«Адмирал Лазарев», атомный крейсер: история и характеристики

Ракетные крейсеры – достаточно новый вид кораблей, выросших не из классических крейсеров с богатой биографией, а образовавшие отдельное направление в мировом кораблестроении на базе эскадренных миноносцев. Особое место в их развитии занял подкласс атомных боевых кораблей.

А поскольку создавались они для ведения ракетно-ядерной войны, то не имели традиционной конструктивной защиты. Да и часть водоизмещения, предназначавшаяся для несения тяжелой брони, поглощалась все более новыми видами вооружения с их изменившимися объемами и энергопотреблением, а также помещениями для экипажа, к которым тоже изменились требования, особенно на судах, предназначенных для длительного автономного плавания.

Проект «Орлан»

В основу проекта была положена предпосылка создания океанского корабля неограниченной автономности, который должен был на просторах Мирового океана искать, а затем и уничтожать атомные подводные ракетоносцы.

Ленинградское Северное ПКБ получило ТЗ на разработку нового проекта, который получил название «Орлан» и номер 1144. Проект предусматривал локальную схему защиты наиболее важных видов вооружения от воздействия ракетного удара. Поэтому большую часть вооружения спрятали под палубу.

Главным врагом нового корабля предполагалась мощная авиация противника. И для борьбы с ней в состав вооружения вводились средства ПВО разного принципа действия и калибров. Противокорабельные ракеты были предназначены для борьбы с авианосцами.

Проект 1144 был очень растянут во времени, дополнялся и перерабатывался. Все четче вырисовывался облик многоцелевого боевого корабля. На одном из этапов будущий корабль получил окончательную классификацию, он стал тяжелым атомным ракетным крейсером.

Аналогов за рубежом корабли проекта «Орлан» (за рубежом он получил обозначение Kirov-class battlecruiser по имени первого ТАРК) не имеют. Полное водоизмещение крейсера составляет почти 26 тысяч тонн, тогда как даже несерийный ракетный крейсер с ядерной силовой установкой «Лонг Бич» ВМФ США в полтора раза меньше.

Правительством Советского Союза было принято решение о строительстве четырех боевых кораблей этого класса.

После закладки первого крейсера проект был доработан, и следующие три крейсера строились по проекту 11442. Все корабли отличаются по видам и количеству вооружения. Предполагалось, что все корабли будут оснащаться по новому проекту, но не все виды вооружения были запущены в серийное производство и добавлялись по мере готовности. Поэтому только последний крейсер соответствует проекту практически полностью.

Адмиралы печальной судьбы: Россия теряет великие корабли

Российские военные заключили контракт на утилизацию тяжёлого атомного ракетного крейсера «Адмирал Лазарев». Россия ведёт серийное строительство кораблей дальней морской зоны. Но сумеют ли они стать достойной заменой утилизируемым атомным крейсерам времён СССР?

Подряд на разделку корабля получили 30-й судоремонтный завод в Приморье и корпорация «Росатом». К августу текущего года подрядчик должен собрать разделочный стапель, возле которого крейсер и проведёт последние годы жизни. Утилизация завершится в 2025 году и обойдётся государству в пять миллиардов рублей.

На самом деле принципиальное решение о судьбе крейсера было принято ещё в 2018-м. Источник в Минобороны сообщал тогда о пакетном решении утилизировать шесть атомных крейсеров и подлодок. В числе «приговорённых» оказались сразу два представителя проекта 1144 «Орлан»: крейсеры «Адмирал Ушаков» и «Адмирал Лазарев».

Далее ситуация на время подвисла в воздухе. С одной стороны, ломать – не строить; с другой – слишком уж уникальные корабли предполагалось отправить на лом.

Гиганты холодной войны

Крейсеры проекта 1144 «Орлан» были спроектированы и построены на закате СССР и опирались на всю мощь тогдашних науки и промышленности. Строительство их стартовало в 1973-м, а последний из гигантов был завершён уже после распада страны, в 1996-м. Из запланированных семи было построено четыре корабля: «Адмирал Ушаков» (при закладке – «Киров»), «Адмирал Лазарев» («Фрунзе»), «Адмирал Нахимов» («Калинин») и «Пётр Великий» («Куйбышев»).

