Испокон веков создание меча было очень сложным делом, даже такие народы, как викинги, славяне и даже итальянцы не производили клинки своих каролингских мечей, а заказывали их у немецкого мастера, находившегося на территории современной Франции. Сразу оговорюсь. Речь идет о мечах наивысшего качества, которые выковывались исключительно для элиты. Между прочим, в то время в основном этим оружием могли владеть преимущественно знатные персоны. Кстати, для изготовления таких шедевров оружейного искусства требовалась особая тигельная сталь, секретом изготовления которой владели в Индии. Да, да. Представьте себе. Викинги воевали оружием, которое выковал немецкий мастер, да еще и из индийской стали. Вот сейчас я половину “жителей” канала – одержимых ножами вверг в шок.
О мечах из индийской стали я обязательно напишу в следующей статье про мечи. Это будет экскурс в историю о величайшем мастере – кузнеце Ульфберте, клеймо которого украшало мечи всех знатных правителей и великих воинов, как Руси, так и скандинавских земель. Ну что, а пока, речь идет об изготовлении романского меча в средневековье.
Железо приходит в Европу
Ассирийские воины с мечами, на ножнах которых видны характерные «крылышки»
Когда мы говорим о том, что железо появилось в Европе тогда-то и тогда-то, то это вовсе не означает, что люди вот так одновременно сразу и додумались до того, чтобы заменить им бронзу. Например, есть много данных о том, что первыми открыли возможность использования железа племена, жившие в бассейне Дуная (район современной Австрии и Венгрии), а уже оттуда они вторглись в Грецию, где и уничтожили господство города Микены над всей территорией Эгейского моря. Появившаяся здесь культура получила название гальштаттской — опять же по названию места, где были обнаружены ее археологические памятники, но кто основал ее, кто были эти самые «люди из Гальштатта», сказать точно историки не в состоянии. Известный британский историк оружия Эварт Окшотт высказывал даже такое предположение, что эти самые люди с их новым, усовершенствованным вооружением были наемниками из Урарту и Ассирии и что именно оттуда они и принесли с собой свои знания. Как бы там ни было, но они так же, как и микенцы, ездили на колесницах, но вот их мечи и ножны очень походили на ассирийские! По форме мечи «людей Гальштатта» повторяли многие черты ранних бронзовых, но отличались тем, что предназначались для рубящих ударов и должны были использоваться возничими боевых колесниц. Они имели большую длину и острия клинков характерной формы, которая совершенно явно не предназначалась для укола.
Впрочем, не все и здесь так просто, потому что типы мечей на обширной территории Европы, в том числе и в районах, находившихся под влиянием гальштаттской культуры, менялись постоянно. Правда, основных их типов, появившихся между 950-м и 450 гг. до н.э., оказалось всего три: длинный бронзовый меч для рубящих ударов, затем тяжелый железный меч, сохранивший форму бронзового оригинала, и, наконец, короткий железный меч, по форме напоминавший листтростника и несколько расширяющийся в сторону острия. Зато собственно гальштаттские мечи практически совсем не менялись и к тому же имели очень характерную рукоять, навершие у которой напоминало… мексиканскую шляпу!
Детали гальштаттских мечей
Интересно, что длина одного из таких мечей от навершия до кончика составляет 108 см, то есть он, скорее всего, принадлежал всаднику, которому требовалось рубить мечом стоя на колеснице, а не пехотинцу, для которого он был явно слишком велик. Интересно, но, кроме длинных, у гальштаттцев были и мечи более короткие, с навершием в форме изогнутых в разные стороны антенн, причем один из них опять нашли в реке Темзе, прямо посреди Лондона! Впрочем, известны и более ранние мечи с «антенными» навершиями, сделанные целиком из бронзы. Так что это, видимо, как раз тот самый случай, когда оружейные мастера просто взяли да и заменили один материал клинка на другой, а все остальное оставили без изменений.
Раскопки в погребениях гальштаттских воинов не дают ни малейшего намека на то, как носились эти длинные мечи, а решить этот вопрос было бы интересно, таккак это может пролить свет на одну любопытную деталь их ножен, встречающуюся в этих же самых могилах. По форме она напоминает разведенные в стороны «крылышки», а находились они на конце ножен. При этом следы износа и трения о землю на них отсутствуют, а это значит, что земли эти оковки не касались! И вот тут-то английский историк Эварт Окшотт как раз и придумал, каким образом все это можно было бы связать с древней Ассирией. Оказывается, у ассирийцев тоже были похожие оковки на концах ножен, о чем свидетельствуют фигуры с барельефов из ассирийских дворцов. При этом показательно, что мечи у ассирийцев висят на поясе таким образом, что их рукоятки находятся прямо у груди — и понятно почему. Ведь если воин сражается стоя на колеснице, то ножны не могут болтаться у него между ног, потому что в этом случае он может за них запнуться и упасть! Ну, а оковки в этом случае необходимы были в качестве упора для руки в тот самый момент, когда длинный меч выхватывался из длинных ножен!
