10 самых знаменитых атомных подлодок в мире. Почти все российские

Подводные лодки, и тем более атомные, стали олицетворением технологического прогресса: именно на судах для скрытного уничтожения городов и континентов впервые появляются самые современные разработки.

Тефлон, программно-вычислительные комплексы, компактные ядерные реакторы и малогабаритные ракеты. Список можно было бы продолжать бесконечно, если бы вся информация была доступна массам. Тем не менее, кое-что можно найти и на просторах сети.

Но куда интересней отдельных деталей само существование кораблей для земного космоса, океана. Звездолёты, которые человечество смогло осилить, ничуть не менее удивительны, чем фантастические суда из научной фантастики.

Смотрите сами: эти самоходные небоскребы в композитной чешуе, готовые уничтожить человечество, добираются до самого дна, годами не заходят в порты и готовы удивлять самим своим существованием.

А вы знали о таких?

Подводный небоскреб-катамаран проекта 941 «Акула»

Шесть самых больших в мире подводных лодок, известных в СМИ под именем «Тайфун», были выпущены ЦКБМТ «Рубин» с 1981 по 1989 год, но в строю остался только один. «Девятиэтажная субмарина» оказалась слишком дорогой.

Самый вооруженный подводный корабль восьмидесятых одновременно и один из самых тихих, вопреки длине в 173 метра и высоте в 23 метра (9-этажный дом — «всего» 25-30 метров).

Снаружи «Акула» единый корабль, но внутри это катамаран: 2 прочных корпуса из титана внутри легкого обеспечили надежность конструкции и размещение 20 баллистических ракет залпового пуска, на которых приходилось 200 ядерных боеголовок.

Реакторы и торпедные аппараты так же дублированы в собственных изолированных отсеках. Вопреки размерам, у «Акул» рекордная плавучесть (40%), поэтому она легко ломает арктические льды до 2,5 метров.

Отличается эта АПЛ и комфортом размещения: моряки плавают в последней оставшейся на плаву ТК-208 «Дмитрий Донской» до полугода без перерыва, называя её «плавучим „Хилтоном“».

История создания


Выдающийся советский конструктор С. Н. Ковалев
Разработка Проекта 941 была поручена коллективу ленинградского ЦКБМТ «Рубин», которым бессменно несколько десятилетий подряд руководил выдающийся советский конструктор Сергей Никитович Ковалев. Строительство лодок осуществлялось на северодвинском предприятии «Севмаш». Во всех отношениях это был один самых грандиозных советских военных проектов, до сих потрясающих своими масштабами.


Тайфун на стапелях завода Севмаш

Своим вторым названием — «Тайфун» «Акула» обязана генсеку ЦК КПСС Л. И. Брежневу. Именно так он представил ее делегатам очередного съезда партии и всему остальному миру в 1981 году, что в полной мере отвечало ее всесокрушающему потенциалу.

Вооруженные до зубов лодки типа «Огайо»

Самая тяжеловооруженная субмарина в мире несет 24 баллистических ракетоносителя типа «Трайдент-2». Даже у «Акул» меньше, ведь они несут носители, аналогичные наземным. У «Огайо» они компактные, для подводных лодок.

Вместо них несколько лодок этого класса получили боезапас в 154 крылатые ракеты «Томагавк», которых хватит на целую локальную войну. Впрочем, боеголовок ракет одного «Огайо» хватило бы, чтобы стереть начисто небольшую страну.

Удивительно, но эта махина звучит «всего» на 102 дБ, то есть чуть громче раскатов грома. Для подводного судна это сущие пустяки, которые едва ли распознаваемы при максимальном погружении «Огайо» на 550 метров.

Создаваемая одновременно с «Акулой», «Огайо» оказалась намного перспективнее, дешевле и многофункциональнее. Судя по всему, это единственный подводный ракетоносец, умеющий и ракеты, и торпеды, и боевых пловцов, и глубоководные аппараты запускать.

Ходят упорные слухи, что одна или две лодки этого типа переоборудованы в подводные транспорты для перевозки грузов особо важного назначения. Которые обычным войскам и погранслужбам никогда не найти, не распознать.

