Средневековые полутораручные мечи и их яркий представитель — Бастард

Полуторный меч

Меч — орудие убийства с налетом романтики. В руках бесстрашных воинов безмолвный свидетель страшных сражений и смены эпох. Меч олицетворял смелость, бесстрашие, силу и благородство. Его клинка боялись враги. Мечом храбрые воины посвящались в рыцари и короновались венценосные особы.

Полуторные мечи или мечи с рукояткой в полторы руки существовали с эпохи Возрождения (13 век) и до позднего средневековья (16 век). В 17-м веке мечи сменяются рапирами. Но мечи не забыты и блеск клинка до сих пор будоражит умы писателей и кинематографистов.

Типы мечей

Longsword — длинный меч

Longsword

Рукоять у таких мечей на три ладони. При хвате обеими руками за эфес меча, оставалось несколько сантиметров ещё на одну ладонь. Это делало возможным сложные манёвры фехтования и удары с использованием мечей.

Бастард или «незаконнорожденный» меч (bastard sword) — классический пример среди полуторных мечей. Рукоять у «бастардов» была меньше, чем на две, но больше, чем на одну ладонь (около 15 см). Этот меч — не longsword: ни два, ни полтора — не для одной руки и не для двух, за что и получил такое обидное прозвище. Использовался бастард, как оружие самозащиты, и прекрасно подходил для каждодневного ношения.

Надо сказать, что сражались этим полуторным мечом не используя щита.

Появление первых экземпляров полуторных мечей датируется концом 13 века. Полуторные мечи были разных размеров и вариаций, но их объединяло одно имя — мечи войны. Этот клинок был моден, как атрибут к седлу лошади. Полуторные мечи всегда держали при себе в поездках и походах, чтобы в случае чего защитить себя от неожиданной атаки врага.

Боевым или тяжёлым полуторным мечом в сражениях наносили сильные, не дающих право на жизнь, удары.

Бастард, имел узкий прямой клинок и был незаменим для колющих ударов. Самым известным представителем среди узких полуторных мечей — клинок английского война и принца, участвовавшего в войне 14 века. После смерти принца, меч помещают над его могилой, где он и находится до 17 века.

Английский историк Эварт Оукшотт изучал древние боевые мечи Франции и классифицировал их. Им отмечались постепенные изменения характеристик полуторных мечей, в том числе менялась и длина клинка.

В Англии в начале 14 века появляется «большой боевой» полуторный меч, который носят не в седле, а на поясе.

Примерное определение

Хоть оно и расплывчато, можно назвать две характеристики, которыми должен обладать настоящий меч.

  1. Он должен иметь продольную ось симметрии – изогнутые клинки (типа ятагана) к этому типу не относятся.
  2. Он должен позволять наносить как рубящие, так и колющие удары. А вот какие будут предпочтительными – зависит от «специальности» воина, особенностей обмундирования потенциального противника и принятой в данный период времени тактики.

При этом отличить короткий меч от длинного кинжала непросто.

К их числу принято относить и скифские акинаки, хотя археологами давно доказано – это было исключительно колющее оружие.

Характеристики

Полуторный меч и ножны для него

Длина полуторного меча от 110 до 140 см., (весом 1200 г. и до 2500 г.) Из них, примерно метр меча — часть клинка. Клинки полуторным мечам ковали разных форм и размеров, но все они были эффективны при нанесении различных сокрушительных ударов. Существовали основные характеристики клинка, по которым они отличались между собой.

В средневековье клинки полуторных мечей тонкие и прямые. Ссылаясь на типологию Оукшотта: постепенно клинки вытягиваются и утолщаются в поперечном сечении, но утончаются на конце мечей. Также видоизменяются и рукояти.

Поперечное сечение клинка разделяется на двояковыпуклые и алмазообразные. В последнем варианте центральная вертикальная линия клинка обеспечивала твёрдость. А особенности ковки мечей добавляют варианты в сечения клинка.

Высокой популярностью пользовались полуторные мечи, чьи клинки имели долы. Дол — это такая полость, идущая от крестовины вдоль клинка. Заблуждение, что долы делали, как кровосток или для легкого изъятия меча из раны. На самом деле отсутствия металла в середине по центру клинка делало мечи легче и маневренней. Долы бывали широкими — почти во всю ширину клинка, до более многочисленных и тонких. Длина долл также различалась: во всю длину или на треть от общей длины полуторного меча.

