Эсминцы проекта 956 – корабли, опоздавшие со своим появлением


Советские миноносцы второй мировой войны

Click for ENGLISH language Миноносец — многоцелевой быстроходный корабль, предназначенный для борьбы с подводными лодками и кораблями противника. Эскадренный миноносец может также использоваться для разведывательной и дозорной служб в интересах сопровождаемой эскадры, артиллерийской поддержки при высадке десанта и для постановки минных заграждений. Основное вооружение — торпеды (против больших кораблей), глубинные бомбы (против подлодок), артиллерия — против соизмеримых и меньших кораблей. Тактика боевого использования миноносцев заключалась в поражении больших кораблей противника торпедами на высокой скорости, затруднявшей уничтожении их огнём корабельной артиллерии.
В Советском Союзе строились эсминцы проекта 7, который был сменен проектом 7-У (Улучшенный), и лидеры эсминцев проекта 38 («Минск», «Баку» и «Тбилиси») и проекта 1 («Ленинград», «Москва» и «Харьков») .

ТТХ миноносцев ВМФ СССР
типПостроеноВодоизмещение стандартное / полноеЭкипажСиловая установкаСкоростьАртиллерийское вооружениеЗенитное вооружениеПротиволодочное вооружениеТорпедно-минное вооружение
проект 7 : тип Гневный281600 т /2462 ПТУ ГТЗА-24, 48000 л.с.39 узлов4 * 130-мм Б-13-2С2 * 76-мм 34-К + 2 * 45-мм 21-К + 4 * 12,7-мм ДШК2 бомбомёта БМБ-12 * 533-мм ТА 39-Ю; морские мины КБ-3
проект 7-У : тип Сторожевой181854 т /2712 ТЗА сист. Парсонса 54000 л.с.36,8 узлов4 * 130-мм Б-13-2С2 * 76-мм 34-К + 3 * 45-мм 21-К + 4 * 12,7-мм ДШК2 бомбомёта БМБ-12 * ТА 1-Н; морские мины КБ-3
проект 1 : тип Ленинград32032 / 2693 т3 * 66000 л.с.40 узлов5 * 130-мм Б-13-2С2 * 76-мм 34-К + 4 * 37-мм 70-К + 4 * 12,7-мм ДК2 бомбосбрасывателя2 * 4 * 533-мм ТА 53-Ф; морские мины КБ
проект 38 тип Минск31952 / 2597 т3 * 66000 л.с.36 узлов5 * 130-мм Б-13-2С3 * 76-мм 34-К + 4 * 37-мм 70-К + 6 * 12,7-мм ДК2 бомбосбрасывателя2 * 4 * 533-мм ТА 53-Ф; морские мины КБ

Сражения в Арктике
(в основном — действия миноносцев)
Сражения в Черном море
(в основном — действия миноносцев)
Сражения на Балтике
(в основном — действия миноносцев)

КБФ: Советские эсминцы проекта 7-У (тип «Сторожевой») идут пеленгом. Ruski razarac tip 7-U.

Фотография. Советский эскадренный миноносец проекта 7 «Грозный» Совjетски разарач проjекат 7 Советский лидер эсминецев проекта 1 «Харьков». Rusky Torpedoborec.

Лидер эскадренных миноносцев проекта 20И «Ташкент» Черноморского Флота в 1941. «Ташкент» был заложен 11 января 1937 года на стапеле итальянской фирмы Odero Temi Orlando по заказу СССР. В мае 1939-го лидер был передан Советскому Союзу и в октябре того же года вступил в состав ВМФ. В годы войны активно участвовал в сопровождении конвоев и перевозке различных грузов, провёл до сотни боевых стрельб и записал на свой счёт 13 самолётов и торпедный катер. Был потоплен немецкой авиацией в Новороссийском порту 2 июля 1942 года.

Советский эскадренный миноносец ЧФ ‘Фрунзе’ (ранее — ‘Быстрый’).

Трофейный эскадренный миноносец ЧФ ‘Летучий’ — бывший румынский эсминец итальянской постройки «Реджина Мария». 29 августа 1944 года эсминец захвачен советскими войсками в Констанце.

