После Второй Мировой войны символом военно-морского могущества США стали тяжелые авианосцы (вспомним тот же самый «Нимиц»), то в СССР ситуация была намного сложнее. На роль лавной ударной силы претендовать не мог никто – ни старые артиллерийские крейсера, ни новые ракетные. И только в начале 70-х годов началось строительство кораблей, подобных которым не было нив одном флоте мира.
Такими кораблями стали тяжелые ракетные крейсера с ядерной силовой установкой проекта 1144 «Орлан», хотя чаще всего их называют по имени головного крейсера – классом «Киров». Большинство «Орланов» прослужили немного лет, и поэтому стали своеобразным воплощением тяжелого положения флота в 90-е годы.
История создания
26 марта 1974 года на Балтийском заводе в Ленинграде заложили первый корабль уникального проекта «Орлан».
В структуре отечественного ВМФ Северный флот занимает особое место. Это самый молодой из всех флотов России, ведущий свою историю всего лишь с 1933 года, но вместе с тем — и самый мощный. Причиной тому — специфическая роль, которую Северный флот играл в годы «холодной войны». Балтийский и Черноморский флоты оказались существенно ограничены в возможностях из-за особенностей акватории базирования — внутренних морей, тогда как Тихоокеанский и Северный были флотами именно открытого океана. При этом с точки зрения безопасности и недосягаемости баз в более выгодном положении оказался именно флот на севере страны, и потому на его плечи легла основная нагрузка противостояния с потенциальными противниками в послевоенное время.
Именно поэтому в составе Северного флота, как правило, новые корабли появлялись в первую очередь. Так было и с уникальными крейсерами проекта 1144 — типа «Орлан», первыми и единственными в России надводными боевыми кораблями с ядерной энергетической установкой. На сегодняшний день моряки-североморцы — единственные, которые несут службу на входящим в боевой состав флота корабле этого проекта: тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» с конца 1990-х является их бессменным флагманом. А начало строительству кораблей проекта «Орлан» было положено 26 марта 1974 года, когда на стапелях Балтийского завода в Ленинграде был заложен первый крейсер серии — «Киров».
История создания этих кораблей начинается в 1964 году, когда руководство СССР, вдохновленное успехом первого в мире атомного надводного корабля — ледокола «Ленин» — и стремясь не отстать от США, которые в 1961 году ввели в боевой состав флота первый в мире атомный ракетный крейсер «Лонг Бич», решило создать собственный корабль такого же класса. По первоначальной задумке главной целью нового корабля должны были стать подводные ракетоносцы противника. То есть фактически в СССР собирались строить атомный крейсер-рейдер, который в мирное время контролировать бы американские ПЛАРБ в местах несения ими боевого дежурства, а в военное — охотился за ними и уничтожал.
Замах был серьезный: первоначальная идея постройки атомных противолодочных кораблей предусматривала, что на каждую американскую подлодку-ракетоносец будет приходиться по отдельному «рейдеру». Получалось, что серия таких кораблей включала бы не менее 35-40 единиц. С одной стороны, опыт строительства крупных серий кораблей с атомными энергетическими установками в СССР был — а с другой, это были подводные лодки, имеющие гораздо более узкие задачи. Надводных же проектов подобного масштаба и сложности страна еще не реализовывала.
Именно уникальность задачи, поставленной перед проектировщиками ленинградского ЦКБ № 53, которое в январе 1966 года было переименовано в Северное проектно-конструкторское бюро, и особые условия, которым должен был соответствовать новый проект, и стали причиной десятилетнего периода проектирования. В итоге первоначальное водоизмещение в 8000 тонн, о котором говорили правительство и военные, выросло в три с лишним раза — до почти 26 000 тонн. Постепенно расширился и список задач, которые должны были выполнять корабли нового проекта. Стало понятно, что в качестве охотников за баллистическими подлодками США они привлекут особое внимание противника, а значит, их нужно обеспечить достаточным количеством защитного вооружения. Так к номенклатуре чисто противолодочных средств нападения добавились средства ПВО и противокорабельные ракеты. А необходимость обеспечить длительную автономность плавания привела к тому, что пришлось существенно пересматривать бытовые условия для экипажа, что не могло не сказаться на увеличении водоизмещения.
Эскизное проектирование корабля нового проекта было завершено в 1969 году. Но просто перейти от эскиза к техническому проекту не получилось. 25 мая 1971 года вышло очередное постановление правительства, которым проект большого противолодочного корабля 1144 «Орлан» объединили с проектом атомного ракетного крейсера 1165 «Фугас», который, по идее, предназначался для борьбы с авианосными и корабельными ударными группами противника. Стало понятно, что из «Орланов» получаются уже не противолодочные корабли, пусть и очень большие, а скорее крейсеры, и в итоге новинке присвоили окончательную классификацию атомного ракетного крейсера.
Наконец, в 1972 году, после всех дополнений и изменений, завершилось техническое проектирование корабля, а еще через два года первенец серии, получивший имя «Киров», был заложен на Балтийском судостроительном заводе в Ленинграде. Головной крейсер получил это имя не только в честь Сергея Кирова, но и как преемник первого легкого крейсера советской постройки, вступившего в строй в 1938 году. Поэтому первенец надводного атомного военного флота получил вместе с именем и почетное звание Краснознаменного, а также и кормовой флаг с изображением ордена Боевого Красного Знамени — награды своего предшественника.
Поскольку совершенно скрыть постройку столь крупного — а наибольшая длина «Кирова» составляла ни много ни мало 250 метров! — корабля было невозможно, на Западе очень быстро узнали, что Советский Союз строит что-то вроде линкора. Правда, позднее специалисты НАТО пришли к выводу, что к спуску на воду готовится все-таки не линкор, а первый в СССР атомный ракетный крейсер, и присвоили проекту наименование «Kirov class».
Корабль получился действительно необычный и во многом новаторский для российского судостроения. Например, на нем впервые использовали такое решение, как размещение основной части оружейных комплексом в подпалубных помещениях: так расположили и пусковые установки противокорабельных ракет «Гранит», и шахты системы ПВО С-300 «Форт» — флотской модификации комплекса. Так же скрыто разместили на борту крейсера и два пятитрубных 533-мм торпедных аппарата: их установили на второй палубе, и чтобы вести торпедную стрельбу, нужно было открыть закрытые в походном положении бортовые лацпорты. Кроме того, «Киров» был оснащен зенитно-ракетным комплексом «Оса-МА», имел неплохое артиллерийское вооружение — две одноствольные 100-мм артустановки АК-100 и восемь шестиствольных 30-мм артустановок АК-630М, — и приличное противолодочное: 12-ствольная 213-мм реактивная бомбометная установка РБУ-6000 и две шестиствольные 305-мм РБУ-1000. Наконец, на его борту постоянно базировался вертолетный отряд, в который могли входить два вертолета Ка-27 или три Ка-25.