Бесшумный колосс проекта 955 «Борей»

Самая современная российская субмарина, вооруженная 16 нашумевшими ракетами «Булава», навряд ли кажется чрезвычайно интересной с первого взгляда. Но эти лодки сменили лодки проекта 941, получив их лучшие качества «задешёво».

Вместо многолопастных винтов, привычных для атомоходов, «Бореи» получили водометные движители, сделавшие их шумность запредельно низкой: по оценкам, она в 5 раз ниже «тишайших» лодок «Щука-Б».

Водометам помогает разделенный на отдельные отсеки корпус, связанный между собой амортизационными прокладками. Резиновое покрытие используется и для самой поверхности лодки.

Вероятно, это делает подводный ход субмарины сопоставимым по громкости со стаей рыб. В совокупности со специальными маломагнитными материалами такой подход сделал лодки типа «Борей» «стелсами подводного мира», незаметными для большинства наблюдателей.

Не удивительно, что журнал «The National Interest» внес АПЛ проекта 955 в ТОП-5 самых смертоносных и мощных подводных лодок в мире, способных в считанные минуты уничтожить полностью всё человечество.

Характеристики

Подводная скорость у главных конкурентов была одинаковой – 25 узлов (чуть более 43 км/ч). Советская ядерная субмарина могла нести дежурство в автономном режиме в течение полугода, погружаясь на 400-м глубину и, имея в резерве дополнительно 100 метров.

Сравнительные данные по современным РПЛ СН
Проект 941OhioПроект 667БДРМVanguardTriomphantПроект 955
СтранаРоссияСШАРоссияВеликобританияФранцияРоссия
Годы постройки1976-19891976-19971981-19921986-20011989-20091996-н.в.
Построено6187442
Водоизмещение, т надводное подводное23200 4800016746 1875011740 18200 1590012640 1433514720 24000
Число ракет20 Р-3924 Trident16 Р-29РМУ216 Trident16 M4516 Булава
Забрасываемый вес, кг2550280028002800н.д.1150
Дальность, км82507400-110008300-115477400-1100060008000

Чтобы привести в движение этого монстра, его оснастили двумя 190-мегаваттными ядерными реакторами, которые приводили в действие две турбины мощностью около 50 тыс. л.с. Двигалась лодка, благодаря двум 7-лопастным гребным винтам диаметром более 5,5 метров.

«Экипаж машины боевой» состоял из 160 человек, более трети которого – офицеры. Создатели «Акулы» проявили поистине отеческую заботу о бытовых условиях экипажа. Для офицеров были предусмотрены 2-х и 4-х местные каюты. Матросы и старшины располагались в маломестных кубриках с умывальниками и телевизорами. Во все жилые помещения подавался кондиционированный воздух. В свободное от вахты время члены экипажа могли посетить бассейн, сауну, спортзал или отдохнуть в «живом» уголке.

«Глубоководная трагедия» К-278 «Комсомолец»

Подводные лодки проекта 685 «Плавник» создавались как подводные охотники на вражеские атомные субмарины, поэтому превосходили все существующие как в США, так и в СССР аналоги.

Для их разработки в Северодвинске был построен колоссальный испытательный комплекс с барокамерами, имитирующими самые разнообразные нагрузки на большой глубине. Габариты комплекса позволяют утверждать, что ничего подобного не существовало ни до, ни после.

Эффективная научная работа позволила построить лодку, на которой 4 августа 1985 года был установлен абсолютный мировой рекорд глубины погружения в 1027 метров и рекорд глубины подводного выстрела торпедами в 800 метров. На такой глубине субмарины недостижимы для средств обнаружения и вооружения других судов и по сей день.

К сожалению, по истечении третьего плавания лодка затонула, оставшись в памяти как одна из наиболее трагических морских катастроф: несмотря на наличие автономной спасательной капсулы (через которую даже осуществлялся вход), погибли 42 из 69 человек экипажа.

Чтобы предотвратить радиоактивное заражение, пришлось закачать в корпус полимер с хитином (ещё одна уникальная методика). Планируется и подъем остатков лодки. Она лежит на глубине 1650 метров, так что даже исследования её местонахождения рекордны.

