Большой десантный корабль «Иван Грен» во время перехода из Калининграда в Североморск Особой частью задач военно-морского флота является высадка войск на побережье. Такие операции требуют использования специальной техники, в первую очередь – больших десантных кораблей (БДК). В их разработке и строительстве более всего преуспели Соединенные Штаты Америки, однако и у СССР имелись кое-какие успехи на этом направлении. Российскому же флоту долгое время приходилось пользоваться советским наследием, и лишь в 2020-м году в состав военно-морского флота был введен новый большой десантный корабль «Иван Грен». На его постройку ушло долгих 14 лет.
История создания
В первые годы двадцать первого века в распоряжении российского военно-морского флота имелось около двух десятков больших десантных кораблей, построенных по проектам 775 и 1171. Все они сошли со стапелей еще до распада Советского Союза и постепенно старели. В общем-то, командование ВМФ предвидело это ситуацию – еще в 1998 году было утверждено техническое задание на разработку нового БДК, которое затем поступило в Невское проектно-конструкторское бюро, располагавшее огромным опытом по созданию надводных кораблей.
Преувеличивать прозорливость военно-морских начальников, тем не менее, не стоит. Их исходный замысел предполагал создание небольших десантных судов с маленькой осадкой, которые можно было бы перебрасывать по рекам из одного моря в другое. Эта особенность выглядела довольно заманчиво, однако корабли, изготовленные по соответствующим требованиям, не могли иметь больших размеров – а это командованию ВМФ не нравилось.
БДК «Саратов» (ранее – «Воронежский комсомолец»), построенный по проекту 1171 «Тапир»
В результате еще на стадии эскизного проектирования техническое задание было в значительной мере пересмотрено. Теперь речь пошла о создании большого десантного корабля водоизмещением от четырех до шести тысяч тонн. Этот «крутой поворот» оказался не последним: за пять с небольшим лет, с 1998 по 2003 годы, техническое задание пересматривалось трижды.
В конечном счете кораблестроители решили не рисковать, создавая нечто принципиально новое, а опереться на уже существующую и проверенную конструкцию больших десантных кораблей проекта 1171 «Тапир». У флота был довольно значительный и в целом позитивный опыт их эксплуатации. Кроме того, в конце 80-х годов в Невском конструкторском бюро уже осуществлялось проектирование улучшенного варианта «Тапира», эти наработки сохранились, и ими можно было воспользоваться.
Надо сказать, что в СССР строились и значительно более крупные БДК, водоизмещение которых достигало 13 тысяч тонн. Это были корабли проекта 1174. Использовать их в качестве базовой модели не стали, поскольку в техническом задании говорилось, что новые БДК предназначены для действий только в двух местах – на Балтике и в Черном море. Обе эти акватории сравнительно невелики, так что для десантирования разумнее построить корабли средних размеров с небольшой осадкой.
Новый проект получил обозначение 11711, а головной БДК решили назвать в честь Ивана Грена, вице-адмирала, возглавлявшего морскую артиллерию, оборонявшую Ленинград во время Великой Отечественной войны. Закладывался новый корабль в самом конце 2004 года, после того, как был окончательно завершен этап предварительного проектирования.
Осознание проблемы
Последствия распада СССР к началу XXI века аукнулись практически обвальным сокращением корабельного состава ВМФ Российской Федерации. В числе пострадавших оказались и большие десантные корабли. Из тройки самых крупных БДК проекта 1174 (полное водоизмещение 14060 тонн) из «игры» вышли все три. Из 14 стареньких БДК проекта 1171 (полное водоизмещение 4360 тонн) осталось 4. Из 27 БДК проекта 775 (полное водоизмещение 4400 тонн) в строю уцелело 15.
При этом именно БДК оказались едва ли не самыми востребованными боевыми кораблями ВМФ. Правда, объяснялось это не тем, что нашему Флоту приходилось непрерывно высаживать морские десанты, а тем, что у этого самого Флота не оказалось войсковых транспортов. В роли таковых и пришлось использовать уцелевшие БДК. Те при этом, понятное дело, тратили свой драгоценный ресурс и уж точно не молодели…
shipyard-yantar.ru /
Необходимость постройки новых БДК на смену кораблям советской эпохи была в полной мере осознана командованием ВМФ РФ еще в конце «лихих девяностых». Но какие десантные корабли нужны Флоту? Ответить на этот вопрос было не так просто, как может показаться.