27 декабря 1977 года атомный ракетный крейсер «Киров», классификация которого к этому времени пополнилась еще одним определением — «тяжелый» — был спущен на воду, а через три года, 30 декабря 1980-го, ступил в строй. Через четыре года флот получил второй корабль проекта 1144, который существенно отличался от головного и потому формально считался построенным по проекту 11442 — тяжелый атомный ракетный крейсер «Фрунзе». В 1988 году моряки получили еще один крейсер проекта 11442 — «Калинин». Четвертый и последний корабль серии — «Куйбышев», который еще на стапеле переименовали в «Юрий Андропов» — заложили в 1986 году и спустили на воду в 1989-м, но в боевой состав флота он по очевидным причинам вошел только девять лет спустя, в 1998 году. К этому времени он уже получил новое имя — «Петр Великий», и сегодня это единственный из крейсеров проекта «Орлан», который несет боевую службу.
А самый первый из «Орланов» — «Киров», в 1992 году получивший имя «Адмирал Ушаков», — в 2002 году был выведен из состава флота и сейчас готовится к утилизации. За два с лишним десятка лет своей боевой службы он пережил многое. Например, в 1984 году, когда на складе боеприпасов в Североморске начался пожар, сопровождавшийся многочисленными взрывами, «Киров» был единственным кораблем, который остался в гавани базы. Он и только он мог, если бы из-за взрывов начали стартовать складированные в арсенале ракеты и полетели в сторону города, уничтожить их с помощью своих бортовых средств ПВО. А пять лет спустя «Киров» был одним из кораблей, которые на всех парах шли на помощь тонущей в Норвежском море подлодке «Комсомолец» — но не дошел из-за серьезной поломки двигательной системы.
Характеристики легкого крейсера проекта 26 («Киров»)
- 3х 3х 180-мм орудий в башнях МК-3-180.
- 6х 1х 100-мм универсальных орудий в башенных щитах.
- 4х 12,7-мм зенитных пулемёта ДШК
- 6х 45-мм зенитных полуавтомата 21-К
- 2× трехтрубных 533-мм торпедных аппарата 39-Ю
- 164 мины
- глубинные бомбы: 20 ББ-1 и 30 БМ-1
Характеристики приведены для легкого крейсера «Ворошилов»
Конструкция
Атомный ракетный крейсер «Киров» имеет пятипалубный корпус с «клиперским» форштевнем и традиционными для советских кораблей крупными мачтами в виде пирамид.
Грани надстроек и мачт ради снижения радарной заметности выполнялись скошенными.
Внешне крейсер выделяет очень длинный полубак, в котором размещаются шахты ракетных установок. В бульбообразном носу поместили антенну гидроакустического комплекса. В конструкции предусмотрено, что необычно для ракетных кораблей того времени, бронирование – защита жизненно важных узлов доходит до 100 мм.
Главная силовая установка – два водо-водяных двухконтурных реактора, есть резервные паровые котлы, для которых в фок-мачте есть дымоходы. При передвижении на резервных котлах «Киров» может развить до 17 узлов – примерно половину максимальной скорости.
Крейсер «Киров»
В книге, изданной в Ленинграде, мы не можем не рассказать о крейсере Киров
—
замечательном корабле, который в Великую Отечественную войну защищал город на Неве, всю войну сражался на Ленинградском фронте и одним из первых среди кораблей Балтийского флота награжден орденом Красного Знамени.
В начале тридцатых годов, когда в Германии к власти пришел Гитлер, остро встал вопрос укрепления обороноспособности нашей страны. Были приняты программы строительства крейсеров, подводных лодок и линейных кораблей.
Корабли типа Киров
— лучшие в мире по скорости и вооружению
легкие крейсеры
, построенные отечественными кораблестроителями в последние предвоенные годы. Во время Великой Отечественной войны с фашистской Германией крейсеры типа
Киров
сыграли важную роль. Постройка серии крейсеров типа
Киров
была успехом отечественных специалистов не только военного кораблестроения, но и металлургической, электротехнической, радиотехнической и ряда других отраслей
промышленности.
Международная обстановка обострялась, кораблестроители должны были найти возможности ускорить ответственную постройку крейсера Киров
и других однотипных крейсеров.
Конструкторы нового крейсера
в самые жесткие сроки проанализировали десятки проектов современных боевых кораблей, изучили богатый опыт крейсеростроения.
Строительство крейсера
велось под наблюдением выдающегося советского ученого-кораблестроителя академика Алексея Николаевича Крылова.
Перед проектировщиками стояла очень нелегкая задача: корабль должен был обладать высокой огневой мощью и при этом иметь отличные маневренные качества, высокую скорость, хорошую живучесть, броневую защиту.
Одним из важнейших вопросов явился выбор вооружения. Проектирование корабельных артиллерийских систем главного калибр
а — 180-миллиметровых — началось в нашей стране в 1933 г.
Во время разработки артиллерийских систем родилась очень смелая по тем временам идея: установить в габаритах двухорудийной башни главного калибра не два, а три орудия. С таким предложением выступил в 1934 г. главный конструктор проекта башни. При этом каждая башня утяжелялась примерно на 30 т, а стандартное
водоизмещение — приблизительно на 300 т, но зато количество орудий главного калибра увеличивалось на 50%. Предложение было принято.
В проектировании артиллерийских систем главного калибра приняли участие талантливые инженеры Артиллерийского научно-исследовательского морского института А. А. Флоренский и Д. Ф. Устинов.
Была создана трехорудийная 180-мм башенная установка
, которая по баллистическим данным не имела равных ни в одном из флотов мира.
Монтажом и испытанием артиллерийских систем нового крейсера руководил Д. Ф. Устинов (к тому времени заместитель главного конструктора завода-строителя).
При проектировании крейсеров типа Киров
очень остро стояла
проблема выбора системы набора
. На этом вопросе остановимся несколько подробнее.
Если с корпуса любого судна снять наружную обшивку, мы увидим под ней много продольных и поперечных балок. Это так называемый набор, который воспринимает действующие на корабль усилия, приложенные вне плоскости листов обшивки. Любой лист, начиная от бумажного и кончая стальным, обладает удивительным свойством: он оказывает очень большое сопротивление силам, приложенным в его плоскости. Если же силы приложены перпендикулярно или под углом к его плоскости, сопротивление листа во много раз меньше. Поэтому корпус корабля формируют не из листов, а из перекрытий, каждое из которых состоит из стального листа и набора, т. е. системы взаимно перпендикулярных балок.
Если балок, идущих в продольном направлении, больше, то систему набора называют продольной.
Если, наоборот, большинство балок расположено поперек судна, систему набора называют поперечной.Иногда, скажем, борта набирают по поперечной системе, а палубу и днище— по продольной. В этом случае говорят, что система набора смешанная.
Поскольку выбор системы набора определяет одно из важнейших качеств корабля — прочность корпуса, решение этого вопроса очень ответственно.
На вновь проектируемых крейсерах решили применить смешанную систему набора
: в средней части корпуса продольную, а в оконечностях — поперечную, причем, в отличие от иностранных кораблей,
размер шпации, т. е. расстояние между соседними балками набора
, был уменьшен в оконечностях с 760 до 500 мм, что значительно увеличило жесткость наружной обшивки и палубы, а также повысило прочность оконечностей корпуса.