Акустика: от шумопеленгования к низкочастотному подсвету

Корабли могли обнаруживать подлодки с помощью первых гидролокаторов (с рабочей частотой десятки КГц) ещё до Второй мировой войны. Но это требовало нахождения противолодочного корабля очень близко к лодке.

Определенным прорывом в конце 50-х – начале 60-х годов стали «низкочастотные гидролокаторы» с рабочей частотой на порядка нескольких КГц, дальности обнаружения которых, в благоприятных условиях гидрологии, могли достигать нескольких десятков километров.

В случае атомных подлодок, скрытно выходящих из своих баз и движущихся по непредсказуемым курсам в район боевой службы, которые ещё и уклоняются от контакта с надводными кораблями, это было малоэффективно.

Зато в этом случае прорывом стало пассивное шумопеленгование в низком диапазоне частот (вплоть до инфразвука) – акустические волны от шумной подлодки расходились на огромные расстояния, особенно когда она оказывалась вблизи оси подводного звукового канала.

Рекордная дальность обнаружения атомной подлодки по собственному шуму донным гидрофоном превышает 6000 километров. Но важный момент – здесь речь идёт о собственных демаскирующих акустических признаках ПЛ-цели, засекались именно они и пассивно.

Много лет основой системы противолодочной борьбы ВМС США была «звуковая система наблюдения» SOSUS (SOund SUrveillance System).


Примерный охват системы SOSUS по открытым данным в западной печати. Точки – подводные станции, зона в горизонтальную полосу – покрытие базовой патрульной авиацией с самолётами «Орион», зона в вертикальную полосу – теоретические пределы дальности обнаружения системой подводных лодок

Надо сказать, что ВМФ СССР слегка «подыграл» американцам, сам того не желая – не зная о возможностях их систем обнаружения, командование задавало подлодкам, уходящим на боевые службы в Атлантику и Тихий океан, слишком высокие скорости на переходе, что, соответственно, порождало очень высокий уровень дискретных составляющих подводного шума (ДС УПШ) наших ПЛ.

Как результат – в район нахождения нашей подлодки (отслеживаемой SOSUS) высылались самолёты базовой патрульной авиации (БПА), которые уточняли контакт либо уже потом передавали контакт или американской подлодке, или надводным силам. В прилежащих к СССР водах, не охваченных зоной обнаружения SOSUS, действовали ПЛ НАТО и Японии (в том числе ПЛА ВМС США). И это не эпизодически (как в ВМФ СССР). Это было именно постоянной системой.

Впрочем, иногда надводные силы работали сами.

Ниже пример с боевой службы РПКСН К-258 в Тихом океане в 1985 году – видно, что американские надводные боевые группы (НБГ, перевод американского термина Surface Action Group – SAG) вышли точно на «необнаружимую» лодку и задали ей жару «по полной». Фрагмент:

Дальше проще… Поднятая по наводке СОСУС БПА ЗП США (базовая патрульная авиация западного побережья США) берет нас за Ж…?! И узнаем мы ЭТО в самый неподходящий момент, когда у нас задрана «Ялда» (головная часть подъемно-мачтового устройства) РОС «Сайга» на КУ=40 град.пр.б… Срочное погружение… Механики не успевают привести ЯЛДУ в исходное положение… Ныряем… ЯЛДА… ЗАДРАННА… Как крышку шахты закрыли, …даже механики не поняли!!!Ну, да ладно… Не тут-то было, на вторые сутки отрываемся от супостата, ныряя под один транспорт, а потом меняя его на другой встречный, шлепающий в обратном направлении. Было вздохнули МЫ полной грудью отсечного воздуха… И решили всплыть, воздуха ВД набить через ПВП (прием воздуха под водой), а заодно и оглядеться… в перископ, …как тут из боевой в штурманскую по внутренней связи помощник, бывший мой же штурман кап. 3-го ранга Шолохов Александр, задает вопрос на засыпку: «…Штурман, а далеко до берега?» …Я, не долго думая: «Миль 400 до Гавай, ну и миль 600 до ЗП США». Вопрос номер 2: «…А что посреди океана делает СУДНО, ЗАНЯТОЕ БУКСИРОВКОЙ и ОГРАНИЧЕННОЕ ВОЗМОЖНОСТЬЮ МАНЕВРИРОВАТЬ?»

