В серию. Ми-26Т2В — тяжелый крупнофюзеляжный военно-транспортный вертолет

Фото: «Вертолеты России»

В этом январе самый грузоподъемный в мире вертолет Ми-26Т отметил 34 года со дня запуска в серийное производство. И сегодня, спустя более трех десятилетий, эта машина не имеет себе равных и остается рекордсменом по грузоподъемности.

Вертолеты этого типа активно используются для выполнения самых разных задач. Ми-26Т участвует в миротворческих миссиях ООН, используется для тушения пожаров в десятках стран. Немало неординарных операций на счету «тяжеловеса»: от транспортировки 20-тонной глыбы льда с мамонтом до эвакуации американского военного вертолета CH-47 Chinook.

История создания самого большого вертолёта в мире Ми 26

В конце 1971 в авиапроме СССР одобрили задание на разработку вертолёта Ми-26, а к декабрю 1972 года КБ Миля подготовило эскизный проект. Для того чтобы технически грамотно разместить оборудование и силовые установки, в Москве, на заводе изготовили макет будущего вертолёта. После окончательного завершения проектирования конструкции и систем машины в 1974 году сложился целостный вид вертолёта. В этом же году приступили к сборке первого прототипа для лётных испытаний.

Морозным декабрьским днём 1977 года, ведущий лётчик-испытатель КБ Г.Р. Карапетян с экипажем, оторвал от земли огромную машину и провёл в режиме висения несколько минут. Вскоре начались госиспытания, которые продлились до конца лета 1980 года, после чего правительственная комиссия выдала разрешение на выпуск первой серии.

Головную машину серии построили в Ростове на лётном производственном объединении и 25 октября 1980 года этот гигантский Ми-26 совершил висение и полёт по кругу. В 1983 году новые вертолёты начали поступать на вооружение ВВС Советского Союза, а через три года приступили к эксплуатации новой машины в подразделениях «Аэрофлота».

Ми 26 схема вертолёта

Какие узлы AHL будут российскими

В 2022 году директор по международному сотрудничеству и региональной политике госкорпорации «Ростех» Виктор Кладов рассказывал, что соглашение по AHL предполагает «технологическое партнерство», а не создание совместного предприятия. По его словам, непосредственно организацией и реализацией программы в целом, включая проектирование, постройку опытных образцов, проведение испытаний, сертификацию, производство, а также продвижение вертолета на рынок, будет заниматься китайская сторона. Со стороны «Вертолетов России» предполагаются «инвестиции в качестве технологий», а также разработка технического предложения и поставка отдельных систем, которые не производятся в Китае.

По словам знакомого с переговорами источника РБК, вертолет появится «не раньше чем через лет семь» с момента подписания контракта. «Российская сторона делает редуктор, рулевой винт и трансмиссионную систему», — уточнил он.

В пресс-службе «Вертолетов России» РБК подтвердили, что в проекте AHL компания выступает подрядчиком по разработке ряда систем и агрегатов вертолета, «выполняя работы на коммерческой основе». По оценкам российской компании, путь от начала разработки до получения сертификата типа займет не менее десяти лет.

Особенности конструкции Ми-26

Перед ведущим конструктором стояла трудная задача создать вертолёт по грузоподъёмности вдвое большей, чем может поднять Ми-6 и равный по величине нагрузке транспортного Ан-12. Решение М.Л. Миля было однозначно – классическая одновинтовая схема с восьмилопастным несущим винтом и рулевым винтом с пятью лопастями из композитных материалов.

Расположение лопастей на макете Ми 26

Специально для Ми-26 был создан новаторский несущий винт из восьми лопастей, состоящий из стального лонжерона и стеклопластика, образующего форму лопасти. По всей длине лопасти встроили систему, обнаруживающую на ранней стадии появление микротрещин. Как на несущем, так и на хвостовом винте лопасти оснащались электроподогревом.

Ещё одним новшеством, нашедшим применение на Ми-26, стал главный редуктор машины, изготовленный по необычной схеме, неизвестной до этого и развивающий мощность вдвое большую, чем у редуктора вертолёта Ми-6, с крутящим моментом на выходе, увеличенным на 50%.

Вертолёт оснащён двумя турбовальными двигателями Д-136 мощностью в 11400 л.с. Расход топлива у этих могучих силовых установок составляет 3100 литров в час, что даёт при полной заправке 12 тонн выполнять перелёт на дальность 800 км.

Кабина экипажа, просторная и эргономичная, в ней с удобством размещались четверо человек: два лётчика, бортовой техник и в остеклённом носу штурман, бортовой механик находился за перегородкой, в соседней кабине. Размеры грузовой кабины для вертолёта были необычайно большие: длина протянулась почти на двенадцать метров, ширина оставалась неизменной – 3.2 м, по высоте в районе центроплана расстояние составляло 2,95 м, а в конце кабины – 3,17 м.