Главные размерения, м . …… 191,0×17,66×6,15
Водоизмещение, т … ………….. 9 436
Мощность главных двигателей, л. с …….. 113 000
Скорость, уз……………………. 36
Экипаж, чел……………………. 872
На крейсере было установлено самое современное вооружение: девять 180-мм орудий в трех башнях главного калибра, шесть 100-мм, шесть 45-мм орудий (во время
ремонта в 1943 г. число 100-мм орудий было увеличено до восьми, число 37-мм — до 10, 45-мм орудия были сняты и заменены крупнокалиберными зенитными пулеметами).
Первоначально на корабле было предусмотрено четыре 12,7-мм пулемета, два трехтрубных 533-мм торпедных аппарата, четыре бомбомета и два бомбосбрасывателя.
Толщина бронирования борта и палубы составляла 50 мм, лобовой плиты башен — 50 мм, крыши башен — 50 мм, боевой рубки — 150 мм.
В то время на кораблях еще не было радиолокаторов, поэтому на крейсере было предусмотрено два гидросамолета типа Кор (конструктора Г. М. Бериева). Их
предполагалось запускать посредством катапульты, а поднимать на борт специальным краном.
22 октября 1935 г. состоялась церемония закладки корабля. Строительство крейсера вызвало всенародный патриотический подъем. Строители корабля понимали, какая высокая ответственность ложится на них.
С разных концов страны на завод-строитель шел металл, оборудование, узлы и механизмы для крейсера Киров
.
Металлурги варили для корабля сталь, изготовляли листы и профили
; на электротехнических заводах многих городов страны создавалось сложнейшее
электрооборудование, лучшие предприятия оборонной промышленности поставляли на крейсер грозное вооружение.
На заводе-строителе инженеры и рабочие предлагали оригинальные технические решения, направленные на сокращение сроков постройки корабля. С помощью ученых разрабатывались и тут же находили применение новые технологические процессы, ускоряющие сборку корпуса.
В те годы основным способом соединения конструкций была клепка
, а при постройке нового крейсера частично была применена
электросварка
, что позволило значительно ускорить
корпусосборочные работы
.
Впервые в истории советского судостроения во время нахождения корабля на стапеле на него погрузили и смонтировали котлы и механизмы, для чего потребовалось создание мощных грузовых средств. Зато такое решение позволило уложиться в исключительно сжатые сроки строительства корабля.
Строители спустили корабль на воду 30 ноября 1936 г.— ко второй годовщине смерти С. М. Кирова (убит 1 декабря 1934 г.).
26 сентября 1938 г. лучший артиллерист корабля Н. С. Дебелов (позднее капитан I ранга и преподаватель Ленинградского кораблестроительного института) поднял над крейсером военно-морской флаг. Крейсер Киров
вошел в состав кораблей Краснознаменного Балтийского флота.
Корабль был отличным. От аналогичных зарубежных крейсеров он отличался большей насыщенностью вооружения главного калибра, быстроходностью, маневренностью и живучестью. Согласно техническому заданию, непотопляемость корабля
должна была быть обеспечена при затоплении двух смежных отсеков. Создатели корабля добились большего:
они обеспечили непотопляемость при затоплении трех любых отсеков
. Все машины, механизмы, системы отличались надежностью, высоким качеством исполнения.
За строительство крейсера Киров
коллектив завода-строителя в 1940 г. был награжден орденом В. И. Ленина. Правильность технических решений и хорошее качество корпусосборочных и других видов работ были подтверждены в первые месяцы плавания крейсера: в 8-балльный шторм корабль успешно совершил переход из Таллина в Либаву, а 1 сентября 1940 г. в 10-балльный шторм крейсер легко шел против волны со скоростью 24 уз. Весна и лето 1939 г. прошли в интенсивной боевой учебе. Первый командир корабля капитан II ранга Н. Э. Фельдман (который до этого назначения был флагманским артиллеристом Краснознаменного Балтийского флота) поставил перед командой крейсера задачу: в короткий срок освоить сложные артиллерийские, зенитные и торпедные системы, новейшие приборы и механизмы. Тренировки и учения проводились днем и ночью, и это было понятно: война могла начаться в любой день.
А уже 1 декабря 1939 г. крейсер Киров
принял участие в первой боевой операции: по приказу командования он обстрелял орудиями главного калибра батарею белофиннов на острове Руссаре близ Ханко. Так состоялось боевое крещение нового корабля. После этого крейсер
Киров
неоднократно участвовал в других операциях против белофиннов, за что большая группа моряков-кировцев была награждена орденами и медалями.
Великая Отечественная война застала крейсер в Риге, и в первый день войны 22 июня 1941 г. корабль вступил в бой, отражая воздушные налеты гитлеровцев.1 июля крейсер Киров
пришел в Таллин для защиты этого города и находящегося за Таллином города на Неве. 22 августа к столице Эстонии подошли фашистские войска, и в тот же день впервые крейсер
Киров
открыл огонь по сухопутным войскам Гитлера, а уже на следующий день в оперативной сводке было о
(Краснознаменный Балтийский флот в битве за Ленинград 1941—1944 гг. М., Наука, 1973).Всеми действиями артиллерии — как береговой, так и корабельной — руководил бывший командир крейсера Киров Н. Э. Фельдман, который в эти трудные дни был назначен начальником артиллерии Таллина. Командиром крейсера стал капитан II ранга М. Г. Сухоруков. Фашисты очень быстро поняли, какую важную роль в защите Таллина играет мощная артиллерия кораблей, стоявших на рейде эстонской столицы.
«Мы могли уже неделю назад овладеть Таллином, если бы не артиллерия большевистского крейсера»,— откровенно сознался на допросе пленный немецкий офицер (Н. Михайловский. Краснознаменный крейсер Киров
. Алма-Ата, 1950, с. 22). 80
Неудивительно, что фашисты начали беспрерывно атаковать крейсер Киров
и другие корабли на Таллинском рейде с воздуха и одновременно обстреливать их из дальнобойных орудий.
Немецкие летчики, взятые в плен, заявили, что их сняли с Кингисеппского направления и послали под Таллин, чтобы уничтожить самый большой корабль, который причиняет им немалый урон (П. Медведев. Флагман идет вперед. — Страж Балтики, 26 октября 1965 г.).
Налеты вражеской авиации становились все массированнее. Команда крейсера Кирова
осваивала трудное искусство — уклоняться от атак пикирующих
бомбардировщиков и от сбрасываемых бомб, и командир корабля М. Г. Сухоруков в совершенстве овладел техникой маневра. Огромную помощь ему оказал в этом штурман капитан-лейтенант В. Т. Паценко, а в самые критические минуты на руле стоял главный старшина П. Ф. Андреев.
Результаты этого единоборства корабля против вражеской авиации были поразительными. Только за один день 25 августа немцы сделали семь массированных
налетов, сбросили около 50 бомб, но ни одна из них не попала в крейсер. Несколько крупных бомб взорвалось в непосредственной близости от корабля, но его корпус оказался настолько прочным и добротным, что мощные взрывные волны не причинили существенного вреда.