…Так началась 28-суточная борьба, читай «война», рпкСН к-258 с двумя КПУГами (8 НК), оснащенных ГАС AN/BQQ-14(-17) в обеспечении корабельных вертолетов, БПА и судами обеспечения. Это было ПЕРВОЕ применение ВМС США системы «ТАКТАСС» на ТОФ в ходе «операции по вытеснению рпкСН ВМФ СССР из районов их боевого патрулирования».

Остальное здесь

.

Видно, что SOSUS имела достаточную эффективность для наведения на лодку-цель БПА. В ходе реальной войны на этом всё закончилось бы. Но это была война холодная. И в итоге американцы дали «порезвиться» надводникам.

Однако против тех старых систем существовали противоядия. К концу 70-х американцы вели поиск в первую очередь по дискретным составляющим УПШ. Последние совокупно формировали так называемый «гидроакустический портрет» (ГАП) – характерный набор дискретных частот, свойственный каждой конкретной лодке. ГАП был уникален и у каждой лодки был свой. Это позволяло не только определить тип (проект) лодки, но и понять, какая из них конкретно попала под наблюдение.

Соответственно, решением было, во-первых, уменьшить шум, двигаясь малыми оптимальными ходами, а главное – маскируясь в приповерхностных слоях. А во-вторых, изменить «портрет» лодки перед важной операцией, поработав с механизмами, дающими характерные «дискреты». В итоге, компьютер, анализирующий спектр акустического фона Мирового океана, характерные наборы частот из него не извлекал. И о присутствии лодки уведомить не мог, хотя техногенные «дискреты» в спектре были.

Так делали, увы, отдельные инициативные командиры, а не «система».

Именно так К-492 Дудко в 1982 году смогла скрытно проникнуть в залив Хуан-де-Фука, вблизи военно-морской базы Бангор.

Настойчивая работа советских инженеров привела к тому, что УПШ подлодок существенно снизился. В первой половине 80-х для американцев стало ясно, что дни, когда можно было ставку в обнаружении делать только на шумопеленгование – сочтены. Советские лодки становились всё тише, знание советскими командирами возможностей противника росло. Были, конечно, и провалы типа «Атрины». Но были и операции, от которых наших будущих «партнёров» бросало в жар. Может быть, когда-то нам расскажут и о них.

Но так или иначе, США потребовалось дать ответ на будущие вызовы, когда у советских ПЛ уровень шума упадёт практически до естественного фона океана, а «дискрет» не будет.

Ответом стало использование в системах освещения подводной обстановки такого принципа, как низкочастотный подсвет (здесь же крайне полезным стал технический задел ВМС США по многопозиционным, оптимально распределённым в районе поиска системам, например, ГАС надводного корабля и РГАБ вертолета).


1990 год. «Процесс пошел».

Сначала о физике процесса.

Как известно, чем ниже частота (больше длина волны), тем дальше распространяется сигнал и меньше он затухает. В случае активной гидролокации большую роль начинает играть фактор внутренних отражений от элементов конструкции ПЛ (что особенно остро для двухкорпусных ПЛ, характерных для ВМФ РФ).

Важный момент – шумность абсолютно не важна – низкочастотная волна «подсветит» даже акустически «мёртвый» объект.

Что фактически требуется от охотника на подлодку?

Опустить низкочастотный излучатель в воду, «дать волну», и потом принять отражённые от разных объектов волны своей антенной. С учетом оптимального низкочастотного диапазона в качестве наиболее эффективной антенны при такой схеме необходимо применять ГПБА – гибкую протяжённую акустическую антенну.

Именно этот способ обнаружения подлодок стал основным в ВМС США и во всех, союзных американцам, странах.

Использование же специальных судов гидроакустической разведки с очень мощными излучателями обеспечивает дальности «подсвета» из Норвежского моря практически всего Баренцева моря (с приемом отраженного сигнала ГАК ПЛА или РГАБ авиации), причем ВМФ СССР впервые столкнулся с этим еще в середине 80-х (СГАР с НЧИ обследовала головная «барракуда» с вице-адмиралом Черновым, шедшая на глубоководное погружение в Норвежское море).