Дамаск и булат: история изготовления клинка
Наверняка вы слышали о дамасской стали, о булатных мечах. Об этом оружии веками слагали легенды, а технологию ковки клинка держали в тайне. Но вопрос в другом. Как вообще первым металлургам без современных знаний пришла мысль соединить воедино слои мягкой и твердой стали для изготовления этих клинков? Что получили? Такой себе «бутерброд» – многослойную заготовку. Металл для ножей проковывали, складывали, вновь проковывали, повторяли эти действия до тех пор, пока количество слоев металла не достигало одной тысячи, а то и выше. В итоге оружие становилось твердым и упругим одновременно. Далее металл для клинков полировали, и на нем проступали характерные для дамасской стали разводы – результат многослойности. Красиво? Очень.
Булат получали иначе – за основу брали высокоуглеродистую сталь. Это был практически чугун, который сохранял способность к ковке. При плавке в него добавляли частицы низкоуглеродистого металла, которые, охлаждаясь, придавали оружию отличные режущие свойства.
Чем короче, тем лучше!
Пехотный кинжал-пугио в ножнах
Затем гальштаттцы без следа растворились среди многочисленных европейских народов, а форму мечей у тех же самых греков стала определять уже не мода, а исключительно их тактика. Дело в том, что греческие воины сражались фалангой, прикрываясь большими разрисованными щитами. Фаланга состояла из 1000-1200 человек по фронту и восьми рядов в глубину, причем основным оружием ее воинов служили не мечи, а копья. Мечи использовались ограниченно, во-первых, если у воина ломалось копье, а во-вторых, для того чтобы добить поверженного наземь противника — мотив, очень часто встречающийся на древнегреческих вазах. Мечи имели длину 75-60 см и были пригодны и для укола, и для рубки, однако греки имели не только прямые, но также и однолезвийные изогнутые мечи-махайры (другое название — копис), происходившие из Испании. При этом, по мере развития слаженности действий воинов фаланги, длина мечей стала уменьшаться, причем в особенности это было заметно в армии Спарты, так что к 425-400 гг. до н.э. они стали похожи не столько на мечи, сколько на кинжалы. У спартанского царя Агесилая как-то однажды спросили, почему, мол, спартанские мечи так коротки, на что он ответил: «Потому что мы сражаемся вплотную к врагу!». Таким образом, меч был, скорее всего, укорочен для того, чтобы сделать его более удобным в той давке, которая возникала во время столкновения двух фаланг. Понятно, что в такой свалке победу мог одержать даже воин, лишенный доспехов, но ловкий и увертливый. Вот почему в V в. они и совершенно отказались от доспехов, за исключением щитов и шлемов, а на неприятеля наступали бегом! Когда в момент столкновения копье у спартанца ломалось, он наносил им удары по голове противника, а его короткий меч позволял наносить колющие удары, направленные в лицо, в бедра и в живот. Причем особенно эффективными они стали после того, как греки и из других городов, противостоящих спартанцам, тоже начали отказываться от доспехов, оставляя своим воинам только щиты и шлемы. То есть выучка всех воинов, действующих сообща, была, по их мнению, куда важнее мастерства каждого в отдельности!
Мечи древних кельтов
Кельты — воинственный народ, расселившийся по Западной Европе из Южной Германии в начале V в. до н.э. — поначалу также сражались, стоя на двуконных колесницах и бросая во врагов дротики, но затем, когда дротики у них заканчивались, сходили с колесниц на землю и вызывали самого храброго противника на одиночный поединок. При этом кельтский воин мог разразиться и варварской песней, прославлявшей его самого и его предков и… также потоком ругательств, оскорблявших своего врага!
1. Центрально-европейский меч позднего бронзового века, так называемый «антенный», 850-650 гг. до н.э. 2. Железный меч гальштаттской культуры. Австрия, 650- 500 гг. до н.э. Рукоять из слоновой кости и янтаря, украшена золотой фольгой 3. Железный меч греческих гоплитов, около IV в. до н.э. 4. Железный однолезвийный меч из Испании, V-VI вв. до н.э. 5. Железный клинок меча латенской культуры, около VI в. до н.э., Швейцария 6. Железный меч с бронзовой рукоятью, покрытой эмалью. Камбрия, Англия, I в. н.э. 7. Железный римский короткий меч легионеров — гладиус, I в. н.э. 8. Римский меч-гладиус позднего типа с параллельными краями. Помпеи, конец I в. н.э.