Например, в Соединенных Штатах идея высадки людей и техники на необорудованное побережье непосредственно с крупных десантных кораблей к этому времени уже считалась анахронизмом. Крупный корабль — это крупная цель. Подгонять большой десантный корабль прямо к вражескому берегу означало сознательно подставлять его под удар. Поэтому ВМС США деятельно занимались отработкой доктрины «загоризонтной высадки» и «вертикального охвата».
Согласно ей, десантный корабль оставался вне зоны видимости с вражеского берега, а высадкой людей и техники занимались базирующиеся на «десантнике» скоростные плавсредства и вертолеты. Специально под эту доктрину в Штатах строились универсальные десантные корабли полным водоизмещением свыше 40000 тонн, способные нести не только несколько десятков вертолетов и самолетов вертикального взлета и посадки, но и 12 десантных катеров с возможностью замены дюжины десантных катеров тройкой ДКА на воздушной подушке.
ВМФ СССР на пике своего развития тоже стал «подбираться» к чему-то похожему. По этой причине и были заложены БДК проекта 1174 с четверкой вертолетов Ка-29 каждый. Помимо вертолетов, эти БДК могли принимать в доковую камеру еще и разнообразные десантные катера. Но использование газотурбинных установок и недостатки общей компоновки предопределили недолгую жизнь БДК проекта 1174 в ВМФ РФ. Эти корабли в силу объективных причин достаточно быстро перешли в разряд неходовых…
wikipedia.org /
Этапы и ход строительства нового поколения десантных кораблей
Начальный этап строительства БДК «Иван Грен»
Строительство БДК «Иван Грен» осуществлялось в Калининграде, на судостроительном . Процесс изготовления оказался долгим и трудным. Основной причиной проблем стало крайне переменчивое и непредсказуемое поведение заказчика. Финансирование часто прерывалось, что приводило к остановке всех работ.
В крайне сложном положении находился и сам . Полное отсутствие крупных заказов на протяжении всех 90-х годов грозило самому существованию этого предприятия. Уже в процессе строительства «Ивана Грена» была начата процедура банкротства завода, который должен был перейти из рук государства в частную собственность, что неизбежно закончилось бы распродажей уцелевших активов и окончательной ликвидацией. Только личное вмешательство Владимира Путина предотвратило такое развитие событий.
Шли годы, командование ВМФ периодически выдвигало новые требования, а корабль оставался недостроенным. Конструкция его постепенно становилась лучше, но этот процесс шёл крайне медленно. Новые неприятности начались в 2008-м. Связаны они были в первую очередь со всемирным финансовым кризисом, из-за которого серьезно пострадала вся российская экономика. Почти одновременно у военного руководства страны возникла идея о покупке французских универсальных десантных вертолетоносцев «Мистраль», что самым отрицательным образом сказалось на дальнейшей судьбе БДК проекта 11711.
«Иван Грен» незадолго до спуска на воду в 2012 году. Корабль строился так долго, что некоторые элементы конструкции успели заржаветь
Напрямую «Иван Грен» сравнивать с «Мистралями» некорректно – российский БДК вчетверо меньше французского корабля, который к тому же использует намного более передовой тип десантирования с «загоризонтной» высадкой. Поэтому прямой конкуренции тут, конечно же, не было. Тем не менее интерес к «Ивану Грену» со стороны командования ВМФ вновь пропал, да и денежные потоки потекли в другую сторону. В итоге уже в 2010-м году опять возникла угроза банкротства судостроительного .
Судебный процесс вначале удалось прекратить, но спустя год банк ВТБ уже в третий раз потребовал официального признания неплатежеспособности ПСЗ «Янтарь» и распродажи имущества предприятия. В последующее разбирательство было вовлечено правительство России. Сообщалось, в частности, что руководство завода вынужденно израсходовало деньги, выделенные на строительство «Ивана Грена», на изготовление опытного судна «Селигер».