Одиночный надводный корабль с ГПБА и НЧ-излучателем (меньшей мощности), а также парой противолодочных вертолётов способен полностью «подсветить» полосу шириной во многие десятки километров. И если в ней окажется лодка, то она сразу же будет обнаружена при любом уровне шума.


К вопросу о дальности обнаружения и «подсвета» современных НЧ БУГАС

Но это своей ГПБА. «Подсвеченная лодка» даёт вторичную волну ВО ВСЕ стороны – и если с противоположной по отношению к кораблю-охотнику стороны есть какая-то тактическая единица, способная засечь отражённую волну (подлодка или вертолёт), то ширина полосы, в которой обнаруживается любая подводная цель, из десятков километров превращается в сотни. Что самое плохое, это то, что на противоположной стороне может быть просто буй, сброшенный с патрульного самолёта.

Стрелять ПКР по источнику «подсвета»? А если это будет просто сброшенный буй или вертолет?


Наглядный пример компактности современных НЧ ОГАС и их дальностей в благоприятных условиях (шкала работы доходит до 60 миль – 111 км!)

О деталях такого метода поиска можно почитать в статье «Противолодочная оборона: корабли против подлодок. Гидроакустика»

в разделе
«Четвертое поколение. После холодной войны»
. В ней вопрос раскрыт с технической точки зрения, но нам сейчас важны дальности.

Чтобы понять то, насколько примерно продвинулись натовцы, стоит привести такой пример. В конце 80-х годов в СССР смогли создать применимые на боевых кораблях ГПБА. С использованием такой антенны был создан гидроакустический комплекс «Кентавр», который в порядке эксперимента был установлен на опытовом судне Северного флота ГС-31. Результаты описаны в статье «Противолодочная оборона: корабли против подлодок. Гидроакустика». Мы лишь озвучим здесь то, что дальность обнаружения тихих западных подлодок, включая тихие дизель-электрические норвежские «Улы», составляла сотни километров.

А ведь этот комплекс не имел «подсвета», просто хорошая антенна и вычислительный потенциал. Те системы, которые имеет сегодня любой английский фрегат, существенно превосходят ту, которую нёс ГС-31. И в части наличия излучателя, и в части обработки сигналов, и антенна там лучше.

Пример работы одиночного корабля показан на видео. Сначала английский фрегат опускает в воду ГПБА, кстати, на очень хорошей скорости. Затем выпускается опускаемый низкочастотный излучатель с автоматической регулировкой глубины погружения. С помощью этого оборудования корабль «берёт контакт» – подлодку, судя по радиообмену, с взлетающим вертолётом, в 12 милях (22 километра) от корабля.

ГПБА место точно не даёт и туда отправляется, по всей видимости, лучший в мире противолодочный вертолёт – «Мерлин». Экипаж принимает решение осуществить допоиск цели с помощью своей опускаемой ГАС, также низкочастотной. Мощность её подсвета низка, и лодка-цель не пытается уклоняться – просто не знает, что её «подсвечивают». А вертолётчики, определив элементы движения цели (курс, скорость, глубина) и выработав данные для прицеливания, атакуют лодку торпедой (у «Мерлина» их может быть до четырёх).

Но самое главное – они умеют превращать любую свою тактическую единицу в элемент многопозиционной системы, каждая часть которой работает совместно со всеми остальными.

Принцип её работы показан на рисунке.

Это всё, однако, часть проблемы.

Подводный дельфин типа «Лос-Анджелес»

Многоцелевые АПЛ «Лос-Анджелес» знакомы каждому, кто хоть немного смотрит новости или интересуется мировыми событиями: именно они стали «героями» большинства локальных конфликтов на Ближнем Востоке, осуществляя запуски крылатых ракет «Томагавк» по Ираку, Ливии, Сирии.

Военно-морской флот США получил рекордное число именно этих лодок: 62 единицы для других проектов оказалось недостижимой цифрой. Фактически, «Лос-Анджелес» стала основателем нового класса многоцелевых атомных лодок в современном понимании термина.

