорости свыше 65 километров в час, грузовик ощутимо трясет, а из-за слабой шумоизоляции внутри становится очень шумно. Другим же недостатком, который является в настоящее время для грузовика очень значительным, стал его расход топлива.

Машина расходует действительно большие объемы горючего. Если раньше, когда грузовик выпускался, топливо стоило копейки, да и к тому же машины не были частными, а государственными, то сейчас же все наоборот. Если сейчас грузовик в частном владении, то его зачастую переводят на газобаллонное оборудование.

Отзывы владельцев и водителей

  • У меня ЗИЛ 131 – обновленный 130 со средним мостом. Автомобиль впечатляет проходимостью и справляется с поставленными задачами. У меня машина используется в качестве лесовоза, а также технической помощи. Это армейский тяжелый грузовик с военным камуфляжем. Честь и хвала тем автолюбителям, которые переделывают эти машины в передвижные бани, хотя это уже чисто бизнес. Автомобиль более прожорливый, чем 130-ая модель. Данная модификация – с удлиненной бортовой платформой и так называемыми «кониками». ЗИЛ 131 неплохо справляется с обязанностями сортиментовоза со средней грузоподъемностью в пределах 5 тонн. Кроме того, данная модель неплохо себя зарекомендовала и в качестве лесовоза. Безусловно, стоимость владения подобного автомобиля обходится в круглую сумму, но это конечно если не сравнивать с зарубежными аналогами). Машина обладает высокой степенью живучести и ремонтопригодности. Салон со «спартанской» посадкой, поэтому сразу видно, что это чисто рабочая лошадка. Двигатель объемом 6.0 л выдает 150 л. с. и потребляет не меньше 30 литров при 60 км/час.
  • Отличный проходимец как основной источник дохода. Когда я был совсем малым в эпоху СССР, ЗИЛ-131 моего отца казался мне совсем громадиной, но в теории это ведь среднетоннажный грузовик, а в исполнении 131 – еще и с повышенной проходимостью. Двигатель объемом 6.0 л исправно выдает 150 лошадей и склонен к перегреву. Зимой радует уверенным запуском. Наличие трех мостов впечатляет с точки зрения проходимости – машина уверенно движется по болотистым местам. Протектор у покрышек, мягко говоря, не хилый. И все же, бывают и форс-мажорные ситуации: однажды мы застряли в глубокой речке – заехали туда специально чтобы помыть грузовик. Но увы мы не доглядели – машину засосало в эту пучину куда по глубже. К счастью, нас тогда была лебедка. Иначе этот тяжелый ЗИЛ вряд ли бы выехал без посторонней помощи. Расход топлива у данного «тягача» среднего класса составляет 35-40 литров в зависимости от нагрузки. Карбюратор достаточно мощный для такой массы авто.
  • Я владелец грузовика ЗИЛ-131, который имеет набор недостатков и достоинств, как и любой другой грузовик за сравнимые деньги. Да, у него гигантский расход в 40 литров. И еще этот автомобиль плохо пригоден для дальнего передвижения. Зато ходовые качества у 131-го на высоте. Приятно встретить этого «пожилого парня» в селе, в городе, на стройке, на карьере и т. д. Я использую для езды по бездорожью, в качестве буксировщика и т. д. ЗИЛ 131 надо признать является достойным вложением денег, если нужен стабильный источник дохода. Само собой, нужная своя автомастерская, т. к. стороннее обслуживание ЗИЛа будет стоить серьезных денег. ЗИЛ обладает выносливым двигателем, который способен работать в жару или в мороз. Коробка передач переключается предсказуемо и не перегревается. Насколько я помню, подобную связку (ДВС + МКПП) от ЗИЛа устанавливали на известный Львовский автобус ЛАЗ. Двигатель много жрет бензина и масла, что можно считать его основным минусом.