В мае 2012 года «Иван Грен», первый большой десантный корабль, построенный к тому моменту на 70%, был, наконец, спущен на воду. Условиям контракта это в любом случае не соответствовало, поскольку они предусматривали, что в 2012-м «Иван Грен» не просто сойдет со стапелей, а уже будет передан заказчику. Необходимо было заключать новое соглашение. Ссылаясь на хроническое недофинансирование, представители предложили достроить корабль как обычное транспортное судно, отказавшись от размещения на нем вертолетов и вооружения.
Выполнение сборочных работ на БДК «Иван Грен» было откровенно небрежным – хорошо виден зазор между потолком ходового мостика и окантовкой ниши
Командование ВМФ, однако, не было готово к столь радикальной «смене курса». Было выдвинуто встречное предложение о завершении строительства БДК. Военное ведомство пообещало погасить всю имевшуюся задолженность по финансированию контракта и пошло даже дальше, заявив о своем желании получить еще пять таких же кораблей, как «Иван Грен». Вскоре, правда, эти обещания были «урезаны» – уже к концу 2012 года речь шла лишь об еще одном БДК проекта 11711.
После долгих и мучительных для обеих сторон переговоров стороны, наконец, договорились о том, что «Иван Грен» перепрофилируют в транспортное судно лишь частично – уберут часть вооружений и приспособят корабль для перевозки стандартных грузовых контейнеров на верхней палубе.
Как и следовало ожидать, достройка первого БДК и его испытания тоже затянулись. Проблемы возникали одна за другой, причем часто они были связаны не с какими-либо конструкторскими ошибками, а с низким качеством работ. Тем временем (точнее, в июне 2015 года) состоялась церемония закладки еще одного корабля проекта 11711. Он получил название «Петр Моргунов».
Переломным во всей этой чрезмерно длинной истории стал 2020-й год. В конце мая на в торжественной обстановке был спущен на воду БДК «Петр Моргунов». Спустя месяц, уже в июне, в состав ВМФ России был введен «Иван Грен». В октябре он прибыл к месту своего постоянной службы, в главную базу Северного флота. Возможно, именно эти события побудили командование военно-морского флота в очередной раз пересмотреть свои планы и заказать еще два корабля проекта 11711.
Церемония закладки двух новых десантных кораблей проекта 11711
Закладка их состоялась 23 апреля 2022 года. Новые БДК получат названия «Василий Трушин» и «Владимир Андреев». Уже известно, что оба корабля будут в значительной мере отличаться от своих «предшественников». В частности, будет увеличено водоизмещение, а также изменится конфигурация полетной палубы для вертолетов.
Несмотря на столь значительный пересмотр конструкции, проектный номер решили сохранить, что несколько необычно. Впрочем, учитывая сложную и извилистую биографию «Ивана Грена», можно предположить, что всё ещё не раз переменится.
Состав серии
Общее число запланированных кораблей серии – шесть.
Причину задержки постройки второго корабля военные эксперты видят в том, что судьба всего проекта будет только ясна только после проведения испытаний головного корабля. Перед тем, как производство будет запущено, комплекс будет откатан, для того, чтобы стало видно, в каких дополнениях и изменениях нуждается проект. Продолжительность будущих испытаний составляет приблизительно год.
- «Иван Грен»; Заводской номер – 01301; Заложен – 23 декабря 2004 года; Спуск на воду – 18 мая 2012 года; Ввод в строй – 2015 год (план)
- «Петр Моргунов»; Заводской номер – 01302; Спуск на воду – 2016 год (план); Ввод в строй – 2022 год (план).
Особенности конструкции
Главным отличием кораблей проекта 11711 от старых советских БДК является принципиально иная схема десантирования. «Тапиры» высаживали морскую пехоту и боевую технику при помощи рампы, подходя так близко к берегу, насколько это было возможно по условиям местности. «Иван Грен» в ходе десантирования может оставаться на значительном удалении от среза воды. Высадка техники при этом происходит по понтонной «переправе», соединяющей БДК с берегом.
Такая схема позволяет гарантировать десантирование танков, которое ранее было возможно лишь при благоприятных обстоятельствах. Многие иностранные десантные корабли освоили этот способ высадки достаточно давно, но российские БДК до сих пор подобных способностей не имели.
