Корабли проекта 21630 – свежая кровь для Каспийской военной флотилии

Обширные внутренние акватории России являются одним из элементов стратегического военного планирования, требующего создания прочной и устойчивой обороны. Главным инструментом обороноспособности страны на обширных внутренних акваториях были речные военные флотилии. Первые подобные формирования были созданы еще в годы Гражданской войны. Вслед за речными флотилиями, обеспечивающими защиту рубежей на крупных реках, молодое советское государство создало военную флотилию на Каспии. Этот внутреннее море по величине и водно-климатическому режиму мало в чем уступало открытым морям, а протяженная береговая линия вынуждала Советскую Россию иметь на этом морском театре крупные соединения боевых судов.

В те далекие годы главной силой Каспийской военной флотилии были вооруженные пароходы, канонерские лодки и катера. Чуть позже для этих целей стали строить бронекатера и речные мониторы. Обладая мощной артиллерией эти корабли сумели доказать в свою эффективность и боеспособность, став первыми специализированными артиллерийскими боевыми судами. В новом тысячелетии славные боевые традиции первых кораблей Каспийской военной флотилии продолжают малые артиллерийские корабли проекта 21630. Эти боевые суда обладают тактико-техническими характеристиками, которые совершенно меняют традиционное представление о подобных кораблях. Суда строились с расчетом на пополнение Каспийской военной флотилии. Каспий, после распада Советского Союза перестал быть для России закрытым море, поэтому для обеспечения южных рубежей требовалось иметь на этом морском театре внушительную военно-морскую силу.

Как появились малые артиллерийские корабли нового поколения

Идея строить для крупных речных магистралей и для крупных озер новые боевые корабли, способные решать самые разные оперативно-тактические задачи, не нова. В современных условиях Российский Военно-Морской Флот вынужден думать об обеспечении защиты водных путей в прибрежной морской зоне. Каспийское море, являясь самым крупным закрытым морем на планете, играет огромную роль в оборонной стратегии Российской Федерации. На этом морском театре Россия граничит сразу с четырьмя государствами, каждое из которых обладает своими боевыми судами. Причина такого повышенного внимания к этому региону чисто экономическая. Здесь сосредоточены огромные запасы нефти и газа, ведется активный рыбный промысел. Все это вынуждает Россию иметь на Каспии крупные военные соединения, включающие военные суда, части морской пехоты и авиации.

Созданная в 1931 году Каспийская военная флотилия представляла собой довольно внушительную силу. В ее составе сначала были бронекатера и канонерские лодки. Позже, уже в послевоенное время, основное боевое ядро флотилии составляли артиллерийские катера типа «Шмель» и «Гриф». В 80-е годы состав соединения боевых кораблей на Каспии пополнился ракетными катерами проекта 12411. С окончанием советского периода остро встал вопрос о повышении боеспособности военно-морских сил России в этом регионе. Выбор пал на военные малые артиллерийские корабли, суда класса «река-море», которые по своим размерам и габаритам могут быть построены на судостроительных предприятиях Нижнего Новгорода и Татарстана.

Малые артиллерийские корабли или МАК проекта 21630 представляют собой универсальные боевые суда, способные одновременно выполнять боевые задачи, как на крупных реках, так и в прибрежной морской зоне. Такой класс судов был разработан в Советском Союзе еще в середине 60-х годов, позволив быстро организовать речное судоходство на крупных водных магистралях. Корабли имели достаточно хорошую мореходность и осадку, позволяющие ходить речными путями, пользоваться системами речных каналов и выходить в открытое море. Конструкторы военных судов решили использовать этот опыт для постройки военных кораблей подобного класса, для которых основным местом дислокации станет Волжский речной бассейн и Каспийское море.

Новые корабли должны будут решать следующий круг задач:

  • обеспечение бесперебойного речного и морского судоходства в указанных районах, контроль водного пространства крупных рек, озер и прибрежной экономической зоны;
  • ведение патрулирования указанных акваторий;
  • содействие сухопутным войскам при проведении десантных операций и огневое прикрытие войск на флангах;
  • участие в десантных мероприятиях, подавление возможных очагов сопротивления на море и на суше.