Не меньшую опасность представлял артиллерийский обстрел. Немцы подняли над городом аэростат, в котором находились наблюдатели и корректировали огонь своих дальнобойных орудий. Только за один день 23 августа фашисты выпустили по крейсеру около 600 снарядов крупного калибра. Постоянно меняя свое положение, корабль оставался неуязвимым и продолжал обстреливать немецкие позиции.
Сохранилось любопытное показание одного пленного офицера, который 27 августа вместе со своей частью находился на небольшой пригородной станции около
Таллина и попал под обстрел артиллерийских орудий Кирова
.
«На станции скопилось до двух десятков эшелонов. Приказ был немедленно выгрузиться и спешить к Таллину. Едва люди стали выходить из вагонов, как на составы
обрушился в полном смысле слова целый шквал снарядов. Здание вокзала, вагоны — все было разбито и сметено с лица земли. Солдат, оставшихся в живых, охватила паника. Нечего было и думать идти ночью к городу. До утра продолжались сборы уцелевших»
. (Протокол допроса от 12.01.42 г.)
Воздушные налеты на крейсер усиливались. Ниже приводятся выписки из судового журнала корабля:
26 августа
В 9 ч 50 мин сброшено 24 фугасные бомбы весом от 100 до 500 кг. В 16 ч 30 мин сброшено 42 фугасные бомбы весом от 100 до 250 кг. В 17 ч 56 мин сброшено 38 фугасных бомб весом до 25 кг. В 18 ч 12 мин сброшено 22 фугасные бомбы весом от 100 до 250 кг. (И. А. К о з л о в, В. С. Ш л о м и н. Краснознаменный Балтийский флот в героической обороне Ленинграда. Л., Лениздат, 1976)
И так до 14 раз в день. Бомбы разрывались в 8—10 м от корпуса, экипаж почти не спал, все время приходилось выполнять сложные маневры, чтобы уклоняться от бомб, количество реверсов двигателей
во время атаки достигало 30 — 40 за одну минуту.
27 августа фашистам удалось захватить восточные высоты в районе города. На них немедленно были установлены орудия, которые уже прямой наводкой стали бить по нашим кораблям. В этот день только по крейсеру Киров
было выпущено 300 снарядов и сброшено 136 бомб массой от 250 кг до 1 т.
Тогда одним из наших эскадренных миноносцев была устроена дымовая завеса
. Таллинский рейд заволокло дымом, и корабли один за другим начали покидать порт.
Так начался знаменитый Таллинский прорыв 28— 29 августа 1941 г.
Крейсер
Киров
шел
под флагом командующего Краснознаменным Балтийским флотом вице-адмирала В. Ф. Трибуца.
На борту корабля находились
орден Красного Знамени и знамя флота
. Кроме того, в корабельных сейфах хранились огромные ценности, вывезенные из Эстонской республиканской конторы Государственного банка СССР.
Идти было очень трудно. На пути часто встречались мины, которые матросы иногда отталкивали от корпусов кораблей шестами, спустившись за борт по штормтрапу. Так, лидер Минск
за час обнаружил 12 мин, крейсер
Киров
за полчаса 5 мин (ЦВМА, д. 651, л. 157, 165).
Во время перехода крейсер отразил атаку торпедных катеров
, подавил огонь немецкой батареи на мысе Юминда, отбил атаку 32 самолетов, которые сбросили на корабль 82 свыше 80 бомб, но ни одна из них не достигла цели. 29 августа крейсер
Киров
благополучно пришел в Кронштадт.
Прошло всего несколько дней, и крейсеру Киров
снова пришлось открыть огонь — на этот раз уже по войскам Гитлера, которые рвались к Ленинграду. Так в биографии знаменитого корабля открылась новая страница— защита города Ленина.
Вот выдержки из оперативных сводок, а также из журнала боевых действий крейсера в сентябре 1941 г.
7
сентября. Батареи Красной Горки, линкор Октябрьская революция и крейсер Киров нанесли артиллерийский удар по скоплению войск противника в районах Верхние Рудицы, Заостровье и Дятлицы.
8
сентября. Линкор Октябрьская революция, крейсер Киров и батареи Ижорского укрепленного сектора обстреляли скопления войск противника в районах Заостровье, Дятлицы, Готобужи.
9
сентября. Крейсер Киров вел огонь по врагу южнее шоссе Дятлицы.
(Н. Михайловский. Краснознаменный крейсер Киров. Алма-Ата, 1950)
Так же, как и в Таллине, орудийный огонь могучего корабля явился серьезной преградой на пути гитлеровцев. Любопытная запись обнаружена в дневнике убитого немецкого обер-лейтенанта Курта Варена: «Мы с ходу могли захватить Ораниенбаум, но нам помешала артиллерия большевистского крейсера, и мы были принуждены временно отказаться от этой задачи»
.
И действительно, в том, что наши войска остановили противника перед Ораниенбаумским плацдармом, большая заслуга принадлежит крейсеру Киров
.
Огневой щит наших кораблей был настолько мощным, что фашисты бросили против флота, стоящего в Кронштадте, огромное количество самолетов. За период с 19 по 23 сентября фашисты производили ежедневно по шесть налетов на корабли, причем в каждом налете участвовало по 70—80 бомбардировщиков.
Особенно трудным для наших моряков был последний день пребывания в Кронштадте — 23 сентября. В 10 ч 40 мин утра на крейсер Киров был совершен налет 70
фашистских юнкерсов, в 11 ч 30 мин — 60 юнкерсов, а всего в этот день на крейсер было сброшено 90 авиабомб. Две бомбы попали в корабль и вызвали пожар, который удалось быстро погасить. Зенитчики крейсера яростно отбивали атаки вражеских самолетов: в этот памятный день зенитные орудия
крейсера
Киров
выпустили по фашистским юнкерсам 685 снарядов — по 120 на каждое орудие. Нелегко достался этот бой артиллеристам: ведь каждый снаряд весит свыше 30 кг, а выстрелы следовали один за другим через каждые 6 с.
Оставлять крейсер Киров
и другие корабли в Кронштадте становилось небезопасно, и 23 сентября вечером корабль снялся с якоря и взял курс на Ленинград. Сначала он встал в ковше Адмиралтейского завода, а через несколько дней его перевели на боевую позицию у 19-й линии Васильевского острова.
На этом закончился кронштадтский период боевых действий крейсера Киров
. За это время с корабля было выпущено по врагу около 500 снарядов главного калибра, а фашисты сбросили на крейсер около 300 бомб. Отбиваясь от вражеской авиации, кировцы сбили три и повредили 12 самолетов.
Приближалась страшная блокадная зима 1941 г.
Крейсер вмерз в невский лед. Теперь личный состав корабля должен был своими силами, не рассчитывая на чью-то помощь, произвести ремонт крейсера. Объем работы был огромный, и самое главное — нужно было сменить все трубки пароперегревателей шести паровых котлов. Ремонт предстояло выполнить в блокадных условиях: жестокий голод, холод, отсутствие электроэнергии, элементарных деталей и машин. И то, что сделали моряки крейсера зимой 1941—1942 гг., без преувеличения можно назвать героическим подвигом.