Они задействуются в борьбе с ПЛ и надводными кораблями противника, ведении разведывательных действий, специальных операциях, переброске спецподразделений, нанесении высокоточных ударов по наземным целям, минировании, поисково-спасательных операциях.

Для этого она умеет развивать 64 километра в час под водой, что составляет рекорд среди крупносерийных лодок. А ещё их реакторы перезаряжают раз в 42 года, так что «Лос-Анджелес» почти вечны по меркам подводного флота.

«Золотая рыбка» проекта 661 «Анчар»

Первая подводная лодка с полностью титановым корпусом К-162/222 «Золотая Рыбка», которую отправили в эксплуатацию в 1969 году и только в 2015 порезали на металлолом.

Для того, чтобы построить этот незаметный для магнитного оборудования сверхпрочный колосс, инженерам пришлось изобрести ранее невозможный метод сварки титана и построить колоссального размера камеры, заполняемые инертным газом.

Людям во время постройки пришлось тяжелее всего: ещё никогда до, и никогда после им не приходилось работать в непригодной для дыхания атмосфере такое время и с таким качеством.

Два реактора, сверхпрочный корпус и геометрия корпуса, заимствованная у природы, позволила стать «Золотой рыбке» самой быстроходной подводной лодкой: во время перехода через Тихий океан была достигнута рекордная скорость подводного хода в 44,74 узлов (80,4 километров в час).

Рекорд до сих пор не побит, хотя лодку списали в 1989. Не в последнюю очередь из-за высокой стоимости ремонта и запредельной шумности внутри при набор больших скоростей.

Таблица 4

*Строилась тремя подсериями. Более крупная серия АПЛ из 77 единиц была реализована только при строительстве отечественных ракетоносцев, которые, хотя и отли­чаются TTX, базируются на одном проекте 667А. ** Строительство серии не закончено.
ПЛ, временные интервалы указаны по срокам закладки головной и вво­да в строй последней в серии ПЛ.

Достигнутый к середине 90-х годов уровень развития АЛЛ характе­ризуется приведенными в табл. 5 данными для трех американских АПЛ последних лет постройки.

Убийца авианосцев проекта 949А «Антей»

Проект 949 стал вершиной и окончанием развития узкоспециализированных подводных лодок, создаваемых для уничтожения самых больших надводных кораблей — авианосцев, охраняемых не только массой судов поддержки, но и большим числом носимой авиации.

Столь сложную задачу инженеры решили превосходно. Расстояние в 3,5 метра между легким и прочным корпусами «Антеев» обеспечивает значительный запас плавучести, до 30 % и даёт защиту от подводных взрывов. Случайная торпеда не выведет лодку из строя.

Лодки этого типа несут по 72 противокорабельных сверхзвуковых ракеты П-800 «Оникс» или 24 П-700 «Гранит». Именно для них спроектирована и гиперзвуковые ракеты «Циркон», ставшие «ужасом океанов», от которого пока не существует защиты.

Даже авианосная группа может перехватить только 1-5 «Ониксов», которые лодки проекта 949 способны запускать залпом, многократно превышающим это число. Что будет с «Цирконами», не нужно даже гадать.

К этому классу относится ещё одна трагедия флота: катастрофе АПЛ К-141 «Курск» сопереживал каждый житель России не только во время показа одноименного фильма.

Seawolf

Конструкция подлодки впервые разрабатывалась американцами с применением компьютерных технологий, и сегодня некоторые характеристики не превзойдены. Это делает модель высокотехнологичной, но и дорогой. Seawolf отличается низкой шумностью, имеет на вооружении 8 торпедных аппаратов, 50 зарядов, способных поражать цели на земле, в воде и на воде на большом расстоянии.

Арктические охотники проектов 945 «Барракуда»

Последние цельнотитановые «убийцы авианосцев» советской разработки, переквалифицировавшиеся со временем в многоцелевые АПЛ, активно эксплуатирующиеся сегодня в Арктике.

Обладает поразительной прочностью корпуса, рассчитанную на всплытие в арктических водах из-под льда — фактически, «Барракуды» и её «дети» стали подводными атомными ледоколами.