Подобные цели и задачи были положены в основу проекта корабля, который должен был стать универсальным и современным боевым судном. Благодаря реализации этого проекта, Россия получала возможность в течение короткого промежутка времени существенно нарастить свою военно-морскую группировку на Каспии. Российские военные корабли с водоизмещением до 500 тонн, обладающие мощным ракетно-пушечным вооружением, должны были стать хозяевами на этом морском театре.

Задачу по созданию кораблей нового класса поручили Зеленодольскому конструкторскому бюро, находящемуся в городе Зеленодольск, республика Татарстан. В основу проекта легли многолетний опыт в проектировании малых боевых судов, многолетние гидрологические наблюдения за акваторией Каспийского моря и Волжской речной системы. Военные моряки предъявили к конструкторам кораблей целый ряд требований, среди которых особо стоит отметить следующие:

  • новые военные корабли должны обладать хорошей мореходность, быть способными выдерживать волнение на море силой до 5-6 балов;
  • обязательно наличие малой осадки, позволяющей кораблям без проблем ходить по Волге в ее нижнем и в среднем течении;
  • корабли должны иметь увеличенную автономность и большую дальность хода;
  • вооружение кораблей должно отвечать современным требованиям ведения морской войны.

Работа над проектом началась в середине 90-х годов, когда флотское хозяйство России переживало острый экономический кризис. Флоту срочно требовались новые суда, поэтому работы над проектом велись в ускоренном режиме. Спустя несколько лет на столе в Главном Военно-Морском Штабе лежал готовый проект малого артиллерийского корабля проекта 21630 типа «Буян». С военно-технической точки зрения, новое судно больше напоминало корвет, поэтому неудивительно, что в западной классификации новые российские корабли были сразу причислены к классу корветов, получив шифр «Buyan class corvette».

История создания машины

По своей компоновочной схеме модель принадлежит к классу одномоторных расчалочных машин типа биплан. Основное отличие от своей базовой машины – наличие кабины наблюдателя в килевой части. Здесь располагается рабочее место метеоролога, не входящего в состав экипажа.

Корни АН 6 уходят в довоенное прошлое. Прототипом модели послужил проект СХ-1, разработанный в 1936 году, но так и не пошедший в серию. Это связано с невысокими скоростными характеристиками. Тихоходные машины были не очень востребованы в предвоенное время.

Только в 1945 году возникла идея об успешном использовании моделей с двухуровневым крылом. С учетом использования отдельных экземпляров машин, история конструкций самолетов в СССР еще никогда не была такой длинной для отдельно взятой модели.

Работы по конструированию АН 6 началась в марте 1948 года с пробного полета донорской машины в стандартной комплектации.

Первым летчиком предсерийного образца называют В.А. Диденко, он 21 марта 1948 года совершил полет на зондировщике атмосферы (ЗА) с новым двигателем АШ-62ИР и винтом АВ-911-21К.

Но задача не была выполнена, самолет поднялся только на высоту 5 км. Не хватало мощности двигателя, установленный мотор выдавал мощность 850 л. с. С учетом аварийной посадки в одном из последующих полетов в том же году, требовал доработки и привод управления двигателем.

Задание на создание высотного самолета получил ОКБ-153.

Строительство МАК типа «Буян»

Несмотря на то, что проектирование кораблей проекта 21630 осуществлялось в Зеленодольске, строительство первенца было доверено более опытным судостроителям, Петербургской судоверфи «Алмаз». В самом конце января 2004 года на этой верфи состоялась закладка головного корабля проекта, получившего название «Астрахань» в честь главной базы Каспийской военной флотилии.