Эскадренный миноносец проекта 7 «Разумный» РККФ. Съветският разрушител проект 7.

Впереди океан. Командир мой спокоен — Безрассудство и риск у него не в чести. Позади караван, Я — корабль конвоя, И обязан свой транспорт домой довести. А мне тесно в строю, и мне хочется боя, Я от бака до юта в лихорадке дрожу. Но приказ есть приказ! я — корабль конвоя. Это значит, себе я не принадлежу. Третьи сутки идём, Солнце палубу греет. Не поход боевой, а шикарный круиз. И расслабился транспорт, навалился на леер, Что с гражданских возьмёшь? Только я не турист. Я-то знаю, чего тишина эта стоит, Я готов каждый миг опознать их дозор. Аппараты на «товсь!», я — корабль конвоя, Я-то знаю, что значит подставить свой борт. Ну, накаркал: «Полундра!», Выдал пеленг акустик. Чуть правее по курсу шум винтов взрезал ночь. Веселее, ребята, не давай волю грусти, Ждал я этой минуты и смогу вам помочь! Мы догоним её. Но зачем? Что такое? Почему «стоп машина!», и я в дрейфе лежу? Почему я не волен? Почему я в конвое? Почему сам себе я не принадлежу? Громом сотен стволов салютует нам база, Обознались, наверно, я ведь шёл, как овца. В море я за врагом не погнался ни разу И в жестоком сраженье не стоял до конца. Кто спасёт мою честь? Кто их кровью умоет? Командир, я прошу, загляни мне в глаза. И сказал он в ответ: «Ты — корабль конвоя. Мы дошли, значит, этим ты всё доказал!» Александр Розенбаум

Советский флот второй мировой войны

Крейсеры Линкоры Подлодки Охотники Тральщики Минзаги Сторожевики Катера

Старт

?>

Строительство советских эсминцев 3-го поколения

В июне 1975 года на судостроительном заводе им. Жданова в торжественной обстановке состоялась закладка головного корабля проекта – эсминца «Современный». Оценивая чертежи и масштабы строительства, можно было судить о впечатляющих размерах нового корабля. Проектное водоизмещение эсминца составляло 6500 тонн при длине корпуса 156 метров и ширине 17,2 метра.

Новый корабль представлял собой крупную боевую единицу, которая вводом в строй могла существенно усилить любой военный флот. Однако уже через год после закладки головного корабля, проект 956 был пересмотрен, было решено ограничить серию постройкой 32 единицами. Уже в конце 80-х годов серийное строительство советских эсминцев 3-го поколения ограничили 20 единицами. Новые боевые суда строились для нужд Советского ВМФ. Только после развала Советского Союза часть недостроенных судов достраивались на российских судостроительных верфях.

Уже в процессе строительства, в целях увеличения темпов ввода в строй флота новых эсминцев, была предпринята попытка начать строить корабли в Николаеве (Украина). После передачи технической и проектной документации на Николаевский завод им. 61 коммунара состоялась закладка двух судов, однако с началом перестройки дальнейшее строительство было приостановлено. Законсервированные корпуса эсминцев «Внушительный» и «Вечный» в разной степени готовности уже после раздела флотского хозяйства СССР были куплены у Украины китайской стороной. На сегодняшний день это действующие корабли китайских ВМС, эсминцы «Тайчжоу» и «Нинбо».

Три корабля усовершенствованного проекта 956-А «Беспокойный», «Настойчивый» и «Бесстрашный» были в дальнейшем введены в строй Балтийского и Северного флотов и продолжают оставаться в составе действующего флота. Вместе с ними продолжает нести боевую службу эсминец «Быстрый» – 11-й по счету корабль серии. Четыре другие корабля, корпуса которых были заложены еще в советский период, были проданы Китаю и достраивались в рамках экспортного варианта для нужд ВМС Китайской Народной Республики.

Все другие корабли проекта постройки 1980-91 годов на сегодняшний день выведены из состава действующего флота. Большая часть судов, включая головной корабль серии «Современный», уже утилизированы или ожидают своей участи.