В результате советский, а затем и российский флот получил самые большие (после американских авианосцев) и тяжеловооружённые надводные корабли в мире. Натовские специалисты даже ввели специальный термин Kirov-class battlecruiser, что переводится как «линейный крейсер класса Киров». После начала службы эти корабли относились к категории «оружия, меняющего правила игры», то есть принципиально влияющего на баланс сил в регионе, где они появлялись. И немудрено: главным калибром каждого из «Орланов» являются 20 противокорабельных ракет «Гранит», обеспечивающих загоризонтное поражение корабельных группировок противника ядерными боеприпасами. На предельно больших дистанциях стрельбы эти ракеты наводятся с помощью стратегических бомбардировщиков Ту-95 или спутников.

ПВО кораблей также внушала уважение и трепет вероятному противнику: основу воздушного щита составлял морской вариант зенитно-ракетных комплексов С-300, наиболее совершенные варианты которого позволяли не только приводнять аэродинамические цели (самолёты, вертолёты, крылатые ракеты), но и расстреливать баллистические ракеты малого радиуса действия. Дальнобойная ПВО на первых трёх крейсерах дополнялась флотским аналогом войскового ЗРК «Оса-М», а «Пётр Великий» получил более совершенную систему – «Кинжал», использующую те же ракеты, что и комплекс «Тор-М1».

Дополнялся этот ракетный арсенал уникальными арт-установками АК-130 – спаренными 130-мм пушками, выдающими от 20 до 86 выстрелов в минуту и накрывающими цели на дистанции до 25 км, – а также разнообразным противолодочным и противоторпедным вооружением и системами постановки помех.

Наконец, каждый из крейсеров получил по два вертолёта, способных на дистанции до 200 км от корабля обнаруживать субмарины противника и уничтожать их управляемыми глубинными бомбами и подводными ракетами. Эти же вертолёты могли играть роль корректировщиков для противокорабельных ракет «Гранит».

При столь мощном вооружении и огромном водоизмещении (почти 26 тысяч тонн) крейсеры естественным образом должны были стать ядром Северного и Тихоокеанского флотов России. Но не случилось.

Дороже нескольких новейших…

Гигантские корабли оказались слишком дорогим удовольствием для разорённой рыночными реформами российской экономики 1990-х. Нормально послужить, ещё в советском флоте, довелось только первым двум представителям серии: «Адмиралу Ушакову» и «Адмиралу Лазареву». «Нахимов» был спущен на воду в 1988 году, а «Пётр Великий» и вовсе вошёл в строй в 1996-м, когда выбирали на второй срок Бориса Ельцина и подсчитывали барыши от залоговых аукционов. Теперь службу во флоте продолжают только два последних крейсера. «Пётр Великий» является флагманом Северного флота, а «Адмирал Нахимов» завершает многолетнюю модернизацию.

Головной корабль проекта, «Адмирал Ушаков», не выходил в море с конца 1990-х. Он давно списан и уже много лет ожидает утилизации. С «Лазаревым» ситуация была не столь однозначной. Формально он находился на консервации, при этом флотское руководство постоянно колебалось: утилизировать или модернизировать уникальный корабль.

Крейсер «Пётр Великий» является флагманом Северного флота. Фото: 61vladimir / Shutterstock.com

Первое решение о разделке было принято ещё в 1999 году, однако уже в следующем году, после смены власти в стране, нашлись средства на консервацию корабля. В 2004-м специалисты «Звезды» извлекли из крейсера ядерные реакторы, благодаря чему его долговременный отстой перестал представлять угрозу радиационной аварии. В 2009 году Минобороны сообщило о намерении вернуть «Лазарева» в строй. В 2011-м появились сообщения о том, что военное ведомство совместно с оборонщиками разрабатывает план модернизации.

В последующие годы эти планы вроде бы начали воплощать в жизнь: в декабре 2014-го корабль завершил плановый доковый ремонт, а в 2015-м СМИ сообщили, что в связи с изменением морской доктрины – намерением России вернуться в Мировой океан и получить средства для действия в дальней морской зоне – крейсер решено было возродить. Однако в конце концов чаша весов качнулась в сторону «не быть».

Комментируя окончательное решение об утилизации корабля, источник «Интерфакса» в военно-промышленных кругах сообщил, что оно принято в связи с оценкой технического состояния «Лазарева».