Следует отметить что, несмотря на свои небольшие размеры, судно строилось достаточно долго, более 1,5 лет. Только в октябре 2005 года первый малый артиллерийский корабль типа «Буян» был спущен на воду. За это время были заложены серийные суда, в феврале 2005 года осуществлена закладка первого серийного корабля проекта 21630 «Каспийск», получившего впоследствие название «Волгодонск». На следующий год заложили второй корабль серии «Махачкалу». Последующее строительство кораблей нового проекта планировалось осуществлять на Петербургской верфи. Всего до 2016 года предполагалось сдать флоту 10 однотипных судов, из которых пять единиц должны были уйти на Каспий.

От первоначальных планов строительства новых кораблей пришлось отказаться. Серию сократили до 7 единиц. К тому же строительство первого и второго серийного корабля затянулось. Причиной такой длительной задержки стала проблема с выбором вооружения для судов этого класса. Головной корабль по системе речных каналов был переведен из Петербурга на Волгу. С сентября 2006 года корабль с бортовым номером 017 был зачислен в состав Каспийской военной флотилии. Именно он стал опытным стендом для испытания новых средств вооружений, которыми планировалось в дальнейшем оснастить серийные образцы. Головной акцент делался на совершенство зенитно-ракетного комплекса «Гибка», которыми планировалось оснастить боевые корабли. В высоких кабинетах рассматривалась идея установить на корабли более мощное ракетное вооружение, способное решать более глубокие тактические и стратегические задачи.

Первые серийные корабли «Волгодонск» и «Махачкала» были спущены на воду в декабре-апреле 2011-12 гг. В этот же период оба корабля под бортовыми номерами 018 и 020 вошли в состав Каспийской военной флотилии, составив вместе с головной «Астраханью» основное боевое ядро соединения.

Конструкция

Общий вид корабля

Общие характеристики

Полное водоизмещение – 949 тонн.

Длина – 74,1 м, ширина – 11 м, высота над ватерлинией – 6,57 м, осадка – 2,6 м.

Имеется частичное бронирование (орудийных башен, ходовой рубки и иллюминаторов).

Силовая установка

Четыре дизельных двигателя и два водомётных движителя. Мощность каждого из двигателей составляет 4350 л.с., или 3,2 МВт.

Первоначально проектом предусматривалась установка шестнадцатицилиндровых двигателей MTU 16V4000M90

компании MTU Friedrichshafen (Германия), однако из-за введения санкций против России поставка этих двигателей была отменена. Поэтому их заменили на четырёхтактные дизели с аккумуляторной топливной системой и турбонаддувом
CHD622V20STC
компании HND (КНР).

В дальнейшем, в соответствии с программой импортозамещения, на корабли планируется ставить аналогичные двигатели отечественного производства, изготовленные Коломенским заводом и Санкт-Петербургским предприятием “Звезда”.

Экипаж

Общая численность – 52 человека (офицеров, мичманов и матросов). Однако, учитывая высокую степень автоматизации, считается, что для управления кораблём и его боевыми системами достаточно экипажа в 29-36 человек.

Основные конструктивные особенности

Главная особенность конструкции боевых МАК типа «Буян» заключается в том, что все основные комплектующие, узлы и агрегаты, бортовое оборудование кораблей отечественного производства. В процессе производства многие детали корпуса и надстройки были унифицированы, что позволило в дальнейшем быстро развернуть серийное производство уже следующей модификации судов этого класса типа «Буян-М».

На базе кораблей первой серии проекта, были разработаны более мощные боевые суда. Следующая модификация малых артиллерийских кораблей создавалась на основе доработанного проекта 21631 и получила шифр «Буян-М». Это были корабли уже большего водоизмещения, 950 тонн в сравнении с предыдущими 500 тоннами. Изменилось и вооружение кораблей. Основным ударным компонентом на кораблях стали пусковые установки шахтного типа для пуска крылатых ракет «Калибр». На судне предполагалось установить 8 пусковых установок. Появление этого оружия, позволило начать строительство улучшенной версии Буянов. Новые корабли были уже не просто плавучими артиллерийскими платформами с ограниченными тактическими возможностями. Современные российские корветы становились весомым элементом стратегического планирования. Вооруженные крылатыми ракетами российские суда могли из акватории Каспийского моря наносить удары в глубину сопредельных территорий на расстояние до 1000-1500 км.