Компоновка корпуса
Главным внутренним помещением кораблей проекта 11711 является сквозной грузовой трюм, проходящий по всей длине корпуса. Закрывающие его передняя и задняя аппарели позволяют осуществлять высадку в любую сторону. Оборудование для неконтактного десантирования с использованием инженерных понтонов размещено в носовой части корпуса, имеющей довольно характерную изогнутую форму.
Вид спереди на БДК «Иван Грен». Хорошо видны закрытые створки передней аппарели
На верхней палубе имеется две надстройки – носовая пятиярусная и кормовая четырехярусная. Между ними расположены два крана, которые используются при выгрузке на причальную стенку лёгкой бронетехники и грузовых автомобилей (перевозить их можно как в десантном трюме, так и на верхней палубе).
Внутри кормовой надстройки расположен вертолетный ангар с выдвижной частью, а непосредственно за ним – небольшая полетная площадка. Места на борту хватает для двух винтокрылых машин, однако их одновременное использование едва ли можно будет осуществить. «Штатно» большие десантные корабли проекта 11711 оснащаются одним вертолетом Ка-29.
Помимо ангара, в кормовой надстройке расположен пост управления полетами, медицинский блок, часть вентиляционной системы машинного отделения и подбашенные помещения артустановок.
Антенны радиолокационной станции и связи установлены на крыше носовой надстройки, а на её верхнем ярусе находится ходовой мостик. На других «этажах» имеется целый ряд служебных и жилых помещений, в том числе столовая и спортивный зал. Десантные кубрики достаточно просторны, в них установлены трёхъярусные кровати, обеспечивающие размещение трёхсот человек.
Значительную часть верхней палубы занимает большой грузовой люк, закрывающийся четырьмя створками. Помимо своей основной функции, он является частью вентиляционной системы трюма, позволяя своевременно удалять выхлопные газы, создаваемые двигателями бронетехники, запущенными непосредственно перед десантированием.
Столовая для экипажа большого десантного корабля «Иван Грен»
Силовая установка
Большой десантный корабль проекта 11711 приводится в движение двумя гребными винтами фиксированного шага, каждый из которых подключен к отдельному агрегату ДРРА3700, состоящему из следующих основных элементов:
- Дизельный шестнадцатицилиндровый двигатель 10Д49;
- Реверс-редуктор РРП6000;
- «Пурга-11», электронная система, осуществляющая управление агрегатом.
Совокупная мощность силовой установки составляет 10 400 лошадиных сил.
Электрооборудование
Основным источником электроэнергии для кораблей проекта 11711 являются дизель-генераторы АДГ-1000НК. Всего их на борту четыре штуки, размещены они попарно в носовом и кормовом машинных отделениях. Потребителями являются различные исполнительные устройства, осветительное, радиолокационное и навигационное оборудование, аппаратура связи, а также система размагничивания.
Технические характеристики
Основные параметры даются для уже введенного в состав ВМФ большого десантного корабля «Иван Грен». Характеристики следующих БДК проекта 11711 могут быть существенно иными.
Водоизмещение | 5000 тонн нормальное, до 6000 тонн полное |
Длина корабля | 120 м |
Ширина | 16,5 м |
Осадка | 3,6 м |
Максимальная скорость | 18 узлов |
Автономность | 30 суток |
Запас хода | 3500 морских миль при скорости в 16 узлов |
Экипаж | 100 человек |
Необходимо отметить, что когда в «нулевые» годы неоднократно демонстрировался макет БДК «Иван Грен»,сообщалось, что водоизмещение корабля составит 6 600 тонн. Сам же проект тогда обозначался конструкторским бюро как 11711Э.
БДК проекта 11711 на сегодняшний день
Так как проект 11711 на сегодняшний день частично реализован, можно с уверенностью сказать, что постройки запланированных 5-6 больших десантных кораблей в рамках этого проекта не предвидится. Корабль «Иван Грен», который сейчас проходит комплекс испытаний, должен войти в состав флота (скорее всего Балтийского) в конце декабря 2022 либо в начале 2022 года.
Второй корабль, который начали строить в 2010 году, должен быть построен в запланированные сроки. После постройки корабля «Пётр Моргунов» проект 11711 будет, скорее всего, закрыт. Это связано с тем, что за прошедшие годы появилось множество новых разработок, в результате чего корабли проекта 11711 кажутся уже достаточно устаревшими.