Ослабевшие от хронического недоедания люди работали самоотверженно, не считая времени и сил. Неоценимую помощь морякам оказали консультанты — специалисты Балтийского завода, которые принимали участие в ремонте крейсера. Умирающего от голода талантливого инженера А. С. Монахова кировцы разыскали в полуразрушенной квартире, выходили. Встав на ноги, А. С. Монахов включился в работу и стал для моряков; ремонтников добрым волшебником. Он проявлял
удивительную изобретательность и сделал все, чтобы вернуть кораблю былую боеспособность. Самоотверженно работал инженер Б. Л. Гуз, который руководил восстановлением котлов. Ему под стать были и другие моряки. Ремонт корабля был закончен к 15 апреля 1942 г. За самоотверженный труд, связанный с ремонтом крейсера, старшина второй статьи Ирманов, старший краснофлотец В. Воронин, Б. Л. Гуз, мичманы А. Головченко, Ф. Кириченко и старший краснофлотец М. Суханов были награждены орденами и медалями.
Фашистов очень беспокоило то, что в осажденном городе действует мощная плавучая батарея
— большая группа советских военных кораблей, имеющих сильное
артиллерийское вооружение
. Поэтому зимой 1942 г. была разработана
операция «Айсштосс» («ледовое побоище»)
с целью уничтожения находящихся в Ленинграде кораблей, пока Нева не освободилась ото льда.
Операция «Айсштосс»
началась 4 апреля в 18 ч 65 мин. Сначала на город обрушилась небывалая лавина артиллерийских снарядов, после чего в воздухе появились самолеты. 33 бомбардировщика и 62 пикирующих бомбардировщика атаковали наши корабли, 37 бомбардировщиков — зенитные батареи. Их прикрывали 59 истребителей.
В первый же налет 18 вражеских самолетов было сбито, и прорваться удалось лишь считанным юнкерсам. По существу операция «Айсштосс» была сорвана. Неудачными оказались следующие пять фашистских налетов. В этой операции немцы потеряли около 60 самолетов.
Всего в апреле фашисты произвели 600 самолетовылетов, бросая на корабли все новые силы, но цели своей они не достигли и это признает немецкий историк
Г. Хюмельхен (ФРГ), которого трудно заподозрить в симпатии к Советскому Союзу.
Но 4 апреля крейсер Киров
получил большие повреждения от бомб с правого и с левого бортов. Корпус серьезно не пострадал, и хотя все повреждения были быстро устранены личным составом корабля, но от сотрясения некоторые приборы рассогласовались.
24 апреля в Киров
попали две 250-килограммовые бомбы и один крупнокалиберный снаряд. На корабле вспыхнул пожар, от которого начали рваться зенитные снаряды. Личный состав крейсера боролся с огнем и мужественно отбивался от воздушных атак. Командир артиллерийского подразделения капитан-лейтенант Бренайзен, получив два тяжелых ранения, продолжал бой и только после третьего ранения оставил боевой пост. Командир кормовой аварийной партии старший инженер-лейтенант Лизунов был ранен, но продолжал бороться с огнем. Пламя подбиралось к погребу боеприпасов, и каждую минуту мог произойти страшный взрыв.
И в эти критические минуты совершили подвиг трюмные машинисты Терехов и Коковцев. Задыхаясь в дыму, в полной темноте они добрались до клапанов и затопили погреб, предотвратив гибель корабля. Артиллеристы (В. В. Жукавин, Новиков, Иванов и другие) бросались в пламя и выбрасывали горящий боезапас за борт. Ими руководил главный старшина Галахов. Весь в ожогах, в горящей одежде он боролся с огнем и умер на боевом посту.
«Когда мы кончили работу, — вспоминает ветеран Кирова бывший артиллерист В. В. Жукавин, — я увидел на себе вместо хорошего бушлата два рваных рукава, а когда товарищи сняли с меня каску, она оказалась вся продырявленная мелкими осколками»
(Газета «За честь Родины», 1 мая 1965 г.).
Много замечательных моряков-кировцев, не щадивших сил в борьбе с врагом, погибло в этот день. Погиб на посту командир батареи Киташев, командир орудия Павлов, матросы Ширяев и Цветков были убиты разорвавшимися в их руках снарядами. Всего во время бомбежки 24 апреля экипаж крейсера потерял 86 человек убитыми, 42 человека были ранены.
Только в самом конце апреля, когда Нева очистилась ото льда, стало возможным передислоцировать корабли. Крейсер Киров
отвели за
мост Лейтенанта Шмидта
, а чтобы сбить немцев с толку, на место крейсера поставили учебный корабль
Свирь
. После налета 24 апреля потребовался серьезный ремонт корабля. Были выведены из строя обе 100-мм батареи, повреждены кормовая дымовая труба и грот-мачта, разрушено отделение вспомогательных котлов. На устранение этих повреждений ушло два месяца. Во время ремонта усилили зенитное вооружение крейсера: сняли 45-мм орудия, демонтировали катапульту для запуска явно ненужных в сложившейся обстановке гидросамолетов, а взамен поставили
зенитные автоматы
. Ремонт крейсера продолжался до 1 октября 1942 г.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 февраля 1943 г. крейсер Киров
был удостоен
ордена Красного Знамени
. Это было наивысшее признание боевых заслуг корабля — защитника Ленинграда, корабля-героя.
Крейсер активно помогал сухопутным войскам Ленинградского фронта, но теперь уже не в оборонительных, а в наступательных операциях, завершившихся прорывом блокады.
К началу 1944 г. сложились благоприятные предпосылки для проведения крупной наступательной операции под Ленинградом и Новгородом. Здесь действовала мощная гитлеровская группировка «Север»
(в нее входили 16-я и 18-я армии): свыше 700 тыс. солдат и офицеров, более 10 тыс. орудий и минометов, около 400 танков и штурмовых орудий, 370 самолетов (БСЭ, т. 14, с. 313—314).
Группе «Север» советское командование противопоставило восемь армий Ленинградского, Волховского и Второго Прибалтийского фронтов при поддержке
Краснознаменного Балтийского флота (свыше 1 млн. 200 тыс. чел. советских воинов, 21 600 орудий и минометов, 1475 танков и самоходных орудий, 1500 самолетов).
Во время подготовки к наступлению огромную роль сыграл Краснознаменный Балтийский флот
, обеспечивший переброску наших войск через Финский залив на
Ораниенбаумский плацдарм
.
В 9 ч 45 мин утра 14 января 1944 г. «катюши»
начали обстрел немецких позиций, вслед за ними открыли огонь тысячи береговых и корабельных орудий, включая орудия главного калибра крейсера
Киров
. С 14 по 19 января артиллерия Краснознаменного Балтийского флота обстреляла 876 целей.
19 января 1944 г. крейсер Киров
включился в обстрел Вороньей горы, где сосредоточились большие скопления вражеских сил. После трехдневного обстрела
флагманский артиллерист эскадры А. А. Сагоян, вооружившись кино- и фотокамерой, объехал район, по которому били орудия Кирова. Разрушенные укрепления, разбитая военная техника, сотни убитых фашистов — таковы были результаты беспощадного огня с корабля — защитника Ленинграда.