Восстановление обошлось бы дороже, чем строительство нескольких современных кораблей океанской зоны. Это действительно старый корабль, который уже несколько десятилетий не в строю. Планы по утилизации продиктованы логикой: идёт серийное строительство новых кораблей дальней морской зоны.

Можно сказать, что «Лазареву» просто не повезло. Его одноклассник «Адмирал Нахимов» находился практически в таком же положении: формально его отправили на ремонт в 1999-м, но реальные работы на нём начались только 14 лет спустя, в 2013-м. Возможно, в печальном для «Лазарева» исходе сыграло роль и то, что он на пять лет старше «Нахимова», а может, всё дело в том, что консервацию провели не так тщательно. Как бы там ни было, почти 20-летние бездействие, безденежье и многолетние колебания командования в конце концов добили крейсер. Деньги, потраченные на его частичное восстановление, оказались выброшенными на ветер – вернее, утопленными в воде.

Пост сдал… пост принял?

С другой стороны, утилизация – такая же неотъемлемая часть жизни боевого корабля, как первая резка металла, закладка киля, бутылка шампанского, летящая в борт, ходовые испытания и приём в состав флота. Лишь очень немногим властелинам морей удалось избежать этой участи, превратившись в музеи или погибнув в сражениях. И в этом свете наибольший интерес представляет вопрос, кто придёт на смену «Орланам».

В России ведётся серийное строительство кораблей дальней морской зоны. Что это за корабли, каково их число и смогут ли они стать достойной заменой утилизируемым гигантам? Или же это очередная порция валидольных заявлений, предназначенная для выдачи нужды за добродетель?

Формально прямыми преемниками «Орланов» должны были стать эсминцы проекта 23560 «Лидер». При существенно меньшем водоизмещении (19 тысяч тонн) по другим ключевым параметрам эти корабли в проекте соответствуют советским гигантам:

  • ядерная силовая установка и, как результат, неограниченная дальность хода;

  • ПВО на основе комплексов С-400 или, в близкой перспективе, С-500 с 56 дальнобойными ракетами;

  • ракетный комплекс средней дальности «Полимент-Редут», аналогичный сухопутному ЗРК С-350 «Витязь» (оба используют ракеты 9М96 и 9М96М);

  • флотский вариант ракетно-пушечных комплексов «Панцирь» для обороны в ближней зоне.

Также эсминцы должны были получить автоматические 130-мм пушки, два-три противолодочных вертолёта и разнообразное противоторпедное вооружение. Главным же аргументом «Лидеров» должны стать универсальные пусковые установки, позволяющие стрелять противокорабельными ракетами, противолодочными ракето-торпедами и крылатыми ракетами большой дальности, предназначенными для уничтожения наземных целей. Общий боекомплект этих ракет, по разным оценкам, составит от 80-90 до 120-130 единиц.

Иными словами, «Лидеры» с их громадным противовоздушным зонтиком, возможностями ПРО и огромным боезапасом современных противокорабельных ракет должны стать таким же «меняющим правила игры» оружием, каким в своё время оказались «Орланы».

Однако есть одна проблема: по данным открытых источников, заказ на эти корабли был отменён Минобороны ещё в 2016 году. По другим данным, закладку кораблей просто сдвинули во времени (с закладкой головного корабля после 2022 года). Если эта информация верна, флот может рассчитывать на суперэсминцы к концу 2020-х, если нет – то никогда. В любом случае сейчас этих кораблей нет и в ближайшие годы не будет.

Эпоха фрегатов

Зато совершенно точно будет реализован другой проект, который хоть и не является прямым наследником «Орланов», но может дать России возможность проводить операции за пределами внутренних морей. Кандидат на эту роль ровно один: фрегаты проекта 22350 типа «Адмирал Горшков». Это относительно небольшие корабли (стандартное водоизмещение – 4500 тонн, полное – 5400 тонн), несущие управляемое ракетное вооружение.

Ключевым отличием от советских тяжёлых крейсеров и перспективных «Лидеров» является то, что эти фрегаты – неядерные. Их силовая установка представляет собой высокотехнологичную комбинацию дизелей и газовых турбин. Первые обеспечивают высокую топливную эффективность при дальних переходах, вторые – высокую скорость хода при преследовании и маневрировании в бою. Отсутствие ядерных реакторов, конечно, ограничивает дальность хода, но и имеющегося запаса хода на 4500 морских миль (более 7200 км) вполне достаточно для обеспечения российского присутствия в наиболее важных районах Мирового океана. При этом отказ от атома радикально снижает как стоимость самих кораблей, так и расходы на их эксплуатацию.