Основные особенности новых советских эсминцев проекта 956

Новые боевые корабли, начавшие с 1978 года поступать на оснащение флота, представляли собой довольно внушительные боевые единицы. До этого времени в советском военном флоте кораблей подобного класса не было. Даже поверхностный осмотр судна производил впечатление и говорил о его высоких боевых возможностях и тактико-технических характеристиках. На корабле имелись:

  • вертолетная площадка для вертолета Ка-27;
  • универсальный зенитно-ракетный комплекс «Ураган»;
  • противокорабельный ракетный комплекс «Москит» (2 пусковых установок);
  • башенные артиллерийские установки 130 мм орудий (2х2).

Корабли оснащались новыми газотурбинными энергетическими установками, которые обеспечивали кораблю высокую скорость хода и довольно внушительную дальность плавания. Максимальная скорость эсминца составляла 33,4 узла. Дальность плавания экономичным 18-ти узловым ходом составляла почти 4000 миль.

Исходя их приведенных данных, новый эсминец проекта 956 должен был способен выполнять следующие функции:

  • уничтожение кораблей противника в открытом море и в районе действия десантных сил флота;
  • огневая поддержка десантных операций, подавление сопротивления противника на оперативную глубину;
  • обеспечение устойчивой ПВО и ПКО десантного ордера во время морских переходов, во время проведения десантных операций.

Помимо эффективных и мощных огневых средств вооруженной борьбы, корабль имел современное радиолокационное оборудование, позволяющее не только своевременно обнаруживать морские и воздушные цели, но и вести активную радиоэлектронную борьбу. Всю эту громаду обслуживал экипаж в количестве 300 человек, среди которых треть приходилась на офицерский и мичманский состав.

Для строительства эсминцев типа «Сарыч» применялась инновационная на то время технология сборки. Корпуса формировались секционным способом, начиная с килевой части и заканчивая установкой фрагментов машинно-котельного отделения. Это позволяло в кратчайшие сроки получить корпуса судов высокой степени готовности. Корпуса строились на открытом стапеле, тогда как последующая сборка и установка начинки судна осуществлялись в условиях закрытого эллинга.

Корпус судна изготавливался из низколегированной стали, тогда как верхние надстройки в основном собирались из алюминиевого сплава.

Несмотря на седловатый корпус, корабль имел 6 прямо расположенных палуб параллельно ватерлинии. Внутреннее пространство эсминца было поделено на 16 отсеков. Такие контуры корпуса позволили существенно увеличить мореходность судна. Верхняя часть корпуса и конструкция надстроек создавались с учетом удобного размещения основного бортового вооружения корабля и уменьшения заметности силуэта судна в радиолокационных полях.

Двигательная установка советских эсминцев 3-го поколения была представлена газотурбинным установками ГТЗА-674. Суммарная мощность двух агрегатов составляла 100 тыс. л/с. Группа движителей имела установку сменной частоты вращения винтов. Энергетическая установка обеспечивала не только ход кораблю, но и обеспечивала энергоснабжение всех основных систем корабля.

Вооружение советских эсминцев проекта 956 на примере корабля «Быстрый»

Вооружение советских эсминцев заслуживает отдельного разговора. Ввиду длительной разработки проекта и внесения изменений уже по ходу строительства корабля, удалось создать корабль, превосходящий американские эсминцы типа «Спрюэнс». По мореходности советские корабли не имели равных и могли свободно выдерживать волнение до 7 баллов. Что касается вооружений, то по ударным видам вооружений эсминцы типа «Сарыч» не оставлял своему визави никаких шансов.

Американцу удалось добиться преимущества в другом направлении. Средства ПВО и противолодочной борьбы у «Спрюэнсов» были лучше. Сказалось наличие у США более современного радиолокационного и гидроакустического оборудования, которое устанавливали на новые суда. Только в середине 80-х годов, когда на «Спрюэнсы» стали устанавливать пусковые контейнеры для крылатых ракет «Томагавк», их ударные возможности существенно выросли и достигли советских аналогов.