Ми 26 кабина

Ми-26 мог разместить в просторной кабине 82 бойца или 68 десантников с парашютами, в санитарном исполнении 60 раненных и трёх человек медперсонала. Одна из характеристик Ми-26, негабаритные грузы весом до 20 тонн доставлялись на внешней подвеске.

Ми 26 салон вертолёта

Шасси вертолёта не убираются и состоят из трёх опор с усиленными амортизаторами и регулируемым клиренсом для удобства при погрузке и разгрузке. Опора, размещённая снизу на балке, выполнена убирающейся.

«Боинг MH-47E Chinook» и Bell AH-1 «Супер Кобра»

Модель MH представляет собой одну из вариаций американского военного транспортного вертолета, выполненного на базе CH-47C. В эксплуатации находится с 1991 года. Он весит более 10 тонн, имеет максимальную скорость свыше 310 км/ч и считается одним из самых быстрых винтокрылых экземпляров в мире. Продолжает эксплуатироваться в некоторых странах и в настоящее время.

«Супер Кобра» – это тип двухмоторных американских боевых вертолетов, основой для которых стал предшественник серии AH-1W. Рассматриваемая модификация является основной ударной силой морских пехотинцев Соединенных Штатов. Скоростной порог машины составляет 350 километров в час, а ее вес – почти 5 тонн в пустом состоянии, и на треть больше при полной комплектации.

Тактико-технические характеристики и грузоподъёмность Ми 26

Размеры

  • Диаметр несущего винта – 32 м.
  • Длина самого большого вертолёта при вращающихся винтах – 40,03 м.
  • Высота вертолёта – 8,15 м.

Силовая установка

  • Двигатели – 2 х Д-136.
  • Мощность – 2 х 11400 л.с.

Весовые данные

  • Вес пустой машины – 28150 кг.
  • Максимальный взлётный вес – 56 т.
  • Нормальный взлётный вес – 49,5 т.
  • Максимальный вес груза – 20 т.
  • Максимальный вес груза на внешней подвеске – 20 т.

Лётные данные

  • Максимальная скорость – 295 км/час.
  • Крейсерская скорость – 255 км/час.
  • Статический потолок – 2900 м.
  • Динамический потолок – 4600 м.
  • Дальность полёта – 490 км.
  • Перегоночная дальность – 1800 км.

«Сикорский CH-54 Tarhe»

Тяжелый транспортный вертолет этой серии разработан специально для американской армии. Он выполнял ряд операции во время вьетнамской кампании. За все время было выпущено 105 машин данной модификации. Агрегат удерживает рекорд по максимальной высоте при горизонтальном перемещении (11 километров) и на самый резвый подъем до трех и девяти километров. Его масса – 9 тонн, максимальная скорость – 240 км/ч. Критичный взлетный вес составляет 21 тонну. Активно используется армиями разных государств.

Катастрофы Ми-26

Всего с начала эксплуатации по июль 2014 года зафиксировано 32 катастрофы. Обстоятельства, приведшие к лётным происшествиям:

  • Отказ и разрушение рулевого винта – 5.
  • Отказ управления – 3
  • Отказ двигателя и редуктора – 5.
  • Жёсткая посадка – 4.
  • Несоблюдение правил полётов с грузом на внешней подвеске – 4.
  • Сбиты в результате боевых действий – 6.
  • Плохие метеоусловия, перегрузка, учебные полёты и пр. – 5.

Погибли в результате этих катастроф 217 человек, особенно тяжёлая катастрофа произошла под Ханкалой в Чечне, где погибли 127 наших соотечественников. 19 августа 2002 года из Моздока в Ханкалу вылетел Ми-26 на борту которого находилось 152 военнослужащих, одни возвращались из отпуска, другие летели к новому месту службы.

При подлете к Ханкале командир вертолёта майор О. Ботанов услышал хлопок и сразу сработали системы, предупреждающие о пожаре правого двигателя. Чтобы не допустить разрастание очага пожара, командир начал интенсивное снижение. Подход к земле на большой вертикальной скорости привёл к удару хвостовой балкой об землю.

Вертолёт начал разрушаться, военнослужащие находящиеся вблизи иллюминаторов и дверей быстро покинули горящую машину. Кабина вертолёта не пострадала и экипаж кинулся спасать горящих людей, стараясь быстрее вытащить их наружу. По воле случая машина приземлилась на минном поле, потушить огонь было невозможно и некуда эвакуировать пострадавших. Когда были расчищены проходы среди мин, вертолёт окончательно сгорел.

Позже установили, что вертолёт загорелся из-за попадания в него ракеты ПЗРК «Игла», а много погибших – это результат перегруженности машины в два раза, вследствие чего аварийная посадка была жёсткой.