Стоит отметить, что фрегаты типа «Адмирал Горшков» целенаправленно разрабатывались как оружие для современных и будущих войн: без гигантомании, зато с учётом основных требований текущего момента. В первую очередь это выразилось в том, что строятся они по стелс-технологии. Радиолокационная малозаметность обеспечивается как специфической архитектурой надстроек и надводной части корпуса, так и за счёт широкого применения полимерных и композитных материалов. Во-вторых, фрегаты создавались в качестве универсальной платформы, способной нести полный набор современных ракет: сверхзвуковых противокорабельных «Ониксов», семейства крылатых ракет «Калибр», а после принятия на вооружение – и гиперзвуковых дальнобойных «Цирконов».

Фрегаты проекта 22350 типа «Адмирал Горшков» – это относительно небольшие корабли (стандартное водоизмещение – 4500 тонн, полное – 5400 тонн), несущие управляемое ракетное вооружение. Фото: / Globallookpress

Достигается это за счёт использования универсальных стрельбовых комплексов (3С14У1). Первые четыре фрегата проекта вооружены 16 ракетами «главного калибра», что делает их ударную мощь сопоставимой с «Орланами». Модернизированный вариант фрегатов получит 24 ракетных ячейки, а в перспективе количество противокорабельных и крылатых ракет может быть доведено до 32 штук. То есть при кратно меньших размерах, заметности и стоимости фрегаты окажутся более вооружёнными, чем огромные крейсеры советской эпохи.

Аналогичная тенденция просматривается и по остальной номенклатуре вооружения: артиллерийская установка А-192 «Армат» представляет собой одноствольный вариант монструозной двустволки АК-130, система ПВО «Полимент-Редут» обеспечивает плотное прикрытие корабля на расстоянии до 150 км. При этом, по данным открытых источников, сейчас ведутся работы по адаптации комплекса к использованию ракет 40Н6 – основного боеприпаса С-400 «Триумф». Фрегаты также комплектуются вертолётами, что позволит им успешно охотиться за подлодками противника, не подставляя борт под удары из-под воды.

Таким образом, при своих относительно небольших размерах эти корабли несут плюс-минус тот же набор вооружений, что и «Орланы», только более современный, лёгкий и дальнобойный. В целом фрегаты выглядят как наиболее практичный вариант замены тяжёлых ракетных крейсеров. Примечательно, что модернизируемый «Адмирал Нахимов» получит те же пусковые установки 3С14, а вместе с ними – возможность стрелять «Калибрами», «Ониксами» и «Цирконами», как и «Адмирал Горшков». И в этом плане выбор между тем, модернизировать пожилой советский крейсер или построить несколько современных фрегатов с сопоставимой ударной мощью, выглядит вполне очевидным.

Немаловажным преимуществом проекта 22350 по сравнению с «Лидерами» является то, что эти фрегаты реально строятся, и притом достаточно быстро. В строй уже введены головной корабль серии «Адмирал Горшков» и первый серийный фрегат «Адмирал Касатонов». Третий корабль серии, «Адмирал Головко», спущен на воду в мае прошлого года и в настоящее время проходит испытания. По плану, он должен быть передан флоту в конце 2022-го.

«Адмирал Исаков» готовится к спуску на воду до конца текущего года. Он станет последним из построенных по проекту с 16 ракетными ячейками. Следующие за ним, заложенные в 2019-м и 2020-м – «Адмирал Амелько», «Адмирал Чичагов», «Адмирал Юмашев» и «Адмирал Спиридонов», – получат по 24 пусковых ячейки. Кроме того, подписаны контракты на строительство ещё двух кораблей, названия для которых пока не выбраны.

* * *

Если планы по строительству фрегатов не будут сорваны, российский флот впервые за долгое время получит полноценную серию крупных и современных надводных кораблей. На этом фоне прощание с устаревшими крейсерами не должно вызывать больших сожалений.

Но вызывает.