В настоящее время крупные мировые державы заняты строительством более крупных десантных кораблей, называющихся «судно-док». Можно сказать с уверенностью, что следующий российский проект будет напрямую связан с разработкой и постройкой больших десантных кораблей именно такого класса.
Несмотря на то, что большие десантные корабли проекта 11711 не являются передовыми в своём классе, теперь у России есть опыт в строительстве судов подобного класса. Можно с уверенностью сказать, что в случае достаточного финансирования последующих проектов подобного масштаба, Россия сможет в короткие сроки разработать и выпустить более современные большие десантные корабли класса «судно-док».
Вооружение и десант
Установка АК-630, размещенная в задней части кормовой надстройки БДК «Иван Грен»
Первоначальные планы предусматривали размещение на БДК довольно внушительного комплекса вооружений, состоящего из следующих основных элементов:
- Две палубных установки МС-73М. Это оружие представляет собой морской вариант реактивной системы залпового огня «Град». Пусковые устройства с подпалубной системой перезарядки планировалось установить непосредственно перед носовой надстройкой;
- Артиллерийская установка АК-176М. Представляет собой автоматическое 76-мм орудие, размещенное в башне с противоосколочным бронированием. Рассматривались и другие варианты, в частности, сообщалось о возможности замены АК-176 на более мощную А-190 со 100-мм орудием;
- Три артиллерийских установки «Дуэт». Представляют собой комбинацию из двух шестиствольных автоматических пушек калибра 30 мм. Предназначен «Дуэт» главным образом для отражения воздушных атак. Темп стрельбы – 10 000 выстрелов в минуту;
- Два зенитных ракетно-артиллерийских комплекса «Палаш». Разрабатывать их начали почти одновременно со строительством «Ивана Грена». Видимо, ими предполагалось заместить два из трёх «Дуэтов».
Нехватка финансирования и многократный срыв сроков строительства корабля привели к сокращению вооружения. На борту «Ивана Грена» остался только один «Дуэт», вместо двух других установили обычные автоматы АК-630 с одним шестиствольных орудием калибра 30 мм. Решено было отказаться также от АК-176М и от МС-73М.
В то же время сообщалось о том, что на корабле появятся две тумбовые установки «Жало» с крупнокалиберными пулеметами Владимирова (14,5 мм). Во время проведения ходовых испытаний «Ивана Грена» этого оружия на борту не было.
Артиллерийская установка «Дуэт», размещенная на носовой надстройке корабля «Иван Грен»
Такие преобразования обозначают, что БДК не сможет обеспечить огневую поддержку десанта в зоне его высадки и будет бессилен перед расположенными на берегу артиллерийскими орудиями и танками противника. Защита от атаки с воздуха также ослабела, а крупнокалиберные пулеметы, даже если они и появятся, не намного её усилят. Разумеется, БДК в одиночку не действуют, но рассчитывать только на боевые корабли сопровождения – это всё-таки явно ущербная тактика. Остается надеяться на то, что в будущем эта ситуация изменится.
На борту БДК «Иван Грен» можно разместить до 300 человек десанта, 13 основных боевых танков и до 36 единиц легкой бронетехники (БТР или БМП). Допустимый вес каждого танка – до 60 тонн. Как нетрудно вспомнить, Т-14 «Армата» имеет массу в 55, а Т-90АМ – в 48 тонн.
Для высадки небольших десантных групп может также использоваться транспортно-боевой Ка-29 – если, конечно, на борту размещен именно такой вертолет, а не поисково-спасательный Ка-27 или ударный Ка-52К.
Аналоги[ | ]
- Вuque de Аpoyo Logistico (BAL)
— «корабли транспортного обеспечения», фактически танесантные корабли, созданные на основе американских танесантных кораблей «LST-542» времён Второй мировой войны. С 2011 года построено и вошло в состав ВМС Мексики 2 единицы. При водоизмещении 3666 т, скорости 12 узлов имеют следующее вооружение: 5 × 40 мм Bofors L/70[19]. - Десантные корабли класса Magar (англ.) (рус.