Что такое «Мотор Сич»

Запорожское предприятие «Мотор Сич» — один из крупнейших мировых производителей двигателей, объединяет ряд заводов и выпускает 55 типов и модификаций двигателей для 61 вида самолетов и вертолетов, которые эксплуатируются в более чем ста странах мира, уточняется на официальном сайте компании. До присоединения Крыма к России «Мотор Сич» был основным поставщиком двигателей для всех типов вертолетов российского производства, грузовых и пассажирских самолетов марки Ан, а также для российских стратегических крылатых ракет. После обострения российско-украинских отношений и начала вооруженного конфликта в Донбассе Киев разорвал военно-техническое сотрудничество с Москвой; на поставки продукции «Мотор Сич» в Россию были наложены ограничения.​

Интересные факты о Ми 26

Уникальные возможности Ми-26 по перевозке негабаритных грузов на внешней подвеске подняли престиж этой машины и получили широкую известность во всём мире.

Ми 26 аэрофлот

Впервые зимой 1986 года была выполнена доставка на внешней подвеске планера Ту-124 в городок Щёлково-2, масса этой махины равнялась восемнадцати тоннам, управлял вертолётом пилот С. Сугушкин.

В 1988 году экипаж во главе с командиром О. Мариковым на Ми-26Т забрал, упавший Ми-8 в горной местности на высоте более трёх тысяч метров и перенёс его по воздуху в Тбилиси.

Таким же способом доставили в Таганрог самолёт Бе-12, вынуждено севшего из-за отказа двигателя в северной части Ростовской области.

В Папуа Новой Гвинеи экипаж Ми-26Т авиаотряда с Ухты, возглавляемый командиром А. Фатеевым искусно провёл операцию по вытаскиванию из болотистой почвы самолёта «Бостон» ВВС США, упавшего туда при вынужденной посадке во время последней мировой войны. В октябре 1994 года раритет доставили в порт Мананг и с тех пор он находится в австралийском музее ВВС.

Москва и Пекин готовы подписать контракт по AHL

В апреле в присутствии первых лиц России и Китая Владимира Путина и Си Цзиньпина на форуме «Один пояс — один путь» «Вертолеты России» и китайская компания Avicopter (входит в корпорацию Aviation Industry Corporation of China, AVIC) подпишут контракт по созданию перспективного тяжелого вертолета AHL (Advanced Heavy Lift). Об этом РБК рассказал высокопоставленный источник в ОПК, информацию подтвердил другой источник, знакомый с ходом переговоров.

Приглашение на форум от лидера Китая Владимир Путин получил в декабре прошлого года. Мероприятие пройдет в Пекине с 26 по 27 апреля. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сообщил РБК: «Список документов на подписание в ходе визита пока еще не верстался».

Межправительственное соглашение о создании AHL было подписано в Пекине в 2016 году, также в присутствии Путина и Си. Однако заключение контракта с описанием конкретных условий сотрудничества сторон многократно переносилось.

Индустриальный директор авиационного кластера «Ростеха» Анатолий Сердюков заверял РБК, что до конца 2022 года контракт подпишут. Первый заместитель руководителя аппарата правительства Сергей Приходько обещал, что «Вертолеты России» и Avicopter подпишут контракт 7 ноября 2022 года в ходе 23-й регулярной встречи глав правительств России и Китая. Допускалось также, что стороны могли подписать контракт на Международном авиакосмическом салоне в Чжухае (проходил с 6 по 11 ноября) либо в Шанхае, когда там был министр промышленности Денис Мантуров, говорит источник в ОПК.

«Но китайцы снова отложили подписание, сказав, что хотят только первых лиц, так как это знаковый проект в истории современного Китая», — пояснил высокопоставленный источник РБК в российском ОПК.

В качестве официальной причины переноса подписания гендиректор «Вертолетов России» Андрей Богинский ранее называл до сих пор не урегулированные «вопросы финансового и организационного характера».

Страны-эксплуатанты

На данный момент модель вертолета Ми-26 находится на вооружении у ряда мировых держав. Согласно программе правительства, определенное количество машин должно ежегодно поступать на экспорт. Больше всего единиц находится на балансе Украины. Их официальное число – 22 аппарата. В настоящее время вертолеты принадлежат 7-му полку армейской авиации. На втором месте по количеству имеющихся в стране Ми-26 стоит Белоруссия. В ее резерве находится 14 машин. Замыкает троицу Алжир. На балансе этой страны находится 6 модернизированных единиц.


В расположении властей Индии и КНР – по 4 вертолета, Венесуэлы – 3, в Казахстане, Камбодже и КНДР – по 2 ед. По одному Ми-26 находится на балансе Лаоса, Мексики, Экваториальной Гвинеи, Перу и Узбекистана. В России всего около 110 «двадцать шестых».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]