Корабли проекта 1144

ТАРК «Киров», заложенный в 1977 году весной, вступил в строй в последние дни 1980 года. В 1992 году был включен в состав Северного флота ВМФ Российской Федерации под новым именем «Адмирал Ушаков» и был списан в 2004 году. Сейчас ожидает утилизации.

Следующим был «Фрунзе», заложенный летом 1978 года и вступивший в строй осенью 1984 года. Новое имя корабля – «Адмирал Лазарев». Атомный крейсер единственный из кораблей проекта «Орлан» проходил службу на Тихоокеанском флоте.

ТАРК «Калинин» заложили с некоторым отставанием, весной 1983 года, в строй он вошел в конце 1988 года. Позднее стал называться «Адмирал Нахимов». Сейчас находится в Северодвинске на ремонте и будет в 2022 году передан Северному флоту.

«Адмирал Лазарев», атомный крейсер, модернизация которого может начаться только после того, как в Северодвинске либо будет утилизирован первый корабль серии, либо завершит реконструкцию и уйдет к месту службы «Адмирал Нахимов», ждет решения своей судьбы у причальной стенки ремзавода на Тихом океане.

Строительство четвертого корабля, завершение первого этапа которого пришлось на распад СССР и в связи с этим резкое сокращение финансирования, растянулось на долгие годы. Заложенный в 1986 году, он вступил в строй только в 1998 году. Но сейчас флагман Северного флота «Петр Великий» единственный несет службу.

История

История тяжелого атомного крейсера «Адмирал Лазарев» как и история нашей страны в последней четверти 20-го века очень непроста, хотя все начиналось отлично. Корабль был спущен на воду в мае 1981 и достраивался еще более двух лет. В октябре 1984 года он вступил в состав Тихоокеанского флота СССР и исправно нес дежурство на дальних рубежах нашей Родины.

С началом девяностых средств на поддержание боеспособном состоянии кораблей такого класса просто не было. В 1999 его вывели из состава флота и даже собирались утилизировать, однако все-таки нашлись средства на консервацию и содержание крейсера в таком состоянии. В 2004 были выгружены атомные силовые установки. В 2011 было принято окончательное решение на поддержание корабля в таком состоянии, и был проведен плановый ремонт. В настоящее время планов по утилизации корабля нет, однако и средств на его восстановление требуется немало и каких-то конкретных данных о будущем корабля нет.

Технические данные крейсера

Итак, нынешний «Адмирал Лазарев», атомный крейсер, длина которого составляет 252, ширина – 28,5 и осадка — больше 9 м, стал вторым кораблем проекта «Орлан». Полубак крейсера составляет около 70% длины корабля. Он разделен водонепроницаемыми переборками на шестнадцать отсеков. По всему корпусу располагаются 5 палуб. В корме под палубой оборудован ангар на три вертолета и подъемник для подачи их наверх, помещения для хранения топлива и боезапаса. Основной материал надстроек — алюминиево-магниевые сплавы.

Общего бронирования на крейсере нет, но дно выполнено двойным для защиты от боевых повреждений, а на уровне ватерлинии тянется по периметру утолщенный пояс обшивки, высота его – 1 м ниже ватерлинии и 2,5 м выше нее.

Бронированная защита

Бронированная защита выполнена в машинном и реакторных отсеках, ракетных погребах, вертолетном ангаре, погребах боезапаса, хранилищах топлива. Защищены артиллерийские установки, главный командный пункт корабля и боевой информационный пост.

«Адмирал Лазарев» — атомный крейсер, характеристики которого позволяют неограниченное время находиться в автономном плавании на ядерном реакторе. А на котлах при заявленной скорости он может находиться в море 1000 дней.

Его максимальное водоизмещение – 26,2 тысячи тонн. На вспомогательных котлах может развивать скорость семнадцать узлов, а на основной установке – 31 узел, или в сухопутном измерении 57 км/час.

Защита

Общего бронирования по всей корме на корабле нет. Броней защищены основные системы корабля:

  • реакторный отсек
  • машинный отсек
  • топливный отсек
  • вертолетные ангары
  • ракетные погреба и боезапас
  • артиллерийский отсек
  • командный пункт

По периметру корабля на уровне ватерлинии установлена утолщенная обшивка, а дно и вовсе защищено двойным слоем. К средствам защиты корабля можно отнести ложную торпедную цель, в которой используется мощный шумогенератор. Так же на корабле есть и пусковые установки выстреливаемых помех.