Подтверждением высокой боевой мощи российских ракетных кораблей типа «Буян-М» стали боевые пуски крылатых ракет в октябре 2015 года по позициям исламских террористов на территории Сирии. Пуски осуществлялись из районов в акватории Каспийского моря, находящихся от целей на расстоянии 1800 км.

Корабли имели конструкцию, которая позволяла обеспечить проведение ремонтных работ в местах постоянного базирования судов, в Астрахани и в Махачкале. Как и в большинстве случаев, проекты 21630 и 21631 имеют экспортный вариант – проект 21632 под шифром «Торнадо». В отличие от отечественных судов, корабли, строившиеся на экспорт, рассчитаны под установку других видов вооружений.

На сегодняшний день серийное строительство кораблей этого проекта приостановлено ввиду недостаточной мощности имеющегося вооружения. В современных условиях боевой корабль, должен иметь более мощное и универсальное оружие, способное наносить удары по любым целям, как на море, так и на суше. Корабли проекта 21631 «Буян-М», оснащенные «Калибрами» куда предпочтительнее. Россия в этом плане сумела стать признанным лидером, спроектировав и построив корабли небольшого водоизмещения с вооружением ракетного эсминца. Дальнейшая судьба малых артиллерийских кораблей стоит под вопросом, даже несмотря на то, что сохраняется потребность в таких кораблях для действия на крупных реках. Рассматривается вариант перевооружения имеющихся в строю трех кораблей проекта ударными противокорабельными комплексами «Уран», подобными тем, которыми оснащаются корабли экспортной постройки.

Ссылки и источники информации

  • Корабли проекта 21631 на страже морских рубежей — МРК Буян М

  • https://ria.ru/20160314/1389589685.html
  • https://www.nationaldefense.ru/includes/periodics/navy/2018/0723/152524776/print.shtml
  • https://army-news.ru/2011/03/korabl-buyan-21631/
  • https://topwar.ru/101672-malyy-raketnyy-korabl-uglich.html
  • https://baltnews.lt/vilnius_news/20190709/1019284818/Russia-korabli-izmenenie-buyan.html
  • https://newsland.com/community/5234/content/malyi-raketnyi-korabl-ingushetiia-proekta-21631-otveden-na-chernoe-more/6852928
  • https://flotprom.ru/2016/Оборонка184/
  • Buyan Class Corvettes (Project 21630/21631)
  • https://bastion-karpenko.narod.ru/21631.html
  • https://flot.com/news/vpk/index.php?ELEMENT_ID=53875
  • https://e-news.su/mnenie-i-analitika/309802-kakoy-flot-stroit-rossiya-i-dlya-chego.html
  • https://iz.ru/959503/2019-12-28/osnashchennyi-kalibrami-korabl-ingushetiia-priniali-v-sostav-chernomorskogo-flota
  • https://tass.ru/armiya-i-opk/5979716
  • https://lenta.ru/news/2015/10/07/3m14/
  • https://www.kommersant.ru/doc/2826759
  • https://www.burevestnik.com/products/a190.html
  • https://pvo.guns.ru/naval/roy.htm
  • https://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/3m14e/3m14e.shtml
  • https://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/3m54e1/3m54e1.shtml
  • https://www.arms-expo.ru/armament/samples/1871/77237/
  • https://roe.ru/catalog/voenno-morskoy-flot/korabelnye-radioelektronnye-sistemy/pozitiv-me1-2/
  • https://www.oborona.ru/includes/periodics/navy/2013/0225/154010177/detail.shtml

Технические характеристики

Основные характеристики машины выделяются такими показателями:

  • общая длина – 12,8 м;
  • габаритная высота – 4,68 м;
  • размах крыла верхнего яруса – 18,17 м;
  • размах крыла нижнего яруса – 14,23 м;
  • общая площадь крыла – 46,8 м2;
  • масса машины: снаряженная – 3,64 т, максимальная на взлете – 5,25 т.