Несмотря на то, что проект 956 создавался в качестве противовеса американских эсминцам типа «Спрюэнс», потенциальным противником советских кораблей на море стали более современные и технологически совершенные американские эсминцы типа «Арли Бёрк». Этому противнику советские эсминцы уступали по многим позициям, что и сказалось на быстром сворачивании серийного производства. Однако при грамотном подходе, конструктивно советские корабли давали широкие возможности для последующей модернизации, что и было сделано уже в постсоветский период. При замене основных систем радиолокационного и гидроакустического оборудования на более совершенные, корабли могут быть оснащены новыми средствами вооружения, включая противокорабельные комплексы «Оникс» и «Калибр».

Что касается состояния вооружения кораблей советской эпохи, то это можно сегодня увидеть при осмотре эсминца «Быстрый». Это единственный из серийных кораблей, полностью построенный еще в советскую и эпоху и сохранивший изначально все присущие для этого проекта параметры.

Основным ударным средством борьбы является все тот же ПРК «Москит», оснащенная сверхзвуковыми ракетами П-270 «Москит». Ракета могла доставить 300 кг. боевую часть на расстояние 90-150 км, в зависимости от модификации. При этом скорость полета носителя составляла 470 м/с. Корабль нес 8 таких ракет, установленных в двух четырех секционных контейнерах, по два с каждого борта.

В дополнение противокорабельному комплексу эсминец «Быстрый» имел четыре 130-мм орудия, расположенные по двое в двух башнях, в носовой и в кормовой части. Дальность стрельбы орудий составляла 23 км. В автоматическом режиме артиллерийские установки АК-130 могли в течение одной минуты выпустить по цели до 6 тонн снарядов. Такое мощное артиллерийское вооружение позволяло советским эсминцам успешно действовать на море при ближнем столкновении с кораблями противника. Что касается артиллерии корабля в качестве средства огневой поддержки сухопутных операций, то такая огневая мощь корабля была непревзойденной.

Классификация и определение

Классификация, технические характеристики и краткое описание боевых кораблей помогут определить различия между такой военной техникой.

Корвет

В новейшей истории Российского военного флота такая боевая единица, как корвет, только начинает свое усиленное развитие, несмотря на то, что первые представители этого класса появились еще в 17-м веке. В то время корветом называли трехмачтовое судно, на котором имелось прямое парусное вооружение и 20-30 орудий, расположенных на верхней палубе. Функция такой военной техники заключалась в разведке и перевозе секретной почты.

Водоизмещение первых корветов составляло от 460 тонн и выше. В середине 20-го века появились колесные и парусно-винтовые модели. С началом развития ракетного оружия корабли стали оборудоваться ракетными установками.

Мнение эксперта

Карнаух Екатерина Владимировна

Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность «Экономика предприятия»

Задача современных корветов, находящихся на вооружении многих стран мира, заключается в противолодочной обороне конвоя либо берегового объекта стратегического назначения. В конце 80-х годов прошлого века такие боевые единицы стали оснащать гидроакустическими станциями и торпедными аппаратами. Водоизмещение современных корветов возросло до 1200-1500 тонн. Также вооружение кораблей было дополнено легкими вертолетами, использующимися для целеуказания противокорабельным ракетам.

Эсминец

По военно-морской терминологии эсминцем называют маневренный и быстрый боевой корабль, характеризующийся высокой прочностью. Предназначение такой боевой единицы — сопровождение и защита конвоя, крупных судов флота или боевых групп от мощных атак, имеющих ближний радиус действия.

Первые единицы таких боевых кораблей были разработаны в последнем десятилетии 19-го века. Конструктором эсминцев стал испанец Фернандо Вильяамиль. Техника предназначалась для защиты испанского военно-морского и торгового флота от торпедных катеров. На момент начала русско-японской войны такие корабли были быстрыми, мощными и хорошо вооруженными боевыми единицами, которые использовались для уничтожения торпедных катеров противника.

Эсминцы имеют более компактные размеры, чем линкоры, как правило, корабли вооружены одной пушкой и множеством ракет, в том числе противокорабельных. Современные боевые единицы часто оснащаются вертолетной площадкой, что позволяет более эффективно вести противолодочную войну. Водоизмещение современных эсминцев колеблется от 3000 до 10 000 тонн.