Силовая установка

«Адмирал Лазарев» — атомный крейсер, двигатели которого работают на ядерном топливе.

Энергетическая установка двухвальная с пятилопастными винтами. В ее состав входят два водо-водяных реактора на тепловых нейтронах, мощность которых — 600 мВт, две паровые турбины общей мощностью 140 тысяч л. с.

В состав каждой из двух автономных секций паропроизводящей установки входит реактор с системами и устройствами обслуживания. ППУ находится в реакторном отсеке. По обе стороны от нее по носу и корме корабля располагается паротурбинная установка из двух автономных частей, и каждая из них работает на свою линию.

На крейсере предусмотрен и резервный вариант обеспечения турбин паром. Автоматизированные паровые котлы на органическом топливе производят в час 115 тонн пара каждый.

Подача пара и конденсата осуществляется по любому борту по разветвленной сети трубопроводов.

Электроэнергией корабль обеспечивают четыре турбогенератора, мощность каждого из которых — 3000 кВт, и четыре же газотурбогенератора по 1500 кВт каждый. Размещены они в четырех отсеках.

Такая энергетическая установка позволяет обеспечивать электроэнергией и теплом небольшой город тысяч на 150 населения.

Ракетное вооружение

ТАРК «Адмирал Лазарев» — атомный крейсер, вооружение которого ракетное, зенитное, артиллерийское, торпедно-минное дополняется авиацией.

Главная ударная сила корабля – двадцать противокорабельных ракетных комплексов (ПКР) «Гранит» — сверхзвуковых крылатых ракет стартовой массой 7 т, низко летящих у цели, с дальностью полета более 600 км. Они располагаются в пусковых установках под палубой в носовой части. Угол возвышения составляет 47°.

Ракеты в полете автономны, одна из них в залпе летит выше других и управляет ими, распределяет цели, перед целью все они выполняют противозенитный сложный маневр.

Для ближней обороны на крейсере установлены по обоим бортам от носовой надстройки ЗРК «Оса-МА» с выдвижными двухбалочными ПУ на 40 ракет.

Основное средство противовоздушной обороны дальней зоны на крейсере – это два зенитно-ракетных комплекса С-300Ф «Форт», с шестью пусковыми установками вертикального старта каждый.

Одна ПУ предназначена для пуска восьми ракет, то есть всего корабль может выпустить 96 ракет одновременно. Цели, скорость полета которых достигает 1,3 км/сек, «Форт» в состоянии поразить на расстоянии до 75 км, на высоте от 25 до 25 тысяч метров.

Вооружение

  • Ракетное вооружение — 20 противокорабельных ракет ПКР «Гранит» с дальностью полета 625 км с возможностью установки ядерного заряда
  • Противовоздушная оборона — ЗРК С300Ф «Форт». Всего в боезапасе 96 ракет для данной установки. Максимальная дальность может достигать 150 км в зависимости от типа используемых ракет. Используется данная система против авиации и высотных целей противника. Так же для ПВО используется Оса-М, ее основная задача борьба с ракетами и низколетящими целями.
  • Противолодочная оборона — для обороны от подводных лодок используется два комплекса РБУ-6000 и РБУ-1000, где последняя цифра это дальность стрельбы. Также установлен ракетный противолодочный комплекс «Водопад», способный поражать подводные лодки на расстоянии до 50 км.
  • Артиллерия — 2 корабельных пушки АК-130 калибром 130мм
  • Зенитная артиллерия — восемь шестиствольных 30мм установок АК-630, максимальная дальность поражения которых составляет 4км.
  • В состав корабля входит авиационная группа из трех вертолетов КА-27, способных вести радиолокационную разведку.

Читайте Фрегат проекта 22350 – основа для нового флота России

Артиллерийское и зенитное вооружение

Атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» был оснащен в качестве артиллерийского вооружения двухорудийной 130-мм башней АК-130, расположенной в корме с системой управления стрельбой М-184, которая может одновременно сопровождать две цели. Горизонтально орудия могут разворачиваться на 180°, вертикально опускаться до минус 10° и подниматься до 85°.

Этот универсальный комплекс может обстреливать воздушные, береговые и морские цели со скоростью до 86 выстрелов в минуту на расстоянии до 25 км.