Гитлеровские войска понесли огромные потери, артиллерийский обстрел противника с наших кораблей облегчил продвижение наших войск на Ропшинском и
Красносельском направлениях.
Впоследствии командующий артиллерией Ленинградского фронта генерал-лейтенант Г. Ф. Офицеров отметит:
«В военной истории едва ли повторится такой пример классического использования морской артиллерии для нужд наземных войск, как беспримерная боевая работа Краснознаменного Балтийского флота в Великую Отечественную войну».
20 января советские войска, наступавшие от Ораниенбаума и Ленинграда, соединились в районе Ропши и ликвидировали Петергофско-Стрельнинскую группировку противника, которая в течение 30 месяцев разделяла Ораниенбаумский плацдарм и блокированный Ленинград.
В тот же день был освобожден Новгород, и, таким образом, советские войска завершили разгром фланговых группировок 18-й немецкой армии, после чего фашистские войска центральной группировки, опасаясь окружения, начали стремительно отступать. Так была прорвана ленинградская блокада и начался полный разгром гитлеровских войск под Ленинградом.
27 января 1944 г. 100-мм орудия крейсера Киров
участвовали в праздничном салюте на Неве, посвященном прорыву блокады.
После успешных наступательных действий в районе Ленинграда и Новгорода были созданы благоприятные условия для развертывания боевых операций наших крупных кораблей. Впервые после начала блокады они получили возможность выйти из Невы в Финский залив.
История не знает примеров, чтобы флот, заблокированный в течение длительного времени, сохранил бы боеспособность и принял активное участие в разгроме врага.
После разгрома немецких войск под Ленинградом Советский Союз предложил мир гитлеровскому союзнику — Финляндии. Это предложение было отвергнуто, и финские войска продолжали угрожать городу Ленина, они сковывали действия Балтийского флота в Финском заливе, содействовали немецкой армии в Заполярье. Поэтому
советское командование приняло решение разгромить группировку финских войск на Карельском перешейке.
Были разработаны две наступательные операции: Выборгская и Свирско-Петрозаводская
, целью которых было нанесение мощных ударов по самым уязвимым местам обороны противника.
В Выборгской операции приняли участие 21-я и 23-я армии Ленинградского фронта, эти армии со стороны Финского залива поддерживали корабли Краснознаменного Балтийского флота.
Перёд нашими кораблями была поставлена задача разрушить наиболее мощные долговременные укрепления, батареи, нарушить сухопутные коммуникации.
Были созданы четыре артиллерийские группы, в одну из этих групп входили линкор Октябрьская революция
, крейсеры
Киров
и
Максим Горький
.
9 июня 1944 г. начался артиллерийский обстрел позиций противника. Наши корабли поразили 17 целей. 20 июня был освобожден г. Выборг.
Так в годы Великой Отечественной войны сражался корабль-герой, защитник Ленинграда.
После окончания войны крейсер Киров
продолжал оставаться флагманским кораблем Краснознаменного Балтийского флота. К тому времени отечественная
промышленность разработала ряд новых приборов и установок, которыми было решено оборудовать крейсер Киров. Корабль поставили на ремонт, и в 1954 г. он снова вошел в строй, вооруженный новейшими системами управления артиллерийским огнем и многими другими приборами, появившимися в первые послевоенные годы.
Прошло еще несколько лет, и грозный крейсер стал учебным кораблем. Как учебный корабль он дважды посещал ПНР, побывал в столице Швеции Стокгольме. В праздничные дни крейсер Киров
неизменно входил в Неву, и его строгий силуэт, могучие башни с длинными блестящими стволами орудий становились частью городской праздничной панорамы.
В последний раз флаг корабля был спущен 27 декабря 1974 г., следовательно, крейсер служил в составе Краснознаменного Балтийского флота около 40 лет.
В память о замечательном корабле архитектором О. Н. Башинским разработан проект мемориального комплекса, который будет сооружен на Васильевском острове, у морских ворот Ленинграда. Для комплекса решено использовать демонтированные с корабля две 180-мм орудийные башни главного калибра и носовую надстройку крейсера с четырехногой мачтой. На площадке над главным командным пунктом разместятся три зенитные установки.
Этот мемориал будет напоминать о бессмертном подвиге, который совершили в годы Великой Отечественной войны защитники Ленинграда.
Вооружение крейсеров проекта 1144 «Орлан»
ПКР П-700 «Гранит»
Основным оружием данных крейсеров были ПКР П-700 «Гранит» — сверхзвуковые крылатые ракеты третьего поколения, обладающие пониженным профилем траектории полета к цели. При стартовой массе 7 тонн данные ракеты развивали скорость до 2,5 М и могли нести обычную боевую часть массой 750 кг или ядерный заряд-моноблок мощностью до 500 кт на расстояние до 625 км.
Длина ракеты составляет — 10 метров, диаметр — 0,85 метра. 20 противокорабельных крылатых ракет «Гранит» были установлены под верхней палубой крейсера, с углом возвышения 60 градусов. Пусковые установки СМ-233 для данных ракет производились на ПО «Ленинградский металлический завод». По той причине, что ракеты «Гранит» первоначально предназначались для субмарин, перед пуском ракеты установка должна заполняться забортной водой.
По опыту оперативной и боевой подготовки ВМФ, сбить «Гранит» очень сложно. Даже если поразить ПКР противоракетной, она из-за своей огромной скорости и массы может сохранить достаточный импульс, для того чтобы «достать» корабль-цель.
ЗРК «Форт»
В качестве противовоздушной обороны (ПВО) на крейсере предусмотрено 12 установок С-300Ф «Форт». Каждая имеет восемь пусковых труб барабанного типа, предназначена для поражения высокоскоростных, маневренных и небольших целей как на малых, так и на больших высотах. Интервал стрельбы — 3 секунды, боекомплект — 96 ракет.
ЗРК «Оса-М»
Дополнительная противовоздушная оборона обеспечивается зенитно-ракетными комплексами М-4 «Оса-М». Таких установок две, каждая предназначена для запуска двух ракет. Скорострельность — 2 выстрела в минуту, дальность поражения — 15 км, в высоту — 3,5-4 км. Боекомплект — 40 ракет.
«Тор-М1»
Зенитно-ракетный комплекс «Тор-М1», в морской версии более известный как ЗРК «Кинжал» установлен на корабле «Петр Великий» того же проекта 1144. Для крейсера «Киров» подобного вооружения не предусмотрено ввиду отказа от дальнейшей модернизации судна.
Особенности конструкции легких крейсеров типа «Киров» проекта 26
Корпус легких крейсеров типа «Киров» был клепаным, с полубаком и транцевой кормой. Он имел полубак, две палубы — верхнюю и нижнюю (броневую) и две платформы. Система набора — смешанная: в средней части (61—219 шп.) преимущественно продольная, с длиной шпации 750 мм; в оконечностях — поперечная, со шпацией 500 мм.