Фрегат

В России первые корабли, именующиеся фрегатами, появились во времена правления Петра I. Причем этим словом называли все морские единицы, выполняющие крейсерские функции, независимо от наличия или отсутствия парусного вооружения.

С началом Второй мировой войны произошло изменение классификации боевых кораблей. Для сопровождения конвоев начали использовать специально сконструированные боевые единицы, которые в разных странах именовали по-разному — фрегаты, эскортные эсминцы, сторожевые корабли или корабли сопровождения. По своему водоизмещению такие суда занимали промежуточное место между корветами и эскадренными миноносцами. Военная техника оснащалась противолодочным, мощным пушечным и зенитным оружием.

Мнение эксперта

Карнаух Екатерина Владимировна

Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность «Экономика предприятия»

Сегодня на вооружении ВМС Росси есть два типа сторожевых кораблей, которые относятся к фрегатам. Они предназначены для охраны боевого флота и конвоя от легких надводных сил, а также подводных и воздушных сил противника в дальней морской зоне. Таким образом, согласно российской классификации, фрегатами называют бывшие большие противолодочные и сторожевые корабли дальней морской зоны, а также универсальные сторожевые единицы.

Крейсер

Крейсеры — это класс военных морских кораблей, они способны выполнять широкий спектр задач и независимы от остальных сил флота. Этот термин впервые начал использоваться в 17-м веке. Под словом крейсер подразумевалась боевая единица, которая действовала независимо от остального флота. Это скорее указывало на класс судна, чем на его конструктивные особенности и технические характеристики. В качестве крейсеров в то время использовали маленькие быстрые корабли. В 18-м веке крейсерами становятся фрегаты — быстрые и маневренные суда с небольшим количеством вооружения.

Современный крейсер — дорогостоящий продукт, который создается с помощью кораблестроительных, электронных и ракетных технологий. Такие корабли могут позволить себе только крупные государства, сегодня такая боевая единица есть только на вооружении России и США. Используются суда для борьбы с легкими силами флота противника и торговыми кораблями, а также в качестве обороны боевых соединений и конвоев.

Линкоры

Линкор, или линейный корабль — это класс наиболее мощных бронированных артиллерийских боевых единиц, находящихся на вооружении разных стран в 20-м веке. До начала ВМВ такие боевые корабли считались символом могущества морских держав, а также средством обеспечения господства на море. Их водоизмещение могло превышать 80 000 тонн.

Линкоры использовались для уничтожения судов противника и в качестве артиллерийской поддержки сухопутных операций. Перед началом Второй мировой войны такие боевые единицы имелись в составе флотов всех крупных морских держав, однако во время проведения операций ВМВ не оправдали возложенных на них надежд. Дело в том, что линейные корабли оказались уязвимыми для ударов авиации и подводных лодок. Из-за этого в конце 40-х годов их производство полностью прекратилось. Сегодня в составе флотов мира такие боевые единицы отсутствуют.

Авианосцы

Такой класс боевых кораблей, как авианосцы, предназначены для базирования в порту и боевого применения в акваториях. Можно сказать, что такой корабль представляет собой авиабазу, которая действует в открытом море. Основное отличие авианосцев от других боевых судов заключается в том, что они оснащены полетной палубой и другими средствами, облегчающими взлет, посадку и базирование боевых самолетов и вертолетов.

В качестве оборонительного вооружения авианосцы оборудованы зенитной артиллерией малых и средних калибров, а также управляемым ракетным вооружением. Однако во второй половине 20-го века, в связи с развитием ракетного оружия, стратегическая значимость этих кораблей значительно снизилась.

В задачу авианосцев входят такие моменты:

  • противолодочная и противовоздушная защита морских соединений;
  • воздушная поддержка сухопутных операций, проходящих в прибрежной зоне;
  • завоевание локального превосходства в воздухе и разрушение противовоздушной обороны противника.

Всего существует три класса авианосцев: легкие, средние и тяжелые. Водоизмещение кораблей (в зависимости от класса) составляет от 30 000 до 100 000 тонн.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]