«Адмирал Лазарев» — атомный крейсер, зенитная артиллерия ближнего действия на котором была представлена четырьмя батареями по два шестиствольных 30-мм автомата АК-630М и общим боезапасом 48 тыс. снарядов.

Современное состояние

В настоящее время тяжелый атомный крейсер «Адмирал Лазарев» находиться в законсервированном состоянии, однако тот факт, что был произведен дорогостоящий ремонт корабля, и он был приведен в нормальный вид, дает основания для предпосылок к модернизации и восстановлению корабля. Однако для этого потребуется практически заново строить все системы вооружения и радиолокации, ведь за время стоянки с корабля было разворовано практически все, где использованы цветные металлы. Да и к тому же многие системы давно устарели, например на ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» устанавливаются пусковые установки уже под новейший гиперзвуковой «Циркон». Несмотря на то, что системы вооружения устарели, силовая установка и корпус корабля отвечают всем требованиям сегодняшнего дня и намного легче модернизировать старый корабль, чем строить новый тяжелый атомный крейсер.

Противолодочное вооружение

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» в качестве противолодочного вооружения был оснащен ракетным комплексом «Водопад», ракето-торпеды модели 83РН или 84РН которого запускались из торпедных аппаратов по бортам корабля. Ракета ныряла в воду, на глубине запускался двигатель, она вылетала и по воздуху долетала до цели на расстояние до 60 км. Только там отделялась боевая часть — 400-мм самонаводящаяся торпеда УМГТ-1 или ядерная глубинная бомба. Боезапас составлял до тридцати ракето-торпед.

В носовой части был установлен реактивный двенадцатиствольный 213-мм бомбомет РБУ-6000 «Смерч-2», а на корме — два 303-мм бомбомета 6 РБУ-1000 «Смерч-3».

Авиаотряд

«Адмирал Лазарев» — атомный крейсер, на борту которого базировался авиационный отряд из трех тяжелых вертолётов противолодочной модификации или целеуказания в зависимости от поставленных задач. Они могли выполнять задачи поисково-спасательные, разведки и целеуказания, противолодочного поиска. Кроме ангара под палубой, подъемника и хранилища боезапаса, крейсер был оборудован взлетно-посадочной площадкой на корме и постом управления авиацией с необходимой навигационной аппаратурой. Для экипажей были предусмотрены отдельные каюты.

Крейсеры этого проекта первыми получили такой резерв водоизмещения, чтобы можно было укрыть под палубой и машины, и запас топлива к ним.

Радиолокационное вооружение и средства связи

«Адмирал Лазарев» — атомный крейсер с новейшим радиоэлектронным вооружением. В него входили обзорные РЛС МР-600 «Восход» и МР-710М «Фрегат-М», объединенные в радиолокационный комплекс «Флаг», две навигационные станции «Вайгач», две станции обнаружения низколетящих целей «Подкат», система «Привод-В» для радионавигации вертолетов.

Радиотехническая разведка и радиоэлектронная борьба выполнялись комплексом «Кантата-М». К средствам противодействия относились и две спаренные пусковые установки комплекса выстреливаемых помех с боезапасом в 400 снарядов, буксируемая ложная торпедная цель с мощным шумогенератором.

Комплекс радиосвязи «Тайфун-2» состоял из систем связи в разных диапазонах волн, включая спутниковую связь «Цунами-БМ».

Управление осуществлялось с помощью боевой информационно-управляющей системы (БИУС) «Лесоруб 44».

Команда корабля

Атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев», пр. 1144 /11442, обслуживал экипаж из более чем семисот человек, в том числе от 100 до 120 офицеров.

Для офицеров и мичманов предназначались одно- и двухместные каюты, для матросов и старшин – кубрики, рассчитанные на 6-30 человек. В распоряжении членов команды были две бани, сауна, бассейн размером 6 × 2,5 м, пятнадцать душевых, медицинский блок с рентген-кабинетом, амбулаторией, операционной, лазаретом и аптекой.

Для отдыха на крейсере есть три кают-компании, салон, спортзал.

А еще на борту размещались собственная телестудия, три лифта и сорок девять коридоров протяженностью почти двадцать километров.