— танесантные корабли типа «Магар» были созданы на базе десантного корабля типа «Sir Lancelot» ВМС Великобритании. С 1987 года построено и вошло в состав ВМС Индии 2 единицы. При водоизмещении 5665 т, скорости 15 узлов имеют следующее вооружение: 2 × 122 мм РСЗО, 4 × 40 мм Bofors. Для высадки морского десанта снабжён 4 десантно-высадочными средствами
LCVP
(расположенных побортно на шлюпбалках), ангаром для 1 вертолёта (ВПП на 2 верт.)[20]. Экипаж состоит из 20 офицеров и 235 матросов[21]. - Десантные корабли класса Shardul (англ.) (рус.
— танесантные корабли типа «Шардул» являются дальнейшим развитием десантных кораблей типа «Магар». Изменения затронули улучшение обитаемости экипажа, мореходных качеств, а а также уменьшилась эксплуатационная стоимость. В 2002—2009 годах построено и вошло в состав ВМС Индии 3 единицы. При водоизмещении 5650 т, скорости 15,8 узлов имеют следующее вооружение: 2 × 140 мм РСЗО «WM-18», 4 × 30 мм CRN-91 AA, ПЗРК. Для высадки морского десанта снабжён 4 десантно-высадочными средствами LCVP (расположенных побортно на шлюпбалках), ангаром для 1 вертолёта (ВПП на 2 вертолёта). Корабли также могут быть использованы в качестве госпиталей или танкеров[22]. Экипаж состоит из 11 офицеров и 145 матросов[23]. - Десантные корабли класса Type 072III (англ.) (рус.
— танесантные корабли типа «Тип 072-III» (Yuting-II класс) являются современным основным типом БДК в ВМФ Китая. В 2003—2005 годах построено и введено в строй 10 единиц. При водоизмещении 3430 т, скорости 18 узлов имеют следующее вооружение: 1 × 37 мм тип «76F» AAA, ПЗРК. Оборудован ВПП на 1 вертолёт. (ангара не предусмотрено)[24][25]. - Десантные корабли класса Jason (англ.) (рус.
— танесантные корабли типа «Ясон», являются основными десантными кораблями ВМФ Греции. В 1986—2000 годах построено и введено в строй 5 единиц. При водоизмещении 4470 т, скорости 16 узлов имеют следующее вооружение: 1 × 76 мм АУ «Oto Melara», 2 × 40 мм АУ «Breda», 4 × 20 мм АУ «Rheinmetall». Оборудован 4 десантно-высадочными средствами LCVP и ВПП на 1 верт. (ангара не предусмотрено)[26].
Боевое и учебное применение
В настоящее время большой десантный корабль «Иван Грен» еще не использовался ни на учениях, ни в ходе реальных боевых действий. Единственным случаем его практического применения стал эпизод, происшедший во время одного из испытательных выходов в море в августе 2016 года. Тогда «Иван Грен» оказал помощь терпевшему бедствие малоразмерному частному катеру «Швед», который был поврежден штормом.
Вертолетная площадка на корме БДК «Иван Грен»
Достоинства и недостатки
Учитывая острую нехватку в ВМФ десантных кораблей, основным достоинством БДК проекта 11711 следует признать уже сам факт постройки и ввода в эксплуатацию «Ивана Грена». Из других преимуществ можно отметить:
- Возможность «бесконтактного» десантирования и доставки грузов на неподготовленное побережье;
- Заметно улучшившиеся условия размещения для экипажа и десантников;
- Возможность коммерческого использования корабля;
- Современное электронное и навигационное оборудование.
Основным недостатком кораблей этого проекта остается их недоработанность. В конструкцию внесено множество изменений, но заказчик и сейчас не вполне доволен результатами. Из других негативных качеств можно отметить:
- Невозможность использования корабля для передового и лучшего в данный момент загоризонтного способа десантирования;
- Слабость вооружения. Корабль не способен не только поддержать десант, но и защитить самого себя;
- Малые размеры ангара и взлетной площадки.
Последний из этих недостатков, вероятно, будет устранен на третьем и четвертом по счету кораблях серии.
Торжественная встреча большого десантного корабля «Иван Грен» в главной базе Северного флота
Тем не менее особых восторгов этот БДК всё же не вызывает. «Идейно» он относится к 80-90-м годам прошлого века и значительно отстает от своих иностранных конкурентов, находящихся на вооружении различных стран НАТО.