Рукоятка полуторного меча

Крестовина была удлинена и имела дужки для защиты руки.

Важным показателем качественно выкованного полуторного меча был его точный баланс, распределённый в нужном месте. Полуторные мечи на Руси были сбалансированы в точке поверх рукояти. Брак меча обязательно выявлялся во время сражения. Стоило кузнецам ошибиться и сместить центр тяжести полуторного меча наверх, меч, при наличии смертоносного удара, делался неудобным. Меч вибрировал от удара о мечи противника или доспехи. И это оружие не помогало, а мешало солдату. Хорошее оружие было продолжением руки война. Мастера кузнечного дела умело выковывали мечи, правильно распределяя определенные зоны. Эти зоны — узлы лезвия, при правильном расположении гарантировали качественный полуторный меч.

Щит и полуторный меч

Определенные системы борьбы и разнообразные стили делали бой с мечом сродни искусству, а не хаотичным и варварским. Различные учителя обучали техникам ведения боя с полуторным мечом. И не было эффективней оружия в руках опытного воина. С этим мечом не нужен был щит.

А все благодаря доспехам, принимавшим удар на себя. До них одевалась кольчуга, но она была не способна защитить война от удара холодного оружия. Легкие пластинчатые доспехи и латы в массовом количестве стали выковывать мастера кузнечного ремесла. Есть заблуждение, что железные доспехи были очень тяжелые и в них было невозможно двигаться. Отчасти это верно, но только для турнирной экипировки, имевшей вес около 50 кг. Военные доспехи весили меньше в два раза, в них можно было активно двигаться.

Не один клинок полуторного меча использовался для атаки, но и гарда в качестве крюка, способная сбить с ног и навершие.

Обладая искусством фехтования солдат получал необходимую базу и мог браться за другие виды оружия: копьё, древко и так далее.

Несмотря на кажущуюся легкость полуторных мечей, для сражений с ним требовалась сила, выносливость и ловкость. Рыцари, для которых война была буднями, а мечи их верными спутниками, ни дня не проводили без тренировок и оружия. Регулярные занятия не давали им потерять свои воинственные качества и погибнуть во время боя, который шёл без остановок, интенсивно.

Предназначение длинного клинка

Клинки на одну руку всегда использовались шире двуручных. Но ближе к концу средних веков немалую популярность в Европе обрел двуручный меч. Его появление связано с изменениями в оснащении воина.

Длинный каролингский меч – оружие на одну руку, для опытного воина средних веков было удобным и эффективным.

Его было легко всюду носить с собой, можно было сражаться пешим или на коне. Благодаря низкому расположению центра тяжести, меч был менее обременителен, чем молот или палица. Солдат с ним мог двигаться быстрее, применять против врага не только силу, но и ловкость, и скорость.

В бою противника удавалось рубить, резать, колоть и просто бить плашмя. Некоторые средневековые рисунки показывают, что драться можно было даже рукояткой. Поскольку одноручный меч был легок, второй рукой можно было держать щит, защищаясь от вражеских атак.

Доспехи времен зари и расцвета средневековья не отличались большой прочностью и были доступны только богатым. С кожаными же латами или кольчужной рубашкой короткий меч справлялся без проблем.

Школы и техники полуторного меча

Фехтование с полуторным мечом

Наиболее популярными становятся немецкие и итальянские школы. Было переведено, несмотря на трудности, самое раннее руководство немецкой школы по фехтованию (1389 г)

В этих руководствах мечи изображались удерживаемыми двумя руками за эфес. Большую часть руководства занимал раздел с одноручным мечом, показывались методы и плюсы одноручного держания меча. Изображалась, как неотъемлемая часть схватки в доспехах, техника половины меча.

Отсутствие щита породило новые фехтовальные приёмы. Были такие инструкции по фехтованию — «фехтбухи», с руководствами от известных мастеров этого дела. Отличные иллюстрации и учебник, считающийся классическим, оставил нам в наследии не только боец, но и прекрасный художник и математик Альберт Дюрер.