Прошлое крейсера

«Адмирал Лазарев», атомный крейсер, до 1992 года носивший имя «Фрунзе», с 1984 по 1996 г. сменил несколько бортовых номеров: 190, 050, 028, 014, 058, 010, 015. Крейсер был спущен на воду весной 1981 года, в строй вступил осенью 1984 года, а осенью 1985 года совершил с Балтики переход к месту службы во Владивосток.

По пути следования ТАРК заходил в порты Луанда в Анголе, Аден в Южном Йемене и несколько портов Вьетнама.

Распад Советского Союза привел к серьезным проблемам, в том числе и на флоте. Пока с большими усилиями достраивался последний корабль серии, первые два пришли практически в полную негодность. В 90-х годах прошлого века из боевого состава флота «Адмирал Лазарев» был выведен на длительную консервацию и стал на прикол в бухте Абрек. В конце века его готовили к утилизации, затем изыскали малую часть средств для ремонта на одном из региональных ремонтных предприятий.

В конце 2002 года на судне в одном из кубриков возник пожар. С огнем боролись четыре часа, но благополучно его погасили. Спустя два года с крейсера сняли ядерные энергетические установки.

Так еще в 2011 году выглядел «Адмирал Лазарев», атомный крейсер (фото внизу).

Назначение

К 70-ым годам прошлого века советский флот остро нуждался в кораблях океанского класса, которые долгое время могли бы нести боевое дежурство вдали от родных берегов, при этом иметь весь спектр вооружения, чтобы действовать самостоятельно, без поддержки кораблей другого класса. Проект 1144 «Орлан» изменяли и дополняли практически на ходу. Корабль «Адмирал Лазарев» серьезно отличается от первенца проекта 1144, крейсера «Киров» и первоначально именовался «Фрунзе».

Основа корабля это ракетное вооружение самых разных классов. Крейсер способен в одиночку бороться с серьезными силами врага, при этом дальность ракет позволяет ему первому наносить удар при обнаружении противника, а различные типы систем ПВО бороться авиацией. Автономность плавания неограничена, и крейсер может долгое время оставаться на боевом дежурстве в любой точке мира. Кораблей такого класса в мире просто нет, и наличие их в составе российского флота выводит его возможности на более качественный уровень.

Читайте Проект 677 Лада – ход конём русских «Чёрных дыр» (636-х) на радарах НАТО

Будущее крейсера

Пока корабль стоит на приколе, гадать о его дальнейшей судьбе бесполезно. Решение о модернизации принято, а вот будет ли она проведена, и в каком объеме, покажет время.

«Адмирал Лазарев» — атомный крейсер, модернизация которого должна будет проходить по сокращенному техническому проекту восстановления ТАРК «Адмирал Нахимов», сейчас прошел ремонт в доке для восстановления плавучести на 30 судоремонтном заводе Тихоокеанского флота и ожидает дальнейших изменений в своей судьбе.

Пусть сегодня из четырех высокоавтономных ТАРК в строю всего один, они по-прежнему остаются самыми крупными и мощно вооруженными в мире в своем классе. Первыми и единственными надводными атомными кораблями советского и позднее российского военного флота, не имеющими аналогов в мире.

Последняя стоянка

Вплоть до конца 80-х годов «Адмирал Лазарев» регулярно выходил в море для выполнения поставленных командованием задач. За все годы эксплуатации крейсер прошло почти семьдесят тысяч морских миль. Ходовой ресурс был израсходован едва на 40%. Крейсер мог еще служить много лет. Однако судьба уникального ракетоносца сложилась по-другому. После развала Советского Союза сразу же поменялась военно-морская доктрина российской власти. От больших военных кораблей, способных совершать дальние плавания, решили отказаться. Были ликвидированы все ремонтные базы флота во Вьетнаме, Анголе и Сомали.

Весной 1992 года крейсер переименовали и пришвартовали на стоянку к пирсу бухты Абрек. На правительственном уровне долго не могли принять решение о дальнейшем использовании корабля. Несколько раз его пытались перевести в другое место, где можно заняться ремонтными работами. Однако печальная история регулярно повторялась – в бюджете страны на это не хватало средств.

На сегодняшний день крейсер находится в плачевном состоянии. Даже некоторое оживление и восстановление военного потенциала страны не коснулись «Адмирала Лазарева». Эксперты склонны считать, что министерство обороны уже приняло решение о списании корабля, но не спешит заявить об этом во всеуслышание.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]