Броневая защита корабля состояла из бортового броневого пояса гомогенной брони толщиной 50 мм, шириной 3,4 м (с погружением в воду на 1,3 м). Вместе с броневыми траверзами на 61-м и 219-м шп. и броневой (нижней) палубой также толщиной 50 мм этот пояс образовывал 121-м цитадель (64,5% длины корпуса). Под ее защитой находились главные механизмы, агрегаты и центральные посты управления артиллерией, энергоустановкой, штурманский пост, погреба боезапаса. Броней 50—150 мм защищалась также боевая рубка, башни главного калибра, рулевое и румпельное отделения (20 мм), а также посты наводки торпедных аппаратов (14 мм), КДП главного калибра (8 мм), стабилизированные посты наводки и щиты 100-мм орудий (7 мм).
Артиллерия главного калибра состояла из девяти 180-мм орудий Б-1-П в трех трехорудийных башенных установках МК-3-180. Орудие Б-1-П было спроектировано в КБ и запущено в производство в 1932 году. Орудие Б-1-П обеспечивало начальную скорость снаряда массой 97,5 кг 920 м/с и максимальную дальность стрельбы 37,5 км. Ствол длиной 57 калибров был лейнированным с возможностью замены лейнеров в условиях корабля без выема качающейся части из башни. Затвор — поршневой, двухступенчатый, с грузовым уравновешиванием, открывающийся вверх. Первые орудия, установленные на «Кирове», к 1941 году пришлось заменить новыми, с более глубокой нарезкой. Это обеспечило доведение живучести ствола до 320 боевых выстрелов против прежних 50—70.
Чертеж-схема легкого крейсера «Киров» проекта 26
Зенитная артиллерия дальнего боя включала шесть 100-мм универсальных установок Б-34, расположенных на кормовой надстройке, по три на борт (две батареи). Для каждого орудия предусматривалось по 300 патронов со снарядами массой 15,8 кг (фугасным, ныряющим, осветительным беспарашютным или дистанционной гранатой). Погреба 100-мм патронов находились на 1-й платформе по бортам (от кормового машинного отделения) между 191-м и 201-м шп.
Каждое орудие имело свой элеватор. Управление стрельбой 100-мм орудий осуществлялось системой морских приборов управления артиллерийским зенитным огнем (МПУАЗО) «Горизонт», состоящей из двух стабилизированных по углу крена постов наводки (СПН) с трехметровыми дальномерами типа ДМ-3, зенитным автоматом стрельбы (ЗАС) и СССП. Они располагались побортно на 3-м ярусе носовой надстройки. В СПН находились посты командиров батарей 100-мм орудий. Центральные посты МПУАЗО с автоматами стрельбы размещались на 1-й платформе побортно (у погреба 3-й башни) между 207-м и 212-м шп.
Зенитная артиллерия ближнего боя состояла из шести 45-мм универсальных полуавтоматических орудий 21-К и четырех 12,7-мм пулеметов ДШК. Специальной системы управления она не имела, целеуказание осуществлялось командирами батарей. Дистанция до цели измерялась дальномерами ДМ-1,5. Пушки размещались на носовой и кормовой надстройках — две батареи по три орудия, а пулеметы — на носовой надстройке. Боезапас: для установок 21-К — по 600 патронов на ствол, в перегруз — 650 патронов; для пулеметов — по 12 500 патронов.
На крейсера устанавливались два 533-мм торпедных аппарата 39-Ю (пороховая стрельба), разработанные в 1935—1936 годах. Они имели три трубы и возможность растворения крайних труб на 7°. Торпедные аппараты снабжались приборами центральной полуавтоматической наводки, входящими в состав систем приборов управления торпедной стрельбой (ПУТС) «Молния». В перегруз крейсер принимал на верхнюю палубу мины заграждения: 164 мины обр. 1912г. или 100 мин КБ-1. Для приемки мин на верхней палубе предусматривались рельсы протяженностью 270 м. Сбрасывание мин в воду осуществлялось по двум кормовым скатам.
Штат экипажа мирного времени составлял 54 офицера, 148 старшин и 532 краснофлотца. Офицеры и старшины команд помещались в каютах, а краснофлотцы в одиннадцати кубриках с трёхъярусными койками. На крейсерах был оборудован клуб с киноустановкой, бани, душевые, механическая прачечная, парикмахерская, лазарет и амбулатория.
Авиационное вооружение состояло из катапульты и двух самолетов, которые предназначались для разведки и корректировки огня артиллерии главного калибра. Катапульта размещалась в средней части корабля между трубами. Взлет осуществлялся при развороте катапульты на угол в пределах 60—120°. Самолеты стояли на специальных площадках у первой трубы.
Технические характеристики
Атомные крейсера проекта 1144 прямых аналогов не имели и не имеют. В американском флоте просто не было кораблей, перед которыми бы ставились аналогичные задачи.
«Орланы» должны были служить флагманскими кораблями, возглавлять соединения, прикрывать другие корабли от атак с воздуха и из-под воды, наконец, действовать самостоятельно.
Уникальность подтверждает и то, что в англоязычных источниках «Орланы» официально считаются линейными крейсерами – кроме них, ни один современный корабль к этому классу не причисляли. В США были построены четыре атомных ракетных крейсера типа «Вирджиния», но и по размерам, и по боевым возможностям они уступали советским.
Другой возможный «аналог» «Кирова», как ни странно, модернизированные в 80-е годы линкоры типа «Айова». Во всяком случае, их расконсервация была прямо связана с постройкой советских кораблей, и они должны были служить флагманами особых соединений, так называемых «Battleship Battle Groups».
«Киров» | USS Virginia | USS Iowa | |
Длина, метров | 250 | 179 | 270 |
Водоизмещение, тонн | 25860 | 11666 | 58400 |
Скорость хода, узлов | 31 | 33 | 35 |
Ракетное вооружение | 20 ПУ ПКР «Гранит», 2 ПУ ЗРК «Форт», 2 ПУ ЗРК «Оса», | 2 универсальные ПУ Мк26, 2 ПУ ПКР «Гарпун», 2 ПУ КР «Томагавк» | 4 ПУ ПКР «Гарпун», 8 ПУ КР «Томагавк» |
Артиллерийское вооружение | 2 х 100 мм пушечные установки, 8 х 30мм зенитных автоматов АК-630 | 2 х 127мм пушечные установки, 2 х 20мм зенитных автомата «Фаланкс», 2 х 25мм автоматические пушки, 6 х 12,7мм пулемётов | х 3 406мм пушечные установки, 12 х 2 127мм пушечные установки, 4 х 20мм зенитных автомата «Фаланкс» |
Противолодочное вооружение | ПУ ПЛРК «Метель», 2 х РБУ-1000, 1 х РБУ-600, 2 х 533мм торпедных аппарата, 3 противолодочных вертолёта | 4 х 324мм торпедных аппарата, | 3 противолодочных вертолёта |
Численность экипажа, человек | 809 | 809 | 1800 |
Крейсера «Вирджиния», в отличие от «Кирова», предназначались для сопровождения авианосцев. Их роль в ударной группе, прежде всего, обеспечивать противовоздушную и противолодочную защиту с помощью ракет «Стандарт» и противолодочных ракет ASROC. Пусковые установки крылатых ракет «Томагавк» для обеспечения ударных возможностей был добавлены позже. Корабли достаточно быстро списали, сочтя их эксплуатацию слишком невыгодной.