Но школы фехтования и военная наука не одно и то же. Знания из фехтбухов применимы для рыцарских турниров и для судебных поединков. На войне солдат должен был уметь держать строй, меч и побеждать, стоящих напротив, врагов. Но трактатов на эту тему нет.

Простые горожане также умели держать оружие и полуторный меч в том числе. В те времена без оружия — никуда, однако меч не каждый мог себе позволить. Железо и бронза, которые шли на хороший клинок были редки и стоили дорого.

Особой техникой фехтования полуторным мечом было фехтование без какой-либо защиты в виде доспехов и кольчуги. Голова и верхняя часть туловища были ничем не защищены от удара клинка, если не считать обычную одежду.

Увеличенная защита у солдат способствовала изменению техники фехтования. И мечами старались нанести колющие, а не рубящие удары. Применялась техника «полумеча».

«Голое фехтование»

Blobfechten, или «голое фехтование», являются техникой фехтования без существенных защитных доспехов, таких как латный доспех, или кольчуга. Уязвимые цели, такие как голова и верхняя часть туловища, полностью незащищены, за исключением обычной одежды, во время «голого» фехтования. Нехватка существенной защиты туловища и конечностей приводит к использованию большого количества рубящих и режущих ударов, в дополнение к уколам. Эти удары могли быть практически сразу фатальными или выводящими из строя, такие как укол в голову, в сердце, или главный кровеносный сосуд, что вызовет обширное кровотечение. Точно так же, сильные рубящие удары могли прорубить кожу и кости, эффективно ампутируя конечности. Руки и предплечья — частая цель некоторых рубящих и режущих ударов в защитном или атакующем маневре, служащих, чтобы искалечить противника и позволить фехтовальщику нанести следующий удар.

Особенный приём

Существовало много разных приёмов. Во время поединка они применялись и, благодаря этим приемам, выжило немало бойцов.

Но есть приём, вызывающий удивление: прием половины меча. Когда воин одной или даже двумя руками брался за клинок меча, направляя его на противника и стараясь просунуть под доспехи. Другая рука лежала на рукоятке меча, придавая необходимую силу и скорость. Как бойцы не ранили руку об острие меча? Дело в том, что мечи затачивали в конце клинка. Поэтому техника полумеча пользовалась успехом. Правда, в перчатках можно держать и заточенное лезвие меча, но, главное, крепко держать, и ни в коем случае не дать лезвию клинка «гулять» в ладони.

Позже, в 17-м веке, итальянские мастера фехтовального искусства сосредоточивают все внимание на рапире и отказываются от полуторного меча. А в 1612 году издаётся немецкое руководство с техникой фехтования полуторным мечом. Это было последнее руководство по приемам ведения боя, где использовали такие мечи. Однако, в Италии, несмотря на возросшую популярность рапиры, продолжают фехтовать на спадоне (полуторный меч).

Бастард на Руси

Бастард

Западная Европа оказывала большое влияние на некоторые народы средневековой Руси. Запад влиял на географию, культуру, военную науку и оружие.

Как факт, в Белоруссии и Западной Украине есть рыцарские замки тех времён. А несколько лет назад, по телевидению, сообщили о находке в Могилёвской области рыцарского оружия образца Западной Европы, датируемых 16 веком. Мало было находок полуторных мечей в Москве и по Северной Руси. Так как там военное дело было направлено на сражения с татарами, а значит вместо тяжелой пехоты и мечей нужно было другое оружие — сабли.

А вот земли Руси западные и юго-западные — рыцарская территория. Большое разнообразие оружия и полуторных мечей, русского и европейского образца нашли там на раскопках.

В культуре

Телевидение

  • Широкое распространение бастард получил в сериале «Игра престолов». Помимо того, что основная масса воинов Вестероса вооружена полутораручными мечами, во вселенной телесериала существует ряд вымышленных именных мечей, являющихся бастардами: среди них Длинный Коготь, Черное Пламя и Тёмная Сестра.

В видеоиграх

  • Полуторный меч является основным оружием главного героя серии игр «Ведьмак» — Геральта из Ривии, а так же всех остальных ведьмаков.
  • Полуторный меч можно использовать в качестве оружия в серии игр Dark Souls и Demon’s Souls. В этих играх он относится к категории двуручных мечей.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]