Лодка этого типа К-276 «Краб» 11 февраля 1992 года в российских территориальных водах она столкнулась с американской подлодкой «Батон Руж» типа «Лос-Анджелес», после чего американскую лодку пришлось списать. А «Краб» продолжил службу.

О лодке известно чрезвычайно мало — специфика отрасли. Атомный реактор аналогичен используемому на «Акулах» и «Антеях», характеристики сходны, а шумность как на ультрасовременных лодках с водометами. И все.

Силовая установка атомной подводной лодки: реактор, турбина и электродвигатель


Базовый принцип работы атомного реактора

Главный агрегат, отличающий атомную от дизельной лодку — реактор. В зависимости от его типа, может варьироваться тип привода.

В типичном двигателе с ядерным реактором охлажденная вода под давлением попадает внутрь корпуса реактора, содержащего ядерное топливо. Нагретая вода выходит из реактора, превращается в пар и вращает лопасти турбины.

Вал турбины подключается к валу электродвигателя через редуктор для более эффективного преобразования энергии в электрическую.

В свою очередь, вал электродвигателя при помощи механизма сцепления соединяется с гребным валом. Одновременно с этим часть электроэнергии запасается в бортовых аккумуляторах.


Рабочий отсек АПЛ

Переход энергии молекул пара в кинетическую энергию лопаток приводит к конденсации пара обратно в воду, которая вновь поступает в реактор.

На этом фоне интересно смотрится количество аварий АПЛ. Всего за историю атомного флота затонуло 8 субмарин: 4 советских, 2 российских, 2 американских. Только одна, USS Thresher (SSN-593) — из-за повреждения корпуса.

Печально известный «Курск» проекта 949А «Антей» стал наиболее известной катастрофой российского флота и едва ли не единственной аварией из-за вооружения. Прочие затонули из-за прямых или косвенных проблем с двигательной установкой.

Удивительный «Лошарик» для изучения океанских глубин

Атомная глубоководная станция проекта 10831 «Калитка», известная общественности как АС-12 или «Лошарик» — российская атомная глубоководная подводная лодка для изучения морского дна и проведения специальных работ.

«Лошарик» совершенно беззащитен: вооружение отсутствует. Зато она умеет нырять на глубину около 6000 метров, возможно и больше. Официальные источники в 2012 подтверждали как минимум погружения на 2-3 километра, проведенные для изучения арктического шельфа.

Для достижения таких глубин этого его корпус собран из нескольких шарообразных отсеков (реализован принцип батисферы) из титана, расположенных внутри удлинённого лёгкого корпуса «классической» формы.

Предполагается, что аппарат в 69 метров длиной оснащен манипуляторным комплексом, грузоподъемной системой, гидроакустической станцией, оптической системой и малыми (необитаемыми) дронами. Возможно имеет колеса для езды по дну для полностью незаметного перемещения.

Благодаря глубине погружения и бесшумности фактически является практически неуязвимой. Но на дальние расстояния «Лошарик» «не ходит»: существующие утечки говорят об использовании АПЛ К-329 «Белгород» в качестве лодки-носителя.

Принцип действия субмарины

Система погружения и всплытия подводной лодки включает в себя балластные и вспомогательные цистерны, а также соединительные трубопроводы и арматуру. Основной элемент здесь – это цистерны главного балласта, за счет заполнения водой которых погашается основной запас плавучести ПЛ. Все цистерны входят в носовую, кормовую и среднюю группы. Их можно заполнять и продувать по очереди или одновременно.

У подлодки есть дифферентные цистерны, необходимые для компенсации продольного смещения грузов. Балласт между дифферентными цистернами передувается при помощи сжатого воздуха или же перекачивается с помощью специальных помп. Дифферентовка – именно так называется прием, целью которого является «уравновешивание» погруженной ПЛ.

Атомные подлодки делят на поколения. Для первого (50-е) характерна относительно высокая шумность и несовершенство гидроакустических систем. Второе поколение строили в 60-е – 70-е годы: форма корпуса была оптимизирована, чтобы увеличить скорость. Лодки третьего больше, на них также появилось оборудование для радиоэлектронной борьбы. Для АПЛ четвертого поколения характерны беспрецедентно малый уровень шума и продвинутая электроника. Облик лодок пятого поколения прорабатывается в наши дни.