Впрочем, довольно скоро у кельтов появились воины четырех типов: тяжеловооруженные пехотинцы, главным оружием которых как раз и являлся меч, легковооруженные пехотинцы — метатели дротиков (коротких легких копий), всадники-кавалеристы и традиционные бойцы на колесницах. При этом, по описаниям древнеримских историков, кельтские воины в бою обычно поднимали мечи над головой и обрушивали их на врага сверху так, словно они рубили дрова. Находят кельтские мечи буквально сотнями, так что ученые смогли их хорошо изучить и классифицировать. Поскольку целый ряд таких мечей был обнаружен в местечке Ла-Тен, то и культуру, которой они были свойственны, назвали латенской и даже выделили в ней четыре фазы. Латенские мечи имели среднюю длину 55-75 см, в сечении походили на ромб, а рукоять имели отлитую из бронзы. Интересно, что носили их не на левом, а на правом боку, на железной либо на медной цепи. Только во времена Цезаря мечи у кельтов стали достигать одного и более метра в длину, причем их рукоятки стали украшать эмалью и даже драгоценными камнями. Но и более короткими мечами они сражались очень умело и отважно. Так что воевать с кельтами тем же римлянам было очень нелегко — особенно если они бились такими длинными мечами. Поэтому им ничего не оставалось, как разработать для этого и соответствующее вооружение и… соответствующую ему тактику!
Основные способы получения железа и стали
С древности основным способом получения железа был так называемый «сыродутный» процесс, когда в печь с рудой (горн или домницу) загружали большое количество руды, древесного угля, флюсов и для поддержания горения вдували неподогретый («сырой») воздух. При этом большая часть железа уходила из руды вместе со шлаком. Серьёзный технологический прорыв в металлургии произошёл лишь в начале XVI века, с открытием «прямого» передельного процесса получения качественной стали из руды.
Традиционная «железоделательная» печь представляла собой усечённый конус высотой от 1 до 2 метров, с диаметром в основании примерно 60-80 см. Горн сооружался из огнеупорного кирпича или камня, сверху его обмазывали глиной, которую затем обжигали. В печь вела труба для подачи воздуха, который нагнетался с помощью мехов, а в нижней части горна находилось отверстие для отвода шлаков.
Однородность сырью придавали с помощью повторного пережигания фракций крицы (чугуна) в сталь и обработкой полученного железа и стали методом ковки. Этот процесс решал сразу несколько задач:
- Очистку железа и стали от лишних примесей;
- Сварку разных слоёв стали;
- Изготовление клинка;
- Тепловую обработку при доводке и закаливании готового изделия.
Кузнецы-оружейники для придания стали нужных свойств насыщали сплав углеродом либо, напротив, выжигали его избыток. Необходимая температура нагрева металла при всех процессах высчитывалась мастерами исключительно по цвету его накала.
В форме листа гладиолуса…
В ответ на угрозу со стороны кельтов, которых римляне называли галлами, в Риме был создан самый замечательный комплекс оружия из всех, какие только до этого существовали! Так, легионеры, то есть воины, сражающиеся в составе легиона, вооружались колюще-рубящим мечом «гладиус хиспаниенсис», т.е. «гладием из Испании». Два наиболее ранних меча этого типа были найдены в Словении, и датируются они примерно 175 г. до н.э. У них довольно тонкие, ромбического сечения клинки, которые и впрямь чем-то похожи на лист гладиолуса длиной 62 и 66 см, и ими действительно удобно и рубить, и колоть. Вторым являлся метательный дротик пилум, который предназначался, прежде всего, для того чтобы пронзить щит вражеского воина и по возможности его ранить. При этом длинная втулка его острия под весом древка легко изгибалась, так что ни извлечь его из этого щита, ни обрубить мечом было невозможно — и получалось, что щит вместе с застрявшим в нем пилумом приходилось бросать!