Сравнивать современные корабли с заложенными ещё до Второй Мировой воде бы некорректно, но сразу бросается в глаза, что зенитное и противолодочное вооружение модернизированных линкоров сводилось к «средствам самообороны». Задачи по прикрытию эскадры на них не возлагались – наоборот, это корабли ударной группы должны были прикрывать флагман.
Разумеется, артиллерийское вооружение «Айов» было несравнимо мощнее. Большой вес брони сильно увеличивал водоизмещение старых кораблей, а артиллерийские системы требовали большого количества обслуги.
Тяжёлые крейсера проекта «Орлан» оказались крайне мощными, защищёнными и универсальными кораблями.
Все реально имевшиеся недостатки кораблей были не просчётами конструкторов, а следствием проблем, существующих в самом государстве. Вины «Кирова» в том, что адмиралы не очень точно представляли, как его надо использовать, нет.
И тем более корабль не виноват в том, что страна уже к 1990 году с трудом изыскивала средства на его содержание. Хорошо, что хотя бы один корабль уникального класса удалось сохранить в боеготовом состоянии. И жаль, что головной «Киров», совершив всего один боевой поход, буквально сгнил в отстое.
История создания легких крейсеров типа «Киров» проекта 26
Поздней осенью 1930 года специальная флотская комиссия под руководством начальника Технического управления УВМС РККА А. К. Сивкова в Италии вела переговоры о приобретении для СССР ряда военных кораблей разных типов, в том числе и лёгких крейсеров, главным образом лёгких скоростных крейсеров типа «Кондотьери».
Строить суда для СССР итальянцы отказались наотрез, но не имели ничего против того, чтобы Советский Союз организовал постройку похожих кораблей на своей территории, под присмотром итальянских специалистов.
Летом 1932 года комиссия ВМС и «Союзверфи» при участии главного инженера ЦКБС-1 В. А. Никитина подписала с договор о предоставлении советской стороне одного комплекта энергетической установки и вспомогательных механизмов крейсера типа «Раймондо Монтекукколи», представлявшего собой увеличенный и более сбалансированный крейсер типа «Кондотьери», вместе с теоретическим чертежом. Согласно договору итальянская сторона также брала на себя консультации по проектированию и техническую помощь в организации стапельных работ и производстве котлов, турбин и вспомогательных механизмов.
Общий вид легкого крейсера типа «Киров» (Проект 26)
Согласно советскому техзаданию, новый крейсер должен был иметь четыре 180-мм орудия, четыре 100-мм универсальных и четыре 45-мм зенитных орудия, четыре 12,7-мм пулемета, два трёхтрубных торпедных аппарата, четыре двухместных истребителя ДИ-6 на двух катапультах; максимальную скорость хода 37—38 узлов, дальность плавания экономическим ходом 3000 — 3600 миль и стандартное водоизмещение не более 6000 т. Был предусмотрен и вариант с тремя двухорудийными башнями — две на носу и одна на корме. Предэскизное проектирование было поручено кораблестроительной секции Научно-технического комитета (НТК) под руководством Ю. А. Шиманского. Проекту был присвоен номер 26.
На самом деле, даже в общих чертах советский крейсер напоминал итальянский прототип очень отдаленно. О слепом копировании итальянских идей речь не шла.
Вооружение корабля проекта 26 было ещё более усилено по сравнению с первоначальным проектом, была изменена схема бронирования, расположение артиллерийских погребов, кормовые обводы корпуса, конструкция форштевня. Изменения коснулись даже системы набора корпуса: в отличие от поперечной итальянской схемы, корпус советского крейсера решили строить по смешанной системе: в средней части использовалась продольная система со шпацией рамных шпангоутов 750 мм, а в оконечностях — поперечная, со шпацией 500 мм. Непотопляемость обеспечивалась при затоплении трёх любых смежных отсеков. Палубная и бортовая броня учитывались в составе основных связей, обеспечивающих общую продольную прочность. Вследствие изменения системы набора и значительного увеличения толщины палубной брони, корпуса крейсеров проекта 26 были значительно прочнее корпусов итальянских кораблей.
Главный калибр легкого крейсера «Киров»
Главные турбозубчатые агрегаты были модифицированы с целью увеличения мощности. По предварительным расчетам ожидалось, что при водоизмещении около 7700 тонн крейсер разовьет на испытаниях не менее 37 узлов при форсировке турбин до 126 500 л.с.
Корабли проекта 26, хотя и сдавались флоту не без нареканий, тем не менее, полностью соответствовали проекту и даже по некоторым параметрам превосходили расчеты. Фактически Советскому Союзу удалось построить крейсер на уровне лучших зарубежных образцов, обладающий размерностью и водоизмещением легкого крейсера, но несущий комплект вооружения достойный тяжелого крейсера.
Скоростные, мощные, отличавшиеся весьма эффективными средствами борьбы за живучесть и развитыми средствами автоматизации управления огнём, крейсеры «проекта 26» стали первыми крупными надводными кораблями советского флота новой постройки, спущенными на воду после революции.
Уникальность отечественного проекта
Аналогов наши крейсеры такого класса в мире точно не имеют: ближайший американский вариант, «Вирджиния», меньше по водоизмещению в 2,5 раза. Упоминавшийся выше «Лонг Бич» вообще меньше в полтора раза. Кроме того, данные крейсеры получили максимальную унификацию с сухопутными образчиками вооружений, что теоретически позволяет пополнять боезапас практически на любой базе, имеющей береговые оборонительные комплексы.
Впрочем, особенно это заметно на примере второго и последующего кораблей, так как на «Кирове» эти технологии еще не были в достаточной степени апробированы.
Итальянский прототип для советских крейсеров
В конце 1920-х г.г. не один из флотов СССР не мог похвастаться большим количеством современных боевых кораблей, особенно плачевной была ситуация с кораблями крупного водоизмещения. Из более-менее современных проектов РККФ располагал разве только тремя крейсерами типа «Светлана», но, и эти корабли были заложены ещё до революции.
Первые опыты в проектировании даже относительно небольших сторожевых кораблей типа «Ураган» показали, что подготовка специалистов, оборудование, производственные мощности — всё это стране Советов только-только предстояло создать, а ведь на это уйдут годы и миллиарды вложенных рублей.
Современный, мощный флот нужен был уже сейчас, поэтому, единственным разумным средством для руководства РККФ в то не простое время, стали попытки купить военные корабли за рубежом. Однако, во-первых, обстановка в мире была такой, что добровольно, да ещё по сходной цене не одна ведущая военно-морская держава со своими новыми судами расставаться не желала, а во-вторых, уже тогда СССР рассматривался на Западе как прообраз «империи зла», вооружать который на свой страх и риск было опасно.
И все-таки, переговоры о покупке кораблей велись.
Итальянский крейсер «Раймондо Монтекукколи» — прототип для «Кирова»