Важный компонент любой субмарины – воздушная система. Погружение, всплытие, удаление отходов – все это делается при помощи сжатого воздуха. Последний хранят под высоким давлением на борту ПЛ: так он занимает меньше места и позволяет аккумулировать больше энергии. Воздух высокого давления находится в специальных баллонах: как правило, за его количеством следит старший механик. Пополняются запасы сжатого воздуха при всплытии. Это долгая и трудоемкая процедура, требующая особого внимания. Чтобы экипажу лодки было чем дышать, на борту субмарины размещены установки регенерации воздуха, позволяющие получать кислород из забортной воды.

Подводные базы глубоководных аппаратов

О ряде подводных лодок СССР и России известно не больше, чем о «Лошарике», впервые сфотографированном совершенно случайно спустя 27 лет после закладки: это переделанные из серийных АПЛ подводные лодки, предназначенные для несения глубоководных аппаратов.

Таких субмарин известно немного:

  • проект 09774 КС-411 «Оренбург», в прошлом лодка проекта 667А «Навага»
  • проект 09786 БС-136 «Оренбург», переделанная из 667БДР «Кальмар»
  • проект 1910/19100 «Кашалот» из субмарины проекта 675
  • проект 09787 БС-64 «Подмосковье», построенная как АПЛ проекта 667БДРМ «Дельфин»

Все они лишены вооружения и дополнены секретным оборудованием, назначение которого не определено даже военными специалистами.

Вероятно, БС-136 и БС-64 является основным носителем «Лошарика» и его грядущей беспилотной смены «Клавесин-2Р-ПМ», а КС-411 «Оренбург» — беспилотника проекта 18511 «Палтус».

Но свои тайны самые засекреченные суда хранят надежно.

Американская и советская школа кораблестроения


Первая атомная подводная лодка Советского Союза «Ленинский Комсомол»

Появление реактора на борту подводной лодки поставило перед разработчиками 3 задачи: увязать возможности реактора с возможностями лодки, обезопасить экипаж и придумать новые способы применения.

Уже первая атомная подводная лодка СССР К-3 «Ленинский комсомол» получила сигарообразный корпус с минимальной верхней палубой и обтекаемую рубку, напоминающую плавник морского животного.

Корпус американского «Наутилуса» похож на дизельных предшественников: заокеанские коллеги изменили внешнюю конструкцию немного позже, использовав наработки эксплуатации первого подводного атомохода.

На этом фоне появилось четкое разделение путей развития АПЛ: американский и советский.


Первая атомная подводная лодка США USS Nautilus

К моменту запуска «Наутилуса» у инженеров США был готов атомный реактор, поэтому они создавали лодку вокруг реактора. Доказанная надежность позволила использовать одну основную силовую установку, дополненную дизельными агрегатами.

Агрегаты заводов Советского Союза создавались в спешке, поэтому К-3 строилась с дублированием силовой установки. Одновременное проектирование агрегатов и самого судна позволило «элегантнее» разместить экипаж и оборудование.

В дальнейшем это привело к принципиальному отличию: у атомных субмарин США всегда один реактор. Российские и советские строились как с одним, так и с двумя реакторами — в зависимости от размеров судна и его назначения.

Почему так мало? Хочу ещё!

Данные об атомных подводных лодках даже ранних проектов засекречены по ряду направлений. Современные лодки и вовсе хранят свои тайны так, как не снилось нам, гражданским.

Тем не менее, при большом желании военные источники готовы поделиться разнообразными слухами. Что-то из них правда, что-то на поверку окажется дезинформацией для зарубежных спецслужб.

Да и охватить все технические детали в одном материале, к тому же описав их простым языком, практически невозможно. Или продолжить тему?

Вот только с чего начать? Рассказать о рекордах, технических достижениях? А может быть, посвятить следующий материал истории советских вычислительных машин, впервые появившихся как раз на подводных лодках?

Ждем комментариев!

(
138 голосов, общий рейтинг: 4.80 из 5)

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]