Кремневый кинжал, имитирующий форму ранних, уже существовавших бронзовых кинжалов, что говорит о том, что люди всегда больше доверяют старому, чем новому. Тщательная отделка свидетельствует о мастерстве его создателя. Найден в Швеции
Но самым впечатляющим римским изобретением явился легионерский щит — скутум, который имели все без исключения «тяжелые» пехотинцы! Вначале он имел овальную форму, а впоследствии превратился в изогнутый, словно вырезанный из огромной трубы, прямоугольник, шириной около 70-ти см и более метра высотой! Делали его из склеенных между собой вдоль и поперек деревянных пластинок, то есть из фанеры, после чего обтягивали кожей, войлоком, а еще сверху тканью, поверхность которой обычно ярко раскрашивалась. Ручка у такого щита располагалась горизонтально, причем снаружи сделанное под нее углубление прикрывала специально приделанная к щиту выпуклость — умбон, у ранних щитов деревянный, а у более поздних — металлический. Кроме того, щит имел металлическую обивку вдоль верхней и нижней кромок. Вес такого щита достигал у самых тяжелых его образцов 10 кг, а у легких — 7-8, так что, по сути дела, это была самая настоящая «садовая калитка», с которой римский воин шел в бой, будучи закрыт с головы до ног. Маневрировать и как-то парировать удары таким щитом уже не требовалось, здесь все зависело от общей тактики и выучки всего легиона. Дело в том, что, атакуя врага, римляне шли на него стройными рядами, и по команде бросали дротики-пилумы, целясь в щиты своих противников. Поскольку пользоваться щитом с застрявшим в нем пилумом становилось невозможно, тем приходилось их бросать, — и вот тут-то римляне их и атаковали уже с мечами в руках!
Важный проект
Расскажите о проекте «The Narrow Road». Что это за фильм и какой у него сюжет? Кто в нем снимается, кто его режиссирует и где можно его посмотреть?
«The Narrow Road» (Узкая дорога) – амбициозный кинопроект, который сейчас находится в производстве. Я сотрудничаю с проектом последние 2 года. Мы все еще находимся на стадии подготовки к производству, поэтому дата выхода фильма на экраны еще не известна.
Я работаю в проекте ведущим художником-конструктором, кузнецом-оружейником, консультантом и техником-оружейником, а также графическим веб-дизайнером.
Фильм основан на классической книге Джона Баньяна «Путешествия Пилигрима». Эта книга была впервые опубликована в 1678 году (она оказала большое влияние на таких авторов, как Толкиен, Льюис, Честертон), и ее считают величайшим аллегорическим произведением всех времен.
Роман считается английской классикой, и уже на протяжении многих поколений расходится по всему миру миллионными тиражами и переведен на десятки языков. Это эпическое произведение описывает путешествие пилигрима в поисках спасения от надвигающегося рока.
Кристиан, главный герой книги, пилигрим, должен одолеть на своем пути много препятствий и повстречать самых разных персонажей – странных, необузданных и даже злых – по дороге в прекрасный Небесный Град.
Эта книга – прекрасная аллегория жизни верующего человека, борьбы с грехами, и спасения в Боге, который только и может дать нам избавление от грехов и страданий. Она излагает глубокие вопросы теологии простым, доступным, но ярким языком. Читатели, полюбившие книгу за ее идейный посыл, простоту и интересные приключения, я думаю, примут и полюбят и этот фильм, который следует букве и духу романа Баньяна.
Идут съемки «Узкой дороги»
В фильме будут использоваться современные технологии кинематографии, чтобы действие развивалось в мире, похожем на сон, как у Баньяна, а художественное оформление, хоть и будет фантастичным, будет напоминать средневековый мир.
Колоть лучше, чем рубить!
Разбежавшись как следует, легионер обрушивал на противника и вес своего тела, и вес щита и пытался опрокинуть его на землю. Если тот падал, его добивали колющим ударом меча, причем как раз длинные-то мечи при этом и не требовались! Колоть в этом случае было гораздо удобнее, чем рубить! А вот если легионера в свою очередь кто-то пытался ударить своим длинным мечом, то… от этого его защищала металлическая кромка скутума!
Что же касается римской конницы, то меч всадника был немного длиннее, чем у пехотинца — ведь ему же приходилось рубить с коня, — и назывался он спата. Устройством же оба они были практически одинаковы: клинок был ромбической формы, рукоять (обычно из слоновой кости) имела вырезы под пальцы, ну а массивное «яблоко» навершия и гарды делались из дерева.
Римские пехотные мечи (гладиусы). Слева — ранний вариант, справа — поздний
К концу I в. до н.э. — началу I в.н.э. это было по-прежнему оружие с вытянутым колющим острием, длиной 50-56 см и весом около одного килограмма. К концу века мечи стали делать одинаковой ширины по всей длине лезвия и с более коротким острием. Причем точно такими стали и мечи у всадников (у них его длина составляла 60-70 см), так что называть их по старинке гладиусом можно было только в силу традиции, а так от листа гладиолуса в них уже ничего и не осталось! Интересно, что щиты у конных воинов, так же как и у союзников римлян, служивших в римской армии, были овальными либо восьмиугольными и плоскими, в отличие от традиционного легионерского скутума. Видимо, именно по ним этих воинов в пылу битвы и отличали!