Технические характеристики поставленной модели на конвейер в Киеве имеют следующие значения:

  1. Предельная дальность полета – 1,61 тыс. км.
  2. Время достижения высоты: до 7000 м за 33 мин.
  3. Высотный потолок стабильного полета – до 10 км.
  4. Показатели максимальной скорости: у земли – 234 км/ч, на высоте около 7000 м – 285 км/ч.

Следует отметить, что в рабочем режиме выполнения работы скорость поддерживалась на уровне 185 км/ч. Посадочная скорость составляет не менее 80 км/ч. Управляется самолет экипажем из двух человек.

С учетом простоты конструкции, легкости в обслуживании настоящая модель еще долгие годы служила по своему назначению. На основе этого самолета были разработаны самолет Ан-3 – противоаэростатный и АИ-25, который имел уже турбореактивный двигатель и потолок в 20 км.

К сожалению, они не пошли в серию, но оказали огромное влияние на дальнейшее развитие авиастроения.

Военные корабли до ХХ века

В античное время основная масса кораблей, приспособленных для каботажного плавания, разделялись по количеству рядов весел. Наличие большого количества гребцов, требовавших большое количество пищи, не способствовало развитию дальнего мореплавания.

С появлением паруса началось развитие флота и укрупнение судов. Вместе с развитием навигационных приборов и технологий развивался флот, к XV веку позволивший совершать первые крупные плавания через океаны.

Богатство Нового Света подстегнуло европейских кораблестроителей, и уже в XVIвеке начинает развиваться и усложняться конструкция боевых кораблей. Чуть позднее флот начнет делиться на классы и ранги.В то время главным критерием считалось либо количество орудий, либо парусное вооружение судна.

Вторая классификация делила корабли в зависимости от наличия или отсутствия тех или иных парусов. Различались трехмачтовые и двухмачтовые парусники, а также одномачтовые разновидности совсем небольших судов, использовавшихся, как правило, для перевозки почты.

Названия корабли могли носить любые, связанные с личными именами, религиозной или географической составляющей. Бывали случаи, когда за особые заслуги имя корабля оставляли на флоте, хотя сам корабль мог и не существовать. На русском флоте самым ярким примером стал бриг «Меркурий» и несколько кораблей «Память Меркурия».

С появлением механизмов и переходом от паруса к машине многие названия типов судов укоренились и остаются до нашего времени. Главным отличием любого корабля стали размеры, водоизмещение или тоннаж. История пароходов, хоть и не насчитывала так много веков, как парус, но ярко вписала страницы во флотскую летопись.

https://youtube.com/watch?v=WOUsO4CO5DQ

Развитие техники свело на нет целые группы, когда-то грозных кораблей, и перевела классы в иные ранги. Так, к примеру, ХХ век показал слабость линейных кораблей перед авианесущими группами.Вторая мировая война вообще внесла крупные правки в картину боевых кораблей в мире. И если 300 лет назад фрегат был крупным судном, то сейчас он сошел до ступени сторожевых кораблей.

История создания

В середине 1966 года Министерство Оборонной Промышленности, осознало тот факт, что первое поколение противотанковых ракет не вписываются, в первую очередь, в стандарты показателей поражающей дальности того времени. Расстояние огневого контакта в 2.5 км признали недостаточным. Но, как говориться, лучше синица в руках, чем журавль в небе, вышеупомянутые ракеты на вооружение приняты были.

9К111 Фагот

Среди конструкторских бюро был объявлен конкурс, по результатам которого должен был появиться противотанковый ракетный комплекс второго поколения. Военные начальники хотели получить образец изготовленный, по принципу «дешево и качественно», и заявили конкурсантам о технических требованиях, которые желали видеть в окончательном варианте образца.