  • Работаю на ЗИЛе 131 1984 года выпуска. надо признать этот автомобиль является легендой советского автомобилестроения, ведь благодаря таким машинам удалось отстроить целую большую страну. Как и у великой державы, у ЗИЛа тоже немало недостатков, но достоинств гораздо больше! С точки зрения динамики машина неплохо тянет даже в горку или на проселочной дороге, а также в раскисшем грунте. Но надо понимать, что чем выше нагрузка, тем больше расход топлива. Укладываюсь в 40-45 литров в зависимости от нагрузки. Зато как ЗИЛ преодолевает грязевые заслоны – даже в стихах не описать. Можно трогаться задним ходом на подъем – правда, для этого надо спустить давление в шинах до 0,5. Примечательно, что на трассе из этого трудяги можно выжать целые 70 км/час. Машина едет легко, учитывая большой запас тяги. Пожалуй, лучше этой тачки только ГАЗ-66.
  • У меня ЗИЛ 131 советского производства. Оборудован бензиновым 6-литровым мотором и механической КПП. Жаль, такой автомобиль очень сложно найти в дизельном исполнении – с этим мотором ЗИЛ гораздо экономичнее. Но зато 6-литровый бензиновый ДВС поражает разгонной динамикой. Машина способна уверенно пересечь глубокий брод, если только перед ней не проедет Урал – сами понимаете, какая глубина колеи от его колес. Как раз для таких случаев мне пригодилась модификация с лебедкой. Отмечу удобную работу трансмиссии и раздаточной коробки. Тормоза – пневматические. Порадовали очень крепкие мосты – по сути, это настоящий внедорожник грузового класса. Однако расход в 40-45 литров никак не соответствует нынешним нормам. К сожалению дизельный вариант найти не удалось.
  • Однажды мне посчастливилось поездить на этом грузовике – подработать в отпуске, так сказать. У меня 131-й ЗИЛ с двигателем Д-245 на тяжелом топливе. Этот агрегат как нельзя кстати подходит грузовой и тяжелой машине с вычурными внедорожными способностями. Надежность, безотказность и ремонтопригодность – главные достоинства данного автомобиля при своевременном обслуживании. У дизеля большой запас тяги на низких оборотах. препятствия можно преодолевать без разгона. Грузовику нипочем ни горки, ни канав, ни лис или болота. Автомобиль оснащен системой централизованной подкачки колес, что позволяет в необходимый момент спустить шины и тем самым превратить ЗИЛ в подобие гусеничного транспорта. Данная особенность, а также колесная формула 6х6, без проблем компенсируют отсутствие межколесных блокировок. При необходимости передний мост можно отключить. В наличии есть привод коробки отбора мощности, а также 80-метровая лебедка. С таким внедорожным арсеналом, конечно, грех надеяться на хорошие ездовые качества в городских условиях. Машина сильно кренится и почти не управляется. Руль очень тяжелый, грузовик неповоротливый. От рева мотора в кабине почти не слышно голоса пассажира. Присутствует рыскание, причем уже на средней скорости. Тем не менее, стоит похвалить тормозную систему – конечно, по меркам класса. Надо признать, ничто не заменит ЗИЛ 131 там, где кончается дорога и начинается русская земля.
  • Этот грузовик стоит потраченных денег. У меня версия с двигателем объемом 6.0 литра, который считается самым спорным для этой модели. Ладно там он показывает себя на неплохо на 130-й модели, однако 131-й ЗИЛ с таким ДВС потребляет еще больше топлива и масла. Безусловно, это связано с колесной формулой 6х6 и более зубастыми покрышками – почти как у Урала. По крайней мере, такие «тапочки» установлены на моей модификации. К счастью, машина настолько ремонтопригодная, что на ней не проблема заменить даже двигатель – их в наличии завались. Были у меня случай – отправили в рейс, до конечной точки оставалась пара километров, но вдруг внезапно глохнет двигатель. Думал полетел карбюратор – не набирает обороты и в общем не заводится. После того, как пригнали на базу, двигатель вскрыли и обнаружили стружку, а также вылетевшее штопорное кольцо. Сточило коренную шейку и двигатель под замену, благо у нас их несколько. Но на этот раз поставили дизель – он гораздо экономичнее.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]