При этом военные хотели, чтобы технологичность процесса не требовала крупных денежных вложений.

В то же время материалы и технологии, используемые конструкторами при изготовке оборонной промышленности, явно не могли позволить изготовить ракету заданных параметров. И чтобы претворить в жизнь желания руководства требовалось, по меньшей мере, привлечь усилия волшебников.

ПТРК “Конкурс”

О целесообразности требований военных по отношению к производственным технологиям взялся объяснять полководцам представитель тульского КБ Приборостроения в своей презентации анализа их техзадания на ракету. После этого требования снизились. Сверхзвуковую скорость заменили дозвуковой, за счет чего уменьшился вес и денежные вложения в процесс изготовления. Разработку комплекса доверили тульскому заводу Приборостроения.

В состав инженерной команды разработчиков входили ценители музыкальных инструментов, потому что свою проецируемую модель они изначально назвали «Гобой». За основу взяли систему «Фагот» уже разработанную к тому времени.

Нововведения оказались настолько успешными, что на заводе перестали считать проект глубокой модернизацией «Фагота» и спустя год, в 1970 году, модели дали новое имя «Конкурс», воспринимая ее как отдельно сконструированный образец.

Испытания новой «танковой угрозы» шли еще три с половиной года. Конструкторы год от года оттачивали комплекс до состояния идеала. Как результат, после успешной демонстрации ПТРК «Конкурс» военным представителям, в начале 1974 года был издан приказ Министра Обороны о принятии комплекса на вооружение.

Описание конструкции

Корпус

Стальной корпус АКА пр. 1204 был гладкопалубный, в отличие от предыдущих советских БКА для использования катеров в прибрежных мелководных районах морей, с тоннельным образованием в подводной части в районе движителей. Кроме того, был увеличен запас общей прочности корпуса (1,75) и он был разделен водонепроницаемыми переборками на 12 отсеков.

Деление на отсеки:

1. — форпик (0—4 шпангоут); 2. — кубрик мичманов (4—9 шпангоут); 3. — носовой артотсек (9—12 шпангоут); 4. — кубрик команды (12—17 шпангоут); 5. — командирский отсек с радиорубкой (17—21 ½ шпангоут); 6. — кубрик команды (21 ½—25 ½ шпангоут); 7. — отсек управления ПУД (25—29 ½ шпангоут); 8. — генераторный отсек (29 ½—33 шпангоут); 9. — моторное отделение (33—41 шпангоут); 10. — кормовой подбашенный отсек (41—44 шпангоут); 11. — камбуз (44—48 шпангоут); 12. — ахтерпик (48 шпангоут — транец).

Бронирование

У АКА пр. 1204 были забронированы следующие участки: ходовая рубка
(стенки 10 мм, крыша 4 мм), борта (броневой пояс толщиной 8 мм от 26 до 46 шп.) и палуба в районе моторного отделения и поста управления двигателями (4 мм), танковая башня от ПТ-76Б (лоб 16 мм, стенки 16 мм, крыша 16 мм), барбет башни, где размещался боезапас (16 мм), ЗПУ 2М-6 (7+7 мм), барбет ЗПУ (16 мм) и переборка на 26 шп (4 мм).

Энергетическая установка и ходовые качества

Главная энергетическая установка была двухвальная с расположением главных двигателей
в одном моторном отделении. В качестве главных двигателей использовались дизели типа «М-50Ф» (ресурс до переборки 600 ч.) мощностью 1200 л.с. каждый. Электроэнергетическая система переменного тока с напряжением в 380 В включала в себя два автоматизированных дизель-генератора типа «ДГА-25-9» мощностью по 25 кВт, расположенные в генераторном отделении.

На АКА 1204 применялась система дистанционного управления дизельными установками «Орион».

Охлаждение двигателей предусматривалось забортной водой. Однако у АКА 1204 на р. Амударье была оборудована автономная система охлаждения. По бортам катеров были сварены регистры из труб, проходя через которые вода из двигателей охлаждалась.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]